Трудно ли быть доброжелательным человеком конспект занятия
Обновлено: 07.07.2024
Оборудование: компьютер, проектор, нарисованные силуэты кукол, вырезанный силуэт, карандаши, предметы (хлеб, цветок, ветка), ковер, шкатулка с зеркалом, силуэт дерева, конфеты из картона, разрезные картинки (карты), травянчик.
В начале урока ученики сами разделились на три группы .
- Почему вы выбрали эту тему? О чем вы хотите поговорить?
Решение ситуации.
- Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Вера (педагог показывает вырезанную из бумаги куклу). Сейчас мы ее будем обижать.
-Давайте вспомним, как вы обижаете, друг друга на перемене, когда злитесь на друг друга. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Вере что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая край бумаги. (Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя).
- Посмотрите, изменилась ли Вера? Что же изменилось в ней и почему?
- Давайте попробуем, будем говорить ей что-нибудь хорошее, а сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Веру, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале урока? Нет. Почему? (Ответы учеников)
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить.
- Нравиться ли вам, когда вас обижают? Как мы можем поднимать друг другу настроение каждый день?
-Что такое добро?
3. Конфетное Дерево
- Выбираем конфеты и при этом проговариваем
Желтую конфету я с дерева снимаю, что таит конфета я пока не знаю.
Кладем добрые поступки в красную коробку, а не добрые в синюю.
Какой вывод можно сделать: Сделав доброе дело, человек сам становится лучше, чище, светлее.
-А какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе.
4. Рисуем добро.
А добрый человек, он какой? Можно ли по внешнему виду определить добрый человек, или злой? Как?
-Нарисуем доброго человечка, дадим ему вещь, чтобы он мог подарить добро другим людям. (На силуэте рисуем лицо, одежду)
Вывод: если человек добрый, то и лицо и одежда будут это выражать
5. Физминутка.
-Хлеб, цветок, ветка. Какие добрые дела можно совершить с этими вещами? (Придумать с каждым предметом)
Вывод: даже с бесполезным, на первый взгляд, предметом, можно совершить добро.
7. Путешествие на ковре самолете.
Но сначала, нам надо определить его местоположение. Для этого поработайте в группах. (Составьте картинки: карта России, карта Пермского края, Карта Губахи). У меня осталась самая главная часть (Смотрю в лупу).
- Так это же ваша школа.
- У меня есть волшебная книга. Вы по очереди заглянете в эту книгу и увидите доброго человека, но только молча, никому нельзя говорить.
-Увидели? Знаете его?
Вывод: каждый может стать добрым, надо только постараться.
Трудно ли быть добрым? Что нужно сделать, чтобы к тебе относились по доброму? Что значить быть добрым?
У меня для вас подарок. Это не простой подарок, если вы будете за ним ухаживать, будете относиться друг к другу по доброму, то он вас порадует и подарит волшебство. ( Травянчик )
Общий вывод : Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. Потому, что доброта спасёт наш мир! Будьте добры!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
с использованием информационно-коммуникативных технологий
Целевая аудитория: несовершеннолетние 7-10 лет
Цель: помочь детям исследовать свои положительные качества, развитие доброжелательности по отношению к окружающим
Оборудование: цветок с надписями слов, образованных от слова "добро", плащ и колпак для волшебника, музыкальное сопровождение, клубок ниток
Задачи: воспитывать доброжелательные отношения к окружающим людям, учить совершать добрые поступки
Далее волшебник читает стихотворение. Дети должны догадаться и ответить о чем пойдёт речь на занятии.
Слово это серьезное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
В нем стремление
На помощь прийти вновь и вновь.
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
Чем лица красота.
Догадались, что это?
- Какого человека можно назвать доброжелательным?
Затем звучит тихая музыка и ведущий просит положить руку на область своего сердца. Далее он просит их представить, что в сердце каждого человека есть дверка, через которую можно посылать и получать любовь. А ключик от этой дверки в руках самих людей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо только представить себе, что она открывается при дыхании. Вдыхая, эта дверка открывается и в сердце впускается любовь и солнечный свет. А при выдыхании любовь посылается из сердца мама, папе, друзьям и т. д. Упражнение выполняется несколько минут.
- Трудно ли было желать добра другим людям? Кому вы посылали добро?
Цветок доброты. А как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова:
Доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель.
Разрешение ситуаций. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1 . Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить, его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2 . Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
- Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело? (В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя) .
- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? Нет.
- Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!
Притча о добре и зле.
Есть такая притча о Добре и Зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.
А когда Добро уходило от Зла оно сказало: "Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю". Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
Игра "Паутинка добра"
Ребята по кругу передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например: Спасибо тебе, Настя, за то, что ты…
Занятие на тему " Трудно ли быть доброжелательным человеком".
Цель: помочь детям исследовать свои положительные качества, развитие доброжелательности по отношению к окружающим
Оборудование: цветок с надписями слов, образованных от слова "добро", плащ и колпак для волшебника, музыкальное сопровождение, клубок ниток
Далее волшебник читает стихотворение. Дети должны догадаться и ответить о чем пойдёт речь на занятии.
Слово это серьезное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
В нем стремление
На помощь прийти вновь и вновь.
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА
-Какого человека можно назвать доброжелательным?
Затем звучит тихая музыка и ведущий просит положить руку на область своего сердца. Далее он просит их представить, что в сердце каждого человека есть дверка, через которую можно посылать и получать любовь. А ключик от этой дверки в руках самих людей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо только представить себе, что она открывается при дыхании. Вдыхая, эта дверка открывается и в сердце впускается любовь и солнечный свет. А при выдыхании любовь посылается из сердца мама, папе, друзьям и т. д. Упражнение выполняется несколько минут.
-Трудно ли было желать добра другим людям? Кому вы посылали добро?
Цветок доброты. А как много добрых слов образовано от этого слова – добро! Дети рассматривают цветок, читают на лепестках слова:
Доброжелательный, добродетельный, добродушный, добросовестный, добросердечный, добропорядочный, добронравный, добро, доброта, добродетель.
Разрешение ситуаций. Сейчас я вам прочитаю отрывки из двух рассказов. Послушайте их внимательно.
Ситуация 1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Мальчик помог донести груз, хотя ему было не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить, его, как мальчика возле него не оказалось.
Ситуация 2. Когда старушка-соседка попросила мальчика отнести и сдать в магазин бутылки из-под кефира, он согласился, но сказал, что за это она должна чем-то отблагодарить его.
-Проанализируйте эти ситуации и скажите: по каким мотивам совершилось доброе дело? (В первом случае – бескорыстно, а во втором – с выгодой для себя).
- Как вы полагаете, сможет ли второй мальчик бескорыстно делать добро людям? Нет.
-Как бы вы поступили на месте мальчиков? Какие пословицы вы отнесете к этим ситуациям? Где и как проявляете доброту? Творите добро ради самого добра, будьте в этом бескорыстны!
Притча о добре и зле.
Есть такая притча о Добре и Зле. Однажды Добро пришло в гости ко Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.
А когда Добро уходило от Зла оно сказало: "Что-то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю". Зло все перекосилось, но делать было нечего, пришлось взять деньги. Так Добро оплатило Злу добром за зло. Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
Игра "Паутинка добра"
Ребята по кругу передают клубочек ниток, вспоминая добрые дела, друг другу. Например: Спасибо тебе, Настя, за то, что ты…
-мне вчера помогла донести портфель;
- мне дала свой карандаш;
-ты помогла убрать клеенку после урока труда и т. д.
Ваше настроение? Что было полезным для вас?
Основное содержание занятия
Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.
На самом обыкновенном письменном столе самого обыкновенного мальчика, едва виднеясь за ручками, тетрадками и линейками, раскиданными в ужасном беспорядке, стояли Электронные Часы.
Стояли они во всех смыслах этого слова. Выглядывая из-за подставки для ручек, они печально темнели погасшим гладким окошком, за которым уже давно не светились яркие зеленые цифры. Погасли они в один грустный день, когда маленькое сердечко Часов – батарейка, перестало работать.
Вот тогда-то и возник на письменном столе одного мальчика беспорядок. Ведь никто с того момента не знал, который час. Семейство Карандашей стало постоянно опаздывать в Пенал, длинный и деревянный, который уже несколько лет служил им транспортом в школу, и некоторые Карандаши даже оставались дома. Шариковые Ручки слишком поздно принимались писать примеры, и Тетради из-за этого пестрели красными чернилами учительницы.
Лампа, наоборот, прежде времени выключалась, думая, что уже время ложиться спать, и все в темноте попадали в аварию. Так однажды степенная широкая Линейка, воткнутая в Подставку, задела своим концом в темноте густой Клей для бумаги, и тот вылился на несчастный письменный стол и покрыл его липким непроходимым болотом, в котором утонули два новеньких беленьких ластика.
Все ругали Часы, как только могли.
– Как вам не стыдно? – укорял их толстый черный Фломастер. – Все из-за вас мучаются!
И тут же Фломастеру вторили Тетрадки.
– Мы так надеялись на вас, – шелестели они своими страничками в клетку и полоску. – А теперь мы постоянно краснеем, потому что Ручки не знают, когда им браться за работу, и все время не успевают ее выполнить.
Но Часам нечего было ответить. Они лишь покрывались все большим слоем пыли и беспомощно смотрели на царящий на столе беспорядок. Однако всему плохому когда-нибудь приходит конец.
В один прекрасный день все неприятности большой канцелярской семьи закончились. Часы получили в подарок новенькую, только что распечатанную батарейку! С них стерли пыль, аккуратно отодвинули дверцу сзади и вставили длинное блестящее сердечко. Тут же зажглось в Часах яркое окошко, и весело загорелись четкие зеленые цифры.
– Началось новое время! – торжественно произнес деревянный Пенал и открыл свою крышечку. Карандаши дружно полезли в свой домик.
Все зашевелилось на столе, каждая вещь находила свое место. И когда все пришло в окончательный порядок, все дружно закричали:
– Ура! Да здравствует время! Да здравствуют наши Часы!
Дружная семья карандашей, ручек и тетрадок так радовалась, что едва успела замереть на местах, когда к столу подошел мальчик.
Он немножко удивился, увидев, как преобразился его стол с тех пор, как он поменял в часах батарейку, но потом он посмотрел на их яркие зеленые цифры и, сладко потянувшись, отправился в кровать досматривать начавшийся прошлой ночью сон.
А Часы, подмигнув всем своим друзьям светящимся окошком, вновь стали серьезными и, как строгие караульные, замерли на страже покоя и порядка на самом обыкновенном письменном столе самого обыкновенного мальчика.
Вопросы для обсуждения
– О каком качестве рассказывает эта сказка?
– Тебе нравится то, что произошло на письменном столе, когда Часы встали? Как все это можно назвать одним словом?
Задачи: создать в классе комфортную среду; показать значимость доброжелательности как личностного качества, необходимого ученику в процессе общения.
Ход занятия
– Посмотрите на доску. Это дерево доброты. Давайте вспомним, чем мы его удобряли, чтобы оно росло крепким и здоровым? (Ответы детей.)
– Вспомните и назовите правила сохранения добрых отношений, с которыми вы уже познакомились. (Говори добрые слова; будь вежлив; помогай тем, кто нуждается в твоей помощи; будь внимателен к чужой беде; делай добрые дела; старайся замечать хорошее вокруг себя.)
– Молодцы! Я уверена, что вы не только знаете эти правила, но и применяете их, общаясь друг с другом. (Во время учебы, игр, развлечений и занятий спортом).
– Поднимите руку те, кто убежден, что эти правила помогают в общении друг с другом.
– Как вы думаете, какими качествами обладает человек, соблюдающий правила доброго общения. Он какой? (Ответы детей.)
– Правильно, он добрый, нежадный, вежливый, внимательный. Сегодня мы откроем еще одно качество человека, помогающее сохранять добрые отношения.
– Прежде, чем перейдем к выполнению первого задания, давайте вспомним правила работы в группе.
– Какие правила работы в группе вы знаете (Ответы детей.)
– Обращайте на них внимание во время работы.
– Внимательно выслушайте первое задание.
1. Собери пословицу.
Перед вами листок с пословицей о доброте, но все буквы склеились. Ваша задача – расшифровать пословицу, разделив фразу на отдельные слова. Получившиеся слова приклейте в правильном порядке на чистый лист. Готовность группы к ответу покажите поднятыми вверх руками. Договоритесь, кто будет представлять вашу пословицу.
(Воспитатель раздает группам листки с пословицами: доброе имя дороже богатства; добрые дела красят человека; на добрый привет добрый ответ).
На выполнение задания отводится 2 минуты.
– Время вышло. Группы готовы к ответу? Покажите.
(Готовые работы для самопроверки выставляются на доске, проводится анализ работ.)
– Как вы думаете, почему вам было трудно соблюдать эти правила? (нам не хватает терпения, выдержки, доброты…)
– Во время работы в группах вам помогали такие качества как доброта, терпение, выдержка. Существует ещё одно качество человека, которое помогает соблюдать не только правила работы в группе и паре, но и во время игры, общения, занятий спортом.
– Сейчас вы внимательно посмотрите мультфильм, чтобы потом обсудить поступки героев. Это поможет вам понять, о каком качестве мы будем говорить.
– Вспомните мультфильм. Восстановите последовательность событий.
– Как чувствовали себя герои м/ф до того, как им подарили букет? Что произошло с ними потом? (Они поделились хорошим настроением.)
– Каким качеством обладают все герои этой истории? (Они добрые, нежадные…)
– Попробуйте соединить их в одно слово. Какое качество получилось из этих слов – назовите хором. (Доброжелательность.)
– Итак, сегодня мы с вами говорим о доброжелательности.
– Что чувствует человек, когда к нему относятся доброжелательно?
– Скажите, а во время игры вам нужно быть доброжелательными? А во время урока или дополнительного занятия?
– В каких ещё случаях вам помогает доброжелательность друг к другу? (Во время работы в паре, в группах…)
– Можно ли сказать, что группа, в которой работают или занимаются доброжелательные ученики, достигнет лучшего результата? (Да.)
– Почему? (у всех будет хорошее настроение, не будет обид…)
– Значит, доброжелательность – это такое личностное качество человека, которое помогает ему общаться, играть, учиться – т.е. сохранять добрые отношения с другими людьми.
– Очень важно быть доброжелательным. Как вы думаете, в чем может проявляться доброжелательность? Давайте это выясним.
3. Работа с карточками.
– Время на выполнение задания закончилось, покажите выбранные карточки.
– Поднимите руку те, кто выбрал одну карточку?
– Кто выбрал две, кто – три?
– Мы видим, что у всех получились разные ответы. Причина затруднения в том, что вы пока не знаете, в чем проявляется доброжелательность к другим людям.
– Значит, наша цель – узнать об этом.
– Часто, во время игр и занятий, а также на уроках, вы работаете в паре, группе. Вам важно обращаться друг к другу добрыми словами? (Да.)
– Почему нужны именно добрые слова? (…)
– Получит ли группа хороший результат, если ученик будет вести себя в группе не по-доброму? (Нет.)
В) – Можно ли считать человека доброжелательным, если он думает плохо или желает человеку чего-то плохого? (Нет.)
– Объясните, почему. (Тот, кто плохо думает, может и сделать плохо.)
Г) – Можно ли назвать ученика доброжелательным, если он совершает хорошие поступки, но в словах и в мыслях допускает грубость? (Нет.)
– Так какой же вывод вы сделаете?
– Правильно, сделаем вывод, что доброжелательность должна проявляться с трех сторон: и в мыслях, и в поступках, и в словах.
– Итак, вы познакомились с понятием доброжелательность, оно будет помогать вам при работе в паре и группе.
– Как вы думаете, помогает ли хорошее настроение проявлять доброжелательность? Приглашаем вас зарядиться хорошим настроением! Становитесь в круг, повторяйте движения вместе с нами.
– Важно говорить и мыслить позитивно (положительно).
– Работаем в парах. Правила игры: каждый из вас сейчас получит половинку пазла. Цель игры: найти вторую половинку и собрать картинку. По картинке объясните, как поступил человек - доброжелательно или нет - и к каким последствиям это привело. Распределите роли выступающих.
Дети обосновывают, в чем были доброжелательны люди: в словах, в поступках или в мыслях.
– Молодцы, справились с заданием.
– Почему доброжелательность важна для людей? (Добрые дела делать приятно; Добро всегда возвращается добром; Получается лучший результат…)
– Где в жизни вы что-то делаете вместе с другими детьми? (игры, соревнования, проекты, уроки)
– Может ли доброжелательность пригодиться для общения в семье, в играх с другими ребятами?
7. Рефлексия.
– Подведем итог. С каким новым понятием вы сегодня познакомились. (Доброжелательность.)
– Что такое доброжелательность? (Качество человека.)
– Закончите предложение: Человек должен быть доброжелательным в мыслях, словах и поступках.
– Молодцы! Классный час закончен. Обменяйтесь рукопожатиями и поблагодарите друг друга за работу.
Читайте также: