Конспект урока по технологии вязание крючком 4 класс

Обновлено: 02.07.2024

1 ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ Урок технологии в 4 классе Автор: учитель начальных классов, Гусева Е.Г.

2 После зимних праздников для мастеров и рукодельниц наступает время неторопливой, усердной работы.

3 Мастерство давало человеку достоинство и приносило уважение окружающих. Народ смеялся над теми мужчинами, которые не умели плотничать, так же, как и над женщинами, которые плохо пряли, не умели ни ткать, ни вышивать, ни плести кружева.

4 Продолжи высказывание Секрет любого мастерства – это… терпение и трудолюбие

6 История возникновения вязания крючком берёт начало на Земле – шумерской. Произошло это примерно 5 тысяч лет назад. В одной из гробниц фараонов был найден детский вязаный носок.

7 Вязание крючком Вязание – один из старинных видов рукоделия. Когда-то оно было чисто мужским занятием, но постепенно перешло в женские руки. Работа требует внимания и аккуратности.

8 Для работы : нитки ( лучше всего шерстяные); крючок ( должен быть в 2 раза толще нити)

9 ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ 1.Сделаем ближе к концу нити небольшую петельку и придержим ее левой рукой. Нить лежит на указательном пальце. В правую руку возьмем крючок, как карандаш.

11 ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ 2. Захватим крючком нитку снизу, протянем ее в петлю на крючке. У нас получилась начальная петля (воздушная). Подтянем нитку, чтобы затянуть петлю потуже.

13 ПРИЁМЫ ВЯЗАНИЯ 3.Теперь можем вязать цепочку из таких воздушных петель. Для этого каждый раз подхватываем крючком нитку на указательном пальце и протягиваем ее в петлю на крючке. Старайся, чтобы все петли были одинаковыми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Здравствуйте ребята, меня зовут Галина Олеговна и урок технологии проведу у вас я!

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одним видом рукоделия – вязанием крючком, являющимся традиционным в любой стране мира.

= Давайте обратимся к истории вязания, этого вида декоративного искусства

+ еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязанную детскую туфлю. в Европу вязание проникло через египетских христиан. Они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязанные изделия, которые привлекали всеобщее внимание. Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Вязанные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах.
- И в наше время вы часто встречаете в своей жизни вещи, связанные крючком. Это и скатерти, и блузы, платья, жакеты, шали и многие другие вещи.
(демонстрация вещей, связанных крючком: салфетки, прихватки, грелки на чайник, шали, топы, блузки и др.)

- Видели ли вы когда нибудь, как вяжут крючком?
- Скажите, а сами вы вязали, когда нибудь крючком?

- А что нам нужно чтобы научиться вязать крючком?

- А можно ли по внешнему виду вещи определить, что она связана крючком?

- Какие материалы и инструменты используются при вязании крючком?

- Ребята, вязать можно из любых ниток: шерстяных и шелковых, хлопчатобумажных и льняных, синтетических и искусственных. Кроме того, если в пряжу добавить вискозные и акриловые нити, то они придадут ей золотистый или серебристый эффект.

-У вас на столах лежат различные вязальные крючки. Давайте их внимательно рассмотрим и определим составные части:

- Скажите какие правила безопасности мы должны соблюдать при работе с инструментами?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Ознакомиться с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями, научиться выполнять начальную петлю и цепочку из воздушных петель.

Задачи урока:

  • ознакомить обучающихся с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с условными обозначениями.
  • научить вязать основные виды петель: начальная петля, воздушная петля, цепочка из воздушных петель;
  • развивать мелкие мышцы рук при выполнении упражнений по вязанию крючком;
  • воспитывать внимательность, аккуратность и усидчивость.

Методическое оснащение: рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы объектов труда, карточки задания.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия: образцы готовых изделий связанных крючком, журналы по вязанию крючком, таблица условных обозначений основных видов петель, инструкционные карты.

Материалы и инструменты: крючок, пряжа

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель.

I. Организационный момент 5 мин

  • приветствие,
  • проверка готовности учащихся к уроку.

Пословицы на доске

Вхождение в тему.

Красота

Руки, радость

Юбка

Человек

Отдых

Кружево

В течении урока я вас буду оценивать, за каждый правильный ответ я вам буду давать один стикер и + практическая работа (макс 3 стик)

II. Основная часть 5 мин

Сегодня на уроке вы познакомитесь с инструментами и материалами, необходимыми для вязания крючком; с названием петель и их схематичном изображении, в практической части освоите выполнение начальной петли, воздушной, цепочки из воздушных петель. Но прежде, чем приступить к изучению темы, вспомним, какие правила мы должны помнить, когда работаем с крючком.

Охрана труда

1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2.Не делать во время работы резких движений рукой с крючком, можно поранить сидящего рядом.

3. Крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми крючками— они портят пряжу, нитки.

5. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

Санитарно-гигиенические требования

1. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.

2. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

3. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

4.Через каждые 15-20 мин. делайте перерыв на 2-3 мин., сделайте несколько круговых движений головой (чтобы размять мышцы шеи).

III. Изложение нового материала (показ готовых изделий) 10 мин

Вязание – один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства.

Вязание крючком – вид рукоделия, известный во всех странах. Связать крючком можно различные вещи: свитера, шапки, а также различные ажурные салфетки.
Связанная своими руками вещь неповторима и более доступна по цене, чем готовое изделие, и может выразить неповторимость и индивидуальность человека.
Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

- Для этого что нам потребуются? нитки и крючок.

- Какие нитки используют для вязания крючком? Качество вязаного изделия зависит от ниток, из которых оно выполнено. Нитки должны соответствовать назначению изделия, его фасону, стилю и т. п. Для вязания крючком применяют шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные и синтетические нити.

Для вязания крючком лучшими нитками считаются: хлопчатобумажные и шерстяные нитки.

- Как вы думаете как можно определить вид пряжи?

Определить вид пряжи можно путём сжигания ее. Шерстяные нитки горят медленно, спекаются в обуглившийся комочек, при этом издавая запах жженого рога; хлопчатобумажные нитки горят без пламени, быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел; синтетические нитки не горят, они плавятся как свечи.

Инструменты:

Умение правильно выбрать инструмент для работы - это залог успеха в работе настоящего мастера. Правильный выбор крючка, а также ниток используемых для вязания, имеет огромное значение. От правильного выбора инструмента во многом зависит качество вязаных изделий, а также - производительность нашего труда. Поэтому к подбору инструмента, необходимо подходить не менее тщательно, чем к подбору материалов для вязания.

Крючки бывают разные - металлические, деревянные, костяные, пластмассовые. Также они бывают различной толщины. Толщину крючка обозначают номером: чем больше цифра, тем толще крючок. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки. Чем толще пряжа, тем толще должен быть крючок.

Большим крючком и толстыми нитками – свитера и шапочки

Маленьким крючком и тонкими нитками – изящные изделия, похожие на плетеные кружева салфетки, манжеты, ажурные воротнички. - Теперь давайте рассмотрим крючок

1 – головка крючка;

3 –плоская площадка, № крючка

Положение крючка в руке

Как держать крючок.

Крючок можно держать двумя способами

  • либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);
  • либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).

Основные виды петель

В основе вязания всех видов узоров лежат несколько элементов:

Записать на доске. запись в тетр.

  • образование воздушной петли (цепочка воздушных петель); (возд.п. - )
  • полустолбики; (полуст.- )
  • столбики без накида; (ст.б/н - )
  • столбики с накидом. (ст с/н - )

- Как вы думаете для чего нам нужны условные обозначения?

- для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком.

Начальная петля. Любая работа по вязанию начинается с образования первоначальной петли. На расстоянии 15 см от края нити делают петлю, в которую вводят крючок, захватывают рабочую нить и протягивают ее через петлю.

Воздушная петля составляет основу вязания, используется для поворота вязания. Применяется в ажурном вязании. Крючок держат в правой руке и захватывают нить с пальца, накидывают на крючок, затем протягивают нить через петлю на крючке.

Цепочка воздушных петель – основа первого ряда. Получается путем повторения первой воздушной петли несколько раз. При подсчете петель петля на крючке не включаются в счет. Цепочка из воздушных петель образует основу для вязания первого ряда, но она не считается за ряд.

  1. От чего зависит качество вязанных изделий?
  2. Какое должно быть соотношение крючка и нити?
  3. Какие нити используют при вязании крючком?
  4. Что такое начальная петля?
  5. Как мы можем определить где хлопчатобумажная, шерстяная, и синтетическая пряжа?
  6. Как нужно держать крючок?
  7. Что означает номер крючка?

Условие игры: Вы вытягиваете один лепесток, на котором нарисовано условное обозначение. Этот лепесток вы должны приложить к правильному ответу, который написан на нашем цветке на доске. А мы все вместе будем проверять.

Задание: cвязать цепочку воздушных петель длиной 30 см

Проверка и оценка выполненной работы. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.

V. Итог урока (5 мин)

Что нового узнали?

Были ли трудности?

Рефлексия

(Яблоня, яблоки, листья, цветы.)

- Урок у нас заканчивается. За это время выросло удивительное дерево, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего урока.

Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки.

Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы.

Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист.


На уроке девочки познакомятся с историей вязания крючком. А также познакомятся с некоторыми видами петель. Узнают что такое схема и как ее читать.

Содержимое разработки


ГУ сш им. С. Серикова с пришкольным интернатом

Конспект урока по технологии на тему : «Вязание крючком . Основные

Подготовила и провела :

Садовская Р.И.

Учитель технологии

ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ – 7 класс

ТЕМА: Вязание крючком . Основные виды петель .

-Познакомить учащихся с новым видом рукоделия – вязанием крючком, инструментами и материалами, используемыми при вязании, правилами подготовки пряжи к вязанию;

-Учить приемам вязания крючком основных видов петель, читать схемы вязания;

-Развивать координацию движений;

-Содействовать воспитанию художественного вкуса.

Оборудование: образцы готовых изделий, связанных крючком, набор крючков из различных материалов, различные виды пряжи, таблицы с рисунками основных видов петель, таблица условных обозначений основных видов петель. Образцы схем различных изделий.

Словарь: начальная петля, воздушная петля, цепочка воздушных петель, соединительный столбик, столбик без накида, полустолбик с накидом, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, столбик с тремя накидами.

ХОД УРОКА

I.Организация урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II.Знакомство с новым материалом.

Вот клубок , а вот крючок.

Взяли мы на наш урок.

Для чего они нужны?

В рукоделии – важны!

Будем петли мы вязать,

Чтоб узоры составлять

И поделки оформлять.

Слайд 1. Выставка различных поделок , изделий , сувениров связанных крючком.

Вот прихватка , вот салфетка ,

Вот игрушка и подушка,

И ажурный полувер.

Все предметы разные.

- Вы , девочки, наверно догадались, наш урок будет посвящён вязанию крючком. Это очень популярный вид рукоделия , который и в наше время привлекает внимание девушек , женщин , бабушек.

- А какие виды рукоделия , вы ещё знаете ? (вышивка, макраме, вязание спицами , квилинг и т.д.)

- Вязание крючком не менее интересно чем остальные виды рукоделия.

Слайд 2. История вязания.

Ученица 1. Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает. Но известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры, что люди владели техникой вязания в древнейшие времена.

В Египте в одной из гробниц археологи обнаружили вязаную детскую туфлю. Как установили ученые – египтологи, находка эта относится к третьему тысячелетию до нашей эры.

А уже в начале нашей эры техника вязания и принципы составления узоров находились на очень высоком уровне.

Например, в древнем Евфрате были обнаружены превосходные образцы арабских вязаных изделий.

В одном из районов старого Каира в Египте найдено удивительно красивое многоцветное шелковое изделие.

В Египте сохранились экземпляры вещей IV и V веков нашей эры.

Полагают, что в Европу вязание проникло через египетских христиан – коптов. Миссионерами они бывали в Испании, Франции, Италии и Англии, часто брали с собой в странствие вязаные изделия, которые привлекали всеобщее внимание.

Ученица 2. Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом. Так, в 1612 году пражские чулочники постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься прежде всего женщины.

В 1589 году был изобретен первый вязальный станок. И казалось, что машинное вязание при дальнейшем развитии техники вытеснит ручное вязание. Однако жизнь опровергла такое предположение. Чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную, особенно крючком.

Искусство вязания крючком в начале XIX века поистине ювелирно. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, поражают трудоемкостью и мастерством.

И в наше время вы часто в своей жизни встречаете вещи, связанные крючком. Это и скатерти, блузы, платья, жакеты, шали и салфетки, различные сувениры.

Слайд 3. Виды ниток и пряжи.



Учитель. Если бы человек не создал нитки. То не появились бы в его жизни крючки, спицы, вязальные машины. А ведь разнообразие ниток, из которых вяжут, - огромно. Из ниток, тесьмы, шнуров , веревок и даже тонко порезанной ткани люди научились создавать прекрасные изделия. Вязать можно из любых ниток: шерстяных и шелковых , хлопчатобумажных и синтетических , льняных и искусственных. Как видите, разнообразие ниток и пряжи велико. Но важно правильно определить , что лучше всего подходит для вашего изделия.

Качество ниток для него тоже не имеет особого значения: шерс­тяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или на­резанные полоски ткани - все годится для вязания неприхотли­вым простаком.

Самое удивительное, что даже из некачественных ниток полотно, связанное крючком, как правило, прочное, плотное и почти не растягивается.

Хлопок – нитки, разнообразные по цвету и качеству. Используются для вязания любых узоров и видов изделий.

Лен – очень прочные, чаще неотбеленные нитки. Применяются для изготовления декоративных изделий.

Шерстяная пряжа – натуральный материал. Хорошо сохраняет тепло, применяется для гладких, рельефных и многоцветных узоров.

Блестящая пряжа – вискозные или акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают серебристый или золотистый эффект.

Фасонная пряжа изготовлена по особой технологии с добавлением волокон, синтетических и металлизированных нитей.

Фантазийная пряжа – меланжевая пряжа из смешанных волокон с добавлением металлизированных нитей.

- А знаем ли мы что такое крючок?

- Какие они бывают и как их надо держать?

- Значит какая у нас цель?

Слайд 4. Виды крючков.



Крючки. Они бывают толстые и тонкие, длинные (30-45 см, ­для особого способа вязания, тунисского) и обычные ко­роткие (12-15 см), которыми мы будем пользоваться.

- Самая главная часть крючка - головка с бородкой. Каков диаметр головки - таков номер крючка. Если диаметр, к примеру, 3 мм, то это крючок №3.

Очень важно правильно подобрать крючок и нитки по толщине, иначе узор получится в искаженном виде. Один и тот же узор, провязанный очень тонким крючком, может получиться плотным, как войлок, а слишком толстым - прозрачным, как кружево.

Выбирая крючок для вязания, нужно помнить, что он дол­жен быть приблизительно в два раза тоньше нитки, тогда рабо­тать им легко, так как он без усилий проникает в вязаное полот­но и ловко подхватывает нитку.

Наиболее удобны крючки с плоской площадкой: за нее крю­чок держат большим и указательным пальцами, чтобы он не кру­тился в руке, а средний - располагают рядом с опущенной вниз головкой.

Подсказка. Головка крючка не должна быть слишком острой, иначе она будет ранить указательный палец левой руки. Если же го­ловка очень тупая, то она с усилием проходит в столбики и растяги­вает их. Выбирая крючок, обратите внимание на эти особенности.

А) Практическая работа.

Задание 1: подобрать для разных видов пряжи крючок соответствующего размера или к имеющемуся крючку подобрать нитки или пряжу.

Слайд 5. Положение крючка в руке .

Крючок можно держать по-разному:

- либо как карандаш (крючок лежит в руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу);

- либо как нож (крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцем).



Слайд 6. ПТБ. - При работе с крючком необходимо соблюдать ПТБ.

Необходимо, чтобы положение тела при вязании было правильным, садитесь поудобнее, откиньтесь на спинку кресла, дивана, стула.

Не вяжите лежа – это вредно для зрения.

Не вяжите по несколько часов подряд. Старайтесь работать не более 2 часов с перерывами

Не вяжите при плохом освещении. Свет должен падать слева.

Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте.

Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком – можно поранить рядом сидящего.

Слайд 7.Образование воздушной петли - цепочка воздушных петель .



Слайд 8. Соединительный столбик.


Слайд 9. Полустолбик. - Крючок вводят во вторую от начала цепочки (ряда) петлю и подхватывают с пальца рабочую нить, накидывая ее на крючок. На крючке находятся две петли. Через них протягивают нить. Получился полустолбик



Слайд 10. Столбик без накида.
Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают 1 в.п. Она называется петля подъема или петля поворота. Следующий столбик выполняют введя крючок во вторую петлю нижнего ряда.


Слайд 11 .Столбик с накидом.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают


ее через эти две петли. Получился столбик с накидом. Для выполнения следующего ряда работу поворачивают и делают 3 в.п. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду. Следующий столбик с накидом вяжут из второй петли нижнего ряда и продолжают до конца ряда.

Слайд 12. Каждая петля имеет свое условное обозначение для того, чтобы записывать и читать схемы вязания крючком .


Б) Практическая работа .

Задание 2. Учитель. Каждой петле, используемой при вязании крючком, присвоен свой символ. Это сделано для того, чтобы сделать схемы вязания различных изделий компактными и удобными для чтения.

Учитель показывает несколько схем вязания (см. рис.) и образцы изделий, выполненных по этим схемам, затем по таблице объясняет обозначение основных видов петель. Например :




13. Физкультминутка .

Слайд 14. Изучение основных видов петель .

В) Практическая работа: Еще кроме схем ведется запись выполнения образца изделия. Записать некоторые из них.

1-ый ряд : выполнение цепочки из воздушных петель

2-ой ряд : выполнение ст. б/н (след ряд нач с 3 в.п.)

3-ий ряд : выполнение ст. с/н (след ряд нач с 4 в.п.)

Оцените друг друга, воспользовавшись оценочной таблицей. (Взаимоконтроль)

Г) Практическая работа.

Задание 4 . Выполнить основные приемы вязания, ориентируясь на рисунки – схемы или запись.

Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе постановок рук, положением крючка во время работы, контролирует приемы выполнения начальной петли, воздушных петель, соединительного столбика, столбика без накида, полустолбика с накидом.

Д) Практическая работа.

III/ Итог урока. Фронтальный опрос

1. С каким новым видом рукоделия познакомились сегодня?

2. Почему, несмотря на развитие машинного производства трикотажных изделий, до сих пор сохраняется мода на изделия, связанные вручную?

3. Какие простейшие изделия для дома вы можете связать самостоятельно?

4. Какие требования безопасности труда нужно соблюдать при работе крючком?

Читайте также: