Формирование личности гринева я рос недорослем конспект

Обновлено: 02.07.2024

Петр Гринев – центральное действующее лицо в романе Пушкина “Капитанская дочка”. Он сам, являясь уже пожилым человеком, рассказывает о своей жизни, о тех трудностях и испытаниях, что выпали на его пути. Тем самым, как мне кажется, Пушкин стремится показать, как должна формироваться личность настоящего дворянина – человека чести.
Сам же Петр говорит, что его воспоминания – это “назидание потомкам”, желание показать, как нужно поступать, чтобы сохранить в себе внутреннее достоинство, несмотря ни на что, остаться человеком.

Недаром эпиграфом, который предшествует всему роману, выбрана русская пословица: “Береги честь смолоду”.
Гринев начинает рассказывать о своей жизни с самого рождения. Его родителями были небогатые провинциальные дворяне, которые в Петруше души не чаяли – он был у них единственным ребенком.
Не успев родиться, герой был записан в Семеновский полк офицером.
Гринев честно признается, что получил посредственное образование – под руководством дядьки Савельича “на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля”. Француз Бопре тоже ничему

не научил Петрушу. А тот и был рад – самым интересным занятием герой считал “гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками”.
Но в шестнадцать лет судьба Гринева круто переменилась. Отец Петруши решил, что сын должен становиться настоящим мужчиной и человеком. Поэтому он отправлял Петра в армию: “Добро,- прервал батюшка,- пора его в службу.

Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни”.
Сам Петр был рад такому решению – он представлял себе службу как череду сменяющих друг друга удовольствий: “Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни”. Но отец посылал Гринева не в Петербург, а в отдаленный гарнизон: “…пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон”.
Так наш герой, избалованный и легкомысленный мальчик, получив от отца одно единственное наставление – “…береги платье снову, а честь смолоду”, – попадает в Белогорскую крепость. По дороге он успевает проиграться в карты, серьезно обидеть Савельича, встретить странного вожатого, который спасает героя от бурана. На прощание Петр, как добрый и благодарный человек, жалует мужику свой заячий тулуп.
Пережив все эти испытания, герой наконец-то прибывает в Белогорскую крепость. Именно здесь ему суждено будет встретить свою любовь, преодолеть многие трудности и, благодаря им, возмужать, понять истинный смысл человеческого существования.
В крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта, а также с Алексеем Швабриным – офицером, сосланным в крепость за дуэль. Поначалу Гринев тесно сходится со Швабриным, смотрит его глазами на всех обитателей Белогорской крепости. Но постепенно Швабрин открывает свое лицо – злобного и завистливого человека, способного совершить любую подлость.
Отвергнутый Машей, Швабрин клевещет на девушку, “поливает ее грязью”. Но Гринев видит, что Маша – не “пустая дурочка”, а скромная и красивая девушка, обладающая большим внутренним достоинством. Петр вызывает подлого Швабрина на дуэль, защищая доброе имя свой любимой.
Петр хочет жениться на Маше, но родители героя запрещают ему делать это: “ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуелей с такими же сорванцами…”
Казалось бы, мечты героев разбиты, ведь Маша отказалась выходить замуж за Петра без благословения его родителей. Но вскоре в Белогорской крепости происходят события, которые кардинально изменили судьбы героев, – крепость штурмом взяли восставшие крестьяне во главе с Пугачевым.
Этот мужик, называющий себя законным царем, потребовал, чтобы все защитники крепости присягали ему на верность. Практически никто не согласился нарушить клятву, данную императрице Екатерине II. Все эти люди были убиты, в том числе и родители Маши.

Один лишь Швабрин перешел на сторону Пугачева.
Не мог нарушить присягу и Петр Гринев. Он собирался принять честную смерть от взбунтовавшихся мужиков. Лишь случайность спасла его – Пугачев узнал барина, который пожертвовал ему заячий тулуп.
Несмотря ни на что, Гринев, следуя отцовскому наставлению, не перешел на сторону бунтовщиков. “Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу”, – сказал он, смело смотря самозванцу в глаза. Преданность Гринева произвела впечатление и на Пугачева – он отпускает Петра в Оренбург.
Однако герою еще раз придется столкнуться с самозванцем – Гринев приедет в крепость спасать Машу, которая находилась в плену у Швабрина. И вновь искренность и смелость Гринева восхитят Пугачева – он отпустит “сироту” вместе с Петром “на все четыре стороны”.
Даже попав по доносу в тюрьму, герой не теряет собственного достоинства, не опускается до подлости или трусости. Он готовится принять свою участь – ведь он знает, что прав. Но стараниями Маши, дошедшей до самой императрицы, Петра отпускают, снимая с него все подозрения.
Таким образом, Петр Гринев прошел большой путь, превратившись из избалованного и легкомысленного подростка в сильного и мудрого человека. Из всех испытаний, встретившихся на его пути, герой вынес единственный урок: только сохраняя свое человеческое достоинство, возможно одержать победу над всеми трудностями.
Эта мысль, как мне кажется, является чрезвычайно важной во все времена. Именно поэтому можно говорить о вечной ценности и актуальности романа А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

азвание предмета: литература

УМК : Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я.Журавлев В.П., Коровин В.П.,2013

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8 часов

Место урока в системе уроков по теме: № 3

Цель урока: раскрыть образ главного героя романа, проследить его жизненный путь и

истоки формирования характера.

Цель урока : раскрыть этапы становления образа главного героя романа, проследить его жизненный путь и истоки формирования характера.

Задачи урока:

- выяснить, что повлияло на формирование характера главного героя;

- развивать навык составления характеристики героя и сопоставления его с другими героями;

-способствовать нравственному воспитанию учащихся

Планируемые результаты : понимать значение образа Петра Гринева в системе образов повести, проследить ,как влияют обстоятельства на формирование личности героя; уметь анализировать произведение и его эпизод, аргументированно излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании (устно и письменно), делать выводы.

Словарная работа : честь, достоинство, провинциальный, патриархальный быт, долг, чувство долга

1.Организационный момент

Итак, рассказчик – Петр Гринев, издатель- А.С. Пушкин, который подписал соответствующие эпиграфы к каждой главе.

Перечитайте эпиграфы вместе с названием глав .

Исследователи считают, что эпиграфы играют роль своеобразных конспектов каждой главы.

- Докажите или опровергните правильность этого суждения.

- Что же такое честь ? ( чистая совесть, верность слову, верность долгу )

- Как можно снискать себе честь?

Задание . По толковому словарю определите значение этого понятия

1) внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть

чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Знал

бы честь, посовестился бы.

2) Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

обижена. Поле чести, поле брани, сраженье.

3) Высокое званье, сан, чин, должность.

какому герою применимо? Кто из героев произведения идет дорогой чести?

Целеполагание: сформулируйте цели урока

(проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева)

3. Изучение нового материала

А сейчас давайте познакомимся с главным героем.
Блиц-опрос

Имя, отчество отца Гринева…( Андрей Петрович Гринев )
• Служил при графе…( Минихе )
• Имя, отчество матери…( Авдотья Васильевна )
• Сыну был пожалован в дядьки…( стремянный Савельич )
• Выучился Петруша грамоте…( на двенадцатом году )
• Для Петруши был нанят француз…( мосье Бопре ),
который в отечестве своем был…( парикмахером ), в Пруссии …( солдатом ), а потом приехал в Россию, чтобы…( стать учителем ), не очень понимая значение этого слова
•Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…( Семеновский)
•Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… ( Симбирск )
•Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… ( Белогорская )

Этапы становления характера П.Гринева

Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

- Что мы узнаём о родителях Гринёва?

- Докажите, что мнение отца имеет решающее значение в семье Гриневых.

- Перечитайте историю домашнего воспитания Петруши.

-Что можно сказать о воспитании детей в семье и о получении ими образования в 18 веке?

- Расскажите об успехах Петруши в науках под руководством стремянного Савельича и месье Бопре.

- Слышите ли вы в этом иронию автора? С чем это связано?

Пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова.

- А в переносном смысле, что означает это слово?

- Какой вывод мы можем сделать о воспитании Петруши Гринева ?

Вывод: Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и

Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность),

сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

Вывод: Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и

Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность),

сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

Вывод: Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и

Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность),

сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

ывод: Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и

Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность),

сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и

Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность),

сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
-Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.

ывод: Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и

Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность),

сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

ывод: Петр Гринев не получил серьезного образования, знал только русскую грамоту и

Петруше на всю жизнь. Именно следуя этим наказам , герой пытается строить свою жизнь.

Главные уроки жизни Петруша получил от своего отца ( перенял прямоту и честность),

сказалось влияние любящей и заботливой матери. )

– Когда же начинается следующий этап формирования характера Гринева? ( с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)

- С чего начинает Петруша самостоятельную жизнь?

- Чем запомнилась Гриневу встреча с Зуриным? ( Гринёв – неопытный, плохо разбирающийся в людях молодой человек, вырвавшийся из-под опеки родителей. Зурину легко удается воспользоваться доверчивостью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард )

(Проигрыш в карты)

- Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде? ( Гринев- наивный, мягкий и добрый юноша, умеет признавать свои ошибки. , признается сам себе в своем легкомыслии, но в тоже время умеет настоять на своем т .е. проявить твердость в принятии решений .)

- Какие чувства испытывал после ссоры с Савельичем? (Гринев-истинный ученик месье Бопре. Честь дворянина требует немедленного возвращения долга. Из-за этого Петруша грубит Савельичу, который категорически отказывается выдать деньги. Долг Зурину возвращен. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, просит у него прощение, дает слово впредь слушаться своего дядьки.Не этому учил сына отец.)

4. Обобщение, итог урока

Петр Гринев покинул родительский дом , начинается самостоятельная жизнь недоросля – это путь многих ошибок, но без поражений нет и побед , нет обогащения внутреннего мира.

Образ Петруши Гринева на протяжении всего произведения меняется . Черты характера постепенно раскрываются перед читателем, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Как продолжается взросление героя ?

Найти описание метели : с чего началась , как росла, во что превратилась?

Каково значение сна Петруши в дальнейшем сюжете повести?

Краткое описание документа:

азвание предмета: литература

УМК : Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я.Журавлев В.П., Коровин В.П.,2013

Уровень обучения: базовый

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 8 часов

Место урока в системе уроков по теме: № 3

Цель урока: раскрыть образ главного героя романа, проследить его жизненный путь и истоки формирования характера.

Задачи урока:

- выяснить, что повлияло на формирование характера главного героя;

- развивать навык составления характеристики героя и сопоставления его с другими героями;

-способствовать нравственному воспитанию учащихся

Планируемые результаты : понимать значение образа Петра Гринева в системе образов повести, проследить ,как влияют обстоятельства на формирование личности героя; уметь анализировать произведение и его эпизод, аргументированно излагать свою точку зрения в связном монологическом высказывании (устно и письменно), делать выводы.

Словарная работа: честь, достоинство, провинциальный, патриархальный быт, долг, чувство долга

Ход урока

1.Организационный момент

Итак, рассказчик – Петр Гринев, издатель- А.С. Пушкин, который подписал соответствующие эпиграфы к каждой главе.

Перечитайте эпиграфы вместе с названием глав .

Исследователи считают, что эпиграфы играют роль своеобразных конспектов каждой главы.

- Докажите или опровергните правильность этого суждения.

- Что же такое честь ? ( чистая совесть, верность слову, верность долгу )

- Как можно снискать себе честь?

Задание . По толковому словарю определите значение этого понятия

1) внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честь, благородство души и чистая совесть.Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью. Знал бы честь, посовестился бы.

2) Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

обижена. Поле чести, поле брани, сраженье.

3) Высокое званье, сан, чин, должность.

какому герою применимо? Кто из героев произведения идет дорогой чести?

3. Целеполагание: сформулируйте цели урока

(проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева)

4. Изучение нового материала

А сейчас давайте познакомимся с главным героем.
Блиц-опрос

Имя, отчество отца Гринева…(Андрей Петрович Гринев)
• Служил при графе…(Минихе)
• Имя, отчество матери…(Авдотья Васильевна)
• Сыну был пожалован в дядьки…(стремянный Савельич)
• Выучился Петруша грамоте…(на двенадцатом году)
• Для Петруши был нанят француз…(мосье Бопре),
который в отечестве своем был…(парикмахером), в Пруссии …(солдатом), а потом приехал в Россию, чтобы…(стать учителем), не очень понимая значение этого слова
•Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет…(Семеновский)
•Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы… (Симбирск)
•Название крепости, где предстояло служить Петру Гриневу… (Белогорская)

Этапы становления характера П.Гринева

Можно выделить несколько этапов формирования характера и взглядов Петра Гринева. Как вы думаете, какой временной промежуток войдет в 1-й этап? (детские и юношеские годы)

- Что мы узнаём о родителях Гринёва?

- Докажите, что мнение отца имеет решающее значение в семье Гриневых.

- Перечитайте историю домашнего воспитания Петруши.

-Что можно сказать о воспитании детей в семье и о получении ими образования в 18 веке?

- Расскажите об успехах Петруши в науках под руководством стремянного Савельича и месье Бопре.

- Слышите ли вы в этом иронию автора? С чем это связано?

Пусть не смущает вас слово Недоросль. Оно во времена не только Гринева, но и Пушкина означало всего-навсего дитя, не достигшее совершеннолетия. И если бы мы с вами жили во времена Пушкина, вас тоже можно было бы называть недорослями в прямом значении этого слова.

- А в переносном смысле, что означает это слово?

- Какой вывод мы можем сделать о воспитании Петруши Гринева ?

Изменилось ли за века представление русских людей о чести?
-Да, не изменилось. Мы также с вами уважаем в человеке честность, правдивость, достоинство, благородство души и чистую совесть.

– Когда же начинается следующий этап формирования характера Гринева? ( с момента отъезда из дома, когда герой вступает в самостоятельную жизнь)

- С чего начинает Петруша самостоятельную жизнь?

- Чем запомнилась Гриневу встреча с Зуриным? ( Зурину легко удается воспользоваться доверчивостью Гринёва, напоить его и выиграть 100 рублей в биллиард )

- Какие черты характера главного героя раскрываются в этом эпизоде? (Гринев- наивный, мягкий и добрый юноша, умеет признавать свои ошибки , признается сам себе в своем легкомыслии, но в тоже время умеет настоять на своем т .е. проявить твердость в принятии решений.)

- Какие чувства испытывал после ссоры с Савельичем? (Гринев-истинный ученик месье Бопре. Честь дворянина требует немедленного возвращения долга. Из-за этого Петруша грубит Савельичу, который категорически отказывается выдать деньги. Долг Зурину возвращен. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, Петр Гринев просит у него прощение, дает слово впредь слушаться своего дядьку.Не этому учил сына отец.)

5. Обобщение, итог урока

Петр Гринев покинул родительский дом , начинается самостоятельная жизнь недоросля – это путь многих ошибок, но без поражений нет и побед , нет обогащения внутреннего мира.

Образ Петруши Гринева на протяжении всего произведения меняется . Черты характера постепенно раскрываются перед читателем, но об этом мы поговорим на следующем уроке.

Устно ответить на вопросы

Как продолжается взросление героя ?

Найти описание метели : с чего началась , как росла, во что превратилась?

В начале романа Петруша Гринев – обычный недоросль, очень похожий на Митрофанушку: гоняет голубей, запускает бумажного змея, не обременяет себя науками. Его воспитанием занимается француз-гувернер Бопре, который не особенно нагружает молодого дворянина знаниями, так как и сам невежествен (в Отечестве своем он был парикмахер). На этом сходство заканчивается. Отец Петра Гринева служил при графе Минихе, т.е. в петровские времена. По окончании службы Андрей Петрович Гринев не ищет наград и чинов при дворе, он уезжает к себе в поместье, возмущается, узнав о награждении пустых людишек чинами и высокими постами.

Правда, по дороге к месту службы П.Гринев ведет себя недостойно: пьет, проигрывает большую сумму денег, оскорбляет преданного Савельича – так, по его мнению, должны вести себя офицеры. Однако очень скоро ему становится стыдно: отдав долг Зурину, он просит прощения у слуги, усовестившись своим недостойным поведением. Он помнит добро, и человека, который их вывел из бурана, Гринев отблагодарил, подарив ему заячий тулупчик.

В Белогорской крепости герой всей душой прикипел к семейству капитана Миронова. Он полюбил Машу Миронову и защищает честь девушки на дуэли.

Гринев проходит через самые тяжелые испытания с честью. Он отказывается присягать самозванцу и готов разделить участь других офицеров – погибнуть. Он верен клятве, которую давал императрице – отступить от своих слов нельзя , это означает потерять честь. Петр Гринев не остается у Пугачева, хотя самозванец ласков к нему. Он, рискуя вызвать гнев, отпрашивается у Пугачева в Оренбург, чтобы освободить крепость, чтобы спасти Машу. И вновь, рискуя жизнью, возвращается в крепость, получив тревожное письмо от своей невесты. По дороге в крепость Гринев не оставил в беде отставшего в степи Савельича, не предал старого слугу.

Оказавшись в тюрьме по навету Швабрина после того, как крепость была освобождена от бунтовщиков, Гринев ни разу не произнесет имя Маши Мироновой, чтобы не бросить тень на девушку, хотя его рассказ мог бы оправдать его, но Петр Гринев проявляет благородство, не думая о себе.

Главная идея

Автор красочно описал начало жизненного пути Петра Гринёва. В сочинении Пушкина представлено его участие в подавлении бунта. В начале военной карьеры юный офицер столкнулся с серьёзным испытанием. Народное восстание под предводительством жестокого, безжалостного человека, самозванца, провозгласившего себя государем, пролило немало крови.

Главной целью Пугачёва был захват власти, а не благородная борьба против несправедливого крепостнического строя. Именно это является основной мыслью романа.

Пётр Гринёв, центральный персонаж произведения, сумел понять душу этого незаурядного человека.

Популярные сочинения

Вопросы чести и бесчестья

Швабрин — молодой офицер, оказавшийся в Белогорской крепости за дуэль. Этот человек беспокоился лишь о собственной выгоде, ради которой шёл на любые подлости. Добиваясь своей цели, он:

  • клеветал на скромную, порядочную девушку, которая отвергла его;
  • после захвата крепости бунтовщиками посадил её под замок и морил голодом, заставляя согласиться на брак с ним;
  • недрогнувшей рукой написал ложный донос на Гринёва, обвинив его в пособничестве бунтовщикам.


Марья Ивановна Миронова потеряла родителей и осталась совсем одна, защитить её было некому. Именно на это и рассчитывал Швабрин. Ему совершенно незнакомо даже само понятие о чести. Он написал донос, стремясь уничтожить соперника. Также для него совсем ничего не значит судьба родины, он готов на всё ради собственного благополучия.

Пётр Гринёв, также влюблённый в Марью Ивановну, бросил вызов оскорбившему её Швабрину и получил рану. Однако даже после этого не затаил зла и просил за него, когда тот был арестован. Но Гринёв понял его истинную сущность после начала дальнейших событий, когда Швабрин предал присягу и присоединился к бунтовщикам.

Оказавшись под арестом по доносу, написанному его врагом, Пётр не желает называть имя Марьи Ивановны, оберегая её. Хотя и понимает, что сам окажется в тюрьме по ложному обвинению в измене. Но не могло не сказаться воспитание: честь любимой девушки для него дороже своей жизни. И ничто не может заставить его забыть о благородстве.

Детство и ранняя юность

Пётр Андреич Гринёв вырос в деревне. Его воспитанием занимался француз Бопре, бывший парикмахер, также отслуживший в солдатах, который не особенно утруждал себя, обучая барского сынка. Этому беспутному шалопаю гораздо интереснее было:

  • крепко выпить;
  • прогуляться к девкам;
  • бездельничать.

И он не слишком строго следил за образованием своего подопечного, но всё же обучил его французскому и немецкому языкам, манерам и основам фехтования.

Непристойное поведение француза надоело старому Гринёву, и он выгнал его прочь. С тех пор Петя получил практически полную свободу. Такая жизнь в довольстве и благополучии очень нравилась молодому барчуку. Он был беззаботен и вовсе не думал о собственном будущем.

Верный Савельич

Дядька обучил Петра грамоте, ухаживал за ним и любил как родного сына. Этот простой русский мужик, честный и порядочный, имел доброе сердце. Он растил мальчишку, искренне желая ему лишь лучшего. Савельич оказал большое влияние на личность Петра Гринёва. Формирование характера юноши происходило в нравственно чистой атмосфере.

  • дотошность;
  • прижимистость;
  • расчётливость.

Петра иногда раздражает мелочность слуги, его старание считать каждую копейку. Савельич выговаривает ему за легкомысленно проигранные в первый же день приезда деньги, пытается повлиять на него, отказываясь отдавать заячий тулуп мужику, провожавшему их до постоялого двора. Молодой барин получил урок за собственное легкомыслие.

Но Гринёв всё равно очень любит и уважает своего дядьку. И давно привык к его бесконечному ворчанию, противоречивости натуры. Он знает, что может безоговорочно доверять Савельичу абсолютно во всём. Господин высоко ценит честность, доброту и преданность своего верного слуги. Как и отец Гринёва, Савельич — человек старой закалки, который никогда не предаст. Он готов был, не задумываясь ни на секунду, пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти своего молодого господина.

Служба в Белогородской крепости

Этот период самый продуктивный в плане оценки моральных качеств Петра Гринёва. Он заступается за честь Маши Мироновой, показывает своё превосходство над Швабриным, но не унижает его человеческого достоинства.

Здесь, в крепости, Гринёв младший показывает себя, как верный слуга императора, преданный своему долгу. Он не принимает присягу Пугачёву, смело смотрит в лицо смерти. Патриотизм и умение оставаться собой в любой ситуации – спасают жизнь юноше. Пугачёв вспоминает доброе отношение Гринёва к нему, дарит ему свободу, уважая твёрдость принципов и человечность дворянина.

Статья содержит подробную информацию по теме “Формирование характера Петра Гринёва”.

Начало военной карьеры

Подросшего сына Андрей Петрович тоже решил пустить по собственным стопам — сделать из него офицера. Он сам был настоящим военным, порядочным и честным человеком, и потому желал видеть таким же своего единственного сына. И долго не мудрствуя, кратко велел ему собираться в путь.

Узнав, что его отправляют в какую-то богом забытую оренбургскую глухомань, юноша, разумеется, был разочарован. Ему вовсе не улыбалось служить в тихой провинции, вдали от шумной жизни: ведь это скука смертная! Однако возражать отцу он, разумеется, не посмел. И потому отправился в путь с большой неохотой и тяжёлым сердцем. Так начался новый этап его жизни. Если бы только молодой Гринёв мог знать, чем для него обернётся такое решение отца и какие события ожидают его впереди, он, разумеется, совершенно иначе смотрел на начало своей военной карьеры.

Сочинение 3

Петр родился в заботливой семье. В качестве дядьки его любящие родители приставили к нему Савелия. Этот верный слуга заботился о мальчике и научил его грамоте. Его воспитание заложило в юного Гринева доброту, отзывчивость и искренность. Но формирование личности, а также вступление в самостоятельную жизнь главного героя были связаны с огромными сложностями.

Главного героя родители постоянно баловали, а большую часть времени он играл в детские игры. Его учитель — француз был очень легкомысленным, склонным к выпивке бывшим парикмахером. А ещё он постоянно приставал к женщинам.

Юноша готовился к зачислению в знаменитый Семёновский полк. Но его отец посчитал, что вольготная жизнь и привилегии офицера гвардии ухудшит моральные качества 16-летнего юношу, отправил его в армию. Мечты Петра о весёлой жизни не исполнились.

Отец Петра надеется, что благодаря самостоятельной жизни его сын станет достойным мужчиной, но тот начинает вести разгульную жизнь. Он легко и беспечно тратит все деньги.

В Белгородской крепости у юноши возникают проблемы. Он проиграл большую сумму, а Савельич, по приказу его отца отказывается оплачивать долги, утверждая, что иначе юный барин лишится средств на жизнь. Разозлившись на себя, юный барин грубит верному слуге. Но пробудившаяся совесть подталкивают его к мыслям о собственных поступках, и до него доходит, что необходимо меняться. Благодаря чувству стыда он становится лучше. Милосердие юноши проявляется с бедным незнакомцем, которому он за его помощь отдал заячий тулуп. Этот добрый повлияет на его дальнейшую жизнь.

Закаляет характер Петра и любовь к Маше. Они преодолели огромные трудности, но Пётр, благодаря этому, стал мужественнее. Он защищал девушку, несмотря на угрозу своей жизни.

Во время восстания юный барин оказался в центре событий. Там он проявил такие качества, как альтруизм, храбрость, а также верность данному слову и любимой.

Пётр Гринев, благодаря выпавшим на его долю событиям и личному выбору, очень вырос в нравственном плане. Он превратился в мужественного мужчину, для которого честь – превыше всего.

Любовь — награда за страдания

Получив письмо от Маши, молодой человек сразу же бросился на помощь девушке. Однако клевета Швабрина очернила его, выставив изменником. Пётр Андреич готов принести в жертву собственную жизнь, чтобы не впутывать любимую девушку в судебные разбирательства. Но благодаря Маше, которая сумела рассказать императрице истинную причину ареста Гринёва, его доброе имя было восстановлено, о чём подробно рассказано в последней главе романа.

Ни угроза жизни и свободе, ни тяготы и лишения не сломали Гринёва. После пройденных испытаний у него сформировался несгибаемый характер. Благородство и сила духа, воспитанные в нём с самого рождения, помогли ему пройти через все беды и обрести счастье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы.8 класс .Цель урока: проследить истоки формирования личности Петра Гринёва.

Цель: показать жанровое своеобразие повести; проследить истоки формирования личности Петра Гринева, развивать навыки анализа текста, воспитание нравственности обучающихся.

Методы обучения: исследовательский метод, проблемный метод.

Методические приемы: объяснение учителя, беседа по вопросам, сжатый пересказ, выразительное чтение, комментарии учителя.

Педагогические технологии; проблемное обучение, метод проектов, компьютерные технологии.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Средства обучения:

Иллюстрации к произведению.

История создания произведения.

Исторические личности в произведении.

Изучение нового материала.

Сегодня мы будем изучать последнее большое произведение

Начать урок сегодня мне поможет герой повести.

А вы внимательно послушайте и постарайтесь ответить на его вопросы.

Ученик читает отрывок из повести:

Кто же это? ( Пётр Андреевич Гринёв – главный герой повести)

Вы помните, кто принимал участие в моём воспитании кроме матушки и батюшки?

Пётр в своих записках написал про меня, что я был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности…

Дополните, что вы ещё знаете обо мне…

А под моим надзором на 12 году выучился Пётр русской грамоте и мог очень здорово судить о свойствах борзого кобеля.

Узнали меня, ребята?

Между тем минуло мне 16 лет …Тут судьба моя переменилась…

Какое решение принимает мой отец?

…Пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить по голубятням

Как воображал я будущую свою службу? (Служба в Семёновском полку…в Петербурге,…куда был записан с самого рождения…)

А что же на самом деле?

Петруша в Петербург не поедет. Чему он научится, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии ,да будет солдат ,а не шаматон.

Какой наказ даёт мне отец, отправляя меня на службу?

Ребята, итак, Пётр вступает во взрослую жизнь…ему предстоит многому научиться, получить уроки жизни…прежде чем он станет личностью…так о чём же мы сегодня должны поговорить на уроке?

Сумеет ли Пётр выполнить наказ отца? Кто и что поможет ему в этом?

Тема урока. Становление личности Петра Гринёва под влиянием благих потрясений. (Запись в тетрадь)

Для того чтобы показать нам,как формировалась личность Петра

Жанр произведения.

Повесть: невелика по объему и написана от лица небогатого дворянина в форме мемуарных записок.

Судьба героев не просто дана на фоне истории, она тесно переплетена с исторически значимыми для страны и общества событиями. Это признаки романа.

История создания произведения. 5 мин

Исторические личности в повести. 5 мин

Герои произведения.

Исторические лица: Е.И. Пугачев, Белобородов, Хлопуша, Екатерина II, Петр III.

Вымышленные лица: П.А. Гринев и все остальные персонажи повести.(запись)

1. Исторические герои.

1. Вымышленные лица.

2. Крестьянское восстание: взятие поволжских городов, безуспешная осада Оренбурга.

2. Встречи с Гриневым. Взаимоотношения с Гриневым.

3. Казнь Пугачева и его сподвижников

3. Присутствие Гринева на казни, встреча Маши с Екатериной II.

Как же происходит становление личности Петра?

Проследим это по определённым эпизодам.

Сейчас вы получите задания ,и каждая группа должна будет ответить на вопросы и сделать выводы по своему эпизоду.

1группа. Первый день на воле.

Вопросы и задания.

1.С кем встретился Пётр в трактире(Кратко перескажите)

2.С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…

Почему Гринёву стыдно и в чём он раскаивается?

3.Почему Пётр считает своим долгом вернуть проигранные сто рублей?

4.Долг Зурину возвращён,но какой ценой?

Гринёву стыдно,а Савельич плачет ! Не этому учил отец сына!

Смог ли Пётр в этой ситуации выполнить наказ отца?

Какой урок он получил,как этот случай повлиял на становление его характера?

2 группа.Вожатый.

Вопросы и задания.

1.Кто помог Петру во время бурана добраться до жилья?

2.Прочитать по ролям отмеченный эпизод.

3 Как обращается Пётр к Вожатому?Чем необычно такое обращение?

4.Как наутро благодарит Гринёв спасителя

5.Как реагирует бродяга на барский подарок?

6.Почему такие добрые слова говорит он за неподходящий ему тулуп?

7. Какое качество характера проявляет Пётр?

Комментарий учителя.

Почему такие теплые слова говорит вожатый за не под-

ходящий ему тулуп? (Тут не в тулупе дело. Тут впервые промель-

кнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. И помог

этому, по контрасту, именно Савельич. Два отношения к челове-

ную наготу другого, другая, все видя, как бы говорит: но ведь и

он человек. В благодарности Гринева не просто благодарность.

Тут больше, тут жалость, милосердие и уважение к человеку, к

его достоинству. А человеку холодно. И если мы безразлично

проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще го-

Что же такое милосердие? (Готовность оказать помощь, про-

явить снисхождение из сострадания, человеколюбия, а также

сама помощь, вызванная такими чувствами.)2

Чем можно ответить на милосердие? Чем его измерить?

(Только милосердием же.)

3 группа. Белогорскя крепость.

1.Какой представлялась Петру боевая крепость в его воображении и что он увидел на самом деле?

Представления о боевой крепости

2.Какие чувства вызывает у Петра место его службы?

3.Как описывает он капитана Миронова?

4.Какие главные качества рассмотрел он в капитане Миронове и его жене Василисе Егоровне?

5.Повлияла ли семья капитана Миронова на становление личности Петра?

4 группа. Поединок.

1.Что послужило причиной к ссоре между Гринёвым и Швабриным?

2.Почему Пётр принимает вызов?

3.Каков был исход дуэли?

4.Какие качества проявил Пётр в этом эпизоде.

Заполняем главную таблицу.

На следующих уроках мы с вами увидим, через какие ещё испытания придётся пройти Петру…и как будет формироваться его характер….но он на правильном пути.

Ребята, а вы какие уроки для себя извлекли сегодня?

Как вы думаете, не утратили же эти понятия своего смысла и сегодня?

В наше время понятие чести начинает видоизменяться…мы живём в сложное противоречивое время .

Я хотела бы напоследок показать вам один клип…просто задумайтесь!

Читаем правильные книги!

Долг,честь,достоинство,совесть – важны ли эти понятия для современного человека?

Главы 5-8 читать.

Приложение 1.Вопросы и задания.

1группа. Первый день на воле.

Вопросы и задания.

1.С кем встретился Пётр в трактире(Кратко перескажите)

2.С неспокойной совестью и безмолвным раскаянием выехал я из Симбирска…

Почему Гринёву стыдно и в чём он раскаивается?

3.Почему Пётр считает своим долгом вернуть проигранные сто рублей?

4.Долг Зурину возвращён,но какой ценой?

Гринёву стыдно,а Савельич плачет ! Не этому учил отец сына!

Смог ли Пётр в этой ситуации выполнить наказ отца?

Какой урок он получил,как этот случай повлиял на становление его характера?

2 группа.Вожатый.

Вопросы и задания.

1.Кто помог Петру во время бурана добраться до жилья?

2.Прочитать по ролям отмеченный эпизод.

3 Как обращается Пётр к Вожатому?Чем необычно такое обращение?

4.Как наутро благодарит Гринёв спасителя

5.Как реагирует бродяга на барский подарок?

6.Почему такие добрые слова говорит он за неподходящий ему тулуп?

7. Какое качество характера проявляет Пётр?\

3 группа .Белогорская крепость.

1.Какой представлялась Петру боевая крепость в его воображении и что он увидел на самом деле?

Представления о боевой крепости

2.Какие чувства вызывает у Петра место его службы?

3.Как описывает он капитана Миронова?

4.Какие главные качества рассмотрел он в капитане Миронове и его жене Василисе Егоровне?

5.Повлияла ли семья капитана Миронова на становление личности Петра?

4 группа. Поединок.

1.Что послужило причиной к ссоре между Гринёвым и Швабриным?

2.Почему Пётр принимает вызов?

3.Каков был исход дуэли?

4.Какие качества проявил Пётр в этом эпизоде.

Приложение 2.Тексты для работы в группах.

Первый день на воле.

В это время мальчик вошел, и подал мне записку от И. И. Зурина. Я развернул ее и прочел следующие строки:

«Любезный Петр Андреевич, пожалуйста пришли мне с моим мальчиком сто рублей, которые ты мне вчера проиграл. Мне крайняя нужда в деньгах.

Готовый ко услугам

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю упрямого старика, то уж в последствии времени трудно мне будет освободиться от его опеки, и взглянув на него гордо, сказал: - Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои. Я их проиграл, потому что мне так вздумалось. А тебе советую не умничать, и делать то что тебе приказывают.

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошел за моим долгом. Мне было жаль бедного старика; но я хотел вырваться на волю и доказать, что уж я не ребенок. Деньги были доставлены Зурину. Савельич поспешил вывезти меня из проклятого трактира. Он явился с известием, что лошади готовы. С неспокойной совестию и с безмолвным раскаянием я выехал из Симбирска, не простясь с моим учителем и не думая с ним уже когда-нибудь увидеться.

Читайте также: