Мы идем в библиотеку стихи русских поэтов о весне 2 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цель: показать, как поэты воспевают весну, подснежники, апрель.

– познакомить с содержанием стихотворений;
– учить определять настроение стихотворение;
– учить выделять средства лексической выразительности;
– работать над выразительным чтением;
– совершенствовать навык чтения целыми словами;
– развивать эмоциональную сферу, учить детей чувствовать эмоциональное содержание слов, конструкции;
– развивать память, внимание, речевые умения;
– воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к природе.

– мультимедиа;
– презентация;
– портреты А. Майков, Т. Белозёров, С Маршак;
– иллюстрация С. Маршак “Круглый год”;
– загадки о весне;
– запись композиции “Времена года” П. И. Чайковского.

I. Организационный момент.

Проверка рабочего места.

II. Работа по развитию речи, творческого воображения.

– Ребята, отгадайте загадку. (Презентация. Слайд 2)

На земле живут сестрички:
У сестричек – по косичке.
Вот зеленая косичка:
Это первая сестричка.
Пашет, сеет, поливает,
Почкам глазки открывает.

– Что же это за сестрички?
– А что же это за первая сестричка?
– Ребята, а вы любите весну? Почему?

III. Проверка домашнего задания

– Как называется раздел литературного чтения, с которым мы познакомились на прошлом уроке?
– Какие произведения поэтов вам особенно понравились? (Дети рассказывают выученные наизусть произведения.)

IV. Введение в тему. Речевая разминка.

– Прочтите, составьте слова по таблице:

(Грибок Грибной
Грибы Грибник
Грибочек Грибники)

– На уроке мы познакомимся с произведениями русских поэтов. Будем учиться читать выразительно их стихотворения, анализировать знаменитые строки поэтов, понимать настроение авторов.

Аполлон Николаевич Майков. (Слайд 3)

Русский поэт, переводчик. Родился в 1821 году в Москве, в семье живописца. Получил домашнее образование. В семье выпускался рукописный журнал “Подснежник” и альманах “Лунные ночи”, в которых и появились первые стихи будущего поэта. В 1842 году был опубликован первый поэтический сборник поэта, в котором широко была представлена пейзажная лирика.

– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение.)

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

– Как вы понимаете слово “ сквозистый”?
– Какое настроение передаёт автор в этом стихотворении?
– Какое чувство передаёт автор?
– Какие чувства возникли в вашем сердце?
– Давайте прочитаем выразительно это стихотворение.
– Когда вы читаете стихотворение, что вы видите?
– Прочитайте ещё раз стихотворение.

Тимофей Максимович Белозёров

Большинство произведений Т.Белозёрова посвящено сибирской природе, детству. Читая сказки Т.Белозёрова хочется стать чуточку добрее и лучше. Любить свою малую Родину так, как любит её Тимофей Максимович Белозёров. (Слайд 4)

– Прочтите фамилию автора.
– Как называется стихотворение?
– Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении.
– Прочтите ключевые слова сначала по слогам, затем целыми словами: (Слайд 5)

– Прочтите стихотворение вслух по цепочке.
– О чем это стихотворение?
– Какое настроение оно создает?
– С какой интонацией надо его читать?
– Прочтите строчки, в которых автор говорит о Снегурочке.
– С чем автор сравнивает первые весенние цветы?
– Нравится ли вам сравнение подснежников со снегурочкиными слезами?
– Прочтите стихотворение, передавая настроение поэта.

Самуил Яковлевич Маршак. (Слайд 6)

– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением о весне автором, которого является Самуил Яковлевич Маршак.
– Кто знает произведения С.Я. Маршака? (Слайд 7)
– Книга “Времена года” Маршака написана, о каждом из времен врем года.
– Сейчас мы послушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского “Времена года” (“Апрель”). (Слайд 8)
– Какое настроение передал композитор в музыке?
– Что вы представили, слушая эту музыку?
– Отшумели вьюги. Все ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо вокруг! В лесу появились первые цветы. Снег начинает таять. Воздух чистый и прозрачный. Музыка апреля похожа на вальс.
– Кто автор следующего стихотворения? (С.Я.Маршак “Апрель”.)
– Прочтите название стихотворения.
– Прочтите слова, сначала по слогам, а затем целыми словами: (Слайд 9)

– Объясните значение слов: (Слайд10)

Капель – падение с крыш, с деревьев тающего снега каплями, а также сами эти капли.

Валежник – старые листья, сучья, корни, которые долго лежали на земле.

Стужа – мороз, холод.

Пробирается – медленно и тяжело идет.

– Прочтите стихотворение самостоятельно. Какое настроение передает это стихотворение?
– О каких признаках весны вы прочли?
– Прочитайте слова, которые рифмуются:

– Каким близким по значению словом можно заменить слово “сквозь”? (Словом “через”.)
– Прочтите стихотворение выразительно.

VII. Домашнее задание.

– Учить наизусть стихотворение С.Я.Маршак “Апрель”.

VIII. Подведение итогов (оценка деятельности учеников). (Слайд 11)

С какими произведениями мы познакомились на уроке?

– О чем эти произведения?
– Какое из них вам понравилось больше всего?
– Почему?
– Спасибо за работу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тюльганского района Оренбургской области

Конспект урока

по литературному чтению

Червонова Татьяна Михайловна,

учитель начальных классов

Тема: Мы идем в библиотеку. Стихи русских поэтов о весне

· продолжить знакомство учащихся со стихотворениями о весне

· развивать навыки правильного, выразительного чтения, память, внимание, мышление.

Планируемые результаты : учащиеся научатся читать стихо творения и загадки выразительно, представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в ли­рическом тексте.

Оборудование: выставка книг по теме урока; иллюстрации уча­щихся; карточки (текст речевой разминки, задания).

I Организационный момент

II Речевая разминка

· Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

Марту дремлется легко

Вскрылись чёрные дороги —

Солнце греет горячо,

Но в сугробе, как в берлоге,

Марту дремлется легко.

По нему еще на лыжах

Спит он сладко и не слышит,

Что смеются ручейки.

· Начните читать медленно и постепенно ускоряйте теми.

· Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп

· Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте голоса.

· Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

ü О чем это стихотворение?

ü Как вы поняли его содержание?

Постановка целей урока

· Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение наизусть, посмотрим нарисованные иллюстрации о весне.

III. Проверка домашнего задания

· Посмотрите на выставку иллюстраций.

· Прочитайте строчки из произведений к ним.

IV. Работа по теме урока

Стихотворения о весне

· Вы принесли сборники стихов русских поэтов о весне, какие из них вам хочется прочитать всем?

· Прочитайте стихотворения. Не забывайте называть название сборника и художника-иллюстратора. (Выступления детей.)

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Приметы весны

ü Какие приметы весны показаны в стихотворениях? Прочитайте их.

ü Какие еще приметы весны вы знаете?

· Настоящая весна начинается 22 марта с астрономического

равноденствия, когда день равняется ночи, солнце из Южного полушария перемещается в Северное, а вместе с ним и тепло. В это время солнечные лучи падают под прямым углом к экватору. Считается, что весна начинается с того времени, когда среднее температура воздуха переходит через 0 °С к плюсу.

Судить о приходе весны можно по такому явлению, как лет птиц. Давным-давно известно, что весна — разнообразная пора года. Погода в это время быстро меняется даже в течении одного дня. Тем не менее по различным приметам можно определять не только какая будет весна, но и некоторые особенности наступающего лета.

В народе существует очень много разных весенних примет.

Увидел скворца — знай: весна у порога.

Журавль прилетел — скоро лед сойдет.

Март холодный — год хлебородный.

Длинные сосульки — к долгой весне.

Когда ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — будет сухое лето.

Когда весной летит много паутины — то лето будет жарким.

Если из березы течет много сока — то лето будет дождливым.

Когда птицы гнезда вьют на солнечной стороне — это к холодному лету.

Когда снег тает с южной стороны муравейника — то лето будет хо­лодным и коротким, а с северной — теплым и продолжительным.

Зори багровые — к ветрам.

Когда кукушка кукует на сухом дереве — это к морозу.

Купаются воробьи ранней весной — к теплу.

На небе синие облака — к теплу и дождю.

Высоко плывут облака — к хорошей погоде.

Вокруг луны видно кольцо — жди ветра.

Когда гуси летят низко, то и воды будет мало, а когда высоко, то жди много воды.

Первый гром гремит при южном ветре — весна будет теплая, при западном — дождливая, при северном — холодная, при восточ­ном — теплая и сухая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла .

О каком времени года мы будем говорить на уроке? Весна

Речевая разминка

К нам домой вернулась

Под окошком вьётся

С песенкой живою:

«Я весну и солнце

3.Постановка учебной задачи

- Вместе с весною к нам пришли в гости книги. Все они одеты в праздничные наряды, все цветные и красивые. Каждая титульная страничка несет не только информацию о названии, но и подсказывает, какие герои в ней живут.

Давайте рассмотрим книжную выставку. Назовите книги, которые вы видите на выставке? Слайд 3

Может кто – то догадался, что мы будем делать сегодня на уроке? Слайд 4

Кто может сформулировать тему урока?

4. Построение проекта выхода из затруднения

Разговор об А. Н. Плещееве

Что вы знаете об этом поэте? Рассмотрите портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке?

Алексей Николаевич Плещеев (1825 – 1893) – замечательный русский поэт, писатель, переводчик. Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в Костроме, в семье чиновника, происходившего из старинного дворянского рода. Далекий предок поэта участвовал в битве с татарами на Куликовом поле. Алеша провел детство в Нижнем Новгороде, учился в Петербурге, в школе гвардейских подпрапорщиков, затем, оставив ее, - в университете, на восточном факультете. В 1844 году выступил с первыми стихами в "Современнике", в 1846 г напечатал отдельный сборник стихотворений, принесший ему широкую известность. В 1872 г по приглашению Некрасова он переехал из Москвы в Петербург, заняв должность секретаря журнала "Отечественные записки". Алексей Плещеев умер в Париже (по пути на французский курорт). Похоронен в Москве у Новодевичьего монастыря.

5. Первичное знакомство

Словарная работа Слайд 6

Чтение слов по слогам, а затем целыми словами

По – ве – я - ло – повеяло

за – сви – щут – засвищут

о - де – нет – ся – оденется

ла – зурь – лазурь

ми – но – ва – ла – миновала

про – ще – бечь – прощебечь

Что обозначают данные слова? Слайд 7

Найдите слова синонимы?

— Что описывает поэт?

— Какие картины весны наблюдает поэт?

— С каким настроением говорит о них? Воспользуйтесь словарём настроения. Слайд 17

—Какие строчки из стихотворения придают праздничное настроение?

—Прочитайте стихотворение. Какой литературный приём использует автор?

Олицетворение (бегут ручьи, повеяло весною, лес оденется, пора миновала, солнце стало)

Найдите подтверждение текстом.

6. Физкультминутка

Физкультминутка для глаз

—Как вы думаете, о чём оно?

—Слышали вы это стихотворение раньше?

—Нравится ли весна поэту?

—Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну?

—С какой просьбой обращается поэт к ласточке?

—Какие приметы весны можно увидеть, а какие - услышать?

—Найдите и прочитайте о них.

Работа в парах

—Прочитайте стихотворение самостоятельно, обращая внимание на знаки препинания. Подготовьтесь к выразительному чтению, воспользуйтесь памяткой. Слайд 18

—Какая пара прочитала выразительнее?

—На многие стихи композиторы наложили музыку.

—А как вы думаете, можно ли на эти стихи наложить музыку?

—Стихи А. Н. Плещеева очень лиричны. Вспомните, какую песню на слова А. Плещеева вы учили?

Закрепление изученного

Слайд 19 Возьмите карточки и соотнесите название стихотворения с автором.

Поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга.

Работа на компьютере. Слайды 20 - 22

Рефлексия деятельности

Подошёл к концу наш урок.

Стихи какого русского поэта мы сегодня читали? О чём эти стихи?

-Какой приём использует поэт, чтобы мы могли ярче представить весенние картины?

— Какое настроение вызвали у вас прочитанные стихи?

- Все ли мы сказали на уроке или есть еще над чем подумать и поразмышлять?

Выбери утверждение Слайд 23

На уроке я работал: активно, пассивно

Своей работой я: доволен, недоволен

За урок я: устал, не устал

Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, бесполезен.

8. Домашнее задание

( Задание на выбор) Я предлагаю вам такие задания. Они перед вами на карточке голубого цвета, прочтите, вдумайтесь. Слайд 24

1. Придумать свою историю о весне.

2. Найти в библиотеке книги А. Н. Плещеева. Прочитать одну из них. Рассказать о прочитанном.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать навыки правильного, выразительного чтения, память, внимание, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать стихотворения и загадки выразительно, представлять картины весенней природы и находить в стихотворении те слова, которые помогают представить эти картины, объяснять отдельные выражения в ли­рическом тексте.

Оборудование: выставка книг по теме урока; иллюстрации уча­щихся; карточки (текст речевой разминки, задания).

Организационный момент

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

Марту дремлется легко

Вскрылись чёрные дороги —

Солнце греет горячо,

Но в сугробе, как в берлоге,

Марту дремлется легко.

По нему еще на лыжах

Спит он сладко и не слышит,

Что смеются ручейки.

Начните читать медленно и постепенно ускоряйте теми.

Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп

Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте голоса.

Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

О чем это стихотворение?

Как вы поняли его содержание?

Постановка целей урока

Вот вы и готовы читать стихи. Послушаем ваше чтение наизусть, посмотрим нарисованные иллюстрации о весне.

Проверка домашнего задания

Посмотрите на выставку иллюстраций.

Прочитайте строчки из произведений к ним.

Работа по теме урока

Стихотворения о весне

Вы принесли сборники стихов русских поэтов о весне, какие из них вам хочется прочитать всем?

Прочитайте стихотворения. Не забывайте называть название сборника и художника-иллюстратора. (Выступления детей.)

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

1. Приметы весны

Какие приметы весны показаны в стихотворениях? Прочитайте их.

Какие еще приметы весны вы знаете?

Настоящая весна начинается 22 марта с астрономического

равноденствия, когда день равняется ночи, солнце из Южного полушария перемещается в Северное, а вместе с ним и тепло. В это время солнечные лучи падают под прямым углом к экватору. Считается, что весна начинается с того времени, когда среднее температура воздуха переходит через 0 °С к плюсу.

Судить о приходе весны можно по такому явлению, как лет птиц. Давным-давно известно, что весна — разнообразная пора года. Погода в это время быстро меняется даже в течении одного дня. Тем не менее по различным приметам можно определять не только какая будет весна, но и некоторые особенности наступающего лета.

В народе существует очень много разных весенних примет.

Увидел скворца — знай: весна у порога.

Журавль прилетел — скоро лед сойдет.

Март холодный — год хлебородный.

Длинные сосульки — к долгой весне.

Когда ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — будет сухое лето.

Когда весной летит много паутины — то лето будет жарким.

Если из березы течет много сока — то лето будет дождливым.

Когда птицы гнезда вьют на солнечной стороне — это к холодному лету.

Когда снег тает с южной стороны муравейника — то лето будет хо­лодным и коротким, а с северной — теплым и продолжительным.

Зори багровые — к ветрам.

Когда кукушка кукует на сухом дереве — это к морозу.

Купаются воробьи ранней весной — к теплу.

На небе синие облака — к теплу и дождю.

Высоко плывут облака — к хорошей погоде.

Вокруг луны видно кольцо — жди ветра.

Когда гуси летят низко, то и воды будет мало, а когда высоко, то жди много воды.

Первый гром гремит при южном ветре — весна будет теплая, при западном — дождливая, при северном — холодная, при восточ­ном — теплая и сухая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4. Научиться сравнивать стихотворения о весне разных поэтов.

Эдуард Шим.Чем пахнет весна Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала: — Когда запахнет весной, мы тоже поедем. А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года. Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое. Я говорю: — Пахнет весной? — Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано! Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний. Я говорю: — Пахнет весной? — Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано! Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют. Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками. Мама понюхала подснежники и говорит: — Вот теперь настоящей весной запахло. Пора ехать! Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями. Обыкновенной землёй пахнет весна.

Эдуард Шим.Чем пахнет весна

Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала: — Когда запахнет весной, мы тоже поедем. А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года. Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое. Я говорю: — Пахнет весной? — Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано! Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний. Я говорю: — Пахнет весной? — Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано! Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют. Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками. Мама понюхала подснежники и говорит: — Вот теперь настоящей весной запахло. Пора ехать! Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями. Обыкновенной землёй пахнет весна.

Что ты всё кружишься? Что твой чёрный глаз Ищет всё кого-то? Нет её у нас! За солдата вышла, Бросила наш дом; С матерью прощалась Вон за тем крестом. Там, где куст, мне с плачем Ноги обняла И чуть не вернулась, Как до гор дошла. Если к ним летишь ты, Расскажи потом: Может терпят нужду В городе чужом? Часто ль вспоминают Обо мне у них? Что их дочь-малютка? Что сыночек их? Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше И весна милей. Прощебечь с дороги Нам привет скорей. Дам тебе я зёрен, А ты песню спой, Что из стран далёких Принесла с собой.

Что ты всё кружишься? Что твой чёрный глаз Ищет всё кого-то? Нет её у нас!

За солдата вышла, Бросила наш дом; С матерью прощалась Вон за тем крестом.

Там, где куст, мне с плачем Ноги обняла И чуть не вернулась, Как до гор дошла.

Если к ним летишь ты, Расскажи потом: Может терпят нужду В городе чужом?

Часто ль вспоминают Обо мне у них? Что их дочь-малютка? Что сыночек их?

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит.

С нею солнце краше И весна милей. Прощебечь с дороги Нам привет скорей.

Дам тебе я зёрен, А ты песню спой, Что из стран далёких Принесла с собой.

 Март То мороз, то лужи голубые, То метель, то солнечные дни. На пригорках пятна снеговые Прячутся от солнышка в тени. Над землей- гусиная цепочка, На земле- проснулся ручеёк, И зиме показывает почка Озорной зеленый язычок.

Март То мороз, то лужи голубые, То метель, то солнечные дни. На пригорках пятна снеговые Прячутся от солнышка в тени. Над землей- гусиная цепочка, На земле- проснулся ручеёк, И зиме показывает почка Озорной зеленый язычок.

 Физминутка По ровненькой дорожке, Дети идут шагом По ровненькой дорожке Шагают наши ножки, Раз-два, раз-два, По камешкам, по камешкам, прыгают на двух ногах По камешкам, по камешкам. В яму — бух! приседают на корточки

По ровненькой дорожке,

Дети идут шагом

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

По камешкам, по камешкам,

прыгают на двух ногах

По камешкам, по камешкам.

приседают на корточки

Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звонче Над лугом голоса. Весна идёт сторонкой, Да где ж она сама? Чу, слышен голос звонкий, Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье журчит волна.

Леса вдали виднее, Синее небеса, Заметней и чернее На пашне полоса, И детские звонче Над лугом голоса. Весна идёт сторонкой, Да где ж она сама? Чу, слышен голос звонкий, Не это ли весна? Нет, это звонко, тонко В ручье журчит волна.

Аполлон Майков

Голубенький, чистый Подснежник-цветок! А подле сквозистый, Последний снежок. Последние слезы О горе былом И первые грезы О счастье ином.

Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал. Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал. То снова он помчался вскачь, То будто бы уснул. Увидел речку - прыг туда И сразу утонул!

Бежал ручей по камешкам, Бежал, бежал, бежал. Потом в глубокой лужице Лежал, лежал, лежал.

То снова он помчался вскачь, То будто бы уснул. Увидел речку - прыг туда И сразу утонул!

Читайте также: