Осенний букет в натюрморте живописцев 6 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 1-2 6 класс

Тема: Осенний букет .Живопись

Цель: Закрепить понятия: основные и составные цвета,

Дать понятие о цветовом фоне

Научить правилам компоновки рисунка и приемам выполнения цветов

1.Орг.часть.Проверка готовности к уроку

В изобразительном искусстве ,главным образом в живописи- одним из важнейших средств создания изображения является ЦВЕТ и цветовой фон. С помощью цвета воспроизводится форма и материал изображаемых предметов и объектов ,передаются пространственные отношения, освещение, воздушная среда.

Цвет играет значительную роль в графике, скульптуре и ДПИ. Сегодня мы поработаем с вами над выполнением осеннего букета в технике живописи

-Какие цветы цветут в нашей местности до поздней осени?(астры)

-Каких цветов бывают астры?

Астры бывают самых различных оттенков и цветов . Оттенки получаем путем смешивания, применяя основные и дополнительные цвета. Давайте вспомним - Какие цвета наз. Основными? Какие - составными?

А теперь перейдем к выполнению работы.

Этапы работы над натюрмортом:

На середине листа должно располагаться горлышко вазы. Отметим его прямой линией. Намечаем дно вазы и середину. Строим вазу ,форму выбираем самостоятельно. Затем намечаем простым карандашом стебли цветов. И сразу переходим к цветовому решению Сначала раскрашиваем вазу с учетом цвета и тени, показывая её объём .Цветы выполняем сразу красками, стебли -коричневым, листья-зеленым. Лепестки цветов выполняем кончиком кисти, смешивая цвета и добавляя оттенки. ( На доске показываю все этапы выполнения сначала мелом ,потом на листе бумаги красками)

3.Практическая работа .Проверка рисунков.

4. Итог урока. Выставка лучших работ с самоанализом. Д/з- дома доработать.

Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта в виде монотипии.

Подведение итогов и защита работы.

Здравствуйте, юные художники. Я рада приветствовать вас на уроке! Сегодня в нашем классе открывается художественная студия. И вы становитесь художниками -исследователями.

А значит всем надо быть внимательными, думать, размышлять, вспоминать и высказывать свое мнение.

Ребята за окном зима, холодно, сыро. Хотелось бы узнать какое настроение у каждого из Вас. На столе палитра с разноцветными кляксами выберете понравившейся цвет. Покажите свое настроение. Таким образом мы определили настроение в начале урока и настрой на дальнейшею работу.

1.Организационный момент. Урок начинается с психологической разминки:

2.Формулирование темы, целей урока.

Каждый день мы окружены множеством различных вещей, которые помогают нам жить. И сегодняшний урок посвящён этому жанру изобразительного искусства. Если вы отгадаете загадку поэта и музыканта Григория Гладкова, то узнаете, о каком жанре сегодня пойдёт речь. Внимание на экран.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе.

Или квас в большом кувшине,

Или вазу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу

Учитель: Вы знакомы с этим жанром изобразительного искусства?

Учитель: Перед вам художник-живописец! А теперь скажите мне: чем работают художники-живописцы?

Учитель: А краски-это что…. Цвет!

А цвет-это душа живописи.

Учитель: Ребята, эпиграфом нашего урока сегодня станут слова Н. Бромлея

Скажи, скажи художник,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер

Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?

Учитель: Вы определили тему урока ?

Ответ: Цвет в натюрморте.

Учитель: И речь сегодня пойдёт не просто о натюрморте, а о цвете в натюрморте

3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Учитель: Что объединяет эти картины?

Учитель : Какое главное выразительное средство используют художники-живописцы?

Учитель: Цвет-это главное выразительное средство в живописи. С его помощью мы можем выразить свое настроение и передать в картине. Натюрморт может быть не только созидательным, повествовательным, но и просто радовать глаз игрой красок, ритмом цвета, а также давать душевный отдых

А какие художники передавали удивительную яркость в картинах?Назовите стиль? (СЛАЙД 9)

Ответ: Красного, желтого.

Учитель : На какие две группы делятся все хроматические цвета? Красный и желтый к какой цветовой гамме относятся? Теплой ( Поднимите карточки ) (СЛАЙД 11)

Учитель: А с помощью каких цветов художник передает грустное настроение?

Ответ: Синий, серый, зелёный. А эти цвета к какой цветовой гамме относятся . К холодной ( Поднимите карточки ) (СЛАЙД 11)

Учитель: С давних пор было известно, что красный цвет бодрит, синий успокаивает, серый угнетает, а жёлтый способствует созданию хорошего настроения.(СЛАЙД 11)

Учитель: Важно, чтобы общее цветовое построение работы передавало эмоциональное настроение зрителю. Такого настроения можно добиться при помощи сочетания цветов.

Бывают контрастные ( выраженная противоположность двух дополнительных цветов) и сближенные сочетания цветов (основаны на сочетании близких цветов и оттенков) . (СЛАЙД 12)

Игра : Составьте пары контрастных цветов и сближенных цветов.

Учащиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе учителя ученики поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.

4. Работа по зрительному ряду.

Ответ: . Синий и желтый

Ответ: К сближенным.

Учитель: Контраст по светлоте часто применяют художники, подчеркивая в изображении разную тональность предметов.

Выразительный рисунок никогда не бывает однообразным. В нем всегда должны сочетаться темные и светлые части. Поднимите эти сочетания цветов? (СЛАЙД 16)

Ответ: Черный и белый.

Учитель: Но для создания хорошего натюрморта важно помнить и об общем колорите рисунка.

Колорит – означает сочетание, соотношение цветов, создающих единство замысла, идеи художника. Колорит может быть теплым или холодным, светлым или темным, импульсивным и спокойным. (СЛАЙД 17)

Проектная работа в группах : Учащиеся делятся на три группы. Самостоятельно определяют в каком колорите будут выполнять коллаж из цветных фигур. Упражнение на определение колорита и его выразительного аспекта. (СЛАЙД 18)

Известно, что каждый предмет имеет определённый природный цвет(собственный цвет): лимон жёлтый, морковь оранжевая, огурец зелёный. Такой ярко выраженный цвет предмета называется локальный. А цвет в картине называется обусловленный (СЛАЙД19)

В живописи под цветом предмета понимают не локальный его цвет, а видимый в определённый момент в конкретной среде. (время суток) .

Учитель: Самое важное значение для цвета в живописи имеет освещение

При сильном освещении локальные цвета предметов становятся более светлыми, их насыщенность уменьшается, они как бы выцветают. (СЛАЙД 20)

При среднем освещении ( полутень ) все локальные цвета имеют наибольшую насыщенность.(СЛАЙД 21)

Такие наблюдения за изменением локального цвета предмета и помогают создавать иллюзию объёма на плоскости.

Учитель: А чтобы поднять перед творческим заданием нам настроение, давайте немного подвигаемся. Встали из –за парт. Видеоролик на экране .(СЛАЙД 22)

6. Постановка художественной задачи по выполнению натюрморта

Учитель: Перед вами необходимые материалы. Вы должны проявить творческую фантазию и изобразить цветочный натюрморт .А выполнять задание будем в виде монотипии.

Монотипия состоит из двух древнегреческих слов

Постарайтесь определёнными цветами выразить своё эмоциональное состояние. Как можно ярче отразить характер предметов.

Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим – яркий теплый, или мягкий красный, или глубокий синий, или… ? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон.

Учащиеся выполняют цветочный натюрморт в виде монотипии. Работа выполняется в группах.. Выполняется оттиск, далее прорисовывают детали нетрадиционными материалами и пальчиками рук.

7. Практическая работа.

  • Замысел. Какой цвет будет определяющим? (в контрастной цветовой гамме или натюрморт на сближенную гамму. )
  • Композиция . Составить цветочный натюрморт, где должно присутствовать не менее 2-х предметов.
  • Построение композиции
  • Работа в цвете. Придать своему натюрморту эмоциональный настрой, чувства, например-нежность, яркость, любовь, безразличие.
  • Самоконтроль (СЛАЙД 24)

Звучит тихая музыка – мелодия №3.

Учитель работает одновременно с учащимися на мольберте, а также делает целевые обходы.

  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения приёмов работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  • контроль объёма и качества выполненного задания

8.Рефлексия.
Учитель : Пожалуйста, поделитесь с нами своими результатами.

Итак, дорогие мои, что нового узнали вы на сегодняшнем занятии?

Понравился ли вам урок?

Что понравилось больше всего?

Возникали ли у вас какие-либо трудности во время урока?

А теперь возьмите кисти в руки наберите цвет, который соответствует Вашему настроению и настрою в конце урока. (СЛАЙД 26)

Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.

Анализ работ. Оценки учащихся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Изображение предметного мира-натюрморт.Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по программе Неменского.

Разработка урока по изобразительному искусству "Изображение предметного мира-натюрморт" 6 класс. К разработке урока прилагается дидактический материал и презентация.

Разработка урока изобразительного искусства в 6 классе по теме: "Натюрморт"

Разработка предназначена для учителей изобразительного искусства и может помочь при подготовке к уроку по теме: "Натюрморт".

Урок изобразительного искусства в 6 классе "Изображение предметного мира – натюрморт. ( с применением интерактивной доски INTERWRITE)

Этот урок познакомит школьников с многообразием форм изображения мира вещей в истории искусства, расширит знания о жанре натюрморта. Дети будут учиться понимать, чувствовать и воспринимать.


Уроки изобразительного искусства в 6 классе по теме "Изображение предметного мира – натюрморта. Живопись натюрморта акварельными красками"

Конспект урока, презентация к урокам.

Презентация к уроку изобразительного искусства по теме:"Выразительные возможности натюрморта"

Презентация предназначена для 6 класса. Помогает углубить и закрепить знания учащихся о жанре натюрморта, о предметном мире в изобразительном искусстве и выражении переживаний и мыслей худо.


Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в натюрморте".

Проект урока изобразительного искусства в 6 классе "Цвет в натюрморте" по программе Б.М. Неменского.


Урок изобразительного искусства в 3 кл "Картина-натюрморт". Рисование с натуры натюрморта. Кружка и помидор

Технологическая карта и презентация к уроку ИЗО в 3 кл.по теме "Картина натюрморт".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осенний букет в натюрморте живописцев.

Изобразительное искусство 6 класс

Осенний букет в натюрморте живописцев .

ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ -ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ. Природа была, разумеется первой и самой главной наставницей человека в его вечном стремлении к прекрасному . В. И. Белов.

ОБРАЗ ЦВЕТУЩЕЙ ПРИРОДЫ -ВЕЧНАЯ ТЕМА В ИСКУССТВЕ.

Природа была, разумеется первой и самой главной наставницей человека в его вечном стремлении к прекрасному .

В. И. Белов.

А. А. Пластов. Когда на земле мир. Надо, чтобы человек непроходящую невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, - на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, и на любовь к детям и к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись. А. А. Пластов.

А. А. Пластов. Когда на земле мир.

Надо, чтобы человек непроходящую невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймет он эту удивительность, громоподобность бытия, - на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, и на любовь к детям и к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись.

А. А. Пластов.

М. С. Сарьян. Осенние цветы. Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? В горах или ущельях, в полях или даже в городе, утомленный сутолокой, проходишь….. и, увидев цветы, сразу же заряжаешься радостным настроением. Как хороши букеты! … Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и в плодах….. М. С. Сарьян.

М. С. Сарьян. Осенние цветы.

Что может быть красивее цветов, украшающих жизнь человека? В горах или ущельях, в полях или даже в городе, утомленный сутолокой, проходишь….. и, увидев цветы, сразу же заряжаешься радостным настроением. Как хороши букеты! … Чистоту красок, прозрачность и глубину, которые мы видим в цветах, можно видеть только в оперении птиц и в плодах…..

М. С. Сарьян.

Вспомни: Что тебе известно о жанре натюрморта?

Узнай. Цветы с древнейших времен вдохновляли художников, поэтов, музыкантов на создание произведений искусства. Изображение пышных букетов вошло в моду на родине натюрморта – в Голландии в середине XVII в. Разновидность такого натюрморта называли «живопись цветов. Что же стремятся передать художники в своих цветочных композициях ? Возможно, главное, что движет их творческой мыслью, - это красота природы, многообразие ее форм, цветов и оттенков

Узнай. Цветы с древнейших времен вдохновляли художников, поэтов, музыкантов на создание произведений искусства. Изображение пышных букетов вошло в моду на родине натюрморта – в Голландии в середине XVII в. Разновидность такого натюрморта называли «живопись цветов.

Художник в произведении искусства отображает свою эпоху, выражает свое представление о мире и общечеловеческое понимание ценностей жизни. Натюрморт XVIII - начала XIX в.

Академик живописи И. Т. Хруцкий. (1810 – 1885)

И. Т. Хруцкий. Фрукты и цветы. Какие оттенки цвета преобладают в красочном колорите его натюрмортов?

Натюрморт конца XIX - начала XX в. И. И. Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889. Э. Мане. Букет в хрустальной вазе.

Натюрморт конца XIX - начала XX в.

Определи. Что общего и различного в композиции?

Проверь по словарю на стр. 223, 225, 226 учебника, верно ли ты понимаешь смысл понятий идеал, красота, мировоззрение, мироощущение.

Учебные работы.

 К. А. Коровин. Сирень.

К. А. Коровин. Сирень.

Кондрацкая Е. А. Цветы.

Кондрацкая Е. А. Цветы.

Творческое задание! Выполни в своем альбоме живописный этюд с натуры осенних цветов в букете.

Творческое задание! Выполни в своем альбоме живописный этюд с натуры осенних цветов в букете.


Данный конспект разработан для учащихся 7-9 лет. На занятии учащиеся знакомятся с понятием "натюрморт", способами смешения красок для получения разнообразных оттенков, учатся правильной компоновке педметов в формате, построению рисунка с натуры с применением пропорций.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Стародубский центр детского творчества

План-конспект занятия по рисунку

Автор: Короткая Надежда Александровна,

педагог дополнительного образования

Основная часть

Цель урока: формирование представлений о жанре натюрморт.

Задачи урока:

развивающие: развитие внимания, памяти; развитие логического и абстрактного мышления; развитие пространственного воображения; развитие мелкой моторики рук; развитие глазомера.

воспитательные: формирование нравственно-эстетической отзывчивости; формирование интереса и любви к изображению окружающей действительности; формирование эстетического отношения к действительности.

Вид художественной деятельности: рисование с натуры.

Оборудование:

для учителя:

Инструменты: Лист ватмана А3, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды.

Постановка: овощи, драпировка.

для учащихся:

альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический.

Экспозиция доски:


2. Рабочая область

Организационный момент

Изложение учебного материала

Практическая работа

Объяснение этапов выполнения практической работы

Выполнение практической работы

Завершение работы

Уборка рабочих мест

1.Организационный момент:

Организация рабочего места;

Проверка готовности учащихся к уроку;

Работа с журналом.

2. Изложение учебного материала:

Дидактический материал: педагогический рисунок, методические таблицы, овощи, драпировка.

Содержание учебного материала:

Ребята, сегодня тема нашего урока – натюрморт. Натюрморт - это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь.

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Это было время, когда голландцы после тяжелой борьбы с испанскими завоевателями получили независимость. Теперь они свободно плавали по морям и торговали со всем миром. Голландия стала одной из самых богатых стран в Европе.

После трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы. Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.

Давайте посмотрим на наш натюрморт. Ребята, какие предметы будем рисовать? (Тыква, кабачок). Как будем располагать альбомный лист? Прежде всего, необходимо сравнить высоту всей группы предметов с ее длиной. Это подскажет нам положение листа бумаги. (Горизонтальное). Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию.

Мы знаем, что окружающие нас предметы имеют разные размеры, форму, цвет, фактуру. В своём рисунке мы должны передать их характерные особенности.

Рисуя несколько предметов вместе, то есть группу предметов, надо рассматривать и передавать в рисунке отдельные предметы как часть целого. Надо правильно передавать их размеры по отношению друг к другу, выявлять в рисунке характерные особенности пропорций отдельных предметов.

Величина изображения всей группы предметов должна находиться в соответствии с фоном. Предметам не должно быть тесно на плоскости, но и фон не должен преобладать над изображением. Предметы не должны загораживать друг друга, но и не должны быть разобщены. Они должны взаимно подчеркивать и выделять друг друга.

3. Практическая работа:

Задачи: приобретение опыта выполнения натюрморта с натуры, правильная компоновка предметов в формате, построение рисунка с натуры с применением пропорции, развитие чувства цвета через использование живописных приёмов, получение навыков смешения красок для получения разнообразных оттенков.

Задание: нарисовать натюрморт, передав особенности изображаемых предметов.

Материалы: альбом, карандаш, ластик, краски (акварель), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.

Последовательность выполнения задания

Рассмотрим последовательность работы. Учитель выполняет рисунок на листе, заранее прикреплённом к доске:


Вначале рисуется линия, отделяющая вертикальную плоскость от горизонтальной. Затем необходимо набросать всю группу предметов – её нужно закомпоновать в листе лёгкими быстрыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. Тыква должна быть несколько смещена от центра картины, чтобы композиция не казалась слишком статичной.


Намечаются общие размеры предметов и определяются основные пропорции этих предметов – тыква по форме напоминают приплюснутый круг, её ширина ненамного больше высоты, кабачок вытянутый, его длина больше высоты в 2-3 раза.


Определяется пространственное положение кабачка. Он лежит спереди тыквы, и перекрывает её с левой стороны. По отношению к нам кабачок лежит под углом.

Выполняется более детальная прорисовка предметов. Рисуются прожилки, хвостики овощей.


Предметы выполняются в цвете. Источник света находится слева. Кабачок закрашивается светло-зелёным цветом, тыква светло-оранжевым, фон закрашивается светло-фиолетовым.


Используя технику лессировки начинаем прописывать полутень, тень, рефлексы, падающую тень. Утемняем драпировку к низу, горизонтальную плоскость утемняем. Прорисовываем падающую тень. Намечаем особенности овощей: хвостики, прожилины.

Выполнение практической работы

А теперь, ребята, нарисуйте сами натюрморт. Помните, что расположение предметов относительно друг друга будет меняться в зависимости от того, где вы сидите.

Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная работа учителя с учащимися

Завершение практической работы

4. Завершение урока:

Оценка работ учителем.

Критерии оценки: грамотно построенная композиция, верное цветовое решение, передача особенностей предметов, передача освещения, аккуратность.

Подведение итогов (что нового узнали, с чем познакомились, чему научились)

Выставка готовых работ;

Уборка рабочих мест.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

В изобразительном искусстве ,главным образом в живописи- одним из важнейших средств создания изображения является ЦВЕТ и цветовой фон. С помощью цвета воспроизводится форма и материал изображаемых предметов и объектов ,передаются пространственные отношения, освещение, воздушная среда.

Цвет играет значительную роль в графике, скульптуре и ДПИ. Сегодня мы поработаем с вами над выполнением осеннего букета в технике живописи

-Какие цветы цветут в нашей местности до поздней осени?(астры)

-Каких цветов бывают астры?

Астры бывают самых различных оттенков и цветов и цветов. Оттенки получаем путем смешивания, применяя основные и дополнительные цвета Давайте вспомним - Какие цвета наз. Основными? Какие - составными?

А теперь перейдем к выполнению работы.

Этапы работы над натюрмортом:

На середине листа должно располагаться горлышко вазы. Отметим его прямой линией. Намечаем дно вазы и середину. Строим вазу ,форму выбираем самостоятельно. Затем намечаем простым карандашом стебли цветов. И сразу переходим к цветовому решению Сначала раскрашиваем вазу с учетом цвета и тени, показывая её объём .Цветы выполняем сразу красками, стебли -коричневым, листья-зеленым. Лепестки цветов выполняем кончиком кисти, смешивая цвета и добавляя оттенки. ( На доске показываю все этапы выполнения сначала мелом ,потом на листе бумаги красками)

3.Практическая работа .Проверка рисунков.

4. Итог урока. Выставка лучших работ с самоанализом. Д/з- дома доработать.

Читайте также: