Архитектура исторического города искусство 9 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

В чем особенности архитектуры как вида искусс тва? Что является отличительной особенностью архитекту ры исторического города?

К концу урока каждый у чащийся сможет сфор мулировать понимание отличительной особеннос ти архитект у ры исторического города и

- обобщение представлений об архитекту ре: знакомство с видами архитект у рных построек в исторических городах;

- выполнение развёртки исторического здания ( опреде лённого стиля архитектуры ) , фактурная прорисовка его деталей;

-- подготовка стендового доклада, представление информации об особенностях строения античного, русского, сре дневекового, восточного и

- к созда нию образа историче ского города, применению творческого воображения, фантаз ии в рисова нии зданий определённого стиля

- к корректной работе в группе на основе диалога, взаимопомощи ; договораа о правилах поведения и общения на уроке;

- к созданию атмосферы доброжелательно - делового продуктивного взаимодействия, п реодоле нию ситуации возможных напряжений и

- проявление национального самосознания, способности к раскрытию творческого и нравстве нного потенциала на основе сотворчества и

- проявление интереса к накоплению знаний об исторической ценности архитектурных соору жений , к ультурного опыта.

Цель: эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Задачи:

1. Научить различать виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).

2. Научить соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.

3. Научить приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

Средства наглядности: - слайды мультимедиа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Организация учебно-воспитательного пространства:

магнитофон, пианино, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор,

тема записана на доске в форме эпиграфа.

ВложениеРазмер
arkhitektura_istoricheskogo_goroda.9_klass.docx 18.11 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

9 класс. Урок искусства.

Цель: эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

  1. Научить различать виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).
  2. Научить соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.
  3. Научить приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

Средства наглядности : - слайды мультимедиа.

Тип урока : Урок изучения нового материала.

Организация учебно-воспитательного пространства:

магнитофон, пианино, фонохрестоматия, аудиокассеты, компьютер, проектор,

тема записана на доске в форме эпиграфа.

Изучение нового материала:

Архитектура (лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооружения, организующие пространственную среду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура.

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиозный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Город обычно вырастал на возвышенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте занимал детинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредоточены самые большие, монументальные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского города был кафедральный собор. Поблизости располагалось административное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Феодальный замок располагался за городской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневекового города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учителей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых мусульман призывали на молитву. Важную роль в архитектурной композиции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к городским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной традиции градостроительства: в конце широких прямых улиц обязательно размещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величественность перспективы.

По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тщательно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части города трезубцем сходятся к площадям. Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

► Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характерные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов).

Научить различать виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство).

Научить соотносить современные архитектурные постройки с их функциями в городском ландшафте, с климатическими условиями; определять особенности материала и др.

Научить приводить примеры использования монументальной живописи и декоративной скульптуры в современных городах, областных центрах и в других местах.

Средства наглядности: - слайды мультимедиа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

2. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала

Выделить архитектурные виды которые оказывают большое эмоциональное воздействие на человека.

3.Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Архитектура(лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооруже­ния, организующие пространственную сре­ду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Одним из самых полезных для жиз­ни человека искусств является архи­тектура.

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиоз­ный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Город обычно вырастал на возвы­шенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте зани­мал детинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредото­чены самые большие, монументаль­ные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского го­рода был кафедральный собор. Поб­лизости располагалось администра­тивное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Фео­дальный замок располагался за город­ской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневеково­го города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учите­лей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых му­сульман призывали на молитву. Важ­ную роль в архитектурной компози­ции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к го­родским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной тради­ции градостроительства: в конце ши­роких прямых улиц обязательно раз­мещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величест­венность перспективы.

По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тща­тельно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части го­рода трезубцем сходятся к площадям. Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

Предлагается сравнить особенности городов в разные эпохи: Древние времена, Античность, Средние века Западной Европы, Средние века на Руси, Средние века на Востоке, Возрождение.

Работа по группам. Сравнивают архитектуру исторического городов разные эпох и стилей: Архитектуру Московского Кремля (презентация). Архитектуру восточного города (презентация), западноевропейского города (презентация). Подбирают стихи посвященные достопримечательностям любого города мира

Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.

Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архи­тектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.

4. Закрепление изученного материала

Направляет обучающихся на раскрытие эмоционального восприятия древних городов, крепостей, торговых площадей, культовых построек через художественные произведения художников и музыкантов которые воспевали красоту древних городов.

Работа по группам Рассматривают старинные гравюры. Находят в них древние крепости, торговые площади, широкие проспекты и узкие улочки.

Выполняют на листе А4 графическое изображение плана-схемы. Передать характерные черты русского, европейского и восточного, средневекового города (по выбору).

Вопросы закрепления материала: В чем различие архитектуры исторических городов?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Полякова Анна Александровна.

9 класс (учебник Сергеевой Г.П., И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской)

Цель : Ознакомить обучающихся с характерными особенностями градостроительства разных эпох и времен.

Обучающие : познакомить обучающихся с характерными особенностями градостроения разных эпох и времен;

Развивающие: развить познавательные процессы: память, мышление, наблюдательность, внимание, способность анализировать, делать выводы, умение высказывать свои утверждения, развить навыки устной речи, коммуникативность.

Воспитательные : воспитание эстетического вкуса, уважение к мировой истории и традициям.

Постановка проблемы:

Может ли чужестранец по культурным достопримечательностям этого места определить, в какой эпохе, какой стране он оказался? Каким образом?

Что же такое архитектура?

Дети дают определение. Учитель помогает при необходимости. Записывают определение в тетради.

Что такое градостроительство?

Предлагается сравнить особенности городов в разные эпохи: Древние времена, Античность, Средние века Западной Европы, Средние века на Руси, Средние века на Востоке, Возрождение.

Учитель предлагает составить план рассказа о городе. Фиксирует ответы детей на доске, дети записывают в тетрадях.

Работа по группам. Предлагается раздаточный материал – выбрать для представления исторического города примеры архитектурных сооружений, характерные элементы к той или иной эпохе, планы городов. Каждой группе предлагается лист ватмана А2 размера для изображения плана (схематично), расставления на нем архитектурных построек (с выносками элементов декора). Предлагается подобрать музыкальное сопровождение выступления из предложенных фрагментов ( музыка эпохи Возрождения, колокольный звон, восточные напевы).

Находят, что общего между архитектурой и музыкой.

Высказывают свои мысли (устно), что общего между музыкой и архитектурой. Делятся своими впечатлениями.

Составление сравнительной таблицы по особенностям архитектуры исторических городов.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Задание: устно ответить на вопросы.

Какую цель ставили перед собой?

Какими видами деятельности мы занимались на уроке?

Что нового вы узнали?

Домашнее задание (на выбор):

- создать презентацию об архитектуре исторического города по выбору;

- подобрать стихи, посвященные достопримечательностям любого города мира

- выполнить на листе А4 графическое изображение плана-схемы. Передать характерные черты русского, европейского и восточного, средневекового города (по выбору).

Выставление оценок по итогам работы в группах и за индивидуальную практическую работу.

Предмет: искусство

Класс 9

Цель: Ознакомить обучающихся с характерными особенностями градостроительства разных эпох и времен.

Задачи:

  • Обучающие: познакомить обучающихся с характерными особенностями градостроения разных эпох и времен;
  • Развивающие: развить познавательные процессы: память, мышление, наблюдательность, внимание, способность анализировать , делать выводы, умение высказывать свои утверждения, развить навыки устной речи, коммуникативность.
  • Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, уважение к мировой истории и традициям.

Тип урока: урок – приобретение новых званий.

Форма работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран, колонки.

План конспект урока

Этап

Задача этапа

Учебная задача

Материал

Действие учителя

Действие ученика

Самоопределение в деятельности

Выделить особенности плана-схемы городов разных эпох

Музыка эпохи Возрождения, Колокольный звон, Восточные напевы. Гравюры

Предлагается рассмотреть различные планировки– схемы городов разных эпох : Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Древнерусский город

Работа по группам. (5-7мин)

Сравнивают планировки – схемы ,анализируют : античный храм (Афинский акрополь),Средневековый город, Западноевропейский город , средневековый город Руси. Выделяют существенные признаки каждого города и их особенности, и различие. (5-7 мин.)

Построение проекта решения учебной задачи

Выделить архитектурные виды которые оказывают большое эмоциональное воздействие на человека.

Предлагается сравнить особенности городов в разные эпохи: Древние времена, Античность, Средние века Западной Европы, Средние века на Руси, Средние века на Востоке, Возрождение.

Работа по группам. (5-7 мин.)

Сравнивают архитектуру исторического городов разные эпох и стилей: Архитектуру Московского Кремля (презентация). Архитектуру восточного города (презентация), западноевропейского города(презентация). Подбирают стихи посвященные достопримечательностям любого города мира (домашние заготовки) (5-7 мин.)

Решение учебной задачи

Существенные признаки синтетических искусств в градостроительстве

Направляет обучающихся на раскрытие эмоционального восприятия древних городов, крепостей, торговых площадей, культовых построек через художественные произведения художников и музыкантов которые воспевали красоту древних городов.

Работа по группам (5-7 мин.) Рассматривают старинные гравюры. Находят в них древние крепости, торговые площади, широкие проспекты и узкие улочки .

В творческих тетрадях (10 мин.)

Высказывают свои мысли (устно), что общего между музыкой и архитектурой. Делятся своими впечатлениями.

Решение учебной задачи в новой ситуации

Использовать новые знания в новых условиях

Фотографии характерных средневековых городов

Предлагает: используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города, восточного или Европейского города с их характерными чертами

Практическая работа. (индивидуальная) (15 мин.)

Выполняют на листе А4 графическое изображение плана – схемы средневекового города, восточного или Европейского города с их характерными особенностями по выбору.

Задание №1

Сравнить планировки-схемы и найти различие античного храма (Афинский акрополь),средневекового города, западноевропейского города , средневекового города Руси. Выделить существенные признаки каждого города и их особенности.

Задание №2

Подбирают стихи посвященные достопримечательностям любого города мира (домашние заготовки)

Задание №3

Работа в творческих тетрадях:

Рассматривают старинные гравюры. Находят в них древние крепости, торговые площади, широкие проспекты и узкие улочки.

Находят, что общего между архитектурой и музыкой.

Высказывают свои мысли (устно), что общего между музыкой и архитектурой. Делятся своими впечатлениями.

Практическая работа индивидуальная (15 мин.)

Выполняют на листе А4 графическое изображение плана-схемы. Передать характерные черты русского, европейского и восточного, средневекового города (по выбору).

Вопросы закрепления материала: В чем различие архитектуры исторических городов?

  • Античного,
  • Русского,
  • Западноевропейского,
  • Восточного

Оценка: Выставляется по итогам работы в группах и за индивидуальную практическую работу.

Читайте также: