Разоблачение хлестаковщины конспект урока
Обновлено: 20.05.2024
Тема: Хлестаков и хлестаковщина.
Тип и вид урока : личностно-ориентированный урок творческого, фило-софского обобщения с воспитательной направленностью через исследова-тельскую работу в малых группах.
3) формирование УУД и УУУ – универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи (развивающая цель).
3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать худо-жественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, об-рабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, нахо-дить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.
Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги.
Пояснение: Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности (умеют распределять роли, слаженно выполнять задачи).
Урок сопровождается презентацией.
Межпредметные связи: МХК, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).
Ход урока
1. Объявление темы, целей, задач урока, а также планирование дея-тельности через проблемный диалог (5 минут). Звучит музыка тихонько.
К нам обратилось одно детективное агентство.
А для определения болезни посмотрим видеосюжет.
Как думаете, поможем? Выясним имя социальной болезни, узнаем причины, попытаемся обезвредить?
Учитель: Разносчиком какой социальной болезни стал Хлестаков?
Да, у страха глаза велики. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков – центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант. В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…
Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные каче-ства…
Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Сегодня на уроке мы посмотрим с не-обычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явле-ние, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, о чём мы будем гово-рить?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Учитель демонстрирует следующий слайд: Хлестаков и хлестаковщина.
Учитель: Посмотрите на тему ещё раз. Хлестаков хлестаковщина?
Для того чтобы прийти к конечному пункту, необходимо проделать опре-деленный путь. Каковы его этапы?
Учащиеся высказывают свои предположения, составляется план работы: 1) дать полную характеристику Хлестакову, 2) определить, какие черты легли в основу хлестаковщины.
2. Практическая деятельность учащихся. Сегодня мы будем работать в группах.
Характеристика Хлестакова по типовому плану.
Определение проектных задач малым группам (5 уч-ся) – карточки: работа с текстом, подбор примеров, цитат, инсценировка, историческая справка. Время выполнения 5 минут.
Плюсы и минусы Хлестакова.
1. К кому обращена речь?
2. О чем говорит?
4. Характер предложений.
5. Тон речи. Как говорит?
Поступки. Развитие характера.
1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.
2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.
3. Вранье Хлестакова. Роль эпизода.
Правление Николая 1, причины возникновения Хлестаковых?
Словари В. И. Даля и Д. Н. Ушакова
От какого слова образована фамилия Хлестаков и что означает?
Инсценировка действие 3, явл. 6
5. Творческая группа
Хлестаков о женщинах.
6. Творческая группа
Осип о своём хозяине.
Во время работы групп учитель осуществляет контроль, коррекцию, при за-труднении дает дополнительную информацию, по истечении времени уч-ся дают примерные ответы.
1. Историки помогут нам погрузиться в историю.
2. Этимологи расскажут о возникновении и значении фамилия Хлестаков.
4. Отчет творческих групп от лица Хлестакова о женщинах, от лица Осипа о Хлестакове.
Сделаем вывод: Кто такой Хлестаков? Вызывает он симпатии? Что такое хлестаковщина?
Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока… Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!
Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? Какие качества легли в основу хлестаковщины? Об-суждение.
Хвастун, фантазёр Хвастовство, бахвальство, тщеславие
Глупец Безответственность, потребительство
глупость Ложь, обман, трусость
Лжец, обманщик, трус
Существуют люди, которые
лгут просто, чтобы лгать.
Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?
Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина – не исклю-чение, а социальное (общественное) явление?
Вывод (учитель) : Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?
Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!
Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка
"Большой толковый словарь современного русского языка" является полностью переработанным и существенно дополненным изданием четырехтомного "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова. Словарь содержит свыше 180 тысяч слов и словосочетани
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
хлест
ХЛЁСТ, хлёста, мн. нет, •муж. (•прост.). Действие по гл. хлестать в 1 •знач. Слышался хлёст кнутов.
II. ХЛЁСТ, в знач. сказуемого (•прост.). см. хлесть
III. ХЛЁСТ, хлёста, •муж. (•прост. •пренебр.). Хвастливый нахал и сплетник.
Хлестаковщина
хлестаковщина
хлестаковщины, мн. (пренебр.). Наглое, лживо-легкомысленное ушел. в глупую, сметную рисовку, в хлестаковщину самого последнего сорта. Боборыкин. (По Хлестакова, героя комедии Гоголя "Ревизор".)
Тема: Разоблачение Хлестакова, позор городничего.
Хлестаков и хлестаковщина.
Цель урока: совершенствовать навыки анализа эпизода и умения
делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и
художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.
Урок литературы. 8 класс.
Тема: Разоблачение Хлестакова, позор городничего.
Хлестаков и хлестаковщина.
Цель урока: совершенствовать навыки анализа эпизода и умения
делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и
художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.
Хлестаков — он везде.
Актуализация опорных знаний. Проверка знания текста.
(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
(положительный герой — смех)
4. У кого больные похожи на кузнецов, ходили в грязных колпаках?
(Артемий Филлипович Земляника, попечитель богоугодных заведений)
5. Почему Ляпкина-Тяпкина считали человеком несколько вольнодумным?
(прочитал 5-6 книг)
(об учителе истории)
Чьи это слова:
(Осип о Хлестакове)
Чей это портрет?
(жена городничего, Анна Андреевна)
Работа в группах.
— Художник Пётр Михайлович Боклевский много раз возвращался к образу Хлестакова, по-новому углубляя и заостряя характеристику героя.
На этой иллюстрации автор уделил большое внимание лицу мнимого ревизора. Хлестаков снял картуз.
Задорный хохолок, вздёрнутый носик, поднятые брови говорят о заносчивости. Глаза смотрят бессмысленно, сонно.
А скошенный лоб и вытянутые губы придают физиономии Хлестакова сходство с мордочкой обезьянки.
— Давайте вспомним, о чём ещё врёт Хлестаков?
Анализ образа Хлестакова.
— В этой сцене Хлестаков ощущает себя значимым лицом. Кто подсказал ему роль успешного чиновника?
(чиновники города Н., приняв за ревизора)
— Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?
— Что смешит нас в рассказе Хлестакова?
— Как ведут себя чиновники, слушая речи Хлестакова? Что утверждает их во мнении, что Хлестаков — важное лицо?
— Как достигается комический и сатирический эффект?
(реплики в сторону)
Словарная работа, (гротеск, гиперболы, реплики в сторону)
— Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?
— Можно ли назвать Хлестакова плутом или хитрым лгуном?
— Каковы главные черты Хлестакова?
(лживость и хвастливость)
— У психологов есть такой метод исследования: представить человека в виде какого-то предмета, чтобы подчеркнуть главное в образе.
— С чем у вас ассоциируется Хлестаков?
(человек-юла, воздушный шарик, мыльный пузырь). Образ Хлестакова — собирательный.
Работа с эпиграфом.
(хлестаковщина обозначает безудержную похвальбу, крайнюю несерьёзность, ложь, фразерство, позерство и др.)
— Есть ли такое явление в нашей жизни?
Анализ позора городничего.
— В произведении только ли комичен Хлестаков?
(комичен городничий, чиновники)
— Чем они комичны?
— Чем заканчивается всеобщий обман?
(Хлестаков уезжает с деньгами, написав письмо Тряпичкину).
События в конце действия развиваются стремительно. Герой ускользает. И как парадокс, легкомысленный и глупый, он на деле оказывается более ловким и смекалистым, чем многоопытный городничий, который всегда выходил сухим из воды.
— Как это письмо попало к городничему?
Чтение письма почтмейстером.
(до слов «городничий — глуп, как сивый
Какова реакция на письмо городничего?
Чтение монолога городничего.
Какова реакция героев пьесы?
( класс встает, изображая немую сцену).
— Что выражает немая сцена? Почему Гоголь отводил такую большую роль этой сцене?
— Означает ли прибытие настоящего ревизора, что чиновники города предстанут перед справедливым судом?
— С приездом настоящего ревизора снова появятся тревоги, нужно искать пути, чтобы скрыть свои грехи. Гоголевский гротеск: то же чувство страха, которое двигало в начале пьесы персонажами, заставило их окаменеть в конце. Финальная сцена комедии содержит в себе непримиримое отрицание мира Сквозник-Духмановских и Держиморд, справедливый приговор этому миру.
Пьесу Гоголь писал 17 лет.
(О премьере. Реакция зала.)
Пьеса поставлена впервые 19 апреля 1836г. Эпиграф автор добавил в 1842 году, что было ответом на возмущение и протест общества и критики, которые требовали запретить пьесу, исключить из репертуара театров.
— Как вы думаете теперь, каково значение эпиграфа комедии, к кому он относится? Только ли к персонажам пьесы? — Актуальна ли пьеса в наши дни?
Домашнее задание.
Подготовиться к составлению сравнительной характеристики чиновников города N. Пересмотреть пьесу, выписать необходимые, на ваш взгляд цитаты. Попробовать составить план.
Урок литературы
Тип урока: урок систематизации знаний и обобщения
ЦЕЛИ:
2.Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят.
3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, приемы – беседа и слово учителя; метод – творческого чтения, прием – инсценирование, метод – поисковый, приём – работа в группах.
Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности.
1.Организационный- (2 минуты)
Приветствует учащихся, называет тему урока
Готовятся к уроку, формулируют цели
2. Актуализация знаний (5 мин.)
Читают эпиграф, отвечают на вопросы, записывают тему урока
2 слайд презентации
3.Обобщение и систематизация знаний –( 20 мин)
Помогает сделать вывод
1 группа – рассказывает о говорящих фамилиях в комедии,
3 группа – анализирует результаты соц.опроса
4. Применение знаний и умений в новой ситуации-(7 мин.)
Предоставляет слово 5 группе
Выдвигают свои версии
4 группа – анализирует материал из критической литературы
5. Контроль усвоения, анализ ошибок (5 мин)
Анализируют работу групп
6. Рефлексия (3 мин)
Предлагает записать ответ на вопросы
7. Домашнее задание ( 3 мин.)
Записывают домашнее задание
Актуализация знаний.
Вступительные слова учителя.
( 2 слайд) Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Учитель: Так говорил Н.В. Гоголь. Ребята, как вы считаете, о ком сегодня пойдёт речь? Совершенно верно, сегодня мы с вами будем составлять полную характеристику главному герою комедии Н.В. Гоголя " Ревизор" Хлестакову. Что хотел сказать Н.В. Гоголь этими словами?
Учащийся: Хлестаковы везде, они живут в нашем обществе, вот почему имя Хлестаков превратилось в нарицательное понятие "хлестаковщина".
Учитель. Какова тема нашего урока? (Хлестаков и "хлестаковщина"). Запишите тему в тетради.
(3 слайд) Нам необходимо разобраться:
- Кто такой Хлестаков?
- Опасны ли хлестаковы для общества?
2.Обобщение и систематизация знаний.
Ученики: Портрет, поступки, оценку автора.
Учитель: Чем различаются эпические и драматические произведения? Какими же способами раскрывается характер драматического героя? Попробуем в этом разобраться. Работая в группе, вы должны заполнить таблицу, состоящую из 2-х колонок: 1-я –положительные качества Хлестакова, 2-я – отрицательные.
Вы получили различные домашние задания. Итак, слово предоставляется нашим артистам - 2 группе. Какой отрывок вы выбрали для инсценировки? Не забывайте о заполнении таблицы.
Уч-ся 2 группы (представляют монолог Осипа). Первым полную характеристику Хлестакову даёт слуга Осип. Перенесёмся мысленно в комнату гостиницы, где живёт Хлестаков, и послушаем его слугу Осипа, который рассуждает сам собой в отсутствие хозяина.
Прослушивание инсценировки ученика.(монолог Осипа).
Учитель: Поблагодарим актёра за игру. Итак, что вы отметили в своих таблицах?
«-« профинтил денежки; сидит и хвост подвернул; не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту; в картишки играет; не платит в трактире.
-Какие вопросы возникли у вас к 2 группе?
(Уч-ся задают вопросы : Чем вызван монолог Осипа?(недовольством Осипа своим хозяином. Он считает, что именно из-за легкомыслия хозяина они не могут ехать дальше и голодают)
- О каком периоде жизни Хлестакова нам поведал Осип? (Его жизни в Петербурге).
- Как относится Осип к своему хозяину? (хотя Осип и осуждает Хлестакова, но ему, как и барину, нравиться лёгкая, весёлая жизнь в Петербурге).
- С какой целью ввёл драматург этот монолог?
(Для того, чтобы мы узнали правду о жизни Хлестакова).
-Какие черты характера проявляются у героя?
( наглость, умение найти выход из любой ситуации, любитель внешних эффектов, пустой позёр).
(5 слайд – объяснение слова позер)
Словарная работа.
- Что означает слово позёр?(Это тот, кто старается произвести впечатление, своим поведением, словами, внешностью).
Учитель: Гоголь часто использует в своих произведениях говорящие фамилии. Что это такое? Слово предоставляется 1 группе, которая должна была найти в словарях материал об использовании Гоголем говорящих фамилий. И остановимся только на фамилии Хлестаков. ( Выступает 1 группа) Не забывайте фиксировать в таблице положительные и отрицательные черты характера Хлестакова.
Учитель. Но более всего, на мой взгляд, человек проявляется в действии, поступках. Как вы думаете, что является кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова ? Давайте посмотрим фрагмент фильма. Не исказил ли режиссер гоголевское видение Хлестакова?
- Какое средство художественной выразительности использует автор и с какой целью? ( гипербола, гротеск)
- Зачем человек вообще лжет, рассказывает о себе небылицы?
- Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?
- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерие, лень, наглость и т.д.).
- Как Хлестаков выдает свое истинное положение в обществе и почему чиновники этого не замечают?
Анализируя образ Хлестакова, мы заполнили таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.
“каждый день доставай билеты в кеятр”;
молодой человек лет 23-24;
одет по моде;
знаком с русской и зарубежной литературой;
умеет увлечь слушателей;
профинтил денежки”;
“сидит и хвост подвернул, не горячится”;
“кутит на батюшкины деньги”;
“продаёт всё до последней рубашки”;
“делом не занимается”;
“гуляет по прешпекту”;
не платит в трактире;
труслив;
высокомерен, нагл, груб со слугой;
преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;
придумывает небылицы;
- Почему рядом со словами Хлестакова нет ни одной ремарки (в сторону)?
Итак, кто такой Хлестаков?
Учитель: А как вы думаете, актуальна ли комедия в наши дни? 3 группа провела небольшой соц.опрос. Послушаем, что у них получилось.
(Выступает 3 группа) Делает выводы о злободневности комедии.
Я надеюсь, что вы уже не забудете образ Ивана Александровича Хлестакова.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Слово предоставляется 4 группе.
5. Контроль усвоения.
- Как вы считаете, "хлестаковщина" существует по сей день?(Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день).
С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют свою правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят все в больший испуг от речи гостя.
Враньё характеризует скудость его воображения.
Хлестаков играет роль не только ревизора, но и главнокомандующего, руководителя департамента.
Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья.
Чиновники обращают внимание на оговорки Хлестакова.
В этом фрагменте Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе.
6. Рефлексия. На столе у каждого из вас лист с незаконченными предложениями. Допишите их.
Чтобы бороться с хлестаковщиной в себе, надо……
Урок посвящен понятию "Хлестаковщина" в русской литературе. Ученики знакомятся с данным понятием, обсуждают насколько актуально это явление в наше время. Есть ли среди нас хлестаковы.
Содержимое разработки
Дата: __________ Проверено:________________________
Развивающая: свободно высказывать свои мысли, развивать навыки игры роли героев
На экране эпиграф к уроку:
Г.А Гуковский “Реализм Гоголя”
В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…
Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества…
Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Удивлены? Сегодня на уроке мы посмотрим с необычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явление, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, сформулируйте тему урока.
А сейчас посмотрим домашнее задание в вашем исполнении.
Хлестаков и другие
Хлестаков и чиновники
Хлестаков и женщины
Как относятся окружающие к Хлестакову после услышанного?
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении.
Желтая шляпа позитивная. Размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации, побудьте немного пессимистом.
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
Синяя шляпа –подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Учитель: А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?
Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина – не исключение, а социальное (общественное) явление?
А теперь самый сложный вопрос… Есть ли в вас частичка Хлестакова?
Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.
Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.
Читайте также: