Профессионализмы 6 класс конспект урока рыбченкова

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Балашова Наталья Павловна

Населенный пункт: Нижегородская область, р.п. Шатки

ПРОЕКТ ЗАНЯТИЯ,

реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ в условиях реализации ФГОС ООО

Сведения о разработчике

Фамилия, имя, отчество (полностью):

Балашова Наталья Павловна

Шатковский р-н Нижегородской области

Учитель русского языка и литературы

Общая информация

Русский язык

6

Профессионализмы

Урок открытия новых знаний

Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о профессионализмах, умений детей пользоваться словарем при определении значений слов – профессионализмов; профориентация учащихся.

Способствовать ознакомлению учащихся с особенностями профессионализмов и диалектной речи, углублению знаний по теме, обогащению лексики учащихся

Способствовать формированию умения находить в художественных текстах слова-профессионализмы и диалектные слова, определять их роль; развитию творческих способностей, умения учащихся формулировать собственные суждения, делать выводы, вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта.

Способствовать привитию уважения к русскому языку, его лексическим нормам, формированию творческого отношения к учебе; навыков самоконтроля, самоанализа и взаимоанализа, воспитанию культуры общения, взаимопонимания, умению работать в коллективе.

Планируемые результаты

Сознают ценностно-смысловые установки, понимают необходимость знаний для успешной социализации, осознают ответственность за себя и свои действия

Знать: понятие профессионализмы;

уметь: пользоваться толковыми словарями, объяснять языковые явления

Принимают и сохраняют цели учебной деятельности, планируют собственную деятельность, осуществляют оценку результатов

Владеют всеми видами речевой деятельности, приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; проявляют способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Умеют слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Фонды оценочных средств

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Ответ у доски, самостоятельная работа с самопроверкой, работа в парах, онлайн-тесты, задания в интерактивной тетради

Форма обучения (очная, заочная, очно-заочная)

Дистанционная (возможна и очная форма)

Проблемное обучение, проектное обучение

Технология взаимодействия (синхронное обучение, асинхронное обучение)

синхронное обучение в Zoom

Программно-техническое и дидактическое обеспечение

Используемая образовательная платформа

Мультимедийное оборудование, планшеты.

the gimp, Microsoft Office, программа VR, СD программа УМК

Презентация Microsoft Power Point

Презентация Microsoft Power Point, включающая карточки с заданиями, музыкальное оформление для проведения физкультминутки,


3) воспитывать чувство уважения к какой бы то ни было профессии.

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

-Скажите, какие слова называются общеупотребительными, диалектными? Что такое жаргонизмы?

(Примерные ответы учащихся. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например вода, земля, небо, птица; зелёный, синий, длинный; идти, думать, говорить.

Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, бурак, замолаживает и др.

Жаргонизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Например, чиф, пришить и др. )

1. Записывается число, тема урока.

- Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).

- Как вы думаете, без каких профессий не обойтись на селе?

(Без трактористов, комбайнеров, водителей, токарей, слесарей, доярок и т. д. )

Вывод: значит, выбор профессии зависит еще и от того, какая профессия необходима в наше время.

2. Ученица читает отрывок из стихотворения М. Исаковского.

На стройке ль ты прилаживаешь камень-

Приладь его навек,

Чтобы твоими умными руками

Растишь ли сад, где вечный голод плакал,

Идешь ли на поля.

Работай так, чтоб от плодов и злаков

Ломилась вся земля.

Конспект урока по русскому языку по теме Профессионализмы

3. Слово учителя.

А сейчас послушаем нашего гостя, уже старого человека, который всю свою жизнь проработал на одном месте. Приехал из села Чебакса, что находится примерно в 30-40 км от Пестрецов. Предоставим ему слово и попробуем угадать, о какой профессии идет речь. Если вам встретятся незнакомые слова, запишите их в тетрадях.

Инсценирование. Выступление заранее подготовленного ученика:

Чего мы только не делали в Чебаксе. С металлом у нас умели обращаться. Знали толк в нем. Не было такого, чтобы кусок проволоки или полоски без нужды где валялся. Особливо Гребенщиковы занимались оградами да воротами всякими. У нас струмент в полном наборе для этого был. Матрицы там, пуансоны, чека… Дорогой струмент, не всякий такой имел. Да и сложная эта работа, скажу. Попробуйте-ка, выбей из металла листочки да тарарушки разные. Ой ли… тут не только сноровка нужна, от рождения артистом надо быть.

- Учитель: Спасибо, дедушка, присаживайтесь.

- Ну, как, ребята, угадали, кем работал дед?

(Примерные ответы учащихся: кузнецом)

- Да, талантливые чебаксинские мастера вкладывали в свои изделия много творческой фантазии. Вот посмотрите, какие удивительные вещи делали: ограды, ворота, кузнецы. (Показываю рисунки).

Только представьте, когда-то в Чебаксе работало 75 кузниц. Много, правда.

- А какие непонятные слова вы для себя записали?

(Матрица – зеркальная копия печатной формы, служащая для стереотипов. Пунсон- вырезанное из стали выпуклое изображение (буквы или знака), с помощью которого выделывают матрицу).

- А мы часто используем эти слова в своей речи? Почему?

-Примерные ответы учащихся.

(Нет, так как эти слова используют в своей речи люди, с чьей профессией они связаны: кузнецы, работники типографии).

Такие слова называются профессиональными.

Вывод: слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются профессиональными.

2. Сфера употребления специальных слов и цели использования их в художественных произведениях.

3. Профессиональные слова, ставшие общеупотребительными.

Общеупотребительные слова – это слова, известные всему народу.

Необщеупотребительные слова (слова ограниченного употребления) – это слова, которые используются не всеми, а только представителями определённой профессии, социальной группы или жителями какой-либо местности.

Профессиональные слова (профессионализмы) – это слова, которые используются представителями определённой профессии. Например, фюзеляж, трап, козёл (непроизвольный скачок самолёта при посадке).

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что лексика делится по сфере употребления на общеупотребительную и лексику ограниченного употребления. К лексике ограниченного употребления относятся диалектные слова, жаргонизмы и профессиональные слова. Поговорим о профессиональных словах, или профессионализмах.

Профессиональные слова (профессионализмы) – это слова, которые используются представителями определённой профессии.

Какие слова можно отнести к профессиональным?

Это слова рангоут, такелаж, бушприт, фок, грот, бизань из морской сферы. Можно ли употребить эти слова в бытовой сфере? Если люди не занимаются парусным спортом, не связаны с морским делом, то необходимости употреблять эти слова у них нет.

Как обозначаются профессионализмы в словарях? В толковых словарях может быть помета специальное. Она означает, что слово употребляется в научной или технической литературе, его используют люди определённой профессии. Например, такую помету имеет слово тубус – труба в микроскопе, фотоаппарате или, как на фотографии, в телескопе.

Иногда в толковых словарях для пояснения области применения слова даются пояснения: в математике, в царской России, в народной словесности.

Термин – это слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и т. п. Например, суффикс, подлежащее, имя существительное – это лингвистические термины; форте, баритональный, дискант – музыкальные термины.

Термин – это официальное, принятое в науке, технике, производстве название. А профессионализм может быть разговорным, полуофициальным.

Профессиональные слова могут переходить в разряд общеупотребительных и наоборот.

У слова улитка два значения: одно общеупотребительное – медленно передвигающийся моллюск, имеющий раковину; второе специальное, из области анатомии – часть внутреннего уха, где находится звуковоспринимающий аппарат. Второе значение появилось на основе сходства этой части улитки с раковиной моллюска.

При употреблении профессиональных слов важно, чтобы собеседник понимал их значения. Профессиональная лексика помогает понять, кто из собеседников с тобой одной профессии.

Тренировочные задания:

Восстановление последовательности элементов.

Восстановите последовательность предложений, чтобы получился текст.

Сурдопереводчик переводит для них на язык жестов инструкции, требования по технике безопасности, распоряжения, устные указания и другую необходимую информацию.

Сурдопереводчики сопровождают глухих и слабослышаших людей при контактах с государственными органами.

Сурдопереводчик – это специалист, который переводит устную речь на язык жестов.

Такие специалисты нужны на предприятий, где трудятся люди со слабым слухом.

Правильный ответ: 3, 2, 4, 1

Выделение цветом.

Прочитайте текст, найдите в нём специальные слова и выражения, описывающие процесс изготовления мороженого, выделите их цветом.

Чтобы приготовить мороженое, его сначала надо нагреть. Термическая обработка необходима для уничтожения вредных бактерий. После пастеризации наступает один из самых важных этапов производства – гомогенизация. Смесь подаётся в прибор и под большим давлением пропускается через узкое отверстие. В результате этого жировые шарики уменьшаются в несколько десятков раз, это помогает сделать смесь однородной. Процесс гомогенизации влияет на структуру и консистенцию будущего мороженого.

Чтобы выполнить это задание, необходимо помнить, что профессиональные слова – это слова ограниченного употребления. Ищем такие слова в тексте. Это термическая обработка, пастеризация, гомогенизция, однородная смесь, консистенция.

Чтобы приготовить мороженое, его сначала надо нагреть. Термическая обработка необходима для уничтожения вредных бактерий. После пастеризации наступает один из самых важных этапов производства – гомогенизация. Смесь подаётся в прибор и под большим давлением пропускается через узкое отверстие. В результате этого жировые шарики уменьшаются в несколько десятков раз, это помогает сделать смесь однородной. Процесс гомогенизации влияет на структуру и консистенцию будущего мороженого.

Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.

Цели:

  • познакомить учащихся с профессиональными словами, сферой их употребления;
  • уметь находить профессиональные слова в Толковых словарях; объяснять употребление профессиональных слов в художественных произведениях;
  • воспитывать чувство уважения к какой бы то ни было профессии.

Оборудование: Толковый словарь; специальные словари-справочники по биологии, литературе; иллюстрации учащихся.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

-Скажите, какие слова называются общеупотребительными, диалектными? Что такое жаргонизмы?

(Примерные ответы учащихся. Многие слова русского языка известны всему народу. Эти слова являются общеупотребительными, например вода, земля, небо, птица; зелёный, синий, длинный; идти, думать, говорить.

  • Диалектизмы – это слова, употребляемые только жителями той или иной местности. Например, бурак, замолаживает и др.
  • Жаргонизмы - это слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. Например, чиф, пришить и др.)

1. Записывается число, тема урока.

- Какие профессии вы знаете? (Учащиеся перечисляют известные им профессии).

- Как вы думаете, без каких профессий не обойтись на селе?

(Без трактористов, комбайнеров, водителей, токарей, слесарей, доярок и т.д.)

Вывод: значит, выбор профессии зависит еще и от того, какая профессия необходима в наше время.

2. Ученица читает отрывок из стихотворения М.Исаковского.

На стройке ль ты прилаживаешь камень -
Приладь его навек,
Чтобы твоими умными руками
Гордился человек.
Растишь ли сад, где вечный голод плакал,
Идешь ли на поля.
Работай так, чтоб от плодов и злаков
Ломилась вся земля.

3. Слово учителя.

А сейчас послушаем нашего гостя, уже старого человека, который всю свою жизнь проработал на одном месте. Приехал из села Чебакса, что находится примерно в 30-40 км от Пестрецов. Предоставим ему слово и попробуем угадать, о какой профессии идет речь. Если вам встретятся незнакомые слова, запишите их в тетрадях.

Инсценирование. Выступление заранее подготовленного ученика.

Чего мы только не делали в Чебаксе. С металлом у нас умели обращаться. Знали толк в нем. Не было такого, чтобы кусок проволоки или полоски без нужды где валялся. Особливо Гребенщиковы занимались оградами да воротами всякими. У нас струмент в полном наборе для этого был. Матрицы там, пуансоны, чека… Дорогой струмент, не всякий такой имел. Да и сложная эта работа, скажу. Попробуйте-ка, выбей из металла листочки да тарарушки разные. Ой ли… тут не только сноровка нужна, от рождения артистом надо быть.

- Учитель: Спасибо, дедушка, присаживайтесь.

- Ну, как, ребята, угадали, кем работал дед?

(Примерные ответы учащихся: кузнецом)

Учитель:

- Да, талантливые чебаксинские мастера вкладывали в свои изделия много творческой фантазии. Вот посмотрите, какие удивительные вещи делали: ограды, ворота, кузнецы. (Показываю рисунки).

Только представьте, когда-то в Чебаксе работало 75 кузниц. Много, правда.

- А какие непонятные слова вы для себя записали?

(Матрица – зеркальная копия печатной формы, служащая для стереотипов. Пунсон- вырезанное из стали выпуклое изображение (буквы или знака), с помощью которого выделывают матрицу).

- А мы часто используем эти слова в своей речи? Почему?

- Примерные ответы учащихся. (Нет, так как эти слова используют в своей речи люди, с чьей профессией они связаны: кузнецы, работники типографии).

Такие слова называются профессиональными.

Вывод: слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, специальности, называются профессиональными.

II. Чтение правила учебника на стр. 29

III. Физкультминутка

Профессиональные слова (т.е. специальные) разъясняются в особых словарях-справочниках. Вот, например, учитель биологии пользуется таким справочником (показываю справочник по биологии), а учитель литературы – таким (показываю справочник по литературе)

В наших учебниках также есть небольшой Толковый словарь. Найдите в нем профессиональные слова, выпишите в тетрадь и составьте с ними предложения. Что поможет определить, что это профессиональные слова?

(Примерные ответы учащихся: специальные пометы – спец.)

4. Самостоятельная работа учащихся. (Например, литера, омшаник, табло).

Слово учителя.

- Мы знаем, что многозначные слова могут иметь помимо общеупотребительных значений и профессиональные. Докажите, что это так.

Работа по упр. 67

- Художника попросили сделать иллюстрации к данным предложениям. Что он перепутал?

(Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть значение этих слов в словаре: ковш, башмак).

- Какие слова он имел в виду: общеупотребительные или профессиональные?

5. Упр. 68. Прочитайте задание.

(Учащиеся дают объяснение данных слов и распределяют их под рисунками).

Индивидуальная работа.

- В это время ученик у доски выполняет фонетический разбор слова гуашь.

6. Составляется предложение с 1 профессиональным словом (1 ученик – у доски, другие - в тетрадях.)

- Как вы думаете, в каком стиле широко используются профессионализмы? (Примерные ответы учащихся: в научном. Использование специальных слов – это одна из особенностей научного стиля).

7. Работа по тексту упр. 69.

- Найдите профессиональные слова. (Ротационный, пунсон, матрица)

9. Работа с раздаточным материалом.

Когда траулер круто менял курс, его на развороте накрыло тяжким валом, порвались леера, и на правом борту, словно от удара ледяной глыбы, прогнулись шлюпбалки. И пока вал не скатился с судна, в погреженной в водяной мрак рубке светились только катушка компаса и пульты навигационного оборудования. Высветлело, когда судно подняло на новую волну.

(Примерные ответы учащихся: стиль художественный. Профессиональные слова: траулер, шлюпбалки, навигационный.)

- С какой целью В. Кожевников употребил профессиональные слова? (Примерные ответы учащихся: специальные слова в художественном произведении помогают точнее назвать предметы и понятия, точнее описать людей, их занятия.)

Читайте также: