Обж наводнение 7 класс конспект

Обновлено: 01.07.2024

Мы уже отметили, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространёнными и часто повторяющимися из них являются наводнения.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

На территории России наводнения угрожают почти 40 городам и нескольким тысячам других населённых пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5—10 лет до одного раза в 15—20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2—3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других).

Что такое наводнение?

Наводнение — это значительное затопление местности в результате подъёма уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде. Возникают наводнения вследствие обильного и сосредоточенного притока воды при таянии снега и ледников, длительного выпадения интенсивных дождей в бассейнах рек, загромождения русел рек тающим льдом (заторов) или закупоривания русел реки внутренним, вновь образующимся льдом (зажор), нагона воды ветром в морских устьях рек.


Одно из многочисленных наводнений в Санкт-Петербурге

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется розливом реки, озера или водохранилища.

Виды наводнений

    Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.

Затор — это скопление льда в русле реки, ограничивающее её течение. Заторы образуются обычно в конце зимы и в весенний период при вскрытии рек. Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш).

Зажор — это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. Зажор возникает из-за скопления в русле реки рыхлого льда и небольших льдин и вовлечения его под кромку образовавшегося ледяного покрова, что препятствует свободному течению воды и вызывает подъём уровня воды в реке вверху по её течению. По частоте зажорных наводнений и величине подъёма воды отмечаются реки Ангара и Нева.

Все вышеперечисленные виды наводнений в зависимости от их масштаба и наносимого материального ущерба подразделяются на низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.

Низкие (малые) наводнения наблюдаются в основном на равнинных реках. Частота их повторения примерно один раз в 5—10 лет. Эти наводнения наносят незначительный материальный ущерб и почти не нарушают жизни населения.

Высокие (большие) наводнения сопровождаются значительным затоплением, охватывают большие участки речных долин и нарушают жизнедеятельность населения. В густонаселённых районах наводнения нередко приводят к необходимости частичной эвакуации людей и наносят ощутимый материальный ущерб. Частота повторения больших наводнений примерно один раз в 20—25 лет.

Выдающиеся наводнения вызывают затопление обширных территорий, парализуют хозяйственную деятельность населения, наносят большой материальный ущерб. При этом возникает необходимость массовой эвакуации населения из зоны затопления. Такие наводнения отмечаются примерно один раз в 50—100 лет.

Катастрофические наводнения вызывают затопление обширных территорий в пределах одной или нескольких речных систем. В зоне затопления полностью парализуется жизнедеятельность человека. Такие наводнения приводят к огромным материальным убыткам и гибели людей. Отмечаются они примерно один раз в 100—200 лет.

Масштабы последствий наводнения зависят от высоты и продолжительности стояния опасных уровней воды, скорости водяного потока, площади затопления, времени года и плотности проживания населения на затопляемой местности.

Это интересно

История знает немало примеров катастрофических наводнений.

Картину самого древнего из них удалось восстановить по данным археологических исследований.

Было установлено, что Чёрное море 12 000 лет назад представляло собой пресноводное озеро, а 7500 лет назад из-за глобального потепления на Земле, таяния ледников и поднятия уровня воды в Мировом океане оно было заполнено водами Средиземного моря и превратилось в солёное Чёрное море.

Современные американские геологи В. Питман и В. Райн, собрав воедино все известные науке факты о происшедшем прорыве океанических вод 7,5 тысяч лет назад, сумели воспроизвести картину гидрологической катастрофы.

Воды Средиземного моря ринулись в проход между Азией и Европой. Около года в этом месте вода низвергалась с высоты 120 м. Озеро, превращенное в Чёрное море, вышло из берегов и затопило почти сто тысяч квадратных километров земли, главным образом северо-западное побережье. Рядом с Чёрным морем образовалось новое, Азовское море. На востоке воды подошли к подножиям Кавказского хребта. Не меньше трёхсот дней стремились воды через долину, где теперь находится пролив Босфор, соединяющий Чёрное и Мраморное моря. Каждый день через неё протекало 50 кубических километров воды, и уровень Чёрного моря каждые сутки поднимался на 15 сантиметров.

На северном и западном побережьях Чёрного моря катастрофа приняла трагический характер. За каждые сутки вода здесь продвигалась на 400 м. Здесь была затоплена большая площадь земли.


Всемирный потоп. Гибель всего живого. Гравюра Гюстава Доре

Смертельная опасность вынудила людей стремительно уходить с насиженных мест, вызвав тем самым мощное движение человеческих масс. Спасшиеся от потока люди навсегда запомнили ужасные дни и ночи бегства от мчавшейся за ними воды.

Эта катастрофа, возможно, была отождествлена впоследствии с описанным в Библии Всемирным потопом.

Проверьте себя

  1. Дайте определение природному явлению наводнение.
  2. Перечислите основные виды наводнений.
  3. Какие природные явления гидрологического происхождения могут вызвать наводнения?

После уроков

В дневнике безопасности приведите примеры наводнений в Российской Федерации, которые произошли по различным причинам (половодье, паводок, нагонные ветры). Укажите их последствия и мероприятия по защите населения. Примеры можно подобрать с помощью Интернета и средств массовой информации.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока ОБЖ класс 7 дата Тема урока 14 Наводнения. Виды наводнений и их причины.

Цель урока: познакомить учащихся с опасным природным явлением гидрологического происхождения — наводнением, с видами наводнений и причинами их возникновения.

Контроль знаний учащихся
Охарактеризуйте стихийные бедствия – ураганы,бури и смерчи, причины их возникновения, возможные последствия.

Чем обусловлена разрушительная сила ураганов, бурь и смерчей?

Как измеряется сила ветра?

Что собой представляет смерч как метеорологическое явление?

Какую опасность представляет смерч для жизни человека?

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

2. Основная часть

Наводнение – это затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов, при заторах, зажорах, прорывах плотин. (слайд 3) .

Основные причины наводнений: (слайд 7)

Интенсивные и продолжительные ливни.

Прорыв внутриледниковых озер.

Подводные землетрясения и извержения вулканов.

В зависимости от причин различают несколько видом наводнений (Слайд 8)

Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья ( Слайд 9)

Половодье – периодически повторяющийся относительно продолжительный подъем уровня воды в реках, вызываемый обычно весенним таянием снега на равнинах или дождевыми осадками, а также весеннее – летним таянием снега в горах; его следствием является затопление низких участков местности.

2. Наводнения формируемые за счет паводка. (слайд 10)

Паводок – интенсивный сравнительно кратковременный подъем уровня воды в реке, вызываемый обильными дождями, ливнями, иногда быстрым таянием снега при зимних оттепелях.

3. Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки . (слайд 11)

Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях и излучинах русла реки, стесняющее течение и вызывающее подъем уровня воды в месте скопления льда и некоторых участков выше него (слайд 12)

Зажор – скопление рыхлого ледового материала во время ледостава (в начале зимы) в сужениях и излучинах русла реки, вызывающее подъем уровня воды на некоторых участках выше него. (Слайд 13)

4 . Наводнения связанные с ветровым нагоном на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек. ( Слайд 14)

Ветровой нагон – подъем уровня воды, вызванный воздействием ветра на водную поверхность, случающийся обычно в морских устьях крупных рек, а также на ветровом берегу больших озер, водохранилищ и морей.

Все выше перечисленные виды наводнений в зависимости от масштаба и наносимого материального масштаба подразделяются на следующие: (слайд 16)

Низкие (малые) – на равнинных реках, 1 раз в 5-10 лет. (слайд 17)

Высокие – сопровождаются значительным затоплением территорий и охватывают большие земельные участки речных долин и низин, 1 раз в 20-25 лет. ( слайд 18)

Выдающиеся – охватывают речные бассейны, 1 раз в 50-100 лет. (слайд 19)

Катастрофические – охватывают до нескольких речных систем, 1 раз в 100-200 лет. (Слайд 20).

Запись основных моментов в тетради.

3.Закрепление

(Слайд 23-24).

1.Дайте определение наводнению.
2. Перечислите основные виды наводнений.
3. Перечислите природные явления гидрологического происхождения, которые могут вызвать наводнения

Тема урока: Защита населения от последствий наводнений. Цель урока: Познакомить учащихся с основными мероприятиями по защите населения от последствий наводнений.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_obzh_v_7_klasse.docx 17.02 КБ
prezentatsiya_obzh.ppt 2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Защита населения от последствий наводнений.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными

мероприятиями по защите населения от последствий

Урок проводится согласно календарно – тематического планирования по программе для общеобразовательных школ под редакцией А. Т. Смирнова

2009 года. Предыдущая тема : Наводнения, виды наводнений и их причины.

На уроке используется:

Учебник ОБЖ : 7 кл.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под общ. ред. А. Т. Смирнова. 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010

Приложение из слайдов презентации разработана и создана автором методической разработки урока преподавателем – организатором ОБЖ – П. А. Панарин.

ТАВС (технические аудио – видео системы) : интерактивная доска, ноутбук, проектор, экран.

Тема урока: Защита населения от последствий наводнений.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными мероприятиями

по защите населения от последствий наводнений.

I. Организационный момент : (готовность к уроку, доклад дежурного) (2 мин.)

II. Опрос домашнего задания : (15 мин.)

Проверочная работа в виде тестов.

(оценка работы – самооценка) (слайд №13)

III. Основная часть урока: (26 мин.)

В России ежегодно затапливаются обширные территории. Площадь затапливаемых зон в целом по стране составляет около 15 млн га. Численность населения, проживающего на этих территориях, около 4,5 млн человек. (слайд №14)

Защита населения от последствий наводнений включает в себя комплекс следующих мероприятий. (слайд №16)

Осуществляется прогнозирование наводнений. При прогнозировании стремятся выявить возможные зоны катастрофических затоплений. Для прогноза обстановки используются данные, полученные с помощью наземных и спутниковых средств. (слайд №17)

На основании прогнозов осуществляются долговременные способы защиты от катастрофических затоплений и принимаются меры по снижению их последствий. (слайд №18)

Наряду с общими долговременными способами защиты населения от последствий наводнений проводятся и сезонные конкретные мероприятия, к которым относятся весенние противопаводковые мероприятия. (слайд №19)

Многие населённые пункты и экономические объекты расположены в поймах рек, где разлив при весеннем таянии снега происходит из года в год. Для обеспечения безопасности населения, живущего в этих местах, проводится своевременная отсыпка дамб, поддерживаются в рабочем состоянии существующие дамбы, укрепляются берегозащитные сооружения, организуется предупреждающий подрыв льда, особенно в местах расположения мостов. Проводится проверка гидротехнических сооружений и шлюзов, осуществляется профилактический сброс воды из водохранилищ.

В связи с постоянно повторяющимися наводнениями, вызываемыми весенними половодьями, принимаются меры по инженерной защите от затоплений. (слайд №21)

Однако необходимо отметить, что система профилактических мер по различным причинам не всегда гарантирует полное исключение чрезвычайной ситуации на той или иной территории, связанной с наводнением. В этом случае вступает в действие система проведения спасательных и других неотложных работ в районе чрезвычайной ситуации.

17 мая в 24.00 Ленск полностью был залит водой, все здания были затоплены в среднем до уровня первого этажа. К утру 18 мая уровень воды в реке Лене поднялся до высоты 20 м 12 см. Сапёры и авиаторы постоянно проводили подрыв ледового затора, но только 18 мая им удалось пробить многокилометровую ледовую пробку – вода начала убывать.

В период чрезвычайной ситуации в Ленске была проведена срочная эвакуация жителей, практически все женщины и дети были вывезены из своих домов в безопасные места. Жителей города на лодках и вертолётах спасатели доставляли на расположенную севернее города гору Шаман, где был развёрнут палаточный городок. Позже часть эвакуированных жителей с горы Шаман автоколоннами была вывезена в город Мирный.

Все спасатели и специалисты МЧС работали в эти тяжёлые дни практически без отдыха. По итогам выполненных работ спасательную операцию в Республике Саха (Якутия) по праву можно отнести к уникальной по количеству привлечённых сил РСЧС и высокому уровню организации работ, что позволило не допустить больших человеческих жертв (в Ленске во время наводнения погибло 7 человек) .

Таким образом, для защиты населения от последствий наводнений в рамках Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) предусмотрены и осуществляются профилактические и оперативные меры (прогноз возникновения наводнения и его последствий для населения, оповещение населения об угрозе наводнения, эвакуация населения, инженерная защита, проведение спасательных и других неотложных работ в районе наводнения и ряд других мероприятий). (слайд №23)

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что каждый человек должен и сам позаботиться о своей безопасности при угрозе возникновения и во время наводнения. Для этого необходимо хорошо знать рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения при наводнении.

Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе.

Цель урока: ознакомить обучающихся с причинами наводнений, их видами и последствиями.

на доске: географическая карта мира, физическая карта России, карта Тамбовской области, мультимедийный экран, мультимедийный проектор.

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Проверка усвоения предыдущего урока – 10 минут
  3. Объяснение нового материала – 30 минут
  4. Подведение итогов урока и ознакомление с домашним заданием – 3 минуты.

Опережающее задание : найти информацию о наводнении в регионах России и о наводнениях, описанных в литературных произведениях.

/ Ученики выполняют тестирование /

Вы уже знаете, что поверхность нашей планеты более чем на 2/3 занимает вода. Это моря, океаны, ледники и озера, реки, пруды и водохранилища. Вода на Земле находится в постоянном круговороте, движимая силой солнечной энергии и силой тяжести. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана, поступает в атмосферу и переносится ветрами на большие расстояния, а затем выпадает на поверхность Земли в виде дождя или снега.

Выпавшие осадки питают влагой все живое и подпитывают ручьи и реки, которые несут свои воды в Мировой океан, замыкая круговорот воды.

Мы уже отметили, что в процессе круговорота воды в природе могут возникнуть опасные явления гидрологического характера. Наиболее распространенными и часто повторяющимися являются наводнения.

По данным МЧС России, наводнения по повторяемости, площади распространения, суммарному среднегодовому ущербу занимают первое место в России среди известных стихийных бедствий. По числу человеческих жертв они занимают второе место после землетрясений.

Наводнение - это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище или море, наносящее материальный ущерб экономике, социальной сфере и природной среде.

Учитель: На территории России наводнения угрожают почти 450 городам и нескольким тысячам других населенных пунктов. Повторяемость наводнений в среднем колеблется от одного раза в 5 - 10 лет до одного раза в 15 - 20 лет. Но есть города, где наводнения наблюдаются один раз в 2 - 3 года (Уфа, Орск, Курск и ряд других). Регионами в нашей стране, где негативное проявление наводнений наиболее очевидно, являются бассейны рек Уссури, Иман, Зея и др. / Показать на карте /. В нашей области чаще всего наводнения бывают в Моршанском районе, в бассейне реки Цны и её притоков. / Показать на карте Тамбовской области /.

Затопление водой местности, которое не сопровождается ущербом окружающей среде, называется разливом реки, озера или водохранилища.

Учитель: Наводнения могут быть вызваны различными причинами. По причинам возникновения наводнения различают:

1. Наводнения, связанные со стоком воды во время половодья.

Половодье - это ежегодно повторяющееся в один и тот же сезон увеличение объема воды в реке, которое сопровождается выходом ее вод из берегов и затоплением поймы реки. /Слайд №2/

Учитель: Половодье равнинных рек в местах с умеренным климатом вызывается весенним снеготаянием ( весеннее половодье ). Это явление можно наблюдать и в местности, где мы живём.

Половодье на реках, берущих начало высоко в горах, вызывается таянием снега и ледников в летнее время ( летнее половодье ). Этот вид наводнений отличается значительным и довольно длительным подъемом уровня воды в реке.

Учитель: 2. Наводнения, формируемые за счет паводка.

Дайте определение паводка. /Ученик зачитывает определение/

Паводок - это стремительное, кратковременное и непериодическое поднятие уровня воды, возникающее в результате быстрого таяния снега, ледников, обильных дождей. /Слайд №3/

Учитель: Значительный паводок может вызвать наводнение. Этот вид наводнения характеризуется интенсивным, сравнительно кратковременным подъемом уровня воды.

Учитель: 3. Наводнения, вызываемые большим сопротивлением, которое водный поток встречает в русле реки.

Они происходят при заторах и зажорах льда в реке.

Затор – нагромождение льдин во время весеннего ледохода в сужениях русла реки. /Слайд №4/

Учитель: Чаще всего заторы образуются на реках, текущих с юга на север (Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Иртыш). / Показать реки на карте /

/Ученик зачитывает определение зажора/

Зажор - скопление в русле реки рыхлого льда и небольших льдин во время ледостава в сужениях реки, которое вызывает подъем уровня воды в реке выше её русла. /Слайд №5/

Учитель : Это явление, сходное с затором льда, но оно наблюдается на реках в начале зимы. Зажоры образуются на реках в период формирования ледяного покрова. По частоте зажорных наводнений и величине подъема воды отмечаются реки Ангара и Нева. / Показать реки на карте /

Учитель: 4. Наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек.

/Ученик зачитывает определение ветрового нагона

Ветровой нагон – подъём уровня воды вследствие действия ветра на поверхность воды. /Слайд №6/

Учитель: Такие наводнения возникают на наветренном берегу водоема, когда под воздействием на водную поверхность сильного ветра уровень воды поднимается. В городе Санкт - Петербурге такие наводнения бывают по нескольку раз в год. В чём же причина? Ленинград, а именно так назывался этот город раньше, находится на реке Неве при её впадении в Финский залив и на островах невской дельты. Выборгская сторона города находится на высоте от 5 до 10 метров над уровнем моря. Но большая часть города лежит в самом низком месте невской дельты на высоте от 1,2 метра до 2 метров. При сильных западных ветрах, которые задерживают сток воды из Невы в море, случаются наводнения. Наводнения здесь возникают во все времена года, в том числе и зимой, но самые опасные бывают осенью. Наиболее значительные наводнения были в ноябре 1824 года ( 421 см выше ординара ) и в сентябре 1924 года (369 см выше ординара).

Для защиты города Санкт - Петербурга от нагонных наводнений построена дамба, соединяющая остров Котлин с берегами Финского залива.

Учитель: Все вышеперечисленные виды наводнений в зависимости от их масштаба и наносимого материального ущерба подразделяются на низкие, высокие, выдающиеся и катастрофические.

Сейчас вы заполните таблицу, которая у каждого из вас лежит на рабочем столе. Прочитав текст, вы должны будете для каждого вида наводнений указать их периодичность, чем они характеризуются и каковы их последствия. Эта таблица поможет вам при подготовке домашнего задания. /Слайд №7/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.

развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).

Читайте также: