Орфография нужны ли правила конспект урока 5 класс разумовская
Обновлено: 07.07.2024
Закрыли глаза и мысленно попали в мир сказочного леса. Представьте, что мы с вами оказались в лесу, чтобы выбрать тропинку, следует выполнить предложенные задания
Запишите отгадки к с загадкам, выделите орфограмму, поставьте ударение.
Все задания нам подготовил ваш сверстник Гарри Поттер
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я …
Стоит на грядке
Латка на латке. (капуста)
Начало- голос птицы.
Конец- на дне пруда.
А целое в музее
Найдете вы всегда (картина)
Назовите- ка, ребята,
Месяц в этой вот загадке.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,мы встречаем
Новый год. (декабрь)
Он школой руководит.
Учиться хорошо велит. (директор)
И ж……..ые уж спят. (животноые)
Вставь подходящее по смыслу слово:
Кошка- очень чистоплотное -------
У дедушки в деревне жили разные -------- Подчеркните в этих предложениях главные члены. Почему в первом предложении поставили тире?
Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (язык)
-как вы понимаете выражение?
Не спеши языком - торопись делом.
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки- дробинки. (горох)
Работа над речью. Чтение скороговорки
Следующее слово входит в состав скороговорки, для чего нужны скороговорки?
-Произнесите правильно скороговорку и быстро
У Егора огород ,
Там есть редька и горох,
Рядом огород Федоры-
Там на грядке помидоры.
С этим заданием вы справились, молодцы!
И попали мы на чудесную поляну.
-Посмотрите внимательно,что вы видите?
1) Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением
-Отчего зависит правописание безударной гласной в корне слова?
-Что следует сделать, чтобы не ошибиться в написании гласной в корне?
Выполните задание, подобрав и записав проверочные слова, выделите орфограмму:
Честолюбие – честь
Зарождение – род
Заставлять – заставить
Утешение – утешить
Посвящение – свято
Уплотнить – плотно
Уделить – удел
Примириться – мир
Представлять – представить
Сплотиться – плотно
Разочароваться – чары
Роскошный – роскошь
Замечать – заметить
Наслаждение – сладок
Просвещение – свет
2)Индивидуальное задание
Сравните написание и звучание слов. Что вы заметили?
Честный, чувство, лестница, поздний, сердце, солнце, здравствуй.
- Как можно назвать выделенные согласные?
Молодцы!И это вы осилили, но на пути нам встретился водоём, чтобы преодолеть его, нам следует выполнить задание:
Подбери проверочные слова и вставь пропущенные буквы
Чес…ный, грус…ный, звёз…ный, капус…ный, поз…ний, прелес…ный, ненас…ный, радос…ный, ярос…ный, извес…ный.
Физкультминутка для глаз
А теперь давайте немного отдохнём, расслабимся. Выполним упражнение для глаз, смотрите на экран, следите за изображением
3) Знакомство с омофонами
В русском языке есть слова, в которых совпадает произношение, они называются омофоны, но они имеют разное лексическое значение. При их написании нужно быть особенно внимательным
Выполните упражнение №215
От чего зависит правописание гласной в корне?
Что такое лексическое значение слова?
Давайте проверим задание, подбирая проверочные слова:
Не спеши - спиши
4) Проверочная работа (тест)
1. В каком слове пишется буква А?
1) созн…вать ошибку
4) уг…стить молоком
В каком слове пишется буква А?
1) стр…жайший запрет
2) спл…шная полоса
3) пощ…дил зайчонка
4) фр…нтовая дорога
3. В каком слове пишется буква А?
1) прог…лодался к вечеру
2) ск…ростной забег
3) омр…чало настроение
4) зат…рмозил от страха
4. В каком слове пишется буква О?
1) р…скошная машина
2) м…стерил скворечник
3) возвр…тился в школу
5. В каком слове пишется буква И?
3) разр…дил ружьё
4) св…стел звонко
6. В каком слове пишется буква Е?
1) отв…нтил гайку
2) пл…нительный взгляд
3) ребёнок разв…вается
4) ш…карный наряд
7. В каком слове пишется буква Е?
2) прим…рять врагов
3) ц…пляется за ветку
4) ц…фровой фотоаппарат
8. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?
1) громоздкий, переправляться, заграждение
2) далина, дремать, застрелить
3) отяжелеть, отпровляться, разъярённый
4) огорчение, орасить, остановился
9. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?
1) натощак, ослипительный, присягнуть
2) наслождаться, отправляться, утешал
3) починить, появился, развличения
4) опоздал, раскачался, укротитель
10. В каком ряду нет ошибок в написании слов с безударной гласной в корне слова?
1) починить, кавёр, успеваемость
2) отделился, жимчужина, пригодился
3) сократить, осаждать, отвергать
4) приблежался, расколоть, заполнять
(ответы заполняйте в таблицу)
Очень хорошо вы уложились во времени, но какие будут результаты вы узнаете на следующем уроке
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока
по русскому языку для 5 класса (ФГОС) по учебнику М.М. Разумовской
Выполнила Ворвулева Любовь Дмитриевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Большеремонтненская СШ
Предмет: русский язык.
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Цели урока: 1. Ввести понятие орфограммы. Иметь представление об орфографии как о системе правил. Отработать произношение, правописание и употребление терминов орфография, орфограмма.
2.Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма как условие успешного развития орфографической зоркости.
Осознание алгоритма успешного учебного действия.
Осознание практической важности данного правила.
Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные:
Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
2. Актуализация знаний (путем постановки проблемы)
Ребята, сегодня мы начнем путешествие по необыкновенной стране Орфографии. А сейчас посмотрите, какой случай произошел в этой стране (на экране стихотворение). Учитель выразительно читает стихотворение.
Грустные вести.
Пришло письмо мне
Гляжу –
Из лагеря от Мишки…
Здесь чудный лук, и я лижу.
Написано в письмишке.
Лук лижет?! Что за чудеса!
Наверно, шутит, плут…
Читаю дальше:
Здесь – лиса, красивый длинный прут.
И что такое он плетет –
Не разберусь, хоть тресни:
Когда отряд идёт в поход, я запиваю песни…
На днях в лесу нашёл я грусть
И очень был доволен…
Нет, нет, не шутит он? Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернётся – надо подлечить:
Заставить правила учить…
-Ответьте на вопросы:
-Чем заболел Миша?
- Что придаёт тексту шутливый характер?
- В каких словах допущены ошибки?
- Почему Миша допустил ошибки в словах?
- А вы могли бы допустить такие ошибки?
3. Постановка учебной цели.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
-Давайте вместе сформулируем цель нашего урока.
Открытие новых знаний.
4.1 Проблемный вопрос нашего урока. Зачем нужна орфография?
(Предоставим детям возможность высказать свою точку зрения.)
Вот представьте себе, в школе ученик должен выучить 71 орфограмму. Очень часто можно услышать такие слова: «Кто придумал эти правила, зачем они нужны? Как бы вы ответили на этот вопрос? ( Без орфографии мы не сможем понимать друг друга, иногда понимаем, но с большим трудом ).
А сейчас, давайте вспомним, что изучает орфография? ( правильное написание слов)
-Что такое орфограмма? ( Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу).
На экран проецируется слайд со словами Л.В. Щербы.
- Как вы понимаете высказывание лингвиста?
- Как вы думаете, нужно ли быть грамотным (грамотно писать)? Для чего?
Сопоставление деформированного и недеформированного текстов.
Карточка 1. Воселиса прашла фсюночъ ивез ден, токо ксле- душшэму вечиру вышла нопалянку, гьде стаяла избушка Бабы-еги.
Карточка 2.
-Какой текст удобнее читать? Почему?
- (Так в русском языке действует принцип единообразия: каждая морфема пишется одинаково, у нее одно лицо. Как бы она ни звучала в речи, она должна быть узнаваема. Когда мы пишем правильно корень, или приставку, или другую часть слова — морфему, мы как бы здороваемся с ними, приветствуем родное русское слово, свой язык, свой народ. Вот для чего нужны правила. Написания в словах согласно орфографическому правилу или по традиции называются орфограммами (греч. orthos — правильный, gramma — буква)
4.3. Чтение и пересказ лингвистических текстов (стр. 24-25 учебник)
5. Физкультминутка.
Упражнения для снятия усталости глаз.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Первичное закрепление знаний.
6.1. Анализ текстов и исправление ошибок.
- Почему мама неправильно поняла Степу? ( Из-за его ошибки).
-Какую ошибку допустил Степа? ( Неправильно написал согласные на конце слова).
- К чему это могло привести? ( Степа мог попасть в больницу, потому что ему не оказали вовремя помощь, по его же вине).
- Какой вывод мы можем сделать, пронаблюдав за этими двумя случаями? ( От незнания правил орфографии может зависеть здоровье и даже жизнь человека).
Выполнение упражнения 55 стр. 25
Выполнение упражнения 56 стр. 26
Выборочный диктант.
класса. Ав т оры: М.М.Раз умов ск ая, С.Н. Ль вов а, С.В. К опино с, В.В. Льв ов, Н.С.
Цели урок а: 1.по дчеркнуть з на чение орфографии к ак раз де ла р усск ого язык а;
2.формиров а ть о рфографич ески е навыки ; развив а ть навык и устной
Реб ят а, пред ставь т е себе, чт о Ру сский язык — это огро мный м а тер ик, страны в
нем — раз делы на уки о язык е, г оро да — соотв етств ующие на учные тер мины, и
каждая рек а, к аждое озеро, к аждая, даже самая маленьк ая, г ора имеет свое имя.
Из урок а в у рок вы путешеств у ете по разным странам бол ьшог о ма терик а по д
как у ю из стран мы с в ами о тправимся, вы ск ажите мне сами. А для эт ог о в ам
ну жно по смотреть вним а т ельно на к ар т у и о тв етить на во про с:
Как ая страна ск азо чног о ма терика г раничит по чти со всеми о ста льными
Данная разработка урока позволяет сформировать представление о русской орфографии и необходимости ее изучать в курсе русского языка 5-9 классов.
Вложение | Размер |
---|---|
pavlovavd_russkiy_yazyk_tku.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлова Вероника Дмитриевна
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Тема: Нужна ли нам орфография?
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: формирование представления о системе русской орфографии, владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.
Личностные: участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирование собственной позиции, ее доказательство.
Метапредметные: структурирование большого объема информации, ее анализ.
Познавательные УУД: структурирование знания, умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
Регулятивные УУД: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы; оценка, контроль, коррекция; самоконтроль : учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
Ресурсы : учебник, бумажки/карточки для индивидуальной работы, ящик.
1. Организационный этап
Приветствие, настрой на работу.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
«Да, вот вы и назвали тему урока: Нужна ли нам орфография? – к этому вопросу мы и обратимся на нашем уроке.
Учитель записывает вместе с детьми тему урока на доске.
Учащиеся отвечают, пытаются вступить в полемику. Разделяются на две группы: 1) считают, что необходимо пользоваться правилами; 2) считают, что писать можем и без правил.
3. Актуализация знаний.
Слова: поляна, варенье, собака, отдавать, объединиться.
Проговаривают, с какой орфограммой столкнулись (безударная гласная в корне) и каким принципом будут руководствоваться при написании слов (подбор однокоренных слов).
Поляна – поле, варенье – отвар, собака – словарное слово, отдавать – дать, объединиться – единый.
4 . Обобщение и систематизация знаний.
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
Учитель назначает организаторов (2–3 человека) и аналитиков (4–5 человек).
Учащиеся думают, записывают свой выбор и аргументы.
5 . Применение знаний и умений в новой ситуации.
Просматривают ответы, распределяют, кто будет подводить итоги.
Понравившиеся аргументы учащиеся записывают в тетрадь. А один из аналитиков – на доску.
6 . Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
«Давайте посмотрим, что у нас получилось. Каждый голос должен быть аргументирован.
В итоге на доске записаны некоторые яркие аргументы и подсчитано количество голосов.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Ученики записывают домашнее задание.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Читайте также: