Растворы концентрация растворов конспект
Обновлено: 03.07.2024
Цель урока: Сформировать умение выражать состав раствора через массовую долю растворенного вещества и определять состав раствора по массовой доле растворенного вещества. Научить применять полученные знания на практике, отработать навыки химического эксперимента.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к химии как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, наблюдать, делать выводы, формирование навыков химического эксперимента при строгом соблюдении правил техники безопасности; развитие у учащихся самостоятельности; внимательности.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, системно-деятельстный, лабораторно-практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: презентация, учебник, химическая посуда, весы, реактивы (вода, медный купорос, 9% раствор уксусной кислоты, 80% уксусная кислота) .
Основные понятия изучаемые на уроке: концентрированный и разбавленный растворы, массовая доля растворенного вещества.
Ключевые слова: растворы, растворенное вещество, растворитель, растворимость, насыщенные и ненасыщенные растворы, массовая доля растворенного вещества, молярность, нормальность, моляльность, мольная доля, титр, осмотическое давление, понижение давления пара над раствором, эбулиоскопическая постоянная, криоскопическая постоянная.
Раствор - это твердая, жидкая или газообразная гомогенная система, состоящая из двух или более компонентов (составных частей), относительные количества которых могут изменяться в широких пределах. Всякий раствор состоит из растворенных веществ и растворителя, т. е. среды, в которой эти вещества равномерно распределены в виде молекул или ионов.
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, т.е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом, называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить дополнительное количество данного вещества, ненасыщенным.
Концентрацию растворов можно выражать следующими способами:
1. Процентная концентрация по массе (ω, %) - число единиц массы (например, число граммов) растворенного вещества (mр.в.), содержащихся в 100 единицах массы (например, в 100 граммах) раствора (mр-ра):
ω= (mр.в.·100%)/mр-ра.Например, 15% раствор хлорида натрия – это такой раствор, в 100 г которого содержится 15 г NaCl и 85 г воды.
2. Молярность(См) - числомоль (n) растворенного вещества, содержащихся в 1 л раствора: См = n/V. Так, 2МH2SO4 обозначает раствор серной кислоты, в каждом литре которого содержится два моля H2SO4, 196 г.
3. Молярная концентрация эквивалента (нормальность)(СН):- число моль эквивалентов (nэкв) растворенного вещества, содержащихся в одном литре раствора: Так, 2н. H2SO4 означает раствор серной кислоты, в каждом литре которого содержится два эквивалента, т. е. 98 г H2SO4.
4. Моляльность(Сm) - число молей растворенного вещества, приходящихся на 1000 г растворителя. Так, 2m H2SO4 означает раствор серной кислоты, в котором на 1000 г воды приходится два моля H2SO4. Мольно-массовая концентрация раствора – моляльность, в отличие от его молярности, не изменяется при изменении температуры.
5. Мольная доля(Ni) - отношение числа молей данного вещества (n1) к общему числу молей всех веществ (n1, n2), имеющихся в растворе: N1=n1/(n1+n2).
Пользуясь растворами, концентрация которых выражена нормальностью, легко заранее рассчитать, в каких объемных отношениях они должны быть смешаны, чтобы растворенные вещества прореагировали без остатка:
СН1V1= СН2V2, где СН1, СН2 – молярные концентрации эквивалента (моль) растворенного вещества 1 и 2 соответственно; V1, V2 – объемы растворов (л) 1 и 2 соответственно. Таким образом, объемы растворов реагирующих веществ обратно пропорциональны их нормальностям.
Свойства растворов. Относительное понижение давления насыщенного пара растворителя над раствором равно мольной доле растворённого вещества (закон Рауля, 1887 г.): N2 = [(Pо - P) / Pо], где N2 - мольная доля растворённого вещества; P0 - давление насыщенного пара растворителя над чистым растворителем (кПа), P - давление насыщенного пара растворителя над раствором (кПа).
Односторонняя диффузия растворителя в раствор через полупроницаемую перегородку называется осмосом.Объём раствора в результате осмоса увеличивается, при этом возникает давление на стенки сосуда, в котором находится раствор. Это давление называется осмотическим(Pосм,, кПа): Pосм = i·См·R·T, где См – молярная концентрация, R – универсальная газовая постоянная, T – температура, К
Изотонический коэффициент i (коэффициент Вант-Гоффа) -поправочный коэффициент, отражающий увеличение числа частиц в растворах электролитов по сравнению с растворами неэлектролитов той же концентрации.
Криоскопия- физико-химический метод исследования жидких растворов нелетучих веществ, основанный на измерении понижения температуры замерзания раствора по сравнению с температурой замерзания чистого растворителя.Понижение температуры (Δtзам) замерзания раствора:
Δtзам = i·K·Cm, где К - криоскопическая постоянная растворителя -величина понижения температуры замерзания раствора, в котором содержится 1 моль растворенного вещества в 1 кг растворителя, Cm - моляльная концентрация раствора.
Эбуллиоскопия- метод изучения жидких растворов нелетучих веществ, основанный на измерении повышения температуры кипения раствора по сравнению с температурой кипения чистого растворителя. Повышение температуры кипения (Δtкип) раствора:Δtкип = i·E·Cm, где Е - эбуллиоскопическая постоянная (константа) растворителя—величина повышения температуры кипения раствора, в котором содержится 1 моль растворенного вещества в 1 кг растворителя. Изотонический коэффициент (i) связан со степенью диссоциации (α) электролита соотношением α =[(i - 1) / (k - 1)], где k — число ионов, на которые распадается при диссоциации молекула электролита (для KCl k=2, для ВаС12 и Na2SO4 k = 3 и т. д.).
Контрольные вопросы:
1. Из каких компонентов состоит раствор?
2. Какие растворы называются насыщенными?
3. Перечислите основные способы выражения концентрации растворов.
4. Что означают записи: 2,5 М NaOH, 0,1 н H2SO4?
Список рекомендуемой литературы:
1. Глинка Н.Л. Общая химия: учеб. пособие для вузов / Н.Л. Глинка. - М.: КНОРУС, 2009. - С. 217 - 236.
2. Коровин Н.В. Общая химия: учебник для технических направл. и спец. вузов - 7-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 204.
Е.А. Буйлова, Д.Р. Галиева
Ключевые слова: растворы, растворенное вещество, растворитель, растворимость, насыщенные и ненасыщенные растворы, массовая доля растворенного вещества, молярность, нормальность, моляльность, мольная доля, титр, осмотическое давление, понижение давления пара над раствором, эбулиоскопическая постоянная, криоскопическая постоянная.
Раствор - это твердая, жидкая или газообразная гомогенная система, состоящая из двух или более компонентов (составных частей), относительные количества которых могут изменяться в широких пределах. Всякий раствор состоит из растворенных веществ и растворителя, т. е. среды, в которой эти вещества равномерно распределены в виде молекул или ионов.
Раствор, в котором данное вещество при данной температуре больше не растворяется, т.е. раствор, находящийся в равновесии с растворяемым веществом, называют насыщенным, а раствор, в котором еще можно растворить дополнительное количество данного вещества, ненасыщенным.
Концентрацию растворов можно выражать следующими способами:
1. Процентная концентрация по массе (ω, %) - число единиц массы (например, число граммов) растворенного вещества (mр.в.), содержащихся в 100 единицах массы (например, в 100 граммах) раствора (mр-ра):
ω= (mр.в.·100%)/mр-ра.Например, 15% раствор хлорида натрия – это такой раствор, в 100 г которого содержится 15 г NaCl и 85 г воды.
2. Молярность(См) - числомоль (n) растворенного вещества, содержащихся в 1 л раствора: См = n/V. Так, 2МH2SO4 обозначает раствор серной кислоты, в каждом литре которого содержится два моля H2SO4, 196 г.
3. Молярная концентрация эквивалента (нормальность)(СН):- число моль эквивалентов (nэкв) растворенного вещества, содержащихся в одном литре раствора: Так, 2н. H2SO4 означает раствор серной кислоты, в каждом литре которого содержится два эквивалента, т. е. 98 г H2SO4.
4. Моляльность(Сm) - число молей растворенного вещества, приходящихся на 1000 г растворителя. Так, 2m H2SO4 означает раствор серной кислоты, в котором на 1000 г воды приходится два моля H2SO4. Мольно-массовая концентрация раствора – моляльность, в отличие от его молярности, не изменяется при изменении температуры.
5. Мольная доля(Ni) - отношение числа молей данного вещества (n1) к общему числу молей всех веществ (n1, n2), имеющихся в растворе: N1=n1/(n1+n2).
Пользуясь растворами, концентрация которых выражена нормальностью, легко заранее рассчитать, в каких объемных отношениях они должны быть смешаны, чтобы растворенные вещества прореагировали без остатка:
СН1V1= СН2V2, где СН1, СН2 – молярные концентрации эквивалента (моль) растворенного вещества 1 и 2 соответственно; V1, V2 – объемы растворов (л) 1 и 2 соответственно. Таким образом, объемы растворов реагирующих веществ обратно пропорциональны их нормальностям.
Свойства растворов. Относительное понижение давления насыщенного пара растворителя над раствором равно мольной доле растворённого вещества (закон Рауля, 1887 г.): N2 = [(Pо - P) / Pо], где N2 - мольная доля растворённого вещества; P0 - давление насыщенного пара растворителя над чистым растворителем (кПа), P - давление насыщенного пара растворителя над раствором (кПа).
Односторонняя диффузия растворителя в раствор через полупроницаемую перегородку называется осмосом.Объём раствора в результате осмоса увеличивается, при этом возникает давление на стенки сосуда, в котором находится раствор. Это давление называется осмотическим(Pосм,, кПа): Pосм = i·См·R·T, где См – молярная концентрация, R – универсальная газовая постоянная, T – температура, К
Изотонический коэффициент i (коэффициент Вант-Гоффа) -поправочный коэффициент, отражающий увеличение числа частиц в растворах электролитов по сравнению с растворами неэлектролитов той же концентрации.
Криоскопия- физико-химический метод исследования жидких растворов нелетучих веществ, основанный на измерении понижения температуры замерзания раствора по сравнению с температурой замерзания чистого растворителя.Понижение температуры (Δtзам) замерзания раствора:
Δtзам = i·K·Cm, где К - криоскопическая постоянная растворителя -величина понижения температуры замерзания раствора, в котором содержится 1 моль растворенного вещества в 1 кг растворителя, Cm - моляльная концентрация раствора.
Эбуллиоскопия- метод изучения жидких растворов нелетучих веществ, основанный на измерении повышения температуры кипения раствора по сравнению с температурой кипения чистого растворителя. Повышение температуры кипения (Δtкип) раствора:Δtкип = i·E·Cm, где Е - эбуллиоскопическая постоянная (константа) растворителя—величина повышения температуры кипения раствора, в котором содержится 1 моль растворенного вещества в 1 кг растворителя. Изотонический коэффициент (i) связан со степенью диссоциации (α) электролита соотношением α =[(i - 1) / (k - 1)], где k — число ионов, на которые распадается при диссоциации молекула электролита (для KCl k=2, для ВаС12 и Na2SO4 k = 3 и т. д.).
Контрольные вопросы:
1. Из каких компонентов состоит раствор?
2. Какие растворы называются насыщенными?
3. Перечислите основные способы выражения концентрации растворов.
4. Что означают записи: 2,5 М NaOH, 0,1 н H2SO4?
Список рекомендуемой литературы:
1. Глинка Н.Л. Общая химия: учеб. пособие для вузов / Н.Л. Глинка. - М.: КНОРУС, 2009. - С. 217 - 236.
2. Коровин Н.В. Общая химия: учебник для технических направл. и спец. вузов - 7-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2006. - С. 204.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Химия Дата:04.12.2018г. Урок №19 Класс:11
Тема: Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация.
1. Закрепить знания о, массовой доли растворенного вещества в растворе.
2. Закрепить знания и умения, учащихся при решении задач на проценты, совершенствовать навыки решения текстовых задач с помощью химических формул.
3. Сформировать навыки решения расчетных задач с применением молярной концентрации.
4. Воспитание мотивации к учению.
5. Развитие познавательного интереса к урокам химии.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: презентация, периодическая система Д.И.Менделеева, карточки с заданиями для учащихся.
Лабораторное оборудование и вещества: На столах учащихся: мерный цилиндр, лабораторные весы с разновесами, стеклянная палочка, химический стакан, колба с водой,
пробирка с солью (по вариантам).
I .Организация класса к учебной работе.
2. Организационный момент.
3. Создание комфортной доброжелательной обстановки в классе.
II . Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений в пробном действии
Организует повторение материала, изученного на предыдущем уроке и основных терминов, и понятий, необходимых для освоения нового материала.
Проверяется наличие у учеников выполненных письменных работ. Обсуждаются задания, которые вызвали затруднения
Фронтальная беседа с классом:
что такое дисперсные системы?
какими бывают дисперсные системы?
какими свойствами обладают дисперсные системы?
значение дисперсных систем.
1.Работа у доски.
Решение задачи на массовую долю растворенного вещества в растворе
Вычислите массу воды, которую нужно добавить к 50 г 20 %-ного раствора соляной кислоты, чтобы уменьшить её концентрацию до 10 %. Ответ укажите в граммах с точностью до целых.
Найдем массу кислоты:
пусть — масса воды, которую нужно добавить, тогда:
2. Работа с классом.
Учитель раздаёт на каждую парту лист с химическим диктантом /приложение 1/ и даёт такие комментарии:
– Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики кислорода помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока.(приложение 1)
– Я прошу вас продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те дети, кто получил положительную оценку. (Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель предложит им выполнить это задание ещё раз на следующем уроке).
III .Мотивация
На практике часто приходится иметь дело с растворами, имеющими строго заданное содержание в них растворенного вещества.
Во-первых, это приготовление различных лекарственных растворов. Если в аптеке случайно произойдет ошибка с количеством лекарства в его растворе, то последствия могут быть самыми плачевными.
Во-вторых, многие химические реакции проводят в растворах. И здесь ошибки могут приводить к печальным результатам. Например, если фотограф ошибется при растворении проявителя, то фотографии либо не проявятся, либо будут испорчены.
Другой пример: если залить в аккумулятор раствор, в котором содержание серной кислоты будет меньше или больше требуемого, то аккумулятор либо не будет работать, либо выйдет из строя
IV . Объяснение нового материала.
И сегодня вы должны
• расширить и систематизировать представления о способах выражения
• изучить новые способы выражения концентраций растворов;
• учиться применять полученные теоретические знания при решении задач;
• развивать интеллектуальные умения и навыки.
- Концентрация — величина, характеризующая количественный состав раствора.
Согласно правилам ИЮПАК, концентрацией растворённого вещества (не раствора) называют отношение количества растворённого вещества или его массы к объёму раствора (моль/л, г/л), то есть это соотношение неоднородных величин. Те величины, которые являются отношением однотипных величин (отношение массы растворённого
вещества к массе раствора, отношение объёма растворённого вещества к объёму раствора) правильно называть долями.
Однако на практике для обоих видов выражения состава применяют термин концентрация и говорят о концентрации растворов.
- Существуют несколько способов выражения концентраций растворов:
1 Массовая доля (весовые проценты, процентная концентрация)
2 Объёмная доля
3 Молярность (молярная концентрация)
5 Моляльность (моляльная концентрация)
6 Титр раствора
7 Нормальность (молярная концентрация эквивалента)
8 Растворимость вещества
- Мы с вами рассмотрим массовую долю растворенного вещества в растворе и молярную концентрацию.
Понятие массовой доли растворенного вещества в растворе вы изучали в курсе химии 8 класса и решали задачи. Вспомните определение массовой доли и формулу ее расчета.
Учащиеся: - Массовая доля растворённого вещества - это отношение массы растворённого вещества к массе раствора.
(слайд №5)
Решим задачу: Смешали 80 г раствора с массовой долей нитрата натрия 25 % и 20 г раствора этой же соли с массовой долей 40 %. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе. Ответ дайте в процентах с точностью до целых.
Массовая доля вещества в растворе вычисляется по формуле:
Найдем массу вещества:
Найдем массу раствора:
Учитель: - В бинарных растворах часто существует однозначная зависимость между плотностью раствора и его концентрацией (при данной температуре). Это даёт возможность определять на практике концентрации важных растворов с помощью денсиметра (спиртометра, сахариметра, лактометра). Некоторые ареометры проградуированы не в значениях плотности, а непосредственно концентрации раствора (спирта, жира в молоке, сахара). Часто для выражения концентрации (например, серной кислоты в аккумуляторах) пользуются просто их плотностью. Распространены ареометры предназначенные для определения концентрации растворов веществ.
- Решим задачу: задача №1 стр. стр.81 учебника Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана «Химия.11 класс. (Задачу у доски решает ученик)
- Следующий вид выражения концентрации раствора – это молярность или молярная концентрация.
Молярная концентрация C(B) показывает, сколько моль растворённого вещества содержится в 1 литре раствора.
C(B) = n(B) / V = m(B) / (M(B) · V),
где М(B) - молярная масса растворенного вещества г/моль.
Молярная концентрация измеряется в моль/л и обозначается "M". Например, 2 M NaOH - двухмолярный раствор гидроксида натрия. Один литр такого раствора содержит 2 моль вещества или 80 г (M(NaOH) = 40 г/моль).
Молярность чаще выражают в моль/л или ммоль/л. Возможны следующие обозначения молярной концентрации - С, См, М.
Так, раствор с концентрацией 1,0 моль/л называют одномолярным, можно записать – 1М,
0,1 моль/л – децимолярным – 0,1М, 0,01 моль/л – сантимолярным – 0,01М (слайд №7)
- Решим задачу: задача № 4 стр.2 учебника.
Раствор объемом 500 мл содержит NaOH массой 5 г. Определить молярную концентрацию этого раствора.
V(р-ра)=500мл, или 0,5 л
1. Вычислим число моль в 5 г NaOH :
ⱱ(NaOH)=m(NaOH)/M(NaOH); ⱱ =5г/40г/моль=0,125 моль
2. Определим молярную концентрацию раствора:
Ответ:C=0,25моль/л
Вычислить массу хлорида натрия NaCl, содержащегося в растворе объемом 200 мл, если его молярная концентрация 2 моль/л.
V(р-ра)=200мл, или 0,2 л
1. Вычислим число моль m(NaCl ), которое содержится в растворе объёмом 0,2л:
C= ⱱ (NaCl)/V(р-ра); ⱱ(NaCl)=С·V(р-ра);
2. Вычислим массу NaCl:
m(NaCl)=M(NaCl) * ⱱ(NaCl); M(NaCl)=58,5г/моль
m(NaCl)=58,5г/моль·0,4 моль=23,4г NaCl
Повторение правил техники безопасности
Для этого решите задачу по вариантам. Задания даны на карточках-инструктажах
Затем приготовьте раствор заданной концентрацией взвесив рассчитанную массу на весах и отмерьте нужный объем воды мерным цилиндром.
Вспомним правила работы с лабораторными весами и правила измерения объёма жидкости с помощью измерительного цилиндра.
Составьте отчет о работе в произвольной форме.
После выполнения работы сдайте тетради на проверку, уберите свое рабочее место и запишите домашнее задание
Подведение итогов урока. Выставление оценок
Рефлексия -Что мы узнали сегодня нового? – Что мы научились выполнять? – Какие были затруднения? – Что показалось самым интересным? – Что удивило вас?
– Спасибо за сотрудничество!
IV . Домашнее задание: Домашнее задание:
§17 №3,4 стр.81, ответить на тестовые задания стр.81
Рефлексия ФИО ученика_______________________________________
-Что мы узнали сегодня нового? ___________________________________
– Что мы научились выполнять?___________________________________
– Какие были затруднения?______________________________________
– Что показалось самым интересным? _____________________________
Дисперсные системы. Растворы. Процессы происходящие в растворах.
А1.Чистое (индивидуальное) вещество, в отличие от смеси, - это:
1)чугун; 2) пищевая сода; 3) воздух; 4) нефть.
А2. Дисперсная система, в которой в газовой дисперсионной среде распределены частицы жидкости, - это:
1)аэрозоль; 2)пена; 3) эмульсия; 4)золь.
А3. Суспензия – это дисперсная система, в которой:
газообразные частицы распределены в жидкости;
газообразные частицы распределены в газе;
частицы жидкости распределены в жидкой, не растворяющей ее среде;
твердые частицы распределены в жидкости.
А4.Истинным раствором является:
речной ил; 2) кровь; 3)соляная кислота; 4) молоко.
А5.Оцените справедливость утверждений.
А. С повышением температуры растворимость всех веществ увеличивается.
Б. Коагуляция коллоидного раствора происходит при добавлении электролита
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба утверждения; 4) оба утверждения неверны.
Дисперсные системы. Растворы. Процессы происходящие в растворах.
А1.Чистое (индивидуальное) вещество, в отличие от смеси, - это:
1)известковая вода; 2) нержавеющая сталь; 3)царская водка; 4)медный купорос.
А2. Дисперсная система, в которой в жидкой дисперсионной среде распределены частицы жидкости, - это:
1)гель; 2) эмульсия; 3) аэрозоль; 4)суспензия.
А3. Аэрозоль – это дисперсная система, в которой:
1) твердые частицы распределены в жидкой дисперсионной среде;
2) газообразные частицы распределены в газе;
3) твердые и жидкие частицы распределены в газовой среде;
4) частицы жидкости распределены в жидкой, не растворяющей ее среде.
А4.Истинным раствором является:
кисель; 2)раствор сульфата меди ( II ); 3)известковое молоко; 4) молоко.
А5.Оцените справедливость утверждений.
А. С повышением давления растворимость газов увеличивается.
Б. В отличие от истинных растворов коллоидные растворы рассеивают проходящий через них свет
Концентрация раствора может выражаться как в безразмерных единицах (долях, процентах), так и в размерных величинах (массовых долях, молярности, титрах, мольных долях).
Концентрация раствора может выражаться как в безразмерных единицах (долях, процентах), так и в размерных величинах (массовых долях, молярности, титрах, мольных долях).
Концентрация – это количественный состав растворенного вещества (в конкретных единицах) в единице объема или массы. Обозначили растворенное вещество - Х, а растворитель - S. Чаще всего использую понятие молярности (молярная концентрация) и мольной доли.
Способы выражения концентрации растворов.
1. Массовая доля (или процентная концентрация вещества) – это отношение массы растворенного вещества m к общей массе раствора. Для бинарного раствора, состоящего из растворённого вещества и растворителя:
,
ω – массовая доля растворенного вещества;
mв-ва – масса растворённого вещества;
Массовую долю выражают в долях от единицы или в процентах.
2. Молярная концентрация или молярность – это количество молей растворённого вещества в одном литре раствора V:
,
C – молярная концентрация растворённого вещества, моль/л (возможно также обозначение М, например, 0,2 М HCl);
n – количество растворенного вещества, моль;
V – объём раствора, л.
Раствор называют молярным или одномолярным, если в 1 литре раствора растворено 1 моль вещества, децимолярным – растворено 0,1 моля вещества, сантимолярным – растворено 0,01 моля вещества, миллимолярным – растворено 0,001 моля вещества.
3. Моляльная концентрация (моляльность) раствора С(x) показывает количество молей n растворенного вещества в 1 кг растворителя m:
,
С (x) – моляльность, моль/кг;
n – количество растворенного вещества, моль;
4. Титр – содержание вещества в граммах в 1 мл раствора:
,
T – титр растворённого вещества, г/мл;
mв-ва – масса растворенного вещества, г;
5. Мольная доля растворённого вещества – безразмерная величина, равная отношению количества растворенного вещества n к общему количеству веществ в растворе:
,
N – мольная доля растворённого вещества;
n – количество растворённого вещества, моль;
nр-ля – количество вещества растворителя, моль.
Сумма мольных долей должна равняться 1:
Иногда при решении задач необходимо переходить от одних единиц выражения к другим:
ω(X) - массовая доля растворенного вещества, в %;
М(Х) – молярная масса растворенного вещества;
ρ= m/(1000V) – плотность раствора. 6. Нормальная концентрация растворов (нормальность или молярная концентрация эквивалента) – число грамм-эквивалентов данного вещества в одном литре раствора.
Грамм-эквивалент вещества – количество граммов вещества, численно равное его эквиваленту.
Эквивалент – это условная единица, равноценная одному иону водорода в кислотоно-основных реакциях или одному электрону в окислительно – восстановительных реакциях.
Для записи концентрации таких растворов используют сокращения н или N. Например, раствор, содержащий 0,1 моль-экв/л, называют децинормальным и записывают как 0,1 н.
,
СН – нормальная концентрация, моль-экв/л;
z – число эквивалентности;
Растворимость вещества S - максимальная масса вещества, которая может раствориться в 100 г растворителя:
Коэффициент растворимости – отношение массы вещества, образующего насыщенный раствор при конкретной температуре, к массе растворителя:
Читайте также:
- Западное направление внешней политики руси угроза немецких рыцарей конспект
- Конспект урока по толстому
- Конспект нод зимующие птицы в подготовительной группе
- К официально деловому стилю относятся жанры речи выберите один ответ доклад анкета конспект лекция
- Сложносочиненные предложения с союзами and but or конспект