Конспект урока начальная форма имени существительного 2 класс

Обновлено: 05.07.2024

- демонстрационный материал (в виде карточек со словами, шрифт 120):

ЗАЯЦ МОЛОТОК ГРАД ВЕСЕЛЬЕ ХОДЬБА
ЧАЙКА МАШИНА ВЬЮГА СКУКА ЗАКАЛИВАНИЕ
КОРОВА ПЛАТЬЕ СОБРАНИЕ СЧАСТЬЕ БЕГ
БЕЛОЧКА ДОЖДЬ ЭКСКУРСИЯ ЖАДНОСТЬ ЩЕДРОСТЬ

- учебник (А.В. Полякова “Русский язык”, 2 класс;)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарно-орфографическая работа.

1. Запись слов под диктовку учителя “тройками” (на закрытой части доски ученик вставляет безударные гласные в слова).

И…ти, м…дведь, ящ…рица

с…лат, утр…нник, щ…нок

сн…гирь, тр…мвай, в…рона

л…гушка, н…деля, …гурец.

2. Взаимопроверка работ.

III. Cообщение темы урока.

- Прочитайте первые буквы слов и узнаете тему урока, но несколько букв из названия темы выпало. Кто уже догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (об имени существительном)

- Какое слово лишнее и почему? (идти –глагол)

IV. Постановка целей урока.

- Подумайте, какие цели можете перед собой поставить?

- Сформулируйте цели урока с помощью опорных слов (на доске):

1. Учиться отличать … (имя существительное) от других частей речи.

2. Узнать больше … (об имени существительном)

3. Работать … (активно, быстро, внимательно, творчески и т.д.)

V. Изучение новой темы.

1.На доске изображение девочки – “имени существительного”:


- Эту девочку зовут “Имя существительное”

- Я отвечаю на вопросы кто? что?

- Я обозначаю предметы.

Учитель: - На какие две группы можно разделить все предметы? (живые и неживые)

- Кроме предметов, имена существительные могут обозначать явления природы (например, радуга, снегопад), события (революция, утренник), абстрактные понятия (дружба, любовь), действия, процессы (рисование, прыжок)

- Подведём итог. Что обозначает имя существительное?

2. Практическая работа. Распределительное письмо.

- Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на партах. Выделите зелёным цветом орфограммы в данных словах. Подумайте, к какой группе можно отнести ваше слово.

Прикрепите карточки в первую строку таблицы, во вторую и т.д. (таблица на доске):

предметы живые заяц чайка корова белочка
неживые молоток машина платье
явления природы дождь град вьюга
события собрание экскурсия война
абстрактные понятия веселье скука счастье жадность щедрость
действия, процессы ходьба закаливание

- Дети записывают слова по группам в тетрадь.

- Итак, что же может рассказать о себе имя существительное?

- Дополнительное задание: в какой группе слов встретились антонимы? Назовите их. (веселье-скука, жадность – щедрость)

- Я буду называть слова. Если это имя существительное, вы приседаете, а если другая часть речи – поднимаете руки вверх и потягиваетесь.

Мышка, синий, дерево, играть, праздник, Дюймовочка, красивый, цветок, писать, пенал, дружба, большой.

VI. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником.

Самостоятельное выполнение упражнения 208 (стр.95)

2. Дополнительное задание: надпишите карандашом над каждым именем существительным номер группы, к которой относится данное слово:

2 – явление природы

4 – абстрактное понятие

5 – действие, процессы

VII. Наблюдение над ролью имён существительных в предложении.

- Составление предложения из слов (запись на доске):

горку ребята во построили дворе

- Разбор предложения по членам.

- Сделайте вывод, какими членами предложения могут быть имена существительные?

- Что может добавить о себе имя существительное?

VIII. Задание для умников и умниц.

Выберите из предложенных слов те, которые являются именами существительными:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме : " Имя существительное". Технологическая карта уроков составлена по УМК Школа России в соответствии с ФГОС 2-го поколения.

Технологическая карта урока

Описание урока/занятия

Предмет/класс

Русский язык, 2

Имя существительное как часть речи

Урок открытия новых знаний

Формы организации познавательной деятельности

Подводящий диалог, индивидуальная, фронтальная, групповая

Познакомить учащихся с именем существительным как частью речи.

Задачи урока

Познакомить с основными признаками имен существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Формировать умение различать имена существительные от других частей речи;

Создать на уроке ситуацию психологического комфорта, для усвоения новых знаний:

5. Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

- что обозначают имена существительные;

- на какие вопросы отвечают имена существительные;

- как подчеркиваются и как подписываются сокращенно имена существительные.

- распознавать имена существительные среди других частей речи;

- правильно задавать вопросы к именам существительным (кто? что? к кому? о чём? и др.);

- правильно употреблять в речи мена существительные.

формировать чувства гордости за свою Родину;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

Регулятивные УУД

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать свое предположение (версию)

Познавательные УУД

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт

Коммуникативные УУД

- уметь высказывать свое мнение;

- слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения при совместной работе в группах и в паре

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;

- сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры;

- овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка и правилах речевого этикета;

- осознания безошибочного письма как одного из проявления собственного уровня культуры;

- освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка;

- формирование умений анализировать основные единицы языка.

Дидактическая структура урока.

1. Дидактическая структура урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа

III. Минутка чистописания

IV. Актуализация опорных знаний

V. Самоопределение к деятельности

VI. Систематизация знаний по теме

IХ. Закрепление полученных знаний

Х. Подвижная физминутка

XI. Самостоятельная работа

XII. Итог урока. Рефлексия

XIII. Домашнее задание

Оборудование и материалы

Используемые образовательные ресурсы

Печатные:

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Конспект урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Руки, ноги, голова,

Плечи, пояс и спина-

Все имеет имена…

Все готовы сей же миг изучать родной язык?

Дети выполняют движения, отвечают на вопрос учителя.

II. Словарная работа

- Проверьте по плакату свою посадку при письме.

- Запишите слова. Что общего у этих слов?

- Какой общей темой они объедены?

- Какой месяц сейчас идет?

- Что вы можете рассказать об этом месяце?

- Русский композитор Петр Ильич Чайковский февраль ассоциировал с веселым праздником Масленицы (определение дано на слайде). И свои чувства выразил в музыке. Послушайте.

- Февраль – это удивительный месяц, который становится завершающим аккордом злобной и ненасытной зимы. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами. Февраль - самый короткий, но самый вьюжный зимний месяц. В народе о нём говорят: месяц лютый, солнце на лето поворачивает, зиму замыкает, весну строит.

Принимают правильную осанку при письме

- Это словарные слова

- В феврале 28 дней или 29 дней. Если 29 дней - такой год называется високосный. Февраль - это последний зимний месяц.

Минутка чистописания

Цель - формирование каллиграфического навыка письма

- Сегодня на минутке чистописания мы будем прописывать первую букву в названии последнего месяца зимы. Догадались, что эта за буква?

(Включить показ написания буквы Фф.)

Прописывают буквы Фф.

Актуализация знаний

Цель - повторение изученного материала, подведение под тему урока

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят предложения?

- На прошлых уроках мы с вами некоторые слова объединили в большие группы. Какие это группы?

- Как называются вместе эти группы слов?

- Из предложений, тесно связанных между собой.

- Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

V. Самоопределение к деятельности

Цель: самостоятельное определение темы урока и формулирование задач урока.

- Сегодня мы с вами приступим к более подробному изучению одной из частей речи.

- Догадайтесь, какую часть речи мы с вами будем изучать несколько уроков.

Цель: Определять объект анализа и синтеза, т.е. отграничивать вещь или

процесс от других вещей

Сегодня вы услышите интересный рассказ, после чего вам предстоит

ответить на вопрос КТО ЭТО?

Чтобы ответить на этот вопрос, вам необходимо внимательно слушать и

слова, называющие предметы, признаки и действия, по которым легко

Гуляло по лесу Большое-лохматое.

Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Не отвечает Большое-лохматое.

Жара его разморила, в речку загнала.

Лапами Большое-лохматое машет, головой трясет, плывет - карасей пугает.

Не отвечает Большое-лохматое.

Медком лакомится, на пчел рычит, от них лапами отмахивается.

Итак, вы догадались, кто это? Верно, это медведь (Появляются две

картинки). Но медведи бывают белые и бурые. О каком именно

медведе вы слушали рассказ? О буром. По каким словам-

предметам, признакам и действиям вы это определили?

Предметы: по лесу, малинник, пчёлы, мёдом. Признаки: большое,

лохматое. Действия: гуляло, залезло, лакомится, рычит. Соединим всё

вместе - получим медведя.

Вывод: Устанавливая существенные признаки изучаемого объекта, мы легко

определяем сам объект.

Итак, слово медведь и другие слова появились на слайде, по ним догадайтесь, о какой части речи пойдем сегодня речь.

- Сегодня мы с вами вспомним, что мы уже знаем об имени существительном и откроем еще некоторые тайны этой части речи.

- Вот перед вами Снеговик в роли имени существительного. Посмотрите, сколько нам предстоит узнать об этой удивительной части речи. (Снеговик будет приходить на протяжении всех уроков по данной теме)

развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость.

Оборудование: пластмассовые шарика, коврики (для физминуток), карточки со словами: морфология; фрукты, реки, города; снег, заяц, лисицы, дятел; изображение дома с фундаментом; 4 этажа с фундаментом и крышей для постройки дома имени существительного;

I. Оргмомент.

Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется?

II. Гимнастика для пальцев рук.

(у всех на парте лежат пластмассовые шарики)

Для того, чтобы выполнять работу в тетради аккуратно, не уставать, разомнём наши пальчики с помощью пластмассовых шариков. (выполняют гимнастику за учителем).

Запишите число, классная работа.

на доске: М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух.

- Что общего? (это всё словарные слова) Вставляем по ходу пропущенные буквы.

- Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? (жёлтый, т.к. это прилагательное, а все остальные слова- имена существительные)

- Кто сможет сформулировать тему урока? (тема урока – имена существительные)

- Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы.

- А что вы уже знаете об этой части речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет)

- Амина приготовила нам стихотворение об этой части речи, давайте послушаем:

Всему название дано, - и зверю и предмету

Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

- У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А все части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ (вывешиваю карточку). У каждой части речи (а какие части речи вы знаете?) есть свой дом. И вот сегодня мы будем строить такой дом для имени существительного.

IV. Работа по теме.

- У каждого жома есть фундамент, основание. (показываю рисунок с изображением дома на фундаменте).

И в нашем доме ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ является фундаментом. (вывешиваю на доску)

- Для того, чтобы построить первый этаж дома, вернёмся к словарным словам. На какие 2 группы их можно разделить? (слова, отвечающие на вопрос кто? и на вопрос что?; одушевлённые и неодушевлённые)

- Это и будет первым этажом для дома имени существительного (вывешиваю первый этаж)

-Запишите данные слова в два столбика. В левый – одушевлённые существительные, в правый – неодушевлённые.

Девочки хлопают( по 1 разу на каждое слово) услышав одушевлённое имя сущ.; мальчики – неодушевлённое.

Кот, мяч, ворона, дом, карась, окно, лопата, дятел, книга, гусь, доктор, стучит, гром, гвоздь, муха, платок , красный.

Классификация существительных

- Сейчас и разберёмся в этом вопросе.

Я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом:

Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ

Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ

Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ

Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ

Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА

Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА

Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ

Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

- Подбери ещё названья

Фруктов, рек и городов.

- Итак, запишите названия рек,, городов и фруктов в три столбика (по 3 слова в каждый)

Фрукты: Реки: Города:

- Так только ли предметы обозначают имена существительные? (нет, они могут ещё обозначать названия рек, городов, явлений природы, профессий и т.д.) (вывешиваю второй этаж дома)

- ФИЗМИНУТКА. Перед тем, как построить следующий этаж, отдохнём. Выполняется зарядка на ковриках

Роль существительных в речи и предложении.

на доске текст: Пуш..стый …. (сне г ) укрыл п..риной поляну. Вот промчался трусливый …. (заяц). Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … (лисицы). Стучит по стволу дерева … (дятел).

- Прочитайте текст самостоятельно. Всё ли вам понятно? Почему? (нет, так как не понятен смысл предложений.)

- Что нужно сделать, для того, чтобы текст стал понятным? (вставить пропущенные слова)

- Работа в парах. Я предлагаю вам обсудить в парах какие нужно вставить слова. Потом выслушаем ваши ответы.

- Запишите первое предложение с комментированием.

- Второе предложение записывают под диктовку (текст закрываю)

- Треть предложение пишут по памяти

- Четвёртое предложение распространяют именами прилагательными. (Например: Стучит по стволу толстого дерева пёстрый дятел)

- Придумайте заголовок к этому тексту. (Зима в лесу)

- У меня на доске записаны три варианта предложений. Прочитайте их и скажите, какое из них подходит к тексту.

1. Весной животные любят греться на солнце.

2. Ребятам нравиться кататься с ледяной горы.

3. Только не спит в своей берлоге медведь.

(Дети доказываю, что именно третье предложение подходит)

- Возьмите простые карандаши и линейки. (подчёркиваем в каждом предложении главные члены).

- Назовите предложение, в котором вставленное слово (имя существительное) является второстепенным членом предложения.(Третье - лисицы)

ВЫВОД: Имена существительные могут быть в предложении как главным членом предложения , так и второстепенным. (вывешивается третий этаж).

- В доме для имени существительного есть ещё четвёртый этаж, но мы его сможем построить немного позже, изучив нужные для этого темы. (вывешиваю пустой этаж и крышу дома).

Давайте обобщим наши сегодняшние полученные знания по этажам. (ученик делает вывод с помощью дома)

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными, могут обозначать не только предметы, но и названия городов, рек, улиц, профессий, явлений природы и т.д.; в предложении могут быть как главным, так и второстепенным членом предложения.

VI. Домашнее задание. с 14, упр. 392.

VII. Оценивание


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Имя существительное как часть речи"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Смотрите похожие материалы

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Рейтинг: / 11
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Учимся определять начальную форму слов

Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время (в мин.)

ЭОР№2
Работа с алгоритмом 1. Какая буква нужна на конце слова?
(если правильно её вставить, получатся интересные пары)
2. Алгоритм проверки безударной гласной в корне слова

3. Самостоятельная работа.
Исправьте ошибки в тексте.
На дворе морос. Выпал пушистый снек. Саша на дел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много рибяд. Зина и Яша играют вснежки. Весило зимой. Обобщают и делают свои выводы

Завершают работу и объясняют результат её выполнения

Работают в карточках.

5. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Научить ставить слова - названия предметов
в нач. форму;
формировать умение осуществлять сравнение.
- Ребята, Анишит Йокоповна попросила Мишу и Машу вспомнить, что такое начальная форма слов, называющих предметы, но они дружно молчали. А вы можете ответить на этот вопрос?

Сформировать умение поиска информации в учебном словаре, понимание и преобразование информации.

Мини- исследование
1.Откройте Обратный словарь на буку – И;
2.В какой форме стоят почти все слова: в форме единственного или множественного числа?

3.Можно ли поставить 1-ое, 3-е и 4-е слова в форму единственного числа? Это будет их начальной формой?

4.А теперь найдите 2-е, 10-е и 12-е слова. Понимаете ли вы значение этих слов?

-Можно ли эти слова поставить в форму единственного числа?
-Неужели у этих слов нет начальной формы?
Слово пони - неизменяемое, поэтому у него одинаковые формы ед. и мн.числа.
На этот вопрос нам поможет ответить Летучая Мышь.

- Все ли слова из списка имеют форму единственного числа? Читают подсказку Летучей Мыши.
НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА слов, называющих предметы, -
это обычно форма ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
Слова-названия предметов в НАЧАЛЬНОЙ ФОРМЕ
отвечают на вопросы: кто? или что?

У.2 с. 142. Находят слова на букву – И.
Ученики по цепочке читают каждое слово и определяют, что все они стоят в форме мн. чис.

Отвечают на вопросы. Да, будет. Так, как начальная форма слов, называющих предметы, это обычно форма единственного числа, и они отвечают на вопросы: кто? или что?

Учащиеся дают объяснения словам используя Толковый словарь.

Дают отрицательный ответ.

У.3 с. 10 Читают плакат Летучей Мыши, а затем дают ответ на вопрос.
Учащиеся читают и проверяют каждое слово.
13 мин
6 Физминутка Зимняя зарядка (следить за положением туловища и рук).

Выполняют зарядку под музыкальное сопровождение. 1
мин
7 Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений. ЭОР №3
Нахождение существительных, не имеющих форм числа
Нахождение существительных, не имеющих форм числа

Работа в тетрадях.


1) Выписать пять слов, у которых есть форма единственного числа.
сапоги – сапог
лыжи – лыжа
варежки – варежка
чулки – чулок
ладоши – ладошка
2) Выписать пять слов, у которых нет формы ед. числа.
деньги–нет ед. числа
брюки–нет ед. числа
грабли–нет ед. числа
ясли–нет ед. числа
сени – нет ед. числа
- Среди всех записанных вами слов найдите слова в начальной форме и подчеркните.

Работа по учебнику.
Упр. 5, стр.11.
- Прочитайте двустишия и поставьте выдел. слова в начальную форму.


Работа с Обратным словарём на букву – И.
Выписывают слова, у которых есть форма единственного числа.

Выписывают слова, у которых нет формы единственного числа.

Находят и выделят слова стоящие в начальной форме.
Делают вывод. о начальной форме слов.

что? иголки (они) – что? иголка (она, одна)
от чего? от ёлки – ёлка (она, одна)
ветви что делают? шелестят – что делать? шелестеть 10 мин (эор 3 мин)
8 Объяснение и понимание домашнего задания.
Т.2 с.6 упр.7 Разбор упражнения в тетради для самостоятельных работ. 2 мин
9 Комментирован-
ное выставление оценок
Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставляет оценки за урок.
Анализируют результаты своей работы на уроке. 2 мин

Приложение к плану-конспекту урока
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Учимся определять начальную форму слов

Читайте также: