Социальные движения 17 века конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Урок № 31." Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения".
Сформировать представление обучающихся об экономическом развитии России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны.
Планируемые результаты урока:
Предметные: (знания, умения, представления)
- экономическое развитие России после Смуты, определить новые черты в хозяйственной жизни страны;
- причины, социальный состав и результаты народных восстаний XVII века
Уметь : анализируя фактический материал об экономическом развитии страны после Смуты, систематизировать его по предложенному алгоритму.
Выявить черты сходства и отличия народных восстаний XVII века. Сформулировать выводы по теме.
Личностные: (личностные УУД)
Регулятивные УУД:
оценивать результативность своей собственной работы и работы других.
Коммуникативные УУД:
умение правильно сформулировать учебную задачу для других и для себя;
уметь ее доходчиво объяснить или в случае необходимости конкретизировать участникам своей группы.
Познавательные УУД:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор оснований и критериев для сравнения
установление причинно-следственных связей
умение делать выводы.
Метапредметные: (познавательные (в том числе, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности), регулятивные, коммуникативные УУД)
- выработка умений работать с учебной информацией;
готовность к сотрудничеству с соучениками;
формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
стратегия работа с текстом: поиск информации и понимание, анализ прочитанного.
-сформировать представления об экономической и политической ситуации в стране, явившейся причиной народных волнений;
сформулировать причины восстаний,
дать характеристику городских и крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в., их состава и влияния на жизнь страны;
способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы;
создать условия для усвоения нового материала на уроке слабоуспевающими.
- формирование навыков сравнения, анализа, обобщения исторических фактов, явлений на примере развития экономики России в XVII в.
- формирование умения делать выводы;
-продолжить формирование умения анализировать исторические источники, сравнивать, анализировать, систематизировать, развивать умение аргументировать собственную точку зрения.
Формирование коммуникативных компетенций:
- способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитию кругозора;
- воспитывать творческую, целеустремленную деятельную личность, стремящуюся к самостоятельным открытиям;
-воспитывать нравственные качества уважения к истории других народов, к историческому прошлому человечества, формировать гуманистическое мировоззрение обучающихся.
- создать условия для формирования коммуникативной культуры, умения работать в коллективе, индивидуально, в паре, в группе, выслушивать и уважать других.
- продолжить формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Вид используемых на уроке средств ИКТ с указанием этапа
Универсальные (компьютер, проектор)
Видеоролики:
Методическое обеспечение урока
Частично-поисковый, проблемный, словесные, наглядные, практические, элементы технологии Укрупнения дидактических единиц П.М.Эрдниева, ИКТ.
комбинированный урок с элементами практической работы.
Урок усвоения новых знаний
Организационная структура урока
Организационный момент
Подготовка обучающихся к работе.. Кратковременность организационного момента; полная готовность группы и оборудования к работе; быстрое включение в деловой ритм; организация внимания всех обучающихся.
Методы стимулирования интереса к учению: создание эмоционально-нравственной ситуации;
Методы стимулирования долга и ответственности: убеждение, предъявление требований.
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)
Взаимные приветствия учителя и обучающихся; фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленности к уроку; организация внимания и внутренней готовности к уроку. Создание эмоционального настроя. Мотивация обучающихся, разъяснение целей и задач урока, вводное слово.
Погружение в учебную ситуацию:
- готовность выполнять учебные задания;
- стремление к самостоятельной деятельности;
- стремление повысить свой личный образовательный уровень
Проверка готовности обучающихся к работе на уроке. Организация рабочего места.
Подготовка к основному этапу занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Мотивация обучающихся на восприятие материала, логическая связка с темами прошлых уроков. Готовность обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. Установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; совершенствуя при этом компетенции.
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, их коррекция.
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Преподаватель знакомит обучающихся с видами деятельности на уроке.
Возможность преподавателя за короткий промежуток времени установить уровень знаний у большинства обучающихся и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков.
Для логического перехода к изучению нового содержания следует напомнить обучающимся, что на прошлом уроке они приступили к изучению истории Россия в ХVI— ХVII веках. Россия в правление Ивана Грозного. Смутное время начала XVII века.
Проверка знаний прошлого урока:
Преподаватель подводит итоги проверки домашнего задания, обобщает ответы обучающихся.
Актуализация знаний.
План изучения новой темы записан на доске.
Преподаватель создает ситуацию для определения темы, проверяет включенность в учебное занятие по вопросам:
1. Как, по вашему мнению, повлияла Смута на экономическое положение страны?
2. У власти появилась задача найти источники экономического возрождения страны. Каковы же были особенности развития экономики России в XVII в.?
В XVII в. возникают новые причины, способствующие экономическому развитию государства. Преподаватель предлагает перейти к ее изучению.
Актуализация опорных знаний и умений.
Способствовать развитию умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы.
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)
Координирующие функции преподавателя: направление хода обсуждения, консультирование обучающихся, уточнение неясных моментов, помощь в преодолении затруднений, направление хода дискуссии, разъяснение по работе с видеоматериалом, материалом учебника, индивидуальная работа слабоуспевающих обучающихся с учебниками и составление плана ответа в тетради.
Обучать использовать ранее изученный материал для решения проблемных и познавательных задач; анализировать источники, осмысливать теоретический материал и давать оценку историческим явлениям. Обеспечить условия для развития умений и навыков работы самостоятельной работы с источниками информации, развития коммуникативных умений при работе в группах, предъявление результатов учебного задания
Задание обучающимся: в ходе просмотра видеоролика отвечать на вопросы и делать записи в тетради (заполнять таблицы)
Первичное усвоение новых знаний.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)
Информационные, координирующие функции преподавателя. Организация самостоятельной работы с учебником, презентацией; проведение беседы по уточнению и конкретизации первичных знаний; обсуждение способов решения заданий. Проверка правильности понимания изученного материала.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний в знакомой и измененной ситуации.
На данном этапе обучающиеся учатся использовать материал учебника и видеоролики для решения проблемных и познавательных задач; учатся анализу источников, осмыслению теоретического материала и оценке исторических явлений.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся.
Деятельность преподавателя (функции, виды деятельности)
Корректирующие функции преподавателя.
Ответить на вопросы:
1. Каковы последствия Смуты? В чем заключалась главная проблема запустения и разрухи в России?
2. Какие меры были приняты для восстановления сельского хозяйства?
3. В чем причины медленного восстановления сельского хозяйства России?
Заполнение таблицы, используя информацию видеоролика и текста учебника на с. 92.
5. Какие изменения произошли в ремесленном хозяйстве?
Таблица 2. Заполнить сравнительную таблицу: Слайд 3
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Социальные движения XVII в
Общие причины народных восстаний:
закрепощение крестьян и рост их повинностей;
усиление налогового гнета;
попытка ограничения казачьей вольности;
церковный раскол и преследование старообрядцев.
Поводом к посадскому движению в 1650 г. в Новгороде и Пскове послужило резкое повышение цен на хлеб, вызванное поставками зерна Швеции в счет компенсации за людей, ушедших с захваченных ею территорий.
— само правительство щедро выпускало медные деньги и содействовало их обесцениванию;
— успеху дела помешали огромные злоупотребления;
— развилась и тайная подделка монеты в народе.
Последствия реформы: открытое недоверие к медным деньгам, обесценивание медных денег, дороговизна, голод и рост смертности, Медный бунт в июле 1662 г. в Москве против бояр. Бунтовщики были усмирены военной силой.
Итоги: правительство в 1663 г. отменило медные деньги.
Крестьянская война под предводительством Степана Разина (1670-1671) — движение крестьян, холопов, казаков и городских низов.
Причины выступления:
— ухудшение положения низших слоев населения;
— распространение крепостного права;
— повышение налогов на соль, выпуск медных денег, рост налогов на содержание армии, так называемые стрелецкие деньги;
— стремление власти ограничить казачью вольницу и интегрировать ее в государственную систему;
Предвестником социального взрыва было восстание 1666 г. под руководством казачьего атамана Василия Уса, сумевшего дойти с Дона до Тулы, где к нему примкнули казаки и беглые холопы окружающих уездов.
Состав участников: казаки, крестьяне, часть посадских людей (городские низы), мелкие служилые и работные люди, бурлаки.
Этапы крестьянской войны
II этап: 1670-1671 гг. — антикрепостническое выступление. Цели: захват Москвы; уничтожение бояр и дворян; ликвидация крепостного права; установление казацкого уклада жизни по всей стране.
Основные события:
Август — сентябрь 1670 г. — движение восставших из Астрахани вверх по Волге, взятие Саратова, Самары; осада Симбирска. Власти на подавление восстания отправили войска под командованием Ю. А. Долгорукова, Г. Г. Ромодановского. Повстанцы потерпели поражение под Симбирском, С. Разин ушел на Дон.
Причины поражения: стихийность движения, слабая организованность, устарелость вооружения, отсутствие единства восставших казаков, крестьян и посадского люда, четкого руководства и четко поставленных целей. Был силен наивный монархизм.
Результаты крестьянской войны: усилена власть воевод на местах; проведена реформа податной системы (с конца 70 х гг. был начат переход к подворному обложению); в 1682 г. было отменено местничество; усилился процесс распространения крепостничества на юге России; донские казаки в 1671 г. были впервые приведены к присяге на верность царю. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России.
Керенского уезда в Крестьянской войне под руководством С.Т. Разина.
• Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных высту плений XVII века.
• Развивать познавательные умения – умения доказывать на основе фактов, делать
• Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать
• Воспитывать уважение к историческому прошлому России и к истории родного
Тип урока: урок - экскурсия в школьном м у зее с ц елью из учения и первичного
Здравствуйте ребята! Сегодня мы проведём необычный урок – это урок – экскурсия.
Целью нашего у рока будет соединить знания отеч ественной истории с краеведческим
материалом об участии крестьян Керенского уезда в восстаниях 17 века.
Ребята, как вы думаете, чем могли быть н едовольны н ародные массы в период п равления
✓ 1550 год – подтверждение Юрьева дня для перехода крестьян от одного хозяина к
✓ 1581 год – переход запрещён в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
Государственная политика в отношение крестьян, с целью закре пления их за помещиками.
➢ Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян,
проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении влас ти феодала ;
➢ Раскол - религиозно - обществе нное движение, возникшее в России в середине
➢ Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на
Теперь, ребята, нам надо связать все, озвуче нные понятия с событиями 17 века и
понять, что стало причинами для народного возмущения.
В царствование Алексея Мих айловича (Тишайшего) страна со трясалась от
народных восстаний. Н ародные восстания запомнились и совре менн икам, и потомкам . И
но и узнаем, как крестьяне Керенского уезда откликнулись на них.
Проблемой н а уроке будет след у ющ ее задан ие: Вы должны будете дать ответ на
• Цель нашего урока − познакомиться с народным и дви жениями XVII века.
• Выявить причины этих выступлений, рассмотреть их ход и итоги :
✓ Вы б у дете доказывать свою точку зрения, делать выводы;
✓ анализи ровать полу ч енную информацию, устанавливать причинно -
следственные связи между с обытиями и конечно же, работать с карто й.
Давайте выясним, в чем причины народных выступлений?
Вспоминая, пройденные темы, озвучьте, на ваш взгляд, основные причины.
• закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
• усиление налогового гнета, веде ние почти непрерывных войн (что сказалось на
События XVII века объединили в стремлении к борьбе против госуда рственной
политики разные сословия и с оциальные гру ппы. В выст у пл ениях приняли уча стия не
только представители к рестьянства (как эт о было прежде), но и казачества, городских
На дом вы пол учаете з адание: использ у я учебник, вы яснить причины, х од и и тоги
выступлений 17 век а. Р езу льтаты работы занести в сравнительну ю таблиц у «Народные
для сравнения: дата события, очаг восстания, причина восстания, участники,
➢ 5 человек – из у чает события Соляного бунта ( стр. 62 ).
➢ 6 человек – выступление старообрядцев − Соловецкое восстание ( стр. 67 ).
В табли цу вносим тол ько данные по своем у народном у в ыступлению и п редставитель
Физкультминутка (расслабляющие у пражнения для восс тановления
Давайте проведем небольшу ю физк у льтмин у тк у для глаз:
2. Не поворачивая головы, посмотреть вверх, вниз, в стороны.
Разина. Движение зародилось в станицах донского казачест ва и переросло до
центральных районов России . Захватило оно и наш край.
В правление Алексея Мих айловича произошло окончательное оформлени е
крепостного п рава, а также было принято н есколько непоп у лярных решений (пошлина на
соль, введение медных денег), что привело к рост у народного недовольства. Отмена
Юрьева дня привела к масс овым побегам на Дон. Осложнилось отношение с
правительством. Запрет на походы на Черное и Азовское моря привел к ус илению
напряженности в казачьей среде. Еще со времен Смуты казачество представляло собой
наиболее акти вную, взрывоопасную часть населения. Это объясняется тем, что на Дон
издавна бежали от к репостной неволи крестьяне, посадские люди, то есть те, кто хот ел
Казаки были профессиональными военными и жили во многом за счет военной
добычи, зачасту ю составляли отряды и ли шайки, и заним ались грабежом. З а сторожев ую
службу Москва присылала к азакам хлебное и денежное жалованье, а также порох и
Степан Тимофеевич Разин су мел собрать отважных и непо корных лю дей .
Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа:
Такие грабительские пох оды казаков за богатой добычей н азыва лись « п оходами за
Восстание С.Т. Разин а охватило больш у ю часть Р оссийской территории. 19 и юля
войско повстанцев подошло к Астрахани ( работа с картой на стенде ).
Весной 1670 г. разинское войско легко овладело Астр аханью , без боя сдался
Царицын , вскоре пали Саратов , Самара, Саранск, Пенза также оказались в р у ках
В то время, когда Р азин вёл иску сно осад у Симбирска его отряды под
руководством Максима Осипова, Мих аила Харитонова и Василия Фёдорова заняли ряд
острогов по Симби рской оборон ительной черте (Тагай, Аргалл, С урск, Урен ь) ( показ на
карте ст енда ). В нашем крае восставшие под р у ковод ством М. Харитонова и
В. Фёдорова овладели Верхнем и Нижнем Ломовом и п одсту пили к Керенской крепости .
Население здесь, к ак в городах, так и уездах края, было вполне подготовлено к
восстанию. Узнав о прибли жении неприятеля, керенский воевода Автоном Безобразов
отдал приказ об обороне к репости. Но жители не хотели сопротивляться разинцам и
( показ по схеме ) М. Харитонов, з аняв Казачью слободу н ачал шт ур м крепостных стен.
Штурм был недолгим, так как защитники крепости са ми открыли ворота повстанцам.
Воевода города и несколько десятков местных поме щиков были ка знены на торговой
площади, в крепости сожгли деловые бумаги, объявили казач ество равное для всех
Несколько дней разинцы были в Керенске, а затем направились на Москву.
Керенцы, ломовцы подкрепили повстанческие силы , но не внесли стройность и
способствовать формированию у обучающихся представления о народных движениях первой четверти XVIII века.
Планируемые результаты:
предметные: знать причины и особенности народных выступлений в 17 веке, предпосылки и последствия Соляного бунта; уметь выделить причины Медного бунта; знать об основных этапах восстания Степана Разина, причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев; получат возможность научиться: называть основные этапы и события Крестьянской войны, сравнивать социальные движения, давать оценку личности С.Разина
личностные: уметь оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;
метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Методы, используемые на уроке: практический, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: учебник История. Россия вXV1 –XV11 вв. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций. /Арсентьев Н.М ,Данилов А.А, Курукин И.В; М.: Просвещение, 2016 г
Проверка домашнего задания (слайд №1)
1. Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном ( Филарет)
- 4. Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)
Объясни даты (слайд №2)
Какие событие произошли в эти годы?
- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова
- 1649 год – принятие Соборного уложения.
- 1651 год – Никон становится патриархом
- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором
- 1666 год - созван церковный Собор для суда над патриархом Никоном
Объясните понятия (слайд №3)
- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала
- Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.
- Протопоп – обиходное название старшего православного священника (протоиерея).
- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя
- Соборное Уложение – общерусский свод законов.
- Старообрядцы – противники церковной реформы
- Владельческие крестьяне – крестьяне, находившиеся во владении частных лиц и организаций
- Мануфактура – предприятие, основанное на разделении труда и ручной работы.
Объявление темы урока
Как вы думаете, какова цель нашего урока (слайд № 5)
- На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который назван “Бунташным”. Как вы думаете почему? ( было много восстаний, народных волнений.)
- Как вы думаете, почему происходили эти волнения? (Из- за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656–1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634 гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.)
- Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. ( между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон.)
- Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось? ( Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа.)
План урока (слайд № 6)
1.Причины народных выступлений.
4.Восстание под предводительством С. Разина.
Задание на урок
- Почему народные выступления 17 века были обречены на поражение? (слайд №7)
Читайте также:
- Конспект занятия по развитию речи для детей раннего возраста животные и их детеныши
- Распределительный закон умножения 3 класс планета знаний конспект
- Конспект нод по фэмп во второй младшей группе путешествие с колобком
- Конспект занятия по обучению игре на металлофоне в старшей группе
- План конспект 2 укс