Конспект урока ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных

Обновлено: 05.07.2024

Лабораторная работа №2

Тема: "Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных"

Цели: изучить умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение ;

Оборудование: учебник

1. Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу:

Изменение интенсивности размножения

Изменение размера ареала

Изменение интенсивности конкуренции с родственными организмами

Изменение интенсивности давления отбора

Изменение числа подчиненных систематических групп

2. Подчеркните основные свойства ароморфозов.

А) Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов.

Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.

В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.

Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.

Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.

Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.

Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.

4. Эволюция шла по пути постепенного повышения уровня их организма. Выпишите в таблицу название таксонов растений, которые появились в результате ароморфоза. Раскройте значение каждого ароморфоза

1.Появление покровной, механической и проводящей тканей

2.Появление стебля и листьев

3. Появление корня и листа

4. Возникновение семян

5. Возникновение цветка и плода

5. Впишите в таблицу название таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов

1. Появление костяной челюсти

2. Появление хорды

3. Возникновение лёгочного дыхания

4. Появление пятипалой конечности

5. Появление в яйце защитной оболочки

6. Появление роговых покровов

7. Внутреннее оплодотворение

8. Возникновение четырехкамерного сердца, теплокровность

9. Появление перьев

10.Появление волосяного покрова, выкармливание детёнышей молоком

6.Впишите ароморфозы, обуславливающие появление групп животных в таблицу:

А – возникновение хорды

В – появление двухсторонней симметрии

Г – возникновение расчленённых конечностей

Д – появление трахеи

Е – появление хитинового покрова

Ж – расчленение тела на сегменты

Главные направления эволюции

Выбрать один ответ

1. Эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации –

А) идиоадаптация Б) дегенерация

В) биологический прогресс Г) ароморфозы

2. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

А) экологическое разнообразие Б) забота о потомстве

В) широкий ареал Г) высокая численность

3. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:

А) появление спор Б) образование семян

В) образование плода Г) видоизменение листьев

4. Ароморфоз, обеспечивающий выход растений на сушу, - появление:

А) корневой системы Б) полового размножения

В) дифференцированных тканей Г) семян

5. Важнейший ароморфоз, обеспечивший выход насекомых на сушу, - это появление

А) кровеносной системы Б) покровительственной окраски

В) трахеи Г) одной пары усиков

6. Пример идиоадаптации

А) Видоизменение листьев в колючки у кактуса

Б) появление цветка и плода у покрытосеменных

В) появление семени у голосеменных

Г) формирование проводящей ткани у мхов

Выбрать три ответа

7. К ароморфозам относят:

А) возникновение хорды у животных

Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

В) наличие у коров четырёхкамерного желудка

Г) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

Д) возникновение полового размножения

8. Главными ароморфозами протерозойской эры являются:

А) выход растений на сушу

Б) появление первых насекомых

В) появление систем органов

Д) двусторонняя симметрия тела

Установить соответствие

9. 1) ароморфоз; 2) общая дегенерация

А) исчезновение ряда органов

Б) крупные эволюционные изменения

В) упрощение организации

Г) общий подъём организации

Д) приводит к образованию новых крупных таксонов

Е) переход к паразитическому или сидячему образу жизни

10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, объясните:

1) Ароморфоз представляет собой крупные масштабные изменения, которые ведут к общему подъёму организации. 2) Ароморфозы дают преимущества в борьбе за существование. 3) К ароморфозам животных можно отнести формирование разнообразных конечностей у млекопитающих. 4) К ароморфозам растений можно отнести формирование приспособлений к опылению ветром. 5) Ароморфоз – это морфофизиологический регресс.

1. Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания

Появляются мутации, идет борьба за существование, лучшие признаки остаются, передаются по наследству, и возникают новые приспособления к среде обитания.

2. Установите правильную последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение адаптации у вида

2) передача признака и его длительное распространение в поколениях

3) фенотипическое проявление признака

4) естественный отбор признака

5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией

6) возникновение у нескольких особей мутации

3. Последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций: возникновение у нескольких особей мутации → скрещивание особей, обладающих данной мутацией → фенотипическое проявление признака → естественный отбор признака → передача признака и его длительное распространение в поколениях → возникновение адаптации у вида.

4. Установите правильную последовательность ароморфозов в развитии нервной системы.

1) образование диффузной нервной системы

2) развитие коры мозга

3) возникновение переднего мозга

4) стволовая нервная система

5) узловая нервная система

Под цифрами 1 — Кишечнополостные; 4 — Плоские черви; 5 — Кольчатые черви; 3 — Хордовые (Класс Рыбы); 2 — у земноводных кора представлена древней и зачатком старой коры, у пресмыкающихся хорошо развиты древняя и старая кора и появляется зачаток новой коры. Наибольшего развития новая кора достигает у млекопитающих.

5. Установите последовательность формирования ароморфозов в эволюции хордовых животных.

1) возникновение лёгких

2) образование головного и спинного мозга

3) образование хорды

4) возникновение четырёхкамерного сердца

Образование хорды (ланцетник) → образование головного и спинного мозга (рыбы) → возникновение лёгких (земноводные) → возникновение четырёхкамерного сердца (птицы и млекопитающие).

6. Установите последовательность ароморфозов в эволюции беспозвоночных животных.

1) возникновение двусторонней симметрии тела

2) появление многоклеточности

3) возникновение членистых конечностей, покрытых хитином

4) расчленение тела на множество сегментов

Появление многоклеточности → возникновение двусторонней симметрии тела → расчленение тела на множество сегментов → возникновение членистых конечностей, покрытых хитином.

7. Установите последовательность формирования ароморфозов у животных в процессе эволюции.

1) появление тканей

2) возникновение полового размножения

3) образование хорды

4) формирование пятипалых конечностей

Последовательность: возникновение полового размножения, появление тканей, образование хорды, формирование пятипалых конечностей. Прокомментируем подробнее 2) возникновение полового размножения. Многие простейшие имеют не одну, а несколько форм размножения, которые могут закономерно чередоваться друг с другом. В результате получается сложный цикл развития, отдельные части которого могут протекать в разных условиях среды.

Конъюгация. Две инфузории прикладываются друг к другу брюшными сторонами и остаются в таком положении некоторое время (туфельки при комнатной температуре в течение 12 ч). При этом макронуклеус растворяется в цитоплазме, а микронуклеус неоднократно делится. Часть ядер, образовавшихся при делении, разрушается, и в каждой инфузории оказывается по два ядра. Одно остается на месте, а другое перемещается из одной конъюгирующей инфузории в другую и сливается с ее неподвижным ядром. В результате образуется сложное ядро. Это и есть не что иное, как процесс оплодотворения, после которого конъюганты расходятся. В дальнейшем сложное ядро делится, и часть продуктов этого деления путем преобразований превращается в макронуклеус, другие образуют микронуклеус.

Процесс конъюгации не сопровождается делением клетки, т. е. размножения инфузорий в полном смысле этого слова не происходит. Обновляется лишь их ядерный аппарат. Благодаря этому, как и всегда при половом размножении, увеличивается разнообразие наследственных свойств организма и повышается его жизнеспособность.

Копуляция. Встречается среди жгутиковых (Flagellata) и споровиков (Sporozoa). Суть его заключается в слиянии ядер и цитоплазмы двух различных организмов — отцовского и материнского. Развивающаяся молодая особь получает половину наследственных свойств от одного организма, половину от другого и обладает более разнообразной наследственной изменчивостью. Это повышает возможности животного приспосабливаться к условиям окружающей среды.

8. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность важ­ней­ших аро­мор­фо­зов у растений.

2) об­ра­зо­ва­ние семян

3) по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных органов

4) воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода

5) воз­ник­но­ве­ние многоклеточности

Важ­ней­шие аро­мор­фо­зы у рас­те­ний: фо­то­син­тез (синезеленые водоросли) — воз­ник­но­ве­ние мно­го­кле­точ­но­сти (нитчатые водоросли)— по­яв­ле­ние ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов (мхи, папоротниковидые) — об­ра­зо­ва­ние семян (семенные папоротники, голосеменные) — воз­ник­но­ве­ние цвет­ка и плода (покрытосеменные).

9. Установите правильную последовательность возникновения важнейших ароморфозов у растений. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) возникновение многоклеточности

2) появление корней и корневищ

3) развитие тканей

4) образование семени

5) возникновение фотосинтеза

6) возникновение двойного оплодотворения

1. Установите соответствие между видами организмов и направлениями эволюции, по которым в настоящее время происходит их развитие.

обучающие – изучить главные направления эволюции органического мира и пути достижения биологического прогресса; рассмотреть соотношение между главными путями эволюции; охарактеризовать роль человека в биологическом прогрессе и регрессе видов;

развивающие – развивать познавательный интерес учащихся, умение логически мыслить, делать выводы, уметь использовать ранее изученный материал, развивать навыки коллективного труда;

воспитательные – воспитывать интерес к урокам биологии, формировать научное мировоззрение.

Методическая цель: формирование творческого мышления и познавательной деятельности учащихся на уроках биологии через внедрение элементов технологий развивающего обучения.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок усвоения знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география.

Учебно-методическое обеспечение: плакат “Ароморфоз и идиоадаптация у животных и растений”, учебник “Общая биология” 10–11 класс Д.К. Беляева, презентация по теме: “Главные направления эволюции органического мира”, схема соотношений между главными путями эволюции по А.Н. Северцову. Таблицы по общей биологии.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

План урока: (на доске)

1. Повторение темы: “Вид. Критерии вида”.

2. Главные направления органической эволюции: биологический прогресс, биологический регресс.

3. Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация.

4. Соотношение главных путей органической эволюции.

Работа в тетрадях над планом урока.

Белый медведь обитает в арктическом и субарктическом поясах, у него белая шерсть, питается он рыбой и морскими млекопитающими. Бурый медведь распространён в лесах умеренного пояса, у него бурая шерсть, он всеяден, на зиму впадает в спячку. Какие критерии вида использованы при описании медведей?

Два культурных растения – ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (44), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу (хлеб из ячменной муки не пекут).

К одному или разным видам следует отнести рожь и ячмень? Какими критериями вида при этом нужно руководствоваться?

Между близкородственными видами наблюдается чёткое разделение экологических ниш. Например, некоторые виды малиновки в хвойных лесах, на первый взгляд, занимают одну нишу, но одни из них кормятся на внешних, а другие на внутренних ветвях деревьев. Какой критерий в данном случае является основополагающим?

Одновременно с работой учащихся по карточкам идёт фронтальный опрос по теме: “Вид. Критерии вида”.

1. Понятие вида и история его становления в биологии.

2. Дать характеристику морфологическому и генетическому критериям вида.

3. Дать характеристику физиолого - биохимическому и этологическому критериям вида.

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.

С этим вопросом неразрывно связана проблема общей направленности или не направленности эволюции.

А что такое эволюция?

Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Прогресс и регресс – два главных направления органической эволюции.

Современные представления о направлениях эволюции основываются на работах Ивана Ивановича Шмальгаузена (1884-1963 гг.) и Алексея Николаевича Северцова (1866–1936)


Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

Пути достижения биологического прогресса:

Общая дегенерация (катагенез).

Ароморфоз – главный путь достижения биологического прогресса (от греч. airo – поднимаю и morfozis – образец, форма) – эволюционное преобразование строения и функций организмов, имеющее общее значение для организма в целом и повышающее уровень его организации, т.е. ведущее к биологическому прогрессу. (Слайд №10-12)

Ароморфоз формируется на основе наследственной изменчивости и естественного отбора. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Эволюция кровеносной системы от трубчатого сердца у ланцетника к двух -, трёх-, четырёх- камерному сердцу у позвоночных;

Обособление кругов кровообращения и разделение артериального и венозного кровотоков;

Появление челюстей у позвоночных; появление скелета; возникновение жабр и лёгких;

Переход растений от размножения спорами к размножению семенами; образование цветков и плодов у цветковых растений; появление проводящей системы у наземных растений.

Идиоадаптация (от греч. idios – особый и лат. adapto – прилаживаю) – приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации данной группы организмов.

- покровительственная окраска насекомых; строение ног, клюва у птиц; форма тела скатов и камбалы и др.

Но существует крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования, носящая название специализации (от лат. specialis – особенный).

Переход к питанию одним видом пищи, обитание в однородной среде приводит к тому, что вне этих условий организмы жить не смогут. Специализация подавляет эволюционные возможности группы и при быстром изменении условий среды приводит к вымиранию.

Общая дегенерация – (лат. degenero - вырождаюсь) – упрощение организации в ходе эволюции данной группы организмов, сопровождающееся утратой ряда функций и выполняющих их органов. (Слайд №15-20)

Согласно учению Дарвина, выживают наиболее приспособленные, а не более высокоорганизованные существа.

Поэтому упрощение организации тоже может привести к биологическому прогрессу.

Дегенерация связана с переходом к пещерному, сидячему или паразитическому образу жизни.

У пещерных обитателей часто наблюдается редукция органов зрения, снижение активности, отсутствие пигментации;

У паразитов – редукция кишечника, ротового и анального отверстий, упрощение строения нервной системы и т.д.

Соотношение главных путей эволюции органического мира. (Слайд № 21)

Ароморфозы обычно охватывают краткие периоды в процессе эволюции. Они определяют этапы в развитии органического мира, поднимая организацию какой – либо группы на более высокую ступень эволюции и открывая перед ней новые возможности среды.

Идиоадаптации занимают более длительные периоды эволюции. После ароморфозов дальнейшее развитие группы идёт по пути идиоадаптаций.

Дегенерация является частным случаем идиоадаптаций, т.к. её можно рассматривать как приспособленность организмов к более простым условиям существования.

Влияние деятельности человека на главные направления органической эволюции.

С появлением человека причины биологического прогресса и биологического регресса часто связаны с изменениями, которые он вносит в ландшафты Земли, нарушая связи живых существ со средой, сложившиеся в процессе эволюции.

Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса одних видов, нередко вредных для него, и биологического регресса других, нужных и полезных ему. Вспомните появление многих видов насекомых, устойчивых к ядохимикатам, болезнетворных микробов, устойчивых к лекарствам, бурное развитие сине-зелёных водорослей в сточных водах. Виной всему этому деятельность человека. При посевах и посадках он вторгается в живую природу, уничтожает на больших массивах великое многообразие диких популяций, заменяя их немногими искусственными.

Материал этого урока познакомит учащихся с основными направления эволюционного процесса, который идет непрерывно в сторону максимального приспособления организмов. Так же вы узнаете, чем отличается биологический прогресс от биологического регресса и выясним эволюционное значение ароморфозов и идиоадаптации.

2. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс, арогенез, аллогенез, катогенез.

Макроэволюция – совокупность эволюционных процессов, которые приводят к образованию надвидовых систематических категорий (родов, семейств, типов, отделов).

Биологический прогресс – это увеличение численности вида, расширение его ареала и появление новых видов.

Биологический регресс – эволюционный упадок группы организмов, который сопровождается, сокращением ареала и вымиранием.

Арогенез, или морфологический прогресс, связан со значительным расширением ареала данной группы организмов в следствии приобретения больших изменений строения – ароморфозов.

Аллогенез – эволюционное направление, сопровождающееся приобретением идиоадаптаций.

Идиоадаптация – мелкое морфологическое приспособление к специальным условиям среды, но не изменяющее уровня организации.

Катагенез – эволюционное направление, сопровождающееся упрощением организации – дегенерацией.

Дегенерация – это упрощение организмов в процессе эволюции, которое сопровождается потерей определённых функций или органов.

3. Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

Дополнительные источники:

1. Общая биология 10-11, дидактические материалы/ авт.-сост. С.С. Красновидова, С. А. Павлов, А. Б. Павлов, - М. Просвещение, 2000г., стр.83-104

2. Общая биология 10-11 классы: подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г. И. Лернер. – М.: Эксмо, 2007.стр 160-164

3. Биология: общая биология. 10-11 классы: учебник/ А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2018. Стр.340-347

4. Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

5. Теоретический материал для самостоятельного изучения;

Ученые выделяют два основных направлений эволюционного процесса: биологический прогресс и биологический регресс. А.Н. Северцев предложил в 1925 году назвать биологическим прогрессом успех группы в борьбе за существование, который характеризуется увеличением численностей особей таксона, расширением его ареала.

Сущность биологического прогресса может проявиться в усложнении организации особей в процессе эволюции. Это направление эволюционного процесса называется ароморфозом; оно характерно в наибольшей степени для организмов, ведущих активный образ жизни.

Другие направления, ведущие к биологическому прогрессу, называются идиоадаптациями или аллогенезом. Это частные приспособления организма к определенному образу жизни. И к конкретным условиям внешней среды. Примером являются разные формы клюва у птиц в связи с использованием различной пищи и способов её добывания; другой пример – разные приспособления для распространения семян у растений.

Дегенерация или катагенез – упрощение структуры систем органов и тканей в процессе индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Например, исчезновение хвоста у головастика и превращение его в лягушку.

Другой путь эволюции – это биологический регресс, это эволюционный упадок группы особей, которая не смогла приспособиться к изменениям внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами особей. Это направление эволюции характеризуется уменьшением количества особей данной группы, сужением ареала.

Способы осуществления макроэволюции:

  1. Дивергенция– расхождение признаков у близких популяций (независимое расхождение признаков у вьюрков на Галапогосских островах под действием элементарных эволюционных факторов) В результате вид распадается на несколько независимых видов.


В результате дивергенции развиваются гомологичные органы - органы, имеющие общее происхождение, но разный внешний вид в связи с выполнением разных функций

(так как они приспосабливаются к разным условиям).

  1. Параллелизм –эволюционное развитие в сходном направлении 2-х или более дивергировавших ранее групп (развитие саблезубости у представителей разных кошачьих). Объясняется общностью генной структуры и сходной изменчивостью.

Путём параллелизма развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у нескольких групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных;

  1. Конвергенция – процесс развития в сходном направлении, приводящий к возникновению сходных признаков в одинаковой среде ( форма тела у акул, китообразных, ихтиозавров, тюленей).

В результате конвергенции развиваются аналогичные органы - органы, имеющие разное происхождение, но сходный внешний вид в связи с выполнением одинаковых функций

(так как они приспосабливают к сходным условиям).

6. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

Соединяя попарно геометрические фигуры, решите ребус-соответствие:



Правильный вариант: в соединённых фигурах появляются надписи:

Появляется слово: ароморфоз


Появляется слово: биологический регресс


Появляется слово: идиоадаптация


Подсказка: геометрические фигуры должны быть соединены по 3 или 4.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Подчеркните эти предложения

(1) Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы.

(2) В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли.

(3) У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления.

(4) Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбалы и палтусы, имеют плоскую форму тела.

(5) С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень первых древних позвоночных.

Правильный вариант:

(1) Самый многочисленный надкласс современных хордовых животных – рыбы.

(2) В процессе эволюции они приобрели множество частных приспособлений к жизни в гидросфере Земли.

(3) У рыб глубоководных сообществ имеются биолюминесценция и приспособление к обитанию в условиях высокого давления.

(4) Многие придонные рыбы, такие как скаты, камбалы и палтусы, имеют плоскую форму тела.

(5) С появлением челюстей у их древних предков – бесчелюстных рыб существенно повысился уровень первых древних позвоночных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Практическая работа №8

Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных

1. Цели:

Образовательные: сформировать умение выявлять ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, объяснять их значение ;

Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, пробуждать их творческие способности.

Воспитательные: способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

2. Обеспечение занятия: инструкции для студентов, картинки животных и растений , дидактические карточки задания.

3. Порядок выполнения:

3.1. Отработка терминов и понятий.

3.2. Выполнение работы, решение заданий.

3.3. Выполнение тестового задания.

4. Схема отчета:

4.1. Тема и цель занятия.

4.2. Ответы к заданиям.

4.3. Ответы тестового задания.

5. Анализ преподавателем выполнения работы.

6. Рекомендуемая литература:

Дайте сравнительную характеристику биологического прогресса и биологического регресса. Заполните таблицу:

Изменение размера ареала

конкуренции с родственными

Изменение числа подчиненных систематических групп

Подчеркните основные свойства ароморфозов.

А) Ароморфозы (повышают, понижают) структурно-функциональную организацию организмов.

Б)Ароморфозы (являются, не являются) приспособлениями к конкретным условиям среды.

В) Ароморфозы (позволяют, не позволяют) полнее использовать условия внешней среды.

Г) Ароморфозы (повышают, понижают) интенсивность жизнедеятельности организмов.

Д) Ароморфозы (уменьшают, увеличивают) зависимость организмов от условий существования.

Е) Ароморфозы (сохраняются, не сохраняются) в ходе дальнейшей эволюции.

Ж) Ароморфозы приводят к возникновению новых (мелких, крупных) систематических групп.

Эволюция шла по пути постепенного повышения уровня их организма. Выпишите в таблицу название таксонов растений, которые появились в результате ароморфоза. Раскройте значение каждого ароморфоза

Появление стебля и листьев

Появление корня и листа

Возникновение цветка и плода

Впишите в таблицу название таксонов (типов, классов), раскройте значение ароморфозов

Возникновение лёгочного дыхания

Появление пятипалой конечности

Появление в яйце защитной оболочки

Появление роговых покровов

Возникновение четырехкамерного сердца, теплокровность

Появление волосяного покрова, выкармливание детёнышей молоком

Впишите ароморфозы, обуславливающие появление групп животных в таблицу:

А – возникновение хорды

В – появление двухсторонней симметрии

Г – возникновение расчленённых конечностей

Д – появление трахеи

Е – появление хитинового покрова

Ж – расчленение тела на сегменты

Рассмотрите картинки насекомых. Определите идиоадаптации каждого насекомого к среде обитания и заполните таблицу:

Раскройте эволюционное значение этих идиоадаптаций.

Рассмотрите картинки плодов и семян растений. Определите идиоадаптации каждого растения к распространению семян.

Выбрать один ответ

Эволюционные изменения, ведущие к общему подъёму организации –

В) биологический прогресс

2. Какой из перечисленных показателей не характеризует биологический прогресс?

А) экологическое разнообразие

Б) забота о потомстве

В) широкий ареал

Г) высокая численность

3. К идиоадаптациям у голосеменных растений относят:

А) появление спор

Б) образование семян

В) образование плода

Г) видоизменение листьев

4. Ароморфоз, обеспечивающий выход растений на сушу, - появление:

А) корневой системы

Б) полового размножения

В) дифференцированных тканей

5. Важнейший ароморфоз, обеспечивший выход насекомых на сушу, - это появление

А) кровеносной системы

Б) покровительственной окраски

Г) одной пары усиков

6. Пример идиоадаптации

А) Видоизменение листьев в колючки у кактуса

Б) появление цветка и плода у покрытосеменных

В) появление семени у голосеменных

Г) формирование проводящей ткани у мхов

Выбрать три ответа

7. К ароморфозам относят:

А) возникновение хорды у животных

Б) образование пятипалых конечностей у наземных позвоночных

В) наличие у коров четырёхкамерного желудка

Г) появление зеленой окраски покровов у кузнечиков

Д) возникновение полового размножения

8. Главными ароморфозами протерозойской эры являются:

А) выход растений на сушу

Б) появление первых насекомых

В) появление систем органов

Д) двусторонняя симметрия тела

Установить соответствие

9. 1) ароморфоз; 2) общая дегенерация

А) исчезновение ряда органов

Б) крупные эволюционные изменения

В) упрощение организации

Г) общий подъём организации

Д) приводит к образованию новых крупных таксонов

Е) переход к паразитическому или сидячему образу жизни

10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, объясните:

1) Ароморфоз представляет собой крупные масштабные изменения, которые ведут к общему подъёму организации. 2) Ароморфозы дают преимущества в борьбе за существование. 3) К ароморфозам животных можно отнести формирование разнообразных конечностей у млекопитающих. 4) К ароморфозам растений можно отнести формирование приспособлений к опылению ветром. 5) Ароморфоз – это морфофизиологический регресс.

1. Мелкие эволюционные изменения, которые повышают приспособленность организмов к определенным условиям среды –

В) биологический прогресс

Важный ароморфоз позволивший выйти на сушу позвоночным животным, - появление:

А) лёгочного дыхания

Б) жаберного дыхания

3. Идиоадаптацией у птиц является –

А) облегчение скелета

Б) разнообразие клювов

В) появление лёгочных мешков

Г) двойное дыхание

4. Идиоадаптацией у цветковых растений является –

А) разнообразие цветков

Б) появление цветка

В) появление семени

Г) появление эндосперма

5. В состоянии биологического прогресса находится –

А) белый медведь

Б) уссурийский тигр

Г) журавль серый

6. Важнейший ароморфоз у птиц – появление

А) лёгочного дыхания

Б) двух кругов кровообращения

В) четырёхкамерного сердца

Выбрать три ответа

7) К идиоадаптациям относят:

А) развитие образовательной ткани у растений

Б) наличие насекомоядных аппаратов у растений

В) отсутствие хлорофилла у растений – паразитов

Г) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

Д) мелкая сухая пыль у ветроопыляемых растений

Е) железистые волоски на листьях душистой герани

8. Характеристики биологического регресса:

А) сужение ареала вида

Б) увеличение численности особей вида

В) сокращение численности особей вида

Г) увеличение численности видов

Д) вымирание вида

Е) расширение ареала

Установить соответствие

1) ароморфоз; 2) идиоадаптация

А) формирование конечностей копательного типа у крота

Б) появление покровительственной окраски у гусеницы

В) появление лёгочного дыхания у земноводных

Г) утрата конечностей у китов

Д) появление многоклеточных растений и животных

Е) появление четырехкамерного сердца и теплокровности у птиц и млекопитающих

10. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений в которых они сделаны, объясните их:

1) Идиоадаптация представляет собой мелкие эволюционные изменения, которые упрощают строение организма. 2) Это главный путь достижения биологического прогресса. 3) Примеры идиоадаптаций – защитная окраска животных. 4) пример идиоадаптаций у растений – многообразие приспособлений к распространению плодов. 5) Путем идиоадаптаций возникают крупные систематические группы, рангом выше семейства.

К заданию 7

hello_html_m40fba77e.jpg
hello_html_m688d43dd.jpg

hello_html_18ab0ef0.jpg
hello_html_6039743e.jpg

hello_html_54db020c.jpg
hello_html_m2536aec0.jpg

hello_html_m6378eab8.jpg
hello_html_m4ee2a361.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 510 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.04.2018 3265
  • DOCX 373.5 кбайт
  • 22 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванова Наталия Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: