Проверочный диктант по теме шипящие согласные звуки 1 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представление о твёрдых согласных звуках [ж ] и [ш] и мягких звуках
[ч'] и [щ'].

Оценить 1707 0

Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представление о твёрдых согласных звуках [ж ] и [ш] и мягких звуках

Задачи:создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);способствовать закреплению знаний детей о правописании буквосочетаний жи-ши; содействовать формированию навыков грамотного письма;развивать у учащихся связную устную и письменную речь.

I .Орг.момент (слайд 2)

" Громко прозвенел звонок,

Ни минуты не теряем! "

II .Актуализация знаний

-Отгадать загадки и назвать первый звук.. (слайд 3)

Голове зимою зябко

Пригодиться в стужу…..(Шапка)

Есть копытный великан.

Шея как подъемный кран,

С рожками , пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела:

В дом не пускает. (Щенок)

-Итак, сегодня на уроке русского языка, мы будем учиться находить в словах шипящие звуки.

-Сегодня на минутке чистописания мы прописываем строчную букву Ш и слияние ша.

IV . Новый материал.

1.Скороговорки. ( Слайд 4)

Шапкой Миши шишки сшибли.

В живом уголке жили ежи и ужи.

- Давайте произнесем скороговорки сначала медленно, а затем в быстром темпе. Трудно было произносить?

-Какой шипящий звук слышится много раз в словах первой строчки?

- Во второй строчке?

- Давайте пожужжим. Произнесите по очереди эти звуки и скажите, твердо или мягко звучат эти звуки?

- Можно ли эти звуки произнести так, чтобы они стали мягкими? Получается? Какой вывод мы можем сделать?

Щеткой чищу я щенка.
Щекочу ему бока.

-Прочитайте скороговорку. В этих словах есть шипящие звуки?

- Сравните произношение данного звука со звуками [ ш ] и [ ж ]. Какой он?

V .ФИЗМИНУТКА

VI .Закрепление материала

-Списать и подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие шипящие согласные звуки.


Чашка, машина, роща, лыжник, щавель.


- Подчеркнуть буквы, которыми обозначаются только твердые шипящие согласные звуки.

2.Работа по учебнику

-На с.104 изображены предметы, хором называем их и называем шипящие звук, который слышим в этих словах.

-Какие из шипящих согласных звуков в этих словах твёрдые. А какие мягкие?

На с. 105 изображены предметы, давайте произнесем все вместе звуки, которые издаёт этот предмет.

шипит масло на сковороде ….. издаём звук

шуршат сухие листья под ногами …….

4.Коллективная работа по теме урока, по очереди каждый придумывает слово с шипящим звуком.

VII .Рефлексия. Итог урока. (Слайд7)

-Давайте вспомним, с какой темой урока мы сегодня познакомились?

-Какие познавательные вопросы задавали?

-Что нового каждый из вас узнал?

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень хорошая разработка урока! Спасибо! Можно четко проработать все вопросы по данной теме и нацели. Подробнее.

Спасибо большое за интересную разработку! Обязательно проведу библиотечный урок по данному материалу. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: определить уровень знаний учащихся по двум последним изученным темам ; проверить умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова; развивать орфографическую зоркость.

Планируемые результаты:

предметные: научатся различать парные согласные по звонкости-глухости и безударные гласные, поверяемые ударением; соотносить звучание и написание слов; объяснять расхождение звучания и написания слов; находить слова. Требующие проверки; использовать алгоритм проверки парных согласных и безударных гласных; сопоставлять буквы в проверочном проверяемом слове; исправлять свои ошибки. Личностные: рефлексивная самооценка; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками; умение анализировать свои действия и управлять ими. Метапредметные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

I . Орг. момент

Гласные и согласные

Бывают такие опасные!

Звук очень ясно слышится,

А буква другая пишется.

- Как мы называем опасные места, которые пишем по правилам? (орфограммы)

II . Актуализация знаний

- Какие орфограммы в корне слова мы изучили?

Работа в парах.

- Расскажите друг другу алгоритм проверки парных согласных. Приведите примеры

III . Самоопределение к деятельности

- Какие ещё орфограммы знаете?

- Сегодня на уроке мы проверим наши знания

IV . Работа по теме урока.

1. Чтение текста.

Снег укрыл весь лес. Старый дуб н а дел пушист ую шапку. На ветк ах берёзк и лежит снежный шарф. Куст ш и повника укут а н в бел ую шубку. Ёл о чка спрят а ла лапки в бел ые варежки. Тепло лесным жильцам. (33 сл.)

- Значение каких слов вы не поняли?

- На какие орфограммы вы услышали слова?

2. Запись текста под диктовку учителя.

3. Повторное чтение текста (проверка).

V . Физминутка

VI . Применение новых знаний (закрепление)

4. Грамматические задания.

1) Из 3 предложения выписать слова с парными согласными. Написать к ним проверочные слова.

2) Из последнего предложения выписать слова с проверяемыми безударными гласными. Написать к ним проверочные слова.

VII . Рефлексия.

- Прочитайте диктант жужжащим чтением ещё раз и проверьте написание слов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План конспект по русскому языку 1 класс

Дата проведения: 05.05.15г

Цель : создать условия для повторения и закрепления навыка употребления буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, проверить прочность усвоения навыка.

Способствовать развитию у учащихся любознательности, логического мышления.

Учить применять свои знания в разных ситуациях,

Воспитывать коммуникативность, умение оценивать учебную деятельность свою и одноклассников.

1. Личностные:

Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;

2. Познавательные

3. Коммуникативные -

Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.

4.Регулятивные :

1.Орг. момент

2. Предупредительные (объяснительные) диктанты

Подчеркнуть в словах буквосочетания на изученные правила письма.

1) В лесу пели чижи. 2) Дети пошли в рощу. 3) Птички ищут пищу. 4) В гнезде пищат птенцы. 5) В лесу журчал ручей. 6) Ольга была у врача. 7) Миша Чайкин поймал щуку. 8) Ужи ползут в камыши. 9) Девочка зажгла свечку. 10) Ручка лежит на столе. 11) Девочка пошла на почту. 12) Я учусь хорошо. 13) Лось идет в чащу леса. 14) Дятел стучал по дереву. 15) Весной встречай грача.

3. Проверочные диктанты

Юра Щукин ждал гостей. Гости пришли. На столе чай и чайник. Ребята пили чай. (14 слов)

У леса речка. Над водой чайки. Они ищут пищу. У реки камыши. Там живут ужи. В траве пищат птички. Малыши поймали щуку и леща. (24 слова)

4. Фонетико-графические задания на повторение темы

1. Написать буквы, которыми обозначаются шипящие согласные звуки.

2. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие шипящие согласные звуки.

Чашка, машина, роща, лыжник, щавель.

3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначаются только твердые шипящие согласные звуки .

Цель урока: пополнить знания детей о твердости – мягкости согласных звуков: [ж], [ш] – всегда твердые; [ч'],[щ'] – всегда мягкие.

  • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
  • способствовать закреплению знаний детей о правописании буквосочетаний жи-ши;
  • содействовать формированию навыков грамотного письма;
  • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
  • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

1) компьютер, проектор, экран;
2) учебник “Русский язык” 1 класс (автор Н.В. Нечаева) Самара: Издательство “Учебная литература” : Издательский дом “Федоров”, 2008;
3) образцы с печатными и письменными буквами ж, ш;
4) таблица-опора с правилом: “Жи-ши пиши с буквой и!”

  1. Оргмомент.
  2. Чистописание.
  3. Словарно-орфографическая работа.
  4. Активизация имеющихся знаний. Работа над новым материалом.
  5. Физкультминутка.
  6. Первичное закрепление.
  7. Обучающая самостоятельная работа.
  8. Физкультминутка.
  9. Актуализация полученных знаний.
  10. Упражнение на развитие логического мышления.
  11. Итог урока.

Ход урока

I. Оргмомент.

– Сегодня, ребята, у нас не обычный урок, а урок игра – путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде.

1. Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук. (Ж)

2. Ах, табуретка хороша!
Перевернул и буква… (Ша)

3. Какой звук повторяется:
Два щенка щека к щеке
Щиплют травку в уголке. ([Щ'])

4.Какой звук повторяется:
В ночи не кирпичи
Лопочут на печи.
Лопочут на печи
В опаре кирпичи. ([Ч'])

  1. Какие звуки дают эти буквы? (Согласные, шипящие.)
  2. На какие две группы можно разделить эти звуки? ([ж, ш] – всегда твердые; [ч', щ'] – всегда мягкие)

– Молодцы! Вот и куплены билеты. И мы отправляемся на станцию Чистописание.

II. Чистописание.

Запись на доске:

Найдите закономерность и допишите по образцу в тетради.

III. Словарно-орфографическая работа.

Вставьте пропущенную букву и обозначьте орфограмму.

(Ученики записали слова: корова, машина, земляника, карандаши.)

– Посмотрите внимательно, какое правило еще встречается в этих словах?

(Ши – пиши с буквой и.)

– Подчеркните эту орфограмму

IV. Активизация имеющихся знаний. Работа над новым материалом.

Правильно! ЖИ – в высоком, а ШИ – в низком.

  • Можно ли звуки [ж] и [ш] произнести так, чтобы они стали мягкими?
  • Не получается? А почему?
  • Правильно! Эти звуки всегда твердые!
  • А вот история, которую хотел вам рассказать брат ЖИ.

Пришел как-то брат ЖИ к брату ШИ и спросил:
“Подскажи мне, брат мой ШИ,
Как писаться должен я?”
И ответил брату ШИ:
“С буквой И ты дружи,
Потому что ЖИ и ШИ
Пишут только с буквой И”.
Тут и вспомнил братец ЖИ,
Что стрижи, чижи, ножи,
И ужи, и камыши,
И ерши, карандаши,
Мыши, крыши, шалаши
Пишут только через И.

  1. Ребята, давайте попробуем и мы составить слова с ЖИ и ШИ.
  • Сравните слова: уши – ужи. (Изменилась буква – изменилось значение слова.)
  • Еще раз прочитайте слова и скажите, как произносятся звуки [ж] и [ш]?

(Дети работают в карточках.)

Ж. раф, морж . , уж . ,
мыш . , ёж . к, стриж . , чиж . .

  • вставить верную букву;
  • подчеркнуть орфограмму;
  • найти основу предложения.

(Пчела жужж . т. Змея ш . пит. А лежебока рыж . й кот
Отлежал себе ж . вот.)

V. Физкультминутка.

Поймай звук! Я читаю слова, а ребята приседают, когда услышат буквосочетания жи – ши, и хлопают в ладоши, если таких буквосочетаний нет.

Парта, камыши, ужи, стол, лужи, доска, жираф, жир, машина ,дом, молоко, шуршат, жуют, живут.

VI. Первичное закрепление.

  • Где мы можем все это встретить: и гроздья душистой малины, и рыжик, и ежика? (В лесу.)
  • Каким словом, близким по значению, можно заменить слово “лес”? (Бор, чаща.)
  • Какие грибы и растения мы можем встретить в лесу?
  • Прочитайте слова и объясните правописание.
  • Составьте с этими словами предложение.
  • Назовите слова в стихотворении на такое же правило.
  • Какой сюрприз вы увидели? (Сюрприз звуков: [ж],[ш] – всегда твердые, но после них пишется буква и. Она не обозначает мягкость этих звуков.)
  • Выпишите слова, обозначьте орфограмму.

(РЫЖИКИ, ЖИМОЛОСТЬ, ШИПОВНИК, ЛАНДЫШИ)

VII. Обучающая самостоятельная работа.

  • Просмотрите слова. Догадались, на какое правило слова?
  • I в. – выписывает слова с буквосочетанием жи;

VIII. Физкультминутка.

IX. Актуализация полученных знаний.

На следующей станции продают яблочки, но среди них есть порченые. Помогите выбрать свежие, сочные, вкусные. (МашЫнка, пушИнка, шЫпы, шИна, ужИн, грушИ)

X. Упражнение на развитие логического мышления.

Ассоциация. Найди пару.

XI. Итог урока.

– Ребята, удачным ли было наше путешествие?

(Мы ни разу не ошиблись, правильно писали все слова, мы крепко-накрепко запомнили “секретики” шипящих звуков.)

Читайте также: