Конспект занятия по лепке петушок с семьей в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Лепка в подготовительной группе.

Подготовила воспитатель Будько М.В.

Тема: "Петушок с семьей"(по рассказу К. Д. Ушинского) (коллективная композиция)

Программное содержание . Учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур. Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей. Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Материалы. Подставка для коллективной композиции. Пластилин, стеки, доски для лепки, салфетки.

Ход организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент. Загадки

Воспитатель: Ребята у меня есть очень красивые картинки¸ хотите узнать что на них изопражено? (ответ детей) Но для этого нужно отгадать загадки. Слушайте внимательно.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

Дети : Петух!

Воспитатель: Правильно, петушок.

Воспитатель вывешивает картинку с изображением петуха. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности внешнего вида петуха.

Воспитатель: Как поет петушок? (ответы детей).

У меня есть еще одна картинка¸ и чтобы понять кого зовет петушок, когда поет, отгадайте пожалуйста еще одну загадку.

Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет…

Дети: Курица

Воспитатель: Правильно! Молодцы! Воспитатель вывешивает картинку с изображением курицы. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности внешнего вида курицы. Чем петух отличается от курицы?

Воспитатель:

Как разговаривает курочка? (ответы детей).

Послушайте загадку:

У кого из деток птичьих

Голосок так тонок?

Раньше был желток яичный,

Дети: Цыпленок

Воспитатель : Правильно! Молодцы!

Воспитатель размещает на доске картинку с изображением цыплёнка. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности его внешнего вида.

Дети обратите внимание какой у нас красивый маленький птичий дворик, но он совсем пустой. Что надо сделать чтобы наш дворик ожил? (ответ детей)

Правильно! Надо слепить петушка, курочку и цыплят.

Воспитатель:

Я хочу предложить нашим малышам, слепить цыплят. Мальчикам слепить петушков. Девочкам слепить курочек.

Наш красивый петушок Обе руки сжаты в кулачки.

Кверху поднял гребешок. Разжать ладони.

Крылышками машет. Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт. Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт. Кистями рук сделать манящие движения.

2.Основная часть.

Практическая деятельность.

Воспитатель : Я сейчас вам покажу как нужно вылепить цыплёнка. Я беру пластелин желтого цвета отрезаю маленький кусочек, и один побольше. Раскатываю шарик. Это будет головка цыплёнка. Затем беру большой кусок пластилина и тоже раскатываю шарик. Это будет туловище цыплёнка. Теперь мы скрепляем два шарика, прижимая их друг к другу. А теперь мы делаем цыпленку клюв, прищипываем двумя пальцами. Вот и получился цыпленок.

Петушка и курочку можно сделать так же, но петушку и курочке нужно сделать хвост и гребешок, лапки.

2.1. Самостоятельная работа детей.

По ходу деятельности индивидуальная помощь, советы, следить за тем, чтобы дети лепили пальцами, требовать более точной передачи образа.

3.Подведение итогов. Рефлексия.

По окончании лепки дети ставят свои работы на птичий дворик. Ребята посмотрите,

какие замечательные петушки и цыплята у нас получились, они все разные и удивительные.

- продолжать обогащать словарь детей, вводить в словарь детей прилагательные, обозначающие признаки предметов: грустный, задиристый, храбрый, резвый, сердитый, разноцветный, горластый, заботливый и т. д.

- уметь планировать работу и выполнять её до конца;

- развивать умение выполнять коллективную работу;

- воспитывать художественный вкус, отзывчивость, желание помочь петушку.

Оборудование пластилин, дощечки для лепки, стеки, салфетки, игрушка петушок, картинки с изображением цыплёнка и курицы.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Воспитатель: Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне.

Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом, поприветствуйте всех. Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадаете, про кого она.

«Гребень имею – не пользуюсь им,

(Петух)

Воспитатель. Верно, это петушок (игрушка, появляется петушок).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на петушка, по-моему, он загрустил? Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Да, ребята, у петушка нет семьи. Как помочь петушку? (Ответы детей.)

Дети решают слепить петушков, курочек и цыплят из пластилина.

Рассмотрение петушка, определение отличий между ним цыплёнком и курицей.

- Петушок, ты согласен, чтобы дети вылепили тебе друзей? (Согласен). Садимся за столы. (Воспитатель приглашает петушка сесть за столы и лепить вместе с ребятами).

- Расскажите, как вы будете лепить петушка?

Ребёнок. Из целого куска вытягиваю шею, головку, крылья путём налепов (наложения кусочков пластилина на туловище, гребешок, бородку вылепить отдельно и прикрепить к голове, хвост дугообразный.

- А как вы будете лепить цыплёнка?

Ребёнок. По частям. Туловище – шар, голова – шар, клюв прищепнуть, хвостик оттянуть.

- А как вы будете лепить курочку?

Ребёнок. По частям. Туловище – шар, голова – шар, клюв прищепнуть, хвостик оттянуть. Крылья путём налепов (наложения кусочков пластелина на туловище, гребешок, бородку вылепить отдельно и прикрепить к голове

- Деки кого вы хотите слепить? (Дети распределяются кто будет лепить петушка, курочку и циплянка)

- Ребята, перед вами всё, что необходимо для работы. Помните, что лепить надо аккуратно, чтобы ваши петушки, курочки и цыплята получились красивые и весёлые.

По ходу деятельности индивидуальная помощь, советы, следить за тем, чтобы дети лепили пальцами, требовать более точной передачи образа.

По окончании лепки дети ставят свои работы на общую подставку.

- Какие замечательные петушки у нас получились.

- Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

- А теперь давайте рассмотрим цыплят, курочек и петушков. Все они получились разные, удивительные. Давайте выберем самого весёлого петушка. Самого задиристого по внешнему виду цыплёнка. Самого боевого, смелого, храброго. Самую красивую курочку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Формировать умения учить детей создавать коллективными усилиями несложную сценку из вылепленных фигур.

Планируемый результат:

· Демонстрируют умение доводить начатое дело до конца, проявляют самостоятельность, аккуратность и ответственность.

· Демонстрируют умение соблюдать последовательность действий.

· Проявляют творческое воображение, дети внимательные.

· Дети применяют полученные знания в самостоятельной деятельности

· Дети умеют сравнивать свою работу с образцом.

· Дети проявляют познавательный интерес, у детей развивается наблюдательность.

· Дети принимают замысел.

· Имеют представление о способе лепки.

· Дети закрепили умения лепить петуха, кур, цыплят.

· Дети умеют коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до

Развивающие: Развивать творческое воображение.

Изобразительная: Закреплять умение лепить петуха, кур, цыплят.

Техническая: Закреплять умения добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей.

Цветовая: Побуждать детей к выбору цвета осознанно

Композиционная: Формировать умение коллективно обдумывать расположение птиц на подставке.

Принципы дошкольного образования:

● Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

● Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

● Формирование познавательный интересов и познавательный действий ребёнка в различных видах деятельности;

● Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъёма; формирование личного стиля взаимодействия со сверстники и педагогов; воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип активности.

Методы обучения: рассказ, объяснение, демонстрация, показ, игровая ситуация, упражнение, практическая работа.

Методы воспитания: ситуация свободного выбора, пример

Оборудование: Подставка для коллективной композиции, пластилин, стеки, доски для лепки.

Учебно-методический комплекс: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. /Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 352с.

Ход совместной образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивационный

Беседа Эмоциональное стимулирование Пояснение

-Ребята, а вы летом были на даче? Кого вы там видели? (Ответ детей)

А кто еще может жить на даче, в деревне? (Ответ детей)

Ребята, я вам прочитаю загадку, а вы должны отгадать про кого идёт речь:

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет.

-Правильно, это петушок.

Воспитатель вывешивает картинку с изображением петуха. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности внешнего вида петуха.

-Как поет петушок? (ответы детей).

-А кого зовет петушок? Как вы думаете? (ответы детей).

Зёрнышки она клюёт.
Яйца вкусные несёт.
Слышно на всю улицу
Как кудахчет…
(Курица)

-Верно, это курица.

Воспитатель вывешивает картинку с изображением курицы. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности внешнего вида курицы.

-Как разговаривает курочка? (ответы детей).

У кого из деток птичьих

Голосок так тонок?

Раньше был желток яичный,

А теперь (Цыпленок)

Воспитатель размещает на доске картинку с изображением цыплёнка. Рассматривает вместе с детьми картинку, выделяя особенности его внешнего вида.

Дети смотивированы, принимают внутреннюю позицию к предстоящей деятельности.

2. Актуализация

предстоящей

деятельности

Задачи: Развивать

Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:

— Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!

Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.

Дети взаимодействуют с воспитателем, вступают в диалог.

Дети принимают замысел.

2.1 Восприятие

Задачи: формировать

Беседа. Демонстрация Объяснительно- иллюстративные

Воспитатель предлагает детям рассмотреть изображения с петушком, цыплятами и курами- и определить, каким способом её лучше слепить.

Сотрудничают с воспитателем, вступают в диалог

Дети проявляют познавательный интерес, у детей продолжает развиваться наблюдательность

2.2 Совместное

планирование

способов действий

Учить лепить петушка, кур и цыплят. Учить создавать коллективными усилиями несложную сцену из вылепленных фигур.

- Ребята, а что нам понадобится для того что бы слепить петушка, кур и цыплят? (Ответ детей)

-Да, нам понадобится пластилин, стека

- Молодцы, что нам еще понадобится?

-Ребята, а какого цвета бывают петушки, куры и цыплята? (Ответ детей)

-А вы знаете как нужно лепить петушка, цыплят и кур? (Ответ детей)

-Давайте с вами решим, кто кого будет лепить.

Кто хочет слепить петушка? Курочек? Цыплят? (Ответ детей)

Сотрудничают с воспитателем

У детей хорошо совершенствованы умения в лепки петушка, кур и цыплят. Умеют создавать коллективными усилиями несложную сцену из вылепленных фигур.

3. Смена видов

деятельности

Задачи: снять

Ребята, перед тем как нам начать лепить, давайте разомнем наши пальчики:

Что ты рано встаешь,

Что ты звонко поёшь,

Деткам спать не даёшь?

(Выполняют движения за воспитателем)

Повторяют за воспитателем

Дети расслаблены, отдохнули. Готовы к дальнейшей деятельности.

воспроизведение

способов действий

пространственные представления. Развивать творческое

Воспитатель предлагает вспомнить, что они будут лепить.

-Ребята, а давайте вспомним что мы сегодня будем делать? (Ответ детей)

- А чем мы будем лепить? (ответ детей)

Дети проговаривают план действия, способы выполнения задания

У детей развито пространственные представления. Развито творческое воображение,

5.Практическое

способов действий.

Закреплять умения лепить цыплят, петушка и курочек.

Закреплять умение доводить начатое дело до конца, проявлять самостоятельность, аккуратность и ответственность.

Формировать умение соблюдать последовательность действий.

Разомнем пластилин желтого цвета и скатаем шарик немного сузив его с одного края, это будет туловище петушка. Затем из пластилин красного цвета нужно скатать три небольших шарика, это будет гребешок петушка. После берем пластилин белого и черного цвета хорошенько мнем их, нужно скатать два небольших шарика белого цвета и два маленьких шарика черного цвета, далее соединяем их как показано на фото, это глаза петушка. Далее из пластилина красного цвета раскатываем небольшую колбаску, согнув колбаску пополам прикрепляем ее к между глаз, клюв готов. Из пластилина зеленого цвета раскатываем две колбаски , затем сплющиваем их, крылья петушка готовы. Затем из пластилина желтого, красного и зеленого цвета раскатываем колбаски разных размеров, соединяем их с одного края, хвост петушка готов. Теперь из пластилина оранжевого цвета раскатаем две колбаски и один край немного нужно сплющить, далее берем стек и оформляем лапки петушка.

Петушок из пластилина готов!

Чтобы сделать тело упитанной курочки, скатайте черный шарик. Прикрепите к шарику узкую шею. На верхний конец шеи налепите маленький шарик-голову. Сделайте крылышки. Их форма должна напоминать плоскую капельку. Стекой нарисуйте множество продольных полосок. Прикрепите крылышки к туловищу. Хоть курица и не умеет летать, но крылья у нее есть, как и у любой другой птицы. Из множества серых шариков вытяните тонкие палочки, а затем, придавливая их пальцем и обрабатывая стекой, сделайте перья для хвоста. Соберите пучок. Прикрепите полученный веер в качестве хвоста. Сделайте маленький клюв, гребешок, прикрепите к голове, а также не забудьте добавить маленькие глазки. И последняя часть тела курочки – лапки. Нужны небольшие кусочки пластилин и прикрепите их к туловищу. Вот такая смешная курица получилась. Теперь самое время создать желтые комочки. Это будут цыплята, а курица превратится в наседку.
3. Цыплята

Лепим два шара (голову и туловище), соединяем. Прикрепляем крылышки, оформляем голову (глаза, клюв). Присоединяем ножки из зубочисток.

Дети повторяют за воспитателем

Дети умеют лепить петушка, курочек и цыплят

Дети умеют доводить начатое дело до конца, проявляют самостоятельность, аккуратность и ответственность.

Умеют соблюдать последовательность действий.

6. Анализ работ продуктов действия детских работ

Самооценка результатов деятельности

Воспитатель возвращается к поставленной задаче, мотиву, игровой ситуации и предлагает детям расположить свои работы на подставку:

-Ребята, посмотрите какие у нас получились петушки, курочки и цыплята. Давайте их поставим на одну общую подставку, это будет их полянка, где они будут клевать зёрнышко.

-У всех очень хорошо получилось слепить петушка, курочку и цыплят, они такие красивые.

-А какие работы вам понравились больше всего? (Ответ детей)

Дети слушают, вступают в диалог, совместно с воспитателем подводят итог.

Анализируют работы друг друга, объясняют выбор.

Дети умеют сравнивать свою работу с образцом.

Умеют коллективно обдумывать. расположение птиц на подставке.

7. Открытость.

Воспитатель побуждает к "продолжению" деятельности, обсуждает, высказывает предположение.

-Ребята, а что мы сегодня делали? (Ответ детей)

- Теперь вы можете сами порисовать петушков, курочек и цыплят на лужайке.

Иллюстрация к рассказу Петушок с семьёй

Согласно ФГОС, тематика уроков лепки повторяется ежегодно, но отличается уровнем сложности приёмов для изготовления поделки. Дети 6–7 лет:

Петушок на стоге сена, куры и цыплята вокруг

Дети подготовительной группы учатся передавать сюжет в позах и движениях фигурок

Петушок у еловой ветки

Используя те или иные оттенки пластилина, дети должны опираться на знакомый образ: сказочный или реальный

Для воплощения темы используется сюжетная лепка. Однако и другие виды также подключаются в работу.

Сюжетная лепка

Объединение птичек, вылепленных в предметной технике, в общую мизансцену позволяет разрабатывать целые сюжеты, где фигурки представлены не только в статике, но и в динамике, то есть с расправленными для полёта крыльями, с наклонённой головой, вытянутой шеей и пр.

Петушок с курицей и тремя цыплятами

Для сюжетов дети лепят фигурки с поворотом головы, разным положением крыльев

Предметная лепка

Дети передают образ петуха, курочки и цыплят максимально точно, ориентируясь на картинку или на собственные представления о птице. Затем отдельные фигурки соединяются в общую композицию. В этом виде лепки дети активно подключают использование стеки, палочек для придания фактурности крыльям, то есть делают образ реалистичным.

Жёлто-красный петушок

Предметная лепка предполагает создание отдельных фигурок, которые затем объединяются в общую композицию, то есть сюжет

Глиняные филимоновские петушки

Декоративная лепка в подготовительной группе подразумевает роспись глиняных основ, то есть очень трудоёмкий процесс, поэтому такой вид лепки обычно обыгрывается на кружковых занятиях

Пластилинография

Петушок с семьёй на основе, замазанной пластилином

В композициях для лепки пластилинография используется для оформления основы

Техники лепки

Скульптурная (пластичная)

Фигурка создаётся из одного куска пластилина при помощи вытягивания, заглаживания или прищипывания элементов. Дети 6–7 лет отрабатывают точность манипуляций с пластилином, стараясь делать детали максимально натуралистичными: заострённый клюв, тонкий хохолок, вытянутая шея, плавно переходящая в туловище, когти на лапах и пр.

Розовый петушок

Скульптурная лепка в подготовительной группе усложняется активным использованием стеки для придания фактурности образу

Конструктивная лепка

Особый акцент делается на точность выполнения сглаживания, примазывания элементов.

Схема лепки петушка с синим туловищем

В конструктивной лепке сначала готовятся все детали, а потом из них собирается цельная фигурка

Комбинированная техника

Совмещение скульптурной и конструктивной лепки называется комбинированной техникой. К примеру, скульптурным способом из одного кусочка пластилина овальной формы делается туловище и из него вытягивается шея с головой. А крылья, лапки, хвост, гребешок и борода прилепливаются из отдельно вылепленных элементов, сделанных в конструктивной технике.

Петушок и семья клюют зёрнышки

В комбинированной технике дети обычно делают скульптурными туловище и голову

Модульная техника

Петушки клюют зёрнышки

В данной композиции модулями являются петушки, которые были объединены в один сюжет: птицы клюют зерно

Лепка по форме

Цыплёнок из киндер-сюрприза

Цыплята по форме знакомы детям со средней группы, в подготовительной поделку усложняют использованием дополнительных материалов — готовыми глазками, которые нужно аккуратно и симметрично наклеить

Создание основы

Материалы для лепки

Дети лепят петушков, один ребёнок украшает хвост настоящими перьями

Натуральные перья для украшения хвоста можно предварительно покрасить красками

Инструменты для лепки

Организуя рабочее пространство для лепки, нужно обеспечить наличие:

  • каркасов — палочек разной длины/толщины (или зубочисток) для крепежей деталей или несущих конструкций;
  • стеки (заострённых и закруглённых);
  • специальной доски или ковриков для работы.

Варианты реализации темы в образовательном процессе

При этом создание поделки может соотноситься с тематикой других учебно-воспитательных курсов. Например, знакомство с народными промыслами на занятиях по ознакомлению с окружающей средой реализуется в январе лепкой филимоновского петушка, а весной по этой же технологии дети могут лепить петушка с его семью в рамках выполнения поделки по замыслу.

Мальчик и девочка лепят петушков

Лепка может быть закреплением тем по разным образовательным курсам

Формы организации и индивидуальный подход

Обычно в первой и четвёртой подгруппах оказываются ребята, проявляющие особый интерес к лепке. Им также можно дать задание подобрать дополнительный материал для украшения поделки или составить рассказ по мотивам композиции.

Коллективная лепка подразумевает распределение обязанностей и при подготовке подложки: рисунков, моделирования из природных материалов и пр

Два мальчика лепят из пластилина

Лепка может быть вариантом организации самостоятельной деятельности ребят, проявляющих интерес к этому виду изобразительной деятельности

Как мотивировать детей

Продуктивность работы дошкольников зависит от качества мотивации, которая реализуется целым рядом приёмов на вводном этапе занятия.

Читайте также: