Конспект занятия по рисованию чайник в средней группе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Шабанова Ирина Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ "СКШ № 33 г. Братска"
Населённый пункт: г. Братск, Иркутская область
Наименование материала: Конспект открытого урока от 13.03.2017 г.
Тема: "Декоративное рисование "Узор на чайнике"".
Раздел: среднее образование

Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области

Дата проведения: 13 марта 2017 г.

Составила: учитель 1 КК Шабанова Ирина Петровна

Цель урока. Учить учащихся создавать узор гжели внутри круга и украшать

Задачи урока.

1) Учить составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать

навыки работы с красками.

2) Корригировать мыслительные процессы.

Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям,

способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной

3)Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие

качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками.

Оборудование урока: рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,

трафарет круга, операционная карта, мнемотаблица, заготовка чайника,

простые карандаши, кисти, краски гуашь, баночки для воды, ноутбук.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Начнем скорей урок.

- Какое сегодня число? День недели?

- какой у нас урок сейчас? (рисование)

- Посмотрите на доску, вы сможете прочитать тему урока?

Для того, чтобы узнать тему урока, мы выполним ряд заданий.

II Введение в тему урока

На парте, в красном конверте лежит карточка, на доску я ее вывесила.

Внимательно рассмотрите и назовите предметы.

-Как одним словом можно назвать эти предметы?(посуда)

2. - Второе задание, отгадайте загадку:

Снаружи я стальной,

Внутри я водяной,

Я на плите стою

Всех чаем напою.

3. Вывешивание картинки с изображением чайника.

- Расскажите об этом чайнике, используя таблицу (работа по мнемотаблице)

- Можете предположить название темы урока?

- Назовите пропущенную букву в слове чайник ? Почему? Какое слово есть

еще на это правило в вашей карточке?(чашка)

III Работа над темой урока

-Сегодня мы будем делать узор на заварном чайнике.

- Назовите формы узоров? (геометрические формы, растительные формы,

- С какой росписью мы уже познакомились? Назовите особенности хохломы:

цвет и форма узора?

- Свои чайники мы будем расписывать узором - гжель.

А чтобы узнать, как появилась роспись гжель, ее особенности и почему она

такая известная, послушайте рассказ.

Рассказ о гжели. ( По ходу рассказа учитель вывешивает картинки)

Давным-давно это было. Недалеко от Москвы, стояла русская деревушка

Гжель. Жили там хорошие люди и отличные мастера. Издавна делали они

посуду из белой глины. Захотели они прославить свой край и стали делать

необычную посуду, да фигурки.

Стали дальше думать. Как бы украсить такую необычную посуду?

Пошли домой после работы. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная

красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками,

вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть

рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-

свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Так появилась и прославилась гжельская роспись.

И по сей день жив старинный городок Гжель.

-Чтобы отдохнуть проведем физминутку.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни - разобьются.

Вот серебряные ложки, Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

Характерные черты росписи следующие:

Поверхность покрыта глазурью ( Глазурь – блестящее покрытие

узор, выполненный в синих или голубых тонах; тридцать различных

оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного

сложный растительный орнамент или узор в русском народном стиле

(это травинки, листики, цветочки разные. это известная гжельская роза.

Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда,

написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз,

и ее бутонов, то цветы разбросаны по всей поверхности.

неизменно ручная работа.

Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок - “ мазок тенями”.

В нем виден постепенный переход от светлого к темному.

IV Выполнение работы

- А сейчас мы с вами почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами.

Есть у меня заготовки чайников , но только они белые, не раскрашенные.

Поможете мне расписать их, сделать гжельскими изделиями.

-А как вы думаете, почему именно узор на заварном чайнике?

- определим последовательность работы .

По центру обводим шаблон. Сам рисунок будет располагаться внутри круга.

-Вспомним , что такое окружность и круг?

Теперь берем простой карандаш и проводим, еле прикасаясь, линии-основы

на котором мы будем с помощью мазков создавать свой узор.

-Какие цвета используется в гжельской росписи? Какие чувства вызывает у

вас синий? Значит к какому виду относится? холодные)

Как получается голубой цвет? Берем синею и белую краску, кисточку и

соединяем в палитре , получаем голубой цвет. Начинаем вести мазок от

самого светлого места, постепенно добавляя синий цвет, чтобы закончить

элемент узора темно синим. Не забываем наносить рисунок мазками, делая

почти каждый мазок темнее - это ведь главное отличие гжельской росписи. А

вы сейчас гжельские мастера.

Тили – тали, тили – тали,

Карандашик мы катали,

Карандашик мы катали

И посуду называли:

Чайник, чашка, блюдце, вилка,

Миска, ложка, нож, бутылка.

- Повторите, мне последовательность работы:

берем простой карандаш

внутри круга еле прикасаясь, чертим основные линии

смешиваем синий и белый цвет

наносим узор мазками от светлого к темному или от темного к

- Берем заготовку и начинаем выполнять работу. А чтобы работа у вас

ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и

располагает к творчеству.

V. Заключительная часть

- С какой росписью , вы, познакомились?

- Чем отличается гжель от хохломы?

- Какое новое слово узнали?

- А сейчас, дорогие мастера, мы устроим выставку ваших работ. Давайте

посмотрим , все ли правильно передали цвет, у всех ли получился гжельский

Цель: знакомить с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение, а также скульптуры малой формы.

ВложениеРазмер
gzhel.docx 17.21 КБ

Предварительный просмотр:

ООД по рисованию

Задачи:
Образовательные: формировать умение детей выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме; составлять узор на полосе – рисовать варианты каймы: полосы широкие и тонкие, полоса и точки, полоса и мазки (один, по три)

Развивающие: развивать творческое воображение, мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитывающие : воспитывать умение уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство.

Материал: Посуда с гжельским узором, скульптура малой формы, иллюстрации, плакаты, открытки, рисунок морозного окна, гуашь, лист для упражнений, силуэты чайника.

Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста взял белизну просторов зимних, русских…
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели
сады…
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам
зимы,
С таким же звонким званьем Гжель.
Н. Савченко

- Ребята, посмотрите на предметы и узоры, которые изображены на иллюстрации, какого они цвета? На что похожи эти узоры? Как вы думаете, почему предметы разрисованы голубой и синей краской?

- Я вам сейчас расскажу очень интересную сказку, из которой вы узнаете, почему художники-мастера стали украшать предметы именно этими красками.

Сказка про гжельские изделия.
Слушаем сказку (рассказывает воспитатель).
Под Москвой, есть село Гжель. Много-много лет тому назад мастера из этого села начали изготавливать различные гончарные изделия и игрушки (кружки, тарелочки, кувшины, цветные горшки и многое другое). Но вот однажды зимой повадился на их земли Змей Горыныч летать людей похищать. Не знали люди как Змея отвадить от их земли, как проучить его. Собрался народ и стал думать, как же от проклятого избавиться. И вот, что они придумали. Решили они обратиться к гжельским мастерам, чтобы наделали они фигурок – скульптур похожих на людей и расписать их гжельской росписью, что бы они больше походили на людей. Сделали мастера много фигурок из белой глины и расписали они их голубовато-синими красками, так чтобы Змей Горыныч подумал, что это люди гуляют и на них напал снег. Расставили люди скульптурки по всему селу, а сами спрятались по домам, и стали ждать, что будет дальше. Только люди успели спрятаться по домам, как вдруг прилетел Горыныч и стал хватать глиняные фигурки. Одну схватил – не понравилась, выплюнул. Вторую схватил, тоже выплюнул. Долго он хватал, но все ему не нравились. Злой и голодный взвился он к облакам и с тех пор он не прилетал в эти края. Вот так люди села Гжель справились со Змеем Горынычем.

- Ребята понравилась вам сказка?

Знакомство с красками и элементами гжельской росписи.
- А что сделали люди, чтобы прогнать Змея Горыныча? Как они расписали скульптурки? (сине-голубыми красками).
- Ребята такая роспись – по белой глине сине-голубыми красками называется – Гжель (гжельская роспись).
- Ребята, а на что похожи элементы гжельской росписи? (на морозный рисунок на окне). Вспомните, какое я вам читала стихотворение. Подходит оно для гжельской росписи? Почему?

Сходство гжели и зимы.
- Давайте сравним с рисунком морозного окна гжельскую роспись. (Вывешиваю рисунок морозного окна).
- Какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (цветы бутоны, листья, тоненькие стебельки)
- Есть похожие элементы? (да)
- Сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами. Мы попробуем нарисовать элементы гжельской росписи: полосы широкие и узкие, полсу и точки, полосу и мазки.
- Посмотрим на изделия гжельских мастеров и попробуем найти эти элементы.
- Сейчас я покажу вам еще раз, какие элементы гжельской росписи вы нарисуете на своих полосках?
Выполнение элементов росписи на листках для упражнений.
- А теперь попробуем прорисовать эти элементы в воздухе, а затем на листочках, которые лежат у вас на столах. У кого получилось, поднимите руки, и я вам выдам полоски, на которых вы нарисуете полоску и точки, полоску и мазки. Каким цветом вы будете их выполнять? (Синим и голубым).
- Ребята, а как нам получить голубой цвет? (Надо смешать синий цвет и белый)
Самостоятельное рисование.

- А сейчас я предлагаю вам превратиться в мастеров села Гжель и украсить волшебными узорами чайники для заварки.
- Приступайте к работе. Если кто-то забудет, как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть, как рисуется узор.

Выставка работ. Итог.

- Посмотрите на работы и скажите, какой рисунок выполнен легко, нежно необычно?

- Ваши рисунки необыкновенно красивые! Молодцы! Еще раз скажите, как называется роспись, которой мы украшали наши чайники? (Гжельская роспись)

Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая роща, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей.
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Образовательные задачи:Учить детей создавать узоры на листе бумаги в форме народного изделия – поднос, используя характерные элементы гжельской росписи: цветы, листья, точки, завитки;Учить изобр.

Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: "Роспись чайника гжельским узором"
Тема. Рисование декоративных узоров разных форм, элементов букв.


Конспект НОД с детьми средней группы "Посуда.Рисование гжельского узора."

Данный материал по художественно-эстетическому развитию будет плезен детям среднего возраста.


Задачи:Продолжать знакомить детей с гжельской росписью.Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Раз.

Гжель это один из самых знаменитых художественных промыслов России по производству керамики и фарфора, а также вид русской народной росписи, известный не только в России, но и за ее пределами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить детей с изделиями мастеров гжели, видеть красоту посуды, необычность формы, ее назначение, а также скульптуры малой формы.

Образовательная : формировать умение детей выделять роспись предметов: элементы, сочетание цветов и расположение узора на форме; закреплять умение рисовать красками, рисовать концом кисти, передавая изящество и тонкость выполненных узоров.

Развивающая: развивать творческое воображение, мышление, связную речь, мелкую моторику рук.

Воспитательная: воспитывать умение уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное искусство.

Материал: иллюстрации с изображением посуды с гжельской росписью, примеры узоров и орнаментов, листы для рисования, краски, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых

Кувшины иль кружки – быль или небыль

Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье!

Словно весною капель

Ласка, забота, тепло и творенье –

Русская, звонкая гжель.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на предметы и узоры, которые изображены на иллюстрации, какого они цвета? На что похожи эти узоры? (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас ребята я вам расскажу интересную сказку, из которой вы узнаете, почему мастера стали украшать предметы именно такой краской.

Сказка о гжели

Воспитатель: Ребята, понравилась ли вам сказка? (ответы детей) Что случилось с цветком на морозе и какого цвета он стал? (ответы детей)

Ребята, такая роспись по белой глине сине-голубыми красками называется – Гжель (гжельская роспись)

А какие узоры вы видите на гжельских изделиях? (ответы детей)

Воспитатель демонстрирует как правильно нужно рисовать цветы бутоны, листья, тоненькие стебельки, капельки; правильно держать кисточку.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы тоже попробуем стать гжельскими мастерами. Мы попробуем нарисовать элементы гжельской росписи на чайниках. Ребята, каким цветом вы будете их выполнять? (ответы детей)

Перед началом нашей работы предлагаю немного размяться.

На лугу растут цветы (потянуться)

Небывалой красоты (руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы

С ними подтянись и ты (потянуться)

Ветер дует иногда,

Только это не беда (махи руками)

Опускают лепесточки (наклоны)

А потом опять встают

И по-прежнему растут.

Воспитатель: Вот теперь мы можем начинать нашу работу. Предлагаю вам превратиться в гжельских мастеров и украсить узорами чайники. Если кто-то забудет, как рисовать, можете потихоньку встать и посмотреть, как рисуется узор.

Выставка работ

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие замечательные узоры на чайниках у вас получились! Вы сегодня постарались Молодцы!

Ребята, посмотрите на рисунки и скажите, какой элемент было выполнять легко? Как называется роспись, которой мы украшали наши чайники? (ответы детей)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для детей второй младшей группы с использованием нетрадициооной техники рисования.

Палашова Наталья Александровна

Воспитатель,

МБДОУ г. Иркутска д/с №96.

Группа детей: 3-4года (вторая младшая группа)

Оборудование:

Для детей: схема выполнения работы, силуэты чайников на листах А4 на каждого ребенка, штампы (из картонных трубочек), гуашь разного цвета, салфетки.

Для воспитателя: компьютер, проектор, программное обеспечение POWERPOINT, картинки с изображениями чайников (отличающихся размером, цветом, формой), образец (готовый чайник А4), медведь ( игрушка ), кукольная посуда.

Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: создать условия для ознакомления детей с нетрадиционной техникой рисования с использованием различных штампов.

Образовательные:

- Добиться уточнения знаний предметов бытовой техники (в частности чайник), их признаков сходства и различия.

- Обеспечить узнавание детьми нетрадиционного метода рисования (штампами).

Развивающие:

- Обеспечить развитие умения составлять характеристики предметов ближайшего окружения.

Воспитательные:

- Способствовать развитию творческих способностей детей.

- Способствовать формированию интереса к нетрадиционным техникам рисования.

- Порадоваться вместе с детьми полученному результату.

Планируемые результаты: Освоение детьми нового метода рисования.

Предварительная работа:

- Рассматривание иллюстраций с изображениями различных чайников;

1.Создание мотивационного поля (организационный момент)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете кто к нам придет сегодня в гости.

Загадка: «Кто в лесу огромней всех?

Кто богатый носит мех?

Кто в берлоге до весны

(воспитатель убирает ширму)

За столом сидит игрушечный медвежонок.

Беседа с детьми:

В: Ребята, давайте поздороваемся с Мишей. ( здороваются)

В: А мишка не просто пришел к нам в гости, он приглашает нас к себе на кухню.

( Воспитатель и дети идут в игровой уголок-кухню, где на столе лежит мешочек с кукольной посудой)

В: Ребята, Медвежонок купил новую посуду, но совсем не знает как она называется и для чего она нужна. Давайте поможем Медвежонку, доставайте посуду, говорите как она называется, какого она цвета, на что похожа по форме и для чего она нужна.

Дидактическая игра "Назови посуду"

Дети по очереди достают предметы из мешочка, воспитатель задает вопросы:

- Что это за предмет?

- Какого он цвета?

- Какой формы предмет?

- Для чего он нужен?

2.Актуализация знаний и затруднений в образовательной ситуации.

Дети убирают со стола лишнюю посуду и относят ее в шкаф.

В: Молодцы, а теперь давайте немножко поиграем.

Физкультминутка:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

( Надули животик, одна рука на поясе, другая изогнутая, как носик. )

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

( Присели, одна рука на поясе. )

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

( Кружатся. Круг руками рисуют )

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке

( Потянулись, руки вверх )

Вот пластмассовый поднос.

Он посуду нам принес.

( Легли на ковер, вытянулись ).

У Мишки почти все готово к чаепитию, но на столе чего-то не хватает. Давайте все вместе внимательно посмотрим на стол и подумаем, какого предмета не хватает. А чтобы вам немного помочь, загадаю загадку.

Он пыхтит, как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пригласит чайку напиться.

3.Открытие детьми нового знания.

Обращаю внимание детей на коробку, стоящую на столе.

- Дети, давайте посмотрим, что же в ней спрятано?

(Открываем коробку и достаем картинки с изображениями разных чайников)

- Сколько чайников и все разные. Чем они отличаются?

Эксперимент: Рассматриваем чайники и ищем отличия.

б) Размер (сравниваем какие больше, а какие меньше).

в) Тактильные ощущения (два игрушечных чайника: один с холодной водой, другой с теплой.)

В: Еще раз посмотрим на стол для чаепития. Есть на столе чайник? Нет? Значит нужно Мишке его подарить. Но наши чайники будут не совсем обычные, а особенные.

Показ способа выполнения работы:

Первый этап: (показ схемы выполнения работы) Перед каждым из вас лежит изображение чайника на листе бумаги, стоят тарелочки с разноцветной гуашью и штампы. Взяв в руки кисточку, аккуратно наносим гуашь на всю поверхность штампа.

Вот и готов наш чайник.

А пока мы с вами рисовали, Мишка приготовил для нас чай. Проходите и садитесь на стульчики. А чай можно пить горячим?

Дети: Нельзя!

В: А что надо делать, чтобы чай остыл?

Дети: Подуть на него!

В: Хорошо, сейчас мы с вами подуем на чай, чтобы он остыл.

Дыхательная гимнастика:

В: Посмотрите, как я буду делать. Нужно ровно сесть, поднести чашку ко рту, вдохнуть носом, задержать дыхание, выдох ртом.

( Дети выполняют упражнение )

4.Самостоятельное применение нового знания на практике.

Ребята, давайте еще раз посмотрим схемы и повторим порядок выполнения.

- Ну, что же, молодцы, а теперь приступаем к работе (выполнение работы с детьми под музыкальное сопровождение).

Стихотворение:

У чайника – насморк:

А все потому, что

Он крышки не носит!

Без крышки стоял

У окна на ветру –

Оставил без чая

Семью поутру!
Д. Сиротин

-Чайник, стакан, молоток.

-Шапка, кастрюля, сковорода.

-Тарелка, пирамидка, ложка.

-Чашка, кресло, вилка.

Рефлексия: Дети, посмотрите, сколько разноцветных чайников у нас получилось! Вы рады, что смогли помочь медвежонку? Вам понравилось раскрашивать чайники? А что было интереснее всего? А труднее?

Задачи: Развивать у детей чувство цвета, желание закрасить и украсить готовые силуэты узором, способность замечать красивые предметы в быту. Закреплять навыки работы с красками: отжимать лишнюю, хорошо споласкивать кисть. Продолжать развивать воображение и эстетическое восприятие.
Материал: Иллюстрации, украшенные образцы, листы с силуэтами чашки и блюдца, гуашь, мягкие кисти № 3.




Украшенные образцы закрыты.
Ребята, вы знаете, как называется набор из чашки и блюдца с одинаковым узором?
Скоро праздник мам. Можно маме подарить чайную пару?
Сначала надо закрасить силуэты чашки и блюдца. Показ.
Когда краска высохнет, я украшу узорами.
Работа детей.
Физминутка.
Какие узоры могут быть на посуде?
Открываю украшенные образцы.




Работа детей.
Общая оценка. Как мама будет рада.
Л. Буртан
Чайный мыли мы сервиз,
Дружно делали сюрприз.
Чашек было много.
Помогли немного.
Маме легче стало:
Их осталось мало.
Е. Евсеева
Тарелка – ах!
Тарелка – ух!
Из тонкого фарфора.
Белей, чем самый белый пух
И ярче светофора.
В. Стручков
Чая Подружка.
Вместительное брюшко.
На брюшке – ушко.
(Чашка.)

Читайте также: