Конспект логопедического занятия на тему зима в старшей группе

Обновлено: 04.07.2024

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

И себя похлопаем.

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая. (туча)…)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице.
Мы ждали .
Белый цвет у .
Мы рады .
Мы любуемся .
Мы думаем о .

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

• Обобщение и уточнение зна ний детей о зиме и зи мних забавах.

• Активизация и расширение словаря за счёт слов - действий, слов -

признаков. Развитие языковог о чутья путём образования родственны х

• Развитие связной речи (составл ение предложений по теме занят ия «Зима.

• Совершенствова ние грамматического стро я речи, формирование навыка

словоизменения и словообразования (образование относитель ных

прилагательны х; образование глагол ов совершенног о вида, прошедшег о

уменьшительно - ласкатель ных форм с уществительных с суффиксами « -

падеже; подб ор и использование в речи родственны х слов).

• Развитие слухов ого и зрительн ого внимания, вос приятия, памяти.

• Развитие умения коммент ировать свои действия, давать словесный отчёт

о выполнении упражнения, делать сл овесно - логические обобщен ия.

• Развитие личностных качеств: актив ности, любознательности ,

самостоятельно сти, умения применять пол ученные знания в

самостоятельно й деятельности, развитие способност и к самооценки и

• Развитие универсал ьных пр едпосыл ок учебной деятельности: умение

• Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к

активной деятель ности, самостоятель ности в принятии решений.

• Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к

Доска магнитна я, магниты, конверты с загадками, презентация, картинк и

снеговиков с недостающим и деталями, цветные каранд аши, «волшебный

Дети входят, здороваютс я. Занимают свои места з а столом.

Логопед. Ребята, сейчас я з агадаю загадку. Сл ушайте вниматель но.

Ребята, назовите мне признаки зимы. ( Снег, холод, мороз, вьюга, стужа,

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая

Логопед предлагает в арианты: Если на улице идёт с нег, то

- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и г оворят, что на улице ст ужа,

- Снег выпадает, вьюги завывают,
- Новый год встречают? Когда это бывает?

Логопед: Зима это что?

Вот и подходит к концу время года – зима. Сегодня на календаре 27 февраля, осталось всего два дня, и мы будем встречать весну-красну.

И сегодня мы с вами вспомним о том, что мы знаем о зиме. Мы будем играть в игры, и все они будут о зиме, а помогать нам будет снежный комочек.

- Покатился снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том игра-загадка
Подберите к ней отгадку.

Логопед:

Снежок скорее ты лови,
Полным предложением говори.

Дети ловят снежок и называют признаки зимы.

Логопед: А теперь давайте послушаем звуки зимы: скрип шагов, завывание метели, дворник чистит снег лопатой. Дети внимательно слушают и отгадывают звуки.

Логопед:

Покатился дальше снежный ком,
Для себя нашел он дом.
В доме том игра-загадка,
Подберите к ней отгадку.

Логопед: Ребята, а чем покрыта земля зимой? У слова снег есть слова-родственники. А какие это слова мы сейчас узнаем. Эти слова похожи по своему звучанию. Логопед выставляет предметные картинки: /снежинка, снегирь, снеговик, снегоход, Снегурочка/

Дети называют предметы и выделяют слово – маму.

Логопед: Снежный комочек катится дальше и снова игра.

- упражнять в согласовании числительных с существительными.

Логопед: Ребята, вы знаете любимый цвет зимы?

Логопед: Ребята, а зима вас еще не заморозила?

Физкультминутка

Не боимся мы метели

Дети грозят пальчиком

Рукавички мы надели

Вращают кистями рук

Ногами мы потопаем

Руками мы похлопаем

Бегают по кругу, взявшись за руки

И сядем отдохнем

Садятся на корточки

При повторной игре – на свои места.

Логопед: Ребята, к нам в гости пришли Снеговик и снеговичок. Давайте подарим им наши подарки. Что мы подарим Снеговику, а что снеговичку?

Дети:

Снеговику подарим снежинку, а снеговичку - снежиночку.
Снеговику подарим сосульку, а снеговичку - сосулечку.
Снеговику подарим санки, а снеговичку - саночки.
Снеговику подарим шарф, а снеговичку – шарфик.
Снеговику подарим ёлку, а снеговичку – ёлочку.

Логопед: Какая же игра вас ждет сейчас?

Покатился снежный ком
И нашел загадкин дом.
В доме том живут загадки
И какие в ней отгадки.

/слайды-загадки о зимующих птицах/

Логопед: Ребята, мы с вами путешествовали по зимнему лесу и слушали пение птиц. Упражнение: Отгадай птицу по её пению /слайды/

Среди белых, голубей

/дети идут по кругу, изображая походку голубей;

Скачет шустрый воробей

в центре один ребенок - он скачет, как воробей/

/дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.

взявшись за руки, не пускают его./

Вылетай - ка, не робей!

Игра: Перелетные – зимующие птицы

/на мольберте по 2 человека/

Логопед:

Покатился снежный ком и нашел загадкин дом
В доме том живут загадки, подберите к ним отгадки.

Логопед: подумай и ответь.

  • на чем катаются дети зимой?
  • что зимой лепят дети?
  • что зимой делают дети во дворе?
  • чтобы кататься, с горки нужны?
  • чтобы кататься по льду на катке нужны?

Логопед: Какое чудесное время года – зима! Сегодня вы порадовали нас своими знаниями о зиме. Мы говорим зиме до свидания.

(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.

1. Организационный момент

– Сядет тот, кто отгадает мои загадки

Странная звездочка Что за нелепый человек

С неба упала Пробрался в 21 век?

Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,

Легла и пропала. Боится солнца и тепла.

Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,

По городу идет: Да не вставишь его в окно.

Всем щеки нарумянит, (лед)

Всех ущипнет за нос.

Наступили холода, Он летает белой стаей,

Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.

Длинноухий зайка серый Он звездой прохладной тает

Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.

Перестал медведь реветь – (снег)

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

2. Беседа о времени года

– Как вы думаете, какое сейчас время года?

– Как вы догадались?

– Какой день зимой?

– Что можно сказать о снеге?

– Какой бывает лед?

– Перечислите зимние месяцы.

– Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.

– Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше.

– Подумайте и назовите, что бывает зимой, что происходит в природе?

– Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.

Логопед просит детей по одному отобрать картинки, на которых изображены зимние явления и назвать их.

– зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает? — вьется, бушует, воет, метет… .

Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… .

Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…

– Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок Сосулька – сосулечка

Мороз- морозец Дерево- деревце

Ветер- ветерок Горка – горочка

Лёд- ледок Холод- холодок

Зима- зимушка Санки- саночки

7. Составление предложений о зиме по картине

Логопед помещает на наборное полотно картину.

– Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?

– Верно. На прошлом занятии мы рассматривали эту картину и рассказывали о ней. Сейчас каждый из вас придумает предложение и скажет нам.

– Начните свое предложение со слова снег, деревья, небо, дети.

Логопед помогает детям, если они затрудняются говорить полными предложениями.

– Вы хорошо все рассказали. Я приготовила для вас следующее задание.

Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы.

– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.

Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.

С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стор.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

– Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы, для закрепления в речи предлога на.

– Где лежит снежинка?
– Где висит сосулька?
– Где замерз лед?
– Где катаются дети?
– Где слепили снеговика?
– Где стоят санки?

– Я сейчас выставляю по одной картинке, а вы подбираете, как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой? какая?

а) Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …).

Снег какой? — (белый, пушистый, холодный, рассыпча­тый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…).

День какой? — (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…).

Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…).

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…).

Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…).

Разработала: учитель – логопед Черкасова Анастасия Сергеевна.

Коррекционно-образовательные цели:

  • Обобщение и уточнение знаний детей о зиме.
  • Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
  • Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия).
  • Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
  • Развитие речевого слуха.
  • Развитие диалогической речи.
  • Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.
  • Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
  • Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

1. Приветствие.

Дети – давайте! Дети выбирают каждый свой конверт и отгадывают попавшиеся загадки.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке?

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга.

Когда это бывает?

Белый пух лег на дороги,

На ступеньки и пороги.

Знает каждый человек –

Этот пух зовется…

Без досок, без топоров

Через речку мост готов.

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

Зацепилась за карниз

И растет, как шишка, вниз.

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг

Логопед – какие вы молодцы, отгадали все загадки! Теперь давайте определим тему нашей беседы на сегодня. Как думаете, о чем будет идти речь?

Логопед – правильно! А почему я решила сегодня затронуть тему зимы, как вы думаете?

Логопед – совершенно верно. Вы умнички, справились со всеми моими вопросами и все мне очень четко объяснили. Теперь давайте поиграем в следующую игру.

На доске висят картинки по теме занятия, дети называют изображения и тут же преобразовывают в уменьшительно-ласкательное.

На доске висят несколько сюжетных картинок по теме занятия, дети составляют предложения.

Детям дается задание, придумать несколько зимних слов. Дети называют по очереди любое слово, имеющее отношение к зиме.

Детям задается несколько вопросов о зимней поре, на которые они должны знать ответ.

  • Какие зимние месяцы вы знаете?
  • Каким месяцем заканчивается год?
  • Каким месяцем начинается год?

Если зимой холоднее, чем весной, то весной …

Если снежная крепость выше скамейки, то скамейка …

Если мальчиков в парке больше, чем девочек, то девочек …

  • Наступило лето, и речка покрылась льдом.
  • Наступила зима, и прилетели ласточки.
  • Закончилась осень, и наступила весна.

Логопед – дети, расскажите мне, пожалуйста, какая ваша любимая игра на улице зимой?

Логопед – давайте разомнем пальчики и заодно вспомним, как мы играем в снежки.

Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики).

Мы с тобой снежок лепили. ("Лепят снежок").

Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую).

И совсем-совсем не сладкий. (Грозят пальчиком).

Раз — подбросим. ("Подбрасывают").

Два — поймаем. (Приседают, "ловят").

Три — уроним. (Встают, "роняют").

И. сломаем. (Топают).

На доске висят две картинки, дерево и столб. Дети должны рассказать, чем отличается дерево от столба.

Крепость из снега – снежная крепость,

Кормушка из картона – …

Дом из кирпичей - …

Детям предлагается решить задачу. На кормушки сидело три снегиря и столько же синиц, сколько на кормушке было синиц?

Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег. (приседаем)

И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь (пальчик к губам, шепотом)

Логопед читает детям рассказ, на доске висят картинки по сюжету. Дети внимательно слушают рассказ, прослеживая сюжет по картинкам. Потом отвечают на вопросы по рассказу и придумывают новое название.

Читайте также: