Разоблачение хлестаковщины конспект урока

Обновлено: 20.05.2024

Тема: Хлестаков и хлестаковщина.

Тип и вид урока : личностно-ориентированный урок творческого, фило-софского обобщения с воспитательной направленностью через исследова-тельскую работу в малых группах.

3) формирование УУД и УУУ – универсальных учебных действий и умений, связанных с развитием речи (развивающая цель).

3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать худо-жественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, сворачивать или разворачивать, об-рабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, нахо-дить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

Оборудование: мультимедиа проектор для демонстрации иллюстраций, видеофрагмента, презентации; листы бумаги.

Пояснение: Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности (умеют распределять роли, слаженно выполнять задачи).

Урок сопровождается презентацией.

Межпредметные связи: МХК, изобразительное искусство (создание образа театральными и кинохудожниками, иллюстраторами).

Ход урока

1. Объявление темы, целей, задач урока, а также планирование дея-тельности через проблемный диалог (5 минут). Звучит музыка тихонько.

К нам обратилось одно детективное агентство.

А для определения болезни посмотрим видеосюжет.

Как думаете, поможем? Выясним имя социальной болезни, узнаем причины, попытаемся обезвредить?

Учитель: Разносчиком какой социальной болезни стал Хлестаков?

Да, у страха глаза велики. Сегодня в центре нашего внимания Хлестаков – центральный образ комедии. Автор считал его роль труднейшей, считал, что для нее нужен решительный талант. В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…

Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные каче-ства…

Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Сегодня на уроке мы посмотрим с не-обычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явле-ние, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, о чём мы будем гово-рить?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель демонстрирует следующий слайд: Хлестаков и хлестаковщина.

Учитель: Посмотрите на тему ещё раз. Хлестаков хлестаковщина?

Для того чтобы прийти к конечному пункту, необходимо проделать опре-деленный путь. Каковы его этапы?

Учащиеся высказывают свои предположения, составляется план работы: 1) дать полную характеристику Хлестакову, 2) определить, какие черты легли в основу хлестаковщины.

2. Практическая деятельность учащихся. Сегодня мы будем работать в группах.

Характеристика Хлестакова по типовому плану.

Определение проектных задач малым группам (5 уч-ся)карточки: работа с текстом, подбор примеров, цитат, инсценировка, историческая справка. Время выполнения 5 минут.

Плюсы и минусы Хлестакова.

1. К кому обращена речь?

2. О чем говорит?

4. Характер предложений.

5. Тон речи. Как говорит?

Поступки. Развитие характера.

1. Чем руководствуется Хлестаков в своих поступках.

2. Сравнить поведение Хлестакова в гостинице и в доме городничего.

3. Вранье Хлестакова. Роль эпизода.

Правление Николая 1, причины возникновения Хлестаковых?

Словари В. И. Даля и Д. Н. Ушакова

От какого слова образована фамилия Хлестаков и что означает?

Инсценировка действие 3, явл. 6

5. Творческая группа

Хлестаков о женщинах.

6. Творческая группа

Осип о своём хозяине.

Во время работы групп учитель осуществляет контроль, коррекцию, при за-труднении дает дополнительную информацию, по истечении времени уч-ся дают примерные ответы.

1. Историки помогут нам погрузиться в историю.

2. Этимологи расскажут о возникновении и значении фамилия Хлестаков.

4. Отчет творческих групп от лица Хлестакова о женщинах, от лица Осипа о Хлестакове.

Сделаем вывод: Кто такой Хлестаков? Вызывает он симпатии? Что такое хлестаковщина?

Учитель: Вот такой наш герой. Но вернемся к началу урока… Хлестаков разнообразен. В нем должно быть и положительное!

Учитель: Сопоставим положительное и отрицательное. Что преобладает? Так какой наш герой? Какие качества легли в основу хлестаковщины? Об-суждение.

Хвастун, фантазёр Хвастовство, бахвальство, тщеславие

Глупец Безответственность, потребительство

глупость Ложь, обман, трусость

Лжец, обманщик, трус

Существуют люди, которые

лгут просто, чтобы лгать.

Учитель: А есть ли такие качества в других героях? А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?

Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина – не исклю-чение, а социальное (общественное) явление?

Вывод (учитель) : Был ли полезен сегодняшний урок? Что нового вы узнали, и с каким багажом покинете этот кабинет?

Учитель: Желаю вам от него избавиться, чтобы не выглядеть так же глупо!

Д. Н. Ушаков Большой толковый словарь современного русского языка

"Большой толковый словарь современного русского языка" является полностью переработанным и существенно дополненным изданием четырехтомного "Толкового словаря русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова. Словарь содержит свыше 180 тысяч слов и словосочетани

0-9 А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

хлест

ХЛЁСТ, хлёста, мн. нет, •муж. (•прост.). Действие по гл. хлестать в 1 •знач. Слышался хлёст кнутов.

II. ХЛЁСТ, в знач. сказуемого (•прост.). см. хлесть

III. ХЛЁСТ, хлёста, •муж. (•прост. •пренебр.). Хвастливый нахал и сплетник.

Хлестаковщина

хлестаковщина

хлестаковщины, мн. (пренебр.). Наглое, лживо-легкомысленное ушел. в глупую, сметную рисовку, в хлестаковщину самого последнего сорта. Боборыкин. (По Хлестакова, героя комедии Гоголя "Ревизор".)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Разоблачение Хлестакова, позор городничего.

Хлестаков и хлестаковщина.

Цель урока: совершенствовать навыки анализа эпизода и умения

делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и

художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.

Урок литературы. 8 класс.

Тема: Разоблачение Хлестакова, позор городничего.

Хлестаков и хлестаковщина.

Цель урока: совершенствовать навыки анализа эпизода и умения

делать выводы; развивать речь учащихся, критическое мышление и умение высказывать свои суждения, воспитывать негативное отношение к порокам общества и людей.

Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстрации учащихся и

художника П. М. Боклевского, словарь к уроку: гротеск, гипербола, кульминация, реплика.

Хлестаков — он везде.

Актуализация опорных знаний. Проверка знания текста.

(На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)

(положительный герой — смех)

4. У кого больные похожи на кузнецов, ходили в грязных колпаках?

(Артемий Филлипович Земляника, попечитель богоугодных заведений)

5. Почему Ляпкина-Тяпкина считали человеком несколько вольнодумным?

(прочитал 5-6 книг)

(об учителе истории)

Чьи это слова:

(Осип о Хлестакове)

Чей это портрет?

(жена городничего, Анна Андреевна)

Работа в группах.

— Художник Пётр Михайлович Боклевский много раз возвращался к образу Хлестакова, по-новому углубляя и заостряя характеристику героя.

На этой иллюстрации автор уделил большое внимание лицу мнимого ревизора. Хлестаков снял картуз.

Задорный хохолок, вздёрнутый носик, поднятые брови говорят о заносчивости. Глаза смотрят бессмысленно, сонно.

А скошенный лоб и вытянутые губы придают физиономии Хлестакова сходство с мордочкой обезьянки.

— Давайте вспомним, о чём ещё врёт Хлестаков?

Анализ образа Хлестакова.

— В этой сцене Хлестаков ощущает себя значимым лицом. Кто подсказал ему роль успешного чиновника?

(чиновники города Н., приняв за ревизора)

— Что побуждает Хлестакова рассказывать о себе небылицы?

— Что смешит нас в рассказе Хлестакова?

— Как ведут себя чиновники, слушая речи Хлестакова? Что утверждает их во мнении, что Хлестаков — важное лицо?

— Как достигается комический и сатирический эффект?

(реплики в сторону)

Словарная работа, (гротеск, гиперболы, реплики в сторону)

— Почему у Хлестакова нет реплик в сторону?

— Можно ли назвать Хлестакова плутом или хитрым лгуном?

— Каковы главные черты Хлестакова?

(лживость и хвастливость)

— У психологов есть такой метод исследования: представить человека в виде какого-то предмета, чтобы подчеркнуть главное в образе.

— С чем у вас ассоциируется Хлестаков?

(человек-юла, воздушный шарик, мыльный пузырь). Образ Хлестакова — собирательный.

Работа с эпиграфом.

(хлестаковщина обозначает безудержную похвальбу, крайнюю несерьёзность, ложь, фразерство, позерство и др.)

— Есть ли такое явление в нашей жизни?

Анализ позора городничего.

— В произведении только ли комичен Хлестаков?

(комичен городничий, чиновники)

— Чем они комичны?

— Чем заканчивается всеобщий обман?

(Хлестаков уезжает с деньгами, написав письмо Тряпичкину).

События в конце действия развиваются стремительно. Герой ускользает. И как парадокс, легкомысленный и глупый, он на деле оказывается более ловким и смекалистым, чем многоопытный городничий, который всегда выходил сухим из воды.

— Как это письмо попало к городничему?

Чтение письма почтмейстером.

(до слов «городничий — глуп, как сивый

Какова реакция на письмо городничего?

Чтение монолога городничего.

Какова реакция героев пьесы?

( класс встает, изображая немую сцену).

— Что выражает немая сцена? Почему Гоголь отводил такую большую роль этой сцене?

— Означает ли прибытие настоящего ревизора, что чиновники города предстанут перед справедливым судом?

— С приездом настоящего ревизора снова появятся тревоги, нужно искать пути, чтобы скрыть свои грехи. Гоголевский гротеск: то же чувство страха, которое двигало в начале пьесы персонажами, заставило их окаменеть в конце. Финальная сцена комедии содержит в себе непримиримое отрицание мира Сквозник-Духмановских и Держиморд, справедливый приговор этому миру.

Пьесу Гоголь писал 17 лет.

(О премьере. Реакция зала.)

Пьеса поставлена впервые 19 апреля 1836г. Эпиграф автор добавил в 1842 году, что было ответом на возмущение и протест общества и критики, которые требовали запретить пьесу, исключить из репертуара театров.

— Как вы думаете теперь, каково значение эпиграфа комедии, к кому он относится? Только ли к персонажам пьесы? — Актуальна ли пьеса в наши дни?

Домашнее задание.

Подготовиться к составлению сравнительной характеристики чиновников города N. Пересмотреть пьесу, выписать необходимые, на ваш взгляд цитаты. Попробовать составить план.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы

Тип урока: урок систематизации знаний и обобщения

ЦЕЛИ:

2.Развивать навыки устного ответа, логическое мышление, выразительность речи, расширять словарный запас ребят.

3) работать над умением интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления, обрабатывать информацию, формулировать главное и второстепенное, находить аналогии, выстраивать понятийный аппарат.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: метод – эвристический, приемы – беседа и слово учителя; метод – творческого чтения, прием – инсценирование, метод – поисковый, приём – работа в группах.

Работа проводится в группах постоянного состава и рассчитана на учащихся, обученных подобной деятельности.

1.Организационный- (2 минуты)

Приветствует учащихся, называет тему урока

Готовятся к уроку, формулируют цели

2. Актуализация знаний (5 мин.)

Читают эпиграф, отвечают на вопросы, записывают тему урока

2 слайд презентации

3.Обобщение и систематизация знаний –( 20 мин)

Помогает сделать вывод

1 группа – рассказывает о говорящих фамилиях в комедии,

3 группа – анализирует результаты соц.опроса

4. Применение знаний и умений в новой ситуации-(7 мин.)

Предоставляет слово 5 группе

Выдвигают свои версии

4 группа – анализирует материал из критической литературы

5. Контроль усвоения, анализ ошибок (5 мин)

Анализируют работу групп

6. Рефлексия (3 мин)

Предлагает записать ответ на вопросы

7. Домашнее задание ( 3 мин.)

Записывают домашнее задание

Актуализация знаний.

Вступительные слова учителя.

( 2 слайд) Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

Учитель: Так говорил Н.В. Гоголь. Ребята, как вы считаете, о ком сегодня пойдёт речь? Совершенно верно, сегодня мы с вами будем составлять полную характеристику главному герою комедии Н.В. Гоголя " Ревизор" Хлестакову. Что хотел сказать Н.В. Гоголь этими словами?

Учащийся: Хлестаковы везде, они живут в нашем обществе, вот почему имя Хлестаков превратилось в нарицательное понятие "хлестаковщина".

Учитель. Какова тема нашего урока? (Хлестаков и "хлестаковщина"). Запишите тему в тетради.

(3 слайд) Нам необходимо разобраться:

- Кто такой Хлестаков?

- Опасны ли хлестаковы для общества?

2.Обобщение и систематизация знаний.

Ученики: Портрет, поступки, оценку автора.

Учитель: Чем различаются эпические и драматические произведения? Какими же способами раскрывается характер драматического героя? Попробуем в этом разобраться. Работая в группе, вы должны заполнить таблицу, состоящую из 2-х колонок: 1-я –положительные качества Хлестакова, 2-я – отрицательные.

Вы получили различные домашние задания. Итак, слово предоставляется нашим артистам - 2 группе. Какой отрывок вы выбрали для инсценировки? Не забывайте о заполнении таблицы.

Уч-ся 2 группы (представляют монолог Осипа). Первым полную характеристику Хлестакову даёт слуга Осип. Перенесёмся мысленно в комнату гостиницы, где живёт Хлестаков, и послушаем его слугу Осипа, который рассуждает сам собой в отсутствие хозяина.

Прослушивание инсценировки ученика.(монолог Осипа).

Учитель: Поблагодарим актёра за игру. Итак, что вы отметили в своих таблицах?

«-« профинтил денежки; сидит и хвост подвернул; не горячится; кутит на батюшкины деньги; продаёт всё до последней рубашки; делом не занимается; гуляет по прешпекту; в картишки играет; не платит в трактире.

-Какие вопросы возникли у вас к 2 группе?

(Уч-ся задают вопросы : Чем вызван монолог Осипа?(недовольством Осипа своим хозяином. Он считает, что именно из-за легкомыслия хозяина они не могут ехать дальше и голодают)

- О каком периоде жизни Хлестакова нам поведал Осип? (Его жизни в Петербурге).

- Как относится Осип к своему хозяину? (хотя Осип и осуждает Хлестакова, но ему, как и барину, нравиться лёгкая, весёлая жизнь в Петербурге).

- С какой целью ввёл драматург этот монолог?

(Для того, чтобы мы узнали правду о жизни Хлестакова).

-Какие черты характера проявляются у героя?

( наглость, умение найти выход из любой ситуации, любитель внешних эффектов, пустой позёр).

(5 слайд – объяснение слова позер)

Словарная работа.

- Что означает слово позёр?(Это тот, кто старается произвести впечатление, своим поведением, словами, внешностью).

Учитель: Гоголь часто использует в своих произведениях говорящие фамилии. Что это такое? Слово предоставляется 1 группе, которая должна была найти в словарях материал об использовании Гоголем говорящих фамилий. И остановимся только на фамилии Хлестаков. ( Выступает 1 группа) Не забывайте фиксировать в таблице положительные и отрицательные черты характера Хлестакова.

Учитель. Но более всего, на мой взгляд, человек проявляется в действии, поступках. Как вы думаете, что является кульминационным моментом в раскрытии образа Хлестакова ? Давайте посмотрим фрагмент фильма. Не исказил ли режиссер гоголевское видение Хлестакова?

- Какое средство художественной выразительности использует автор и с какой целью? ( гипербола, гротеск)

- Зачем человек вообще лжет, рассказывает о себе небылицы?

- Как вы думаете Хлестаков – положительный или отрицательный герой?

- Мы пришли к выводу, что Хлестаков – в большей степени отрицательный герой. Какие черты высмеивает автор в Хлестакове? (Лживость, трусость, высокомерие, лень, наглость и т.д.).

- Как Хлестаков выдает свое истинное положение в обществе и почему чиновники этого не замечают?

Анализируя образ Хлестакова, мы заполнили таблицу, выделяя положительное в герое и отрицательное.

каждый день доставай билеты в кеятр”;

молодой человек лет 23-24;

одет по моде;

знаком с русской и зарубежной литературой;

умеет увлечь слушателей;

профинтил денежки”;

сидит и хвост подвернул, не горячится”;

кутит на батюшкины деньги”;

продаёт всё до последней рубашки”;

делом не занимается”;

гуляет по прешпекту”;

не платит в трактире;

труслив;

высокомерен, нагл, груб со слугой;

преувеличивает, сочиняет, врёт о своей жизни и службе в столице;

придумывает небылицы;

- Почему рядом со словами Хлестакова нет ни одной ремарки (в сторону)?

Итак, кто такой Хлестаков?

Учитель: А как вы думаете, актуальна ли комедия в наши дни? 3 группа провела небольшой соц.опрос. Послушаем, что у них получилось.

(Выступает 3 группа) Делает выводы о злободневности комедии.

Я надеюсь, что вы уже не забудете образ Ивана Александровича Хлестакова.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Слово предоставляется 4 группе.

5. Контроль усвоения.

- Как вы считаете, "хлестаковщина" существует по сей день?(Замечательно, мы пришли к выводу, что “хлестаковщина” существует и по сей день).

С одной стороны, россказни Ивана Александровича постепенно теряют свою правдоподобность; с другой стороны, слушатели приходят все в больший испуг от речи гостя.

Враньё характеризует скудость его воображения.

Хлестаков играет роль не только ревизора, но и главнокомандующего, руководителя департамента.

Хлестакова трудно поймать на лжи в силу непреднамеренности его вранья.

Чиновники обращают внимание на оговорки Хлестакова.

В этом фрагменте Хлестаков выдаёт своё истинное положение в обществе.

6. Рефлексия. На столе у каждого из вас лист с незаконченными предложениями. Допишите их.

Чтобы бороться с хлестаковщиной в себе, надо……


Урок посвящен понятию "Хлестаковщина" в русской литературе. Ученики знакомятся с данным понятием, обсуждают насколько актуально это явление в наше время. Есть ли среди нас хлестаковы.

Содержимое разработки

Дата: __________ Проверено:________________________

Развивающая: свободно высказывать свои мысли, развивать навыки игры роли героев

На экране эпиграф к уроку:

Г.А Гуковский “Реализм Гоголя”

В чём же сложность этого образа, характера? Попробуем разобраться…

Учащиеся: Разноплановый, разнообразный, сочетающий различные качества…

Учитель: Верно. Разные качества. И отрицательные, и… положительные. Да, в Хлестакове есть и такие черты. Удивлены? Сегодня на уроке мы посмотрим с необычной стороны не только на главного героя комедии, но и на целое явление, получившее его имя. Это хлестаковщина. Итак, сформулируйте тему урока.

А сейчас посмотрим домашнее задание в вашем исполнении.

Хлестаков и другие

Хлестаков и чиновники

Хлестаков и женщины

Как относятся окружающие к Хлестакову после услышанного?

Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении.

Желтая шляпа позитивная. Размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.

Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации, побудьте немного пессимистом.

Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.

Синяя шляпа –подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

Учитель: А в наше время они встречаются? Знаете ли вы подобных людей?

Да, безусловно, Хлестаков не одинок… Значит, хлестаковщина – не исключение, а социальное (общественное) явление?

А теперь самый сложный вопрос… Есть ли в вас частичка Хлестакова?

Рефлексивный прием, способствующий развитию умения осмысливать свой опыт и давать личностную оценку проживаемому опыту.

Учитель называет ключевое слово. как правило, оно тесно связано с темой урока. В течение 1 минуты учащимся необходимо непрерывно записывать свои мысли, которые "приходят в голову" и связаны с заданным словом. По истечении времени. Ученики читают записи про себя. Затем мысленно отвечают на следующие вопросы.

Читайте также: