Омофоны омоформы 2 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия

Тема: Омофоны, омоформы.

Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.

Не спеши языком - торопись делом

Крепкий орешек сразу не раскусишь

Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.

А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:

1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)

или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?

(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)

Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ - ВЕСТИ. Такие слова имеют название ОМОФОНЫ.

Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:

В полях, не кошенных косой.

Всё утро дождик шёл косой. Л. Кондырев

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла.

Нос терпеливо мыла. Я. Козловский

СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).

ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять.

ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).

ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).

РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.

Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.

Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.

Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - (поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена).

Играть играй, да дело знай

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 1. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов - омонимов, омофонов, омоформ.

Тема: Омонимы, омофоны, омоформы

Цели: 1. Познакомить детей с многообразием и богатством русского языка на примере слов - омонимов, омофонов, омоформ.

Новый материал. Многозначные слова. Словарный диктант

Ключ, рукав (у реки; у одежды), охота (когда очень хочется чего-то; на животных), дробь (барабанная; математическая), дисциплина (воспитание; школьный предмет), коса, баранка (руль авто; кондитерское изделие).

- Итак, ребята, как же называются такие слова? - Многозначные.

Учитель: Запомните, ребята, что многозначные слова имеют всегда какой-то общий признак.

Слова – омонимы, омофоны и омоформы.

Учитель: Но в русском языке встречаются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению, например: ключ, мир, коса, заставить, настаивать и другие. Объясните их значения.

Дети: Ключ – от замка и ключ – родник, а ещё гаечный ключ.

Мир – вселенная и мир – спокойствие.

Коса – у девочки, коса - инструмент и коса прибрежная, песчаная.

Заставить – принудить и заставить – загородить;

Настаивать – принуждать и настаивать – приготовлять настой.

Учитель: Такие слова называются омонимами. ( В тетрадь записать омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.) В отличие от многозначных слов, омонимы представляют собой совершенно разные слова, так как обозначают собой разные предметы, признаки, действия. Омонимы всегда принадлежат к одной части речи.

(существительные – завод у игрушки и завод приборостроительный; Глаголы топить – корабли и топить баню)

Запишите предложения. Определите, есть ли в них омонимы.

Апельсин – плод цитрусового дерева. По реке проплывал плот. Я люблю печь пироги. В доме перекладывали печь. Топить корабль. Печку нужно топить. Я лечу горло. Я лечу на самолете.

Вывод: В русском языке есть полные омонимы и частичные (омофоны, омоформы, омографы)

Омофоны (от греч. homós — одинаковый и phōnē — звук), слова одинаковые по звучанию и написанию, но принадлежащие к разным частям речи и различающиеся на письме (бал — балл)

- Кто сможет привести примеры таких слов? (гриб и грипп, слизать и слезать, везти и вести)

Учитель: Послушайте стихотворение. Слайд

Решили лисы кролика запечь,

А кролик из духовки – прыг за печь.

Потом за лавку и в окошко с лавки,

Умчался в лес, где распевали славки.

Дым из трубы ползёт, свиваясь в жгут,

Дрова сегодня зря лисицы жгут.

Учитель: Какие интересные слова вам встретились в стихотворении? Чем они интересны? К какой группе слов они будут относиться?

Запечь(глагол) – и за печь (существительное с предлогом– омофоны, так как они только произносятся одинаково, но пишутся по-разному.

С лавки (существительное с предлогом) и славки (птицы –сущ.) – тоже омофоны .

Жгут – существительное и жгут – глагол, это омоформы. Так как пишутся и слышатся одинаково, но принадлежат к разным частям речи.

Омоформы - слова, которые звучат одинаково только в отдельных формах (стих – стихотворение; ветер стих; стекла – стекло в Р. п.; глагол - вода стекла).

(Три – числительное и глагол, мой – местоимение и глагол, стих – существительное и глагол)

Омографы — слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (му́ка — мука́).

Учитель: Послушайте ещё одно стихотворение

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Если в норке нету норки,

Может норка возле норки?

Нет нигде. Пропал и след.

Норка здесь. А норки – нет! (А.Шибаев)

Учитель: Какие слова из новых групп вам встретились? (Норка – животное с ценным мехом и норка – нора – домик для животного в земле. Это омонимы. Так как они принадлежат к одной части речи.)

Учитель: А почему это не просто многозначные слова?

Дети: Потому что у них нет никакого общего признака.

Учитель: Такие шуточные стихотворения, в которых есть слова с разными значениями, называются КАЛАМБУРАМИ

Конкурс загадок.

Каким ключом нельзя отвернуть гайку?

Какую соль не кладут в суп?

Из каких ноготков нельзя собрать букет?

В каких лесах нельзя заблудиться?

Из какого крана не льётся вода?

Какой лук не кладут в суп?

Какой журавль никогда не летает?

Какой губкой нельзя мыться?

Какой кистью не выкрасишь стену?

Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

Итог занятия. С какими словами мы сегодня познакомились? Чем они интересны и в чём их особенности?


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Школа развития речи.

Юным умникам и умницам.

Т.Н. Соколова

Совершенное знание родного языка - дело очень трудное. Наиболее слабым звеном в общей системе обучения родному языку является работа по развитию связной речи учащихся.

Цель заданий, предлагаемых в данном занятии, - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать у них познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Формой занятий по развитию речи учащихся может быть специально выделяемый один раз в неделю урок в рамках дополнительно предоставляемых образовательных услуг или внеклассные факультативные занятия

Тема: Омофоны, омоформы.

Цель: познакомить с такими разновидностями омонимов, как омоформы и омофоны. Развивать интерес к языку, внимание, память.

Не спеши языком - торопись делом

Задание № 1. Подумай и ответь, какие волшебные средства были в сказках.

Сказка А. Волкова «Урфин Джюс и его деревянные солдаты. (Живительный порошок.)

Крепкий орешек сразу не раскусишь

Задание № 2. Вспомни, какие слова мы называем ОМОНИМЫ.

А как ты думаешь, можно ли назвать омонимом слово ТРИ, если оно обозначает разные части речи:

1) количество предметов (три игрушки); 2) действие (три тряпкой)

или слово МОЙ - 1) действие (мой руки); 2) мой (чей?) костюм?

(Нет. Омонимы являются одинаковыми частями речи.)

Если слова одинаково звучат и пишутся, но являются разными частями речи, они называются ОМОФОРМАМИ: ЧАСОВОЙ (солдат на посту) и ЧАСОВОЙ механизм. Некоторые слова в русском языке произносятся одинаково, но пишутся по-разному: ЛУГ - ЛУК, ГРИБ - ГРИПП, ВЕЗТИ — ВЕСТИ. Такие слова имеют назва ни е ОМОФОНЫ.

Задание № 3. Найди и подчеркни в стихах омоформы:

В полях, не кошенных косой .

Всё утро дождик шёл косой . Л. Кондырев

Веснушкам нету сноса,

Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла .

Нос терпеливо мыла . Я. Козловский

Запомни некоторые пары омоформ.

СТИХ - 1) стихотворение, 2) прекратился (дождь, ветер).

ЛАЙ - 1) лай собаки, 2) приказ лаять.

ТЕЧЬ - 1) попадание воды внутрь корабля, 2) движение воды (вода будет течь).

ВТОРОЕ - 1) место, 2) блюдо (съесть на второе).

РОДНЫЕ - 1) места, края, где родился и рос, 2) родственники.

Задание № 4. Подбери и вставь в загадку подходящие по смыслу омоформы:

Белое _______ землю ____________. (Белое покрывало землю покрывало.)

Отгадай загадку. (Снег.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Упражнения для мышечной релаксации. Устройтесь поудобнее и расслабьтесь. Наморщите лоб, сделайте это очень сильно. А теперь перестаньте морщить лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Нахмурьтесь и сильно наморщите брови. Разгладьте лоб и расслабьтесь. Повторите упражнение несколько раз. Теперь закройте глаза. Вспомните что-нибудь весёлое, приятное.

Задание № 5. Подбери и запиши пару к омофонам.

Везти - вести, пруд - (прут), плод - (плот), лез - (лес), стог - (сток), балл - (бал), слизать - слезать, бочок - (бачок), полоскать - ( поласкать), запивать - (запевать), отворить - (отварить), вера - Вера, надежда - (Надежда), вена - (Вена).

Играть играй, да дело знай

Цель: познакомить с разновидностью омонимов.

Содержание занятия

1. Рассказ учителя.

В русском языке немало слов, которые по произношению совпадают с двумя и даже с тремя другими:

отворот - от ворот

изреки - из реки

порублю - по рублю

согнем - с огнем

Такие омофоны часто встречаются в народных прибаутках, поговорках, пословицах.

Например (вывесить таблицу):

• Строчить да расстрачивать - только время зря растрачивать.

• Не под дождем - постоим да подождем.

• Хочется полежать, да надо поле жать.

• Нечего говорить про жито, когда оно прожито.

При неожиданном сближении омофонов получились всякого рода каламбуры.

Каламбур - это игра слов, шутка, основанная на одинаково звучащих, но разных по смыслу словах.

Поэт Д. Минаев так говорит о своей поэзии:

Рифмы - вот моя стихия

И легко пишу стихия.

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки:

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром.

Выразительность стихов от таких рифм увеличивается.

Найдите омофоны в предложениях (читать с таблицы):

Она отворила дверь. Мать отварила грибы.

Хороша ключевая водица. Тебе нечего с ним водиться.

В колесе сломалась спица. Мне сегодня что-то не спится.

2. Проверяем диктант.

Наполеон сеял рожь. (На поле он сеял рожь.) Мешки ело жили в кучу навоз. (Мешки сложили в кучу на воз.) Вокруг нашей деревни лиса. (Вокруг нашей деревни леса.) У нее в глазах груздь. (У нее в глазах грусть.) Выходной переносица на субботу. (Выходной переносится на субботу.) Он оставался дома с утками. (Он оставался дома сутками.)

Читайте также: