Конспект урока развития речи 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

Высунув голову из гнезда, орленок увидел множество птиц, летающих внизу среди скал.
- Мама, что это за птицы?- спросил он.
- Наши друзья,- ответила орлица сыну.- Орел живет в одиночестве - такова его доля. Но и он порою нуждается в окружении. Иначе какой же он царь птиц? Все, кого ты видишь внизу,- наши верные друзья.
Удовлетворенный маминым разъяснением орленок продолжал с интересом наблюдать за полетом птиц, считая их отныне своими верными друзьями. Вдруг он закричал:
- Ай-ай, они украли у нас еду!
- Успокойся, сынок! Они ничего у нас не украли. Я сама их угостила. Запомни раз и навсегда, что я тебе сейчас скажу! Как бы орел ни был голоден, он непременно должен поделиться частью своей добычи с птицами, живущими по соседству. На такой высоте они не в силах найти себе пропитание, и им следует помогать.
Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском.

Поразмышляйте, пожалуйста, как эта философская притча связана с нашим уроком? Потом поделимся впечатлениями.

( Притча – это небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме. Притча иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, общечеловеческих законов. В притче важны не характеры, не развитие действия, а мораль, которую должен усвоить читатель).

- Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о хорошо знакомых вещах, но и особенный, так как речь пойдёт о … (сейчас узнаем)

2. Умственная зарядка

Лучше умственной зарядки нет для взрослых и детей
Кто играет с нами в прятки, тот становится мудрей

- Подумайте и скажите, какое слово, по вашему мнению, пропущено в высказывании французского писателя Анатоля Франса (1844-1924): “ ------------ - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке” (ответ: Словарь)

3. Это и есть наша тема урока – Словари.

Действительно, вы правы, ребята, работать над обогащением своего словаря, над более ярким, точным способом выражения своих мыслей, переживаний каждый из нас должен всю жизнь. Этому поможет вдумчивое чтение художественной литературы и всевозможные лингвистические словари и справочники.

5. - Ребята, хотите побывать в лингвистическом музее?! (ЛИНГВИСТИКА – НАУКА О ЯЗЫКЕ, ЯЗЫКОЗНАНИЕ) с.102 - словарь ин. слов

- Тогда по щучьему велению по моему хотению быть нам всем в лингвистическом музее – в гостях у Словарей.

подготовили выставку наши научные сотрудники музея – юные филологи, учащиеся 6 класса. (ФИЛОЛОГИЯ- совокупность наук, изучающих язык и литературу) с.180 - словарь ин. слов.

Они не только познакомят вас с различными словарями, но и предложат выполнить интересные практические задачи.

7.В музее висит высказывание русского поэта В.Брюсова. Прочитайте, пожалуйста, это высказывание. Как вы его понимаете?

“Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге”.( В.Брюсов)

“Если хорошенько подумать, то словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него” ( А.Франс)

8. Действительно, посмотрите, сколько словарей. Они могут стать нашими друзьями и помощниками, надо только с ними поближе познакомиться, подружиться, уметь ими пользоваться.

9. Далее следуют выступления учащихся от имени словарей, направляемые и координируемые учителем.

10. Прослушав два смешных случая с урока и прочитав высказывание Рене Декарта, французского философа, математика физика, физиолога, догадайтесь, какой словарь будет выступать первым: На уроке ребята пытались описать, как выглядят некоторые животные.

  • Лошадь – это такое травоядное животное, которое состоит из следующих частей: головы, туловища, четырёх ног, хвоста и телеги.
  • Корова – это большое животное, у которого на голове сбоку растут две загогулины, а сзади – специальный хвост с метёлочкой для отгоняния мух. Корова даёт людям молоко, и за это её все любят. Если корова не даёт молока, её за это называют быком.
  • Барышник – это человек, который ухаживает за барышнями

“Определяйте значения слов – и вы избавите мир от половины заблуждений”
( Декарт, 1596 – 1650)

Толковый словарь

Я - словарь толковый.

Мы пользуемся толковым словарём, чтобы узнать лексическое значение, толкование слов. “Определяйте значения слов – и вы избавите мир от половины заблуждений”,- писал Декарт. (Чтобы не получилось, что Барышник – это человек, который ухаживает за барышнями).

Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Именно Даль после 53-х лет (с 1817 по 1872) упорной работы составил “ Толковый словарь живого великорусского языка”, в котором 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.

Сейчас самым большим толковым словарём является 17- томный “Словарь современного русского литературного языка”, в нём более 120 тысяч слов, составлен коллективом учёных Академии наук СССР. “Школьный толковый словарь русского языка” М.С.Лапатухина включает около семи тысяч слов.

Для того чтобы понимать друг друга в обычном разговоре, достаточно 4 – 5 тысяч слов, хотя этого мало для выразительной речи. У взрослого образованного человека словарный запас составляет примерно 10-12 тысяч слов, у А.С.Пушкина – 21 тыс.

Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль, тем лучше его речь, язык. Ведь известно, что язык, речь являются показателем ума человека, показателем культуры.

Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться их запомнить.

Я – толковый словарь - должен стать настольной книгой каждого школьника.

А сейчас, мои юные друзья, предлагаю вам проверить ваш лексикон (запас слов и выражений), беден он или богат.

Задание: узнать слово по лексическому значению

  • Все слова русского языка, или словарный состав языка (лексика)
  • Словарный запас одного человека (лексикон)
  • Раздел науки о языке, изучающий происхождение и историю слов (этимология)
  • Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи (морфология)
  • Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов (орфография)
  • Описание жизни (биография)
  • Устройство для дыхания человека под водой (акваланг)
  • Свободное от учёбы и занятий время (досуг)
  • Учебное заведение, где получают начальное, общее, среднее образование (школа)
  • Прекращение занятий в учебных заведениях на определённое время для отдыха учащихся осенью, зимой, весной, летом. (каникулы)

Доп. задание:

  • Что такое беллетристика?
  • В рамочку впишите слово. Если это слово соединять с шестью словами под рамочкой, то в каждом случае должно получаться новое слово:

воспитанный, дарить, родство, чинный, устройство, душный

11. А теперь посмотрите внимательно на рисунки, прослушайте небольшое стихотворение и скажите, какой словарь сейчас будет выступать? (фразеологический)

Светило солнце в вышине
Не бледно и не ярко,
И в результате было мне
Ни холодно, ни жарко.
К доске пошёл я отвечать,
Стоял я перед классом:
Ни дать ни взять, ни сесть ни встать,
Ни рыба и ни мясо

Фразеологический словарь

Я – фразеологический словарь. Автор словаря - ……

Я интересен для людей любых профессий и любого возраста. Нельзя изучить язык, не изучив его фразеологии.

Фразеологический словарь - это особый тип толкового словаря, в котором даётся 4 тысячи фразеологизмов русского языка, то есть устойчивых сочетаний слов, выражений типа: бить баклуши, между двух огней и т.д.

В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов.

Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новых слов или заменять одни другими. Нельзя сказать: сесть в детскую калошу. Правильно говорить: сесть в калошу. Как правило, фразеологизмы употребляются в переносном смысле.

Употребление фразеологизмов в речи делает её яркой, меткой, убедительной. Например, человек с головой, морочить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, сломя голову.

Ребята, пользуйтесь фразеологическим словарём, он сделает вашу речь яркой и самобытной!

А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Найдите “третий лишний” и объясните лексическое значение фразеологизмов

  • Медвежья шапка, медвежья берлога, медвежья услуга. (услуга, которая приносит не пользу, а вред)
  • Сесть в машину, сесть в калошу, сесть в кресло. (попасть в неловкое положение)
  • Точить лясы, точить ножи, точить карандаши. (болтать пустяки, заниматься несерьёзным разговором)
  • Втирать мазь, втирать очки, втирать муравьиный спирт (обмануть, ввести в заблуждение)
  • Стоять у доски, стоять на посту, стоять фертом. (руки в боки, старинное название буквы Ф)
  • Прописать ижицу, прописать лекарство, прописать строчку. (наказать)
  • Играть в шашки, играть роль, играть в бирюльки. (заниматься пустяками)
    Узнать фразеологизмы, изображённые на экране
  • Изобразить фразеологизм стоять фертом, лететь на всех парусах., одна голова хорошо, а две лучше

13. Как вы думаете, какой словарь мог так сказать: “ Биографию имеют не только люди, но и слова”. (этимологический)

Этимологический словарь

Я – этимологический словарь. Составили меня ……………………………………………….

Назначение этимологического словаря – дать историю и происхождение слов.

Работая с этимологическим словарём, можно проследить жизнь слова. У каждого слова своя история, своя судьба, своя жизнь. Не зря говорят, биографию имеют не только люди, но и слова. Об этом стихотворение С.Острового “Первородство”:

К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны…
И когда я слышу: “Извини меня!”-
Это значит: “Исключи меня из вины!”
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу: “Защити меня!”
Это значит: “Спрячь меня за щитом!”
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Своё нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.

Так давайте, друзья, будем проникать в суть слова, в истинное значение слова, в первоначальный смысл слова, будем добрыми и умными. Я, этимологический словарь, стану вашим надёжным помощником. В добрый путь!

Хотите узнать биографию слова школа? Слушайте!

А теперь мне хочется спросить вас, ребята, этимологию слов: ладушки, цифра, портфель, каникулы. (из книги “Кружок русского языка в школе”)

Домашнее задание: узнать происхождение слов джинсы, рубль.

Учителя, как мы узнали, в древнем Риме называли учителем игр, так что поиграем! Отдохнём! Игра “подскажи словечко!” (хором отвечаем)

Простое слово “промежуток”:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт -
Мы называем их…….. (антракт)
На время что – то прекратив,
Мы объявляем …….. (перерыв)
В борьбе, в труде устали слишком,
Дают уставшим ……(передышку)
После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена)

Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два, раз и два!
Прямо спинку вы держите,
Раз и два, раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два, раз и два!
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.

14. Какие слова встретились в этом стихотворении? В каком словаре имеются такие слова и пометы: (англ.), (нем.), (фр.), (греч.), (ит.), (лат.)?

Однажды ДЕНДИ без ПЕНСНЕ
Не смог найти своё КАШНЕ.
И без КАШНЕ и КЕПИ
Поехал к ЛЕДИ В КЕБЕ.
Увидев ДЕНДИ, ПЭР и МЭР
Ему сказали: “Милый СЭР,
Ведь без КАШНЕ и КЕПИ
Простудитесь вы в КЕБЕ”.
Наш бедный ДЕНДИ заболел,
Три дня АЛОЭ с мёдом ел.
Спасла его ДИЕТА,
Но песня не про это.

(Мэр – это глава города, сэр и пэр – титулы в Англии, денди – франт, щёголь)

( в словаре иностранных слов). Вам слово!

Словарь иностранных слов

Я – словарь иностранных слов. Автор-составитель словаря – Т.А.Сиротина.

Я имею 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг мы часто сталкиваемся со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира.

Многие заимствованные слова обрусели, и, только заглянув в словарь, мы узнаём, что они

“ усыновлённые”, не русского происхождения.

В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. Значения слов иллюстрируются примерами, приводится культурно-исторический комментарий.

Школьники! Пользуйтесь словарём иностранных слов, обогащайте свой лексический запас, расширяйте свой кругозор и эрудицию!

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру “Переводчик”. Нужно заменить иноязычное слово русским, найти пару.

В случае затруднения обращайтесь к словарю иностранных слов.

1. Сувенир А. недостаток
2. Дефект Б. подарок
3. Антракт В. доводы в процессе доказательства
4. Аргументы Г. перерыв
5. Корректный Д. начитанность, глубокие и широкие познания
6. Эрудиция Е. учтивый, вежливый, тактичный
1. авто А. поле
2. агро Б. сам
3. био В. пишу
4. графо Г. жизнь
5. орфо Д. вода
6. аква Е. правильный

Ответы: 1 Б, 2 А, 3 Г, 4 В, 5 Е, 6 Д

Доп. вопросы:

  • Что очень сильно любит человек, страдающий библиоманией? Киноманией?
  • Что хранится в фонотеке? В библиотеке?
  • Как вы думаете, из каких языков заимствованы слова: экзамен (лат.), жалюзи ( фр.), футбол (англ.), бутерброт (нем.), опера (ит.), алфавит (греч.)? Чем вы руководствовались при определении?

15. Пока учащиеся выполняют задание, следует небольшое задание для учителей из словаря жаргонизмов: “ Найди пару ”

1.Молекула А. невпопад
2.Плинтус Б. ребёнок
3.Мимо тазика В. пьяный спящий человек
4.Ужратик Г. положительная оценка чего-либо
5.Прикольно Д. пьяный

(ответ: 1 Б, 2 В, 3 А, 4Д, 5 Г)

Подумайте, какой словарь хочет пообщаться с нами сейчас?

Как-то раз во дворе
Из собачьей миски
Пять чумазых поросят
Кушали сосиски.

Подошёл к ним и сказал
Папа возмущённый:
Так съедите вы у пса
Весь обед ЕВОНЫЙ!

Закричала хрюшка-мать:
- Отойди от будки!
Детям надо наполнять
ИХНИЕ желудки!

Папа грустно пробурчал
В пятачок широкий:
- Слушать я уже устал
ЕЙНЫЕ упрёки!

Детям всё прощают тут,
Дети хрюшками растут,
И такая дребедень
Происходит КАЖНЫЙ день!

И у нас во дворе
Слышал я однажды,
Как ребята говорят:
ИХНИЙ, ЕЙНЫЙ, КАЖНЫЙ…

Чтобы вы никогда
Не попали в лужу,
ИХ, ЕГО и ЕЁ
Говорить вам нужно.

Пели мы про поросят,
Намекали на ребят.
То, что можно поросятам,-
Непростительно ребятам!

Продолжите фразу: “ Когда написание или произношение слова вызывает особую трудность, мы обращаемся к словарю …” (трудностей)

Словарь трудностей

Я – словарь трудностей русского языка. Предназначен для широкого круга читателей. Автор словаря – Розенталь. Во мне собрано около 30 тыс. слов, представляющих сложности различного характера. Если какое-то слово вызвало у вас затруднение, смело обращайтесь ко мне, Словарю трудностей. Я вам помогу. Например, у многих учащихся вызывают затруднения слова одевать – надевать. НАДЕВАТЬ – действие обращено на самого производителя действия: надевать пальто, шубу, шапку; а также в конструкциях с предлогом на – действие обращено на другое лицо или предмет: надевать пальто на ребёнка. ОДЕВАТЬ – обозначает действие, обращённое на другое лицо или предмет: одевать ребёнка, одевать куклу. Запомните: надевать одежду – одевать Надежду.

А сейчас предлагаю выполнить задание: исправьте нарушения языковых норм

Пирожок с повидлой, нет сапогов, нет носок, юбка длиньше, двое подружек, с обеими государствами, ихний пример, иметь важную роль, играть особое значение, ложи на место, я одел(а) шапку, мыть голову новой шампунью, игрушки красивые и прочны, моё день рождения.

16. Подведение итогов урока. Вывод: Словари – наши верные друзья и помощники в овладении языком.(составить схему предложения)

Как притча связана с нашим уроком?

17.Домашнее задание - от словаря синонимов и антонимов – кроссворд, упр. 135 или мини-сочинение об уроке “ В гостях у словарей”

18. Рефлексия. В музее посетители пишут отзывы о выставке, и мы с вами тоже напишем свои впечатления об уроке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка (развития речи) в 6 классе. Тема. Сочинение-повествование (случай из жизни из животных).

Цель: развитие умений по применению знаний для составления текста-повествования

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться со­ставлять текст-повествование по алгоритму вы­полнения задания

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре,

владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний,

развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план), проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе создания алгоритма

Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции в группе.

Тип урока: урок исследования (урок творчества)

Урок русского языка (развития речи) в 6 классе.

Тема. Сочинение-повествование (случай из жизни из животных).

Цель: развитие умений по применению знаний для составления текста-повествования

Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности.

Содержательная цель: создание мотивации на успех каждого ребенка.

Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, научиться со­ставлять текст-повествование по алгоритму вы­полнения задания

Коммуникативные: развивать умение слушать и понимать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в паре,

владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний,

развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план), проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе создания алгоритма

Личностные: формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности, формирование умения выражать свои эмоции в группе.

Тип урока: урок исследования (урок творчества)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные результаты

(личностные, познавательные,

Ι. Актуализация знаний.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

быль и небылица

случай из жизни и сказка.

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу писать, как написать и для чего написать.

Максим Горький.

Я думаю, что каждый из вас в конце урока сможет ответить на эти три вопроса так как у нас сегодня урок развития речи, и мы будем готовиться к сочинению. Чтобы назвать тему сочинения, вы должны отгадать слово, которое я задумала. Оно является ключевым в названии темы сочинения.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

А как слова, написанные на доске, связаны с нашим уроком?

А сами вы больше любите рассказывать или слушать?

В каком случае мы говорим, что рассказ увлекателен?

Сегодняшний урок поможет вам стать интересным рассказчиком – сочинителем.

Используя данное слово, сформулируйте тему урока.

Запись темы урока в тетради.

Подготовка к сочинению-рассказу о животном

Физкультминутка

(одним словом, об интересных, увлекательных моментах нашей жизни)

Учащиеся задают вопросы, учитель отвечает: “Да или нет”.

Учащиеся приходят к выводу, что сочинение будут писать о животном.

Формулируют тему урока.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙI. Применение знаний

Цель: построение и фиксация нового знания.

Чтобы сочинение получилось ярким, особенным, мы должны определить этапы нашей работы. Давайте сформулируем цели урока, а помогут нам в этом глаголы:

ВСПОМНИТЬ (типы речи),

УЗНАТЬ (стилевые особенности текста),

НАУЧИТЬСЯ (применять в практике).

С чего начинается работа над сочинением?

Какие темы можете предложить вы?

С составления плана сочинения.

Мы будем писать рассказ. Что такое рассказ?

Что главное мы должны помнить о рассказе? (В центре всегда одно событие).

Событие – это мгновение, миг жизни; секунда, прожитая человеком. О нем и будет ваш рассказ.

В этот отрезок времени многое вмещается: чувства, настроение, душевное состояние. Может быть, в это мгновение случилось радостное потрясение, счастье, удивление, а, может быть, печальное событие.

Следующий шаг, который должен совершить настоящий рассказчик – выбрать тему. Что такое тема? (главное в произведении). Мы сказали, что рассказ – это повествование. Вы уже писали сочинение – повествование. Но рассказ – это нечто иное. И тема его должна звучать по-иному. Задание : Прочитайте темы. Какие из них соответствуют рассказу, а какие – повествованию?

* Тема – вопросы, на которых сосредотачивает внимание автор.

* Повествование – изложение ряда последовательных событий . Мы поняли, как составлять тему рассказа. А о чём ещё должен помнить рассказчик? - Он должен соблюдать композицию рассказа (строение, части).

А кто знает, сколько частей может быть в рассказе?

С определения темы.

На листочках алгоритм, пункты которого нужно составить в нужном порядке.

1. Прежде всего обдумайте тему сочинения.

2. Обдумайте свой замысел, какова его основная мысль.

3. Прочитайте первый вариант своего сочинения: раскрыты ли в нем тема и основная мысль?

4. Обратите внимание на язык сочинения. Внесите исправления.

Cоставление алгоритма или плана выполнения задания

Личностные результаты

1. Формирование умения выражать свои эмоции в группе.

2. Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Познавательные УУД объяснять языковые явле­ния, процессы, связи и отношения, выявляе­мые в ходе создания алгоритма

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять алгоритм/план).

4. Проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в группе.

IV. Представление результатов деятельности

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Анализ текста

, ребята, в рассказе, который мы напишем, будет три части. Чтобы поработать над каждой частью, нужно понять, какую роль эти части играют в нашем рассказе. В рассказе выделяют три части: завязка, кульминация, развязка.

Завязка – событие, с которого начинается действие и от которого зависит развитие последующих событий.

Кульминация – момент наибольшего напряжения в развитии действия рассказа.

Завязка – значительное действие, которое явилось результатом развития событий.

Мастерство рассказчика проявляется в умении выделять узловое событие (именно ему уделить большее внимание, отсечь случайности и различного рода не имеющие смысла подробности). Описание места и времени (обстановки, природы и т.п.), как и в описаниях героев, должно быть подчинено главному в рассказе, пояснять его.

Итог этапа. Итак, мы узнали, какие три обязательных части есть в рассказе. Назовём их ещё раз. О чём мы будем говорить далее? Что ещё необходимо знать, чтобы написать хороший рассказ? Что самое сложное? Заинтересовать зрителя. - Какие еще средства выразительности использует автор?

Представляют результаты деятельности

Выдвигают гипотезы

Записывают в тетрадь составные части композицию рассказа. Соотносим с композиционными частями план нашего текста.

Можно украсить его (гипотеза ученика).

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развивать умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД

Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

V. Выявление места и причины затруднений

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Предлагаю прочитать тексты.

Как вы думаете, что это за композиционные части? (Это начало). Поделитесь мнением, как начало рассказа помогает заинтересовать, вызвать желание дочитать до конца?

Как автору удалось передать напряжение? Какие средства выразительности он использует? Какие еще средства выразительности использует автор? (пары выписывают метафоры, сравнения).

1.Развивать умение слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3.Оформлять свои мысли в устной форме.

4.Владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные УУД

Проектировать траектории раз­вития через включение в новые виды деятель­ности и формы сотрудничества.

VI. Самостоятельная работа

Цель: самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Группируют слова в зависимости от возможного места в тексте

Личностные результаты

Формирование устойчивой мотивации к творческой деятельности.

VII. Рефлексия

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

– Кто доволен своей работой?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

Высказывают своё мнение, оценивают себя и одноклассников.

Регулятивные УУД

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

VIII. Домашнее задание

Цель: построение и фиксация нового знания.

Написать сочинение-повествование (случай из жизни животного)

Со­ставление текста-повествования по алгоритму вы­полнения задания

Коммуникативные УУД

Владеть монологической и диалогической формами речи в соответ­ствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту, повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения; Развивающая: развивать умение логически, последовательно строить свое высказывание, умение аргументировано отстаивать собственное мнение; Воспитательная: воспитывать культуру письменной речи;

1.Оргмомент Введение в тему урока Учитель предлагает послушать пословицы и поговорки .

Чтобы сердцу угодить, неважно, маленький подарок или большой.

За тысячу миль прислали лебединое перышко: легок подарок, да дорого внимание.

О цене подарка не спрашивают.

Подаренная копейка – дороже выпрошенного рубля.

Истинная цена подарка – в способности передачи его теплоты.

- Какое слово употребляется в каждом высказывании? О чем будем говорить на уроке?

Правильно, о подарках. Но сегодня у нас урок развития речи. И мы снова будем с вами работать над…

2.Работа по теме урока

2.1.Словарная работа

- А теперь обратимся к толковому словарю (запись в тетрадь)

ПОДАРОК – 1.Вещь, которую дарят, подарили. Сделать, получить подарок

2. перен. Что-нибудь хорошее, приятное (обычно как знак уважения, признательности).

- В каких случаях и по какому поводу делаете подарки вы?

2.2.Из истории подарка

Возможно дополнение учителя.

Всегда приятно получать подарки, если они делаются с душой. Традиция дарить подарки появилась несколько тысяч лет назад . На Руси подарки называли гостинцами(вещь, которую приготовили для гостей, для визита в гости).Это слово подходит и к сегодняшнему дню, его часто можно услышать в селе. К примеру, бабушка, которая приезжает к внукам, с огромным большим количеством гостинцев.



Люби и охраняй природу. Чурсина Любовь.
Приходя в гости к природе, не делай ничего,
что счел бы неприличным сделать в гостях.
Д. Арманд
Как красива наша природа! Особенно весной, когда после долгой зимы среди голых деревьев начинает пробиваться первая зеленая травка, на веточках деревьев и кустарников набухают почки. Поют птицы, радуясь приходу тепла. Совсем иначе, по-весеннему светит солнышко на нежно-голубом небе.
Но не все люди замечают эту красоту. Многие даже не задумываются, что этого великолепия может не стать из-за потребительского отношения человека к природе. Токсичными веществами из заводских и фабричных труб, выхлопными газами автомобилей загрязняется атмосфера. И этим мы дышим!
А что происходит с нашими лесами!? Бросая непотушенный костер, мы становимся виновниками пожаров. Гибнут животные, птицы, а те, кто успевает спастись, лишаются своих жилищ. В погоне за деньгами безжалостно вырубаем деревья в больших количествах. А ведь они очищают воздух, вырабатывают кислород, благодаря им мы продолжаем жить.
Реки нередко огорчают нас загрязненными водами. Что творят туристы, когда приходят отдыхать на берег реки! Сколько мусора остается после них! Бумага, бутылки, полиэтиленовые пакеты, плавающие в воде и брошенные на лужайке, еще долго будут напоминать о человеке.
Природа просит о помощи. Ее необходимо спасать, пока еще не поздно! Пока мы, новое поколение, еще не черствы сердцем и душою, не безразличны к происходящему. Нужно учиться любить и беречь природу! Слышать ее! Нельзя ради своей минутной радости рвать цветы на лугу и в лесу, стоит помнить, что в твоих руках может оказаться растение, занесенное в Красную книгу.
Давайте будем любить и охранять природу, по мере своих возможностей, и она ответит нам взаимностью!

Читайте также: