Конспект текст и его основные признаки

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

углубить и обобщить теоретические знания учащихся о тексте, о законах и правилах построения его как крупной синтаксической единице речи;

совершенствовать навыки по овладению приёмами работы с текстами разных типов, стилей и жанров;

развивать логическое мышление, аналитические способности, умения информационной переработки текста, интерес к изучению структуры текста с целью лучшего овладения навыками составления текста, написания сочинения;

воспитывать внимание к слову, языковое чутьё, эстетические вкусы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают законы и правила построения текста как крупной синтаксической единицы речи; выделяют основные признаки текста; опознают и используют средства связи предложений в частях текста и частей в тексте; опознают типы речи; создают текст (описание, рассуждение повествование).

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

- Что такое текст? Каковы его основные признаки?

- Каким по объёму может быть текст?

- Как связываются между собой предложения в тексте?

- Одинаковы ли смысловые отношения между предложениями в тексте?

III. Постановка цели и задач урока .

Мотивация учебной деятельности.

IV. Работа над темой урока

Объяснение учителя

Текст — это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Тема — это то, о чём (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий и т. п. Каждый текст создаётся на определённую тему. Все его предложения объединены общей темой. Единство темы обеспечивает целостность текста, независимо от количества частей, на которые он членится. Темой определяется содержание текста. Общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают её. Тема текста может быть выражена в его заголовке.

Основная мысль, идея — это то главное, что хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Кроме того, основная мысль тоже определяет содержание текста. Она может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст. Она (как и тема) может быть выражена в заголовке текста. Внешнюю структуру текста, как правило, можно охарактеризовать тремя частями: вступление, основная часть, заключение. Внутреннее же строение его зачастую гораздо сложнее, поскольку представляет собой развёртывание композиции. Кроме того, при создании текста учитывается и его стилистическая принадлежность. Таким образом, существуют тексты, составленные по заранее заданной схеме, и тексты, характеризующиеся относительной свободой построения, зависящей от индивидуальной манеры изложения автора.

2) следующие предложения должны присоединяться к первому с учётом логики развития мысли и тех средств связи, которые в них присутствуют, прежде всего — логических средств;

3) последнее предложение текста должно логически завершать фра гмент и не оставлять ощущения недосказанности (данные правила должны быть учтены и при создании собственного текста).

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока (стр.102-104).

Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов зависят от других слов, находящихся в соседнем предложении, что согласуются между собой.

Лексические средства связи:

Лексический повтор – повторение одного и того же слова.
Вокруг города по низким холмам раскинулись леса , могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Однокоренные слова.
Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым , но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости . (В.Белов)

Синонимы.
В лесу мы видели лося . Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

Антонимы.
У природы много друзей . Недругов у неё значительно меньше.

Описательные обороты.
Построили шоссе . Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Грамматические средства связи:

Личные местоимения.
1) А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2) Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов) 3) Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)

Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом , общество было довольно гадко. (А.Пушкин).

Единство видовременных форм глаголов - использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.

Неполные предложения и эллипсис , отсылающие к предшествующим элементам текста:
Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный , всё лицо закроешь (И.Шмелёв)

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.
Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа: комплексная работа с фрагментом текста Б.П. Екимова.

- Прочитайте отрывок из рассказа Б. П. Екимова.

… Рано утром проснёшься, бредёшь потихоньку к воде окунуться. После городской жизни не сразу обвыкаешься, словно не веришь, что всё это явь: тишина, покой, зелень, вода…

Раннее лето, начало его. Шиповник цветёт розовым. Старые акации, высоченные, чуть не до неба, вздымают над землёй пахучие облака сладкого цвета. Солнце поднялось. Деревья гудят от пчёл.

Тишина. Протяжная песнь иволги. Перекатистая трель черноголовой славки. Скворчиный гвалт на дуплистом тополе. Дыханье близкой воды. Прозрачная склянь её, песчаное дно, утренняя свежесть. Выйдешь из воды — и чуешь души и тела восторг… Покой, солнышко греет, птицы поют, синеет просторная вода; бредёшь себе по светлой песчаной дорожке к утреннему чаю.

- Докажите, что это текст.

- Озаглавьте текст (подберите разные варианты названий).

- Определите тему, микротемы, основную мысль текста.

- Определите стиль и тип речи данного текста.

- Определите способы связи предложений в тексте.

- Укажите средства связи предложений в тексте.

- Укажите те части текста, которые являются описанием.

Обратите внимание на структуру предложений, на порядок слов.

- Запишите отрывок, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

- Подчеркните грамматические основы предложений.

- Укажите односоставные предложения , определите их тип и роль в тексте.

- Графически объясните орфограммы и пунктограммы.

2. Практическая работа с учебником.

Упр. 153. Задание: Прочитайте представленные тексты. Определите средства связи предложений, которые придают текстам экспрессию.

Упр. 155. Задания:

- Понаблюдайте, как построен текст.

- Назовите способы и средства связи предложений, которые использует автор.

- Определите вид сложных предложений. Какова их стилистическая роль?

3. Самостоятельная работа по тексту В. Солоухина.

Все хорошие фотографы и кин..операторы знают что сущ..ствует закон кадра.

Он состоит в том что одна какая(нибудь) часть целого выд..л..(н, нн)ая из остального иску(с, сс)тве(н, нн)о скажем рамкой вид..искателем фотоаппарата колечком (с, з)дел..(н, нн)ым из пальцев или просто сосредоточ..(н, нн)ым вн..манием воспр..н..ма..(ться, тся) иначе нежели вместе с целым.

Очень наглядно это можно видеть например в армени.. по дороге из Еревана к озеру Севан. Вы ед..те и справ.. от вас всё время находи(ться, тся) голуб..ватая д..лина а за ней бел..снежный шатёр арарата. Вдруг машина ост..навлива..(ться, тся) и вам пр..длага..(ться, тся) выйти полюбова(ться, тся) зн..менитой горой.

Но мы же и без того ею любу..емся. Вот она всё время справ.. от нас. Нет полюбуйтесь (по)другому.

Оказыва..(ться, тся) около дорог.. сп..циально постро..(н, нн)а отлогая арка и теперь вы вид..те арарат часть неба и часть д..лины как(бы) вставл..(н, нн)ыми в рамку и впеч..тление от красоты гор усил..ва..(ться, тся) стократ.

Прочитайте текст. Определите стиль и тип речи.

Какие типы речи сочетаются в этом тексте? Какой основной тип речи?

Прослушайте текст и озаглавьте его так, чтобы заглавие отражало его тему.

Как связаны предложения в тексте?

Найдите тезис, его обоснование, вывод.

Анализ языковых единиц

Найдите в тексте слово, суффикс которого придаёт слову лексическое значение немножко, слегка . Приведите свои примеры слов с этим суффиксом. Какой частью речи являются эти слова?

Выпишите из текста сложные слова, объясните, как они образованы.

Укажите, какой частью речи являются выделенные в тексте слова, в какой форме употребляются? Объясните их образование.

Расскажите, чем осложнены предложения в тексте.

V I . Подведение итогов урока

Что называется текстом?

Как строится текст?

Какие способы развития мысли и средства связи предложений в нем используются?

V II . Рефлексия (заполнение Оценочного листа).

Дата проведения урока _____ Класс ___ Предмет ___________________

Тема урока ______________________________________________________________

ФИО ученика ____________________________________________________________

Что нового я узнал на уроке

Чему я научился

Где мне пригодятся знания

За работу я ставлю себе оценку ______, потому что ____________________________

Чтобы понять, какие при­зна­ки тек­ста свя­зы­ва­ют несколь­ко пред­ло­же­ний в еди­ное целое, преж­де вспом­ним, что такое текст.

Текст это

Все пред­ло­же­ния и части тек­ста (абза­цы, пара­гра­фы, гла­вы) долж­ны рас­кры­вать его тему и основ­ную мысль.

Тема — это то, что о чем гово­рит­ся в тек­сте (пред­мет речи). Тема может быть опре­де­ле­на в заго­лов­ке текста.

Пример:

Основная мысль — это та идея, кото­рую автор хочет объ­яс­нить чита­те­лю или в чем-то убе­дить его. Это то глав­ное, ради чего созда­ет­ся текст.

В каж­дом тек­сте мож­но ука­зать ряд основ­ных при­зна­ков, в соот­вет­ствии с кото­ры­ми его мож­но назвать этим термином.

В рас­кры­тии автор­ско­го замыс­ла исполь­зу­ют­ся такие основ­ные при­зна­ки тек­ста, как тема­ти­че­ское един­ство, раз­вер­ну­тость, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, закон­чен­ность и цельность.

Рассмотрим более деталь­но при­зна­ки тек­ста, кото­рые обес­пе­чи­ва­ют един­ство внеш­ней и внут­рен­ней фор­мы — его цельность.

Признаки текста

Основные признаки текста

1. Тематическое един­ство. Все пред­ло­же­ния в тек­сте или его части (абза­цы) рас­кры­ва­ют его тему и основ­ную мысль.

2. Развёрнутость. Тема тек­ста рас­кры­ва­ет­ся через под­те­мы или мик­ро­те­мы. Целостный под­бор под­тем обес­пе­чи­ва­ет более пол­ное рас­кры­тие темы. В боль­шом по объ­е­му тек­сте под­те­мы могут уточ­нять­ся мик­ро­те­ма­ми. Подтемы и мик­ро­те­мы обес­пе­чи­ва­ют глу­би­ну тек­ста и опре­де­ля­ют спо­соб раз­ви­тия основ­ной мыс­ли текста.

3. Членимость — это при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что текст делит­ся на струк­тур­ные смыс­ло­вые отрезки:

  • пред­ло­же­ния
  • абза­цы
  • слож­ные син­так­си­че­ские целые;
  • пара­гра­фы
  • гла­вы.

Учтем, что одно пред­ло­же­ние, даже очень рас­про­стра­нен­ное и зани­ма­ю­щее несколь­ко строк в пись­мен­ной речи, не явля­ет­ся текстом.

4. Последовательность — это при­знак, кото­рый реа­ли­зу­ет­ся тогда, когда каж­дое после­ду­ю­щее пред­ло­же­ние содер­жит новую инфор­ма­цию для раз­вер­ты­ва­ния содер­жа­ния тек­ста. В каж­дом тек­сте про­сле­жи­ва­ет­ся логи­че­ская после­до­ва­тель­ность раз­ви­тия мысли.

5. Связность — при­знак тек­ста, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет един­ство тек­ста как смыс­ло­во­го цело­го. Набор раз­роз­нен­ных пред­ло­же­ний не явля­ет­ся тек­стом. Предложения в тек­сте после­до­ва­тель­но свя­за­ны по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски. Для свя­зи пред­ло­же­ний в тек­сте исполь­зу­ют­ся как лек­си­че­ские, так и грам­ма­ти­че­ские сред­ства (повто­ры, сино­ни­мы, место­име­ния, сою­зы, парал­ле­лизм син­так­си­че­ских кон­струк­ций и пр.).

6. Цельность — это при­знак, кото­рый не допус­ка­ет встав­ку язы­ко­вых средств (лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских или сти­ли­сти­че­ских), про­ти­во­ре­ча­щих автор­ско­му замыслу.

7. Законченность — это при­знак тек­ста, кото­рый выра­жа­ет завер­шен­ность тек­ста. Небольшие тек­сты состо­ят в основ­ном из трех частей: зачи­на (нача­ла), сред­ней части и кон­цов­ки. Законченным, или завер­шен­ным, счи­та­ет­ся тот текст, в кото­ром име­ют­ся три ука­зан­ные части, а тема рас­кры­та пол­но­стью с точ­ки зре­ния замыс­ла автора.

8. Стилистическое един­ство тек­ста пред­по­ла­га­ет исполь­зо­ва­ние лек­си­че­ских, грам­ма­ти­че­ских средств в соот­вет­ствии со сти­лем, к кото­ро­му при­над­ле­жит текст (науч­ный, официально-деловой, худо­же­ствен­ный, пуб­ли­ци­сти­че­ский, раз­го­вор­ный стиль).

Итак, тема­ти­че­ское един­ство, после­до­ва­тель­ность, связ­ность, раз­вер­ну­тость, завер­шен­ность и пр. при­зна­ки тек­ста поз­во­лят опре­де­лить, что рас­смат­ри­ва­е­мый фраг­мент пись­мен­ной речи явля­ет­ся текстом.

Коммуникативные : научиться понимать точку зрения автора, владеть правильным типом читательской деятельности, самостоятельно использовать приёмы слушания, формирование действий по ведению учебного диалога; отстаивать свою точку зрения с помощью аргументов, не враждебным для оппонентов образом;

Регулятивные: научиться выбирать эффективные методы достижения целей, оценивать свои решения по результату и по способу действия; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и редактировать способы действия на пути к реализации целей.

Познавательные : формировать умение определять тип и стиль речи на примере представленных текстов; формировать умение читать и понимать текст, определять авторский замысел, формулировать тему, идею текста.

Предметные: научиться обобщать и систематизировать знания о тексте и его признаках; закреплять знания о типах и стилях речи; совершенствовать навыки орфографии и пунктуации.

Личностные: умение формировать положительную мотивацию изучения родного языка; нравственное воспитание учащихся через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Тип урока : комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы : фронтальная беседа, комплексный анализ текста, самостоятельная работа, речеведческая деятельность, словарная работа.

Средства обучения: тексты (рабочие материалы), доска, схема.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Что изучает этот раздел?

- Какая будет тема урока?

Мы с вами повторим то, что знаем о тексте, его признаки, вспомним типы и стили речи. А также будем продолжать учиться выделять тему, идею и проблему произведения.

2. Целеполагание. Создание проблемной ситуации.

(У каждого ученика на парте лежат листы с тремя текстами).

- Перед вами рабочие материалы. Давайте посмотрим на первый текст. О чем он? Можно ли понять мысль автора? Что осложняет наше понимание? Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?

(Это не текст и даже не отрывок из него. Каждое предложение здесь совершенно автономно: между ними нет связи, во всех говорится о разном).

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

(Потому, что он похож на другие тексты. Потому, что в нём есть законченная мысль. Потому, что предложения связаны друг с другом).

3. Мотивация

- Можем ли мы считать набор предложений текстом?

- Для чего нам нужны знания о тексте и его признаках? (Чтобы создавать собственные тексты)

4. Актуализация имеющихся знаний.

- Мы сказали, что одним из основных признаков текста является единство темы и наличие авторской мысли. Давайте вспомним что это?

- Что такое тема текста? (Тема – о чем этот текст).

- Что такое идея текста? (Идея – то, что хотел сказать автор текста).

5. Объяснение нового материала.

- Что такое текст? Текст (от лат. textus — ткань; связь, соединение) — это слова, предложения, абзацы и более крупные части, связанные в целое темой и основной мыслью, образующие высказывание, речевое произведение.

- По каким признакам мы определяем текст? (выясняем на примере данного текста).

Составление схемы (коллективно, письменно)

Запись в тетради. Признаки текста:

Смысловая и грамматическая связь;

Наличие главной мысли;

Обобщение знаний о типах и стилях речи.

- Тексты бывают разными, но их всегда можно отнести к какому-либо типу. Какие типы речи вы знаете? - Чем они отличаются друг от друга?

Описание - это изображение какого-либо явления действительности путем перечисления и раскрытия его основных признаков

Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (При ответах учащиеся должны не только дать название типу речи, но и назвать характерные особенности данного типа. Например, указать, что повествование и рассуждение имеют определенное строение (в повествовании есть завязка – развитие действия – кульминация – развязка; в рассуждении обязательны тезис – доказательства – вывод).

- Кроме того, одним из основных признаков текста является стиль. Вспомните, какие стили речи вы знаете.

Ученики не только называют стиль, но и вспоминают его отличительные особенности. Например, в художественном стиле встречаются различные средства выразительности (эпитеты, метафоры и т.д.); в научном обязательно используются научные термины; разговорный отличается тем, что в нем часто употребляются просторечные слова и выражения).

- Научный стиль используется для точной передачи научных знаний.

- Официально-деловой. Основная цель данного стиля – точная передача деловой информации.

-Художественный. Цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.

-Разговорный стиль используется для обмена сведениями, мыслями, чувствами.

- Основная цель публицистического стиля – воздействовать на читателя и слушателя, т. е. в чём-то убедить, к чему-то призвать?

6. Закрепление. Работа с текстом.

Возьмите текст № 2. Задание:

Прочитайте текст, определите тему, идею, тип и стиль речи. Прокомментируйте пропущенные орфограммы. В выделенном предложении пропущены запятые. Объясните, где и почему вы их поставите.

У каждого писателя есть главная, та единстве(н,нн)ая, (не)написа(н,нн)ая книга, которая терпеливо(медленно) оформляется, будто выкристаллизовывается по частям, по страницам из накопле(н,нн)ого душевного опыта. Это как бы вторая жизнь писателя, внутренняя, сложная, мучительная, ибо тр..пинки сознания, по которым он (не)зримо идет, не всегда ясны.

Если бы писателю удалось однажды написать эту Главную книгу высказав в ней все он вероятно больше бы не писал ничего ибо высказал самое нужное самое сокрове(н,нн)ое. Но человеческой жизни часто не хватает для этой Главной книги.

Главная книга - это откровение о себе и это книга, в которой ясно и подкупающе должны проступать все черты характера пишущего. Это (не)обычный взлет высокой души и это исповедь и писателя и его поколения.

Эта книга может охватывать всю нашу эпоху или одну страничку ее, один абзац. Дело не в объеме, не в размере - ведь речь идет о самом главном. Бывает так, что вы идете домой, торопитесь и испытываете странное ощущение радостного нетерпения, будто вас ждет старый, вернувшийся издалека, умный друг. Этот друг - книга. Вы читаете ее не залпом, не сразу. Вы читаете ее не спеша, по нескольку раз одну и ту же страницу, как перечитывают письма разделенные расстоянием любящие.

(Тема - Главная книга, идея – у каждого в жизни есть главная книга, которая является другом. Стиль- публицистический, тип речи – рассуждение. Орфография: единственная, сокровенное – прилагательные с суффиксом -енн-; ненаписанное – причастие совершенного вида с суффиксом –нн-, образовано от глагола на –ать, не- пишется слитно, т.к. нет пояснительных слов и противопоставлений. Накопленного – причастие совершенного вида с суффиксом –енн- образовано от глагола на –ить; терпеливо-медленно – пишется через дефис, обозначает качество с дополнительным оттенком. Незромо – наречие, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (скрытое от взора, таинственно), с не- приобретает противоположный оттенок. Необычный – прилагательное, не- пишется слитно, можно подобрать синоним без не- (особенный), с не- приобретает противоположный оттенок.

Пунктуация: деепричастный оборот, вводные слова, придаточное причины, однородные дополнения).

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- При каком условии мы можем говорить, что перед нами текст? Повторим основные признаки текста.

Текст - несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. У каждого текста есть стиль и тип речи.

Признаки текста: тематическое единство всех его частей; наличие смысловой и грамматической связи между частями; наличие главной мысли, смысловая цельность, относительная законченность.

- Когда вам пригодятся знания, которые вы получили сегодня на уроке?

8. Домашнее задание:

Нажмите, чтобы узнать подробности

повторить сведения о тексте и его основных признаках (тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, цельность, завершенность), о компонентах внутренней и внешней формы тек­ста, о видах связи и средствах связи предложений в тексте;

развивать коммуникативные и аналитические навыки учащихся; форми­ровать умение определять способы развертывания темы, вид связи и сред­ства связи предложений в тексте

создать ситуацию, способствующую формированию учебной мотивации.

Эпиграф: Не для школы, а для жизни учимся.

Организационный момент

Создание мотивации

III. Проверка домашнего задания

— Чем может быть осложнено простое предложение? (Однородными членами, обособленными членами, обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями.) Какие знаки ставятся при обращениях? При вводных конструкциях? На какие группы делятся обособленные члены предложения? (Обособленные определения, в том числе приложения, и обособленные об­стоятельства.) В каких случаях ставится (не ставится) запятая в предложениях с конструкция­ми с как? (См. таблицу урока 3.)

2. Проверка упражнения 18.

1. Причина была мелка, как порох (сравн. оборот). 2. Хан был телом сильный, как
бык, и
храбрый, как лев, а душою слабый, как вода (сравн. обороты). 3. Людей, одиноких по натуре, которые, как рак-отшельник или улитка, стараются уйти в свою скорлупу, на этом свете немало (сравн. оборот). 4. А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное, зеркало (сравн. оборот). 5. Павлику, как старшему по должности, выпала честь ехать с самим Нечичко (= по причине; обособл. приложение). 6. Осman выносил терзания и пытки, как исполин (сравн. оборот). 7. Шевченко впитывал содержание, книг, как земля впитывает внезапный ливень (СПП). 8. Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (СПП). 9. И слова были как искры, падавшие на сухое дерево (в составе сказуемого). 8. Я читал, что алоэ применяют как лекарство (= в качестве).

1. Введение в тему.

С одной стороны, каждый для себя понимает, что такое текст. С другой – дать определение этому, казалось бы, очевидному понятию довольно трудно.

Рукописный текст

Сегодня вплотную поговорим об этом феномене, дадим определение и приведем ряд лингвистических характеристик. Также в этой статье рассмотрим классификацию, строение, анализ текстов.

Что такое текст? Узкое и широкое понимание

Текст – это объединенная смысловой связью последовательность единиц: высказываний, абзацев, разделов и т.д.

Вопрос

Языковедческая трактовка – довольно узкая. Лингвистический взгляд отражает имманентное прочтение феномена (это как?), которое также называют философски нагруженным.

В данном случае текст воспринимается как автономная действительность, в нем ищут собственную внутреннюю структуру (что это такое?).

Существует другой подход – репрезентативный, ещё более узкий.

Его приверженцы склонны рассматривать текст как особый вариант отражения внешней реальности.

То есть в первом случае ему присуща внутренняя структура (некая самость), во втором – её нет.

Писатель

Мы привыкли воспринимать текст как нечто написанное или сказанное. Как то, что состоит из более мелких языковых единиц. Однако его можно понимать значительно шире.

Согласно некоторым философским воззрениям, все, что нас окружает, можно воспринимать как определенный текст, даже если в нем не вычленить абзацев или высказываний.

Яркий пример этого – текст какого-то города: канва информации, истории, традиций, географических и прочих особенностей, описывающая особенности конкретной топографической точки.

Если же вас интересует ответ на этот вопрос, достаточный для ученика 3 класса, то данное видео придется кстати:

Признаки

Некоторые тексты (не только художественные) могут обладать чертами нескольких стилей или располагаться на их границе.

Анализ текста

Под анализом понимают изучение текста со всех сторон – как целиком, так и по составляющим.

Существует три типа научного анализа текста:

  1. историко-литературный,
  2. лингвистический,
  3. идейный (лингвопоэтический).

Анализ

В начальной и средней школе больше ориентируются на идейный, который проводят по такому плану:

  1. Определение темы.
  2. Вычленение проблемы.
  3. Формулирование идеи.
  4. Соотнесение с литературным родом и жанром.
  5. Указание на пространственные и временные характеристики.
  6. Построение основных точек сюжета (составление плана текста). Выделение конфликта. .
  7. Структурирование системы образов (герои, их портреты, психология, действия, монологи (это что?), диалоги (что это?)…).

Лингвистический анализ подразумевает также:

  1. трактовку неочевидных по смыслу лексем, высказываний;
  2. определение стиля текста, отражение его строфики;
  3. стилистическое описание – на всех уровнях языка (лексика, специфическое словообразование, синтаксис);
  4. указание на примененные тропы и фигуры.

Стихотворение

С историко-литературной точки зрения, принято изучать и включать в результат также сведения об авторе, эпохе, литературном течении, даже месте и условиях создания произведения.

Только при совмещении всех трех подходов анализ называют комплексным.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Тема, главная мысль. Вроде бы люди используют слова русского языка, но почему-то одни тексты читаешь с удовольствием, а после прочтения других задаёшься вопросом — что это было?

Читайте также: