Конспект урока по толстому

Обновлено: 05.07.2024

Данная разработка урока поможет учителю начальных классов на уроках литературного чтения. Тема урока: "Лев Николаевич Толстой. Рассказы для детей". В конспекте урока используются различные методы работы: игра "Дешифровщик", игра "Буквы заблудились" на знание гласных и согласных звуков, работа в группах - игра "Собери пазлы".

Содержимое разработки

Конспект урока литературного чтения в 1-б классе 31.01.2019 г.

Тема урока: Лев Николаевич Толстой. Рассказы для детей.

- познакомить с творчеством Л. Н. Толстого и его рассказами;

- учить правильному, осознанному, выразительному чтению целыми словами;

- продолжать работу над скороговорками;

- совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов;

- развивать устную речь, пополнять и обогащать словарный запас;

- развивать мыслительную деятельность, память, внимание.

- воспитывать интерес к литературе, к творчеству Л. Н. Толстого;

- воспитывать чувство дружбы, любви и уважения к окружающим;

- прививать любовь к чтению; формировать у учащихся бережное отношение к книге.

УУД: Регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, установка на поиск способов разрешения трудностей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения, умеют контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные: выделяют и формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно строят речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев со своими собственными поступками.

Коммуникативные: учатся работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: Азбука 1 класс, часть 2 (под ред. В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина), презентация, портрет Л. Н. Толстого, выставка книг для детей Л. Н. Толстого.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Садитесь сначала те учащиеся, чье имя начинается на гласный звук, а теперь садитесь те, чье имя начинается на согласный звук.

Какое у вас настроение, ребята, в начале урока? (Хорошее).

Давайте и начнем наш урок с таким хорошим настроением!

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно,
Чтобы все было понятно.
Если хочешь отвечать,
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать .
А помочь захочешь другу,
Подними спокойно руку.

Актуализация опорных знаний.

Работа у доски

Два человека работаю у доски.

Однажды гуляли буквы на лужайке, вдруг солнышко спряталось, налетели тучи и пошел дождь. Буквы быстро начали прятаться по домам. И перепутали свои дома. Кто пойдет и исправит ошибки? (2 человека работают у доски)

Опрос учащихся:

Остальные учащиеся отвечают на вопросы:

Чем отличаются звуки от букв?

Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных? Сколько согласных?

Какие гласные придают мягкость предшествующему согласному?

Какие гласные придают мягкость предшествующему согласному?

На какие группы делятся согласные?

Назовите звонкие согласные звуки.

Назовите глухие согласные звуки.

Назовите парные согласные звуки.

Назовите непарные согласные звуки.

Что вы можете сказать про звуки ж, ш, ц?

Что вы можете сказать про звуки ч и й?

Что вы можете сказать про ь и ъ знаки?

Звуко-буквенный анализ слов:

Отгадайте загадки и сделайте звуко-буквенный анализ слов-отгадок:

1) Помогаю человеку

Груз вожу, а с ним телегу,

Ветра бегаю быстрей,

Кто же я скажи скорей! (Конь) (1 слог, 4 буквы, 3 звука)

2) Круглое, румяное,
Оно растёт на ветке.

Любят его взрослые,
И маленькие дети. (Яблоко) (3 слога, 6 букв, 7 звуков)

III. Постановка темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся ещё с одним писателем и с его рассказами, а вот с каким писателем, вы должны сами угадать.

Зачеркните все буквы У и прочтите тему урока.

У у Л у ев уН уи уу ко ула уев уич Туу ол ууусу той.

(Лев Николаевич Толстой)

Правильно, тема нашего урока Лев Николаевич Толстой, а теперь попробуем определить цели урока.

Познакомимся с жизнью и творчеством Льва Николаевича Толстого.

Будем учиться читать его рассказы.

Музыкальная физминутка или

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! – руки шире.

Пять! – руками помахать.

Шесть! – за парту тихо сесть.

IV. Работа по теме урока + презентация

1) Рассказ учителя о жизни и творчестве Л. Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо помнил ее. Отец Толстого был добродушным человеком, любил читать, охотиться. Рано умер. Воспитанием детей занималась дальняя родственница.

Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь провел в поселке Ясная поляна. Он очень любил родные места, любил гулять по лесу. В Ясной поляне им были написаны рассказы для детей. Поселившись в своей усадьбе Ясная Поляна, он организовал более 20 школ для детей из бедных семей.

V. Работа с учебником, с. 94.

А) Речевая разминка.

Чтение чистоговорок:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ро-ро-ро - у мальчика ведро.

Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.

Ры-ры-ры - подарили нам шары.

Ре-ре-ре - стоит дом на горе.

Ри-ри-ри - на ветках снегири.

Ар-ар-ар - кипит наш самовар.

Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.

Упражнения для языка: "Лошадка". Цоканье.

Работа над скороговоркой.

От топота копыт пыль по полю летит.

- О каком животном говорится в скороговорке?

- А мы сейчас прочитаем рассказ о коне, но не настоящем, а игрушечном.

Б) Чтение рассказа учителем.

- Все ли слова в рассказе понятны вам?

В) Чтение текста учащимися.

Г) Беседа по содержанию.

- У кого был конь? (Конь был у Пети и Миши)

- Что произошло между Петей и Мишей? (Мальчики поспорили).

- Кто решил их спор? (Их спор решила мама)

- Почему мама отобрала коня? (Мама отобрала коня, потому что мальчики спорили).

- Как могли бы играть мальчики? Что бы вы им посоветовали? (Мальчики могли играть вместе)

- А с вами происходили такие ситуации?

- Что хотел нам сказать автор этим рассказом? Какова главная мысль рассказа? (Надо играть дружно).

Физкультминутка для глаз.

Чтение рассказа учащимися.

- О ком этот рассказ? (Этот рассказ о девочке).

- Какая сумка получилась у девочки? (Сумка получилась плохая).

- Почему девочка гордилась своей работой? (Девочка сама сшила сумку).

- Эта девочка была очень мала, но какой ей хотелось быть? (Девочка хотела быть трудолюбивой)

Работа в группах

Каждому на парту я раздам картинку-пазлы, вам нужно ее собрать и сказать, что у вас получилось.

VI. Подведение итогов.

1. Обобщающая беседа.

- О каком писателе мы говорили на уроке?

- Что вы о нём узнали?

- Ребята, вы прочитали два рассказа о детях. Поступки и поведение, кого вам больше понравилось?

– Как вы думаете, какими хотел видеть детей Л. Н. Толстой?

– Чему же учат нас произведения Толстого?

Мне бы хотелось закончить урок словами одного мудреца: “В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы, исключить из жизни дружбу это – все равно, что лишить мир солнечного света”.

– А теперь давайте вернёмся к тому, что мы хотели узнать на уроке.

- Обо всём узнали?

Дружба – это солнечный свет, солнце греет всю планету, а человека может согреть одно приятное, доброе слово, улыбка, с которой может начаться дружба. Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, похвалите друг друга за отличную работу, взаимопомощь.

VII. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, ребята:

Если вам все было понятно и урок понравился – поднимите зеленое яблочко;

Если вы что-то не поняли и урок вам не понравился – поднимите красное яблочко.

Войти через uID

Войти через uID

Уроки литературы по произведениям Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель, философ, педагог. Его произведения переведены на многие языки мира, были многократно экранизированы. Они злободневны и актуальны и по сей день. Читать далее >>>


Ресурс представляет собой интерактивный тест – презентацию MS PowerPoint на основе шаблона А.А.Баженова. Цель: проверка знаний учащихся содержания романа Л.Н.Толстого "Война и мир".


Наталья Николаевна Покровкова (НАТАЛЛ)


02.01.2017

Учащиеся в ходе самостоятельного дифференцированного исследования раскрывают поведение князя Андрея в Аустерлицком сражении, его душевное состояние во время сражения и после ранения. Князь Андрей совершил свой долгожданный подвиг, но что произошло в его сознании и в душе? Ощутил ли он красоту этого подвига? Какую роль сыграл Аустерлиц в судьбе Андрея Болконского и России? Учащиеся приходят к выводу, что Аустерлиц принес князю Андрею открытие нового мира, нового смысла жизни.


Мартынова Татьяна Павловна (Публикатор)


10.09.2015

Комбинированный урок. Знакомство с мнениями критиков о романе, наблюдения и выводы.
Индивидуальная, фронтальная,творческая, инсценирование сцены из романа.


Коновалова Виктория Эдуардовна (Victoria5086)


15.02.2015

  • Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза);
  • Сравнить главных героев рассказа и полученные сведения отразить в таблице;
  • Определить социально – нравственные проблемы рассказа;
  • Формировать гуманистические чувства детей.


Рогожникова Надежда Викторовна (НадеждаРогожникова)


08.12.2010

Уроки литературы по произведениям Л.Н. Толстого

Лев Николаевич Толстой — великий русский писатель, философ, педагог. Его произведения переведены на многие языки мира, были многократно экранизированы. Они злободневны и актуальны и по сей день.

На нашем сайте вы сможете скачать разработки уроков, тестовых заданий, контрольных работ и дополнительных материалов к урокам, посвященным творчеству Л.Н. Толстого.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Цель: познакомиться с жизнью и творчеством писателя; выявить художественные особенности его творчества.

Задачи:

  • знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого, выявление мировоззрения писателя, его отношение с действительностью;
  • развитие способности к обобщениям, умению выделять главное; логическому мышлению;
  • формирование самостоятельности при работе с книгой, ответственности перед словом, воспитание интереса к творчеству писателя.

Ход урока

(Слайд № 3,4) Происхождение

(Слайд № 5) Детство

1828, 28 августа (9 сентября) – Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.

(Слайд № 6) 1830 – смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской). Его мать умерла, когда ему не было ещё 2-х лет. Воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская.

(Слайд № 7) 1837 – переезд семьи из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.

1841 – смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше – П.И. Юшковой.

Ему хотелось блистать в обществе, заслужить репутацию молодого человека; но внешних данных для того у него не было: он был некрасив, как ему казалось, неловок, и, кроме того, ему мешала природная застенчивость.

(Слайд № 9) Образование

1844 – Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.

1845 – Толстой переходит на юридический факультет.

(Слайд № 10) 1847 – Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.

(Слайд № 11) Жизненный манифест Льва Толстого

1849 – сдал экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. Толстой начинает вести дневник.

Уехав в Петербург, весной 1848 года начал держать экзамен на кандидата прав; два экзамена, из уголовного права и уголовного судопроизводства, сдал благополучно, однако третий экзамен он сдавать не стал и уехал в деревню.

Позднее наезжал в Москву, где часто поддавался страсти к игре, немало расстраивая этим свои денежные дела. В этот период жизни Толстой особенно страстно интересовался музыкой (он недурно играл на рояле и очень любил классических композиторов).

(Слайд № 14) Военная карьера

На Кавказе Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках с горцами и подвергаясь всем опасностями боевой кавказской жизни.

Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.

(Слайд № 20) Путешествия по Европе

В следующей поездке его интересовали в основном народное образование и учреждения, имеющие целью поднятие образовательного уровня рабочего населения. Вопросы народного образования он пристально изучал в Германии и Франции и теоретически, и практически, и путём бесед со специалистами.

(Слайд № 21) Педагогическая деятельность

Вернулся в Россию вскоре по освобождении крестьян и стал мировым посредником. В то время смотрели на народ как на младшего брата, которого надо поднять на себя; Толстой думал, наоборот, что народ бесконечно выше культурных классов и что господам надо заимствовать высоты духа у мужиков. Он деятельно занялся устройством школ в своей Ясной Поляне и во всём Крапивенском уезде.

(Слайд № 23) Семья и потомство

(Слайд № 24) 1862 – Жандармский обыск в Ясной Поляне.

(Слайд № 25) Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.

В конце 1850-х познакомился с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью московского врача из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. 23 сентября 1862 года женился на ней, и на долю его выпала полнота семейного счастия. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданнейшего друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни — упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны, материального благосостояния, выдающегося, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.

Однако отношения Толстого с женой не были безоблачными. Между ними часто возникали ссоры, в том числе в связи с образом жизни, который Толстой избрал для себя.

(Слайд № 26) Семья Л.Н. Толстого.

(Слайд № 27) Расцвет творчества

(Слайд № 30) 1876 – Знакомство с П.И. Чайковским.

(Слайд № 31,32) 1878 — 1910 г.г. — период искания смысла жизни и критики общественного строя.

(Слайд № 33) Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи

Соединение и перевод четырех Евангелий. Прижизненное издание знаменитого труда Льва Николаевича Толстого, за которое граф был отлучен от церкви. Вторая и третья части книги были подготовлены вновь именно для этого издания.

1893 – Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским. Публикация некоторых произведений Толстого была запрещена духовной и светской цензурой.

В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.

1902 – возвращение в Ясную Поляну.

1907 – письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого.

Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.

(Слайд № 47) Последние годы жизни. Смерть и похороны

В октябре 1910 года, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул Ясную Поляну.

(Слайд № 48) Своё последнее путешествие он начал на станции Козлова Засека; по дороге заболел воспалением лёгких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой, Липецкая область), где 7(20) ноября и умер.

(Слайд № 51) Дом Л. Н. Толстого


Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути Л.Н. Толстого; познакомить учащихся с основными идеями писателя; формировать умения оригинального мышления; воспитание культуры умственного труда на основе использования таких мыслительных операций: сравнение, анализ, группировка;

Оборудование: проектор, портрет писателя, видео ролики

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы откроем следующую страницу безграничной книги великих писателей России.

Весь XX век этот человек оставался одним из самых читаемых авторов во всём мире. Лучшие его произведения были экранизированы неоднократно. Сегодня мы приступаем к изучению жизненного и творческого пути Льва Николаевича Толстого.

И наш урок мне хотелось бы озаглавить следующим образом: “Лев Николаевич Толстой – “волна” и “нерв великого народа”.

У вас, ребята, наверное, появился вопрос, и вполне уместный, почему “волна” и “нерв великого народа”? Хочу вам пояснить, что данные строки я вычитал в стихотворении Якова Полонского “Писатель, если только он…”, посвящённом Л.Н.Толстому.

Послушайте отрывок из данного стихотворения и попытайтесь объяснить значение метафор “волна океана” и “нерв народа”:

Писатель, если только он
Волна, а океан – Россия,
Не может быть не возмущен,
Когда возмущена стихия.
Писатель, если только он
Есть нерв великого народа,
Не может быть не поражен,
Когда поражена свобода…
Я. Полонский
(“Волна океана” отражает размах таланта писателя”, “нерв народа” – неразрывную связь писателя с народом).

II. Работа над высказыванием или мысли вслух.

Помимо того, что Л.Н. Толстой был писателем огромного размаха, подобно волне, и находился в неразрывной связи с народом, словно нервные клетки в организме человека, он был ещё и великим мыслителем.

Ребята, как вы понимаете лексическое значение слова “мыслитель”?

В толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова и Натальи Юльевны Шведовой есть только одно определение лексического значения слова “мыслитель”. “Мыслитель – человек, обладающий даром глубокого и оригинального мышления”.

Многие высказывания Л.Н.Толстого стали афористичными, и в этом мы убедимся неоднократно при знакомстве с его произведениями.

Известный английский писатель Оскар Уайльд сказал: “ У меня есть высказывание на каждый случай жизни – это хороший способ оригинально мыслить”.

Посмотрите на экран. На нём вы видите одно из высказываний Л.Н.Толстого, содержание которого, на мой взгляд, наиболее полно отражает основную идею мировоззрения писателя: “Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”. Поразмышляйте над содержанием данной цитаты. Как вы её понимаете и согласны ли с этой мыслью или нет? Почему?

(Высказываются точки зрения о смысле слов писателя, о необходимости самовоспитания и самосовершенствования, духовного очищения каждого человека; подвести детей к таким понятиям как “самосовершенствование” и “самовоспитание”).

Как вы понимаете значения слов “самосовершенствование” и “самовоспитание”? Самосовершенствование – это сознательная работа по личностному росту и развитию.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Смысл жизни Л.Н.Толстой видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Это мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни писатель считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим при непрерывном самосовершенствовании и самовоспитании.

V. Анализ дневника писателя.

Самое главное в творчестве Толстого – это книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта – дневники писателя. Они помогают заглянуть в сокровенный мир Художника. Дневник – правдивое зеркало жизни великого писателя.
“По дневнику весьма удобно судить о самом себе”, – пишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, закончены за 3 дня до смерти.

Краткая презентация о жизни и творчестве писателя.

Главное в жизни писателя – это служение своим идеалам, достижение поставленных целей, на смотря на жизненные, порой, трагические, обстоятельства.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа (9 сентября) в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, в том числе, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы: “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”.

“Радостный период детства”

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик": некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир"). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: "она научила меня духовному наслаждению любви". Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести "Детство".

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета "по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам", Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), "практическую медицину", языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и "достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи".

После лета в деревне, осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

“Война и свобода”

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести "Казаки" (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот "край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода". На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями "Отрочество", 1852-54, и "Юность", 1855–57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы, здесь он начал писать цикл "севастопольских рассказов", вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк "Севастополь в декабре месяце" прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной "диалектики души" (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об "основании новой религии" - "религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической".

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современника", где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в "Исповеди" (1879–82): "Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 – за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе "Люцерн"), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Толстой – педагог.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, И это не было просто увлечением, все свои идеи он пытался воплотить в реальность. В 1860 г. он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. В Германии, Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии Лев Николаевич изучал популярные педагогические системы, а потом изложил собственные идеи Толстой в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. Яснополянская школа принадлежит к числу самых оригинальных педагогических попыток, когда-либо сделанных. В эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкою педагогией Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе; единственный метод преподавания и воспитания, который он признавал, был тот, что никакого метода не надо. Всё в преподавании должно быть индивидуально – и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто где хотел, кто сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Несмотря на этот крайний педагогический анархизм, занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих. С 1862 года Толстой стал издавать педагогический журнал “Ясная Поляна”, где главным сотрудником являлся опять-таки он сам. Он пишет свою знаменитую “Азбуку”, для которых сочиняет оригинальные рассказы и переложения сказок и басен. В современное время многие сказки Л.Н.Толстого воспринимаются как русские народные, например, “Маша и три медведя”.

“Война и мир” (1863–39)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год". Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена), и лишь в начале 1865 напечатал в "Русском вестнике" первую часть "Войны и мира". Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

“Анна Каренина” (1973–77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Смысл существования "образованного сословия" и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего "Анну Каренину" в "Дневнике писателя". "Мысль семейная" (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е годы)

Работа с толковым словарем.

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

Весной 1847 года Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти. В нём мы и можем увидеть истинные взгляды Л.Н.Толстого.

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях "Смерть Ивана Ильича" (1884-86), "Крейцерова соната" (1887-89), "Отец Сергий" (1890-98), драме "Живой труп" (1900), в рассказе "После бала" (1903). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Заключительное слово учителя:

Л.Н.Толстой – гениальный художник слова, интерес к творчеству которого с годами не только не ослабевает, а наоборот – растет. Находясь всю жизнь в поиске истины, в своих произведениях он делиться своими открытиями и переживаниями. Произведения Толстого можно перечитывать неоднократно, всякий раз находя в них все новые и новые мысли. Поэтому закончить этот урок я хотела бы словами А. Франса: “Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным… Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!

Читайте также: