Аппликация на тему осень конспект занятия

Обновлено: 04.07.2024

Задачи:

— Формировать умение у детей равномерно располагать и наклеивать на листе фрагменты аппликации из бумаги.

— Развивать у детей умение построения композиции (ориентировку в форме изображения, глазомер).

— Развивать творческие способности и воображение детей.

— Развивать мышление, умение находить выход из проблемной ситуации;

— воспитывать бережное отношение к природе;

— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

— воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем.

Предварительная работа:

-Экскурсия осенью на территории детского сада.

-Чтение стихов об осени А.С.Пушкина, А.Плещеева, А.Бунина.

-Знакомство с осенними приметами, поговорками.

Материал для воспитателя: Иллюстрации с изображением ранней осени, в группе расположены осенние листья. конверт с письмом, украшенный осенними листьями, сундучок с письмом. Коробочка с карашдашами.

Материал для детей: белый картон (для выполнения аппликации), разноцветная бумага, ножницы, клей, салфетка,

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблемная ситуация

Воспитатель:

Осень - красавица в дом к нам пришла,
Кисти и краски собой принесла,
Стало она вокруг рисовать,
Красным и жёлтым всё заливать.

Золотом всё вокруг заблестело,
Жёлтым и красным деревья одела…
Зелень с травы она убрала,
Серый добавила и замерла…

Нет, не годится, решила она
Слишком уж серым стала земля,
Листья с деревьев все собрала
Наземь все скинула вместо ковра.

Скучно ей стало, потом рисовать
С ветром решила она поиграть
Ветер поднял все листочки с земли
И закружились они, как могли.

Осень взглянула, опять красота!
Листья летают, в вальсе кружа.
Вдруг, загрустила, затосковала,
Кистью дождинки нарисовала…

И полилась с небес вдруг вода,
Смыла все краски, грязь принесла…
Осень шагнула, ушла за порог…
Скоро зима ей на смену придёт.

(под дверью группы появляется небольшое письмо, украшенное желтыми осенними листьями, дети находят письмо и приносят воспитателю)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Интересно, кто же нам его написал. Вот это сюрприз. Давайте прочтем его.

(воспитатель открывает письмо, читает)

Мотивация деятельности детей.

Воспитатель: Что же будем делать? А с чего начнем? (ответы детей, нужно найти подсказки осени)

Основная часть.

А как нам осень может передать подсказки? Как вы думаете? Я согласна с вами, подсказки могут быть на листиках осенних. Осень, наверное, в нашей группе их разбросала. Давайте найдем листочек.

(дети с воспитателем находят желтый листочек)

Воспитатель:

Вы осенние загадки отгадайте- ка ребятки

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Стрелы на поле метала.

Нам казалось, шла с бедой,

Оказалось — шла с водой.

Подошла и пролилась,

Вдоволь пашня напилась. (Туча)

Дополна водой налито. (Лужа)

Он холодный, проливной,

По пятам бежит за мной.

Убегаю — только хуже,

Потому что всюду — лужи! (Дождь)

На поляне лесной,

Под могучей сосной —

На нём бурый колпачок,

Колпачок на бочок. (Гриб)

Его клюют. (Рябина)

Воспитатель: Ох и умные ребятки

Отгадали все загадки.

И за это не зевайте

Вы награду получайте

Вы не стойте, вы идите

И карандаши ищите

(дети с воспитателем находят коробочку с коричневыми карандашами)

Воспитатель Ребята, как вы думаете, зачем нам коричневые карандаши? На что они похожи?

(Предположительные ответы детей; На ствол деревьев)

Воспитатель Ствол для дерева есть, чего не хватает?

Предположительные ответы детей (солнышка, листьев, травы)

Вы правы, дереву не хватает листьев. Нам нужна следующая подсказка. Будьте внимательные, ищите еще листик.

(дети находят еще один листочек с запиской)

«В группе вы предмет найдите

Дети находят сундучок с цветной бумагой.

Воспитатель: Какого цвета бумага? На что похожа она?

Предположительные ответы детей (желтый, и зеленый, и красный цвет. Они похожи на осенние листья)

Воспитатель: Мы с вами нашли и карандаши для стволов деревьев, и бумагу для листьев. Как вы думаете это поможет нам справится с нашей задачей? Предлагаю стать волшебниками и помочь лесным зверятам вернуть наряды деревьям. Согласны? Для этого нужно прочесть волшебные слова.

ФИЗМИНУТКА

Мы друг другу улыбнулись

Повороты головы влево-вправо, руки на поясе, улыбаемся друг другу

Дружно вверх все потянулись

Подтягиваемся на носочках, руки вверх

До земли мы поклонились

Наклон, руками достаем до пола

В волшебников мы превратились

Разводим широко руками вверх и через стороны вниз

Волшебство мы начинаем

Делаем пассы руками,

Сгибаем и разгибаем пальцы рук

Подпрыгиваем на месте на каждое слово

Садятся за столы, на которых уже приготовлены: фоновая бумага, клей, ножницы, кисточки, салфетки, цветная бумага.

Воспитатель: Прежде, чем приступить к волшебству, нужно вспомнить правила работы с ножницами и клеем.

Дети вспоминают правила работы с ножницами

Предположительные ответы детей:

Не держать ножницы концами вверх.

Клей наносить равномерно.

При необходимости пользоваться салфеточкой.

Воспитатель Какие вы молодцы. Все правила вспомнили.

Ребята, перед вами лежит лист белого цвета. Расположите его вертикально (показ). Затем мы с вами берем коричневый карандаш и рисуем полоски в виде ствола (показ), это у нас что будет? (Ствол). Конечно, ствол дерева готов. Далее мы с вами создадим на дереве листья. Как вы думаете, как нам это сделать?

(Предположительные ответы детей: С помощью ножниц и цветной бумаги)

Воспитатель: Я с вами согласна. Предлагаю карандашом нарисовать с обратной стороны листья дерева. Чтобы нам было легче вырезать. Затем вырезаем (показ) Мы нанесем клей на вырезанный лист, с обратной стороны. А теперь приклеим наши листочки к стволу дерева (показ). Следите чтоб ваши работы были аккуратными. Вот такое нарядное, осеннее дерево у нас должно получиться. (Образец).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дети выполняют работу, можно включить музыкальное сопровождение (классическую музыку, инструментальную композицию).

Рефлексия

Воспитатель: Вы молодцы. У нас все получилось. Смотрите настоящий осенний лес. Какие замечательные деревья у нас получились. Какое красивое дерево у Виктории, и у Максима тоже яркое дерево. (воспитатель хвалит работу каждого ребенка)

Вы смогли победить злую Серость Унылую. И в волшебном лесу снова будут яркие краски. Снова деревья оденут свои осенние праздничные наряды, и будут радовать своим видом не только лесных жителей, но и всех гостей леса.

(Предположительные ответы детей)

Воспитатель за столом совместно с детьми готовит работы на выставку (подписывает).

ЛИТЕРАТУРА:

Воспитатель: Да, дети, зимой листочки замерзнут и исчезнут, а нам с вами останется только вспоминать какие они были, а давайте мы сделаем из бумаги на память разноцветные кленовые листочки!

- Дети, у вас на столах, есть шаблоны с кленовыми листочками. Сегодня мы познакомимся с новым видом аппликации. Это - обрывная аппликация. В обрывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Техника обрывной аппликации очень похожа на разукрашивание. Здесь тоже нужно заполнить определенным цветом каждую часть рисунка. Кусочки бумаги просто отрываются руками и приклеиваются к основе. Получается своего рода мозаика. Кроме того, здесь не нужно четких контуров и ровных линий, для вас - настоящий простор для творчества.

- Посмотрите, как это делается, возьмем листочек бумаги и порвем его на множество маленьких кусочков. Теперь мы будем брать по-одному кусочку, намазывать их клеем и приклеивать, не выходя за контур.

- Чтобы наши пальчики подготовились к аппликации, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика
(массируем каждый пальчик)
1,2,3,4,5 –будем листья собирать.
Листья березы, листья рябины,
Листики дуба, листья осины,
Листики тополя мы соберем,
Маме осенний букет отнесем.
(показываем из ладошек букет: запястья соединили, пальца расставлены в разные стороны)

Воспитатель: А теперь приступаем к работе, следите, чтобы ваши работы были аккуратными.




Итог
Воспитатель: Дети, какие красивые работы у вас получились. Теперь зимой, когда нам станет грустно, мы всегда можем посмотреть на наши яркие и цветные воспоминания об осени.
- Что такое листопад?
- Какого цвета листья бывают поздней осенью?
- Каким способом вы делали аппликацию?
- Молодцы, спасибо!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Оборудование : основа для аппликации ( осенний пейзаж , квадраты цветной бумаги с контурным изображением листика (оранжевые, желтые, красные, бумажные салфетки белого цвета, клей-карандаш, клей ПВА, кисть, коричневая гуашь.

Ход занятия

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца…
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла.

Воспитатель : – О каком времени года это стихотворение? (Ответы детей.) Молодцы, конечно же – это об осени .

Отгадайте загадку ребята если вы и загадку отгадаете может к нам в гости придет сама Царица.

Появляется Осень

Здравствуйте дети! Я так рада, что вы меня не забываете. Я знаю,

что вы любите отгадывать загадки и поэтому загадаю вам свою любимую загадку.

Листья желтые летят,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто … (Листопад.)

А какие стихи вы знаете про осень

Ахмед

Опустел скворечник-
Улетели птицы,
Листьям на деревьях
Тоже не сидится.
Целый день сегодня
Всё летят, летят.
Видно, тоже в Африку
Улететь хотят.

Воспитатель : А сейчас я хочу с вами поиграть.

Снова мы идем по лесу.

А вокруг так интересно.

На поляне средь пеньков

Много выросло грибов. (Ходьба.)

На холме стоит рябинка.

Держит прямо, ровно спинку. (Руки вверх.)

Ей не просто жить на свете,

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращения руками.)

Но рябинка только гнется,

Не печалится – смеется. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую. (Вдох – выдох.)

А под ней растут лисички,

Притаились, как сестрички.

Чтоб грибочки те сорвать,

Надо ниже приседать. (Приседания.)

За кустами, словно вор,

Наклонись и посмотри,

Только ты его не рви. (Наклоны вперед.)

Вот и полные лукошки,

Вновь идем мы по дорожке.

Хоть в лесу приятно нам,

Но пора всем по домам. (Ходьба.)

Ветер по лесу летал, (Плавные волнообразные движения ладонями.)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках.)

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки-золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на стол.)

Ветер бросил на тропинку.

Воспитатель : А я вам в этом помогу. Давайте подумаем, как на бумаге можно показать листопад.

Воспитатель : Правильно, листочки можно нарисовать, вырезать из бумаги. А еще их можно сделать методом обрывания, а потом наклеить на лист бумаги с пейзажем, тогда у нас получится настоящий листопад. (Воспитатель показывает порядок работы.)

Самостоятельная работа детей .

Давайте дети подарим наши работы Осени надеюсь понравятся ей наши работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие по художественно-эстатическому развитию проводится в рамках лексических тем недели: "Осень. Деревя и кусатарники", "Золотая осень" ,"Осень к нам пришла" и т.п.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию для старшей группы

Образовательные:

- закрепить представления о строении и способе произрастания деревьев;

- упражнять в вырезании из прямоугольника округлой фигуры с резным контуром – крона деревьев, из квадрата круга с волнистым краем – кустарники;

- учить последовательно выполнять работу, составлять композицию;

- закреплять навыки работы с клеем.

Развивающие:

- развивать глазомер, слухового и зрительного внимание, мышление и воображение, мелкую моторику;

- развивать творческие способности, композиционные навыки.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, аккуратность;

- прививать навыки содержания рабочего места в чистоте и порядке во время работы;

- прививать любовь к поэзии.

Оборудование: цветной картон, прямоугольники и квадраты разных цветов (желтые, красные, оранжевые, зеленые), клей, кисточки, ножницы, тряпочки для промачивания клея, клеенки на стол.

Ход занятия

I.Организационный момент

- Ребята, посмотрите в окошко, скажите какая сегодня погода?

- Сейчас месяц октябрь, это начало, середина или конец осени?

Цель: развитие внимания, мышления.

Детям предлагают сказать признаки осени.

II.Основная часть

Цель: развитие внимания, воображения, прививать любовь к поэзии.

Осень в лесу

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину -
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
"Стыну. " -
И дрожит от холода.
А берёза рада
Жёлтому наряду:
"Ну и платье!
Что за прелесть!"
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И берёзка шепчет:
"Зябну. "
Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
"Мёрзну! Мёрзну!"
Обмануло золото -
Не спасло от холода.

Из А.Гонтаря (перевёл В. Берестов)

Цель: развитие слухового внимания, мышления.

3. Показ образца. Объяснение приемов работы.

- Ребята, в нашем лесу будет несколько ярусов деревьев. Ярус как это? Что это значит?

- Это значит, что деревья в лесу расту в три ряда, одни самые высокие и мы видим только их верхушки, другие пониже и стоят впереди, мы видим их полностью, а первый ряд - это кустарники, которые мы тоже можем встретить в лесу.

- Из больших прямоугольников вырезаем контур волнистой линией и получаем самые высокие деревья, из прямоугольников меньших – второй ярус. А квадраты превратяться в кустарники.

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики.

Лист у клена и каштана –

(раскрыть ладонь левой руки, затем – правой руки.)

Как ладони великана.

(поднять вверх руки с раскрытыми пальцами.)

У березки, у березки –

Белый ствол и листья – слезки.

(нарисовать в воздухе указательными пальцами капельку.)

А у тоненькой рябинки

Листья – сложные картинки.

(ладони перед собой, пальцы чуть растопырить.)

4. Непосредственная работа над аппликацией

Дети вырезают резной контур крон деревьев разного цвета. Выкладывают композицию леса из разной высоты деревьев на листе основе. Наклеивают лес с учетом близости и дальности расположения объектов. По приклеенным кронам фломастером наносят ствол дерева и ветки.

Воспитатель контролирует правильность держания кисти в руке, правильность работы с клеем, контролирует процесс склеивания, если нужно оказывает помощь.

III.Заключительная часть

Прощание, похвала за работу

- Как вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы, мы теперь убедились какие у вас умелые руки.

Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн, 2. - М.. ТЦ Сфера, 2006. - 208 с.

Читайте также: