Программная музыка 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Простейший вид П. м. — картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). В сюжетно-программных произведениях развитие музыкальных образов в той или иной степени отвечает контурам сюжета, как правило, заимствованного из художественной литературы. Порой в них даётся лишь музыкальная характеристика основных образов, общего направления развития сюжета, первоначального и итогового соотношения действующих сил (обобщённо-сюжетная программность), иногда отображается вся последовательность событий (последовательно-сюжетная программность).

Программность явилась большим завоеванием музыкального искусства, стимулировала поиски новых выразительных средств, способствовала обогащению круга образов музыкальных произведений. П. м. равноправна с музыкой непрограммной и развивается в тесном взаимодействии с ней.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Программная музыка" по предмету "Слушание музыки".

Открытый урок по слушанию музыки

Класс: 2 год обучения.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Закрепить знания о программной и непрограммной музыке.

Задачи: обучающие

определять на слух и по нотному тексту темы из произведений;

закрепить знания средств музыкальной выразительности;

знакомство с новой терминологией (цикл, эпиграф);

формировать умения анализировать музыкальное произведение и выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений.

развивать умения давать характеристику музыкальному образу;

различать на слух музыкальные инструменты;

развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение культурного кругозора учащихся;

развитие интереса к классической музыке, творческого воображения, фантазии.

воспитательные

нравственное воспитание гармонично развитой личности;

воспитание и уважение к русской классической музыке, музыкальной культуре других стран;

воспитание культуры слушателя и исполнителя;

воспитывать инициативу и самостоятельность детей.

Оборудование: фортепиано, компьютер, телевизор, музыкальный центр, диски с аудиозаписью, презентация.

Дидактический материал: карточки с названием музыкально-выразительных средств, песок для рисования, влажные салфетки.

Приёмы обучения:

Методы реализации поставленных задач:

метод наблюдения за музыкой (Асафьев Б.В.);

метод музыкального обобщения (Кабалевский Д.Б., Абдуллин Э.Б.);

метод инструментального музицирования;

метод выявления жанровой принадлежности музыкальных сочинений;

способ ориентации на нотную запись;

метод использования ассоциаций.

Предполагаемый результат:

выработать навык быстрого определения программной и непрограммной музыки;

запоминание детьми новых музыкальных произведений, т.е. накопление или расширение слушательского багажа.

Структура урока:

Знакомство с новыми музыкальными циклами:

Слушание музыки и выполнение практического задания.

Анализ работ учащихся и подведение итогов урока.

(слайд 1) ХОД УРОКА:

Учитель: (слайд 2) (На фоне приглушенной музыки “Декабрь ” П.И. Чайковского)

Музыка всегда с человеком… она так полно и органично вошла в нашу жизнь, что ее воспринимаешь как нечто должное, как воздух, которым дышат. Музыка помогает людям лучше понимать себя и друг друга. В ней выражены чувства и мысли людей, отображаются события истории и явления природы…

Ученик: все инструментальные произведения, которые имеют конкретные названия или эпиграфы.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с ней. (слайд 4)

Этот цикл является ярким примером программной музыки. Он был сочинен композитором, когда ему было 36 лет по просьбе издателя и редактора журнала "Нувеллист" Н.М.Бернарда. В те годы в Питере издавался журнал, в котором печатали небольшие фортепианные пьесы, а иногда и романсы современных композиторов: русских и зарубежных.

Есть такая легенда, что Чайковский каждый месяц, а именно раз в месяц и выходил журнал, просил своего слугу напоминать ему, когда надо отправлять пьесу в редакцию. По напоминанию, композитор сразу же садился и в один присест сочинял пьесу. Этим пьесам Петр Ильич дал названия, а вот в издательстве, редактор журнала, сам подбирал небольшие эпиграфы к ним.

Давайте уточним, что такое эпиграф?

Ученик: Эпиграф – подпись, фраза, цитата, которая помещается в начале (во главе) сочинения, с целью указать его дух, смысл, отношение к нему автора. Используется в музыке, литературе. (слайд 5)

Учитель: Правильно. Надо сказать, что подбирал эпиграфы редактор журнала очень тонко, показывая хороший вкус. Он брал отрывки из произведений тех авторов, к которым обращался Петр Ильич, сочиняя романсы. Эти авторы: Пушкин, Вяземский, Плещеев, Жуковский, Кольцов, Фет, Майков, Толстой. Сам Чайковский одобрял подобранные эпиграфы. Все пьесы цикла получились миниатюрные и длятся от 2 – до 5 минут. Но, не смотря на краткость и лаконичность – они очень естественны и глубоки.

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали,

За ворота башмачок

Сняв с ноги бросали."

Учитель: Скажите, с помощью, каких выразительных средств композитор передал основной образ домашнего праздника? К какому жанру мы можем отнести это произведение?

Ученик: Вальс, размер три четверти. Музыка безмятежная, добрая, кружащаяся…

Перед вами на экране не все названия 24 пьес, а лишь несколько:

Учитель: По каким признакам вы узнали произведение?

Ученик: Высокий регистр, множество украшений…

Учитель: Прежде, чем я назову правильный ответ, предлагаю прослушать его и проверить правильно ли вы ответили.

Учитель: (слайд 8) На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

- А какой характер у этой музыки? Ее музыкально-выразительные средства? Какие приёмы использовал композитор для подражания пению жаворонка, смог ли передать образ?

Ученик: Пьеса очень красивая, светлый радостный характер, легкая мелодия, похожая на пение жаворонка, не громкая, мажорный лад…Композитору удалось изобразить пение птиц с помощью звуков.

Учитель: Напомните, что такое музыкально-выразительные средства?

Ученик: Средствами музыкальной выразительности называются средства, которыми пользуется композитор для воплощения своего замысла. К ним относятся: мелодия, ритм, темп, регистр, динамика, штрихи и т.д.? В программной музыке выразительные средства, особенно ярки. (слайд 9)

Учитель: Ребята, мы прослушали два инструментальных сочинения. А вокальные - относятся к программным, или этот термин применяется только к инструментальной музыке?

Ученик: Программными могут быть только инструментальные произведения. В вокальных - песнях, романсах - всегда есть текст и программа всегда ясна (мы сами поем слова или слушаем их в исполнении певца).

Учитель: Да! Этот термин относится только к инструментальной музыке.

Композиторы, исполнители, слушатели любят программную музыку. Таких произведений очень много. Но существуют произведения, которые не имеют художественного названия или эпиграфа, т.е. нет никакой подсказки автора, что нам представлять - их относят к непрограммной музыке. (слайд 10)

Такая музыка гораздо сложнее и загадочнее. Она предназначена для более серьёзной, подготовленной аудитории. Автор дает огромный простор нашему воображению. У каждого человека, во время прослушивания непрограммной музыки, возникают свои собственные образы и ощущения.

А сейчас, мы более подробно поговорим о непрограммной музыке, закрепим наши знания.

Начнем с музыкальной пьесы под названием “Этюд”.

- Как вы думаете, “Этюд” – это программная музыка или непрограммная?

Французское слово “Этюд” означает “учеба”. А учеба в искусстве – дело совершенно необходимое. Художник занимается этюдами, значит, он делает наброски, зарисовки к своим будущим картинам. Ему нужны точный глаз и верная рука. Музыкант играет этюды, значит, упражняется в игре на своем инструменте - ему нужны гибкие пальцы.

Прослушаем “Этюд” Исаака Яковлевича Берковича в исполнении Островидовой Елизаветы.

Учитель: А какой характер у этой музыки?

Ученик: Радостный, задорный, игривый. Мелодия нарисовала в нашем воображении картину веселья.

Учитель: Давайте дальше знакомиться с непрограммной музыкой и поговорим о музыке полифонической. Полифония это?

Ученик: многоголосие

Учитель: правильно, полифония (греч.) – многоголосая музыка. Это как “беседа” друзей. Нет ни главных, ни подчиненных. Все голоса в полифонической музыке равноправны и выразительны. Полифоническая музыка возникла давно. Вначале она была исключительно хоровой и звучала в церкви. А в XVIII веке - достигла наивысшего расцвета в творчестве великого немецкого композитора И.С. Баха. Он - гений полифонической музыки! Сейчас мы прослушаем полифоническое произведение И.С. Баха, которое получило название – Инвенция (выдумка).

(Исполняется 3-хголосная инвенция И.С. Баха)

– Ребята, а сколько голосов вы услышали в этой инвенции?

Правильно, это 3-хголосная инвенция. А вы заметили, как характер пьесы определяет одна тема: напевная, очень мелодичная. Её неторопливое движение создаёт состояние покоя и умиротворенности.

(слайд 11) Существует еще множество названий непрограммной музыки: этюд, инвенция, пьеса, танец, сонатина, вариации…

Ученик: Это программное название.

Учитель: Так вот, данный цикл - яркий образец программной музыки. Сам композитор считал это произведение очень удачным. Он написал его всего за три недели.

Нарисованные картины Гартмана превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные.

Сейчас мы послушаем пьесу, и вы попробуете выбрать музыкальные характеристики, которые помогли композитору воплотить задуманный образ. Я раздаю вам листочки с написанными музыкальными характеристиками, а вы выберите подходящие, по вашему мнению.

Практическая работа. Предложенные варианты:

небрежность в образе

яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути

высокий звонкий регистр

светлый радостный характер

пьеса звучит тихо и нежно

динамика рр, ррр

подражание птичьему щебету

каждый такт украшен форшлагами и трелями

неожиданные резкие акценты

быстрая ритмическая пульсация

Разложили? А теперь давайте обсудим, что получилось.

(Просмотр мультфильма). (слайд 17)

Ребята, вы все увидели великолепный мультфильм, нарисованный обычным песком. Я предлагаю сейчас и вам попробовать сделать свой песочный фильм или песочную картину. И пусть у кого-то получится нарисовать образ лебедя, у кого-то образ волн морской глади или просто плавные линии…главное, разрешить своей фантазии почувствовать творческую свободу…

Научиться понимать классическую музыку, дано не всем, а лишь тем, кто этого действительно желает. Старайтесь и всё получится!

Учитель: Получилось великолепно!

Итог: (слайд 19)

И в завершении нашего урока я бы хотела задать вам несколько вопросов:

- Что такое программная музыка?

- С какой целью композиторы дают названия инструментальным произведениям?

- Произведения, каких композиторов мы слушали? Перечислите их названия.

- Какое произведение вам больше всего запомнилось и понравилось?

- Какая музыка называется непрограммной?

Ответы учащихся.

Выставление оценок.

Ребята, программных произведений в музыке существует огромное множество: и описательных, и изобразительных. Мы ещё не раз будем встречаться с ними на наших уроках.

Домашнее задание.

Просмотрите свои произведения по специальности и проанализируйте к программной или непрограммной музыке они относятся. Ответы запишите в рабочую тетрадь.


Урок позволит обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы, научит вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности, подбирать ассоциации в музыке и через нее видеть картины природы, движение, пространства, душевные переживания.

Описание разработки

Цели:

Использование информационно-коммуникативных технологий (презентации) как средство повышения интеллектуальной активности учащихся.

Задачи:

Обогатить слуховой багаж учащихся произведениями, не изучающимися в курсе музыкальной литературы;

научить вслушиваться в музыкальную ткань и анализировать средства музыкальной выразительности;

научить подбирать ассоциации в музыке и через нее видеть картины природы, движение, пространства, душевные переживания.

Воспитание творческого подхода к слушанию музыкальных произведений.

Развивать познавательную активность, умение работать в группе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Игра в музыкальное лото (см. Приложение № 1) ,

Вопросы – на экране:

1) Музыкальная мысль, выраженная одноголосно.

2) Часть звукового диапазона.

3) Высотное положение лада.

4) Объединение устойчивых и неустойчивых ступеней в единую систему.

5) Скорость исполнения музыки.

6) Способы звукоизвлечения.

7) Способ изложения музыкального материала.

8) Аккорды и их последовательность.

Игра в музыкальное лото (см. Приложение № 2). Ответить на вопросы.

Задать вопросы: какие произведения мы слушали в той или иной форме? Перечислить их. Например:

Как же это выражают композиторы в своей музыке, при помощи чего, каких средств? Самая главная сила в музыке – это ее выразительность. Знания о музыке, ее языке, ее изобразительных возможностях призваны помочь нам заглянуть в нее глубже и понять ее. Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает ее выше, чище, лучше.

В вокальных произведениях – песнях, романсах, в музыкально-театральных жанрах всегда есть текст, и смысл понятен. А если музыка инструментальная, в ней нет текста, то как ее лучше понять и исполнить? Об этом позаботились композиторы, давшие названия своим инструментальным сочинениям.

Итак, речь сейчас пойдет о программно-изобразительной музыке. Все видимое и слышимое можно отобразить в музыке. И многие композиторы успешно с этим справились.

На экране: Пастораль – произведение о природе спокойного, идиллического характера.

На экране: изображение ручья в лесу.

- Звучанием каких инструментов композитор изображает пение птиц?

пение кукушки – кларнет,

пение перепелки – гобой.

- Какую картинку природы Вы себе представили? Звучанием каких инструментов отобразил композитор мерное покачивание маленьких волн? – Струнными, деревянными, духовыми. А покачивание волн - маленькими динамическими отклонениями у плавно льющейся мелодии без резких скачков. Трели у скрипок – жужжание пчелы.

На экране: изображение охотников в лесу.

Звучит финал 103-ей симфонии И. Гайдна.

- Звучанием каких музыкальных инструментов изображаются сигналы охотников? Валторны. Какие интервалы вы слышите?

- Итальянский композитор А. В. Вивальди написал четыре скрипичных концерта, посвященных различным временам года в 1723 году. Это самые известные музыкальные произведения эпохи барокко. Стихотворные сонеты к концертам написаны самим композитором и выражают смысл каждой части. Какую программность имеет это произведение? Конкретную или обобщенную?

Весь материал - в архиве.


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Матвеев Евгений Васильевич

Учитель музыки

МБОУ СОШ № 34 пгт. Джубга

Методическая разработка по музыке

План-конспект урока музыки в 5 классе по теме:

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Задачи урока:

Воспитывающая : Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.

Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающая : Развивать творческие способности учащихся.

Развивать музыкальный кругозор.

Развивать музыкальную память.

Развивать вокально-хоровые навыки.

Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Оборудование : Фортепиано, баян, ПК, проектор, записи мп3, колонки, наглядности: портрет А. К. Лядова, презентация.

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ

hello_html_m7b46f7a6.jpg

- Сегодня у нас будет сказочный урок.

- Мне бы хотелось, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати подушки,
Уже навострили ушки?
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Каких знакомых героев вы увидели? (Баба яга, Кикимора, Ваня.)
– Как вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

Конечно о сказочных героях, о сказке.

Ребята, к какому жанру относятся сказки, былилины, сказания(фольклор)

Давайте вспомним, что такое фольклор? – ответы детей.

- Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?(Н.А. Римский -Корсаков)

– Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Давайте прочтем народное предание о Кикиморе в учебнике.

Понравилась ли вам эта сказочная картинка? Что именно понравилось вам в этой сказочной картинке?

Какой образ Кикиморы вы себе определили

- Ребята, а если бы мы не знали названия этого произведения мы могли понять о ком пойдет речь?(нет.)Почему?

Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Да, Лядов музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника и наверняка вы услышали незнакомый инструмент?

hello_html_778131d.jpg

Это челеста. Она похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки.

hello_html_m3fb22ddb.jpg

Что напоминает эта часть музыки? Слушание. (колыбельная). Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поют Кикиморе.

А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)

- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)

Какие инструменты услышали?

hello_html_m1bde1f2.jpg
hello_html_12ea06d2.jpg

Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части картины.

Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на листках.(Ответы детей).

А кто обратил внимание как закончилось это произведение (Как будто чей--то визг).

Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.

Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок?

Но ведь не все верят в сказки,

Подготовка к песенной деятельности. (Распевание различных певческих упражнений в диапазоне до1октавы - ми 2 октавы).

hello_html_m52beb76.jpg

– Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Программная музыка злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.
Колыбельная инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кикимора устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности .

Фольклор – тихая, плавная, певучая мелодия

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

- Что вам наиболее понравилось?

- С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

- Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

- Кто такая Кикимора?

- Что такое программная музыка?

- Какие инструменты использовал Лядов для изображения сказочных героев?

- Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

- Как завершил композитор свою миниатюру и что хотел этим сказать?

Домашнее задание: нарисуйте любого из сказочных персонажей, понравившихся вам сегодня на уроке.

Спасибо всем за активную работу.

-Урок окончен. До свидания.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки 5 класс: методическое пособие для учителя. - М. :Просвещение, 2012.

Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.- М. :Просвещение, 2011.

Читайте также: