Омофоны омоформы 2 класс конспект урока
Обновлено: 02.07.2024
Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия
Тема: Омофоны, омоформы.
Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.
Не спеши языком - торопись делом
Крепкий орешек сразу не раскусишь
Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.
А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:
1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)
или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?
(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)
Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ - ВЕСТИ. Такие слова имеют название ОМОФОНЫ.
Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:
В полях, не кошенных косой.
Всё утро дождик шёл косой. Л. Кондырев
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла.
Нос терпеливо мыла. Я. Козловский
СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).
ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять.
ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).
ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).
РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.
Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.
Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.
Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - (поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена).
Играть играй, да дело знай
Цели: 1. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов - омонимов, омофонов, омоформ.
Тема: Омонимы, омофоны, омоформы
Цели: 1. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов - омонимов, омофонов, омоформ.
Новый материал. Многозначные слова. Словарный диктант
Ключ, рукав (у реки; у одежды), охота (когда очень хочется чего-то; на животных), дробь (барабанная; математическая), дисциплина (воспитание; школьный предмет), коса, баранка (руль авто; кондитерское изделие).
- Итак, ребята, как же называются такие слова? - Многозначные.
Учитель: Запомните, ребята, что многозначные слова имеют всегда какой-то общий признак.
Слова – омонимы, омофоны и омоформы.
Учитель: Но в русском языке встречаются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, например: ключ, мир, коса, заставить, настаивать и другие. Объясните их значения.
Дети: Ключ – от замка и ключ – родник, а ещё гаечный ключ.
Мир – вселенная и мир – спокойствие.
Коса – у девочки, коса - инструмент и коса прибрежная, песчаная.
Заставить – принудить и заставить – загородить;
Настаивать – принуждать и настаивать – приготовлять настой.
Учитель: Такие слова называются омонимами. ( В тетрадь записать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.) В отличие от многозначных слов, омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают собой разные предметы, признаки, действия. Омонимы всегда принадлежат к одной части речи.
(существительные – завод у игрушки и завод приборостроительный; Глаголы топить – корабли и топить баню)
Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.
Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.
Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)
Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи и различающиеся на письме (бал — балл)
- Кто сможет привести примеры таких слов? (гриб и грипп, слизать и слезать, везти и вести)
Учитель: Послушайте стихотворение. Слайд
Решили лисы кролика запечь,
А кролик из духовки – прыг за печь.
Потом за лавку и в окошко с лавки,
Умчался в лес, где распевали славки.
Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут,
Дрова сегодня зря лисицы жгут.
Учитель: Какие интересные слова вам встретились в стихотворении? Чем они интересны? К какой группе слов они будут относиться?
Запечь(глагол) – и за печь (существительное с предлогом– омофоны, так как они только произносятся одинаково, но пишутся по-разному.
С лавки (существительное с предлогом) и славки (птицы –сущ.) – тоже омофоны .
Жгут – существительное и жгут – глагол, это омоформы. Так как пишутся и слышатся одинаково, но принадлежат к разным частям речи.
Омоформы - слова, которые звучат одинаково только в отдельных формах (стих – стихотворение; ветер стих; стекла – стекло в Р. п.; глагол - вода стекла).
(Три – числительное и глагол, мой – местоимение и глагол, стих – существительное и глагол)
Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (му́ка — мука́).
Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка здесь. А норки – нет! (А.Шибаев)
Учитель: Какие слова из новых групп вам встретились? (Норка – животное с ценным мехом и норка – нора – домик для животного в земле. Это омонимы. Так как они принадлежат к одной части речи.)
Учитель: А почему это не просто многозначные слова?
Дети: Потому что у них нет никакого общего признака.
Учитель: Такие шуточные стихотворения, в которых есть слова с разными значениями, называются КАЛАМБУРАМИ
Конкурс загадок.
Каким ключом нельзя отвернуть гайку?
Какую соль не кладут в суп?
Из каких ноготков нельзя собрать букет?
В каких лесах нельзя заблудиться?
Из какого крана не льётся вода?
Какой лук не кладут в суп?
Какой журавль никогда не летает?
Какой губкой нельзя мыться?
Какой кистью не выкрасишь стену?
Какой лопаткой не вскопаешь грядку?
Итог занятия. С какими словами мы сегодня познакомились? Чем они интересны и в чём их особенности?
-75%
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Школа развития речи.
Юным умникам и умницам.
Т.Н. Соколова
Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.
Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.
Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия
Тема: Омофоны, омоформы.
Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.
Не спеши языком - торопись делом
Задание № 1. Подумай и ответь, какие волшебные средства были в сказках.
Сказка А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты. (Живительный порошок.)
Крепкий орешек сразу не раскусишь
Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.
А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:
1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)
или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?
(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)
Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ — ВЕСТИ. Такие слова имеют назва ни е ОМОФОНЫ.
Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:
В полях, не кошенных косой .
Всё утро дождик шёл косой . Л. Кондырев
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа.
Я, не жалея мыла .
Нос терпеливо мыла . Я. Козловский
Запомни некоторые пары омоформ.
СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).
ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять.
ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).
ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).
РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.
Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:
Белое _______ землю ____________. (Белое покрывало землю покрывало.)
Отгадай загадку. (Снег.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.
Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.
Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - ( поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена).
Играть играй, да дело знай
Цель: познакомить с разновидностью омонимов.
Содержание занятия
1. Рассказ учителя.
В русском языке немало слов, которые по произношению совпадают с двумя и даже с тремя другими:
отворот - от ворот
изреки - из реки
порублю - по рублю
согнем - с огнем
Такие омофоны часто встречаются в народных прибаутках, поговорках, пословицах.
Например (вывесить таблицу):
• Строчить да расстрачивать - только время зря растрачивать.
• Не под дождем - постоим да подождем.
• Хочется полежать, да надо поле жать.
• Нечего говорить про жито, когда оно прожито.
При неожиданном сближении омофонов получились всякого рода каламбуры.
Каламбур - это игра слов, шутка, основанная на одинаково звучащих, но разных по смыслу словах.
Поэт Д. Минаев так говорит о своей поэзии:
Рифмы - вот моя стихия
И легко пишу стихия.
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки:
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с каламбуром.
Выразительность стихов от таких рифм увеличивается.
Найдите омофоны в предложениях (читать с таблицы):
Она отворила дверь. Мать отварила грибы.
Хороша ключевая водица. Тебе нечего с ним водиться.
В колесе сломалась спица. Мне сегодня что-то не спится.
2. Проверяем диктант.
Наполеон сеял рожь. (На поле он сеял рожь.) Мешки ело жили в кучу навоз. (Мешки сложили в кучу на воз.) Вокруг нашей деревни лиса. (Вокруг нашей деревни леса.) У нее в глазах груздь. (У нее в глазах грусть.) Выходной переносица на субботу. (Выходной переносится на субботу.) Он оставался дома с утками. (Он оставался дома сутками.)
Читайте также: