Однокоренные слова 2 класс планета знаний конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение

Конспект урока по русскому языку

учитель начальных классов

Курапова Лариса Сергеевна.


Новые знания:
1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.
2. Корень – общая часть родственных слов.
3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

4. Признаки однокоренных слов

1.Организационный момент.

Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.

- Громко прозвенел звонок –

- Работаем старательно, слушаем внимательно.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас

2.Минутка чистописания.

Цель: формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.

Слайд 2

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись. Как можно назвать такое изречение?

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

Такое изречение можно назвать пословицей.

Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.

Пишут в тетради пословицу.

3.Актуализация знаний (введение в тему урока)

- Какие части растения вы знаете? (Слайд 3)

Учитель загадывает загадку: (Слайд 4)

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

-Сколько значений у слова корень?

-Какой вывод можно сделать?

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект открытого урока русского языка во 2 классе

1) развитие умения распознавать однокоренные слова, находить корень в группе однокоренных слов;

2) формирование УУД: регулятивных – умение ставить цель, оценивать работу; познавательных – поиск и выделение информации; логических; коммуникативных – умение работать в группе и в паре, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Проектор, ноутбук, ЦОРы, карточки с заданием, печатные тетради.

1. Оргмомент – 2 мин.

- Запишем число, классная работа.

2.Словарная работа – 5 мин.

Т.традь, зв.нит, т.традка, позв.нишь, к.р.ндаш.

- Какие буквы пропущены?

- Как называется орфограмма?

- На какие группы можно разделить?

- Какое слово лишнее?

- Запишите слова в 2 столбика в тетрадь. Подчеркните орфограммы. Выделите корень в словах.

2. Актуализация знаний – 5 мин.

- Прочитайте стихотворение на слайде.

- Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же одинаковый корень?

- А другие такие же пары слов?

3. Объявление целей урока – 2 мин.

- Чему мы будем учиться? ( Распознавать однокоренные слова)

- Что необходимо знать для этого?

- На листе написаны слова, запишите однокоренные слова в дом.

- Выберите спикера, кто будет выступать у доски.

- Самостоятельная работа в группе.

Выступление с обоснованием.

- Как определили однокоренные слова? Что заключено в однокоренных словах?

5. Работа со слайдами – 3 мин.

- Повторим, что такое корень. (№ 5)

- Как найти корень? (№ 2)

6. Самостоятельная работа в паре – 7 мин..

Комментирование. Проверка. Запись.

- Как выбрали однокоренные слова? Прочитаем в учебнике.

Чтение правила на стр. 77.

8. Рефлексия – 4 мин.

- Почему вы так считаете?

- Как распознать однокоренные слова? Какое правило надо знать?

8. Оценки. Д/ з – 2 мин.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 409 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.11.2021 151
  • DOCX 28.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Дерр Елизавета Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Представлен подробный план урока по данной теме в рамках ФГОС.

ВложениеРазмер
kopiya_prezentatsiya_1koren_slova.pptx 95.74 КБ
koren_slova.docx 26.91 КБ
otsenochnyy_list.docx 11.99 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Корень учения горек, а плод сладок.

Корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя Часть слова домик

Цель урока: узнать, что называют корнем слова, однокоренные слова; уметь находить и выделять корень слова; учиться подбирать однокоренные слова . Корень слова Однокоренные слова

Однокоренные родственные слова Близкие по смыслу Общая часть корень

Дождь, дождливый, дождевой, дождик. Кормить, корм, кормушка, кормовые (травы).

Цель урока: узнать, что называют корнем слова, однокоренные слова; уметь находить и выделять корень слова; учиться подбирать однокоренные слова . Корень слова Однокоренные слова

Предварительный просмотр:

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова.

Планируемые результаты : создать условия для включения учащихся в учебную деятельность, организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью наблюдения над однокоренными словами, р- научиться самостоятельно организовывать своё рабочее место; к - научиться слышать, точно реагировать на реплики, развивать монологическую речь; пр - научиться выделять однокоренные слова и корень слова.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, карточки с заданиями, оценочные листы, учебник русского языка, рабочая тетрадь по русскому языку.

1. 1.Слово приветствие.

Итак, русский язык друзья!

На вас надеюсь, как всегда!

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

1.2. Психологический настрой.

Пожмите соседу руку

Улыбнитесь друг другу.

Пожелай хорошее настроение !

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.

Проверьте свою готовность к уроку и оцените в листах оценивания.

1.2. Целеполагание и мотивация.

- Я предлагаю прочитать пословицу на доске:

Корень учения горек, а плод сладок.

- О чём это пословица ?

(Выслушиваются мнения детей. Учитель подводит итог смысла этой пословицы:

Учиться тяжело, зато много пользы получишь).

- Эта пословица будет нашим девизом.

- Сегодня урок-исследование. А кто такой исследователь?

- Как доказать, что вы правы?

( Нужно посмотреть в толковом словаре, в электронной энциклопедии ).

- Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который лежит у меня на столе.

(Вызванный ученик открывает словарь там, где заложена закладка, находит нужное слово и читает его определение).

- Откройте тетради и запишите дату исследования и место проведения работы.

-Чтобы правильно и красиво писать , мы должны соблюдать правила.

-Что это за правила?( Правильная посадка, положение тетради, ручки).

Разминка для пальчиков .

Мы для пальчиков гимнастику начнём

Упражнения для пальчиков проведём

Упражняем мышцы пальцев, мышцы рук,

Чтобы каждый пальчик стал нам верный друг!

- Запишем букву, которая в алфавите стоит между буквами эль и эн. Какая это буква? ( Буква эм. Учитель комментирует у доски дети пишу одну строчку в тетради).

-Какие звуки обозначает данная буква? (Согласный твёрдый и согласный мягкий звуки, звонки и парные)

2.1. Словарная работа .

- Найдите в словаре в конце учебника словарное слово на эту букву. ( Морковь. Один ученик записывает у доски, остальные в тетради.)

- Подберите родственные слова к слову город .(Морковка, морковный, морковочка) . Ученики записывают в тетради, один ученик у доски)

На доске: морковь морковный морковка

- Почему эти слова родственные?

(Родственные слова, потому что они близки по смыслу и есть общая одинаковая часть город)

Оценивание в оценочных листах.

3.1. Постановка проблемы.

- Выделите корень в словах морковь морковный морковка

-Почему вы не можете выполнить это задание?

( Потому что нам не хватает знаний.).

- Кто назовёт тему урока?

( Корень слова. Однокоренные слова. Учитель открывает заранее подготовленные карточки на доске с названием темы урока.) На доске.

Корень слова. Однокоренные слова.

- Ребята, с какими значениями данного слова мы встречаемся в жизни? Исследуйте информацию на слайде.

(Выслушиваются мнения детей) Показ слайда .

-Давайте вернёмся к нашей пословице:

(Корень учения горек, а плод сладок).

смысл которой заключается в следующем: Учиться тяжело, зато много пользы получишь

-Действительно, корень учения – это основа знаний. Что же мы видим: что у всех значений данного слова есть общее: корень – это важная, главная часть чего-либо.

- Ребята, а какое значение корня будет интересовать нас на уроках русского языка? ( Корень – часть слова )

- Какова цель нашего урока? Слайд.

- узнать, что называют корнем слова, однокоренные слова;

-Чему будем учиться на уроке?

- уметь находить и выделять корень слова;

-учиться подбирать однокоренные слова.

Оценивание в оценочном листе.

3.2. Открытие нового.

- Вспомним цель урока.

(Что нызывают корнем слова?)

- Для того чтобы ответить на этот вопрос, продолжим наше небольшое исследование со словами: морковь морковный морковка

Мы сказали, что это родственные слова, потому что у них есть общая одинаковая часть морков. Это главная часть слова, без которой эти слова не смогли бы появиться. Так же как и у растений есть общая главная часть- корень, без которого они не смогли бы вырасти.

- Так как же мы назовем эту общую главную часть слова?

- Какие слова мы будем называть однокоренными? Показ слайда .

близкие по смыслу общая часть

- А теперь сравним наш вывод с выводом автора учебника.

Дети открывают учебник стр. 80 и читают правило. Один хорошо читающий ученик читает вслух. Оказывается из нас получились хорошие исследователи.

-Теперь мы можем выделить корень в словах?

морковь морковный морковка

Учитель выделяет корень в словах на доске, а дети в тетради.

-Как называются эти слова ?(однокоренные)

- Очень хорошо. Оцените свою работу на этапе исследования.

Оценивание в оценочных листах.

5. Этап усвоения новых знаний.

5.1. Коллективная работа. Слайд.

- Предлагаю исследовать группы слов на слайде и подумать, какая группа слов относится к однокоренным слова. Запишите эти слова, выделите корень.

-Дедушка, отец, сын, внук.

- Дедушка, дед, дедуля.

Вторая группа слов относится к однокоренным слова, потому что они имеют близкое значение и общую одинаковую часть –корень.

Оценивание в оценочных листах.

5.2. Самостоятельная работа.

1) Работа в парах. Выполнение упражнения из карточек.

Карточка № 1 . Лист, листочек, стебель, листва.

Карточка №2. Глаз, глазки, глазной, лицо.

Карточка №3. Зима, зимний, весна, зимушка .

- Проверка. Назовите слова, которые вы вычеркнули. Приведите доказательства.

( Работали вместе, сообща)

Оценивание в оценочном листе.

2) Индивидуальная работа. Выполнение упражнения № 4 (с.81) По вариантам.

- Обменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и выполните взаимопроверку . Правильные ответы показаны на экране. Слайд.

Дождь, дождливый, дождевой, дождик.

Кормить, корм, кормушка, кормовые (травы).

- Докажите, что выписанные вами слова являются однокоренными.

Оценивание в оценочных листах.

7. Рефлексивно-оценочный этап.

Вернёмся к учебным задачам.

В оценочном листе отметьте + если вы научились находить и выделять корень слова и подбирать однокоренные слова, - если испытывали затруднение. Подсчитайте количество +.

Если вам всё на уроке понравилось и вы не испытывали затруднений, смайлик радостный. Если вы испытывали затруднение –смайлик задумчивый, если вам было трудно и непонятно, плачущий смайлик.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать значимость корня в слове для образования однокоренных слов.

Развитие умения находить корень слов, формирование умения образовывать однокоренные слова

Урок русского языка. 2 класс.

Тема: Однокоренные слова

Цель: показать значимость корня в слове для образования однокоренных слов.

Задачи: развитие умения находить корень слова;

формирование умения образовывать однокоренные слова;

воспитание чувства ответственности и коллективизма.

Тип урока: объяснение нового материала.

I. Организационный момент.

(1 слайд: Путешествие в волшебный сад)

(2 слайд: 18 ноября. Классная работа)

Итак, отправляемся в путешествие. Встаньте на ножки и давайте покажем деревья, растущие в саду, в ветряную погоду.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сад называется волшебным? Из чего могут состоять деревья в этом саду? [Ответ: Из слов]

(3 слайд: Деревья с корнями)

Посмотрели люди, сравнили все слова и увидели, что у всех у них есть одна общая часть. И решили тогда люди назвать общую часть этих слов КОРНЕМ (4 слайд: Слово ВОЗ, дерево, ВОЗЧИК, ВОЗИТЬ, ЗАВОЗ, ПОДВОЗ, ПРИВОЗИТЬ, ИЗВОЗ, знак корня). И правильно сделали, от неё, как от корня дерева, образуются новые, родственные слова.

III. Словарная работа.

Учитель. Ребята все слова на дереве выросли от слова ВОЗ (объяснить самой) – повозка с кладью, каким-нибудь грузом. Давайте попробуем сами объяснить слова, которые вам непонятны.

Молодцы, а теперь, посмотрим, правильно ли мы растолковали эти слова. Где мы можем это узнать [Ответ: в толковом словаре]

ВОЗЧИК – (дети читают) тот, кто занят перевозкой грузов на лошадях

ВОЗИТЬ – перемещать, доставлять куда-н. при помощи каких-н. средств передвижения.

ЗАВОЗ – (дети читают) доставка чего-либо по назначению

ПОДВОЗ – (дети читают) взяв с собой по пути, довезти до чего-нибудь

ПРИВОЗИТЬ – доставлять на чём-нибудь

ИЗВОЗ – (дети читают) перевозка грузов или людей

Учитель. У всех этих слов один общий корень -ВОЗ-, в котором заключено значение, смысл данных слов.

Давайте вспомним, что же такое корень

(5 слайд: правило: Родственные слова имеют общую часть корень.

Корень главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов.

Родственные слова иначе называют однокоренными.)

Учитель. Сегодня мы узнаем, какую роль в образовании новых слов играет корень, и как называются такие слова.

ФИЗМИНУТКА

IV. Тема урока

1) ЗАДАНИЕ 1.

Учитель. Поднимите руку те, кто считает, что из корня САД может вырасти большое красивое дерево?

Давайте с вами сами посадим дерево из однокоренных слов, с корнем САД. Я буду называть значение слова, т.е. его толкование, а вы – называть мне слово.

(6 слайд: Дерево с корнем САД)

- Участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словом САД)

- Работник, занимающийся уходом за садом;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словомСАД, САДОВНИК)

- Специалист, разводящий сад;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД)

- Место, на котором посажены растения, а также сами посаженные растения;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА)

- Выкопав растение, посадить его в другое место;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ)

- Небольшой садик, цветник перед домом;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК)

- Цветок растущий в саду;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ)

- Молодые растения, выращенные специально для пересадки на другое место;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словамиСАД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА)

- Закапывать корнями в землю или сеять для выращивания;

(6 слайд: Дерево с корнем САД, словами САД, САДОВНИК, САДОВОД, ПОСАДКА, ПЕРЕСАДИТЬ, ПАЛИСАДНИК, САДОВЫЙ, РАССАДА, САДИТЬ)

(7 слайд: ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными.)

2) ЗАДАНИЕ 2.

Учитель. Ребята, посмотрите в наш сад кто-то пришел.

(8 слайд: Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница)

Давайте послушаем, о чём они говорят.

- Я Гусь, это – Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

- Я ваша тётя – Гусеница.

(8 слайд: Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница

Задания: Найдите слова с корнем гус-. Как называются такие слова? Относится ли к ним слов гусеница? Докажите, указав значение однокоренных слов)

3) ЧЕРЕДОВАНИЕ

Учитель. Ой, посмотрите, здесь ни только, Гусь, Гусыня, гусята и Гусеница, но ещё и ребята пришли погулять.

Петя дёрнул за ухо Андрюху.

Тот как крикнет:

- Не тронь моё ухо!

А Лариска с проказником Борей

Потянули за ухо другое!

Стал Андрюшка ужасно не в духе:

- Что сказал я. – Не тронь мои ухи!

Засмеялись Лариса с Танюшей:

- Говорить надо правильно – УШИ!

Прояви здесь, Андрейка, вниманье!

Происходит тут ЧЕРЕДОВАНЬЕ!

(9 слайд: Корни с чередованием(Изображения детей)

(10 слайд: Корни с чередованием)

(11 слайд:-ух- -уш-: ухо, уши)

(12 слайд:-лет- -лёт-: летит, самолёт)

(13 слайд:-бег- -беж-: бегут, бежит)

(14 слайд:-снег- -снеж-: снег, снежинка)

4) ФИЗМИНУТКА

Если вы услышите однокоренные слова, с корнем -снег-, или.

-снеж-, хлопните в ладоши.

Проплясали по снегам

Снежные метели.

Снегири снеговикам

У заснеженной реки,

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

А в завьюженных лесах –

Снежные палаты.

На сверкающих кустах –

Снежные халаты.

Скрипнут лыжи на бегу

В белом Снегограде,

Впишут синюю строку

В снежные тетради.

5) Работа в группах

Учитель. У вас на партах лежит по одному листочку, на которых написаны корни слов.

(15 слайд: Изображение листочков)

Учитель. Ваша задача: написать как можно больше однокоренных слов. Итак, на одном листке корень -лет-, на другом –

-бег-. Время пошло.

Примерные однокоренные слова:

Вылет

Полёт

Перелёт

Отлёт

Лететь

Летать

Лётчик

Самолёт

Недолёт

Бегунья

Беглец

Беглянка

Бегун

Побег

Забег

Пробег

Разбег

Бегущий

6) Проверка задания. Рефлексия (Сигнальные карточки)

Учитель. Сейчас один учащийся от каждой группы зачитывает слова, которые они записали, а ребята из других групп оценивают правильность выполнения задания. Если правильно – зелёная карточка, если не правильно – красная, с жёлтой молнией.

V. Итог урока

Учитель. Мы познакомились с однокоренными словами. Итак, какие слова называют однокоренными словами?

(16 слайд: ВЫВОД: Слова, которые имеют один и тот же корень и одинаковое значение, называются однокоренными )

Учитель. Встаньте, пожалуйста. Давайте проверим как вы поняли тему нашего урока.

Если я назову пару однокоренных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются однокоренными словами – вы присядете. (17 слайд)

Постарайтесь сосчитать, сколько пар однокоренных слов будет названо. (6 пар.)

Лес – лесник, стена – потолок, кот – котик, сад – садовый, дом – домашний, дом – дым, поле – полюшко, гриб – грибной, обед – стол, стул - кресло.

Проверка (18 слайд)

VI. Домашнее задание (19 слайд) Подберите однокоренные слова с корнем, указанным в карточке. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

t1589885705aa.jpg

Тип урока : урок открытия нового знания

формировать умения: находить корень в словах, однокоренные слова при выполнении упражнений;

закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова и включить их в общую систему знаний и умений;

формировать умение планировать свою деятельность.

Развивающие: развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи , контроль и самоконтроль.

Воспитательные: в оспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу; стремление к познанию нового.

Планируемые результаты:

1. Регулятивные : принимать и сохранять учебную цель, планировать собственную деятельность по ее достижению, отбирать средства и способы ее выполнения, осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.

2. Коммуникативные: взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебных задач и проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию

3. Познавательные: осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики, ориентироваться в различных источниках информации (словарь)

4. Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.

Дидактическое и техническое оснащение : презентация, проектор, компьютер, карточки для работы в парах, рисунок дерева, карточки со словами, толковые словари, материалы для рефлексии (светофорики).

Длительность : 45 минут

Литература, использованная при подготовке к уроку:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]:/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – 06. 10. 2009 (с изменениями на 15. 05. 2015.). - № 373.- 41 с.

Желтовская, Л. Я, Калинина, О. Б. Русский язык: 2 класс. 1 часть. Учебник [Текст] / Л. Я. Желтовская. – М: Астрель, 2017.- 146 с.

Характеристика этапов урока

Этап урока, время

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Метапредметные

1. Ценностно-мотивационный

Создать мотивационную установку на предстоящую деятельность

Словесный метод (художественное слово)

-Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок Начинается урок. К нам без опоздания Приходи, старание.

Помоги нам потрудиться:

Мы пришли сюда учиться.

- Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по городам страны Знаний.

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

К - слушать учителя и других учащихся.

2. Актуализация знаний

Упражнять в применении знаний о правописании имён существительных (словарных слов)

Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа ( устное проговаривание); практический метод (упражнение); взаимоанализ и взаимооценка

1 вариант. Осина, алфавит, лопата, Отчизна, телефон, сорока, колбаса.

2 вариант. Мороженое, молоко, снегирь, директор, бетон, сметана, сковорода.

Сначала 1 вариант диктует слова 2 варианту. 2 вариант записывает слова в тетрадь. Затем 2 вариант диктует слова 1 варианту. 1 вариант записывает слова в тетрадь.
Проверяют друг у друга правильное написание слов, сверяя с эталоном.

Презентация, компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки со словами для каждой пары.

Закрепление знаний о правилах

правописания имён существительных

К- взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем

Л- положительное отношение к предмету;

-умение оценивать успехи;

-умение признавать ошибки.

- оценка результатов учебной деятельности

3. Выявление затруднения

Словесный (объяснение), метод языкового анализа( устное проговаривание), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм)

1.Жир, жизнь, чулан, житель, пружина.

2.Ира, Москва, одуванчик, Иванов, Петров.

3.Смелый, дружелюбный, храбрый, отважный.

- Нет. Не знаем лишнее слово в 4 группе слов (постановка проблемы)

Записи на доске

- овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка

П - осознанное построение речевого высказывания

- поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики

Л- - учебная мотивация.

- положительное отношение к предмету;

- умение оценивать собственную деятельность;

4. Разработка проекта по выходу из создавшегося затруднения

Совместное целеполагание и планирование

Словесный (объяснение, беседа) метод

- А чтобы узнать, что объединяет эти слова и какое лишнее, мы ответим с вами на вопрос - что общего между словом и деревом? Вспомните и назовите, из каких частей состоит дерево. - А без какой самой главной части растения не смогли бы выжить, эта часть питает растение удерживает его в земле? - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись. И как же она называется? Где мы можем об этом узнать?

-Как называется главная часть слова?

- Значит тема нашего урока - корень слова. Ребята, а как вы думаете, какие вопросы можно рассмотреть в этой теме?

- Корень, ствол, крона: ветви с листьями.

- В учебнике (дети открывают страницу 83 учебника)

-Что такое корень слова? - Роль корня в слове? - Как выделить корень в слове?

К -взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебной задачи,

Р- принятие и сохранение учебной цели, планирование собственной деятельности по ее достижению

Л- - положительное отношение к предмету;

5. Реализация выбранного проекта по разрешению затруднения.

Словесный (объяснение, беседа), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм)

- Ребята, как вы думаете, как же можно назвать эти оставшиеся слова, у которых одинаковый корень и похожее значение? Кто они друг другу? - Правильно. У нас у всех есть мама, папа, братья, сёстры. В семье родственники похожи друг на друга. Семьи бывают разные: большие и маленькие. В одной семье три человека, у кого - то шесть. А есть и большие семьи, где десять и более человек. В русском языке тоже есть родственники. Это родственные слова. Их еще называют однокоренными. Эти слова похожи друг на друга. – Сформулируйте определение родственных (однокоренных) слов.

- Корень – это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение слов.

Читайте также: