Конспект урока снова в школу 2 класс литературное чтение на родном языке

Обновлено: 04.07.2024

Педагогическая цель урока:обучать умению выделять проблемы, формулировать гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы

Задачи:

Обучающие: совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения, определять главную мысль;

Развивающие: содействовать развитию умения анализировать и сравнивать произведения, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным моделям, развивать речь, логическое мышление, внимание;

Воспитывающие: содействовать воспитанию в детях умения наслаждаться литературным чтением, музыкой, понимать и любить художественное слово, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.

Тип урока: изучение нового материала

Планируемые результаты:

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке успешности учебной деятельности, к самостоятельности и организованности.

а) Познавательные УУД:

выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.

в) Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

а) формировать представление об особенности жанра сказки;

б) формировать представление учащихся о народной сказке-цепочке;

в) формировать умение характеризовать сказочных персонажей;

г) формировать умения соотносить главную мысль сказки и пословицу

д) формировать умения анализировать, сравнивать произведения и поступки героев произведений

Технология: исследование ( Образец исследования)

Организация образовательного пространства

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, парная

1.Организационный момент.

- Прозвенел звонок, и вот начинается урок,

Встали ровно, подтянулись и гостям всем улыбнулись.

Пусть эта добрая улыбка поможет вам!

2. Мотивация. Погружение в тему.

(На фоне музыки «В гостях у сказки)

- Назовите тему, которую мы проходим на последних уроках ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ. (На классной доске написано)

- Что знаете по этой теме? ( Жанр – сказка. Сказка – это мудрость народа. Вид сказок – волшебная, бытовая, о животных. Автор – народ. Пересказывали писатели, добавляли что-то своё.) (Работа по таблице. По мере того, как дети отвечают, на доске появляются карточки)

- Сказка – это народная мудрость. Через сказку мы узнаем историю жизни русского народа. Испокон веков народ бережно сохранял дедовские традиции. Рассказывая сегодня сказку, мы ничем не отличаемся от наших далеких предков. Мы становимся одним звеном в цепочке поколений русских людей. И это прекрасно! Но каждый человек пересказывает её на свой лад, добавляет что-то своё, особенное. Так меняется сказка.

3. Погружение в тему.

- А кто это шуршит в нашем классе?

(Вдруг появляются 3 мышки в одинаковых масках).

- Здравствуйте, а кто вы?

- (Хором пищат) Мышки.

- Поднимите руку, кто читал такую книгу? (Все)

-Поднимите руку, кто знаком с такой сказкой? (Все)

-Поднимите руку, кто читал такую книгу? (Никто)

- (Четвертая мышка. Таранов) – Я – просто мышка

- А зачем вы к нам пришли?

- Мы принесли вам речевую разминку.

(На доске написана речевая разминка)

4. Речевая разминка.

- Речевая разминка. Прочитайте высказывание на доске:

И прогремит оно, как гром!

И сразу мыши зашуршат.

- Прочитайте первые две строчки громко. Прочитайте третью и четвертую стоки шепотом.

- Вам понятно, почему это произошло? (Звонкие звуки (Г, Р, М) изображают грозу. Глухие звуки (Ш, С, Т) показывают, как шуршат мыши).

- Этот художественный приём делает нашу речь яркой и выразительной. А где нам пригодиться умение владеть своим голосом? (Для выразительного чтения текстов).

5. Постановка целей и задач урока.

- Интересное задание вы нам приготовили. А всё-таки, почему вы мышки из разных народных сказок вместе собрались у нас на уроке?

(Мышки молча и быстро разбегаются, снимают маски и садятся за парты).

- Значит, какая тема урока? (РНС)

- Поставьте задачи на урок. Чем сегодня будем заниматься?

- Мы сказки знаем нарубок,

Ведь с детства их читаем.

Но что-то новое, дружок,

Сейчас о них узнаем!

- Давайте, на время урока станем исследователями.

- Значит, чем будем заниматься на уроке? (Исследовать, изучать русские народные сказки)

- Чтобы правильно провести исследование, надо набраться и знаний.

6. Проверка домашнего задания.

- Проверим домашнее задание.

(Учитель показывает на портрет писателей)

- Что вы испытываете по отношению к героям, оставшимся без дома? (Жалость)

- Сравните, как заканчиваются обе сказки. (Одинаково. Медведь залез на теремок, и домик рассыпался. Звери разбежались и остались без дома)

- Какое ваше отношение к поведению медведя. (Он злой, плохо поступил)

- Какую пословицу вы подберёте к героям сказки?

(1. Любят того, кто не обижает никого. 2. Друг за друга держаться – никого не бояться. Не дружи с тем, кто хуже тебя)

- Если в вашей жизни появится человек, который своими действиями огорчит вас, как вы поступите? (Не надо обижаться, дружить с теми, кто лучше тебя)

7.Освоение новых знаний.

- Чтобы работа шла быстро и хорошо, надо составить план.

- Назовите, что можно сравнивать в текстах. (Жанр, названия, вид, героев, автора, тема, идея).

- Всё, что вы назвали, я отразили по пунктам.

План работы.

1. Жанр произведения.

3. Автор произведения (кто текст создал)

4. Кто пересказал сказки

5. Название сказки.

9. Характеристика мышки

8. Первичное чтение сказки подготовленным учеником.

- Прочитает сказку Перекрёстова Ангелина, а вы следите и карандашом отмечайте, кто из героев что говорит, чтобы затем прочитать по ролям.

-Пересказал её писатель Михаил Александрович Булатов. (Учитель показывает на портрет писателя)

- Булатов Михаил Александрович (1913-1963) Работал корреспондентом в газете, на Всероссийском детском радио. Он пересказывал для детей много разных сказок.

9. Физминутка.

- Сейчас немного отдохнем перед серьёзной работой. Я буду загадывать героя сказки, а вы изобразите отгадку кто этот герой и как он убегал от медведя с помощью движений, жестов и мимики. Проверить себя вы сможете, посмотрев на доску.

Загадки:

1.Зимой белый, летом серый. (Заяц)

2.Маленькая, серенька, под столом таится,

Кошки боится. (Мышка)

3.Кто в лесу холодном

Рыщет злой, голодный? (Волк)

4.Скачет зверушка: не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку комар и мушка. (Лягушка)

5.Рыжая плутовка с пушистым хвостом

Ищет зайку под кустом. (Лиса)

10. Парная работа.

- Молодцы, ребята! Хорошо, вы показали каждого персонажа.

(На доске герои сказки)

- Теперь приступим к исследованию.

Работа в паре. Каждый выполняет задание по своей сказке.

1 вариант – по сказке Е.Чарушина.

2 вариант – по сказке М.Булатова.

Затем, как всё сделаете, сравните, что у сказок одинаковое, а что разное.

- Как надо работать в паре?

- Проверим работу одной пары, а вы себя проверите самостоятельно. Вызываю двух исследователей Телегину Ангелину и Таранову Алину. Ангелина будет отвечать на вопросы, по произведению в пересказе Е.Чарушина, а Алина – М.Булатова.

1.К какому жанру относится произведения? (Одинаковый)

2. Назовите вид сказок: о ком они (О животных) Да

3.Кто автор произведений: кто их создал? (Один и тот же автор?) Да

4.Кто пересказал сказки? (Е Чарушин, М.Булатов) (Совпадают ответы) (Нет)

5. Как называются сказки? (Одинаковое название?) Да

6.Какую тему ты выбрал? (всем нужен дом, дружба, вместе веселее) Темы сказок одинаковые? (Да)

- Молодцы. Хорошие вы исследователи. Садитесь на свои места. Нарисуйте смайлик, как итог вашей работы. Поднимите руку, те, у кого нет ошибок.

11. Чтение сказки М.Булатова по ролям.

- Продолжим работу. Прочитаем сказку по ролям.

- Иди сюда мышка-норушка из сказки Михаила Булатова.

- Предоставляем тебе право выбрать партнёров для чтения сказки по ролям.

- Ребята, вы следите за чтением, а потом мы продолжим исследование: сравним, как заканчиваются сказки, и подумаем, с какой целью они созданы.

(Дети читают по ролям. Открываю готовый теремок или в конце сказки из заготовленных резных деталей строят новый теремок)

12. Первичное закрепление новых знаний.

- Продолжаем исследование устно. Сравните и скажите…

- Как заканчиваются сказки. (По-разному)

- Почему Михаил Булатов окончил её именно так? (Ему было жаль бездомных животных, и он научил их, как самим построить себе дом)

- Значит, какая идея его сказки? (Находить выход из сложной ситуации: вместе решать проблему)

– Вспомните, чему учит сказка Е.Чарушина. ( Нужно уметь дружить, в тесноте, да не в обиде)

- Подбери пословицу (Не учись разрушать, а учись строить.)

- Какая из сказок вам больше всего понравилась? Почему? (М.Булатова. Они дружные, трудолюбивые, не бояться трудностей)

- Мы нашли ответ на задачу урока: Что общего между мышками из разных сказок? (Нет)

- А со всеми героями – мишками мы уже познакомились? (Нет)

- Какие чувства испытали, когда слушали сказку? (Мне понравился дедушка: он порадовался, что его рукавичка, обогрела своим теплом многих зверей)

- Что услышали? ( Виться - крутиться вокруг руки)

13.Самостоятельная работа. Описание героя.

- А теперь мы со всеми мышками из сказок познакомились? (Да)

- Теперь мы с вами можем ответить на вопрос: «Что общего между мышками из разных сказок? (Да) (Они одинаковые по характеру. Учат дружелюбию)

Самостоятельная работа.

-У каждого из вас на парте лежит портрет мышки. Напишите пять слов, которые описывают, какая она по внешности и характеру. Можете дать ей своё имя.

(Учитель берет героя мышку к тексту)

- Сверим наши мысли. Я читаю слово, если оно у вас есть, вы его подчеркиваете. (Добрая приветливая, маленькая, быстрая, хозяйственная Мышка - малышка всем помощница)

- У кого есть ещё слова, прочитайте.

- Ребята, кто из вас хочет обладать такими же положительными качествами, как русский народ наделил в сказке мышку? Я тоже стараюсь себя так вести. Я считаю, что эти положительные качества помогают в жизни.

14. Характеристика героев.

(Учитель закрывает доску и возвращает мышку к другим персонажам)

– Наша мышка первая нашла домик. А кто пришел потом? Расставьте героев по очередности их появления в сказке. (Мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь)

- Посмотрите, что можете сказать о героях? (Появляются от маленького к большему)

- Как вы думаете, почему герои появляются в таком порядке? (Нагнетание тревоги. Что произойдет дальше, как герои решат проблему.)

- Приведите пример русской народной сказки - цепочки, где есть герой мышка и сказка учит дружбе. (Рукавичка, Репка)

15.Итог урока

- Подведем итог нашей исследовательской работы.

- Где применяют это слово?

- Прочитайте пословицу: Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

- Какой урок мы получили, прочитав все сказки-цепочки? (На примерах животных, разные авторы учат нас правильно себя вести по отношению к окружающим, быть дружелюбными, ценить и беречь свой дом)

- А можно сказать, что дом – это семья? а школа? Родина?

- Значит, все эти сказки о том, как важно иметь свой хороший дом и уметь обустраивать его!

Дом – это твоя семья!

Дом – это Родина твоя!

Дом – любимая мама!

Дом – это наша планета Земля!

Любите и оберегайте свой Дом!

16.Рефлексия.

- Покажите мимикой ваше настроение после урока.

- Кому понравилось быть исследователями?

- Где пригодятся полученные нами знания? (В жизни)

17.Домашнее задание. На выбор.

2.Придумайте свою сказку-цепочку, нарисуйте рисунок

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Форма урока: урок-игра

1. Образовательная:

поговорить о жанрах: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”;

2. Развивающая:

развитие умения внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст;

развитие грамотной устной речи;

формирование навыков выразительного чтения

3. Воспитательная:

воспитание бережного отношения к устному народному творчеству;

воспитание нравственных качеств.

I . Организационный момент.

Сегодня у нас необычный урок

О жанрах устного народного

То, что читали, повторим.

2. Определение темы целей урока .

Помните, мы с вами говорили: литература – это, то, что написано буквами. Литера – это буква. Литературное произведение пишется, а фольклорное сказывается. Итак, кто же сможет объяснить, что значит “устное творчество русского народа”?

(Дети рассказывают своими словами). А теперь найдите определение устного народного творчества в учебнике и прочитайте.

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

II . 1. Беседа с учащимися

- Какие произведения фольклора вам знакомы?

- Когда и как проходило ваше знакомство с произведениями устного народного творчества?

- Встречались ли вы с произведениями фольклора, кроме уроков литературы, еще где-то?

2.Работа с учебником и справочником.

-Кто сможет сказать, что такое пословица? А теперь найдите и прочитайте определение пословицы в учебнике

-А для чего нам нужны скороговорки? (Мы тренируем наш язычок, чтобы чётко и правильно выговаривать все звуки.)

-Один, два, три, четыре, пять –

Кто умеет здесь считать?

Что в кружочке здесь стоят.

Как называется этот жанр народного творчества? Ответы детей.

-Как вы думаете, а для чего нужны потешки?

(Потешка – это песенка или стишок для игр с маленькими детьми. Это игры с пальчиками, ручками и ножками.)

-Ребята, а кто может сказать, что такое небылицы?

(Быль – это то, что было, правда. А небылица – это выдумка. Это то, чего не бывает, не было.)

-Что это такое? Замысловатое описание предмета или явления, составленное с целью испытать сообразительность, наблюдательность и смекалку человека.

-Что такое сказка? (Ответы детей. )

- Найдите в учебнике определение сказки и прочитайте.

Это устный рассказ о чём-то необычном, во что трудно поверить, о невероятном, фантастическом. У каждого народа есть свои сказки, которые передаются от старших к младшим. Когда мы открываем книгу с народными сказками, то не увидим в ней фамилии авторов, потому что автор народных сказок – народ.

- Ребята, а кто может сказать, что такое былина? Ответы детей.

А вот какое определение былины даёт толковый словарь Ожегова. (зачитать)

Былина – это произведение русского фольклора о подвигах героев, которые жили в далёком прошлом. Они боролись со злыми силами, с врагами русской земли.

- Каких былинных героев-богатырей вы знаете?

1. Раздадим учащимся заранее подготовленное игровое поле и карточки с текстами.


Описание: данный урок-викторина предназначен для учителей начальных классов, может быть полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Цель: формирование представления о сказке как о произведении русского народного творчества.

- знакомить с историей происхождения сказки, их авторами и героями;

- развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- формировать дружеские отношения внутри коллектива.

1. Мотивация учебной деятельности:

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы всё-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Учитель: сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы отправимся в путешествие по сказкам.


Самые первые произведения, которые начинают читать человеку, - сказки. Придя в школу, переходя из класса в класс, вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их героев.

Разбиваемся на команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности.

(Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд )


2. Актуализация знаний.

- Вам нужно вспомнить виды устного народного творчества.

Написать их на карточках (Потешки, частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки.)

( Дети берут карточки с текстом и определяют вид устного народного творчества).

Раз, два, три, четыре, пять

Будем в прятки мы играть

Звёзды, месяц, луг, цветы…

Поводи поди-ка ты!

Люли, люли, люленьки

Летят сизы гуленьки,

Летят гули вон, вон,

Несут Маше сон, сон,

Стали гули ворковать,

Стала Маша засыпать.

- Тиn, иди молотить!

- Тит, иди кашу есть!

Где моя большая ложка?

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла,

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.


3. Обобщение пройденного материала

Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, прочитайте отрывок текста на слайде, отгадайте название сказки:

1. Идёт зайчик опять дорогой, плачет пуще прежнего. Eму навстречу - петух с косой:
- Ку-ка-реку! O чём, зайчик, плачешь?
- Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы - ледяная.

Попросилась она ко мне переночевать, да меня же и выгнала!
- Пойдём, я твоему горю помогу!


2. Только сказал - ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.

Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается.

Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь…


3. -Я Мышка-норушка, а ты кто?

-А я – лягушка-квакушка.

-Иди ко мне жить.

И стали они жить вдвоем…


4. Молочная речка – кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

-Упал в меня камень, - отвечает речка, - мешает молоку дальше течь.

Сдвинь его в сторону – скажу, куда гуси-лебеди полетели.


5. Я от бабушки ушёл.

Я от дедушки ушёл,


4. Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга живёт. (поворот обратно )
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, ( показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)


Учитель: Какие волшебные средства - предметы были у данных сказочных героев?

Объясни значение этих слов:

1.У Буратино (золотой ключик).

Золотой ключик Буратино помог попасть в страну радости, счастья.


2.У Феи (волшебная палочка)

С помощью этой палочки в сказках осуществляется волшебство, поэтому

она и называется волшебной.


3. У девочки Жени (цветик - семицветик)

Волшебный цветок так называется потому, что у него 7 лепестков. У каждого лепестка свой цвет, получается семь оттенков цвета, поэтому – семицветик.


4.У зайчика (Лубяная избушка)

Лубяная , сделанная из луба, деревянная избушка.


5.У Золушки (хрустальная туфелька)

Хрустальная или стеклянная туфелька.

Могла ли быть на самом деле такая туфелька?


Учитель: в следующем задании необходимо узнать название сказки по опорным словам:

Сказка 1: солдат, старуха, топор («Каша из топора)



В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.


Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?


Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут … (лягушка)


Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.


В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.


Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?


8. Творческое задание:

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы:

1) Кота в сапогах



9. Итог урока:

Чем отличается сказка от других произведений?

Каждая сказка чему -то учит. Расскажите, чему?

Подведение итогов викторины

10. Рефлексия.

- Понравился ли урок?

- Как вы себя оцените, все ли удалось на уроке?

- Легко ли вам было справляться с заданиями?

Кто, по вашему мнению, был лучшим?

Д/З - подготовить пересказ любимой сказки по опорным словам.

Рекомендательный список книг для самостоятельного чтения:

1.Лакоценина Т.П. “Волшебный мир знаний”. Выпуск 2.

2.“Сказочный алфавит”. Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2

Литературное чтение – 2 класс. Конспекты. Поурочные разработки. Викторины. Игры

Пособие содержит поурочные разработки уроков по литературному чтению для 2 класса, составленные в соответствии с требованиями ФГОС. Здесь вы можете найти конспекты стандартных и нестандартных уроков. В конспекты включены кроссворды, игровые задания, загадки, викторины, которые позволяют повысить активность учащихся и сделать уроки чтения насыщенными и интересными.

Материалы предназначены учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей.

Урок литературного чтения во 2 классе

Конспект урока по литературному чтению

Конспект урока чтения в коррекционной школе

Литературная викторина с ответами по рассказам М.Пришвина

Литературная викторина с ответами по рассказам М.Пришвина "Журка" и "Хромка" 2 классАвтор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов для проведения внеклассных мероприятий, уроков литературного чтения для учащихся младших классов. ПодготовкаПрочитать рассказы М. Пришвина "Журка" и "Хромка" Цель:Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы. .

Конспект урока внеклассного чтения, 2 класс Иван Сергеевич Соколов-Микитов

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Русские пословицы и поговорки".Автор: Щербакова Светлана Сергеевна, учитель начальных классов, МБОУ гимназия, г.Урюпинск, Волгоградская область Описание: Данный урок - урок открытия новых знаний предназначен для 2 класса, программа "Школа 2100". Конспект урока разработан по ФГОС. Данный материал может быть использован во внеурочной деятельности. Тема урока: Русские пословицы и поговорки. Цель: -вызвать интерес к пословицам и поговоркам, как я.


Читайте также: