Орфография нужны ли правила конспект урока 5 класс разумовская

Обновлено: 07.07.2024

Закрыли глаза и мысленно попали в мир сказочного леса. Представьте, что мы с вами оказались в лесу, чтобы выбрать тропинку, следует выполнить предложенные задания

Запишите отгадки к с загадкам, выделите орфограмму, поставьте ударение.

Все задания нам подготовил ваш сверстник Гарри Поттер

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста, если я …

Стоит на грядке

Латка на латке. (капуста)

Начало- голос птицы.

Конец- на дне пруда.

А целое в музее

Найдете вы всегда (картина)

Назовите- ка, ребята,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,мы встречаем

Новый год. (декабрь)

Он школой руководит.

Учиться хорошо велит. (директор)

И ж……..ые уж спят. (животноые)

Вставь подходящее по смыслу слово:

Кошка- очень чистоплотное -------

У дедушки в деревне жили разные -------- Подчеркните в этих предложениях главные члены. Почему в первом предложении поставили тире?

Если б не было его,

Не сказал бы ничего. (язык)

-как вы понимаете выражение?

Не спеши языком - торопись делом.

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки- дробинки. (горох)

Работа над речью. Чтение скороговорки

Следующее слово входит в состав скороговорки, для чего нужны скороговорки?

-Произнесите правильно скороговорку и быстро

У Егора огород ,

Там есть редька и горох,

Рядом огород Федоры-

Там на грядке помидоры.

С этим заданием вы справились, молодцы!

И попали мы на чудесную поляну.

-Посмотрите внимательно,что вы видите?

1) Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением

-Отчего зависит правописание безударной гласной в корне слова?

-Что следует сделать, чтобы не ошибиться в написании гласной в корне?

Выполните задание, подобрав и записав проверочные слова, выделите орфограмму:

Честолюбие – честь

Зарождение – род

Заставлять – заставить

Утешение – утешить

Посвящение – свято

Уплотнить – плотно

Уделить – удел

Примириться – мир

Представлять – представить

Сплотиться – плотно

Разочароваться – чары

Роскошный – роскошь

Замечать – заметить

Наслаждение – сладок

Просвещение – свет

2)Индивидуальное задание

Сравните написание и звучание слов. Что вы заметили?

Честный, чувство, лестница, поздний, сердце, солнце, здравствуй.

- Как можно назвать выделенные согласные?

Молодцы!И это вы осилили, но на пути нам встретился водоём, чтобы преодолеть его, нам следует выполнить задание:

Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы

Чес…ный, грус…ный, звёз…ный, капус…ный, поз…ний, прелес…ный, ненас…ный, радос…ный, ярос…ный, извес…ный.

Физкультминутка для глаз

А теперь давайте немного отдохнём, расслабимся. Выполним упражнение для глаз, смотрите на экран, следите за изображением

3) Знакомство с омофонами

В русском языке есть слова, в которых совпадает произношение, они называются омофоны, но они имеют разное лексическое значение. При их написании нужно быть особенно внимательным

Выполните упражнение №215

От чего зависит правописание гласной в корне?

Что такое лексическое значение слова?

Давайте проверим задание, подбирая проверочные слова:

Не спеши - спиши

4) Проверочная работа (тест)

1. В каком слове пишется буква А?

1) созн…вать ошибку

4) уг…стить молоком

В каком слове пишется буква А?

1) стр…жайший запрет

2) спл…шная полоса

3) пощ…дил зайчонка

4) фр…нтовая дорога

3. В каком слове пишется буква А?

1) прог…лодался к вечеру

2) ск…ростной забег

3) омр…чало настроение

4) зат…рмозил от страха

4. В каком слове пишется буква О?

1) р…скошная машина

2) м…стерил скворечник

3) возвр…тился в школу

5. В каком слове пишется буква И?

3) разр…дил ружьё

4) св…стел звонко

6. В каком слове пишется буква Е?

1) отв…нтил гайку

2) пл…нительный взгляд

3) ребёнок разв…вается

4) ш…карный наряд

7. В каком слове пишется буква Е?

2) прим…рять врагов

3) ц…пляется за ветку

4) ц…фровой фотоаппарат

8. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?

1) громоздкий, переправляться, заграждение

2) далина, дремать, застрелить

3) отяжелеть, отпровляться, разъярённый

4) огорчение, орасить, остановился

9. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?

1) натощак, ослипительный, присягнуть

2) наслождаться, отправляться, утешал

3) починить, появился, развличения

4) опоздал, раскачался, укротитель

10. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?

1) починить, кавёр, успеваемость

2) отделился, жимчужина, пригодился

3) сократить, осаждать, отвергать

4) приблежался, расколоть, заполнять

(ответы заполняйте в таблицу)

Очень хорошо вы уложились во времени, но какие будут результаты вы узнаете на следующем уроке

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока

по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской

Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ Большеремонтненская СШ

Предмет: русский язык.

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.

2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.

Осознание алгоритма успешного учебного действия.

Осознание практической важности данного правила.

Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.

Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

2. Актуализация знаний (путем постановки проблемы)

Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…

-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
- Что придаёт тексту шутливый характер?
- В каких словах допущены ошибки?
- Почему Миша допустил ошибки в словах?
- А вы могли бы допустить такие ошибки?

3. Постановка учебной цели.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.

Открытие новых знаний.

4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?

(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)

Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? ( Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом ).

А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? ( правильное написание слов)

-Что такое орфограмма? ( Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).

На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.

- Как вы понимаете высказывание лингвиста?

- Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?

Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.

Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.

Карточка 2.

-Какой текст удобнее читать? Почему?

- (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)

4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)

5. Физкультминутка.

Упражнения для снятия усталости глаз.

1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.

2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

Первичное закрепление знаний.

6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.

- Почему мама неправильно поняла Степу? ( Из-за его ошибки).

-Какую ошибку допустил Степа? ( Неправильно написал согласные на конце слова).

- К чему это могло привести? ( Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).

- Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? ( От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).

Выполнение упражнения 55 стр. 25

Выполнение упражнения 56 стр. 26

Выборочный диктант.

класса. Ав т оры: М.М.Раз умов ск ая, С.Н. Ль вов а, С.В. К опино с, В.В. Льв ов, Н.С.

Цели урок а: 1.по дчеркнуть з на чение орфографии к ак раз де ла р усск ого язык а;

2.формиров а ть о рфографич ески е навыки ; развив а ть навык и устной

Реб ят а, пред ставь т е себе, чт о Ру сский язык — это огро мный м а тер ик, страны в

нем — раз делы на уки о язык е, г оро да — соотв етств ующие на учные тер мины, и

каждая рек а, к аждое озеро, к аждая, даже самая маленьк ая, г ора имеет свое имя.

Из урок а в у рок вы путешеств у ете по разным странам бол ьшог о ма терик а по д

как у ю из стран мы с в ами о тправимся, вы ск ажите мне сами. А для эт ог о в ам

ну жно по смотреть вним а т ельно на к ар т у и о тв етить на во про с:

Как ая страна ск азо чног о ма терика г раничит по чти со всеми о ста льными

Данная разработка урока позволяет сформировать представление о русской орфографии и необходимости ее изучать в курсе русского языка 5-9 классов.

ВложениеРазмер
pavlovavd_russkiy_yazyk_tku.docx 23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Павлова Вероника Дмитриевна

Технологическая карта урока

Предмет: Русский язык

Тема: Нужна ли нам орфография?

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные: формирование представления о системе русской орфографии, владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Личностные: участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирование собственной позиции, ее доказательство.

Метапредметные: структурирование большого объема информации, ее анализ.

Познавательные УУД: структурирование знания, умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы; оценка, контроль, коррекция; самоконтроль : учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Ресурсы : учебник, бумажки/карточки для индивидуальной работы, ящик.

1. Организационный этап

Приветствие, настрой на работу.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

«Да, вот вы и назвали тему урока: Нужна ли нам орфография? – к этому вопросу мы и обратимся на нашем уроке.

Учитель записывает вместе с детьми тему урока на доске.

Учащиеся отвечают, пытаются вступить в полемику. Разделяются на две группы: 1) считают, что необходимо пользоваться правилами; 2) считают, что писать можем и без правил.

3. Актуализация знаний.

Слова: поляна, варенье, собака, отдавать, объединиться.

Проговаривают, с какой орфограммой столкнулись (безударная гласная в корне) и каким принципом будут руководствоваться при написании слов (подбор однокоренных слов).

Поляна – поле, варенье – отвар, собака – словарное слово, отдавать – дать, объединиться – единый.

4 . Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Учитель назначает организаторов (2–3 человека) и аналитиков (4–5 человек).

Учащиеся думают, записывают свой выбор и аргументы.

5 . Применение знаний и умений в новой ситуации.

Просматривают ответы, распределяют, кто будет подводить итоги.

Понравившиеся аргументы учащиеся записывают в тетрадь. А один из аналитиков – на доску.

6 . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

«Давайте посмотрим, что у нас получилось. Каждый голос должен быть аргументирован.

В итоге на доске записаны некоторые яркие аргументы и подсчитано количество голосов.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Ученики записывают домашнее задание.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Читайте также: