Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука конспект урока 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия; учить делать выводы и обобщения.

личностные: развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

по источнику знаний : словесные, практические, наглядные;

по уровню познавательной активности: частично - поисковый;

по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование: фишки для моделирования; карточки для парной и групповой работы.

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивный тест, интерактивная доска.

Раздаточный материал: карточки для работы в группах, в парах.

Цели:

- в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 113 КБ

Предварительный просмотр:

Ревенкова Татьяна Анатольевна , учитель начальных классов

Урок русского языка, УМК система Л.В. Занкова

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока : Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука на конце слова.

Тип урока : изучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, интерактивный тест, интерактивная доска.

Раздаточный материал : карточки для работы в группах, в парах.

- в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

- учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

- ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

– использовать простые речевые средства;

- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; - отвечать на вопросы учителя.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

  • уточнение представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме;
  • совершенствование умения обозначать мягкость согласных на письме.

2. Развивающая: развивать мышление и умение частично- поисковой познавательной деятельности.

3. Воспитательная: воспитывать самостоятельность, способность к напряженному умственному труду, аккуратность, культуру умственного труда.

Ход урока

1. Мотивация.

Возбудить интерес к уроку, создать эмоциональный настрой.

Учебный материал с указанием заданий:

- Какой у нас начинается урок?

- Что мы делаем на уроке русского языка?

- Хотите стать грамотными?

(Дети дают ответы.)

2. Актуализация.

  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного восприятия и усвоения новых знаний.
  • Создать проблемную ситуацию и создать учебную проблему.
  • Учить мыслить, анализировать.
  • Повторить гласные буквы, которые на письме обозначают мягкость согласного.
  • Повторить словарные слова.
  • Сформулировать тему и поставить цели.

1) Повторение знаний об обозначении мягкости и твердости, согласных на письме гласными буквами.

(Дети анализируют, дают ответы, пишут.)

На доске написаны буквы:

- Какое общее свойство у этих букв? (Обозначать мягкость согласного звука.)

- Все ли гласные буквы обозначающие мягкость согласного перечислены? (Нет буквы Я.)

- Найдите среди букв лишнюю букву, и докажите почему она лишняя? (Буква ь – звука не обозначает.)

- Чем мы будем заниматься на уроке?

2.1. Этап целеполагания.

1) Сформулируйте тему урока.

(Учащиеся формулируют тему и ставят перед собой цели.)

(Мы обобщим наши знания и выведем новое орфографическое правило о значении ь.)

- Чему мы должны научиться?

2) Минутка чистописания.

- Определить порядок написания букв в данной цепочке и написать в данной закономерности.

(Оценивают свою деятельность на полях.)

- Проверка минутки чистописания. Самооценка.

3) Словарно-орфографическая работа.

(Учащиеся работают с сигнальными карточками.)

- Какую букву вставите в слова? (Слова на карточках.)

- Запишите слова, разделив их на слоги.

- Чем похожи все эти слова?

- Назовите буквы обозначающие мягкий согласный звук?

- Какая буква лишняя и почему?

- Почему остальные звуки стали мягкими?

- Где стоят мягкие согласные в этих словах в середине или на конце?

4) Создание проблемной ситуации.

- Как вы думаете. А на конце слов бывают мягкие согласные звуки?

3. Усвоение нового способа действия.

Создать условия для самостоятельной поисковой деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

1) Постановка проблемы в виде проблемного задания и ее решение (2 уровня проблемности).

- Придумайте слова с мягким согласным на конце слов и запишите их. Выведите правило о том, как обозначается мягкость согласного звука на конце слова.

(Дети записывают на листочках слова и правило.)

- Спишите слова и выведите по этим словам правило. Докончите запись правила на листочке.

(Дети читают правило. Самооценка на листочке.)

2) Проверка выдвинутой гипотезы (правила) по учебнику стр. 68.

4. Формирование умений и навыков.

  1. Организовать проверку на практике выдвинутого правила.
  2. Учить применять полученные знания на практике.

1) Проверьте, правильно ли выполнено задание, выписать односложные слова с мягким знаком на конце:

(Дети проверяют и доказывают, выполняют фонетический разбор.)

- Почему слово олень лишнее? Сделайте фонетический разбор слова.

- Что общего у всех слов?

- Как на письме обозначают мягкость согласного звука?

(Работа в тетради.)

2) Выполнение упр.146.

3) Выполнение упр.148 по вариантам:

1 вариант: 1,2 предложение.

2 вариант: 3, 4 предложение.

(Дети формулируют задание: можно вставить в словах, где нужно ь, разделить слова на две группы с мягким знаком на конце и без него. Выполняют. Делают взаимопроверку.)

- Проверка. Найти в тексте слова, где звуков меньше чем букв.

4) Посмотрите на доску и сформулируйте задание (на доске написаны слова: портфел?, куст?, ворот?,вратар ?,корабл?, звер?, пенал?, лист?.)

- Выполните эти задания.

5. Диагностика.

Выявить уровень усвоения новых знаний.

(Дети пишут: ь -ь -ь-.)

Диктую слова: гусь, стол, цель, суп, роль, сом.

- Найдите закономерность в придумывании слов и устно в данной закономерности придумайте слова.

(Дети придумывают слова по цепочке (следующее слово должно быть с мягким знаком на конце.)

- Самопроверка графического диктанта. Самооценка на полях.

- Придумайте и запишите слова на новое правило.

- Взаимопроверка и взаимооценка.

6. Домашнее задание.

Закрепить полученные знания.

1 уровень – стр.68 упр.149.

2 уровень – подобрать и записать 10 слов на изученное правило.

3 уровень – составить текст, используя слова день, пень, лень, портфель и записать его.

Всем: правило стр. 68.

(Дети записывают задание.)

7. Рефлексия. Эмоциональная.

Узнать о качестве проведенного урока.

- Если понравился урок пусть мигнет зеленый глазок светофора, если нет , то красный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: сформировать понимание постановки мягкого знака на конце слова для обозначения мягкости согласного звука.

Задачи:

1.Образовательная: создать условия для развития представлений учащихся о способах обозначения мягкости согласных звуков на письме; создать условия для совершенствования умений обозначать мягкость согласных звуков на конце слова.

2. Развивающая: создать условия для формирования компонентов УД; развивать умения сотрудничества, мыслительные операции: анализ, сравнение, наблюдение, обобщение.

3.Воспитательная: развивать самостоятельность, аккуратность, культуру умственного труда.

Оборудование: презентация, карточки для планирования УД, карточки для работы в парах, Незнайка.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Проверьте готовность к уроку.

-Поздоровайтесь с нашими гостями.

-Какой урок начинается?

-Чему мы учимся на уроках русского языка?

(стремимся стать грамотными)

Мягкий голос, мягкий шаг

На доске написана буква: ь

-Что знаете об этой букве?

-Напишите красиво и аккуратно в свою тетрадь.

4.Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

-К нам в гости пришёл Незнайка. Он просит вашей помощи. Незнайка записал предложение, но никто не понял, что он хотел сообщить он.

Во дворе лежат дрова и угол.

-Прочитайте предложение. Понятно ли оно вам?

-Что же хотел сообщить Незнайка?

-Почему не удалось? (не знает, для чего нужен ь, какова его работа, не умеет обозначать мягкость согласного звука).

-А вы знаете, как можно обозначить мягкость предшествующего согласного? (с помощью гласных букв е, ё, ю, и, я и буквой ь.)

-А у вас бывают подобные ошибки? Испытываете ли вы трудности в написании слов с ь? Попробуем помочь Незнайке и себе?

- Подумайте, какова будет тема урока. Посмотрим в учебнике (с. 85).

5.Постановка УЗ. Планирование УД.

-Что нам нужно выяснить? (какую работу выполняет ь, когда он пишется в словах)

-Для чего это нужно?

-Чему будете учиться на уроке? (различать, когда на конце слова нужен ь, а когда нет; писать слова с ь ).

-Основные задачи я вынесла на доску.

УЗ : Выяснить работу буквы ь,учиться писать слова с ь на конце.

Читайте также: