Конспект на тему слово

Обновлено: 06.07.2024

Учиться определять лексическое и грамматическое значения слова самостоятельно и при помощи толкового словаря.

личностные: формирование мировоззренческих понятий

предметные: узнать, что такое лексикология, лексическое и грамматическое значение слова; самостоятельно и при помощи толкового словаря определять ЛЗ слова.

ознавательные: умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности;

коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью;

Вступительное слово учителя:

Всему название дано

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами. (А. Шибаев)

Ребята, как думаете о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О словах )

Цель урока: узнать что такое слово, научиться определять лексическое и грамматическое значения слова.

1 Изучение новой темы.

Любой язык состоит из множества слов. Изучать язык, не изучая слов, нельзя. Что же такое слово?

Давайте откроем книги, параграф 55, страница 218, познакомимся с понятием слово.

1.Слово – это единица языка, которая называет понятия, предметы, лица, действия, состояния, признаки, оценки.

Учебник, ручка, тетрадь что называют? (Предмет)

Чистый, новый, лохматый? (Признак предмета)

Читать, слушать, бегать? (Действие)

2. Слово состоит внешней оболочки и внутренней оболочки.

Что такое внешняя сторона слова? (звуковой состав, на письме буквы)

А внутренняя сторона слова – это значение, смысл слова.

3. Слово имеет лексическое и грамматическое значение.

Разные слова имеют разные лексические значения. Лексические значения слова раскрывают словари. Пример: Сосна- хвойное дерево с длинными иглами.

Грамматическое значение слова сосна – имя существительное, женский род, единственное число, именительный падеж.

2. Закрепление изученной темы.

Попробуем определить слово по их лексическому значению.

Упражнение 314. Монолог, фантастика, летопись, басня, фонетика, алфавит, проталина, туман, снегурочка, солнце.

Запишите ответы в тетрадь, укажите их грамматические значения.

3. Физкультминутка.

Давайте отдохнём немножко.

Задание. Угадайте слово по его описанию и изобразите, при этом нельзя разговаривать. Все встаём и слушаем меня внимательно.

Шляпка на ножке.

Собачья радость. Кость – фонетический разбор слова.

4 Проверка усвоенного материала.

Кроссворд по изученной теме.

1. Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка.

2. Все слова русского языка.

3. Что означает слово, как оно пишется или произносится, когда его употребляют - ответы на эти вопросы дают …

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок был реализован в соответствии с сестемно-деятельностным подходом.

Конструкт урока русского языка

Студентки группы 36

Даниловой Анастасии Алексеевны

Дата: 22.03.19

УМК: Школа России

ФИО учителя класса: Мишурова Оксана Викторовна

ФИО методиста: Подкорытова Диана Дмитриевна Подпись ____________________

Тема урока: Слово

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся проявляют интерес к уроку русского языка, демонстрируют умение работать с учителем и сверстниками, осуществляют рефлексивную самооценку.
Метапредметные: демонстрируют регулятивные УУД (умение принимать и сохранять цель и учебную задачу; выполнять действия по намеченному алгоритму, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника); коммуникативные УУД (умение полно и точно выражать свои мысли в устной форме соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); познавательные УУД (общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).
Предметный: обучающиеся демонстрируют знания о роли слов в речи, умеют вычленять слова из текста и составлять предложения с помощью опорных слов.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся интерес к уроку русского языка, умение работать с учителем и сверстниками и умение осуществлять рефлексивную самооценку.

Развивающая: способствовать развитию регулятивных УУД (принимать и сохранять цель и учебную задачу; выполнять действия по намеченному алгоритму, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника); коммуникативные УУД (полно и точно выражать свои мысли в устной форме соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка); познавательных УУД (общеучебные: поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности).

Образовательная: познакомить обучающихся с ролью слов в речи; научить вычленять слова из текста, составлять предложения с помощью опорных слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная – формировать знания обучающихся о разных значениях слов, привлечение внимания обучающихся к многозначным словам.

Развивающая – развивать у обучающихся речь, воображение, мышление, развивать интерес к самостоятельной деятельности с целью поиска нужной информации, развивать умение высказывать своё предположение на основе изучаемого материала

Воспитательная – содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Планируемые результаты:

А) Предметные – научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем

Б) Метапредметные:

Регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

В) Личностные –мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха ,формирование самоуважения и самопонимания

- расширить круг знаний, полученных в начальной школе.

- развитие речи и творческого мышления обучающихся;

- формирование познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД в процессе выполнения заданий.

Тип урока: комбинированный, обобщающий.

Форма урока: игра.

Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Возрастная категория: 5 класс

Вид урока: урок-игра

Средства наглядности: — раздаточный материал, зрительная наглядность – презентация к уроку, ответы на раздаточный материал на интерактивной доске.

Оборудование: доска, словари, карточки с заданиями, ноутбук, проектор.

Используемые образовательные технологии: компьютерная презентация к уроку.

  1. Вступительное слово учителя с компьютерной презентацией. Поэты о силе слова. Материал презентации:

1.Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

2.Слова бывают разные – то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения и слово – удушения.

Есть трезвые и пьяные, лукавые туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить.

Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая.

Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости.

Поэт, тебе назначено засеять душу зернами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

3.Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся и знаний, полученных в начальной школе. Фронтальный опрос.

1. Для чего нам служат слова? Слова называют предметы, признаки, действия, количества.

2. Что такое лексика? Заглянем в этимологический словарь.lexis – слово. Все слова языка.

3. Что такое лексикология? В 19 века из фр. языка. Греч. leksikon + logos (наука). Раздел науки о языке, изучающий слово.

4. Что такое лексическое значение слова – то, что это слово значит.

5. Что такое грамматическое значение слова? Возьмем словосочетание ПОСЛЕ СНЕГОПАДА (запись на доске). Каково его лексическое значение? Снегопад – выпадение снега. Каковы признаки слова снегопада? (сущ. , м.р., р.п., ед.ч.).

Составление словосочетаний (включение интерактивной доски, где выведены данные слова). Дети составляют словосочетания, позволяющие понять значение слова.

Освоить технику, усвоить урок.

Хозяйственный человек, хозяйский кот.

Сказать здравицу в честь именинника. Здравница у моря.

Зачинатель хорошего дела. Зачинщик драки.

Понятная тема. Понятливый ученик.

Кто ты, наперсник непонятный? (поверяющий тайны, от слова перси – грудь, плакать на груди, плакаться в жилетку.

Где мы искали ответы на эти вопросы?

Работа со словарями.

Слова из произведения С.А.Пушкина устаревшие, давно вышедшие из употребления, а всегда ли мы знаем значения слов, которые встречаются в современной литературе.

Кто такой консерватор?

Что такое субкультура?

Что такое неологизм?

4. Заключительный этап урока. Групповая работа. Для выполнения упражнений по русскому языку нам часто надо уметь определять лексическое значение слова. Давайте определим, какая из групп умеет делать это быстро и правильно.

а) Решение кроссвордов. (Безударная проверяемая гласная в корне слова). Правильное решение выводится на экран. Проводится самопроверка решенных кроссвордов. Выносится количество ошибок.

Од..брять согл. шение

Укр..плят. поп. лнение

Р..звиться опр. вдание

Руб..жи изв. щение

Об..дрять осн. вной

Сокр..тить подк. вать

Угр. жать созр. вать

Для того чтобы нас хорошо понял собеседник, мы должны четко и ясно выражать свои мысли, правильно подбирать слова.

б) Замените выделенной слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните замену.

  1. Мы пересаживали рассаду в землю. 2. Невдалеке от стада овец седел пастух. 3. После оттепели снова ударил мороз и на снегу образовалась ледяная корка. 4. Ребята забрели с самую гущу леса. 4. В лунные ночи зайцы пробираются в сад и грызут кору. 5. Из-под ног разбегались быстрые ящерицы.
  2. 1. грунт. 2. отары, чабан. 3. чащу. 4. гложут. 5. юркие.

Обратная работа со словом.

1. Большой, бесформенный кусок земли, льда (глыба). 2. Занимающий много места, слишком большой (громоздкий). 3. Внезапно и с силой раздаться, загреметь (грянуть). 4. Крайне усталый, утомленный (изнуренный) 5. Терять силы, ослабевать (изнемогать) 6. Светиться прерывистым светом (мерцать) 7. Выделанная овечья шкура (овчина) 8. Легко перелетать с места на место ( порхать). 9. Человек одного возраста с кем-то (ровесник, сверстник).

4.Заключительное слово учителя. Вывод по работе групп и индивидуальной работе. Выставление оценок.

5. Домашнее задание. Слова обманки.

Что такое изморось, а изморозь? Чтобы правильно объяснить, надо знать, как пишется. В русском языке очень часто значение и правописание связаны друг с другом. Вспомним слова из нашего словарика, для правописание которых нужно знать их значение и правильно подбирать однокоренные слова. Запишем в тетради дома от 3 до 5 пар таких слов с определением их значения.

Читайте также: