Картинки в лужах берестов конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели: познакомить учащихся с творчеством В Д. Берестова; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, портрет В. Д. Берестова, магнитная доска, буквы и слоги, предметные картинки.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

– Со мною вы знакомы близко,

Моя племянница – сосиска.

– Поверьте мне: когда сажусь,

Я выше ростом становлюсь.

– Не выдам я своих примет,

Но знай: в меня замок продет.

– Сошлись бойцы в упорной схватке,

Друг друга бьют, надев перчатки.

Вишневый, яблочный, томатный,

Я и полезный и приятный.

(Ответ: колбаса, собака, скоба, бокс, сок.)

Примечание. В каждом последующем слове те же буквы, что и в предыдущем, но только на одну меньше. Для подсказки можно использовать предметные картинки.

Поэт написал два стихотворения, но наборщик все перепутал. Строчка из одного стихотворения попала в другое, и наоборот.

Помогите вернуть строчки на место.

Мы вчера своих сестер Мы сегодня наш ковер

Положила на забор. Повели гулять во двор,

Потрясли, потом побили, На качелях покачали

Будет дома меньше пыли. И мороженого дали.

Физкультминутка

 Работа по учебнику: с. 108

1. Знакомство с творчеством В. Д. Берестова.

На доске портрет В. Б. Берестова (1928–1998 гг.).

Стихи, проза, жизнь Берестова удивительны и чудесны.

Стихотворения В. Берестова с удовольствием читают и взрослые.

– Почему стихотворение имеет такое название?

– Когда лают собаки?

– Что похитили грабители?

– Что хотят сделать собаки с грабителями?

▲ Чтение стихотворения учениками.

Физкультминутка

– О каком друге говорится в стихотворении?

– Каким был ёжик? Опишите.

– Куда отправился ёжик?

2. Дети по выбору заучивают наизусть одно из стихотворений, иллюстрируют понравившееся стихотворение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок подготовила и провела

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 с. Александров

- формировать понятие о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение);

- учить выражать и формулировать своё отношение к герою произведения, оценивать литературных персонажей.;

- развивать навык правильного и выразительного чтения;

- познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова;

- формирование у детей устойчивого интереса к чтении, выработка навыков грамотного читателя;

- пробуждать у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Не бойся сказки.

Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет.

В . Берестов

4. Карточки для работы в парах и со стихами В . Берестова .

I . Организационный момент.

Из открытого колодца

Солнце медленно встает,

Свет его на нас прольется,

Луч его нам улыбнется,

Новый день оно начнет.

- С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу! С отличным настроением начинаем наш урок.

а) Беседа по вопросам.

- Почему это произведение сказка?

- Чему учит эта сказка?

- Прочитайте самые главные слова сказки.

- Чему вас научила эта сказка?

- Подберите пословицу к сказке.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

Старый друг лучше новых двух.

Друг познаётся в беде.

б) Работа с выставкой рисунков.

- Расскажите, какой эпизод сказки нарисовали и почему?

III. Объявление темы урока.

- Давайте вспомним, какие произведения о детях мы уже читали.

Работа учащихся по карточкам в парах. Одна пара работает у доски. (Фронтальная проверка: жанр и краткое содержание произведения)

- Что связывает все эти произведения? (Все они о детях).

(Учащиеся используют содержание учебника)

- Сегодня эту тему продолжат стихи Валентина Дмитриевича Берестова . Его произведения знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек. Когда вы были ещё маленькими, родители разучили с вами стихотворение, для того, чтобы вы далеко не отходили от них и не потерялись. Называется оно “Огуречик”, его тоже написал В . Берестов .

Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызёт.

III. Изучение нового материала.

- А как вы думаете, что можно увидеть в луже ?

- А может ли содержимое лужицы измениться? Когда и почему?

а) Слушание стихотворения (Читает учитель)

б) Беседа по содержанию.

- Догадываетесь, какое это время года?

(Поскольку в луже отражается зеленая ветка, значит, речь идет о лете или ранней осени.)

- Откуда же так много луж ? (Очевидно, прошел дождь.)

— Не понимаю! Мальчик явно смотрит вниз, под ноги, — почему же он промочил ботинки? — спросила Маша. Ты можешь ей ответить?

(Важно, чтобы дети поняли: мальчик смотрит вниз, но не себе

под ноги, а на отраженные в луже картинки . Он настолько увлечен, что не замечает, что стоит в луже .)

- Можно ли сказать, что автор умеет видеть удивительное в обычном?

- А ты обращаешь внимание на картинки в лужах ?

- Как ты думаешь, любознательные люди умеют удивляться?

- Как нужно читать это стихотворение? (Радостно, с удивлением.)

На болоте две подружки ,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

г) Самостоятельное чтение. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

Задание к самостоятельному чтению:

- Чем же отличались картинки в лужах от реальности? (Выборочное чтение )

д) Упражнение в выразительном чтении стихотворения.

2. Рассказ об авторе:

Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит.

Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике.

Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”.

Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова , но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел.

Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”.

Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон!

1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину”

- Прослушивание фонограммы отрывок из стихотворения “Про машину” (исп. К.Румянова)

3. Наблюдение за разнообразием жанров творчества В . Берестова . (Слайд)

- Учащиеся рассматривают книги В . Берестова , называют жанры произведений и заголовки.

Вывод: В . Берестов писал стихи и сказки для детей.

- Менее известен Берестов как сказочник.

“ Как найти дорожку”
“Змей - хвастунишка”
“Честное гусеничное”
“Мастер птица”

Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя.

Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка – сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше станет

4. Самостоятельное чтение . (Работа в парах ) Фронтальная проверка.

- А сейчас вы прочитаете самостоятельно несколько стихотворений из школьной лирики, которые В . Берестов мечтал написать в первом классе . Как красиво, с нежностью он пишет о школе в своих произведениях.

- Ученики читают стихотворения В . Берестова (на карточках ).

“ Ручка”, “Закладка”, “Резинка”, “Пенал”, “Точилка”, “Карандаш”, “Тетрадки”

“ Линейка” и другие.

IV . Итог урока . Рефлексия .

- Сегодня мы с вами соприкоснувшись с необыкновенным миром поэзии Валентина Берестова , убедились , ведь художник не только тот, кто сочиняет стихи или рисует, а кто умеет удивляться, радоваться красоте мира и открывать её.

Дорогие друзья! Наш урок заканчивается , но не заканчивается дружба с книгами Валентина Дмитриевича Берестова , которые согреты добрым проникновенным юмором. Именно в этом сила его творчества.

- Что нового вы узнали на уроке ?

V . Рекомендации для самостоятельной работы:

- Найти книгу со стихотворениями В. Берестова о детях и прочитать.

Произведения В .Д. Берестова

Стихи В . Берестова (Для самостоятельного чтения )

Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты.
У первоклассников букеты
День, хоть и грустный, но весёлый.
Грустишь ты: - “До свиданья, лето!”
И радуешься: - “Здравствуй, школа!”

Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой портфель.

- Учитель у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели?
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.

Тетради в портфеле шуршали,
Что в жизни важнее, решали.
Тетрадка в линейку бормочет:
-Грамматика!
А в клетку тетрадка ворчит:
- Математика!
На чём примирились тетрадка с тетрадкой,
для нас до сих пор остаётся загадкой.

Я – линейка. Прямота –
Главная моя черта.

Я – малютка-карандашик.
Исписал я сто бумажек.
А когда я начинал,
То с трудом влезал в пенал.
Школьник пишет. И растёт!
Ну а я – наоборот!

Почему из-под точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.

Циркуль мой, циркач лихой,
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился и ни шагу.

Я – ластик. Я – резинка,
Чумазенькая спинка.
Но совесть у меня чиста:
Помарку стёрла я с листа!

Карандаш в пенале мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Я - нарядная закладка.
Я лежу здесь для порядка.
Зря страницы не листай.
Где закладка, там читай!

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
“Прочти, пожалуйста! Прочти!”
Не надо умолять сестрицу:
“Ну, прочитай ещё страницу!”
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!

Автор: учитель начальных классов МОУ СОШ №25 г.Сочи Мухина М.В.

Речевая разминка

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

– Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп:

Давайте смекалку, друзья, проявлять Загадку сейчас предстоит разгадать

По городу дождик осенний гулял, Зеркальце дождик своё потерял. Зеркальце то на асфальте лежит. Ветер подует, оно задрожит.

Валентин Берестов

1 апреля 1928 г. – 15 апреля 1998 г.

Берестов Валентин Дмитриевич Валентин Берестов родился 1 апреля 1928

года в с. Мещовске Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года.

В 1942 году, во время Второй мировой войны, семья Берестовых оказалась

в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье

Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии. Став археологом, много бывал в экспедициях. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера, а также для многих стихов и песен.

В 1967 году выходит первая книга для детей "Про машину"

В 90 годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио

и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.

Валентин Берестов — лауреат Государственной премии Российской

Федерации (1990), имеет Дипломы университетов разных стран.

Его стихи высечены на каменной книге в городе Арпино, родине Цицерона (Италия). В 2000г. ему было присвоено звание почетного гражданина Калужской области. "

Прочитайте стихотворение и найдите в тексте, какие картинки в лужах увидел герой произведения? Почему в лужице уместилось так много всего? Какое впечатление произвели эти картинки на героя стихотворения? Зачем автор в стихотворении использует повторы? Какое это время года?

День за днём идёт кино На экране этом

Солнца, зелени полно На экране летом. А зимою – синий лёд, Снег летит, играя. Фильм идёт, идёт, идёт, Без конца и края.

- Отгадайте загадку и узнаете ещё один способ, который поможет увидеть мир другими глазами:

АллаАхундова - поэт, драматург, сценарист

Алла Нуриевна Ахундова - автор стихотворных сборников "Белый свет"

(Баку, 1970), "Воскресный сад" (М., "Сов. писатель", 1987), "Ступеньки" (М., "Детская лит-ра", 1989), "Открытки с видами" (М., "Стилистика", 1999). Выпустила книги прозы: "Хлеб поровну" (Баку, 1983), "Выражение лица. Пять повестей" (М., 1984). Переводила эпос древних тюрков, англ., араб., груз, поэзию ("ДН", 1989, № 9). Стихи Аллы Ахундовой переведены на английский, румынский, французский, японский языки.

– Как называются такие картины, которые девочка видит из окна? Если забыли, вернитесь на страницу 8. – А когда прохожие видят в окне девочку, они видят пейзаж девочки, натюрморт девочки или портрет девочки? – Почему картины, которые мы видим из окна, все время меняются: ведь окно находится на одном и том же месте? – А вы любите смотреть в окно?

Творческая работа в группах

2 группа Вторая картинка: Я вижу …

1 группа На первой картинке Вижу …

4 группа Картинка четвёртая Скажет сама …

3 группа На третьей картинке Я вижу…

5 группа На пятой картинке Вижу …

-Представьте, что вы тоже бежите по лужам после дождя. -Какие картинки вы в них увидели? -Сочините свои четверостишия.

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

Войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем email-адресом, под которым Вы загружали данный материал. После этого Вы сможете:

Путин В.В.

Все материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об авторском праве и смежных правах.

Презентация на тему: " В лужах картинки! На первой – дом, Как настоящий, Только вверх дном." — Транскрипт:

2 В лужах картинки! На первой – дом, Как настоящий, Только вверх дном.

3 Вторая картинка. Небо на ней, Как настоящее, Даже синей.

4 Третья картинка. Ветка на ней, Как настоящая, Но зеленей.

5 А на четвёртой картинке Я промочил ботинки!

6 Где мальчик рассматривал картинки? Какие из них тебе запомнились? Как можно озаглавить это стихотворение?

7 Я – художник! Я – творец! Ух, какой я молодец! Перед замком куст цветёт, Под корягой змей живёт, Над дорогой реет сокол, За оградой лошадь ржёт.

8 Я творю карандашом, На листе своём большом. Вид украсил я с трудом Лесом, тучкой над прудом. Ну-ка лист переверну И опять творить начну…

9 Какие названия предметов тебе запомнились? Назови. Знаешь ли ты, как называются картины, изображающие природу? Словесное рисование: в 2-3 предложениях опиши картину природы, которую ты хочешь нарисовать. Нарисуй этот пейзаж

Читайте также: