Театр кукол конспект урока
Обновлено: 05.07.2024
Цель: 1) Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передавать свое отношение к содержанию литературной фразы).
2) Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа; отчетливость произношения.
3) Воспитывать навыки театральной культуры.
-Давайте построим новый кукольный театр. Чтобы наш кукольный театр получился самым красивым, заглянем в историю и узнаем о том, какие театры были раньше.
Когда-то давно на ярмарочных подмостках (это настил из досок на особом возвышении, позже так стали называть и театральную сцену) разыгрывались кукольные представления, главным героем которых был Петрушка. Кукловоды пользовались специальной кукольной ширмой.
В настоящее время у кукол появился свой дом, и кукольные представления проходят в театрах кукол. С башенками и без, украшенные сказочными существами и животными, маленькие и большие, замысловатые и совсем простые, кукольные театры существуют самые разные.
У нас с вами есть материал для строительства нашего театра для кукол. Каждый из вас может взять по одной детали, и вместе мы сможем построить замечательный дом для наших кукол.
*Дети на доске выкладывают театр*
Вот наш кукольный театр готов, но для того, чтобы он успешно работал, необходим труд многих и многих людей. Художественный руководитель, режиссеры, актеры, художники, бутафоры, которые создают предметы для использования в спектакле, костюмеры, работники сцены, осветители, звукорежиссеры и обслуживающий персонал театра. Один из самых важных людей необходимых для постановки спектакля – режиссер.
Режиссер выбирает репертуар и способ его воплощения, тесто сотрудничает с художниками, определяет каким будет будущий спектакль и наделяет персонажей, воплощенных актерами, характером и настроением. Какие настроения вы знаете?
- Веселое, грустное, хмурое, радостное, злое, удивленное и т. д.
-У нас есть карточки с изображением какого-либо настроения, которые дал нам режиссер нашего театра. Давайте попробуем мимикой изобразить эмоцию, которая попадет вам на карточке, данной режиссером.
*Дети берут карточку и показывают настроение. *
- Вот режиссер определил содержание и форму нашего спектакля, теперь нужно оформить идею графически. Это задача художника.
Придумать декорации, оформление кукол, костюмы, если это необходимо.
Давайте с вами немного поиграем и почувствуем себя художником в театре. У нас есть известные персонажи сказок, и нам нужно будет подобрать для каждого из них подходящие ему декорации.
*Дети подбирают декорации герою*
Теперь, когда выбран спектакль и декорации, для постановки необходима определенная музыка и звуки. В театре это работа звукорежиссера.
Теперь давайте поднимемся с наших стульчиков и поможем нашему звукорежиссеру. Он подобрал различные звуки для спектакля, мы с вами должны будем обыграть в движениях.
(плеск воды – поднимаем и руки и плавно машем ладошками, шорох кустов – трем друг о друга ладошки, скрип ступеньки – хлопки коленями, треск дров – хлопки руками, радость волка и лисы – пляски)
Теперь поговорим о главных инструментах воплощения идеи спектакля, конечно, это наши актеры.
Актеры должны передать характер персонажа через походку, жесты, движения персонажей, озвучивают их.
Давайте и мы попробуем себя в роли актеров. Возьмите у меня одну из карточек, на ней будет персонаж, которого вы должны сыграть. (лиса, медведь, волк, заяц, охотник и т. д.)
Некоторые кукловоды любят иногда пошутить, например, вот этот наш мокрый друг.
Ну, делу время, а потехе час.
*Дети выбирают афишу. *
Театр готов к приему любимых зрителей, двери распахнуты, все готово к началу спектакля. Нам нужно приобрести билеты, цена символическая – всего лишь доброе вежливое слово.
*Дети приобретают билеты. *
Конспект занятия Театр кукол на Руси Развивающие задачи: развивать в ребенке способность эмоционально откликнуться на художественный вымысел игры; развивать эстетические чувства.
Кукол много есть на свете, кукол очень любят дети Кукла – это слово понятно и любимо всеми малышами. Она близка и понятна каждому человеку. Через кукольный мир мы все вошли в жизнь и постигли.
Экскурсия с детьми в театр кукол (фотоотчет) Театр- храм искусства В рамках проекта "Театр"мы организовали детям экскурсию в театр кукол в Новосибирске по адресе ул Ленина 52 .Вашему.
В конспекте урока дети знакомятся с театром кукол, учатся работать кистью и красками, развивают свою фантазию в создании образа куклы.
- познакомить с понятием театр кукол, с основными видами театров кукол, с видами кукол;
- совершенствовать умение работать кистью и красками;
- развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;
- формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому.
Материалы и инструменты: альбом, акварель, ластик, простой карандаш.
Организационный момент
Мы в куклы играем
До старости лет.
И нету артистов
Никто нас не видит,
Мы скрыты от глаз.
Вводная беседа учителя
- На прошлых уроках вы делали театр на столе.
- Ребята, отгадайте, какой самый любимые театр у детей во всем мире? (театр кукол)
- Недавно в школу приезжали артисты с разными куклами. Поднимите руку, кто из вас был на этом представлении?
- Одинаковые ли куклы были артистами этого кукольного представления?
- А чем они отличались?
- Какие куклы вам больше запомнились?
- Куклы, которых надевали на руку называли перчаточные. (слово)
- А какие еще другие куклы понравились?
- А это тростевые куклы. Бывают они огромные выше людей. Такую куклу не наденешь на руку, ею управляют несколько человек сразу: один ноги перетаскивает, другой головой кидает, а третий руками машет. (слово)
- А есть куклы, которых приводят в движение за нити, прикрепленные к разным частям тела. (слово)
- Ребята, предположите, какая тема нашего урока?
- Откройте страницу 83. Прочитайте название темы.
- Рассмотрите на с. 83 артистов кукольного театра.
Работа по теме урока
1. Рассказ учителя
- Откройте страницу 84. А я вам расскажу, откуда же берет свое начало кукольный театр. Как возник и кто придумал.
2. Рассматривание иллюстрации
- Рассмотрите иллюстрацию на с.84. Что на ней изображено? (кукольное представление)
(Выступает петрушка. Артисты спрятаны за ширмой, озвучивают)
- Могут ли артистов видеть зрители?
- А рядом стоит шарманщик. Кто такой шарманщик?
- Посмотрите на с. 85. Кукол какого вида вы видите? Это перчаточные, тростевые или марионетки?
- А как вы догадались, что это куклы марионетки?
- А внизу? Какой вид кукол? (тростевые, перчаточные)
- Посмотрите на с.86. Какой вид кукол? Как вы определили? (перчаточные, тростевые, марионетки)
- А ниже как раз вы можете наблюдать кукол разного размера, которыми управляют сразу несколько артистов людей.
- Ребята, как вы думаете, кто создает таких интересных кукол-артистов? (художник)
- Прежде чем куклу лепить, шить или раскрашивать. Ее нужно нарисовать.
- Предположите, какое будет задание для вас?
- Вы должны выбрать один вид куклы: или перчаточные, или марионетки, или тростевые.
План выполнения
- В какой последовательности вы будете выполнять работу
Придумать кукольного героя
Простым карандашом с легким нажатием сделать наброски эскиза сказочного героя на альбомном листе.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект открытого урока по ИЗО
Урок №19 Класс: 3-б 23.01.2019г.
Тема: Театр кукол.
Цель : Систематизировать знания обучающихся о работе художника в театре; познакомить с видами театральных кукол; совершенствовать приемы работы с различным материалом (цв. карандаши, краски); развивать умение анализировать работу, воображение, творческую фантазию детей; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность.
Планируемые образовательные результаты
Ученик по окончанию изучения темы урока:
- проявляет интерес к театральному искусству;(личностные результаты);
- активно взаимодействует со сверстниками при решении учебной задачи;(личностные результаты);
- проявляет инициативность и самостоятельность;(личностные результаты);
- планирует предстоящую деятельность; (метапредметные результаты);
- описывают виды театров; (предметные результаты);
- изготавливают эскиз куклы по образцу; (метапредметные результаты);
- решают простейшие задачи по изменению образа куклы(метапредметные результаты).
1. Организационный момент (2-3 мин).
- Ребята, посмотрите, при входе в класс вы все получили пригласительные билетики. Как вы думаете, куда я вас всех сегодня пригласила? (театр)
– Сегодня мы снова идем в театр.
Театр – весь мир, волшебная страна.
В нем скрыта тайна древнего искусства,
Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстра
И в зале воцарится тишина.
В театре занавес – как дверь в прекрасный мир,
В котором есть волшебники и феи,
Разбойники, принцессы и злодеи,
В котором жили Данте и Шекспир.
Т. Курбатова
- Что вы знаете о театре?(ответы детей).
- Молодцы, ребята. Скажите, вы заметили на моём столе коробку-сюрприз?
- Вам интересно узнать что там лежит? (демонстрация перчаточной куклы)
- Правильно, это куклы-перчатки. А где можно увидеть кукол, где они любят выступать?
-Конечно, ребята, я приглашаю вас в кукольный театр. Я считаю, что все виды театра хороши по-своему, но кукольный! Самый волшебный! Потому, что актеры там куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться. Кукол этих создает художник- кукольник, и они оживают в его руках!
А у вас есть дома куклы? Вы с ними играете?
- Ребята, кто из вас хочет примерить и оживить куклу? Какую выбираешь? (дети играют, изменяют голос).
- Интересно играть с куклами? Ребята, а какая особенность этих кукол? (мы не видим ног куклы!)
2. Определение темы и цели урока.
- Ребята, а как вы думаете о чем сегодня на уроке мы будем с вами говорить?
- Какую цель вы поставите сегодня себе на уроке?
1. Познакомиться с историей кукольного театра и видами кукол.
- А какой у нас сейчас урок? (ИЗО). Значит мы сегодня кто? (Художники)
- Какую цель ставят перед собой художники?
2. Нарисовать эскиз будущей куклы для кукольного театра.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова Омара Хайяма:
«Мы – послушные куклы в руках у творца.
Это сказано мною не ради словца.
Нас по сцене всевышний на ниточках водит
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? (дети выражают свои мысли
3.Работа над темой урока.
- Итак, давайте познакомимся с историей куклы.
- Есть несколько видов театральных кукол, которые различаются по способам управления ими. Показ презентации, рассказывающей об истории театра и знакомство с историей куклы. Ребята слушают учителя, рассматривают кукол, анализируют информацию, отвечают на вопросы.
- Какая кукла вам понравилась больше?
- Почему?
- Какой куклой легче управлять?
Любую сказку, басню можно сыграть при помощи кукол.
- Как нам определить злой или добрый, весёлый или грустный персонаж сказки?
- Я буду показывать вам карточки, а вы попытайтесь изобразить выражение лица, которое увидите.
- Определите эмоции сказочных персонажей.
(На каждую мимику, Мальвина, Буратино, Карабас -Барабас, Пьеро)
Ребята рассматривают схемы мимики лица.
Учащиеся по каждой схеме выражения лица описывают настроение, характер сказочных персонажей.
5 . Практическая работа (20 мин).
Искусство театра – искусство коллективное. В этом творческом содружестве театральный художник должен внести свой вклад в общее дело и сегодня мы художники, которые создают эскизы кукол к кукольному спектаклю.
Будем придумывать перчаточную куклу. Для этого мы с вами разобьемся на группы.
У каждой куклы должен быть свой характер и свои эмоции!
- Ваша группа, персонажей какой сказки будет рисовать? Вспомните персонажей этой сказки. Какие они по характеру?
- Ребята, вам необходимо нарисовать сказочных героев разного характера!
- Так как мы рисуем перчаточных кукол, то я вам предлагаю такой интересный вариант!
Этапы работы над созданием эскиза перчаточной куклы:
кладем на лист кисть левой руки, обводим карандашом;
на указательном пальчике рисуем голову человека или мордочку животного, отображая образ;
на большом и среднем пальце рисуем руки или лапы кукол;
на кисти рисуем костюм нашего сказочного героя, можно украсить костюм большими пуговицами, нарисовать цветочки, горошек и т.д.
Работа выполняется на листах формат А4.(объяснение и демонстрация у доски)
Работа в группах.(рисуют кукол)
6. Рефлексия учебной деятельности.
- Ребята, посмотрите , на ваших столах лежит материал с определениями. Давайте прочитаем определения и вспомним, какие виды кукол бывают?
1.Разновидность управляемой театральной куклы, которую кукловод приводит в движение при помощи нитей или металлического прута.(марионетка)
2.Верховая театральная кукла, которая надевается непосредственно на руку актера и не имеет никаких дополнительных приспособлений для управления.(перчаточная кукла)
3.Кукла свое название получила от тростей (деревянных, металлических, костяных), при помощи которых поддерживаются и приводятся в движение туловище, голова и конечности куклы. (тростевая кукла).
- Эскиз какой куклы делали мы сегодня на уроке?
- Посмотрите на цели нашего урока. Всё ли мы успели с вами сделать?
7. Итог урока (2-3 мин)
Итогом должна быть серия эскизов с различными персонажами.
Просматриваем работы учащихся. Ученики отвечают на вопросы, определяют самый интересный эскиз перчаточной куклы.
- Все хорошо потрудились, у вас получились замечательные эскизы кукол!
А теперь, ребята, оцените урок с помощью своих эмоций:
если понравился – широко улыбнитесь,
если не очень – сделайте серьёзный вид лица,
совсем не понравился – выразите грусть и печаль.
Пусть память о нашем уроке, останется в наших сердцах! Любите театр и верьте в чудеса!
Урок окончен. Желаю вам удачи, но не прощаюсь, через неделю мы снова встретимся в кукольном театре.
запоминающийся, интересный конспект урока! для учащихся 3 класса на уроке изобразительного искусства по программе "Школа России". данную разработку я составляла, когда показывала открытый урок на участии в профессиональном конкурсе "Новая волна" как молодой специалист.
Содержимое разработки
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА НА СДО
Общая часть урока
Дата проведения урока: 02.02.2018 год
На уроке реализуется межпредметная связь: технология
Тема урока: Театр кукол.
Определение и анализ планируемых образовательных результатов
- проявляют интерес к театральному искусству;
- активно взаимодействуют со сверстниками при решении учебной задачи;
- проявляют инициативность и самостоятельность;
- стремление к творческому труду
- ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.Контролируют учебные действия; планируют свои действия в соответствии
с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную деятельность на уроке.
Коммуникативные:
знают правила ведения диалога; умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиции художника
- расширят представление о театре кукол, видах театра.
Открытие нового знания
Формирование ценностного отношения к кукольному театру и развитие творческих способностей учащихся, через овладение навыками рисования.
Формирование представления о кукольном театре, перчаточной кукле, эмоциях на примере мимики персонажа.
1. Вспомнить что такое театр, виды театров.
2. Создать рисованных сказочных персонажей
3. Воспитывать интерес к театральному искусству.
Основные понятия урока
Основная часть урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Здравствуйте ребята, меня зовут Татьяна Сергеевна!
Сегодня мы с вами проведем урок!
На улице холодно и чтобы нам согреться и познакомиться поближе, давайте встанем в круг.
-Что он вам напоминает?
- Сегодня вы будите моими лучиками солнца, присаживайтесь на свои места.
Слушают учителя, эмоционально настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы, выполняют действия.
Личностные:проявляют желание учиться, положительно отзываются о школе.
- Скажите, любите ли вы разгадывать ребусы?
- Отгадав ребус, вы узнаете, о чём мы будем говорить на уроке.
- Были ли вы когда-нибудь в театре?
- Я буду показывать изображения театров, а вы будете называть вид театра.
- Ребята, сегодня мы будем говорить об особенном театре, а чтобы узнать о каком, необходимо отгадать загадку:
Артист на сцене кукловод,
А зритель в зале там – народ.
Артисту смотрят все на руку.
Что за театр?
- Правильно, сегодня речь пойдет о кукольном театре!
Отвечают на вопросы учителя.
Вспоминают виды театров.
Формулируют тему урока с помощью учителя.
Предметные: расширят представление о театре кукол, видах театра.
Коммуникативные:научатся участвовать в коллективных обсуждениях, формулировать ответы на вопросы.
- Какую цель вы поставите сегодня себе на уроке?
- Нарисовать сказочных героев для кукольного театра.
Формулируют цель урока с помощью учителя.
Познавательные УУД:уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Регулятивные УУД:
уметьпринимать и сохранять учебную задачу.
- Нам необходимо составить план сегодняшнего урока.
План работы:
1. Знакомство с перчаточной куклой.
3. Практическая работа.
Определяют последовательность действий на уроке.
Регулятивные: уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
- Я считаю, что все виды театра хороши по-своему, но кукольный! Самый волшебный! Потому, что актеры там куклы, и куклы необыкновенные: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться. Кукол этих создает художник- кукольник, и они оживают в его руках!
- Посмотрите, каких кукол я вам сегодня принесла (показ кукол).
- Ребята, кто из вас хочет примерить и оживить куклу? Какую выбираешь? (3 человека играют, изменяют голос).
- Интересно играть с куклами? Ребята, а какая особенность этих кукол? (мы не видим ног куклы!)
- Я буду показывать вам карточки, а вы попытайтесь изобразить выражение лица, которое увидите.
- Определите эмоции сказочных персонажей.
(На каждую мимику, Мальвина, Буратино, Карабас -Барабас, Пьеро)
Дети заранее подготавливают и представляют его классу.
Обыгрывают сюжет из сказки.
Принимают участие в ролевой игре.
Учащиеся показывают свои эмоции.
Отвечают на поставленные вопросы учителя.
Коммуникативные:
знают правила ведения диалога; умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; уважают в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
- Мы с вами сегодня станем художниками, которые должны придумать и создать сказочного персонажа. Будем придумывать перчаточную куклу. Для этого мы с вами разобьемся на группы.
- В группе, вам необходимо придумать и нарисовать перчаточную куклу к сказке которую вы выберете! У каждой куклы должен быть свой характер и свои эмоции! Вы можете обратиться и к тем героям, которые к нам пришли! Я даю вам на обсуждение 2 минуты.
- Ваша группа, персонажей какой сказки будет рисовать? Ребята, вам необходимо нарисовать сказочных героев разного характера!
- Так как мы рисуем перчаточных кукол, то я вам предлагаю такой интересный вариант! (объяснение и демонстрация у доски)
Работа в группах.
Активно взаимодействуют со сверстниками при решении учебной задачи.
Проявляют инициативность и самостоятельность.
Регулятивные: контролируют учебные действия; планируют свои действия в соответствии
с поставленной учебной задачей.
Личностные:проявляют интерес к изучаемому предмету.
Познавательные:
овладеть умением творческого видения с позиции художника.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Давайте вернёмся к плану и посмотрим, всё ли нам удалось выполнить.
План работы:
1. Знакомство с перчаточной куклой.
3. Практическая работа.
- Давайте встанем с вами в круг, возьмемся за руки вместе с нашими сказочными персонажами!
- Ребята, кто хочет рассказать о своем сказочном герое? Кому понравился? Чем?
- Все хорошо потрудились, у вас получились замечательные куклы! А сейчас положите своих героев на парты, и вновь возьмемся за руки! Пусть память о нашем уроке, останется в наших сердцах! Любите театр и верьте в чудеса!
Анализ своей деятельности на уроке.
Регулятивные –оценивают собственную деятельность на уроке.
Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к театральному искусству.
Читайте также:
- Конспект занятия природа россии в старшей группе
- Челночный бег 10х10 конспект мчс
- План конспект семейного праздника с участием родителей новый год старшая группа
- Архангельская область ворота в арктику конспект урока
- Применение современных цифровых технологий в образовательном процессе конспект урока по математике