Конспект занятия природа россии в старшей группе

Обновлено: 06.07.2024

Продолжать формировать знания детей о природе нашей Родины. Совершенствовать грамматический строй речи.

Содержимое разработки

Конспект занятия по развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста

Цель - продолжить формирование представлений о разнообразии родной природы нашей страны.

Задачи:

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов признаков).

3. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.

4. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

5. Воспитывать гордость за родную страну.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Организация детей: фронтальная. Вводная часть - на ковре, основная на стульях.

Оборудование и материалы:

• карта, иллюстрации с изображением герба и флага Российской Федерации;

• интерактивный стол, проектор

I часть. Вводная.

-Здравствуйте, маленькие россияне!

-Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь?

Дети: Потому что, мы живем в России

-Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами. Давайте посмотрим на карту нашей страны (показ на карте границ нашей Родины , файл 1).

II часть. Основная.

Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. В России много городов и деревень, в которых живут миллионы людей. Наше государство настолько огромно, что когда солнце всходит на востоке страны, то на западе на небе уже появляются звёзды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце (файлы 2,3).

-Что вы можете рассказать о нашей стране. Какая она?

Большая, красивая, огромная, могучая, величественная, необъятная, просторная, бескрайняя…

Огромна и протяжённость нашей Родины с севера на юг. Разумеется, при таких просторах природа в нашей стране не может быть везде одинакова.

Посмотрите на фотографии льдов (файл 4). Что мы видим? Как вы думаете, какая природа на севере нашей страны? (ответы детей). Действительно, природа на севере очень суровая. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан (файл 5). Льды этого океана не тают круглый год, поэтому на севере круглый год холодно. Жить на севере трудно. Там скудная растительность и мало животных. Это белые медведи, северные олени, различные птицы (файл 6).

Теперь посмотрите на фотографии лесов. Что мы видим? Это лес средней полосы или части нашей Родины. Здесь условия жизни на много мягче, не бывает таких морозов, а летом тепло. Поэтому в средней полосе, где живём и мы с вами, расположено много городов, в которых живёт много людей. Растут леса, текут реки, есть озёра. Обитают разнообразные животные и птицы (файл 7).

Закройте глаза и послушайте звуки леса.

Прослушивание аудиозаписи звуков леса

Чьи голоса мы слышим? Какие ещё звуки?

Я назову четырёх животных, а вы мне скажете, кто из них лишний и почему.

Кабан, овца, лиса, белка (овца – домашнее животное),

Барсук, волк, ёж, белый медведь (белый медведь – дикое животное Севера),

Рысь, слон, лось, медведь, (слон – дикое животное Африки).

Посмотрите на следующее фото (файл 8). А кто знает, какое озеро изображено на фотографии. Это самое глубокое озеро в мире, с самой чистой водой, его дно видно на глубине 40 метров. Озеро Байкал. На озере обитает редкое животное - байкальская нерпа. Она занесена в Красную книгу и её охраняет государство (файл 8).

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья —

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Рассмотрите фотографии нижней части карты. Это юг России. Там тёплый климат и хорошо растут овощи, фрукты, пшеница. Люди ездят отдыхать на тёплое черное море (файл 9).

А в горах Кавказа расположена самая высокая гора России - Эльбрус (файл 10). На его вершинах снег не тает даже летом. А внизу тепло и растут фрукты, цветы. Там обитают рыси, леопарды, лисы, барсуки, олени, кабаны, горные козлы и медведи.

- в дупле живет (белка),

-в логове живёт (волк),

-под кустом дрожит (заяц),

-зимой в берлоге спит (медведь),

-в норе живёт (лиса),

-строит дом на реке (бобр),

Перенесёмся в другую часть нашей Родины. Это место называется Дальний Восток (файл 11). На Дальнем Востоке много лесов, в которых живёт ещё один редкий зверь - амурский тигр (файл 12). Их осталось так мало, что они тоже охраняются государством.

Мы с вами рассмотрели много животных. Все животные разные. Одни маленькие, другие большие. Одни живут на севере, а другие на юге. Но у всех есть общие признаки, а есть различия. Давайте найдём общий признак, часть тела, которая есть у всех животных (хвост), (файл 13).

У зайца хвост (заячий),

у волка хвост (волчий),

у медведя хвост (медвежий),

у лисы хвост (лисий).

Теперь все звери знают свои хвост.

III часть. Заключительная.

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Возвращаемся в детский сад.

Цель - продолжить формирование представлений о разнообразии родной природы нашей страны.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, подбор слов признаков).

3. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.

4. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

5. Воспитывать гордость за родную страну.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Организация детей: фронтальная. Вводная часть- на ковре, основная на стульях.

Оборудование и материалы:

• карта, иллюстрации с изображением герба и флага Российской Федерации;

• интерактивный стол, проектор

I часть. Вводная.

-Здравствуйте, маленькие россияне!

-Вы знаете, почему я так к вам обращаюсь?

Дети: Потому что, мы живем в России

-Да, потому что всех, кто живет в России, называют Россиянами. Давайте посмотрим на карту нашей страны (показ на карте границ нашей Родины , файл 1).

II часть. Основная.

Россия – могучая и величественная страна. По всей ее территории простираются леса, поля, горы, равнины, протекает множество рек, которые впадают в озера и моря. В России много городов и деревень, в которых живут миллионы людей. Наше государство настолько огромно, что когда солнце всходит на востоке страны, то на западе на небе уже появляются звёзды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце (файлы 2,3).

-Что вы можете рассказать о нашей стране. Какая она?

Большая, красивая, огромная, могучая, величественная, необъятная, просторная, бескрайняя…

Огромна и протяжённость нашей Родины с севера на юг. Разумеется, при таких просторах природа в нашей стране не может быть везде одинакова.

Посмотрите на фотографии льдов (файл 4). Что мы видим? Как вы думаете, какая природа на севере нашей страны? (ответы детей). Действительно, природа на севере очень суровая. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан (файл 5). Льды этого океана не тают круглый год, поэтому на севере круглый год холодно. Жить на севере трудно. Там скудная растительность и мало животных. Это белые медведи, северные олени, различные птицы (файл 6).

Теперь посмотрите на фотографии лесов. Что мы видим? Это лес средней полосы или части нашей Родины. Здесь условия жизни на много мягче, не бывает таких морозов, а летом тепло. Поэтому в средней полосе, где живём и мы с вами, расположено много городов, в которых живёт много людей. Растут леса, текут реки, есть озёра. Обитают разнообразные животные и птицы (файл 7).

Закройте глаза и послушайте звуки леса.

Прослушивание аудиозаписи звуков леса

Чьи голоса мы слышим? Какие ещё звуки?

Я назову четырёх животных, а вы мне скажете, кто из них лишний и почему.

Кабан, овца, лиса, белка (овца – домашнее животное),

Барсук, волк, ёж, белый медведь (белый медведь – дикое животное Севера),

Рысь, слон, лось, медведь, (слон – дикое животное Африки).

Посмотрите на следующее фото (файл 8) . А кто знает, какое озеро изображено на фотографии. Это самое глубокое озеро в мире, с самой чистой водой, его дно видно на глубине 40 метров. Озеро Байкал. На озере обитает редкое животное - байкальская нерпа. Она занесена в Красную книгу и её охраняет государство (файл 8) .

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Рассмотрите фотографии нижней части карты. Это юг России. Там тёплый климат и хорошо растут овощи, фрукты, пшеница. Люди ездят отдыхать на тёплое черное море (файл 9) .

А в горах Кавказа расположена самая высокая гора России - Эльбрус (файл 10). На его вершинах снег не тает даже летом. А внизу тепло и растут фрукты, цветы. Там обитают рыси, леопарды, лисы, барсуки, олени, кабаны, горные козлы и медведи.

- в дупле живет (белка),

-в логове живёт (волк),

-под кустом дрожит (заяц),

-зимой в берлоге спит (медведь),

-в норе живёт (лиса),

-строит дом на реке (бобр),

Перенесёмся в другую часть нашей Родины. Это место называется Дальний Восток (файл 11). На Дальнем Востоке много лесов, в которых живёт ещё один редкий зверь - амурский тигр (файл 12). Их осталось так мало, что они тоже охраняются государством.

Мы с вами рассмотрели много животных. Все животные разные. Одни маленькие, другие большие. Одни живут на севере, а другие на юге. Но у всех есть общие признаки, а есть различия. Давайте найдём общий признак, часть тела, которая есть у всех животных (хвост), (файл 13).

У зайца хвост (заячий),

у волка хвост (волчий),

у медведя хвост (медвежий),

у лисы хвост (лисий).

Теперь все звери знают свои хвост.

III часть. Заключительная.

Вот и закончилось наше увлекательное путешествие. Возвращаемся в детский сад.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели : формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту родной природы, воспитывать бережное отношение к ней.

Планируемые результаты : имеет представление о красоте родной природы; умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции, чувство гордости при прослушивании мелодий И. О. Дунаевского и Г. Вихаревой; может самостоятельно составить рассказ на заданную тему.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

– Наша страна огромна. Когда солнце всходит на востоке страны (восток на карте справа), то на западе (на карте слева) на небе уже появляются звезды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце.

2. Беседа о природе России.

– Огромна и протяженность нашей страны с севера (на карте сверху) на юг (на карте снизу). Разумеется, при таких просторах природа в стране не может быть везде одинакова.

– Посмотрим на фотографии льдов. Что мы видим?

– Как вы думаете, какая природа на севере нашей страны?

– Действительно, природа на севере очень сурова. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. Почему он так называется?

– Льды этого океана не тают круглый год, поэтому его дыхание и создает на побережье холодную погоду. Жить на севере трудно, там скудная растительность, мало видов животных. Это белые медведи, северные олени, различные птицы.

– Теперь посмотрим на фотографии лесов. Что мы видим?

– Эта часть России называется средней полосой. Условия здесь более благоприятные, чем на севере. Поэтому в средней полосе расположено много городов, живет большое количество людей, растут леса, текут большие и малые реки, есть озера, обитают разнообразные звери, птицы, рыбы, насекомые.

– А теперь посмотрим на фотографии с изображением северного оленя. Эта часть России называется Сибирью. Что мы видим на снимке?

– В Сибири условия намного суровее, чем в средней полосе. Поэтому здесь растут в основном хвойные деревья. Такой лес называется тайгой. Какие хвойные деревья вы знаете?

– В тайге живут бурые медведи, волки, лисы, зайцы. А кто знает, что это за интересный таежный зверек показан на фотографии?

– Это бурундук. Он похож на белку, но у него на спинке полосы, будто его поцарапал медведь. Такую легенду придумали местные народы.

А кто знает, какое озеро изображено на фотографии? Это самое глубокое озеро в мире, с самой чистой водой, так что видно дно на глубине 40 метров. Озеро Байкал.

– В горах Кавказа расположена самая высокая вершина России – гора Эльбрус. Посмотрите на фотографию. У Эльбруса две вершины, и обе они покрыты снегом, потому что высоко в горах так же холодно, как и на севере. Снег не тает круглый год, и даже летом Эльбрус ослепительно сверкает своими вечными снегами. Представьте себе: внизу, у подножия, растут великолепные леса из дуба, бука, каштана, в городах – чудесные цветники, а вверху – вечные снега. Летом, когда эти снега немного подтаивают, с них текут быстрые горные речки, образуя водопады.

– На Кавказе очень много водопадов, потому что горы высокие, крутые. В горах тоже живут люди. Они славятся своим долголетием, потому что там свежий воздух, много фруктов (абрикосов, персиков, черешни, слив, мандаринов, гранатов).

– Рассмотрите фотографии вулканов. Эта территория России называется Дальним Востоком.

На Дальнем Востоке много вулканов, из которых иногда течет раскаленная лава. На среднем из этих снимков изображен крупнейший морской порт – город Владивосток. Но море там не такое теплое, как Черное. На нижнем снимке – лесной житель – тигр. Этих красивых хищников у нас осталось так мало, что они охраняются государством.

– Вы видите, природа нашей страны удивительна и разнообразна. Вот как писал об этом наш далекий предок:

О светлая, украшением украшенная

И многими красотами удивляешь ты:

Реками и колодцами почитаемыми,

Горами крутыми, холмами высокими,

Дубравами чистыми, полянами дивными,

Зверями различными, птицами бесчисленными,

Горами великими, селами, дива достойными.

(Перевод летописи XIII века.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту нашей природы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №9 города Ярцево

Интегрированное занятие по НОД

воспитатель

Кондратенкова Т.В.

Цели: формировать представление о разнообразии природы нашей страны, показать красоту нашей природы.

Обучающие. Познакомить с природой нашей страны, обогащать и расширять знания детей о родной стране.

Развивающие. Развивать внимание, наблюдательность по отношению к разнообразию природы.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к природе, гордость за свою страну.

Содержание организованной деятельности детей

1.Организованный момент.

- Наша страна огромна. Когда солнце всходит на востоке страны (восток на карте справа), то на западе (на карте слева) на небе уже появляются звёзды. Вот почему говорят, что над Россией никогда не заходит солнце.

2. Беседа о природе России.

- Огромна и протяженность нашей страны с севера (на карте сверху) на юг (на карте снизу). Разумеется, при таких просторах природа в стране не может быть везде одинакова.

- Посмотрим на фотографии льдов. Что мы видим?

- Как вы думаете, какая природа на севере нашей страны?

- Действительно, природа на севере очень сурова. С севера берега России омывает Северный Ледовитый океан. Кто знает, почему он так называется?

- Льды этого океана не тают круглый год, поэтому там очень холодно и летом, и зимой. Жить на севере трудно, там скудная растительность, мало видов животных. Вот они, посмотрите на эти фотографии: белые медведи, северные олени, тюлени, пингвины.

Три пингвина шли домой

(Дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой,

(Поднимают руки над головой)

Мама с ним пониже ростом,

(Руки на уровне груди)

А сынок Малышка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил,

(Дети имитируют игру с погремушкой).

- А эта часть России называется Сибирью. Что мы видим на снимке?

- Действительно, здесь растут хвойные деревья. Такой лес называется тайгой. Посмотрите, кто здесь живут: бурые медведи, волки, лисы, зайцы. А кто знает, что это за интересный таёжный зверёк показан на фотографии?

- Это бурундук. Он похож на белку, но у него на спине полосы, будто его поцарапал медведь. Такую легенду придумали местные народы.

- А кто знает, какое озеро изображено на фотографии? Это самое глубокое озеро в мире, с самой чистой водой, так что видно дно на глубине 40 метров. Это озеро Байкал.

- Рассмотрите фотографии на нижней части карты. Что мы на них видим? Это юг России. На юге теплее всего. Там очень благоприятные условия для выращивания пшеницы, и помидоров, арбузов, дынь, винограда, мандаринов. Там очень теплое Чёрное море. Здесь люди загорают, купаются, катаются на катерах. Кто скажет, какие морские жители живут в море. (Дельфины, медузы, скаты). А кто может рассказать о встрече с медузой?

А что вы можете рассказать про дельфинов, кто их видел?

- А это Кавказ, здесь очень много гор. В горах люди тоже живут. Воздух здесь очень чистый, здесь много водопадов.

- Эта территория называется Дальним Востоком, здесь очень много вулканов. Рассмотрите фотографии вулканов.

Легенда о вулкане.

- Вы видите, природа нашей страны удивительна и разнообразна.

3. Экспериментальная деятельность.

-Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать. Подумайте, из чего можно сделать основание вулкана. Давайте склеим конус из плотного картона. Из чего сделаем жерло? Можно вставить внутрь конуса пустую пластмассовую банку. А секрет изготовления лавыузнаете, если вы будите внимательны. Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя.) Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Что наблюдаете?

5. Рефлексия.

- О чем мы сегодня говорили?

-Какую мелодию слушали?

- Какой опыт проводили?

Список используемой литературы:

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: Детство- Пресс, 2008.

Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – Москва: Просвещение, 1983.

Читайте также: