Вычитание вида 11 1 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов ОКПЭиП.

Тема урока: Вычитание вида 11 - □

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: создать условия для формирования умений самостоятельно выводить правило и применять новые знания на практике.

Создать проблемную ситуацию.

Организовать поиск решения проблемы.

Составить таблицу вычитания для случаев вида 11 - □.

Обобщить полученные результаты.

Воспитывать ценнейшие качества человека: доброта, отзывчивость, умение работать в группе.

Планируемые результаты:

Дети учатся: выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;

использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;

Умения, характеризующие достижение этого результата:

решать примеры на вычитание вида 11 - □;

формулировать выводы из изученного материала:

отвечать на итоговые вопросы;

оценивать свои достижения на уроке;

работать в группе.

Актуальность: Технология системно – деятельностного подхода на уроках математики ориентирована на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

Технология: игровая.

По области деятельности: интеллектуальная.

По характеру педагогического процесса: обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая.

По игровой методике: сюжетная.

По предметной области: математическая.

По игровой среде: комнатная.

Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, наблюдение.

1.Личностные:

- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- действия смыслообразования, самооценка.

2. Регулятивные:

- целеполагание, планирование, контроль, оценка.

3. Познавательные:

- умение структурировать знания;

- поиск и выделение необходимой информации

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений.

4. Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Развивающий аспект: способствовать развитию мыслительных операций, воображению детей, интереса к предмету.

Технологическая карта урока открытия нового знания

Этапы урока

Мотивация к учебной деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Актуализация необходимых ЗУН.

Пробное учебное действие.

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, прогнозирование.

Выявление места и причины затруднения.

Выявление и фиксация места и причины затруднения.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

Построение проекта выхода из затруднения.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планироывание, прогнозирование.

общеучебные: знаково-символические-моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Реализация построенного проекта.

Построение и фиксация нового знания.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУд постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Применение нового знания в типовых заданиях.

Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Включение в систему знаний и повторений.

Включение нового знания в систему знаний, повторений и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.

Рефлексия учебной деятельности.

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Общеучебные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморкгуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А какие? Отгадайте.

Девочка со зверем дружно жила.

Праздники справляли, гостей принимали.

Зверь был безобидный, добрый, терпеливый.

А его девчонка пела и цвела.

= Маша и Медведь. (Слайд)

- Какой была Маша?

- Какой был медведь?

- Маша собрала малину, но решила Медведю просто так не давать. Медведь получит столько ягод малины, сколько ребят правильно выполнит задание.

3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

- Откройте тетради. Подпишите число, классная работа.

- Я вам буду диктовать примеры, а вы в тетрадь записывайте только ответы.

Найти сумму чисел 3 и 2. (5)

5 увеличить на 4. (9)

Последующее число числа 13. (14)

9 уменьшить на 3. (6)

Найти разность чисел 8 и 1. (7)

1 слагаемое 9, 2 слагаемое 9, найти сумму.(18)

Найти разность 10 и 10. (0)

Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность равна.(6)

Предыдущее число числа 12. (11)

- Запишите к цифрам соответствующие буквы. (Слайд)

- Проверим, что у вас получилось. (Слайд) (Учитель постепенно открывает буквы)

5 9 14 6 7 18 0 6 11

в ы ч и т а н и е

- У кого получилось это слово, выйдите и подарите медведю малинку. (Ученики у интерактивной доски переносят картинки).


- Что связано в математике с вычитанием?

= В математике с вычитанием связаны примеры.

- Значит, как будет звучать тема урока?

= Примеры на вычитание.

4. Выявление места и причины затруднения.

- А какие примеры мы с вами должны сегодня научиться вычитать, нам подскажет Машенька. (Слайд)

На слайде рядом с картинкой напечатаны примеры:

10- 6, 6- 4, 11-5, 11-6, 11 – 9.

- На какие две группы можно разделить эти примеры? (На интерактивной доске ученики разбивают примеры на 2группы).

- Почему так составили группы?

= Примеры из первой группы мы уже умеем решать, а примеры из второй группы мы ещё не умеем решать.

- Значит, как будет звучать наша тема урока?

- Примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с темой вывешивается на доску).

- Цель нашего урока?

= Научиться решать эти примеры.

- Научиться решать примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с целью вывешивается на доску).

5. Построение проекта выхода из затруднения.

- Сейчас вы сами, работая в группах, попытаетесь решить пример на новое правило. Сформулировать это правило. Если вы всё правильно сделаете, то поможете украсить Медведю гирлянду. (Слайд)

Ученики разбиваются на группы, получают карточки с примерами.

6. Реализация построенного проекта.

Ученики обсуждают решение примера, делают выводы по решению примера и записывают ответ.

Выходят к доске по очереди, рассказывают, как решали. Проговаривают правила решения примера. Если пример решён правильно, на интерактивной доске перемещают картинки игрушек на гирлянду. Каждый пример ученики записывают в тетрадь.

-

- Какой вывод вы сделали?

= Вспоминаем состав числа вычитаемого. Сначала вычитаем единицы до десятка, а потом вычитаем остальные единицы. (Правило вывешивается на доску).

- Вы сами составили таблицу вида 11 - □ и сформулировали правило для решения таких примеров.

- Маша и Медведь живут в лесу, где есть волшебные деревья. Давайте отдохнём с одной такой ёлочкой. (Динамическая физкультминутка)

7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Решаем задачу, составленную по этому эпизоду. (Слайд)

- Передвиньте нужные слова. Дальше краткую запись пишете самостоятельно.

Подумайте, каким действием решается эта задача? Запишите решение и ответ.

Проверка решения задачи.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Устно составьте задачу про Машу и Медведя по выражению: 11 – 7.

- Запишите решение и ответ в тетрадь.

9. Включение в систему знаний и повторение.

- Медведь благодарит вас за ягодки, за помощь в оформлении гирлянды. Он подготовил вам подарки.

-

Примеры написаны на картинках.

Ученик решает у доски, а остальные работают в тетрадях.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какое правило вы сегодня сами вывели?

- Если вы научились решать примеры, используя новое правило, подарите конфетку Маше, потому что именно с неё всё и началось. Если вы ещё не совсем поняли решение таких примеров, положите конфетку в конфетчицу, а если вы совсем не поняли решение таких примеров, положите конфетку на стол. (Работа на интерактивной доске)

- Я вижу, что урок даром не прошёл и многие из вас научились решать примеры вида 11 - □.

Нажмите, чтобы узнать подробности

УУД: личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план; осознание значимости умения решать учебную задачу.
регулятивные: освоение способа вычитания из 11 числа по частям с переходом через десяток, способов решения математических задач;
познавательные: поиск и отбор способов вычитания числа с переходом через десяток; моделирование заданий, способы решения задач.
коммуникативные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, слышать, слушать и понимать других, взаимно контролировать действия друг друга.

2. Постановка учебной задачи, темы урока.
2 слайд: постановка учебной задачи: решить примеры и выбрать такой, который еще не решали, формулируем тему урока,

далее выезжает автобус( слайд 3),
4 слайд: надо продолжить предложения (мотивация на деятельность)
На уроке мы будем…
Мы постараемся…

3. Устный счет. (по рядам цепочкой)
Вычисляем примеры – покупаем билеты, отправляемся в путь.

5 слайд: попадаем в город. Что странного – он черно-белый, зловредная Клякса (6слайд) постаралась. Будем спасать?
7 слайд: улица Новоселов, заселяем домики, повторяем состав числа 11.

Улица стала цветной. Едем дальше.
4. Работа над темой урока.
8 слайд. Клякса встречает нас на улице Примеров.
учимся по схеме вычислять пример вида 11- 4.

Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток. Составление таблицы вычитания из числа 11.

На д о с к е разности:


Решение учащиеся выполняют самостоятельно по вариантам. (двое у доски)

Ответ: осталось 3 квадрата.

Ответ: осталось 2 морковки.

- Чем похожи решения задач?
Победив Кляксу мы возвращаемся домой.

8. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Какие открытия сделали?

– Какая работа вам понравилась больше всего?

Продолжи предложение: слайд 11
Сегодня я научился…
На уроке мне понравилось…

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: составить таблицу вычитания случаев вида 11- и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь других; составлять ответы на вопросы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях.

I . Мотивация к учебной деятельности (1мин).

II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3-4 мин).

III . Выявление места и причины затруднения (5-6 мин).

IV . Построение проекта, коррекция выявленных затруднений (8 мин).

V . Реализация построенного проекта и обобщение затруднений во внешней речи (15-13 мин).

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-4 мин).

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-4 мин).

VIII . Включение в систему знаний и повторения (2-3 мин).

IX . Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).

I . Мотивация к учебной деятельности (1мин).

Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.

II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3-4 мин).

III . Выявление места и причины затруднения (5-6 мин).

Назовите выражение к высказыванию: уменьшаемое 10, вычитаемое 7.

(запись на доске 10-7)

Увеличьте уменьшаемое на 1, вычитаемое не меняйте. Какое выражение получится?

Составьте к последнему выражению еще два примера так, чтобы уменьшаемое не изменилось, а вычитаемое каждый раз увеличивалось на 1.

Как по первому примеру определить ответ следующих трех выражений?

Какими способами можно их вычислить еще?

IV . Построение проекта, коррекция выявленных затруднений (8 мин).

Откройте учебники на странице 82. Посмотрите на выражение с окошком, приведенное на полях.

Как вы думаете, что нам сегодня предстоит изучить на уроке?

Какие цели мы перед собой поставим?

V . Реализация построенного проекта и обобщение затруднений во внешней речи (15-13 мин).

Рассмотрите рисунки в учебнике. Объясните, как по частям из 11 вычесть 4. ( Сначала вычтем 1, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 3, т.к.4-это 1 и 3. 10-3=7. Значит, из 11 вычесть 4- получится 7. )

Можно ли выполнить вычисления другим способом? ( Можно вычесть, воспользовавшись знанием состава числа 11 )

Объясните этот способ вычитания.

Рассмотрите примеры, записанные в красной рамке. Чем они похожи? (11)

Прочитайте эти примеры подряд.

Выполняем № 1 устно.

Физкультминутка

Руки за спину, головки назад.

Руки за спину, головки назад.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.

№ 2. Решаем с объяснением.

№ 3. Разбор задач. Выполнение схемы на наборном полотне.

VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-4 мин).

Выполняем № 4. Прочитайте задачу.

VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-4 мин).

Самостоятельно выполняем задание под знаком вопросика. Вам нужно вместо пустого окошка записать число.

У р о к 120. СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ:

Цели урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток; закреплять умение учащихся решать составные задачи; развивать навыки счета, логическое мышление учащихся.

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

11 12 13 11 12 13

III. Устный счёт.

2. Задача на смекалку.

Гусь тяжелее утки на 2 кг, но легче щенка на 3 кг. На сколько килограммов утка легче щенка? (На пять килограммов.)

IV. Изучение нового материала.

1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Для этой цели можно использовать задание 2 (с. 74 учебника, часть 2), но лучше записать его на доске совместно с аналогичными равенствами, составленными учителем.

Задание выполняется устно с объяснением.

После этого целесообразно повторить состав числа 11:

2. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток. Составление таблицы вычитания из числа 11.

На д о с к е записаны разности:

– Объясните разные способы решения выражения.

3. Запись таблицы вычитания из числа 11.

В тетрадях учащиеся записывают т а б л и ц у.

11 – 2 = 9 11 – 9 = 2

11 – 3 = 8 11 – 8 = 3

11 – 4 = 7 11 – 7 = 4

11 – 5 = 6 11 – 6 = 5

V. Работа над задачами.

Учащиеся разбирают и решают задачи задания 3 (с. 74 учебника, часть 2).

Одну из задач можно проиллюстрировать, а к другой сделать краткую запись.

Решение учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о.

З а п и с ь в тетрадях:

Ответ: осталось закрасить 3 квадрата.

Принесли – 6 м. и 4 м.

Ответ: осталось 2 морковки.

Ученики читают задачу 4 (с. 74 учебника, часть 2).

– О чем в задаче спрашивается?

– Данная задача простая или составная? (Составная.)

– Почему так считаете?

– Объясните, как будете решать задачу. (Сначала узнаем, сколько горошин дали ростки у Коли. Для этого из десяти вычтем три.

1) 10 – 3 = 7 (г.)

Теперь узнаем, сколько горошин дали ростки у Миши. Для этого из десяти вычтем четыре.

2) 10 – 4 = 6 (г.).)

– Сформулируйте и запишите ответ задачи.

Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.

Ответ: 7 горошин дали ростки у Коли, 6 горошин – у Миши.

VI. Работа над развитием логического мышления учащихся.

В заключение урока учащимися выполняется задание на смекалку (с. 74 учебника, часть 2). (Получились 3 разные закладки: на первой – квадрат и круг; на второй – квадрат и треугольник, на третьей – треугольник и круг.)

Читайте также: