Конспект урока все народы воспевают мудрость старости

Обновлено: 02.07.2024

Цель урока : Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты, уважения к старости в традициях художественной культуры разных народов на примере картин художников-портретистов

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями) : расширяют свои представления о портрете, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; познакомятся с творчеством выдающихся художников-портретистов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность) : понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником ; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи.

• дать представление о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни;

• познакомить с произведениями великих художников;

• совершенствовать навыки рисования по представлению;

• развивать воображение, творческое и композиционное мышление;

• воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

Тип урока : изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Оборудование урока :

Для учеников: альбом, карандаш; лист А 4,тряпочка, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Учитель проверяет готовность класса к уроку).

II.Работа по теме урока.

– В праздничном календаре России есть одна красная дата, когда чествуют всех бабушек и дедушек нашей страны.

Как вы думаете, что это за день?

– Правильно, это День пожилого человека.

– А почему чествуют пожилых людей?

– Правильно, наши бабушки и дедушки

всю свою жизнь отдали труду, воспитанию детей и теперь своей теплотой, лаской учат вас, своих внучат, быть добрыми людьми, за это мы должны быть им благодарны.

– Какими качествами обладает человек в старости? А еще?

– Давайте посмотрим мультипликационный фильм по мотивам бурятской сказки, и вы попробуете ответить на вопрос: какое главное качество есть у старости?

(Название мультфильма не выводится на экран.)

– Вы посмотрели мультфильм. Скажите, благодаря кому мальчик Церен спас людей от жажды, наводнения, кто помогал ему?

– Правильно, дедушка. А почему дедушка знал то, чего не знали другие люди?

– Да, вы правы, дедушка Церена был мудрым.

(продолжение фильма со словами мудрости)

Работа по теме урока.

Учитель. Сформулируйте тему урока.

МУДРОСТЬ СТАРОСТИ.

Чтобы узнать полную тему нашего урока мы продолжим беседу.

В старости человек менее энергично реагирует на события, не бросается в них с головой, а обдумывает их, отсюда и неспешность мудреца.

Но есть более глубокое понимание красоты. Красота пожилого человека определяется не столько внешними чертами, сколько его духовным богатством, мудростью. Чтобы увидеть эту красоту, нужна сердечная чуткость и душевное усилие.

С возрастом лицо человека теряет внешнюю привлекательность, но в нем ясно проступает красота иная – красота опыта прожитых лет, пережитых радостей, тревог и свершенных дел. Приходит высокая красота понимания других людей, мудрость души.

Возраст проявляет, обостряет в лице человека черты его характера и особенности судьбы.

При работе над портретом пожилого человека для художника имеет огромное значение, как показать эту красоту. Для этого художники, создавая портреты старых людей, большое внимание уделяют изображению их лица и рук. Всматриваясь в лица этих людей, мы понимаем, что надо уважать и любить близких нам пожилых людей.

Рассмотрим произведения художников:

Посмотрите на автопортрет художника

(рассматривают репродукцию картины)

Это великий итальянских художник.

Что можно сказать о его жизненном опыте?

Он очень много рисовал, изобретал и придумывал.

-Какое выражение его лица и глаз вы увидели?

Смотрит с автопортрета решительно и пытливо. ДА, Леонардо да Винчи в своем автопортрете подчеркнул глаза, внимательно и требовательно смотрящие из-под бровей. Он сделал так много и все же осуществил так мало. На пороге старости он оказался без дома, без покровителя. Он был почти всеми забыт. Даже его образ сохранился только на этом единственном рисунке.

Это гордый человек большой силы духа.

Эль Греко (испанский 1541—1614) (рассматривают репродукцию картины)

-А это знаменитый испанский художник Эль Греко.

Он написал свой автопортрет, будучи совсем немолодым.

-Какой взгляд у этого человека?

Что мы можем сказать о его жизни?

Какой фон выбрал художник за портретом и почему?

Он хотел, чтобы мы не любовались его лицом, а заглянули вглубь души. С его автопортрета из далёких веков протянулся к тебе мудрый, всё понимающий взгляд.

(рассматривают репродукцию картины)

Имя голландского художника вам знакомо.

Назовите название картины и имя художника, который написал данное произведение.

Да –это Рембрандт ван Рейн. Он всю жизнь уделял большое внимание портретному искусству. (рассматривают репродукцию картины)

-Что художник показал в данной картине?

С возрастом людям приходит способность прощать ближнего. В этом тоже - мудрость старости, ее духовная красота.

(рассматривают репродукцию картины)

-Какими средствами пользуется художник, чтобы раскрыть красоту старости?

Сочетание света и тени, глубиной цвета выделены лицо и руки.

-О чем говорит его взгляд и морщины на лице?

Взгляд устремлен в одну точку, неподвижен и кажется его взгляд говорит о пережитых, но не забытых страданиях. Глубокие морщины на лице свидетельствуют о его возрасте и о тяжести прожитых лет

- О чем говорят руки?

Кажется, будто и они подтверждают то, о чем нам рассказало лицо. Хоть эти руки и остались большими, но когда-то они были еще мощными, сильными, а теперь превратились в поникшие и усталые руки старика, трудившегося всю жизнь. Однако, не смотря на признаки печальной старости, этот портрет пожилого мужчины показывает его величие и достоинство. Рембрандт не показал нам образ старика беспомощного и жалкого. Просто перед нами человек, который прожил долгую жизнь, хоть и тяжелую.

Многие современные художники в своих произведениях затрагивают тему старости, один из них российский художник Александр Шилов, который живет и работает в Москве. Его работы проникнуты любовью, сопереживанием и уважением к пожилым людям.

--Как вы узнали, что перед вами солдат, ветеран Великой Отечественной войны?

-Что вы можете сказать о том, как воевал этот солдат, защищая нашу страну от врагов?

-Какие еще черты характера свойственны этому бывшему солдату?

(Добродушие, простота и скромность.)

-Что служит фоном для этого портрета?

(Хлебные поля, Родина, которую защищал старый солдат в годы войны.)

(Потому, что художник создал образ солдата, который действительно оказался непобедимым; он прошел всю войну, выжил и стал заниматься самой важной профессией- растить хлеб на мирном поле.)

Художник также хотел сказать своей картиной, что таких стариков у нас много- это простые, скромные люди, отстоявшие мир ценой своей жизни. Они не боялись идти в бой за наше с вами счастье, они боролись за правое дело, и поэтому чувствовали себя непобедимыми.

Мы рассмотрели работы художников разных народов, какой же мы сделаем вывод?

Вывод: Художники всех стран в своих произведениях обращаются к теме старости. В своих произведениях они показывают общечеловеческие ценности присущие всем людям на Земле,- это красота и мудрость старости.

Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 146, рассмотрите там образцы детских работ. Вы видите, что эти работы разные по своему содержанию, но что-то в них есть общее.

-Что объединяет все эти портреты стариков- и нарисованные детьми и те, что принадлежат профессиональным художникам?

Тем, что старики в них не показаны немощными и бессильными. Все эти работы пронизывает одно главное свойство человека- оптимизм.

-Что такое оптимизм, кто скажет?

Оптимизм-это светлая вера в себя, вера в будущее, вера в добро, радость за своих детей и внуков. Оптимизм пронизывает все сказки, которые непременно заканчиваются победой добра над злом.

-Назовите произведения или сказки, в которых есть старики и старухи.

Рассмотрите портреты людей разного возраста и определите особенности черт лица ребёнка, взрослого человека и старика.

-Детское лицо, как правило, имеет округлую форму. У маленького ребенка обычно мягкие черты лица, небольшой нос, пухлые щеки.

(рассматривают портреты пожилых людей)

С возрастом лицо вытягивается. Глаза становятся выразительнее, а черты лица приобретают свойственную только этому человеку форму.

III. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: Ваша задача – изобразить портрет близкого вам пожилого человека или из произведения, из сказки – дедушки или бабушки. Совсем необязательно изображать только лицо. Можно показать окружение, изобразить человека во время отдыха или занятия.

Последовательность выполнения работы.

1. Вспомните образ бабушки или дедушки, их характерную позу, наклон головы.

2. Определите, как будет размещаться изображение на листе бумаги, каким будет портрет (поясной или подгрудный).

3. Едва заметными карандашными линиями намечайте наклон, общий размер головы, линии плеч.

4. Отметьте местоположение частей лица тонкими линиями и прорисуйте их.

5. Уточните форму деталей лица (глаза, брови).

6. Обратите внимание на возрастные особенности лица (морщинки вокруг глаз, носа, рта; дряблость кожи).

7. Нарисуйте волосы, прическу

IV. Итог урока.

Показ лучших портретов; анализ и оценка работ. Уборка рабочих мест.

• Что нового я узнал (а…

• С произведениями, каких русских художников мы сегодня познакомились?

• Я хочу узнать больше …

• Что получилось более интересно? Какие портреты понравились?

• Кому наиболее удачно удалось передать мудрость старости?

V. Домашнее задание :

Открытый урок СБО в 9 классе Раздел: Трудоустройство. Тема: Трудоустройство. Выбор профессии. Класс : 9класс Цель: Развитие у учащихся способности к профессиональному.

Урок английского языка в 5 классе Урок английского языка “The Alaskan Climate” по УМК “Spotlight”. 5-й класс с использованием проектной деятельности Тема модуля: В любую.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели деятельности педагога - Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты, уважения к старости в традициях художественной культуры разных народов на примере картин художников-портретистов.

Конспект открытого урока

по изобразительному искусству

17 апреля 2015г.

Цели деятельности педагога

Продолжать формировать представления об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты, уважения к старости в традициях художественной культуры разных народов на примере картин художников-портретистов

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную
задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте и мудрости пожилого человека в произведениях живописи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, жанр, портрет, образ, цвет, тон, композиция; мудрость.

Наглядно-демонстрационный материал

Работы учащихся 4 классов.

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, альбом, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка.

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Разработка и презентация к уроку изобразительного искусства "Все народы воспевают мудрость старости"для 4 класса по программе Б.Неменского. Главной уенью урока является воспитание уважения к пожилым людям. В презентации показано последовательное построение головы человека.



Целевая аудитория: для 4 класса

Хороший материал к уроку ИЗО, полностью соответствующий аннотации. На мой взгляд, материал не только рассказывает о последовательном построении головы человека, но и о чертах лица, морщинах, каких-то других отличительных признаков. Разработка качественная, презентация также не имеет каких-либо недостатков в оформлении.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Разработка урока по ИЗО 4 класс

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Разработка урока по ИЗО для 4 класса., по программе под редакцией Б.М.Неменского. Конспект урока соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Читайте также: