Оксиды план конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Ирина Егоровна Гаан

Населенный пункт: г. Славгород, с. Нововознесенка

Должность, предмет: учитель, химия

Класс (для учителей)

Квартал, год г.Славгород, с.Нововознесенка

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог (ФИО) _Гаан Ирина Егоровна_____________________________________________________________________

Город, район г.Славгород, с.Нововознесенка__________________________________________________________________________

Предмет (или должность)__химия_____________________________________________________________________________________

Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: Рудзитис Г.Е. Химия 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г – М.: Просвещение, 2016. – 212с; дидактически материал М.А. Радецкий – М.: Просвещение, 2018 г., рабочая тетрадь Н.И. Горбусева – М. Просвеение 2019 г, таблицы, компьютер ИКТ.

урок изучения нового материала.

Цель урока: Создать условия для усвоения обучающимися класса неорганических соединений оксидов, их классификации и номенклатуре. Задачи урока:

Образовательные: - формировать у обучающихся представления о классе оксидов, умение их называть и классифицировать;

Развивающие: - развивать логическое мышление через умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, - развивать внимание обучающихся; - развивать химическую речь обучающихся.

Воспитательные: -воспитание мотивации к предмету химия, - воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Развитие самостоятельности, уважения друг к другу, терпимости.

Научиться обобщать полученную информацию, классифицировать объекты по предложенным критериям, выполнять учебное задание в соответствии с планом, оценивать свои учебные достижения.

Основные виды деятельности учащихся:

Составлять химические формулы оксидов по их названиям и валентности элементов. Записывать уравнения реакций получения оксидов. Доказывать основный и кислотный характер оксидов.

Беседа, объяснение, постановка и решение учебных проблем.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный этап. Актуализация знаний.

Цель: 1) выявить степень подготовки обучающихся к уроку, создать положительный настрой класса на учебную деятельность. 2) формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок.

Задача: 1) создать положительный эмоциональный настрой. 2) создание проблемной ситуации

2) Что заметили интересного в написанных формулах веществ? Как Вы думаете, с какими соединениями мы будем сегодня работать? Подумайте, как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов и в которых есть кислород? Следовательно тема нашего урока? (Слайд 2)

Какая цель нашего урока? (Слайд 3)

Цели обучающихся: 1) получить возможность узнать цели, задачи урока, подготовиться к продуктивной работе на уроке 2) выявить проблему и определить пути решения.

Выделяют проблему, предлагают тему урока, планируют свою работу.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные: Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2.Этап опроса учащихся по заданному на дом материалу

Цель: выявить степень усвоения заданного материала, возможные затруднения, помочь их ликвидировать.

Задача: развития логики и навыков общения; усиления мотивации к изучению нового материала.

Ход этапа урока:

Ребята давайте вспомним какие вещества называются простыми и сложными. (Слайд 4) В большинстве ли случаях при взаимодействии веществ с кислородом образуются оксиды? Все химические элементы образуют оксиды? Назовите те химические элементы, которые с кислородом не соединяются?

Цель: оценить степень готовности к уроку

Регулятивные: Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

3.Этап изучения нового материала.

Задача: знать значение оксидов; уметь отличать кислотные оксиды от основных; применять полученные знания.

Метод: дискуссия, работа в группах, парах для проговаривания материала

Ход этапа урока:

Следовательно Оксиды – это (Слайд 5). Классификация оксидов (Слайд 6). Одним оксидам соответствуют основания, а другим – кислоты. Поэтому оксиды классифицируют на основные и кислотные. Но есть оксиды, которым соответствуют и основания, и кислоты – амфотерные оксиды.

Физические свойства оксидов, бывают твердые, жидкие и газообразные (Слайд 8).

Ребята давайте разделимся на две группы (группа основные оксиды и группа кислотные оксиды) и пользуясь учебником на странице 134, расскажем друг другу о химических свойствах, и запишем их.

Физминутка в виде игры (Слайд 9-17)

Ребята вам уже известно какое значение имеет вода в природе, промышленности и в быту, многие оксиды так же широко применяются. Так например для получения стали и чугуна используют оксид железа, оксид кальция для получения гашенной извести.

А вы знаете как получают оксиды (Слайд 18). Оксиды образуются: 1) при горении простых и сложных веществ. 2) при разложении сложных веществ: а) нерастворенных оснований; б) кислот; в) солей.

Работают с учебником §40

Проговаривают материал, анализируют записи (номенклатуры) оксидов, их классификации

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (обучение в сотрудничестве).

4. Этап закрепления изученного материала.

Цель: формирование способностей использовать полученные знания.

Задача: закрепить полученные знания.

Метод: самостоятельная работа

Ход этапа урока:

Работа по карточкам:

В каком из предложенных вариантов приведены формулы только кислотных оксидов.

В каком из предложенных вариантов приведены формулы только основных оксидов.

II. Цель: применения полученных знаний на практике

Задача: закрепление полученных знаний.

Метод: работа в группах.

Ход этапа урока:

Из формул CuO, Fe2O3, NaCl, SiO2,H2O,CuSO4 выпишите отдельно оксиды металлов и оксиды неметаллов. Назовите их по международной номенклатуре. (Слайд 19)

2. (Повышенный уровень)

Составьте формулы названных в тексте оксидов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "оксиды". Классификация, физические и химические свойства оксидов.

Урок №33. Оксиды: классификация, номенклатура, свойства оксидов, получение, применение

Сегодня мы начинаем знакомство с важнейшими классами неорганических соединений. Неорганические вещества по составу делятся, как вы уже знаете, на простые и сложные.


А – кислотный остаток

ОН – гидроксильная группа

Сложные неорганические вещества подразделяют на четыре класса: оксиды, кислоты, основания, соли. Мы начинаем с класса оксидов.

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, с валентность равной 2. Лишь один химический элемент - фтор, соединяясь с кислородом, образует не оксид, а фторид кислорода OF2.
Называются они просто - "оксид + название элемента" (см. таблицу). Если валентность химического элемента переменная, то указывается римской цифрой, заключённой в круглые скобки, после названия химического элемента.

оксид углерода ( II )

оксид железа (III )

оксид азота ( II )

оксид марганца (VII )

Классификация оксидов

Все оксиды можно разделить на две группы: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие или безразличные.


Оксиды металлов МехОу

Оксиды неметалловнеМехОу

Безразличные

1). Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO - оксид цинка и BeO – оксид берилия):


2). Кислотные оксиды – это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих – безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп с валентностью от V до VII (Например, CrO3-оксид хрома (VI), Mn 2O7 - оксид марганца (VII)):


3). Амфотерные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III, иногда IV, а также цинк и бериллий (Например, BeO, ZnO, Al2O3, Cr2O3).

4). Несолеобразующие оксиды – это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N2O, NO, CO).

Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.

Например, оксиды хрома:

CrO (II - основный);

Cr 2O3 (III - амфотерный);

CrO3 (VII - кислотный).

Классификация оксидов

(по растворимости в воде)

Кислотные оксиды

Основные оксиды

Амфотерные оксиды

Растворимы в воде.

(не растворим в воде)

В воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов

исключение Be ,Mg)

С водой не взаимодействуют.

В воде не растворимы

Выполните задания:

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO.

2. Данывещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO,SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3

Выпишите оксиды и классифицируйте их.

Получение оксидов

Тренажёр "Взаимодействие кислорода с простыми веществами"

1. Горение веществ (Окисление кислородом)

а) простых веществ

"Взаимодействие кислорода с простыми веществами"

б) сложных веществ

2.Разложение сложных веществ

(используйте таблицу кислот, см. приложения)

СОЛЬ t = ОСНОВНЫЙ ОКСИД+КИСЛОТНЫЙ ОКСИД

б) Нерастворимых оснований

Ме(ОН)b t = MexOy + H2O

в) кислородсодержащих кислот

НnA = КИСЛОТНЫЙ ОКСИД + H2O

Физические свойства оксидов

При комнатной температуре большинство оксидов - твердые вещества (СаО, Fe2O3 и др.), некоторые - жидкости (Н2О, Сl2О7 и др.) и газы (NO, SO2 и др.).

Химические свойства оксидов

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОСНОВНЫХ ОКСИДОВ

1. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

2. Основной оксид + Кислота = Соль + Н2О (р. обмена)

3. Основной оксид + Вода = Щёлочь (р. соединения)

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТНЫХ ОКСИДОВ

1. Кислотный оксид + Вода = Кислота (р. соединения)

2. Кислотный оксид + Основание = Соль + Н2О (р. обмена)

3. Основной оксид + Кислотный оксид = Соль (р. соединения)

4. Менее летучие вытесняют более летучие из их солей

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА АМФОТЕРНЫХ ОКСИДОВ

Взаимодействуют как с кислотами, так и со щелочами.

ZnO + 2 NaOH = Na2ZnO2 + H2O (при сплавлении)

Применение оксидов

Некоторые оксиды не растворяются в воде, но многие вступают с водой в реакции соединения:

SO3 + H2O = H2SO4

CaO + H2O = Ca(OH)2

В результате часто получаются очень нужные и полезные соединения. Например, H2SO4 – серная кислота, Са(ОН)2 – гашеная известь и т.д.

Если оксиды нерастворимы в воде, то люди умело используют и это их свойство. Например, оксид цинка ZnO – вещество белого цвета, поэтому используется для приготовления белой масляной краски (цинковые белила). Поскольку ZnO практически не растворим в воде, то цинковыми белилами можно красить любые поверхности, в том числе и те, которые подвергаются воздействию атмосферных осадков. Нерастворимость и неядовитость позволяют использовать этот оксид при изготовлении косметических кремов, пудры. Фармацевты делают из него вяжущий и подсушивающий порошок для наружного применения.

Такими же ценными свойствами обладает оксид титана (IV) – TiO2. Он тоже имеет красивый белый цвет и применяется для изготовления титановых белил. TiO2 не растворяется не только в воде, но и в кислотах, поэтому покрытия из этого оксида особенно устойчивы. Этот оксид добавляют в пластмассу для придания ей белого цвета. Он входит в состав эмалей для металлической и керамической посуды.

Оксид хрома (III) – Cr2O3 – очень прочные кристаллы темно-зеленого цвета, не растворимые в воде. Cr2O3 используют как пигмент (краску) при изготовлении декоративного зеленого стекла и керамики. Известная многим паста ГОИ (сокращение от наименования “Государственный оптический институт”) применяется для шлифовки и полировки оптики, металлических изделий, в ювелирном деле.


Благодаря нерастворимости и прочности оксида хрома (III) его используют и в полиграфических красках (например, для окраски денежных купюр). Вообще, оксиды многих металлов применяются в качестве пигментов для самых разнообразных красок, хотя это – далеко не единственное их применение.

Задания для закрепления

1. Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO.

2. Даны вещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO, SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3

Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, безразличные оксиды, амфотерные оксиды и дайте им названия.

3. Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции

Na2O + H2O =

N2O5 + H2O =

CaO + HNO3 =

NaOH + P2O5 =

K2O + CO2 =

Cu(OH)2 = ? + ?

4. Осуществите превращения по схеме:

1) KK2OKOHK2SO4


В данной разработке предоставлен развернутый план-конспект урока по теме "Оксиды", на котором учащиеся впервые знакомятся с данным классом соединений.


Содержимое разработки

План-конспект урока по химии на тему:

Тема: Оксиды – соединения элементов с кислородом

Цель урока: сформировать представление об оксидах как соединениях химических элементов с кислородом

Образовательные:

Создать условия для формирования представлений учащихся о составе, номенклатуре и физических свойствах оксидов

Продолжить формирование умений составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты

Развивающие:

Развивать познавательную активность и умения работать в группах

Развивать у обучающихся умение логически мыслить, сопоставлять, обобщать и делать выводы.

Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.

Воспитательные:

Воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины мира.

Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью.

1. Словесные: рассказ, эвристическая беседа.

2. Наглядные: лабораторный опыт

3. Практические: наблюдение, описание наблюдений, проведение лабораторных опытов.

Тип урока: комбинированный

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент

2. Анализ практической работы

3. Совместное целеполагание

4. Актуализация опорных знаний и субъектного опыта учащихся

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

2. Закрепление нового материала

III. Оценочно-рефлексивный этап

1. Выводы учителя

3. Домашнее задание

I. Ориентировочно-мотивационный этап

1. Организационный момент:

Взаимное приветствие учителя и учащихся

Организация внимания учащихся

2. Анализ практической работы:

Ученики получают тетради для контрольных работ, выполняют в них работу над ошибками. Учитель выполняет консультирующую функцию. Задания, в которых допустило ошибки подавляющее большинство учеников, анализируются около доски (уравнения реакций простых и сложных веществ с кислородом).

3. Совместное целеполагание:

2) Способы получения оксидов

3) Название оксидов

4) Физические свойства оксидов

5) Оксиды в природе

4. Актуализация опорных знаний:

Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним правила составления формул веществ по их валентность.

Запись на доске:

CO ClO FeO CaO AlO

(один ученик работает у доски и составляет формулы соединений)

II. Операционно-познавательный этап

1. Изучение нового материала

1) Ребята, посмотрите на формулы, написанные на доске.

Это сложные или простые веществ? Почему?

Сколько химических элементов входит в состав этих веществ?

Какой химический элемент присутствует в составе каждого вещества?

Откройте стр. 115 ваших учебников и прочитайте, какое определение дано в нем. Запишите себе на последней странице тетрадей новое слово в химический словарь.

2) Сейчас мы попытаемся понять, каким же образом образуются оксиды?

Взгляните на формулу первого оксида СО, как вы думаете, какие простые вещества вступали в реакцию, чтобы образовался данный оксид? (углерод и кислород). Запишем уравнение реакции:

Значит оксиды образуются в результате реакции простых веществ с кислородом.

Запишем уравнения реакций получения остальных оксидов (один ученик работает у доски):

3) Итак, ребята, теперь давайте посмотрим, как же давать названия оксидам.

Единственный момент, на который вы должны обратить внимание: постоянную или переменную валентность имеет элемент, входящий в состав оксида.

Аналогично дадим название другим оксидам.

Ca + O2 = 2CaO (оксид кальция)

4) Сейчас ребята, переходим к изучению физических свойств оксидов. Для этого выполним лабораторный опыт. В ваших лабораторных лотках стоят образцы оксидов, а на столах лежат протоколы, которые необходимо заполнить, вы будете определять агрегатное состояние, цвет и запах выданных вам оксидов. Но прежде чем приступить к выполнению опыта вспомним основные правила техники безопасности, которые вы должны соблюдать. (Один из учащихся отвечает с места).

Заполнение таблиц учитель дублирует на слайде.

Лабораторный опыт №5

Ознакомление с образцами оксидов

1) Рассмотрите выданные вам образцы оксидов и ознакомьтесь с ними по плану: а) агрегатное состояние б) цвет в) запах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема "Оксиды" изучается в разделе "Соединения химических элементов". Раздел является фундаментальным в курсе неорганической химии.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Влазовичская средняя общеобразовательная школа Суражского района Брянской области

Гончарова Татьяна Васильевна –

В данной разработке предлагаются различные методы и формы организации деятельности на уроке , направленные на повышение активности обучающихся 8 класса , на развитие их интеллектуальных способностей и привитие интереса к новому предмету.

1.Введение - стр.3

2.Основная часть - стр.3

3. Приложения -стр. 10

4. Список литературы -стр.18

5.Заключение -стр.19

Требования, предъявляемые к современному уроку , это организовать работу так, что бы ученики были максимально активны. Поэтому я постаралась предложить ребятам разнообразные задания, выполняя которые, они смогут изучить необходимый материал.

Предложенные задания соответствуют уровню развития химических знаний обучающихся. С ними справляются практически все, даже, те у кого нет большой склонности к химии. Кроме того задания направлены на формирование межпредметных УУД и соответствуют требованиям ГИА.

Индивидуальная форма работы была выбрана не случайно, т.к. она предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач.

2. Основная часть

8 класс по учебнику О.С.Габриеляна

Тема программы: "Соединения химических элементов"

Тема урока: "Оксиды".

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: сформировать понятие об оксидах , как об одном из классов химических соединений; изучить состав, строение и номенклатуру оксидов; показать значение важнейших представителей оксидов в природе и жизни человека.

- Предметные: создание условий для усвоения новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск знаний из различных источников , закрепление практических умений и навыков безопасной работы с химическим оборудованием.

- Метапредметные: развитие познавательного интереса у обучающихся, самостоятельности мышления и инициативы детей через использование элементов проблемного обучения , коммуникативно-деятельностной методики.

- Личностные:формирование коммуникативных умений , познавательного интереса ,культуры общения и сотрудничества.

Методы проведения: словесные, самостоятельная работа учащихся.
Форма проведения урока: индивидуальная работа.
Ключевые компетенции:

Информационно-познавательная: умение работать с дополнительной литературой, конспектировать. Выбирать главное, делать выводы

Коммуникативная: ведение дискуссии, умение доказать свою точку зрения

Предметные: исследование строения и свойств оксидов, изучение классификации, номенклатуры и применения оксидов.

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку.

II. Актуализация опорных знаний и способов действий обучающихся.

На этот вопрос мы с вами ответим в конце урока. А сейчас вы должны разгадать кроссворд , чтобы понять, какие вещества мы с вами будем изучать сегодня на уроке (Приложение 1)

Читайте также: