Конспект урока развивающего контроля по биологии

Обновлено: 07.07.2024

систему во внеш нюю среду у даляются в редные _____ ____ (Г).

используя для этого цифровые обозначения. Запишите в

текст цифры выбранных от ветов, а затем получившу юся

Волокна скелетных мышц под микроскопом ___________(А).

Их длина составл яет ________ ___(Б). Волокна се рдечной

скелетной, имеют контактные участки. Со воку пность клеток,

образующих ткань мышц внутренних органов, называю т

___________(В) мышечной тканью. Для всех типов мышечны х

1) поперечнопол осатая 2) гладкая 3) не попереч но исчерче ны

организации животной ткани, начиная с наименьшего. В

ответе запишите соответствующую последовательн ость

микропрепарат а т кани человека в правильном порядк е. В

ответе запишите соответствующую последовательн ость

5) Рассмотрит е и зарисуйте о собенности строени я клеток.

17. Ус тановите соответс твие между признаком и типом

клеток, для котор ых он харак терен. Для этого к каждому

элементу перв ого столбца п одберите позицию из второго

18. Какие из перечисленн ых свойств хар актерны для

признака из шести и запишите цифры, под которыми о ни

запишите в таб лицу цифры , под которыми они указаны .

20. Верны ли след ующ ие суждения о мышечных тканях

А. Волокна се рдечной мыш цы имеют конта ктные у частки,

благодаря кот орым сигнал от од ной клетки быст ро передаё тся

Б. Гладкая мышеч ная ткань обладает сп особностью к

21. Верны ли суж дения о тканях органи зма человека?

А. Оболочки м ышц, су хожилия, хрящи и кости образ ованы

Б. Эпителиаль ные ткани образу ют железы: слюн ные, потовые,

слёзные и дру гие, их клетк и выделяют различные ж идкости.

2) Какова осо бенность распо ложения ушных ракови н у

3) Назовите один и з п ризнаков, по ко торому прима тов

Отряд примат ов назван так пото му, что в него вхо дят наиболее

высокоорганиз ованные животные – о безьяны (в переводе

тропиков. Большинство из них живёт в густых заро слях

стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные

В отличие от других древесных живо тных, цепляющихс я за

задних конечн остях п риматов первый (большой) палец может

противопоставл яться остальным. Это позволяет животному

прочно удерживаться н а ветвях, брать пальцами самые мелкие

предметы. Вмест о когте й на пальца х об езьян развит ы плос кие

ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же

У обезьян прекрасный слу х и острое зрение. Их гл аза

расположен ы н е по бокам го ловы, как у б ольшинства д ругих

животных, а направлены вп ерёд. Он и видят один и тот же

предмет о боими гл азами о дновременно, благо даря чему точно

определяют расстояние до него. Такая особенность зрения

имеет больш ое значение при прыжках с ветки на ветку.

Обезьяны хорошо различают фо рму и цвет, уже издали они

Питаются они как растительной, так и жи вотно й пищей, но

Крупные у шные раковины р аспол ожены по бокам го ловы и

позволяют обезьянам безошибоч но опреде лять источник

звука, воспринимать разнообразн ые звуки, издаваемые

различными живот ными. Слух играет бо льшу ю роль в жизни

обезьян, которые с помощью р азнообра зных криков общаются

друг с другом, предупреждая об опасност и или сообщая о

1. Клетка кож ицы лука и клетка кожи человека содерж ат

2. Возникновение клеточной те ории в середин е XIX в.

4. Какое обр азование к летки обеспечивает взаимодейс твие

1) цитоплазма 2) кл еточная стенк а 3) ваку оль 4) рибосома

1) рибосома 2) а ппарат Гольджи 3) я дро 4) митохонд рия

6. Наследственная информация в растительн ой клетке

1) цитоплазме 2) я дрышке 3) хро мосоме 4) цент риолях

8. Какой органоид клетки по ег о функц ии можно сравн ить

1) срослись к ости предплюсн ы 2) сформировались сво ды

10. Как назыв ают семейство, в к оторое п омимо человек а

11. Какой из переч исленных орг анов относя т к органам

1) брюшная пол ость 2) полость ч ерепа 3) гру дная полость

используя для этого цифровые обозначения. Запишите в

текст цифры выбранных от ветов, а затем получившу юся

___________ (А). Они состоят из тела и цитоплазматическ их

отростков. Один из о тростков нервной клетки обычно длиннее

всех остальн ых, это — ____ _______ (Б). Также от нерв ной

Скопление тел и коротких отростков в цен тральн ой н ервно й

1) клетки - спу тники 2) нейроны 3) нефро ны 4) дендрит

термины из предложенного перечня, используя для этого

В организме человека выделяют четыре основные группы

межклеточное вещество __________ _ (В). В ___________ (Г)

тканях клетки плотно прилегают друг к другу. Эти ткани

образуют покровы тела и выст илают полости внутренних

15. Установи те п ослед овательность уровней организации

16. Расп оложите в правильном порядке систематически е

запишите соо тветствующую по следовательн ость циф р.

17. Установи те соответствие между признаком и царство м

организмов, для которого эт от признак характерен. Для

этого к каждому элементу первого столбца подберите

позицию из второго столбца. Впиш ите в т аблицу цифры

А) регул ируют свою деятель ность реф лекторно 1) Растения

В) поглощают у глекислый газ и в оду в процес се питания

18. Какие из перечисленных органоидов присутствую т

ответа из шести и запишите цифры , под которыми они

19. Чем животные отличаются от растений? Выб ерите три

верных ответа из шести и запишите цифры, под кот орыми

3) создают на св ету органиче ские веществ а из неорганическ их

4) не имеют пл отных клеточн ых стенок из клетчатки

20. Верны ли след ующ ие суждения о свойств ах мышечн ых

А. Основные сво йства мышечн ой ткани – это возбу димость и

Б. Стенки крове носных с осудов, кишеч ника, мочевог о пузыря

А. Основные сво йства нервн ой ткани — это возбудим ость и

2) Какова осо бенность распо ложения ушных ракови н у

3) Назовите один и з п ризнаков, по ко торому прима тов

Отряд примат ов назван так пото му, что в него вхо дят наиболее

высокоорганиз ованные животные – о безьяны (в п еревод е

тропиков. Большинство из них живёт в густых зарослях

стадами, во главе стада стоит сильный самец, а остальные

В отличие от друг их древесны х животных, ц епляющи хся за

ветви острым и когтями, приматы обхват ывают в етку

задних конечн остях п риматов первый (большой) палец может

противопоставл яться остальным. Это позволяет животному

прочно удерживаться на ветвях, брать пальцами самые мелкие

предметы. Вместо когтей на п альцах обезьян развиты плоские

ногти. Подушечки пальцев служат органом осязания, так же

У обезьян прекрасный слу х и острое зрение. Их глаза

расположен ы н е по бокам го ловы, как у б ольшинства других

животных, а направлены вп ерёд. Он и видят один и тот же

предмет о боими гл азами о дновременно, благо даря чему точно

определяют расстояние до него. Такая особенность зрения

имеет большое значение при прыжках с ветки на ветку .

Обезьяны хорошо различают форму и цвет, уже издали они

Питаются они как растительной, так и жи вотно й пищей, но

Крупные у шные раковины р аспол ожены п о бокам го ловы и

позволяют обезьянам безошибоч но определять источник

звука, воспринимать разнообразн ые звуки, издаваемые

различными живот ными. Слух играет бо льшу ю роль в жизни

обезьян, которые с помощью р азнообра зных криков общаются

друг с другом, предупреждая об опасности или сообщая о

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Преобладающие методы обучения: частично-поисковые (связанные с постановкой и объяснением опытов), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

  1. Организационный момент
  2. Актуализация и мотивация знаний

(слайд 2) Заполнить таблицу

В каких клетках происходит

Какой газ поглощается

Какой газ выделяется

Что происходит с органическими веществами

Световая энергия для протекания реакции

Энергия в процессе

2. Вопросы классу: слайд 3

  • В каком органе растения протекают одновременно эти два процесса?
  • Листья выполняют ещё одну функцию, какую?

(Испарение) слайд 2

Вспомните из курса природоведения 5 класса, какой процесс называется испарением?

(процесс перехода жидкой воды в газообразную) .
.
III. Изучение нового материала.

1 . Слайд 4. Постановка задач урока. Записываем тему урока.

Сегодня мы с вами попытаемся доказать, что процесс испарения идет в растениях, выясним, какие органы в этом участвуют.

Они продемонстрируют вам опыты, доказывающие испарение вводы растениями.

  1. Опыт №1. За 3 дня до урока срезали ветку бальзамина с листьями и поместили её в колбу наполненную водой комнатной температуры. Уровень воды отметили полоской цветной бумаги. На поверхность воды налили слой масла, чтобы защитить от испарения. Прибор с растением взвесили на весах. Он весил 205 гр. Повторное взвешивание провели перед уроком. Прибор стал весит 199г.
  2. Опыт № 2. Для опыта взяли ветку комнатного растения бальзамин с низко расположенными листьями .Предварительно полили растение теплой водой. Ветку поместить в колбу. Примерно через 2 часа на стенках баночки появились капельки воды.

Слайд 5. (беседа с элементами объяснения)

Как вы думаете, почему колба с веточкой стала весить меньше?

Почему нарушилось равновесие весов?

Почему появились капельки на внутренних стенках колбы?

Итак, на опытах мы убедились, что листья испаряют воду.

Растения на 80% состоят из воды

Откуда в растениях берётся вода? (её поглощают корни растения из почв)

Что заставляет подниматься воду из корней в другие части растения?

( воду заставляет подниматься из корней в другие части растения корневое давление)

Растения испаряет до 80-90% воды, поглощенной корнем. Например, одно растение капусты из 1 литра воды испаряет 950 мл. Зачем?

Оказывается, испарение воды вместе с корневым давлением обеспечивают постоянный ток воды по растению, её смену

Слайд 7 (Испарение воды через устьица).

Как вы думаете, через что вода будет испаряться из листьев?

Внутри листа вода по межклетникам проходит к устьицам и испаряется главным образом через них (рис. учебника 126). Особенно много воды испаряют молодые листья.

Слайд 8 (устьице листа томата под электронным микроскопом)

2. Зависимость испарения от разных факторов (самостоятельная работа)

Прочитайте на стр.127 абзац. Запишите в тетрадь факторы, влияющие на испарение:
Время суток

Слайд 9 (беседа)
От чего будет зависеть испарение воды растениями?

Слайд 10. Разные растения испаряют разное количество воды.

При разных условиях одно и тоже растение также испаряет разное количество воды.


Сделайте предположение, в каком случае растением воды будет испаряться больше, а в каком меньше.

Приспособления растения к меньшему испарению

  1. Видоизменение листьев (иголки у кактуса)
  2. Опушение листовой пластинки
  3. восковой налет на листьях.
  4. поворот листа к свету ребром (у эвкалипта).
  5. способность некоторых степных растений сворачивать лист в трубочку.
  6. мелкие кожистые листья.

3. Слайд 13. Значение испарения

Итак, мы с вами выяснили, что испарение способствует передвижению воды в растении.

Благодаря испарению вода поступает из корня по стеблю в листья растения. Вместе с ней в листья поступают минеральные соли, которые необходимы для процесса фотосинтеза.

Опыт. Ребята намочите кожу на одной из рук

Что вы ощущаете? Какой руке холоднее? Почему?

(происходит испарение воды ).

Какой ещё можно сделать вывод о роли испарения воды с поверхности листа.

(охлаждает лист, предохраняет от перегрева.)

Ребята, а в где легче переносится жара - в лесу или под одиночно стоящими деревьями? Почему?

Значит, испарение оказывает влияние и на климат.

Какое явление изображено на слайде?

Листопад принадлежит к числу наиболее характерных явлений осенней природы. Он ярче всего выражает сезонную периодичность в развитии растительного мира наших широт. Каждый год повторяется он, радуя вначале наш глаз бесчисленным количеством тонов и красок, в которые наряжается лес, а затем наводя невольную грусть унылым видом обнажившихся деревьев и меланхолическим шорохом опавшей листвы. Осень издавна считается скучной порой, мертвым сезоном в природе.

Что происходит с листьями перед листопадом? ( изменяют окраску, стареют)

В чём проявляется процесс старения листа? Почему изменяется его окраска?

Хлорофилл – не единственный пигмент в тканях растений. Наряду с ним постоянно присутствуют особые пигменты – ксантофилл (желтый цвет) и каротин (красный цвет). Эти пигменты всегда есть в зеленых растениях, но летом они незаметны, т.к. замаскированы зеленой окраской хлорофилла

Осенью хлорофилл разрушается под действием солнечного света, а новый не образуется. Лист теряет зеленую окраску и желтые пигменты, незаметные до этого времени, становятся заметными.

Листопад - это приспособление к перенесению неблагоприятных условий (рассказ учителя)

Слайд 16.
Образование пробкового слоя (рис. 127) – рассказ учителя

Под микроскопом на срезе можно заметить, что основания черешка образуется в поперечном направлении специальный отделительный слой из тонкостенных рыхло расположенных клеток, ослабляющих основание листа. Со стороны стебля ближайшие к основанию черешка клетки пробковеют и образуют защитный слой, сохраняющийся после опадения листа – след (рубец) При сильном ветре лист, удерживаемый только покровными клетками, опадает. Листопаду предшествует в растении длительная биологическая подготовка.

Листопад является приспособлением растений к условиям зимы — не только холодного, но и сухого времени года .

Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Во многих тропических и субтропических странах, где температура в течение круглого года достаточно высока, но влажность подвержена сильным колебаниям, ежегодно при наступлении засухи деревья сбрасывают листву. Taк, обнажаются на несколько месяцев деревья африканских саванн, травы которых также выжигаются солнцем, пока обильные дожди снова не возродят к жизни растительность саванн.

  • листопад – это приспособление к испарению воды.

А теперь представьте, что наши широколиственные деревья не сбросили листья на зиму. Что с ними произойдёт?

В зимнем лесу часто можно наблюдать, как под тяжестью снега молодые деревца сгибаются до самой земли, а некоторые ветки обламываются. Если бы зимой на деревьях сохранялись листья, то это имело бы катастрофические последствия. Поэтому вечнозеленые растения средних широт имеют целый ряд приспособлений, позволяющих им выносить тяжесть снега (конусовидная крона, ветки прочны и упруги и т. д.).

  • Листопад – это защита от обламывания крупных ветвей (т.к. на облиственных побегах задерживается много снега)

Немаловажное значение имеет тот факт, что листопад способствует удалению веществ, накопившихся в листьях в ходе вегетации. В связи с этим его можно рассматривать как сложный и чрезвычайно важный процесс выделения растениями различных веществ. Перед опадением листьев в них обнаруживается не только повышенное содержание вредных веществ, но и существенное уменьшение полезных элементов (азота, фосфора, калия и др.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса.

Их цель – не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля

Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться

без помощи учителя.

Элберт Хаббард

Если задуматься над следующими цифрами:

Учитель за свою жизнь дает более 25 тысяч уроков.

Ученик за 10 лет посещает почти 10 тысяч уроков.

Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело, использует все возможности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.

Исходной научной идеей современного урока является представление о единстве обучения, воспитания и образования.

Сегодня мы переживаем изменения во всех сферах жизни, которые не могли не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей надо учить по-новому, что проверенные веками методы обучения и воспитания не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации стремительно возрастает – за каждые 10 лет он удваивается. Поэтому очевидно, что сколь бы прочны и обширны не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если у него не будут сформированы ценности: способность к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию, в основе которых лежат навыки самоконтроля и самооценки собственной деятельности.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. Уроки развивающего контроля проводятся в завершении изучения крупных разделов курса.

Их цель – не только провести контрольный срез знаний, но и сделать акцент на самоконтроле, на развитии самоанализа у учеников.

ФГОС ООО определил требования к условиям, процессу и результатам воспитательно-образовательного процесса, которые должны учитываться как образовательной организацией, так и, непосредственно, каждым педагогом.

Проектируя урок, педагогу необходимо выстраивать его на основе системно-деятельностного подхода, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности обучающихся. При этом для достижения целей урока необходимо:

1. Продумывать субъект-субъектное обучение, мотивировать обучающихся на решение проблемных ситуаций, планирование своих учебных действий и их вариативность.

2. Деятельность обучающихся на уроке должна носить преобразовательный характер, задания предполагать формирование всех групп УУД (наблюдение, сравнение, анализ, аналогия, обобщение).

3. Обучение должно идти от имеющихся знаний к выявлению незнания, формулированию проблемы. Выход на проблему предполагает поиски ее решения, а, следовательно, интенсивную самостоятельную деятельность обучающихся, открытие истины, доказательство или опровержение гипотезы, формулирование закономерности.

5. Необходимо учитывать субъективный опыт обучающихся.

6. Педагог должен уметь вариативно простраивать процесс обучения, оптимально подбирать методы, средства и приемы для достижения поставленных целей. Урок должен иметь гибкую структуру, педагог должен учитывать ситуативность, возникающую в ходе урока.

Уроки развивающего контроля проводятся в соответствии с технологией деятельностного метода и предполагают два этапа: 1) проведение контрольной работы; 2) анализ контрольной работы. Эти этапы проводятся на двух уроках. Уроки развивающего контроля предполагают написание контрольной или самостоятельной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, по методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии.

Структура уроков развивающего контроля

Уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

написание учащимися варианта контрольной работы;

сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

При проведении контрольной работы акцент делается прежде всего на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки.

Содержание итоговых контрольных работ на данных уроках по объему в 2–3 раза превышает обычные самостоятельные работы. Поэтому на уроки развивающего контроля отводится два занятия. На первом – учащиеся пишут контрольную работу и проводят ее критериальное оценивание, на втором – делают рефлексивный анализ выполненной работы и коррекцию допущенных в ней ошибок. Перерыв между занятиями должен быть 1–2 дня. Это время необходимо учителю для проверки результатов контрольных работ учащихся.

Формы организации уроков развивающего контроля

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии) выполнения контрольной работы, различают следующие формы организации уроков развивающего контроля:

самоконтроль – эталонный вариант предлагается ученику для сравнения и самостоятельного оценивания собственного варианта;

взаимоконтроль – держателем эталона являются ученики, которые проверяют работы друг друга. Способность к самооценке формируется на основе последующей проверки учащимся справедливости выставленной ему оценки и рефлексивного анализа допущенных при оценивании ошибок;

педагогический контроль – эталон находится у педагога. Способность к самооценке формируется путем согласования с учителем результата, на основе ранее установленных критериев и рефлексивного анализа допущенных ошибок.

Этапы учебной деятельности на уроках развивающего контроля

Учебная деятельность на уроках развивающего контроля организуется поэтапно. Первое занятие (проведение контрольной работы), включает в себя два основных этапа.

Мотивация (самоопределение) к контрольно-коррекционной деятельности – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности. Для реализации этого этапа требуется:

определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность ("хочу");

актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности ("надо");

исходя из решенных ранее задач установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий ("могу");

установить форму и процедуру контроля;

предъявить критерии выставления оценки.

Актуализация – подготовка мышления учащихся к выполнению контрольной работы, осознание ими потребности к контролю и самоконтролю ее результата и выявление причин затруднений в деятельности. Для этого необходимо:

организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение и пр.) и познавательные процессы (внимание, память и пр.), необходимые для выполнения контрольной работы;

организовать мотивирование учащихся ("хочу" – "надо" – "могу") к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

организовать самостоятельную работу учащихся;

организовать сопоставление школьниками своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

предоставить им возможность провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

Анализ контрольной работы

Второе занятие (анализ контрольной работы) соответствует традиционному уроку по работе над ошибками контрольных работ и проводится после их проверки учителем. Оно состоит из семи этапов.

Локализация индивидуальных затруднений – выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. Для этого необходимо:

организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности ("хочу" – "надо" – "могу") и формулирование ими основной цели урока;

воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости – согласовать их оценки с оценкой учителя.

Учащиеся, которые допустили ошибки:

уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

анализируют свое решение и определяют место ошибок (место затруднений);

выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т. д.), в которых допущены ошибки (причина затруднений).

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов. Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствует формированию речи, логического мышления, умению критериально обосновывать свою точку зрения.

Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений – постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (т. е. какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции,
т. е. установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т. д. им нужно еще раз осмыслить и понять, и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

Реализация построенного проекта – осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. Для реализации этого этапа учащиеся, у которых были затруднения в контрольной работе, должны:

соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т. д.), в которых были допущены ошибки;

решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

Обобщение затруднений во внешней речи – закрепление способов действий, вызвавших затруднение. Для реализации этого этапа организуется обсуждение типовых ошибок и заданий, которые вызвали затруднение.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – интериоризация* способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия эффективности самостоятельной работы, а также создание (по возможности) ситуации успеха. Для реализации этого этапа необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки;

провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали результаты;

отметили преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

Включение в систему знаний и повторения – применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса. Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

Рефлексия деятельности на уроке – самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности. Для его реализации учащиеся:

проговаривают механизм деятельности по контролю;

анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

называют способы действий, вызвавшие затруднения;

фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

оценивают полученные результаты собственной деятельности;

при необходимости определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

намечают цели последующей деятельности.

Урок данного типа требует особого методического сопровождения: должны быть разработаны контрольно-измерительные материалы, лучше в тестовой форме, с учениками оговариваются критерии оценок.

Особую значимость на уроках развивающего контроля приобретает этап самоконтроля, на котором ученик должен использовать приобретенные им навыки:

при возникновении затруднений – обращаться к учителю за помощью, который должен поддержать его инициативу в направлении самооценки;

при проверке работы – уметь работать с образцом и эталоном;

при обнаружении ошибки – рассуждать по алгоритму рефлексивного анализа деятельности.

Опыт работы показывает, что к данному виду заданий приступает незначительная часть учащихся, но тестовые задания, отрабатывающие модели частей "А" и "В" ЕГЭ, выполняются большинством учеников (с учетом необходимого алгоритма), что позволяет нам говорить о сформированности навыков самоконтроля.

Анализируя практику проведения урока развивающего контроля в среднем и старшем звене, отметим, что приобретенные навыки самоконтроля помогают ученику справляться с более трудными тематическими тестами. Опрос учителей-­предметников подтверждает мысли о переносе алгоритма действий, сформированного в режиме развивающего контроля, при выполнении тестовых заданий другой предметной области.

Все вышесказанное позволяет говорить о целесообразности использования уроков развивающего контроля для формирования у обучающихся концепций самостоятельной работы в ситуации "контроля над знаниями" (ситуация успеха). Анализ технологии организации урока развивающего контроля позволит практикующему учителю оценить его возможности. Полученный алгоритм действий может быть использован учителем-практиком в самостоятельной работе, и прежде всего при отработке тестовых заданий, характерных для частей "А" и "В" ЕГЭ.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Биология, 11 класс.

1. Установите правильную последовательность классификации яблони апорт начиная с самого крупного таксона.

5) покрытосеменные (цветковые)

2. Установите по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп животных, на­чи­ная с наибольшей.

6) Обык­но­вен­ная белка

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.

4. Известно, что крот обык­но­вен­ный — поч­вен­ное млекопитающее, пи­та­ю­ще­е­ся жи­вот­ной пищей. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию дан­ных при­зна­ков этого животного. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие вы­бран­ным ответам.

1) Длина тела жи­вот­ных со­став­ля­ет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.

2) Взрос­лые жи­вот­ные не­ужив­чи­вы друг с другом, на­па­да­ют на по­пав­ших на их уча­сток со­ро­ди­чей и могут за­грызть их насмерть.

3) Потом­ство кро­тов рож­да­ет­ся слепым, голым и беспомощным. В это время самка вы­карм­ли­ва­ет его молоком.

4) Гнез­до­вая ка­ме­ра рас­по­ло­же­на на глу­би­не 1,5–2 м.

5) По до­ли­нам рек крот про­ни­ка­ет к се­ве­ру до сред­ней тайги, а к югу — до ти­пич­ных степей.

6) Крот пи­та­ет­ся дож­де­вы­ми червями, в мень­ших ко­ли­че­ствах по­еда­ет слизней, на­се­ко­мых и их личинок.

5. Результатом эво­лю­ции является

1) по­яв­ле­ние новых за­су­хо­устой­чи­вых сор­тов растений

2) воз­ник­но­ве­ние новых видов в из­ме­нив­ших­ся усло­ви­ях среды

3) вы­ве­де­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных пород круп­но­го ро­га­то­го скота

4) фор­ми­ро­ва­ние новых при­спо­соб­ле­ний к жизни в из­ме­нив­ших­ся условиях

5) со­хра­не­ние ста­рых видов в ста­биль­ных усло­ви­ях оби­та­ния

6) по­лу­че­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных брой­лер­ных кур

6. Выберите положения синтетической теории эволюции.

1) единица эволюции — популяция

2) единица эволюции — вид

3) факторы эволюции — мутационная изменчивость, дрейф генов, популяционные волны

4) факторы эволюции — наследственность, изменчивость, борьба за существование

5) формы естественного отбора — движущий и половой

6) формы естественного отбора — движущий, стабилизирующий, дизруптивный

7. Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.

8. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

1) постоянных условиях среды

2) изменении средней нормы реакции

3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4) выбраковывании особей с отклонением от нормы

5) сохранении особей с мутациями

6) сохранении особи с новыми фенотипами

9. Выберите при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) Детёныши животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.

10. Выберите при­ме­ры ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го отбора.

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окраской.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищниками.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней плодовитостью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся однопалой.

5) По­том­ки животных, ро­див­ши­е­ся преждевременно, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клетки, устой­чи­вые к антибиотикам.

11. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­спо­соб­ле­ни­ям реп­ти­лий к жизни на суше?

1) лёгочное дыхание

2) сухая, не ис­па­ря­ю­щая влагу кожа

3) на­ли­чие ге­мо­гло­би­на в крови

4) рас­по­ло­жен­ные по бокам го­ло­вы глаза

5) при­спо­соб­лен­ные к ходь­бе конечности

6) на­ли­чие длин­но­го хвоста

12. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­спо­соб­ле­ни­ям птиц для полёта?

1) раз­мно­же­ние с по­мо­щью яиц

3) от­сут­ствие зубов

4) рас­по­ло­жен­ные по бокам го­ло­вы глаза

5) видоизменённые пе­ред­ние конечности

6) на­ли­чие ге­мо­гло­би­на в крови

13. Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны.

А) обитает в садах и огородах

Б) раковина отсутствует

В) тело мягкое мускулистое

Г) питается мягкими тканями наземных растений

Д) органы чувств — две пары щупалец

Е) ведет наземный образ жизни

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

14. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.

A) медоносная пчела

B) божья коровка

Г) колорадский жук

Д) белая куропатка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

15. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра и его формой.

А) По­яв­ля­ют­ся бактерии, устой­чи­вые к антибиотикам.

Б) Со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми у плодов.

В) На фоне закопчённых де­ре­вьев уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных бабочек.

Г) С по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрстным покровом.

Д) Стро­е­ние глаза при­ма­тов не изменяется тысячи лет.

1) дви­жу­щий отбор

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

16. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом видообразования, ко­то­рый этот при­мер иллюстрирует.

А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глубине озера

Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного

дрозда в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка

В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оледенением

Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой специализации

Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лиственницы си­бир­ской на во­сток

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

17. Установите со­от­вет­ствие между фак­то­ра­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния и его способом.

А) по­лип­ло­и­ди­за­ция ги­бри­дов от близ­ко­род­ствен­но­го скрещивания

Б) раз­ли­чия в ме­стах обитания

В) раз­де­ле­ние аре­а­ла на фрагменты

Г) оби­та­ние раз­ных видов лан­ды­ша в Ев­ро­пе и на Даль­нем Востоке

Д) пи­ще­вая специализация

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

18. Укажите правильную последовательность этапов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций

3) изоляция популяций

4) сохранение в результате борьбы за существование естественного от бора особей с полезными изменениями

19. Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.

1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

Биология, 11 класс.

1. Установите по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских групп животных, на­чи­ная с самой крупной.

3) Бурый медведь

2. Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Мятлик луговой

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида растения Пихта сибирская. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Пихта сибирская — вечнозелёное дерево, достигающее 30 метров высотой, с красивой узкоконической, почти колонновидной кроной. (2)Пихта распространена в Сибири, где доходит до верховьев Алдана, а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу. (3)Несмотря на высокую морозостойкость, пихта сибирская теплолюбива, требовательна к богатству почвы и влажностному режиму местообитаний. (4)На севере Европейской части России, где вечная мерзлота к югу от Полярного круга отсутствует, пихта в основном достигает лишь 63–64° с. ш. (5)В Красноярском Заполярье пихта растёт в форме стлаников, выживающих за счёт вегетативного возобновления. (6)Пихта сибирская избегает заболачивания, теневынослива, очень чувствительна к дымовым газам.

4. Известно, что обык­но­вен­ный (речной) бобр — полувод­ное млекопитающее из от­ря­да грызунов, пи­та­ю­ще­е­ся растительной пищей. Ис­поль­зуя эти сведения, вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка три утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию данных при­зна­ков этого организма. Запишите в таб­ли­цу цифры, со­от­вет­ству­ю­щие выбранным ответам.

1) Длина тела бобра 100−130 см, а масса до 30 кг.

2) Бобры могут жить поодиночке, се­мья­ми и колониями.

3) Бобр валит деревья, под­гры­зая их ство­лы острыми и круп­ны­ми резцами.

4) На дне за­пру­ды бобр за­па­са­ет корм на зиму: мо­ло­дые ветки.

6) К на­ча­лу XX века бобры были почти истреблены, но сей­час их чис­лен­ность восстанавливается.

5. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

1) остаток третьего века у человека

2) отпечатки растений на пластах каменного угля

3) окаменевшие остатки папоротников

4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5) копчик в скелете человека

6) филогенетический ряд лошади

6. Искусственный отбор в отличие от естественного:

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) проводится среди особей сорта, породы

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

7. Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов.

1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость

8. Укажите процессы, относящиеся к микроэволюции.

1) возникновение мутаций и рекомбинаций

3) обмен генами между популяциями

4) биологический регресс

6) колебания численности популяций

9. Какие факторы являются движущими силами эволюции?

1) модификационная изменчивость

2) мутационный процесс

3) естественный отбор

4) приспособленность организмов к среде обитания

5) популяционные волны

6) абиотические факторы среды

10. Какие из ни­же­пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров ха­рак­те­ри­зу­ют дви­жу­щую форму есте­ствен­но­го отбора?

1) воз­рас­та­ние чис­лен­но­сти тёмных ба­бо­чек в про­мыш­лен­ных рай­о­нах по срав­не­нию со светлыми

2) по­яв­ле­ние устой­чи­во­сти у жи­вот­ных к ядохимикатам

3) по­сто­ян­ство раз­ме­ров и формы цвет­ка у на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых растений

4) умень­ше­ние раз­ме­ров крабов, оби­та­ю­щих в мут­ной воде

5) уплощённое в спинно-брюшном на­прав­ле­нии тело камбалы

6) со­хра­не­ние до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни кистепёрой рыбы латимерии

11. Близкородственные, но не скре­щи­ва­ю­щи­е­ся между собой виды птиц будут отличаться, ско­рее всего, по

1) пес­ням сам­цов и брач­ным ритуалам

2) раз­ме­рам и массе тела

3) видам корма и ме­стам гнездования

4) окрас­ке самок

5) ко­ли­че­ству и форме хромосом

12. Выберите три фак­то­ра эво­лю­ци­он­но­го процесса, дей­ствие ко­то­рых ведёт к видообразованию.

2) био­ло­ги­че­ский регресс

3) мо­ди­фи­ка­ци­он­ная изменчивость

4) на­след­ствен­ная изменчивость

5) вы­со­кая пло­до­ви­тость особи

6) есте­ствен­ный отбор

13. Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны.

А) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

14. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

A) высокая плодовитость

Б) развитие органов чувств

B) развитие со сменой хозяина

Г) наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

15. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.

А) сохраняет среднее значение признака

Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды

В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г) способствует увеличению многообразия организмов

Д) способствует сохранению видовых признаков

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

16. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом видообразования, ко­то­рый этот при­мер иллюстрирует.

А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глубине озера

Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного

дрозда в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка

В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оледенением

Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой специализации

Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лиственницы си­бир­ской на во­сток

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

17. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми видообразования, ко­то­рые ил­лю­стри­ру­ют­ся дан­ны­ми примерами.

А) ранне- и позд­не­цве­ту­щие по­пу­ля­ции по­грем­ка на одном лугу

Б) под­ви­ды тиг­ров — амур­ский и бенгальский

В) по­пу­ля­ции фо­ре­ли в озере Севан, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сро­ка­ми нереста

Г) воз­ник­шие в ре­зуль­та­те пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции виды синиц

Д) по­пу­ля­ции обык­но­вен­ной белки в Цен­траль­ной Рос­сии и на Кавказе

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

18. Укажите последовательность процессов географического видообразования.

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида

19. Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщение, систематизация, совершенствование и закрепление ранее полученных знаний учащихся по теме и применение их на практике.

Образовательные результаты

Метапредметные

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

Познавательные УУД:

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Регулятивные УУД :

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Коммуникативные УУД:

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-знать системы органов в целом и отдельных ее органов;

-знать принципы регуляции процессов организма;

-уметь проводить наблюдение за собственным организмом, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

-уметь выявлять взаимосвязи между особенностями строения системы органов и их функциями.

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Подготовительный этап к уроку

Учитель готовит карточки с заданиями, составляет тестовые задания, подбирает материал, делит класс на три группы.

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут)

1. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе.

Готовятся к уроку.

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

2. Актуализация и мотивация учебной деятельности.

Учитель начинает урок со следующих слов:

Здравствуйте Ребята! Сегодня я проведу с вами увлекательный урок, который будет состоять из интересных конкурсов и заданий, мы с вами поговорим о здоровье и немного поиграем.

3. Целеполагание.

При помощи учеников формулируются цели данного урока.

Здоровье – это ценность и богатство,

Здоровьем людям надо дорожить!

Есть правильно и спортом заниматься,

И закалятся, и с зарядкою дружить.

Чтобы любая хворь не подступила,

Чтоб билось ровно сердце, как мотор,

Не нужно ни курить, ни пить, ни злиться,

Улыбкой победить любой укор.

Здоровый образ жизни – это сила!

Ведь без здоровья в жизни никуда.

Давайте вместе будем сильны и красивы

Тогда года нам будут не беда!

Ученик рассказывает стих.

II. Основная часть: систематизация материала, обобщение, выводы (30 минут)

Отвечают на вопросы учителя

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

1.2. -Я предлагаю вам просмотреть презентацию, которая посвящена здоровому образу жизни, и выполнить тест, который поможет вам понять, здоровы ли вы.

Ребята делают тест.

: - Я думаю, вы поняли, что является составляющими вашего здоровья, а теперь давайте вспомним вопросы анатомии, которые мы с вами разбирали на уроках.

В пути вас ждет большое количество различных станций, на которых нужно будет выполнять задания.

Отвечают на вопросы

Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Слайд№21

Отвечают устно на вопросы

В зависимости от того, какой орган достался ученику, орган описывает по следующему плану:

1.Какой системе относится.

2.Место расположения в организме человека. 3.Особенности строения.

Учитель зачитывает описание органов, а ученик должен назвать этот орган, если орган назван с первого описания, то ставиться 15б, если со второго 10б, если с третьего то 5б.

- Это был наш последний конкурс

- Ребята! Давайте еще раз вспомним основные слагающие здорового образа жизни:

- отказ от вредных пристрастий (курение, алкоголь, наркотики);

- рациональное питание;

- оптимальный двигательный режим;

- закаливание организма;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Ученики индивидуально выполняют задание

Ученик описывает орган по плану

Отвечают на вопросы.

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (5 минут)

1. Подведение итогов

Выставление оценок за урок. Поставьте себе оценку, определите как вы потрудились на уроке, а потом я ознакомлюсь с ними.

- ученик должен ориентироваться в содержании текста. Понимать целостный смысл текста;

- подбирать слова, соподчинённые ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- объединять явления в группы по определённым признакам;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

- использование речи для регуляции своей деятельности;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д);

- умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную речь, владеть монологической речью;

-становление устойчивого познавательного интереса;

-оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

-осознание готовности к самообразованию и самовоспитанию;

-формирование адекватной позитивной самооценки.

2. Рефлексия

А сейчас, я хочу, чтобы вы подвели итог урока, продолжили предложения:

- Самым интересным для меня сегодня было

3. Домашнее задание.

Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

Органы- место расположения ЦНС (череп, позвоночник).

Красный косный мозг- место образования…(эритроцитов)

Позвоночник имеет……изгибов (4).

Рефлекторная дуга состоит из…частей (5).

Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс)

Переносчик кислорода в крови. (эритроцит)

Основной орган дыхания (легкие).

Следующий отдел трахеи (бронхи)

Легкое, состоящее из 2 долей (левое).

Головка трубчатой кости (эпифиз).

Аппендикс- отросток (слепой кишки)

Самый молодой зуб у человека (мудрости).

Название витамина С (аскорбиновая кислота).

Верхний слой кожи (эпидермис).

Гормон, регулирующий содержание сахара в крови (инсулин).

Центр координации движения (мозжечок).

Основная функция альвеол (газообмен).

Гиповитаминоз витамина В ведет к болезни (бери-бери).

Функция тромбоцитов (свертываемость крови).

Место гибели эритроцитов (печень, селезенка)

Учитель зачитывает описание органов, а ученик должен назвать этот орган, если орган назван с первого описания, то ставиться 15б, если со второго 10б, если с третьего то 5б.

1.А) Этот орган является связующим звеном между органами, в которых в одном слабощелочная среда, а в другом щелочная среда. Внутренняя поверхность этого органа составляет 500-800 см2. Туда открываются железы внутренней секреции. (15 б).

Б) Объем этого органа составляет 1 литр. Он имеет малую и большую кривизну, а также кардинальную и пилорическую части и дно. (10б)

В) Стенки этого органа содержат клетки, выделяющие пищеварительные ферменты и вырабатывающие соляную кислоту, составляющую 0,5% (5б)

2.А) Этот орган состоит из 16-20 хрящевых полуколец. (15б)

Б) Задняя стенка этого органа мягкая из соединительной ткани, содержащиеся гладкие мышцы, служат для наилучшего прохождения пищи. (10б)

В) Этот орган на уровне 5 грудного позвонка делиться на два бронха, которые уходят в легкие. (5б).

3. А) Это часть органа, состоящего из 5 отделов. Снаружи он покрыт белым веществом, а внутри серым и выполняет рефлекторную и проводниковую функции. (15б)

В) Он является центром дыхания, сердечной деятельности, безусловных пищевых, а также защитных рефлексов (5б) (Спинной мозг)

1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)

2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)

3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)

4.Самый легкий орган человека. (Легкие)

5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)

6.Что является зеркалом души? (Глаза)

2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)

3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)

5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)

1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)

2.Уплощение свода стопы. (Плоскостопие)

3.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие - анемия)

4.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)

5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)

6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)

Читайте также: