Социальные движения 17 века конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Урок № 31." Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения".

Сформировать представление обучающихся об экономическом развитии России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны.

Планируемые результаты урока:

Предметные: (знания, умения, представления)

- экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны;

- причины, социальный состав и результаты народных восстаний XVII века

Уметь : анализируя фактический материал об экономическом развитии страны после Смуты, систематизировать его по предложенному алгоритму.

Выявить черты сходства и отличия народных восстаний XVII века. Сформулировать выводы по теме.

Личностные: (личностные УУД)

Регулятивные УУД:

оценивать результативность своей собственной работы и работы других.

Коммуникативные УУД:

умение правильно сформулировать учебную задачу для других и для себя;

уметь ее доходчиво объяснить или в случае необходимости конкретизировать участникам своей группы.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор оснований и критериев для сравнения

установление причинно-следственных связей

умение делать выводы.

Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)

- выработка умений работать с учебной информацией;

готовность к сотрудничеству с соучениками;

формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

стратегия работа с текстом: поиск информации и понимание, анализ прочитанного.

-сформировать представления об экономической и политической ситуации в стране, явившейся причиной народных волнений;

сформулировать причины восстаний,

дать характеристику городских и крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в., их состава и влияния на жизнь страны;

способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы;

создать условия для усвоения нового материала на уроке слабоуспевающими.

- формирование навыков сравнения, анализа, обобщения исторических фактов, явлений на примере развития экономики России в XVII в.

- формирование умения делать выводы;

-продолжить формирование умения анализировать исторические источники, сравнивать, анализировать, систематизировать, развивать умение аргументировать собственную точку зрения.

Формирование коммуникативных компетенций:

- способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора;

- воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям;

-воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов, к историческому прошлому человечества, формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся.

- создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в коллективе, индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других.

- продолжить формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

Вид используемых на уроке средств ИКТ с указанием этапа

Универсальные (компьютер, проектор)

Видеоролики:

Методическое обеспечение урока

Частично-поисковый, проблемный, словесные, наглядные, практические, элементы технологии Укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева, ИКТ.

комбинированный урок с элементами практической работы.

Урок усвоения новых знаний

Организационная структура урока

Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе.. Кратковременность организационного момента; полная готовность группы и оборудования к работе; быстрое включение в деловой ритм; организация внимания всех обучающихся.

Методы стимулирования интереса к учению: создание эмоционально-нравственной ситуации;

Методы стимулирования долга и ответственности: убеждение, предъявление требований.

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Взаимные приветствия учителя и обучающихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к уроку. Создание эмоционального настроя. Мотивация обучающихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово.

Погружение в учебную ситуацию:

- готовность выполнять учебные задания;

- стремление к самостоятельной деятельности;

- стремление повысить свой личный образовательный уровень

Проверка готовности обучающихся к работе на уроке. Организация рабочего места.

Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Мотивация обучающихся на восприятие материала, логическая связка с темами прошлых уроков. Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; совершенствуя при этом компетенции.

Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, их коррекция.

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Преподаватель знакомит обучающихся с видами деятельности на уроке.

Возможность преподавателя за короткий промежуток времени установить уровень знаний у большинства обучающихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков.

Для логического перехода к изучению нового содержания следует напомнить обучающимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории Россия в ХVI— ХVII веках. Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века.

Проверка знаний прошлого урока:

Преподаватель подводит итоги проверки домашнего задания, обобщает ответы обучающихся.

Актуализация знаний.

План изучения новой темы записан на доске.

Преподаватель создает ситуацию для определения темы, проверяет включенность в учебное занятие по вопросам:

1. Как, по вашему мнению, повлияла Смута на экономическое положение страны?

2. У власти появилась задача найти источники экономического возрождения страны. Каковы же были особенности развития экономики России в XVII в.?

В XVII в. возникают новые причины, способствующие экономическому развитию государства. Преподаватель предлагает перейти к ее изучению.

Актуализация опорных знаний и умений.

Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы.

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Координирующие функции преподавателя: направление хода обсуждения, консультирование обучающихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений, направление хода дискуссии, разъяснение по работе с видеоматериалом, материалом учебника, индивидуальная работа слабоуспевающих обучающихся с учебниками и составление плана ответа в тетради.

Обучать использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; анализировать источники, осмысливать теоретический материал и давать оценку историческим явлениям. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы самостоятельной работы с источниками информации, развития коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания

Задание обучающимся: в ходе просмотра видеоролика отвечать на вопросы и делать записи в тетради (заполнять таблицы)

Первичное усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Информационные, координирующие функции преподавателя. Организация самостоятельной работы с учебником, презентацией; проведение беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний; обсуждение способов решения заданий. Проверка правильности понимания изученного материала.

Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации.

На данном этапе обучающиеся учатся использовать материал учебника и видеоролики для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.

Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)

Корректирующие функции преподавателя.

Ответить на вопросы:

1. Каковы последствия Смуты? В чем заключалась главная проблема запустения и разрухи в России?

2. Какие меры были приняты для восстановления сельского хозяйства?

3. В чем причины медленного восстановления сельского хозяйства России?

Заполнение таблицы, используя информацию видеоролика и текста учебника на с. 92.

5. Какие изменения произошли в ремесленном хозяйстве?

Таблица 2. Заполнить сравнительную таблицу: Слайд 3

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Социальные движения XVII в

Общие причины народных восстаний:

закрепощение крестьян и рост их повинностей;

усиление налогового гнета;

попытка ограничения казачьей вольности;

церковный раскол и преследование старообрядцев.

Поводом к посадскому движению в 1650 г. в Новгороде и Пскове послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий.

— само правительство щедро выпускало медные деньги и содействовало их обесцениванию;

— успеху дела помешали огромные злоупотребления;

— развилась и тайная подделка монеты в народе.

Последствия реформы: открытое недоверие к медным деньгам, обесценивание медных денег, дороговизна, голод и рост смертности, Медный бунт в июле 1662 г. в Москве против бояр. Бунтовщики были усмирены военной силой.

Итоги: правительство в 1663 г. отменило медные деньги.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670-1671) — движение крестьян, холопов, казаков и городских низов.

Причины выступления:

— ухудшение положения низших слоев населения;

— распространение крепостного права;

— повышение налогов на соль, выпуск медных денег, рост налогов на содержание армии, так называемые стрелецкие деньги;

— стремление власти ограничить казачью вольницу и интегрировать ее в государственную систему;

Предвестником социального взрыва было восстание 1666 г. под руководством казачьего атамана Василия Уса, сумевшего дойти с Дона до Тулы, где к нему примкнули казаки и беглые холопы окружающих уездов.

Состав участников: казаки, крестьяне, часть посадских людей (городские низы), мелкие служилые и работные люди, бурлаки.

Этапы крестьянской войны

II этап: 1670-1671 гг. — антикрепостническое выступление. Цели: захват Москвы; уничтожение бояр и дворян; ликвидация крепостного права; установление казацкого уклада жизни по всей стране.

Основные события:

Август — сентябрь 1670 г. — движение восставших из Астрахани вверх по Волге, взятие Саратова, Самары; осада Симбирска. Власти на подавление восстания отправили войска под командованием Ю. А. Долгорукова, Г. Г. Ромодановского. Повстанцы потерпели поражение под Симбирском, С. Разин ушел на Дон.

Причины поражения: стихийность движения, слабая организованность, устарелость вооружения, отсутствие единства восставших казаков, крестьян и посадского люда, четкого руководства и четко поставленных целей. Был силен наивный монархизм.

Результаты крестьянской войны: усилена власть воевод на местах; проведена реформа податной системы (с конца 70 х гг. был начат переход к подворному обложению); в 1682 г. было отменено местничество; усилился процесс распространения крепостничества на юге России; донские казаки в 1671 г. были впервые приведены к присяге на верность царю. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Керенского уезда в Крестьянской войне под руководством С.Т. Разина.

• Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных высту плений XVII века.

• Развивать познавательные умения – умения доказывать на основе фактов, делать

• Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать

• Воспитывать уважение к историческому прошлому России и к истории родного

Тип урока: урок - экскурсия в школьном м у зее с ц елью из учения и первичного

Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведём необычный урок – это урок – экскурсия.

Целью нашего у рока будет соединить знания отеч ественной истории с краеведческим

материалом об участии крестьян Керенского уезда в восстаниях 17 века.

Ребята, как вы думаете, чем могли быть н едовольны н ародные массы в период п равления

✓ 1550 год – подтверждение Юрьева дня для перехода крестьян от одного хозяина к

✓ 1581 год – переход запрещён в связи с чрезвычайными обстоятельствами;

Государственная политика в отношение крестьян, с целью закре пления их за помещиками.

➢ Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян,

проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении влас ти феодала ;

➢ Раскол - религиозно - обществе нное движение, возникшее в России в середине

➢ Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на

Теперь, ребята, нам надо связать все, озвуче нные понятия с событиями 17 века и

понять, что стало причинами для народного возмущения.

В царствование Алексея Мих айловича (Тишайшего) страна со трясалась от

народных восстаний. Н ародные восстания запомнились и совре менн икам, и потомкам . И

но и узнаем, как крестьяне Керенского уезда откликнулись на них.

Проблемой н а уроке будет след у ющ ее задан ие: Вы должны будете дать ответ на

• Цель нашего урока − познакомиться с народным и дви жениями XVII века.

• Выявить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги :

✓ Вы б у дете доказывать свою точку зрения, делать выводы;

✓ анализи ровать полу ч енную информацию, устанавливать причинно -

следственные связи между с обытиями и конечно же, работать с карто й.

Давайте выясним, в чем причины народных выступлений?

Вспоминая, пройденные темы, озвучьте, на ваш взгляд, основные причины.

• закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;

• усиление налогового гнета, веде ние почти непрерывных войн (что сказалось на

События XVII века объединили в стремлении к борьбе против госуда рственной

политики разные сословия и с оциальные гру ппы. В выст у пл ениях приняли уча стия не

только представители к рестьянства (как эт о было прежде), но и казачества, городских

На дом вы пол учаете з адание: использ у я учебник, вы яснить причины, х од и и тоги

выступлений 17 век а. Р езу льтаты работы занести в сравнительну ю таблиц у «Народные

для сравнения: дата события, очаг восстания, причина восстания, участники,

➢ 5 человек – из у чает события Соляного бунта ( стр. 62 ).

➢ 6 человек – выступление старообрядцев − Соловецкое восстание ( стр. 67 ).

В табли цу вносим тол ько данные по своем у народном у в ыступлению и п редставитель

Физкультминутка (расслабляющие у пражнения для восс тановления

Давайте проведем небольшу ю физк у льтмин у тк у для глаз:

2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны.

Разина. Движение зародилось в станицах донского казачест ва и переросло до

центральных районов России . Захватило оно и наш край.

В правление Алексея Мих айловича произошло окончательное оформлени е

крепостного п рава, а также было принято н есколько непоп у лярных решений (пошлина на

соль, введение медных денег), что привело к рост у народного недовольства. Отмена

Юрьева дня привела к масс овым побегам на Дон. Осложнилось отношение с

правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к ус илению

напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой

наиболее акти вную, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон

издавна бежали от к репостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто хот ел

Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной

добычи, зачасту ю составляли отряды и ли шайки, и заним ались грабежом. З а сторожев ую

службу Москва присылала к азакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и

Степан Тимофеевич Разин су мел собрать отважных и непо корных лю дей .

Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа:

Такие грабительские пох оды казаков за богатой добычей н азыва лись « п оходами за

Восстание С.Т. Разин а охватило больш у ю часть Р оссийской территории. 19 и юля

войско повстанцев подошло к Астрахани ( работа с картой на стенде ).

Весной 1670 г. разинское войско легко овладело Астр аханью , без боя сдался

Царицын , вскоре пали Саратов , Самара, Саранск, Пенза также оказались в р у ках

В то время, когда Р азин вёл иску сно осад у Симбирска его отряды под

руководством Максима Осипова, Мих аила Харитонова и Василия Фёдорова заняли ряд

острогов по Симби рской оборон ительной черте (Тагай, Аргалл, С урск, Урен ь) ( показ на

карте ст енда ). В нашем крае восставшие под р у ковод ством М. Харитонова и

В. Фёдорова овладели Верхнем и Нижнем Ломовом и п одсту пили к Керенской крепости .

Население здесь, к ак в городах, так и уездах края, было вполне подготовлено к

восстанию. Узнав о прибли жении неприятеля, керенский воевода Автоном Безобразов

отдал приказ об обороне к репости. Но жители не хотели сопротивляться разинцам и

( показ по схеме ) М. Харитонов, з аняв Казачью слободу н ачал шт ур м крепостных стен.

Штурм был недолгим, так как защитники крепости са ми открыли ворота повстанцам.

Воевода города и несколько десятков местных поме щиков были ка знены на торговой

площади, в крепости сожгли деловые бумаги, объявили казач ество равное для всех

Несколько дней разинцы были в Керенске, а затем направились на Москву.

Керенцы, ломовцы подкрепили повстанческие силы , но не внесли стройность и

Нажмите, чтобы узнать подробности

способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.

Планируемые результаты:

предметные: знать причины и особенности народных выступлений в 17 веке, предпосылки и последствия Соляного бунта; уметь выделить причины Медного бунта; знать об основных этапах восстания Степана Разина, причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев; получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина

личностные: уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

метапредметные:

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: учебник История. Россия вXV1 –XV11 вв. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. /Арсентьев Н.М ,Данилов А.А, Курукин И.В; М.: Просвещение, 2016 г

Проверка домашнего задания (слайд №1)

1. Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном ( Филарет)

- 4. Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)

Объясни даты (слайд №2)

Какие событие произошли в эти годы?

- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова

- 1649 год – принятие Соборного уложения.

- 1651 год – Никон становится патриархом

- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором

- 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном

Объясните понятия (слайд №3)

- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала

- Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.

- Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоиерея).

- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

- Соборное Уложение – общерусский свод законов.

- Старообрядцы – противники церковной реформы

- Владельческие крестьяне – крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций

- Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной работы.

Объявление темы урока

Как вы думаете, какова цель нашего урока (слайд № 5)

- На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который назван “Бунташным”. Как вы думаете почему? ( было много восстаний, народных волнений.)
- Как вы думаете, почему происходили эти волнения? (Из- за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656–1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634 гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.)
- Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. ( между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон.)
- Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось? ( Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа.)

План урока (слайд № 6)
1.Причины народных выступлений.

4.Восстание под предводительством С. Разина.

Задание на урок

- Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение? (слайд №7)

Читайте также: