Западное направление внешней политики руси угроза немецких рыцарей конспект

Обновлено: 06.07.2024

- образовательные: обобщить знания учащихся о монголо-татарском нашествии; познакомить учащихся с героической борьбой Руси против агрессии и экспансии шведских феодалов и немецких рыцарей-крестоносцев; познакомить с личностью Александра Невского, дать представление о его полководческом искусстве;

- воспитательные: воспитывать чувство гордости за наших предков на примере полководческого и дипломатического талантов Александра Невского, а также героев тех времен: Гаврилы Олексича, ополченца Саввы; воспитывать любовь к Родине, чувство сострадания и сопереживания к лишениям русского народа;

- развивающие: развивать речь, внимание, умение обобщать; продолжить формирование навыков работы с историческими документами, с картой и схемой; умения делать выводы, сравнивать.

Основные понятия: ордена, крестовый поход, экспансия, ополченцы.

Важнейшие даты: 15 июля 1240 год – Невская битва. 5 апреля 1240 год – битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Выдающиеся личности: Александр Ярославич (Невский).

Оборудование: учебники, тетради учащихся, мультимедийный проектор, презентация.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Фронтальная работа по карте (Слайд №1) :

- Показать поход монголо-татар на Русь в 1223 г. и место битвы на р. Калке.

- Походы Батыя и его полководцев в 1236-1238гг. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Рязань, Коломна, Москва, Владимир – Северо-Восточная Русь, Торжок, Козельск – поход на Новгород.)

- Походы Батыя на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Показать города, которые Батый захватил и разгромил (Переяславль-Южный, Чернигов, Киев, Галич; поход на Венгрию, Польшу, Чехию.)

2.Историческая разминка (Слайды №2, 3)

1) Какое имя получил Темучин после объединения монгольских племён? (Чингисхан)

2) В каком году и где состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г., сражение на р. Калке)

3) В каком году началось монголо-татарское нашествие на Северо-восточную Русь и кто его возглавил? (1237 г., хан Батый)

4) По преданию, после разгрома Рязани Батыем, уцелевшие жители Рязанской земли собрали дружину. Кто ее возглавил? (Евпатий Коловрат)

4) До какого города монголо- татары не дошли 100 вёрст? (Новгород)

7) В каком году началось нашествие на Юго-Западную Русь? (1239)

III. Изучение нового материала

Также на уроке нам встретятся новые понятия, которые нужно записать в тетрадь и запомнить. (Слайды № 5, 6)

Рыцарский орден – объединение рыцарей-монахов; рыцарская община с определенным уставом.

Кресто́вые походы — серия военных походов, направленных против мусульман, язычников.

Экспансия – расширение сферы господства, влияния.

Ополченцы – воины-добровольцы народного ополчения.

1. Постановка проблемы.

На слайде вы видите вопрос, на который нам нужно найти ответ в течение урока (Слайд № 7).

Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

2. Слово учителя

Экспансия западноевропейских рыцарей в земли Прибалтики.

Ребята, давайте вспомним историю средних веков. Мы с вами вспомнили и записали, что такое рыцарский орден.

- Скажите, есть ли разница между рыцарем-членом рыцарского ордена и обычным рыцарем? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.)

- Кто такие крестоносцы? (Участники Крестовых походов на Восток).

(Слайд № 8) Одновременно с монгольским нашествием русскому народу пришлось выдержать борьбу с западными завоевателями.

Действия крестоносцев первоначально были направлены против язычников, впоследствии они открыто переходят к экспансии на русские северо-западные земли.

От середины XII до середины XV вв. новгородцы:

26 раз воевали со шведскими рыцарями,

5 раз – с норвежскими,

11 раз – с немецкими,

14 раз – с литовскими.

В начале XIII века новгородцы совершили несколько походов в Прибалтику, чтобы воспрепятствовать продвижению крестоносцев. Эти походы были совершены в 1210, 1212, 1217, 1223 годах.

Крестоносцы усиленно продолжали натиск. Многие земли Прибалтики отошли к датским и шведским феодалам.

Экспансия рыцарей была очень опасна, так как:

- на занятых ими землях население насильственно обращалось в католичество;

- на занятые земли селились приглашенные немецкие колонисты, строили свои замки;

- местное население закабалялось.

Личность Александра Невского.

3. Просмотр фрагментов из фильма.

Сражение на Чудском озере получило название Ледового побоища.

А теперь давайте ответим на вопросы.

4. Вопросы по просмотренным кинофрагментам:

- Когда и где произошла Невская битва? (15 июля 1240 г. на берегу р.Нева) (Слайд № 11)

- Кто возглавил русское войско? (князь Александр Ярославич Невский)

- Против кого была эта битва? (против шведских феодалов-захватчиков) (Слайд № 12)

- Кто одержал победу в Невской битве? (русский народ)

- Почему Александра Ярославича прозвали Невским? (за победу в Невской битве)

- Назовите дату Ледового побоища (5 апреля 1242 г.) (Слайд № 13)

- Где оно произошло? (на Чудском озере)

- Каковы итоги Ледового побоища? (Много рыцарей убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушла под лед, остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей)

- Какие слова, сказанные Александром Невским, стали “крылатыми”? (Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет)(Слайд №15)

Уже в ХХ веке Константин Симонов написал поэму "Ледовое побоище" (Слайд № 16).

Прослушайте отрывок из стихотворения и скажите, что нового оно вам поведало об этой битве? А также, отметьте, какие слова вам были непонятны.

Уже смешались люди, кони,
Мечи, секиры, топоры,
А князь по-прежнему спокойно
Следил за битвою с горы.
И, только выждав, чтоб ливонцы,
Смешав ряды, втянулись в бой,
Он, полыхнув мечом на солнце,
Повел Дружину за собой.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из - под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.
Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Одни лежали, захлебнувшись,
В кровавой ледяной воде.
Другие мчались прочь, пригнувшись,
Трусливо шпоря лошадей.

IV. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей)

Итак, вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока (Слайд № 17):

Почему во второй половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

(Внезапность нападения, удачно выбранные места сражения, согласованность действий русской пехоты и конницы, героизм воинов, полководческий талант Александра Невского.)

V. Домашнее задание ( Слайд № 18) : § 13, работать по вопросам и заданиям, которые даны в конце параграфа.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Магомедова Патимат Гасановна.

-активизировать знания, полученные школьниками на других уроках; установить межпредметные связи: обществознание, история, ИКТ.

-продолжить формирование навыков обработки исторической информации, умение обобщать и делать выводы из полученных результатов; отработать практические навыки и умения при решении исторических задач

- разобрать отношения Руси и Запада

-продолжить формирование культуры личности, вызывать чувство сопричастности в решении исторических проблем своей страны; воспитывать чувство любви к природе своей Родины

- сформировать у учащихся представление о личности Александра Невского

- рассмотреть значение победы Александра Невского в сражениях на Неве и Чудском озере

- оценить внешнюю политику Александра Невского

Задачи урока :

Обучающая - изучить основные направления внешней политики северо-западных русских земель в XIII веке.

Развивающая -развитие логического мышления при изучении основных событий противостояния, развитие познавательного интереса у учащихся, умения анализировать ситуацию, вести дискуссию, делать выводы, совершенствовать умения работы с историческим источником, картой, работать в группе.

Воспитательная -воспитание у учащихся любви и уважения к истории Родины на примере жизнедеятельности Александра Невского, воспитание чувства гордости за свой народ, формирование патриотических чувств на примерах героизма русских воинов, расширение кругозора учащихся в области истории.

Тип урока : Урок изучения нового материала (комбинированный) с проблемными познавательными заданиями.
Формы работы учащихся : фронтальная, групповая, практическая.

Основные понятия: экспансия, агрессия, крестоносцы, рыцарские ордена, антиордынские выступления.

1202 г. - создание Ордена меченосцев,

15 июля 1240 г. - Невская битва,

5 апреля 1242 г. - Ледовое побоище,

1252-1263 гг. - великое владимирское княжение Александра Невского.

Оборудование:

I. Организационный момент (2 мин) . Приветствие учителя, рассмотрение плана урока

Давайте представим себе Русь в образе пАхаря. Он стоит, отняв руки от сохи. Взгляд его тревожен. Два всадника, один с Востока, другой – с Запада, устремились на него. Один - на приземистой лошади, с щитом из бычьей кожи и с натянутым лУком. Другой в железных латах и с пикой в руках. Вопрос учителя: Всадник, скачущий с Востока, нам хорошо известен. Кто это?

Ответ ученика: монголо – татары.

Учитель: Кто они монгол-татары? (тюркские племена, которые жили во второй половине 12 – начале 13 в. на огромных пространствах от Великой китайской стены до озера Байкал)

II . Проверка домашнего задания (10 мин)

Историческая разминка

1) Какое имя получил Тэмучин после объединения монгольских племен? (Чингисхан)

2) В каком году состоялось первое сражение между русскими дружинами и монголами? (1223 г.)

3) В каком году началось татаро-монгольское нашествие на Русь, и кто его возглавил? (1237 г., Батый)

4) Какой русский город монголы прозвали “злым городом”? (Козельск)

5) Как называлась ханская грамота, утверждавшая назначение русского князя? (Ярлык)

Устно отвечаем на тестовое задание (выполнение теста с помощью слайдов на экране)

2. Прочтите отрывок из летописи.

Используя отрывок, выберите в приведённом списке два верных суждения.

1) участие в битве русских дружин объясняется просьбой половецких князей поддержать их в борьбе с агрессией монголо-татар

2) причиной поражения русских воинов стал переход на сторону противника половецкого войска

3) битва на реке Калке состоялась в 1223 г.

4) после битвы монголо-татарское войско двинулось на Рязань и после кратковременной осады взяло её штурмом

5) описанная в летописи битва закончилась победой монголо-татарского войска 135

3 . Назовите и покажите на карте города, оказавшие наибольшее сопротивление монголо-татарским завоевателям.

4.Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.

1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г

5. Ответы по карточкам.

1- Назовите причины успешных завоевательных походов татаро-монгольской армии.

2- Чем объяснить поражение русских дружин в битве на Калке? (русские князья не до ценили монголов, некоторые князья отказали в помощи, например, Юрий Всеволодович из Владимиро-Суздальской земли)

В каком году началось нашествие татаро-монгол на Русь? Кто возглавил это вторжение ? (в 1237 году, возглавил Батый хан)

3- Что такое ордынский выход? Какова его задача? ( Это дань облагаемая монголо-татарами русских княжеств )

4- Какое сословие было освобождено ханами от уплаты налогов? Почему? ( Только духовенство и церковные земли были освобождены от дани. Ордынцы с уважением относились ко всем религиям мира и даже разрешили открыть православные церкви на территории Орды )

5- Расскажите о причинах поражения Руси (К причинам поражения можно отнести отсутствие единства между русскими князьями, занижение воинских способностей врага, большая самоуверенность князей, раздробленность Руси)

6-Что можно отнести к последствиям монголо-татарского завоевания? (К последствиям завоевания монголов можно отнести уничтожение населения, утрату многих ремёсел, практическую остановку культурного развития, разрушения централизации государства, установление новых духовных ценностей)

7) Что означают эти слова (баскак, выход, ярлык, улус, Золотая орда)?

6) Запишите пропущенные слова:

III . Актуализация знаний

Рассказ учителя: 13 век был трагичным и страшным веком в истории России. Некогда единая и сильная Киевская Русь, распавшаяся на удельные княжества, не смогла устоять перед ордами Чингиз-хана и его внука Батыя.

III. Изложение нового материала

Наш урок будет носить проблемный характер: Почему в первой половине XIII века удалось отстоять северо-западные рубежи Руси?

Первая половина XIII века для Руси – это время страшных испытаний. В то время, как со стороны Востока на Русь надвигалась беспощадная орда, западные агрессоры также планировали захват территории. В начале XIII века в Прибалтике столкнулись интересы нескольких стран. Немецкие рыцари при поддержке Католической церкви вторглись в прибалтийские земли с целью захвата территории, покорения местного населения. Не дремали и Шведы, они хотели контролировать устье Невы и финские заливы для господства на Балтийском море, а русичи являлись серьёзным препятствием. После разгрома Литвой в 1236 году ордена меченосцев, их остатки в 1237 году соединились с Тевтонским орденом и образовали Ливонский орден. На некоторое время немецкие рыцари притихли. Зато активизировались литовцы и шведы. ( Формулирование темы урока )

IV. Изучение нового материала

Натиск с Запада

Значение деятельности Александра Невского.

Учитель: С этим героем нас ознакомит… (рассказ ученика)

Александр Ярославич Невский был сыном князя Ярослава Всеволодича

Учитель: В начале 1240 года шведы захватили крепость Изборск, а потом осадили Псков. В начале июля 1240 г. шведские рыцари высадились на берегу Невы. Дозор успел предупредить новгородскую дружину о приближении неприятеля. По преданию, в ночь, накануне битвы, Александру приснился сон, будто он стоит на берегу реки, и, внезапно, появляется ладья со святыми Борисом и Глебом, которые зовут его за собой. Александр идёт за ними, а они предрекают ему неминуемую битву. Князь проснулся и уже знал, что враг близко, он решил напасть первым. 15 июля 1240 года русское войско обрушилось на шведов в устье р. Ижоры, при впадении ее в р. Неву (слайды 6,7). Русичи ворвались в лагерь, Александр лично нанёс удар копьём в глаз предводителю шведов Биргеру (слайды 8,9,10). (Слайд 11)

Работа по источникам.

Задание: прочитать фрагмент летописи “О шести храбрых мужах” и постарайтесь ответить на вопросы:

- О каких шести мужах идет речь в данном отрывке?

- Как автор описывает подвиги этих храбрых мужей? Как характеризует русских воинов летописец? Приведите примеры героизма участников Невской битвы

О шести храбрых мужах
(извлечение из летописи)

В полку великого князя Александра оказалось 6 мужей храбрых, которые вместе с ним мужественно сражались. Первый Гаврило Алексеич, наехал на корабль и увидел королевича и поехал по сходням до самого корабля, и все бежали перед ним, а, возвратившись обратно, бросили его вместе с конем со сходен в море. Божиим же заступничеством он вышел невредим и, опять напавши, ожесточенно бился с самим воеводою посреди полка шведов, и тут был убит воевода шведов Спиридон и епископ их. Второй же новгородец, именем Сбыслав Якунович, много раз нападал, бился одним топором, не имея страха в сердце, и несколько человек пало от руки его, и все подивились его силе и храбрости. Третий же — Яков Полочанин, бывший ловчим у князя (Александра), напав на полк с мечом, ожесточенно сражался, и похвалил его великий князь. Четвертый же новгородец, именем Миша, напав пешим с дружиною своею и погубил 3 корабля шведов. Пятый же их молодших людей, некто по имени Савва, напав на великий златоверхий шатер, подсек его столб, шатер упал, а полки Александровы, увидев падение шатра, обрадовались. Шестой же, один из слуг Александра, по имени Ратмир, бился пешим, был окружен многими шведами, упал от многих ран и скончался. Все это я слышал от господина своего, великого князя Александра, и от других, которые в то время принимали участие в битве. (Гаврило Алексеич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Миша, Савва, Ратмир.) Во время столкновения настоящими героями проявили себя дружинник Савва, сбивший королевский шатёр, новгородец Миша, потопивший 3 вражеских корабля, слуга Александра Ратмир, сражавшийся сразу против нескольких шведов

- Учитель: После Невской битвы Александр рассорился с новгородцами и ушел к отцу в Переяславль-Залесский. Этим немедленно воспользовались тевтонские рыцари. Зимой 1240/41 г. они захватили часть новгородских владений, воздвигли здесь крепость Копорье и перерезали торговые пути, ведущие из Новгорода. Видя усиление немецкой угрозы, вече вновь пригласило его на престол. В 1241 году Александр Невский отбил у немцев Псковскую землю. Передовой отряд новгородцев был разбит рыцарями. Князь понял, что бороться с противником в открытом поле ему не под силу: немцы имели большое превосходство в силах и тяжелом вооружении. Поэтому князь повел свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду. Выбранные Александром Невским место и тактика боя свидетельствуют о большом военном искусстве этого выдающегося полководца.

- Полководческий талант Александра Ярославича был отражен в “Житиях”, “Сказаниях” и других литературных произведениях различных периодов. А сейчас мы посмотрим, как изучаемые нами события показал известный русский режиссер Сергей Эйзенштейн.

(Просмотр фрагмента художественного фильма “Александр Невский”.)

Учитель:

В результате победы Александра Невского на Чудском озере Орден вынужден был прислать в Новгород послов и отказаться от агрессивных замыслов по отношению к землям Руси. Победа над крестоносцами имела и иное значение: она положила предел попыткам Европы навязать Руси католицизм.

Как вы думаете, почему в Великую Отечественную войну был учрежден
орден Александра Невского?

(Александр Невский стал символом храбрости и патриотизма в борьбе с немецкими захватчиками. В период Великой Отечественной войны эти качества и этот образ должны были стать идеалом и образцом для подражания.)

4. Закрепление изученного материала

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. С помощью мнений историков приведите аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение значения Невской битвы и Ледового побоища и про деятельность А.Невского.

Ответы учащихся: Сергей Федорович Платонов

«Победа [на Неве] была так решительна, и значение ее казалось так велико для Руси, что подвиг князя Александра стал предметом многих благочестивых преданий. Победу на Неве рассматривали как торжество православия над католичеством; она послужила первым поводом к тому, чтобы причислить князя Александра, доброго страдальца за Русскую землю, к лику святых. За Александром с тех пор навсегда осталось прозвание "Невского".

С. Платонов говорит о значимости этой победы для Руси и о торжестве православной веры.

Советский ученый, историк Лев Гумилёв

«Больших сил Александру собрать не удалось. Со своим маленьким суздальским отрядом и с немногими новгородскими добровольцами Александр форсированным маршем достиг Невы и атаковал шведский лагерь.

Л.Гумилёв придаёт битве особую важность. Он считает, что именно героическая победа Александра и его соратников в этой битве спасла Новгород.

Ответ учащихся: Русский историк Сергей Федорович Платонов Ледовое побоище оценивает следующим образом:

С. Платонов считает: именно после победы русских в Ледовом побоище, католики прекратили попытки захватить Русь.

Но есть некоторые историки, например, Данилевский Игорь Николаевич уверен в том, что значимость Ледового побоища сильно преувеличенно., русский литературный критик Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский считают, что Ледовое побоище не было значимым сражением. В.Б. Белинский в своём высказывании про Невскую битву, делает упор на малое количество нападавших, поэтому он не считает Невскую битву значимой.

А. Нестеренко считает, что Александр выступил против шведов, не сообщив отцу об опасности, исключительно ради собственной славы и корысти.

Работа с учебником

Учитель: Какие цели ставили перед собой немецкие рыцари?

Ответ учащихся: Они хотели контролировать устье Невы и финские заливы для господства на Балтийском море.

Учитель: С помощью учебника ответьте, пожалуйста, на следующий вопрос: Какое значение имела победа Александра над немецкими рыцарями?

Ответ учащихся: Немцы запросили мира и вернули все захваченные территории.

Учитель: Не только военными победами против западных рыцарей прославился Александр Невский. Будучи князем Киевским, Владимирским он вынужден был вести осторожную политику с правителями Золотой Орды. Используя текст учебника, давайте сравним действия Александра и его брата Андрея.

Ответ учащихся: Андрей выступал против монголо-татар, Александр поддерживал ордынских ханов.

Учитель: Как вы считаете, такая позиция была предательством по отношению к своему народу или, наоборот, его спасением?

Выступление учащихся. (Ученики высказывают своё мнение, аргументируя его доказательствами)

Учитель: Давайте подведём итоги деятельности князя Александра Невского. Перечислите основные направления деятельности и итоги княжения Александра Невского.

Ответ учащихся:

Основные направления деятельности:

1. .Противостояние шведско-немецкой экспансии (Невская битва-1240 г., Возвращение Пскова -1240, Ледовое побоище -1242 г.)

2. Курс на сотрудничество с Ордой в условиях постоянной угрозы вторжения монголов, тем самым он сумел сохранить мир в своих землях и противостоять другим захватчикам с помощью орды.

Учитель: Итак, Первая встреча с Западом у Александра прошла в сражениях, итогом которых была победа русского оружия, не смотря на силу и мощь Западных орденов, хотевших поставить Русь на колени. А в это время на Востоке - другой враг- Орда…

Так почему же Александр рискнул дать отпор Западу, но совершенно по-другому строил свои отношения с Ордой? Ведь многие упрекали его в том, что он пошел на поклон к ордынским ханам.

Как данные факты характеризуют Александра? Можно ли на основе анализа данных фактов сделать вывод о том, что Александр искал союза с Востоком (Ордой)? Почему Александр стремится к этому союзу?

Учитель: Русь вынуждена ориентироваться на Восток в борьбе с более коварным врагом, страшную угрозу которого она осознала, а найти союзника помогли логика событий и гений Александра Невского.

V. Подведение итогов урока

Учитель: Проблему нашего урока мы рассматривали с позиций Александра Невского. И решалась она тяжело, т.к у него были сильные противники. История подтвердила правильность выбора Александра, который помог сохранить национальное лицо Руси, культуру, веру, на основе которых всегда сплачивался и объединялся народ и одерживал побед над врагом.

Учитель: Какие итоги и выводы можно сделать?

Ответ учащихся:

Превращение ордынцев в своих политических союзников в борьбе с экспансией Запада

Сохранение политических и духовных основ русской жизни в Северо-Восточных и Северо-Западных землях Руси в условиях политической зависимости русских земель от Орды

Учитель: Оцените значимость нашего урока, удалось ли нам достичь поставленных целей.

сегодня я узнал…

я почувствовал, что…

VI. Домашнее задание по выбору учащихся:

1. Прочитать п.12

2. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов политики Александра Невского:

В XI—XIII вв. жители Западной Европы активно осваивали новые территории. Торговцы и ремесленники расселялись в славянских странах. В конце XII в. взоры католических рыцарей-крестоносцев привлекла Прибалтика. Здесь их интересы неизбежно столкнулись с интересами Руси. Старинный соперник Руси — Швеция также пыталась вытеснить русских с Балтийских земель. В 1240 г. новгородский князь Александр Ярославин получил известие о появлении шведского отряда в своих владениях. Шведы приплыли на 150 судах и разбили лагерь в устье реки Ижоры при впадении ее в Неву. Александр не стал дожидаться прибытия на подмогу полков своего отца. Собрав дружину и новгородское ополчение, внезапно напал на шведов. Битва, разыгравшаяся 15 июля 1240 г., принесла победу дружине Александра, прозванного с того времени Невским. Эта победа сохранила за Русью выход в Балтийское море, а также остановила дальнейшее наступление шведов.

Победа на Чудском озере имела большое значение для дальнейшей истории Руси. Немецкие рыцари, не отличавшиеся веротерпимостью, распространяли на завоеванных землях католицизм. Александр Невский выступил и как защитник православной культуры, вот почему Русская православная церковь причислила князя клику святых.


Цели: 1.воспитывать у школьников чувство гордости за свой народ, который встал на

защиту своей Родины;

2. познакомить учащихся с героической борьбой русского народа с немецкими и

3. содействовать формированию у учащихся навыков исследовательской работы,

сравнения, анализа и оценивания исторических событий.

Задачи: 1. показать последствия нашествия крестоносцев на прибалтийские земли;

2. выяснить значение побед русского войска под командованием Александра

3. учить работать с картой, с историческим документом.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютерная презентация, документы (раздаточный материал), атласы, настенная карта

I Орг. момент. Объявление темы урока.

III .Объяснение нового материала.

Крестовый поход в Прибалтику.

IV . Закрепление. Рефлексия.

I Орг. момент. Объявление темы урока.

Эпиграф: «Широко раскинулась Россия!

Много бед Россия выносила:

Огненной метелицей татары, с Запада,

Затмив щитами солнце,

(отрывок из Симеоновской летописи, XV )

II . Повторение.

В чем заключалась сила монгольского войска?

Что побудило монголов совершить далекие завоевательные походы7

Почему русские княжества не смогли противостоять монголам?

Каковы последствия монголо – татарского нашествия на Русь?

Кто или что заставили испытать чувство гордости за свой народ, свою Родину?

Дайте определения следующим терминам и объясните даты:

Монголы, тумен, нукер, темник

31 мая 1223г., 1237 -1240гг., 4 марта 1237г., 6 декабря 1240г.

III .Объяснение нового материала.

1. Крестовый поход в Прибалтику

Почти одновременно с монгольским нашествием древнерусские княжества оказались под угрозой нашествия с Запада. В начале XIII в. немецкие, шведские и датские рыцари начали захват земель Восточной Прибалтики ( сейчас там находятся государства Эстония, Латвия и Литва).

На этих территория проживали финно – угорские племена. На территории современной Эстонии – эсты, которых на Руси называли чудью; Латвии – ливы, латгалы, земгалы; Литвы – жемайты (жмуть), ятвяги.

Эти племена жили родовым строем, у них только – только стали появляться первые зачатки государственности. Люди занимались собирательством и охотой, земледелием и скотоводством. Они были язычниками, хотя и поддерживали связь с христианской Русью.

Задание:

Найдите в атласах и покажите на настенной карте, где проживали племена эстов, ливов, латгалов, земгалов, жемайтов, ятвягов.

Покажите земли Восточной Прибалтики.

Еще в 1180-х годах в Ливонии (так называли в Европе прибалтийские земли) появился первый католический монах Мейнард. Он начал проповедь христианства, столкнулся с враждебным к себе отношением и вскоре вынужден был покинуть Ливонию. Новый миссионер по имени Бертольд попытался продолжить его дело. Но на этот раз все закончилось трагически: Бертольда убили.

После этого римский папа Иннокентий III объявил крестовый поход в Ливонию. Во главе его встал епископ Альберт. Весной 1200г. крестоносцы высадились в устье Западной Двины. Год спустя была заложена Рига. Она стала опорным пунктом немецких рыцарей.

В 1219г. на земле эстов высадились датские рыцари, которые построили крепость Ревель.

(Слайд 8) (на слайде появляются причины крестовых походов после обсуждения их с классом)

Задание:

Чем прибалтийские земли привлекали завоевателей?

Работая с учебником, самостоятельно сформулируйте причины крестового похода.

Задание:

Какие военно-монашеские ордена вы знаете из истории средних веков?

С какой целью они создавались?

22 сен­тяб­ря 1236 го­да во вре­мя зна­ме­ни­то­го Шау­ляй­ско­го вос­ста­ния ли­тов­цы прак­ти­че­ски пол­но­стью ис­тре­би­ли ме­че­нос­цев. Тогда меченосцы объединились с могущественным Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден.

Вывод: В Прибалтике образовалось сильное государство –Ливонский орден, который угрожал независимости русских земель.

2. Невская битва.

Задание:

Обратите внимание на карту на экране.

С какими русскими княжествами соседствовал Ливонский орден?

Найдите в атласах и покажите на настенной карте Новгородскую землю и Полоцкое княжество.

В Новгороде в это время княжил двадцатилетний Александр, сын Ярослава Всеволодовича.

Задание:

Перед вами алгоритм по составлению характеристики исторического деятеля.

Памятка для характеристики исторического деятеля

1. Имя исторического деятеля. В какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?

2. Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа, живущих рядом с ним людей, для развития культуры.

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие — неодобрение?

Слушая доклад учащегося и объяснения учителя, дайте характеристику личности Александра Невского (в конце урока).

Доклад учащегося о детстве и юности Александра невского.

В 16 лет Александр стал новгородским князем. Время его княжения совпало с Батыевым нашествием на Русь. Молодой князь стал спешно готовить город к защите . Но монголы, не дойдя 100 верст до Новгорода, повернули на юг. Как мы выяснили, монголы не были единственными противниками Руси.

Первыми свой поход начали шведы .Шведский король рассчитывал захватить Неву и Ладогу, а в случае полной удачи – Новгород и всю Новгородскую землю.

Тем временем шведы сошли на берег: предводители похода – ярл Ульф Фаси и Биргер, епископы, рыцари. Слуги Биргера раскинули для него золотой шатер.

Биргер не ждал сопротивления.. Однако он просчитался.

Предстоит первая битва, где речь идет о судьбе Руси. Поручая Александру отразить шведов, боярский совет знал, что делал: молодой князь вырос на глазах новгородцев и заслужил их доверие своим умом и мужеством.

(Слайд 13)
. Стоя с одетой в доспехи дружиной на молитве в Софийском соборе и слушая благословения на поход владыки Спиридона, двадцатилетний Александр впервые не видел перед собой знакомой фигуры отца.

После церковной службы он собрал на Софийской площади свою дружину и "нача крепити" ее речью. Что все кругом в развалинах, что на их рать надежда, что "не в силе бог, но в Правде".

Задание:

Как вы понимаете слова Александра Невского?

Противопоставление закона "Правды" беззаконию и силе должно привлечь к нему сердца новгородцев. Александр действовал без промедления. Не оказалось времени даже на то, чтобы известить отца и попросить его помощи и совета.

(Слайд 14)
Войско выступило из Новгорода и двинулось к Ижоре. Шли вдоль Волхова до Ладоги. Здесь присоединился отряд ладожан. Потом примкнули ижоряне. К утру 15 июля 1240г. все войско, преодолев около 150 километров пути, подошло к Ижоре.
Александр не зря спешил. Ему хотелось нанести удар по шведскому лагерю неожиданно и именно на Ижоре и Неве. Нужен был внезапный удар, потому что шведское войско многочисленнее русского - княжая дружина невелика.

Конные дружинники во главе с Александром ударили по центру шведских войск, а новгородское ополчение пробилось вдоль берега реки и отрезало лагерь от кораблей.

Стремительно проведенный бой принес блестящую победу русскому войску. Шведы, убравшись на суда, отошли от берега на полет стрелы и готовились к отплытию, терпя насмешки острых на язык новгородцев. Талант и храбрость молодого полководца, геройство русских воинов обеспечили быструю и славную победу с наименьшими потерями. Новгородцев и ладожан пало около 20 человек.

Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александрова. Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев короле вича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по котоьы бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбосили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел вон из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска.
Второй, по имени Сбыслав Якунович, новгородец. Этот много раз нападал
войско их и бился одним топором, не имея страха в душе своей: и пали , многие от руки его, и дивились силе и храбрости его.
Третий — Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк
с мечом, и похвалил его князь.
Четвертый — новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля.
Пятый — из младшей дружины, по имени Савва. Этот ворвался в большой королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки Александровы, видевши падение шатра, возрадовались.
Шестой — из слуг Александровых, по имени Ратмир. Этот бился пешим,
и обступили его враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался.

Вопросы к источнику.

1. О каких подвигах, совершенными русскими людьми в битве на Неве, рассказывает летописец?

2. Какие слои населения принимали участие в Невской битве?

3. Каковы причины победы русских ратей в невской битве?

Дружина Александра - в большинстве молодые дворяне, выросшие вместе с ним, - со славой воротилась в Новгород. Приветствиями скупых на похвалы горожан, колокольным звоном и торжественным благодарственным молебном встретил их Новгород. Боевое крещение полководца состоялось. За мужество, проявленное в битве, народ прозвал Александра Ярославича "Невским".
Победа над Швецией была, однако, лишь частью великого дела обороны родины - блестящей ее страницей.

3. Ледовое побоище.

(Слайд 18)
Невская битва 1240 г. положила начало успешной борьбе новгородцев по ищите их северо-западных рубежей. В том же 1240 г. на Русь двинулись немецкие рыцари-крестоносцы. Они заняли Изборск, вошли вл Псков. В 1241 г. новгородскому князю Александру Ярославичу удалось очистить Водскую землю и освободить захваченное Ливонским Орденом Копорье. Эта операция показала, что силами объединенного войска новгородцев и некоторых финских племен можно добиться успеха. В 1242 г.новгородцы, рассорившиеся было с князем Александрам, вновь пригласили его для продолжения войны с Ливонским Орденом. Момент нового похода был выбран удачно. Немцы. захватившие Псков и его области, не успели там укрепиться. Поход русских войск явился для Ордена неожиданностью. В результате рыцари без боя были изгнаны из Пскова, а войско Александра после достижения этой важной цели вторглось в ливонские пределы.

Задание:

1. Найдите в атласах и покажите на настенной карте г. Изборск, г.Псков, г.Копорье.

Выступление группы ребят, которая занималась исследованием вопроса о вооружении русского войска

Ливонцы приняли решение дать русским сражение их основные силы выступили на юг во главе с магистром. Главная их часть состояла из закованных в броню рыцарей.

Выступление группы ребят, которая занималась исследованием вопроса о вооружении войска крестоносцев.

Александр решил заманить рыцарей на лед Чудского озера. Лед затруднял движение тяжелой рыцарской конницы – ведь не только всадники, Нои кони были покрыты тяжелыми доспехами. Зато на льду было легче действовать русским дружинникам и ополченцам.

Новгородцы осуществили необычный маневр: они отступили на лед Чудского озера «на Узмениу Воронен камени". Туда в боевом порядке подошло и Орденское войско.

Задание:

1. Найдите в атласах и покажите на настенной карте Чудское озеро

Ход сражения на Чудском озере.

Псков и Новгород с радостью встречали дружины победителей. Вскоре в Новгород прибыли немецкие послы. В обмен на возвращение пленных они отказывались то претензий на русские земли.

Задание:

Расставьте в последовательности отрывки из документа.

Битва на Чудском озере

1 .. . И немцы и чудь пробились клином сквозь полки. И была тут злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск от ломающихся копей и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился и не видно было льда, потому что он покрылся кровью..

2. . Услышав об этом, магистр пошел против них со всеми своими епископами и со всем множеством их народа и силы их, какая только ни была в их области вместе с королевскою помощью; и сошли на озеро, именуемое Чудским.

З. . . .Пришел великий князь Александр Ярославич в Новгород и скоро пошел с новгородцами, ладожанами, с корелою и с ижорянами на город Копорье и разрушил крепость до основания, а самих немцев перебил.

4. . . .Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени
у Воронья камня и, укрепившись силою крестною и приготовившись
к бою, пошел против них. [Войска] сошлись на Чудском озере; было
тех и других большое множество.

5. . . .И обратились враги в бегство и гнали их с боем, как по воздуху,
и некуда им было убежать; и били их 7 верст по льду. и пало немцев
500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших
немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули
в озере, потому что была весна, а другие убежали тяжело раненными.

6. . . Великий же князь Александр занял все пути ко Пскову и взял внезапно город, и захватил немцев и чудь и наместников немецких, и в
оковах отправил в Новгород, а город Псков освободил от плена.


Повесть о житии Александра Невского’

(Слайд 23)
Вывод. В результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей. Она отстояла свою независимость, свою территорию, свою веру.

Имя Александра Невского навсегда осталось в памяти народа.

Петр I приказал прах его перенести в Петербург и похоронить а Александро-Невской лавре –монастыре, построенном на месте, где когда-то Александр разбил шведов. Церковь его причислила к лику святых. Пред вами икона Александра Невского. В 1993 г. в Пскове установлен памятник Александру Невскому. В 1942г. во время Великой Отечественной войны был учрежден Орден Александра Невского, которым награждались офицеры, прославившиеся в боях с фашистами

Задание: сейчас мы посмотрим фрагмент кинофильма об Александре Невском. Ваша задача: запомнить слова, которые стали крылатыми.

IV . Закрепление.

Соотнесите даты и события:

15 июля 1240г. Основана Рига

5 апреля 1242г. Невская битва

1201г. Ледовое побоище

1237г. Объединение орденов меченосцев и тевтонцев.

Какие соседи появились у Руси на северо-западных границах?

Почему нападение рыцарей пришлось на 1240г и 1242г.?

В чем заключается полководческий талант Александра Невского?

Почему народ чтит память Александра Невского?

Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее.

Если для вас все понятно и у вас не осталось не решенных вопросов, то поднимите красный шлем

Если у вас остались какие-то вопросы, то синий шлем

Если вам многое осталось непонятным, поднимите серый шлем

Наш урок подходит к концу в качестве домашнего задание предлагаю вам выполнить работу в контурной карте и составить тест по теме «Борьба Руси с западными завоевателями.

Читайте также: