Конспект урока по теме портрет человека

Обновлено: 04.07.2024

Учить понимать эмоциональное состояние и настроение окружающих людей. Продолжать развивать умение рисовать портрет, стараясь передать особенности внешнего вида, характер и настроение конкретного человека. Развивать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств. Учить изображать эмоции человека в различных ситуациях (разбил чашку, купили куклу). Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал: листы бумаги по количеству детей с изображением лица (без бровей и губ, бумага альбомного формата для рисунков воспитателя; краски, кисти, баночки с водой, подставки, салфетки, картинки - эмоции. Запись спокойной музыки,

Ход занятия:

Мы зарядили друг друга хорошим настроением, весёлыми улыбками.

А вы умеете отгадывать настроение других людей? Сейчас я проверю, действительно ли вы умеете отгадывать настроение других людей. Посмотрите, здесь на доске картинки с изображением людей в разных ситуациях и с разными эмоциями. Как вы думаете, почему люди на этих картинках такие разные? (Потому, что у них разное настроение и от этого выражение лица меняется). Что происходит с бровями, когда мы сердимся или радуемся? Когда чего-то боимся, удивляемся, гневаемся? А что можно сказать о губах? Как выражает рот наши эмоции, наше настроение? Проводится беседа. Какое настроение у детей изображено на картинке? Почему грустное? Правильно, у детей грустное лицо, потому, что у них заболела мама. Покажите картинку с радостным лицом. Почему дети радуются? Дети пришли на День рождение к своему другу. Покажите картинку с сердитым лицом, с удивлённым лицом. «Молодцы, ребята, вы действительно можете угадать, какое настроение у другого человека по его лицу.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А потом мы повернемся

А сейчас я предлагаю пройти в нашу художественную мастерскую, где мы и будем рисовать свой портрет.

- Алёна, представь, что мама купила тебе красивую куклу. Ты обрадовалась? Вот и нарисуй себе радостное лицо. (И так каждому ребенку предлагается нарисовать свой портрет в определенной ситуации: увидел что-то необычное, увидел в лесу ёжика, пришёл к другу на день рождение и др.).

На столах лежат листы бумаги с готовым изображением лица, дети дорисовывают глаза, брови, губы в соответствии с эмоцией.

Звучит спокойная мелодия.

Воспитатель подходит к детям и при необходимости помогает.

В конце занятия дети рассматривают работы: находят самый весёлый портрет, самый грустный, самый удивлённый.

Подведение итогов, поощрение, оценка, уборка рабочего места.

Цель: Познакомить учащихся с жанром портрет . Развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека. Подвести детей к умению воплощать свой замысел на уровне художественного обобщения, используя личные наблюдения за окружающими их людьми. Приобщение школьников к художественной культуре.

Актуальност ь портрета было во многие времена, и не менее актуальным он остается сейчас, так как именно с помощью портрета можно показать индивидуальность человека, духовную историю личности. Что интересно в портрете можно показать не только характер человека, но и присущие им индивидуальные особенности, а также взаимосвязь человека с внешней средой, показать его значимость в этом мире, его восприятия мира . В современном искусстве портрет сохраняет свою значимость и высокую степень актуальности.

Обучающие :

Познакомить с видами портрета

изучить пропорции и мимику лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.

Учить сравнивать, обобщать, выбирать художественные материалы для воплощения портрета.

Учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Развивающие :

развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.

Развить творческую активность.

Развить навыки работы с различными материалами.

Развивать эстетический художественный вкус.

Развивать образное мышление, сравнивать и анализировать.

Воспитательные :

воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать любовь к искусству.

Воспитывать стремление довести работу до конца.

Планируемые результаты :

Предметные: познакомятся с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; научатся отражать пропорции и мимику лица в портрете; рисовать портрет .

Личностные: ответственно относятся к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности, проявление интереса к творчеству художников. Сформировать осознанное стремление к освоению новых знаний, умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов,

Познавательные: научатся извлекать информацию из прослушанного объяснения, и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач темы.

Регулятивные: сформировать умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока : комбинированный.

Оборудование для (учащихся ) : альбом, краски, карандаш, баночка с водой, кисти, ластик, клеенка, палитра.

Инновационность проекта

Технологии: проблемного обучения, игровые, информацинно-коммуникационные, личностно-ориентированные .

Формы работы: фронтальная, индивидуальная .

Виды деятельности: познавательная, игровая, изобретательная, коммуникативная .

Средства : презентация Microsoft Power Point .

Организационный момент (1-2 мин)

Вступительная беседа. Игровой момент.(2 мин)

Объяснение темы урока (13-15 мин)

Практическая работа.(20 мин)

Актуализация знаний. Рефлексия (2-3 мин)

Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.(2-3 мин)

I . Организационный момент

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II . Вступительная беседа. Игровой момент

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Васька, твой сосед,-

Обязательно картина называется - ПОРТРЕТ!

-Что же будем рисовать? (портрет)

III. Объяснение темы урока.

Как вы думаете, чем портрет отличается от фотографии человека? Что может художник выразить в портрете, но не всегда выражает простая фотография?

Портрет - это изображение человека с передачей его внутреннего мира, выразительное изображение человека. Каждый человек неповторим, он обладает своим особым характером, настроением, внешностью. Задача художника - передать эти особенности с помощью средств художественной выразительности. (Слайд 1,2)

На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, по бедра, по колени, в полный рост. (Слайд 3).

На портрете может быть разный поворот головы: в анфас, в четверть поворота направо или налево, вполоборота, в три четверти, в профиль. (Слайд 4) .

Портрет разделяется по размеру : портретная миниатюра, станковый портрет (живопись, графика, скульптура), монументальный портрет (монумент, фреска, мозаика).( Слайд 5)

Портреты бывают разными по виду:

- Автопортрет -изображение художника, выполнен им самим с помощью зеркала или по памяти. ( Слайд 6.)

- Групповой портрет, включающий не менее трех персонажей.

- Семейный портрет - изображение семьи. Двойной портрет - изображение двух человек. (Слайд 7.)

- Камерный портрет - персона, представлена на тёмном фоне, изображена по пояс, по грудь, либо по плечи. ( Слайд 8)

- Парадный портрет - показывающий человека в полный рост, на коне, стоящим или сидящим. Обычно в парадном портрете фигура дается на архитектурном или пейзажном фоне. Чаще всего изображают человека выдающегося, добившегося определенных успехов, лидера, обладателя высоких наград и званий.( Слайд 9)

- Поясной портрет или портрет с руками - изображение человека по пояс. Обычно выполняют, чтобы включить в кадр руки. (Слайд 10)

Поэтапность рисования портрета:

Сначала рисуем тонкими линиями лицо - в форме яйца.

К голове дорисовываем шею и плечи.

Для облегчения рисования ровно по центру рисуем вертикальную линию, делящую портрет на две части и две горизонтальные линии, делящие его на 3 части : 1.- лоб-брови; 2.- глаза-нос; 3.- рот-подбородок.

На верхней линии рисуем дуги-брови.

Ниже располагаются глаза. Форма глаз состоит из дугообразных линий. В середине рисуется радужка и зрачок. Не забудьте нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.

Рисование носа - нос посередине, начало у бровей, сужается к переносице, рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку прорисовываются крылья носа и ноздри.

Рот находится ниже носа. Рисуем линию рта, уголки поднимаем вверх для улыбки, сверху верхняя губа - две дугообразные линии немного темнее, снизу нижняя губа - большая дугообразная линия.

По сторонам на уровне носа рисуем уши, дорисовываем шею плечи.

Затем волосы: короткие или длинные, прямые или кудрявые, волнистые, с челкой или нет.

IV . Физминутка

V . Практическая работа .

Простым карандашом нарисуйте портрет любого человека, но постарайтесь передать не только внешнюю красоту, но и настроение, в котором он находиться. Напишите на обратной стороне своих листов слово, которое будет характеризовать вашу работу, а в конце урока мы все вместе попробуем угадать по вашим рисункам, что вы в них зашифровали. Краски, фломастеры или цветные карандаши помогут вам закончить рисунок. Постарайтесь сделать его ярким и выразительным.(Слайд 11-14)

VI . Актуализация знаний. Рефлексия

- Ребята, что мы изучали на уроке?

- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили мы эти задачи?

- Какие виды портретов вы запомнили?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

- Какие были сложности?

V II . Подведение итогов. Анализ и оценка работ учащихся.

1. Выставление оценок.

2. Выставка работ учащихся

3. Заключительное слово учителя.

- Выполняя сегодняшнее задание, вы учились решать композиционные задачи при рисовании портретов. По вашим рисункам видно, что тема урока вами усвоена, вы хорошо соблюдаете пропорции при рисовании головы человека, а некоторые из вас ищут свои средства выражения образности, выразительности, оригинальности.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока ИЗО в 3 классе

Подготовил учитель начальных классов Самозвон Алла Андреевна.

Цель: расширять представления учащихся о портрете как одном из жанров изобразительного искусства; расширять знания школьников о пропорциональных отношениях головы человека; способствовать творческому самовыражению учащихся в работе над портретом.

Планируемые результаты:

- личностные: расширят представление о портрете как об одном из жанров изобразительного искусства, представление о пропорциях головы человека.

- предметные: познакомятся с творчеством художников - портретистов ; осваивают основы изобразительной грамоты.

- метапредметные: учатся видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (живопись); научатся рисовать портрет.

Основные понятия и термины: портрет.

- для учащихся: гуашь, кисти, палитра, салфетки, стакан с водой, белый лист бумаги, фотография мамы.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Цель: Учить детей рисовать портрет анфас с учетом пропорций, стараясь передать особенности внешнего вида.
Задачи: Отрабатывать навыки рисования простым карандашом, изменяя нажим на карандаш при рисовании вспомогательных линий, учить пользоваться ластиком; развивать художественное творчество детей, интерес к самостоятельной творческой деятельности. Воспитывать интерес к портретной живописи.
Для работы нам потребуется:
- альбомный лист (или 1/2 альбомного листа) – 10 шт.
- простые карандаши,
- ластики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Чтение детям отрывка из стихотворения Александра Кушнера
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
-Портрет – это картина, на которой изображен человек. Портрет может быть в профиль - это изображение сбоку или анфас – изображение человека лицом к смотрящему.
(Рассматривание с детьми репродукции картин.)


Брюллов А.П. Портрет Натальи Гончаровой



-На всех этих картинах мы видим портрет анфас, – изображенные лица повернуты к зрителю.
-Мы с вами будем учиться рисовать портрет анфас.
(На доске воспитатель рисует образец, демонстрируя соответствующий опорный рисунок. Объясняет последовательность выполнения работы по каждому этапу.)
Поэтапное выполнение работы
Опорный рисунок №1
Нарисуйте контур лица в виде овала.



Опорный рисунок №2
Нарисуйте волосы (вспомните, какая прическа у мамы, волосы гладкие или волнистые, кудрявые).



Опорный рисунок №3
Сверху вниз проведите линию. Линия делит овал лица пополам по вертикали. Это вспомогательная линия, которая поможет симметрично расположить на лице глаза, рот. Нажимайте на карандаш слегка, линию потом удалим ластиком.



Опорный рисунок №4
По горизонтали проведите две линии так, чтобы разделить овал на три равные части. Это вспомогательные линии, показывающие уровень расположения глаз, носа, рта.



Опорный рисунок №5
На верхней вспомогательной линии нарисуйте глаза.



Опорный рисунок №6
В средней части лица, от верхней до нижней линии, нарисуйте нос.



Опорный рисунок №7
Посередине нижней части лица нарисуйте рот.



Опорный рисунок №8
Аккуратно удалите ластиком все вспомогательные линии.



Опорный рисунок №9
Нарисуйте шею и плечи. Обратите внимание на то, что плечи шире головы.



Опорный рисунок №10
Нарисуйте платье мамы.


Чтение стихотворения Бориса Прахова:
Я портрет рисую мамы
Акварелью на листе.
И, пускай, портрет без рамы,
И, пускай, не на холсте.
Удалось не всё в портрете,
Но для мамы дорогой
Я старался. Ведь на свете
Лучше мамы нет другой!
-Ребята, вы нарисуете портрет своей мамы. Прежде чем приступить к рисованию, представьте свою маму, вспомните, какие у нее глаза, волосы, прическа, улыбка.
Дети самостоятельно рисуют портрет, используя опорные рисунки, расположенные на доске. Затем раскрашивают портрет красками.

Читайте также: