Программная музыка 5 класс конспект
Обновлено: 07.07.2024
Простейший вид П. м. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).
Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .
Конспект урока "Программная музыка" по предмету "Слушание музыки".
Открытый урок по слушанию музыки
Класс: 2 год обучения.
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: Закрепить знания о программной и непрограммной музыке.
Задачи: обучающие
определять на слух и по нотному тексту темы из произведений;
закрепить знания средств музыкальной выразительности;
знакомство с новой терминологией (цикл, эпиграф);
формировать умения анализировать музыкальное произведение и выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений.
развивать умения давать характеристику музыкальному образу;
различать на слух музыкальные инструменты;
развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение культурного кругозора учащихся;
развитие интереса к классической музыке, творческого воображения, фантазии.
воспитательные
нравственное воспитание гармонично развитой личности;
воспитание и уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других стран;
воспитание культуры слушателя и исполнителя;
воспитывать инициативу и самостоятельность детей.
Оборудование: фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, диски с аудиозаписью, презентация.
Дидактический материал: карточки с названием музыкально-выразительных средств, песок для рисования, влажные салфетки.
Приёмы обучения:
Методы реализации поставленных задач:
метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.);
метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.);
метод инструментального музицирования;
метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений;
способ ориентации на нотную запись;
метод использования ассоциаций.
Предполагаемый результат:
выработать навык быстрого определения программной и непрограммной музыки;
запоминание детьми новых музыкальных произведений, т.е. накопление или расширение слушательского багажа.
Структура урока:
Знакомство с новыми музыкальными циклами:
Слушание музыки и выполнение практического задания.
Анализ работ учащихся и подведение итогов урока.
(слайд 1) ХОД УРОКА:
Учитель: (слайд 2) (На фоне приглушенной музыки “Декабрь ” П.И. Чайковского)
Музыка всегда с человеком… она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что ее воспринимаешь как нечто должное, как воздух, которым дышат. Музыка помогает людям лучше понимать себя и друг друга. В ней выражены чувства и мысли людей, отображаются события истории и явления природы…
Ученик: все инструментальные произведения, которые имеют конкретные названия или эпиграфы.
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с ней. (слайд 4)
Этот цикл является ярким примером программной музыки. Он был сочинен композитором, когда ему было 36 лет по просьбе издателя и редактора журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда. В те годы в Питере издавался журнал, в котором печатали небольшие фортепианные пьесы, а иногда и романсы современных композиторов: русских и зарубежных.
Есть такая легенда, что Чайковский каждый месяц, а именно раз в месяц и выходил журнал, просил своего слугу напоминать ему, когда надо отправлять пьесу в редакцию. По напоминанию, композитор сразу же садился и в один присест сочинял пьесу. Этим пьесам Петр Ильич дал названия, а вот в издательстве, редактор журнала, сам подбирал небольшие эпиграфы к ним.
Давайте уточним, что такое эпиграф?
Ученик: Эпиграф – подпись, фраза, цитата, которая помещается в начале (во главе) сочинения, с целью указать его дух, смысл, отношение к нему автора. Используется в музыке, литературе. (слайд 5)
Учитель: Правильно. Надо сказать, что подбирал эпиграфы редактор журнала очень тонко, показывая хороший вкус. Он брал отрывки из произведений тех авторов, к которым обращался Петр Ильич, сочиняя романсы. Эти авторы: Пушкин, Вяземский, Плещеев, Жуковский, Кольцов, Фет, Майков, Толстой. Сам Чайковский одобрял подобранные эпиграфы. Все пьесы цикла получились миниатюрные и длятся от 2 – до 5 минут. Но, не смотря на краткость и лаконичность – они очень естественны и глубоки.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
Учитель: Скажите, с помощью, каких выразительных средств композитор передал основной образ домашнего праздника? К какому жанру мы можем отнести это произведение?
Ученик: Вальс, размер три четверти. Музыка безмятежная, добрая, кружащаяся…
Перед вами на экране не все названия 24 пьес, а лишь несколько:
Учитель: По каким признакам вы узнали произведение?
Ученик: Высокий регистр, множество украшений…
Учитель: Прежде, чем я назову правильный ответ, предлагаю прослушать его и проверить правильно ли вы ответили.
Учитель: (слайд 8) На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
- А какой характер у этой музыки? Ее музыкально-выразительные средства? Какие приёмы использовал композитор для подражания пению жаворонка, смог ли передать образ?
Ученик: Пьеса очень красивая, светлый радостный характер, легкая мелодия, похожая на пение жаворонка, не громкая, мажорный лад…Композитору удалось изобразить пение птиц с помощью звуков.
Учитель: Напомните, что такое музыкально-выразительные средства?
Ученик: Средствами музыкальной выразительности называются средства, которыми пользуется композитор для воплощения своего замысла. К ним относятся: мелодия, ритм, темп, регистр, динамика, штрихи и т.д.? В программной музыке выразительные средства, особенно ярки. (слайд 9)
Учитель: Ребята, мы прослушали два инструментальных сочинения. А вокальные - относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?
Ученик: Программными могут быть только инструментальные произведения. В вокальных - песнях, романсах - всегда есть текст и программа всегда ясна (мы сами поем слова или слушаем их в исполнении певца).
Учитель: Да! Этот термин относится только к инструментальной музыке.
Композиторы, исполнители, слушатели любят программную музыку. Таких произведений очень много. Но существуют произведения, которые не имеют художественного названия или эпиграфа, т.е. нет никакой подсказки автора, что нам представлять - их относят к непрограммной музыке. (слайд 10)
Такая музыка гораздо сложнее и загадочнее. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Автор дает огромный простор нашему воображению. У каждого человека, во время прослушивания непрограммной музыки, возникают свои собственные образы и ощущения.
А сейчас, мы более подробно поговорим о непрограммной музыке, закрепим наши знания.
Начнем с музыкальной пьесы под названием “Этюд”.
- Как вы думаете, “Этюд” – это программная музыка или непрограммная?
Французское слово “Этюд” означает “учеба”. А учеба в искусстве – дело совершенно необходимое. Художник занимается этюдами, значит, он делает наброски, зарисовки к своим будущим картинам. Ему нужны точный глаз и верная рука. Музыкант играет этюды, значит, упражняется в игре на своем инструменте - ему нужны гибкие пальцы.
Прослушаем “Этюд” Исаака Яковлевича Берковича в исполнении Островидовой Елизаветы.
Учитель: А какой характер у этой музыки?
Ученик: Радостный, задорный, игривый. Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.
Учитель: Давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической. Полифония это?
Ученик: многоголосие
Учитель: правильно, полифония (греч.) – многоголосая музыка. Это как “беседа” друзей. Нет ни главных, ни подчиненных. Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны. Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно хоровой и звучала в церкви. А в XVIII веке - достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С. Баха. Он - гений полифонической музыки! Сейчас мы прослушаем полифоническое произведение И.С. Баха, которое получило название – Инвенция (выдумка).
(Исполняется 3-хголосная инвенция И.С. Баха)
– Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?
Правильно, это 3-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема: напевная, очень мелодичная. Её неторопливое движение создаёт состояние покоя и умиротворенности.
(слайд 11) Существует еще множество названий непрограммной музыки: этюд, инвенция, пьеса, танец, сонатина, вариации…
Ученик: Это программное название.
Учитель: Так вот, данный цикл - яркий образец программной музыки. Сам композитор считал это произведение очень удачным. Он написал его всего за три недели.
Нарисованные картины Гартмана превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные.
Сейчас мы послушаем пьесу, и вы попробуете выбрать музыкальные характеристики, которые помогли композитору воплотить задуманный образ. Я раздаю вам листочки с написанными музыкальными характеристиками, а вы выберите подходящие, по вашему мнению.
Практическая работа. Предложенные варианты:
небрежность в образе
яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути
высокий звонкий регистр
светлый радостный характер
пьеса звучит тихо и нежно
динамика рр, ррр
подражание птичьему щебету
каждый такт украшен форшлагами и трелями
неожиданные резкие акценты
быстрая ритмическая пульсация
Разложили? А теперь давайте обсудим, что получилось.
(Просмотр мультфильма). (слайд 17)
Ребята, вы все увидели великолепный мультфильм, нарисованный обычным песком. Я предлагаю сейчас и вам попробовать сделать свой песочный фильм или песочную картину. И пусть у кого-то получится нарисовать образ лебедя, у кого-то образ волн морской глади или просто плавные линии…главное, разрешить своей фантазии почувствовать творческую свободу…
Научиться понимать классическую музыку, дано не всем, а лишь тем, кто этого действительно желает. Старайтесь и всё получится!
Учитель: Получилось великолепно!
Итог: (слайд 19)
И в завершении нашего урока я бы хотела задать вам несколько вопросов:
- Что такое программная музыка?
- С какой целью композиторы дают названия инструментальным произведениям?
- Произведения, каких композиторов мы слушали? Перечислите их названия.
- Какое произведение вам больше всего запомнилось и понравилось?
- Какая музыка называется непрограммной?
Ответы учащихся.
Выставление оценок.
Ребята, программных произведений в музыке существует огромное множество: и описательных, и изобразительных. Мы ещё не раз будем встречаться с ними на наших уроках.
Домашнее задание.
Просмотрите свои произведения по специальности и проанализируйте к программной или непрограммной музыке они относятся. Ответы запишите в рабочую тетрадь.
Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации в музыке и через нее видеть картины природы, движение, пространства, душевные переживания.
Описание разработки
Цели:
Использование информационно-коммуникативных технологий (презентации) как средство повышения интеллектуальной активности учащихся.
Задачи:
Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы;
научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности;
научить подбирать ассоциации в музыке и через нее видеть картины природы, движение, пространства, душевные переживания.
Воспитание творческого подхода к слушанию музыкальных произведений.
Развивать познавательную активность, умение работать в группе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Игра в музыкальное лото (см. Приложение № 1) ,
Вопросы – на экране:
1) Музыкальная мысль, выраженная одноголосно.
2) Часть звукового диапазона.
3) Высотное положение лада.
4) Объединение устойчивых и неустойчивых ступеней в единую систему.
5) Скорость исполнения музыки.
6) Способы звукоизвлечения.
7) Способ изложения музыкального материала.
8) Аккорды и их последовательность.
Игра в музыкальное лото (см. Приложение № 2). Ответить на вопросы.
Задать вопросы: какие произведения мы слушали в той или иной форме? Перечислить их. Например:
Как же это выражают композиторы в своей музыке, при помощи чего, каких средств? Самая главная сила в музыке – это ее выразительность. Знания о музыке, ее языке, ее изобразительных возможностях призваны помочь нам заглянуть в нее глубже и понять ее. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает ее выше, чище, лучше.
В вокальных произведениях – песнях, романсах, в музыкально-театральных жанрах всегда есть текст, и смысл понятен. А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то как ее лучше понять и исполнить? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям.
Итак, речь сейчас пойдет о программно-изобразительной музыке. Все видимое и слышимое можно отобразить в музыке. И многие композиторы успешно с этим справились.
На экране: Пастораль – произведение о природе спокойного, идиллического характера.
На экране: изображение ручья в лесу.
- Звучанием каких инструментов композитор изображает пение птиц?
пение кукушки – кларнет,
пение перепелки – гобой.
- Какую картинку природы Вы себе представили? Звучанием каких инструментов отобразил композитор мерное покачивание маленьких волн? – Струнными, деревянными, духовыми. А покачивание волн - маленькими динамическими отклонениями у плавно льющейся мелодии без резких скачков. Трели у скрипок – жужжание пчелы.
На экране: изображение охотников в лесу.
Звучит финал 103-ей симфонии И. Гайдна.
- Звучанием каких музыкальных инструментов изображаются сигналы охотников? Валторны. Какие интервалы вы слышите?
- Итальянский композитор А. В. Вивальди написал четыре скрипичных концерта, посвященных различным временам года в 1723 году. Это самые известные музыкальные произведения эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны самим композитором и выражают смысл каждой части. Какую программность имеет это произведение? Конкретную или обобщенную?
Весь материал - в архиве.
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Матвеев Евгений Васильевич
Учитель музыки
МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга
Методическая разработка по музыке
План-конспект урока музыки в 5 классе по теме:
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Воспитывающая : Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающая : Развивать творческие способности учащихся.
Развивать музыкальный кругозор.
Развивать музыкальную память.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Оборудование : Фортепиано, баян, ПК, проектор, записи мп3, колонки, наглядности: портрет А. К. Лядова, презентация.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
- Сегодня у нас будет сказочный урок.
- Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Каких знакомых героев вы увидели? (Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)
Конечно о сказочных героях, о сказке.
Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины, сказания(фольклор)
Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей.
- Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?(Н.А. Римский -Корсаков)
– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.
Давайте прочтем народное предание о Кикиморе в учебнике.
Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?
Какой образ Кикиморы вы себе определили
- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?
Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.
Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.
Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?
Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.
Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют Кикиморе.
А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)
- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)
Какие инструменты услышали?
Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части картины.
Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на листках.(Ответы детей).
А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей--то визг).
Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.
Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?
Но ведь не все верят в сказки,
Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).
– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.
Программная музыка – злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная – инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.
Кикимора – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности .
Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия
Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:
- Что вам наиболее понравилось?
- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?
- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?
- Кто такая Кикимора?
- Что такое программная музыка?
- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?
- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?
- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?
Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.
Спасибо всем за активную работу.
-Урок окончен. До свидания.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. - М. :Просвещение, 2012.
Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.
Читайте также:
- Конспект урока все народы воспевают мудрость старости
- Конспект в лесу много ягод раскрашивание карандашами готовых контуров
- Конспект урока сад фрукты
- Типы реакционноспособных частиц и механизмы реакций в органической химии конспект
- Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций конспект по обж