Определение понятия 6 класс конспект урока босова

Обновлено: 30.06.2024

научить выделять главные признаки в понятии, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий.

образовательные – уметь давать понятиям определения, обогащение словарного запаса; закреплять представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации; закреплять представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить учащихся с одним из приемов построения определения понятий; углубить представления о возможностях редактирования графических изображений.

развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать; логически мыслить; развитие речи.

воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся, формирование толерантной личности; формирование внимания, аккуратности.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, самопроверка, групповая работа, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Проверка рабочих мест и готовности класса к уроку.

Сегодня на уроке мы узнаем как строить конструкцию определения понятия, с новыми понятиями, научимся выделять их главные и несущественные признаки, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий, закрепим уже изученный материал

III. Актуализация опорных знаний

1)Выполнение теста за компьютерами

Учащиеся выполняют тест на компьютерах, записывают результаты в карточки и производят самопроверку.

2)Устный индивидуальный опрос: (ответы с места фронтально).

Учитель: Какие бывают понятия?

Ученики: Сравнимые и несравнимые, единичные и общие.

Учитель: Какое понятие является единичным?

Ученики: Понятие единичное, если за ним скрывается объект, о котором идет речь.

Учитель: Какое понятие – общее?

Ученики: Понятие общее, если оно обозначает множество однородных объектов.

Ученики соединяют устно стрелками единичные и общие понятия, объясняя:

Страна – общее (Россия, Германия, Франция и т.д.)

Школа – общее (№1, №2, №3 г. Ершов и другие школы в любом другом городе). Дерево – общее (дуб, береза, клен и другие).

Л.Н. Толстой – единичное (писатель, о котором идет речь).

Илья Муромец – единичное (сказочный герой, о котором идет речь).

Ершов ул. Московская – единичное (улица, о которой идет речь).

Ученики определяют недостающее понятие:

Глаз – зрение = нос - …

Глаз – орган чувств - зрение, нос – орган чувств – обоняние.

Утро – ночь = зима - …

За утром следует ночь, следовательно, за зимой – весна.

Учитель: Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов, выделенных по какому-либо признаку.

1. Сова, утка, пингвин, ворона.

Это птицы. Лишним является пингвин, так как это не летающая птица, а все остальные – утка, ворона, сова – летающие.

2. Принтер, сканер, монитор, колонки.

Это устройства компьютера. Лишним является сканер. Остальные устройства – монитор, принтер, колонки – устройства вывода, а сканер – устройство ввода информации.

IV. Основная часть урока

Изучение нового материала

Учитель: Ребята, ответьте пожалуйста на следующие вопросы:

-Знаешь ли ты как давать определения понятиям?

-Умеешь ли ты пользоваться Пипеткой в графическом редакторе GIMP?

-Объяснишь ли ты как давать определения через ближайший род и видовое отличие?

Учитель: Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов). Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе – достаточны для установления данного понятия.

Учитель: определите, достаточно ли признаков, указанных в определении понятия компьютер.

Компьютер – помощник человека.

Ученики вспоминают другие технические устройства кроме компьютера, имеющиеся у них дома, и облегчающие человеку жизнь (стиральная машина, кухонный комбайн, пылесос). Поэтому они делают вывод – признаков недостаточно. Необходимыми признаками, выделяющими компьютер из других технических устройств – помощник человека для хранения, обработки и передачи информации.

Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке. (Просмотр фрагмента мультфильма).

Один из способов определения понятия через родовое понятие и видовое отличие. Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему:

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Учитель приводит примеры определения понятий.

Баскетбол – спортивная командная игра, в которой игроки стараются забросить мяч в корзину.

Баскетбол – видовое понятие.

Спортивная командная игра – родовое понятие (примеры спортивных игр – футбол, волейбол, водное поло).

В которой игроки стараются забросить мяч в корзину – видовое отличие (именно это выделяет баскетбол из других спортивных игр).

Удав – большая хищная змея тропических стран, обычно обвивающая свою жертву при нападении.

Удав – видовое понятие.

Большая хищная змея – родовое понятие (примеры хищных змей – гадюка, кобра, питон).

Обычно обвивающая свою жертву при нападении – видовое отличие.

Книга – произведение печати в виде переплетных листов с каким-нибудь текстом.

Книга – видовое понятие.

Произведение печати – родовое понятие (примеры произведение печати – журнал, газета, календарь).

В виде переплетных листов с каким-нибудь текстом – видовое отличие.

V. Работа в группах.

1 группа работает со словарём (карточка 1)

Математика – наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы.

Математика – видовое понятие.

Наука – родовое понятие (информатика, физика, химия - науки).

Изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы – видовое отличие.

Аттестат – официальный документ, о получении образования, присвоении воинского звания.

Аттестат – видовое понятие.

Официальные документ – родовое понятие (паспорт, водительские права, военный билет).

О получении образования, присвоении воинского звания – видовое отличие.

2 группа определяет отношения между понятиями (карточка 2)

Ученики отображают отношения между понятиями (животное, домашнее животное, волк, медведь, коза, корова, лиса, заяц, кошка). Он собирает множества (диаграммы Эйлера-Венна) и размещает в области диаграммы понятия, в виде рисунков.

Учитель: В каких отношениях могут находиться сравнимые понятия?

Ученики: тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия.

3 группа работает за компьютерами (карточка 3)

Необходимо заполнить таблицу Видовое понятие – Родовое понятие

VI. Закрепление изученного материала

На слайде представлены несколько видовых понятий, родовых понятий и видовых отличий. Ученик, вызванный к доске, собирает эти понятия.

Глагол – часть речи, обозначающее действие.

Береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

Шкаф – предмет мебели – род большого стоячего ящика с дверцами для хранения вещей, одежды.

VII. Физминутка

VIII. Домашнее задание

§ 2.3 стр. 51-53, РТ №32 стр. 64-65, придумать сказку или стихотворение по данной теме.

IX. Практическая работа

Учитель: Ребята, мы с вами продолжим работу с графической информацией.

Сегодня в ходе выполнения практической работы мы научимся копировать цвет заданной области с помощью двух инструментов – пипетки, которая позволяет получать цвет из изображения и заливки, которая позволяет заливать цветом или текстурой.

Для выполнения практической работы №9 откройте учебник на странице 147, задание 4. В графическом редакторе GIMP вам нужно раскрасить клоунов.

Напоминаю вам, для открытия заготовки открываем Документы, затем Заготовки для практикума Linux, выбираем файл Клоуны, выделяем его и вызываем контекстное меню правой кнопкой мыши. Затем выбираем Открыть с помощью редактора изображений GIMP.

Например, чтобы раскрасить штаны чёрно-белого клоуна в сиреневый цвет, выбираем инструмент Пипетка, щёлкаем по цвету штанов раскрашенного клоуна, затем выбираем Заливка и щёлкаем по штанам чёрно-белого клоуна.

Ученики выполняют практическую работу.

Учитель проходит по классу и следит за выполнением работы, помогает отстающим детям..

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Китиева Э. И., учитель информатики

Цели урока: Познакомить с приёмом построения определений.

Задачи урока:

образовательные – уметь давать понятиям определения;

развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;

воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: фронтальный опрос, словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная работа, индивидуальная.

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

Компьютерный класс, проектор, экран.

Текстовый редактор MS Word .

Актуализация ранее изученного материала – 5 мин.

Изучение новой темы – 15 мин.

Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 20 мин.

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок – 5 мин.

Организационный момент

2. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 - 4.

- Что такое понятие?

- Какие признаки объекта считаются существенными?

- С помощью чего представляют отношения между понятиями?

3. Изучение новой темы. Слайд 5 - 9.

- Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему (слайд 5):

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Запишите в тетрадь пример определения понятия (слайд 6):

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.

Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой (слайд 7):

Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.

Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.

Работа с учебником. Выполнение заданий 2, 3, 5 с.53 (коллективный разбор)

Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения (слайд 8):

Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

Пример: Информатика – наука об информатике.

Определение недолжно быть отрицательным.

Пример: Информатика – это не математика.

Определение не должно быть противоречивым.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.

Вывод. Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)

На стр. 162 учебника:

4. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа №7 задание 1, задание 2. Выполнить в любом графическом редакторе.

Ученики садятся за компьютеры, открывают графический редактор и выполняют задание, через 10 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.

Коллективная проверка задания. Слайд 10.

5. Подведение итогов урока.

- Как строится определение?

-Какие ошибки могут возникать при построении определения?

Приложение 1.

Практическая работа №6 Задание 2.

В текстовом процессоре открыть текстовый файл Пары. doc .

Домашнее задание.

1. Учебник §8, с. 51-53.

Выставление оценок.

Перечень используемой специальной и методической литературы:

Фундаментальное ядро содержания общего образования/Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова, 2011.

Поурочные разработки по информатике: 6 класс; Н.Л.Югова.2010.

Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса./Л.Л. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2013.

Планируемые учебные результаты:
Предметные: развитие умения определять понятия;
Метапредметные: формирование владения основными логическими операциями – анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умения подведения под понятие;
личностные: формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека.

Решаемые учебные задачи: закрепить представления о понятии как форме мышления; закрепить представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации; познакомить учащихся с вариантом определения видового понятия через родовое понятие и видовое отличие; использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.

Данная разработка является частью комплекса: Полный комплекс.




В данном видеоуроке рассказывается, что такое определение понятия, какие правила существуют для определения понятия. В практической части урока рассматривается окно графического редактора Paint, демонстрируется создание рисунков с помощью простейших фигур и так далее.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Определение понятия"

· сложные объекты из простых;

· изменение графических объектов.


Таким образом определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

Для того, чтобы правильно дать определение понятия необходимо соблюдать некоторые правила:


В структуре определения выделяют два понятия: это определяемое – то, которое должно быть определено, и определяющее – это понятие, с помощью которого что-то определяется. В качестве первого, определяемого (видового) понятия берётся термин или имя, которое вводится в речь. В качестве второго понятия, определяющего, берутся уже известные термины или имена, с помощью которых составляется определение. В качестве определяющего понятия используются существенные признаки объекта.


Второе правило: Определение должно быть точным и ясным.

Это правило говорит о том, что нельзя использовать неточные и непонятные слова при составлении определения, так как при их использовании понятие не будет нести корректной информации для человека, которому оно предназначено. Например, определение программы Paint. Paint — это многофункциональный, но в то же время довольно простой в использовании растровый графический редактор, предназначенный для построения изображения. Для учащихся шестых классов это не совсем понятное определение. Но можно его и перефразировать. Таким образом получим Paint – это программа, предназначенная для создания, редактирования и сохранения изображений.

Следует запомнить: определение понятия — это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

Итак, перейдём к практической части нашего урока.

Перед выполнением заданий, вспомним, как выглядит окно графического редактора Paint.


Третья вкладка Вид предназначена для настройки окна.

Перейдём к заданиям.

Задание один. С помощью простых фигур, создать изображение, показанное на рисунке. Сохранить файл под именем Гусеница.


Для начала зальём фон нашего рисунка светло-бирюзовым цветом. Для этого выберем в группе инструменты заливку и цвет заливки светло-бирюзовый. Нажмём левой кнопкой мыши на рабочем листе. Далее нарисуем траву с помощью фигуры многоугольник. Выбираем фигуру многоугольник. Перед рисованием настроим фигуру так, чтобы она сразу залилась нужным нам цветом. Для этого в группе фигуры выбираем заливка и в появившемся меню Сплошной цвет. Теперь в группе цвет выбираем цвет один салатовый, затем цвет два также салатовый. Проводим первую линию, далее при помощи левой кнопки мыши нажимаем в месте, где должны быть углы нашей фигуры. В конце мы должны замкнуть фигуру. То есть последний угол будет находится в первой точке нашей фигуры. Мы можем видеть, что получилась необходимая фигура с нужным цветом.

Теперь нарисуем гусеницу, используя фигуру овал. Перед рисованием также выберем предварительно цвет контура и заливки фигуры. Чтобы получился круг, необходимо зажать клавишу Shift. Нарисуем тело гусеницы. Далее с помощью простейших фигур нарисуем остальные элементы рисунка.

Сохраним рисунок при помощи вкладки Файл, Сохранить как. Указываем путь к своей рабочей папке и задаём имя файла Гусеница. Нажимаем кнопку сохранить.

Задание два. Нарисовать кубик. Закрасить его грани. Используя операцию копирования, сконструировать объёмные изображения, показанные на рисунке. Сохранить изображение под именем Кубики.


Для начала откроем графический редактор Paint. Нарисуем кубик. Возьмём фигуру Прямоугольник. Для того чтобы получился ровные квадрат зажимаем и удерживаем клавишу Shift и при помощи левой кнопки мыши рисуем. Далее зальём его салатовым цветом. Для этого выберем цвет один салатовый, возьмём в группе Инструменты заливку. Поднесём её внутрь квадрата и нажмём левую кнопку мыши. Далее выберем цвет один снова черным и при помощи фигуры линия дорисуем стороны кубика и соответственно закрасим их зелёным.

Сохраним изображение при помощи вкладки Файл, Сохранить как в своей рабочей папке. Указываем путь и задаём имя Кубики. Нажимаем кнопку сохранить.

Подведём итоги урока.

• Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов) в связном предложении.

Читайте также: