Вычитание вида 11 1 класс конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Данный урок проведён в 1 классе и записан как методическое пособие для студентов ОКПЭиП.
Тема урока: Вычитание вида 11 - □
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: создать условия для формирования умений самостоятельно выводить правило и применять новые знания на практике.
Создать проблемную ситуацию.
Организовать поиск решения проблемы.
Составить таблицу вычитания для случаев вида 11 - □.
Обобщить полученные результаты.
Воспитывать ценнейшие качества человека: доброта, отзывчивость, умение работать в группе.
Планируемые результаты:
Дети учатся: выполнять вычитание чисел с переходом через десяток в пределах 20;
использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
Умения, характеризующие достижение этого результата:
решать примеры на вычитание вида 11 - □;
формулировать выводы из изученного материала:
отвечать на итоговые вопросы;
оценивать свои достижения на уроке;
работать в группе.
Актуальность: Технология системно – деятельностного подхода на уроках математики ориентирована на развитие личности ребёнка. Ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Технология: игровая.
По области деятельности: интеллектуальная.
По характеру педагогического процесса: обучающая, познавательная, воспитательная, развивающая.
По игровой методике: сюжетная.
По предметной области: математическая.
По игровой среде: комнатная.
Методы обучения: наглядно – иллюстративный, частично – поисковый.
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, наблюдение.
1.Личностные:
- учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- действия смыслообразования, самооценка.
2. Регулятивные:
- целеполагание, планирование, контроль, оценка.
3. Познавательные:
- умение структурировать знания;
- поиск и выделение необходимой информации
- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- построение логической цепи рассуждений.
4. Коммуникативные:
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Развивающий аспект: способствовать развитию мыслительных операций, воображению детей, интереса к предмету.
Технологическая карта урока открытия нового знания
Этапы урока
Мотивация к учебной деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Личностные: действие смыслообразования.
Актуализация знаний и пробное учебное действие.
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.
Актуализация необходимых ЗУН.
Пробное учебное действие.
общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Регулятивные: контроль, прогнозирование.
Выявление места и причины затруднения.
Выявление и фиксация места и причины затруднения.
Познавательные: постановка и формулирование проблемы.
Построение проекта выхода из затруднения.
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планироывание, прогнозирование.
общеучебные: знаково-символические-моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Реализация построенного проекта.
Построение и фиксация нового знания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
УУд постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Применение нового знания в типовых заданиях.
Коммуникативные: управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.
Включение в систему знаний и повторений.
Включение нового знания в систему знаний, повторений и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.
Рефлексия учебной деятельности.
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
Общеучебные: умение структурировать знания.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
Регулятивные: волевая саморкгуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование.
2. Мотивация к учебной деятельности.
- Сегодня на урок к нам пришли сказочные герои. А какие? Отгадайте.
Девочка со зверем дружно жила.
Праздники справляли, гостей принимали.
Зверь был безобидный, добрый, терпеливый.
А его девчонка пела и цвела.
= Маша и Медведь. (Слайд)
- Какой была Маша?
- Какой был медведь?
- Маша собрала малину, но решила Медведю просто так не давать. Медведь получит столько ягод малины, сколько ребят правильно выполнит задание.
3. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
- Откройте тетради. Подпишите число, классная работа.
- Я вам буду диктовать примеры, а вы в тетрадь записывайте только ответы.
Найти сумму чисел 3 и 2. (5)
5 увеличить на 4. (9)
Последующее число числа 13. (14)
9 уменьшить на 3. (6)
Найти разность чисел 8 и 1. (7)
1 слагаемое 9, 2 слагаемое 9, найти сумму.(18)
Найти разность 10 и 10. (0)
Уменьшаемое 10, вычитаемое 4, разность равна.(6)
Предыдущее число числа 12. (11)
- Запишите к цифрам соответствующие буквы. (Слайд)
- Проверим, что у вас получилось. (Слайд) (Учитель постепенно открывает буквы)
5 9 14 6 7 18 0 6 11
в ы ч и т а н и е
- У кого получилось это слово, выйдите и подарите медведю малинку. (Ученики у интерактивной доски переносят картинки).
- Что связано в математике с вычитанием?
= В математике с вычитанием связаны примеры.
- Значит, как будет звучать тема урока?
= Примеры на вычитание.
4. Выявление места и причины затруднения.
- А какие примеры мы с вами должны сегодня научиться вычитать, нам подскажет Машенька. (Слайд)
На слайде рядом с картинкой напечатаны примеры:
10- 6, 6- 4, 11-5, 11-6, 11 – 9.
- На какие две группы можно разделить эти примеры? (На интерактивной доске ученики разбивают примеры на 2группы).
- Почему так составили группы?
= Примеры из первой группы мы уже умеем решать, а примеры из второй группы мы ещё не умеем решать.
- Значит, как будет звучать наша тема урока?
- Примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с темой вывешивается на доску).
- Цель нашего урока?
= Научиться решать эти примеры.
- Научиться решать примеры на вычитание вида 11 - □. (Карточка с целью вывешивается на доску).
5. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сейчас вы сами, работая в группах, попытаетесь решить пример на новое правило. Сформулировать это правило. Если вы всё правильно сделаете, то поможете украсить Медведю гирлянду. (Слайд)
Ученики разбиваются на группы, получают карточки с примерами.
6. Реализация построенного проекта.
Ученики обсуждают решение примера, делают выводы по решению примера и записывают ответ.
Выходят к доске по очереди, рассказывают, как решали. Проговаривают правила решения примера. Если пример решён правильно, на интерактивной доске перемещают картинки игрушек на гирлянду. Каждый пример ученики записывают в тетрадь.
-
- Какой вывод вы сделали?
= Вспоминаем состав числа вычитаемого. Сначала вычитаем единицы до десятка, а потом вычитаем остальные единицы. (Правило вывешивается на доску).
- Вы сами составили таблицу вида 11 - □ и сформулировали правило для решения таких примеров.
- Маша и Медведь живут в лесу, где есть волшебные деревья. Давайте отдохнём с одной такой ёлочкой. (Динамическая физкультминутка)
7. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
- Решаем задачу, составленную по этому эпизоду. (Слайд)
- Передвиньте нужные слова. Дальше краткую запись пишете самостоятельно.
Подумайте, каким действием решается эта задача? Запишите решение и ответ.
Проверка решения задачи.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Устно составьте задачу про Машу и Медведя по выражению: 11 – 7.
- Запишите решение и ответ в тетрадь.
9. Включение в систему знаний и повторение.
- Медведь благодарит вас за ягодки, за помощь в оформлении гирлянды. Он подготовил вам подарки.
-
Примеры написаны на картинках.
Ученик решает у доски, а остальные работают в тетрадях.
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какое правило вы сегодня сами вывели?
- Если вы научились решать примеры, используя новое правило, подарите конфетку Маше, потому что именно с неё всё и началось. Если вы ещё не совсем поняли решение таких примеров, положите конфетку в конфетчицу, а если вы совсем не поняли решение таких примеров, положите конфетку на стол. (Работа на интерактивной доске)
- Я вижу, что урок даром не прошёл и многие из вас научились решать примеры вида 11 - □.
УУД: личностные: формирование алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план; осознание значимости умения решать учебную задачу.
регулятивные: освоение способа вычитания из 11 числа по частям с переходом через десяток, способов решения математических задач;
познавательные: поиск и отбор способов вычитания числа с переходом через десяток; моделирование заданий, способы решения задач.
коммуникативные: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, слышать, слушать и понимать других, взаимно контролировать действия друг друга.
2. Постановка учебной задачи, темы урока.
2 слайд: постановка учебной задачи: решить примеры и выбрать такой, который еще не решали, формулируем тему урока,
далее выезжает автобус( слайд 3),
4 слайд: надо продолжить предложения (мотивация на деятельность)
На уроке мы будем…
Мы постараемся…
3. Устный счет. (по рядам цепочкой)
Вычисляем примеры – покупаем билеты, отправляемся в путь.
5 слайд: попадаем в город. Что странного – он черно-белый, зловредная Клякса (6слайд) постаралась. Будем спасать?
7 слайд: улица Новоселов, заселяем домики, повторяем состав числа 11.
Улица стала цветной. Едем дальше.
4. Работа над темой урока.
8 слайд. Клякса встречает нас на улице Примеров.
учимся по схеме вычислять пример вида 11- 4.
Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток. Составление таблицы вычитания из числа 11.
На д о с к е разности:
Решение учащиеся выполняют самостоятельно по вариантам. (двое у доски)
Ответ: осталось 3 квадрата.
Ответ: осталось 2 морковки.
- Чем похожи решения задач?
Победив Кляксу мы возвращаемся домой.
8. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Какие открытия сделали?
– Какая работа вам понравилась больше всего?
Продолжи предложение: слайд 11
Сегодня я научился…
На уроке мне понравилось…
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: составить таблицу вычитания случаев вида 11- и провести работу, направленную на ее запоминание; развивать умение решать простые и составные задачи.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь других; составлять ответы на вопросы.
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях.
I . Мотивация к учебной деятельности (1мин).
II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3-4 мин).
III . Выявление места и причины затруднения (5-6 мин).
IV . Построение проекта, коррекция выявленных затруднений (8 мин).
V . Реализация построенного проекта и обобщение затруднений во внешней речи (15-13 мин).
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-4 мин).
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-4 мин).
VIII . Включение в систему знаний и повторения (2-3 мин).
IX . Рефлексия учебной деятельности на уроке (1-2 мин).
I . Мотивация к учебной деятельности (1мин).
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
II . Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (3-4 мин).
III . Выявление места и причины затруднения (5-6 мин).
Назовите выражение к высказыванию: уменьшаемое 10, вычитаемое 7.
(запись на доске 10-7)
Увеличьте уменьшаемое на 1, вычитаемое не меняйте. Какое выражение получится?
Составьте к последнему выражению еще два примера так, чтобы уменьшаемое не изменилось, а вычитаемое каждый раз увеличивалось на 1.
Как по первому примеру определить ответ следующих трех выражений?
Какими способами можно их вычислить еще?
IV . Построение проекта, коррекция выявленных затруднений (8 мин).
Откройте учебники на странице 82. Посмотрите на выражение с окошком, приведенное на полях.
Как вы думаете, что нам сегодня предстоит изучить на уроке?
Какие цели мы перед собой поставим?
V . Реализация построенного проекта и обобщение затруднений во внешней речи (15-13 мин).
Рассмотрите рисунки в учебнике. Объясните, как по частям из 11 вычесть 4. ( Сначала вычтем 1, чтобы получилось 10. Осталось вычесть еще 3, т.к.4-это 1 и 3. 10-3=7. Значит, из 11 вычесть 4- получится 7. )
Можно ли выполнить вычисления другим способом? ( Можно вычесть, воспользовавшись знанием состава числа 11 )
Объясните этот способ вычитания.
Рассмотрите примеры, записанные в красной рамке. Чем они похожи? (11)
Прочитайте эти примеры подряд.
Выполняем № 1 устно.
Физкультминутка
Руки за спину, головки назад.
Руки за спину, головки назад.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди.
№ 2. Решаем с объяснением.
№ 3. Разбор задач. Выполнение схемы на наборном полотне.
VI . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-4 мин).
Выполняем № 4. Прочитайте задачу.
VII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-4 мин).
Самостоятельно выполняем задание под знаком вопросика. Вам нужно вместо пустого окошка записать число.
У р о к 120. СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ:
Цели урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток; закреплять умение учащихся решать составные задачи; развивать навыки счета, логическое мышление учащихся.
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
11 12 13 11 12 13
III. Устный счёт.
2. Задача на смекалку.
Гусь тяжелее утки на 2 кг, но легче щенка на 3 кг. На сколько килограммов утка легче щенка? (На пять килограммов.)
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Для этой цели можно использовать задание 2 (с. 74 учебника, часть 2), но лучше записать его на доске совместно с аналогичными равенствами, составленными учителем.
Задание выполняется устно с объяснением.
После этого целесообразно повторить состав числа 11:
2. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 11 с переходом через десяток. Составление таблицы вычитания из числа 11.
На д о с к е записаны разности:
– Объясните разные способы решения выражения.
3. Запись таблицы вычитания из числа 11.
В тетрадях учащиеся записывают т а б л и ц у.
11 – 2 = 9 11 – 9 = 2
11 – 3 = 8 11 – 8 = 3
11 – 4 = 7 11 – 7 = 4
11 – 5 = 6 11 – 6 = 5
V. Работа над задачами.
Учащиеся разбирают и решают задачи задания 3 (с. 74 учебника, часть 2).
Одну из задач можно проиллюстрировать, а к другой сделать краткую запись.
Решение учащиеся выполняют с а м о с т о я т е л ь н о.
З а п и с ь в тетрадях:
Ответ: осталось закрасить 3 квадрата.
Принесли – 6 м. и 4 м.
Ответ: осталось 2 морковки.
Ученики читают задачу 4 (с. 74 учебника, часть 2).
– О чем в задаче спрашивается?
– Данная задача простая или составная? (Составная.)
– Почему так считаете?
– Объясните, как будете решать задачу. (Сначала узнаем, сколько горошин дали ростки у Коли. Для этого из десяти вычтем три.
1) 10 – 3 = 7 (г.)
Теперь узнаем, сколько горошин дали ростки у Миши. Для этого из десяти вычтем четыре.
2) 10 – 4 = 6 (г.).)
– Сформулируйте и запишите ответ задачи.
Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.
Ответ: 7 горошин дали ростки у Коли, 6 горошин – у Миши.
VI. Работа над развитием логического мышления учащихся.
В заключение урока учащимися выполняется задание на смекалку (с. 74 учебника, часть 2). (Получились 3 разные закладки: на первой – квадрат и круг; на второй – квадрат и треугольник, на третьей – треугольник и круг.)
Читайте также: