Опорный конспект правописание союзов
Обновлено: 30.06.2024
Союз — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы не изменяются и не являются членами предложения.
[В углу за печкой трещал сверчок], да [издали доносился своеобразный весенний голос домового сычика] (союз да связывает простые предложения в составе сложносочинённого предложения).
( Когда ребята трясут над головой кулаками), [в кулаках цикады трещат весело и звонко, как погремушки] (союз когда связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого предложения).
простые | составные | повторяющиеся |
состоят из одного слова | состоят из нескольких слов | состоят из двух или более одинаковых союзов |
и, а, но, да, если, что, когда и др. | потому что, так как, как будто, вследствие того что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы и др. | ни – ни, то – то, не то – не то, то ли – то ли и др. |
1. сочинительные — связывают однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого предложения:
соединительные | противительные | разделительные |
имеют значение соединения | имеют значение противопоставления | имеют значение разделения |
и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только – но и, как – так и, тоже, также | а, но, зато, да (в значении но), однако (в значении но) и др. | или, либо, то – то, не то – не то, или – или и др. |
1. Союз зато пишется слитно, по значению он близок союзу но . Союз зато следует отличать от сочетания указательного местоимения то с предлогом за .
2. Союзы тоже , также пишутся слитно. Они являются синонимами и легко заменяют друг друга. Если частицу же можно опустить, то перед нами не союзы, а сочетания указательного местоимения то или так с частицей же , которые пишутся отдельно.
3. Союз чтобы пишется слитно. Его следует отличать от сочетания местоимения что с частицей бы , которую можно легко опустить, не разрушая смысла предложения.
- воспитывать самостоятельность, ответственность, гуманное отношение к слабоуспевающим; тренировать способность концентрировать внимание и отбирать главное; совершенствовать этику работы с книгой и дидактическим материалом; учить формулировать и реализовывать цели, воспитывать умение работать в парах.
Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи са мостоятельных предложений в тексте.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_soyuz_kak_sluzhebnaya_chast_rechi._pravopisanie_soyuzov_i_ikh_upotreblenie_v_prostom_i_slozhnom_predlozhen.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ №90
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на втором курсе.
16 октября 2012 года
Преподаватель русского языка и литературы
ГБОУ НПО ПУ №90 Ефимова А. В.
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Межпредметные связи: литература, история.
Подходы к изучению русского языка: текстоориентируемый, практикоориентируемый, культуроведческий.
- познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;
- познакомить с разрядами союзов по значению и по составу,
- формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них;
- развивать мышление, речь, обогащать словарный запас; учить использовать свой субъективный опыт; продолжить работу по развитию речи; развивать культуру речи (точность, корректность формулировки);
- воспитывать самостоятельность, ответственность, гуманное отношение к слабоуспевающим; тренировать способность концентрировать внимание и отбирать главное; совершенствовать этику работы с книгой и дидактическим материалом; учить формулировать и реализовывать цели, воспитывать умение работать в парах.
Работа по развитию речи:
- наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.
Повторить: - правописание предлогов, наречий; орфограмм в корне слова;
I. Организационный момент
Объявление темы и целей урока.
II. Повторение изученного
- Фронтальный блиц – опрос.
1. На какие вопросы отвечает предлог?
А) Где? Куда? Откуда?
Б) Когда?
В) Не отвечает на вопросы
2. Какое значение имеет предлог?
А) Пространственное.
Б) Вместе с окончаниями существительных выражает отношения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.
2. Словарный диктант.
В продолжение аттестации, в продолжении романа, узнать насчёт работы, положить деньги на счет в банке, ввиду праздника, иметь в виду, выполнять в течение года, в течении реки, прочитать в следствии по уголовному делу, запретить вследствие эпидемии, из – за водопада, в заключение выступления.
III. Мотивационное введение.
1. Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи – союзом.
Само слово “союз” пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, уж, вязать, узы.
Что вы уже знаете о союзе как части речи? (Одна из служебных частей речи, служит для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного.)
IV. Аналитическая беседа по теме “Определение союза”.
1. Работа с текстом .
Прочитайте стихотворение, объясните постановку знаков препинания. Определить стиль и тип речи. Найдите союзы и определите их роль.
МОЙ ГОРОД.
Над Ахтубой, где голубые плесы
И жгучее дыхание ветров,
Растёт мой город
На крутом откосе,
Горя в зелёном пламени садов.
И смотрит вдаль задорными глазами:
Его просторы атакуют степь.
И на земле, тоскующей веками,
Взметнулась гордо новостроек цепь.
(Ю. Логинова)
2. Запись и разбор предложений на доске.
Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.
Какие слова мы внесли в схему предложения? (Союзы).
Солнце выглянуло из-за туч и осветило окрестности.
и засверкали капли дождя на листьях
когда отгремели раскаты грома.
3. Функция сложных предложений.
4. Вывод: почему на схеме отображаются именно союзы, а не предлоги или слова самостоятельных частей речи? (Они связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.)
А) В зависимости от роли союза в предложении они делятся по значению на 2 разряда: сочинительные и подчинительные. Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения или простые предложения в составе сложносочинённого. Подчинительные союзы соединяют простые предложения в составе сложноподчинённого.
Б) По составу союзы делятся на 2 группы: простые и составные. Простые состоят из одного слова, составные – из двух и более слов.
Союзы сочинительные подчинительные
Чтобы
Если
Когда
Едва
Как
Будто
Не только …, но и
То …, то…
Как …, так и …
Либо …, либо …
Потому что
Оттого что
Так как
Для того чтобы
Как будто
Распределите союзы на два столбика: простые и составные.
V. Закрепление материала.
1. Работа с карточками. Упражнение на закрепление навыка “узнавания” союза.
Заключите в овал в тексте карточки союзы, подчеркните связываемые союзами однородные члены предложения или основы простых предложений.
Карточка №1. Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое. Море после шторма всё ещё дышало холодом и не давало солнцу накалить воздух. Когда же на солнце наплывало дымком толстое облачко, простор угрюмел, как перед долгой непогодой, а холодный ток с моря разом усиливался. Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула вверх.
Проезжую дорогу сильно размыло, потому что целую неделю шли проливные дожди. Архитектурный ансамбль прекрасно отреставрировали, так как работой руководили прекрасные мастера. За последние годы изменилось наше отношение к природе, так как мы лучше стали понимать ее назначение. В наших краях весенние работы всегда трудны, оттого что сильное половодье заливает поля.
По пути нам попадались берёзы и осины.
По пути нам попадались не берёзы, а осины.
По пути нам попадались то берёзы, то осины.
Свеча мигала жёлтым язычком, и в комнате было темно.
Свеча мигала жёлтым язычком, когда в комнате было темно.
2. Работа в парах.
1 . Соберите пословицы (Работа проводится в парах; пословицы распечатаны, каждая пословица разрезана на две части.)
- Перо пишет, а ум водит.
- Надо поклониться, чтобы воды напиться.
- Не будет скуки, если заняты руки.
- Бездельник здоров за едой и болен на работе.
- В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.
- Не мил и свет, когда друга нет.
- Чтобы много знать, надо мало спать.
- То же слово, да не так бы молвить.
- Объясните смысл каждой пословицы.
- Спишите пословицы, расставляя знаки препинания.
- Определите разряды союзов по составу, по значению.
- Укажите роль союзов в предложении, объясните пунктуацию.
3. Работа с учебником . Упражнение 313 , стр. 154. ( Русский язык. 10-11 классы. Учебник. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А.).
Прочитайте. Выделите союзы и укажите; какие из них связывают члены предложения, какие — предложения. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Сочинительные союзы подчеркните одной чёрточкой, подчинительные — двумя.
1) Тёмная грозовая туча ушла уже далеко и унесла с собой грозу. (Ч.) 2) Ночь уже ложилась на горы и туман начинал бродить по ущельям. (Л.) 3) Гаврила весь облился потом но продолжал грести во всю силу. (М. Г.) 4) Солнце село но в лесу ещё светло. (Т.) 5) Ветер то глухо завывал то свистал порывисто. (Т.) 6) Когда же на запад умчался туман урочный свой путь совершал караван. (Л.) 7) Чтобы вода не залила огонь пришлось подкладывать в костры больше дров. (Аре.) 8) Если дед уходил из дома бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания. (М. Г.)
VI. Подведение итогов урока.
Что из того, о чём говорилось на уроке, было для вас новым, а может быть, показалось неожиданным, удивило вас?
Цель: добиться осознанного правописания союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО, ЧТОБЫ.
- организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов зато, чтобы; повторить правописание тоже, также
- способствовать формированию умения находить союзы и отличать их от других частей речи;
- содействовать развитию коммуникативных навыков (умение общаться между собой, осознание ценности совместной деятельности).
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебники, раздаточный материал
I. Организационный момент.
II. Приветствие. Объявление темы урока. Постановка целей.
- Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа. Вы, наверное, обратили внимание, что мы разобрали не весь параграф 52. Как вы думаете, какова цель сегодняшнего урока?
III. Словарная работа
КАМПАНИЯ - 1)Совокупность мероприятий, проводимых в определенный период времени для осуществления важной общественно-политической или хозяйственной задачи.
2) Совокупность военных операций, объединенных общей целью и проводимых в определенный период времени на одном или нескольких стратегических направлениях или в целом на театре военных действий.
3) Цикл или комплекс производственных операций.
Например: рекламная кампания, оздоровительная кампания
КОМПАНИЯ - 1) Общество, несколько человек, вместе проводящих время (преимущ. развлекаясь).
2) Торговое или промышленное предприятие, торгово-промышленное объединение предпринимателей.
3) Общество из нескольких лиц, соединившихся для достижения общими средствами известной цели.
Например: хорошая компания, компания близких людей
- Как называются такие слова? (паронимы)
Распределить в два столбика 1 – кампания, 2 столбик – компания
Нередко вызывает затруднение правописание союзов по той причине, что в русском языке существуют похожие слова, написание которых отличить на слух невозможно.
Понаблюдаем:
- тоже — то же здание;
- также — так же поступил;
- зато — за то облако спряталось.
Я тоже (также) пойду купаться на речку.
Элемент этих слов -же нельзя переставить или убрать из предложения.
Важным признаком союза является то, что он не имеет лексического значения. К нему нельзя поставить вопрос от другого слова, так как союз не является членом предложения.
Ты выполнил то же задание, что и Пётр?
К местоимению, как и любому члену предложения, можно поставить вопрос:
Ты выполнил то задание, что и Пётр?
Эти приемы помогут удостовериться в раздельном написании местоимения с частицей.
Тётушка Анна всё так же гостеприимна.
Пишутся слитно союзы
также = тоже = и Одноклассники повторяли физику перед контрольной. Я также решил заглянуть в учебник (= и я решил заглянуть в учебник);
так же – же можно опустить то же
Сегодня так же пасмурно, как и вчера;
Морозило сильнее, зато (= но) было тихо;
Я пришел в библиотеку, чтобы (= для того чтобы) взять нужную книгу;
что бы – бы можно опустить или переставить в другое место
Что бы я делал без вас? (= Что я делал (бы) без вас?);
По какому? По этому берегу идти опасно.
Настя очень устала, зато (но) успела многое сделать.
Поверните за то здание на углу и сразу попадёте на привокзальную площадь.
В этом предложении местоимение указывает на предмет, конкретно его не обозначая.
Вместо него можно подобрать имя существительное:
С моими доводами он быстро согласился, причем искренне.
Анна совсем не рассердилась на меня, притом объяснила почему.
При чём открыта эта воскресная школа? — Воскресная школа открыта при церкви святой Варвары.
При том доме раскинулся ухоженный сад.
Я хочу (что?), чтобы мы с тобой больше не ссорились.
Антип запряг лошадь и поехал в лес (с какой целью?), чтобы привезти заготовленные на зиму дрова.
Что бы еще придумать для этого конкурса?
Какое задание придумать для этого конкурса?
Что бы мне сыграть на гитаре для вас?
Что сыграть бы на гитаре для вас?
Этот прием поможет выяснить, что местоимение и частица — это отдельные слова.
На этом уроке мы поговорим о том, как пишутся союзы и частицы. Мы обратим внимания на то, что союзы и частицы легко спутать с похожими на них сочетаниями. И займёмся различением слитных и раздельных написаний.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Правописание союзов и частиц"
· Поговорим о том, какие трудности может вызвать написание союзов.
· Разберёмся с написанием некоторых частиц.
· Будем отличать союзы и частицы от похожих на них слов.
А для начала вспомним немного общей информации о союзе. Союз соединяет однородные члены или части предложений. Это служебная часть речи. Но она может образовываться от самостоятельных частей речи.
Союзы не изменяются. И есть довольно много разрядов союзов в зависимости от значения или структуры.
Предположим, что кто-то скажет, что никаких трудностей в написании союзов нет. Поверим ли мы ему? Нужно поразмыслить.
Мы знаем, что некоторые союзы пишутся слитно. Это такие слова, как зато, чтобы, также, тоже, причём, притом. Но это не так уж сложно.
У других союзов раздельное написание.
Это слова потому что, оттого что, так как, то есть, как будто. И это тоже не очень сложно!
Но есть небольшая проблема. Конечно же, это так называемые омонимичные сочетания, о которых мы уже говорили.
Иными словами, мы можем спутать союзы с другими частями речи.
Как же мы определяем, слитно писать или раздельно? Нужно просто попытаться что-нибудь убрать, изменить или переставить там, где у нас возник вопрос.
С союзом у нас сделать ничего не получится: ведь это одно слово. Мы можем только подобрать к нему синоним – другой союз.
Зато местоимение с готовностью может отдать свои частицы. Или мы можем его изменить.
Или переставить. Иногда местоимение вообще можно убрать!
Какие случаи нам нужно различать?
Красиво, зато дорого.
Мы ничего не можем сделать с союзом зато, только подобрать синоним – союз но. Слитное написание.
Не сердись за то предложение. А вот здесь мы можем поменять всё: мы можем убрать местоимение, поставить в другой падеж: Что там с тем предложением? Наконец, можно поменять слово предложение и слово то местами. Поэтому написание раздельное.
Мы тоже хотим мороженое.
Никаких изменений, мы можем только подобрать синоним также. Слитное написание.
Он сделал то же, что и я.
Частицу можно убрать. При необходимости у местоимения меняется падеж. Пишем раздельно.
Мы уже говорили о том, как различать такие союзы и омонимичные сочетания. Но есть и другие союзы, с которыми может возникнуть такая же проблема.
Причём и притом. Мы пишем слитно, если это союзы. Но есть омонимичные сочетания, которые мы пишем раздельно. И это снова местоимения с предлогами. И опять мы действуем теми же методами.
Настроение плохое, притом сегодня ещё и диктант. Мы ничего не можем сделать с союзом притом, только заменить его на причём. Эти союзы могут замещать друг друга.
При том доме было озеро.
Время изменений. Мы можем выбросить местоимение. Или поменять его местами с существительным.
При всём при том,
При всём при том,
Награды, лесть
Не заменяют
И всё такое прочее!
Кажется, что мы не можем здесь ничего выбросить или переставить. Но видно, что перед нами не союз – что он в таком случае соединяет? Здесь нет никакого обозначения дополнения, а ведь союз притом нужен именно для этого. Так что здесь это местоимение и предлог, и пишем мы их раздельно.
Проблемы могут возникнуть и с союзами потому, оттого. Они пишутся слитно.
А вот похожие на них сочетания по тому и от того пишутся раздельно. И опять это сочетание предлога и местоимения.
Значит, наши методы не должны измениться и здесь.
Посмотрим на предложение:
Я иду по тому тротуару, потому что знаю правила дорожного движения.
В первом случае по тому – это местоимение и предлог. Местоимение можно убрать или поменять местами с существительным. А ещё есть слово, на которое местоимение указывает – тротуару.
Во втором случае потому что – это союз. Мы можем заменить потому на оттого. А больше ничего сделать не можем.
Ещё один пример.
Я убегаю от того автомобиля, оттого что забыла все правила.
В первом случае от того – предлог и местоимение. Можно убрать местоимение, поменять местами с существительным. И зависимое слово – существительное – есть опять.
Оттого что – это уже союз, и оттого можно заменить на потому в этом случае.
Итак, союзы зато, тоже, также, чтобы, притом, причём, а также слова оттого и потому, которые тоже входят в состав союзов, пишутся слитно.
Их нужно отличать от похожих местоименных сочетаний, которые пишутся раздельно. Как это сделать?
Союз зато можно заменить союзом но.
Союзы тоже и также заменяют друг друга.
Как и союзы притом и причём.
Союзы потому и оттого тоже можно заменить друг на друга.
В отличие от союзов, в местоименных сочетаниях можно убрать какую-то часть, переставить какую-то часть или изменить какую-то часть.
Ну, а теперь время вспомнить о частице. Обычно при помощи частиц выражаются дополнительные оттенки смысла. Это тоже служебная часть речи.
Частицы бывают смысловыми и модальными. Они не изменяются. И у них тоже много разрядов, как и у всех служебных частей речи.
И какие частицы самые проблемные?
Наверное, не и ни. Но ведь об этих частицах мы уже говорили.
А это значит, что осталось сказать немногое.
Например, что частицы бы, ли, же пишутся со словами раздельно. Как и их варианты б, ль, ж.
Посмотрим на предложение:
Мы же могли бы получить отличные оценки, не так ли?
Здесь все эти частицы пишутся раздельно.
Мы даже можем составить фразу для запоминания – Были же!
А вот с частицей -таки не всё так просто.
Иногда она пишется через дефис – с глаголами, наречиями и другими частицами.
Но дело в том, что с остальными частями речи частица пишется раздельно!
Обычно речь идёт все же о местоимениях, особенно личных.
Есть и ещё одна проблема, которая связана с отрицательными частицами. Это касается различения приставки недо- и частицы не, которая иногда может стоять перед словом с приставкой до-.
Приставка недо- в таком случае обозначает неполноту действия, его недостаточность. И без не- приставка просто не имеет смысла.
Сравним два предложения.
Я постоянно недосыпаю.
Речь идёт о недоборе сна, его недостаточности.
Но: У меня есть привычка не досыпать ночи.
Получается, что в этом смысле мы просто не досыпаем до конца по каким-то причинам. И потом нам придётся досыпать до конца.
Итак, что мы должны знать о написании частиц?
Частицы бы, ли, же пишутся раздельно.
Частица –таки пишется через дефис с глаголом, наречием, другой частицей. С остальными частями речи она пишется раздельно.
Нужно различать приставку недо-, которая обозначает недостаточность и неполноту, и сочетание частицы не и приставки до-. Они обозначают незаконченное действие.
У приставки недо- нельзя убрать не-, иначе предложение лишится смысла.
Читайте также: