Лимфатическая система конспект урока 8 класс сухорукова

Обновлено: 07.07.2024

Органы кровеносной и лимфатической систем. Круги кровообращения.

развивать у учащихся знания о системе органов кровообращения, определить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания о большом и малом кругах кровообращения.

У более сложно устроенных животных расстояние между ними увеличилось так, что без специальной сети жизнь организма стала невозможной.

Транспортная система, состоящая в основном из сосудов, наполненных кровью, впервые возникла у кольчатых червей, а своего наивысшего развития получила у птиц и млекопитающих.

* Какие типы кровеносных систем возникали в процессе эволюции?

- незамкнутая и замкнутая системы

* В чем принципиальная разница между незамкнутой и замкнутой кровеносными системами?

* Вспомните, какие эволюционные преобразования произошли в кровеносной системе позвоночных животных?

- Появление малого (легочного) круга кровообращения связано с выходом позвоночных на сушу, у пресмыкающихся, птиц и млекопитающих преобразования сердца и магистральных сосудов связано с разделением крови на венозную и артериальную.

Итак, что же относится к транспортным системам нашего организма?

КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

-сердце - лимфатические сосуды

- кровеносные сосуды - лимфатические капилляры

*артерии - лимфатические узлы

Эти две системы тесно связаны друг с другом. К тканям жидкость поступает только по артериям и венам в составе крови, а оттекает от тканей двумя путями: по венам в составе крови и по лимфатическим сосудам в составе лимфы. Недалеко от сердца потоки крови и лимфы вновь сливаются.

ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: рассмотрите рис. 49 на стр.103 и найдите лимфатические узлы и лимфатические капилляры.

Лимфатическая система - это система вывода ЯДОВ из организма, особенно бактериальных и грибково-паразитарных ядов простейших!
Практически от этой системы зависит ИММУНИТЕТ человека, а иммунитет - это ЖИЗНЬ!
Лимфатическая система идет вся "снизу-вверх", и никогда в обратном порядке! Т.е. с кончиков пальцев - и до грудного лимфатического протока. Лимфатические протоки имеют клапаны - очень важное приспособление: когда лимфа поднимается - клапан ее пропускает, но тут же захлопывается (не дает возможности ОБРАТНОГО хода лимфе!). Из каждой ткани отходят лимфатические сосуды, которые начинаются прямо в ткани, они фильтруют через себя огромные потоки лишней жидкости.
Тут в лимфе живут бактерии, тут живут и грибки, связанные между собою цепями, и тут живут паразиты - описторхи, лямблии - прямо в ткани! И сюда же постоянно все вымывается водой из сосудов - и уходит в лимфу.
Лимфоузел = Таможня ПЕРВОГО маленького масштаба, он в первую очередь отвечает, если есть воспаление или рак.
Здесь ферментная база лимфоцитов-макрофагов, они здесь живут. Лимфоузел - это помещение, в котором живут живые макрофаги, лимфоциты-Т, лимфоциты-В. Они, фильтруя эту жидкость, уничтожают бактерии, вирусы, грибки, паразиты и простейших.

У человека нет отдельного сердца для лимфосистемы, но как создается движущийся поток лимфы? Лимфатический сосуд расположен в глубине мышечных волокон. При сокращении мышц - лимфа проталкивается, а обратно ее не пропускают клапаны в лимфо-сосудах. Но если мышца вокруг сосуда не работает - откуда взяться движению лимфы?!
Чувствуете, что устали - значит, застоялась лимфа! Если приходится долго сидеть - попейте воды, подвигайтесь, сделайте скрытую гимнастику.

Лимфосистему нельзя греть! На лимфосистему нельзя никаких компрессов, во время массажа лимфоузлы обходите стороной: там живут лейкоциты, и если вы их прижмете, пройдете против хода потока - вы их просто уничтожите, разрушите.

В голове нет лимфатических сосудов - там есть лимфатические озера, откуда лимфа просто стекает вниз.
После прочистки лимфоузлов и прохождения 10 этапов "таможни", чистая лимфа (это та же ВОДА, или сукровица, это та же часть красной крови, в которой нет эритроцитов) впадает в венозное русло и смешивается с венозной кровью, попутно очищая ее.

Сердце — насос, который перекачивает кровь по сосудам.

* Какие же сосуды выделяют?

АРТЕРИИ ВЕНЫ КАПИЛЛЯРЫ

сосуды, которые несут сосуды, которые несут кровь сосуды, в которых происходит

кровь от сердца к органам от тканей к сердцу обмен веществами между кровью и

состоят из 3-х слоев: наружный — соединительная ткань, средний - только 1 слой — эпителиальный

гладко мышечная ткань, внутренний — однослойный эпителий.

А ртерии имеют толстые стенки, в которых содержатся мышечные волокна, а также коллагено-вые и эластические волокна. Благодаря этому артерии легко восстанавливают свою форму (сужаются) после их растяжения (расширения) большой порцией крови.
Стенки вен менее толстые, чем стенки артерий, и содержат меньше мышечных волокон и эластических элементов.
Отличительной особенностью крупных вен конечностей (особенно ног) является наличие специальных образований на их внутренней стенке — клапанов.
Клапаны устроены так, что открываются, когда кровь движется к сердцу, и закрываются, когда кровь стремится двигаться в обратном направлении. Наличие клапанов обеспечивает ток крови по венам только в одном направлении — к сердцу.

Изнутри стенки артерий и вен покрыты тонким, толщиной всего в одну клетку, слоем эндотелия.
Эндотелиальные клетки обладают важной особенностью: они выделяют различные вещества, которые препятствуют образованию сгустков крови (тромбов), а значит, и свертыванию крови. Поэтому кровь остается жидкостью, которая свободно течет по кровеносному руслу.
Капилляры — это мельчайшие кровеносные сосуды человека, настолько тонкие, что вещества могут свободно проникать через их стенку.
Суммарная длина кровеносных капилляров в организме человека равна примерно 100 000 км. Такой нитью можно 3 раза опоясать земной шар по экватору! Общая поверхность кровеносных капилляров в организме равна примерно 1500 га.

* Как же происходит движение крови в нашем организме?

Как мы уже говорили, в нашем организме имеется насос, который нагнетает кровь — сердце.

Сердце состоит из 4 камер. Левая половина сердца отделена от правой половины сплошной перегородкой. Левая часть сердца содержит богатую кислородом артериальную кровь, а правая половина — бедную кислородом — венозную кровь. Каждая половина сердца состоит из предсердия и желудочка.

В нашем организме кровь движется по 2 кругам кровообращения: большому и малому.

БКК: начинается в левом желудочке --- аорта (самая большая артерия) — артерии, которые снабжают кровью голову, руки и туловище. Артерии многократно ветвятся, сужаются и переходят в капилляры. В них О2Нв распадается на кислород и гемоглобин, а углекислый газ соединяется с Нв и образует карбоксигемоглобин, который уносится плазмой крови. Кровь собирается в вены большого круга кровообращения -верхняя полая вена и нижняя полая вена. Обе они несут кровь в правый желудочек, откуда начинается МКК. Период оборота крови по большому кругу кровообращения составляет 21 секунду.

МКК: сокращаясь правый желудочек выбрасывает кровь насыщенную углекислым газом (венозную) в две легочные артерии. (по легочным артериям течет венозная кровь. ) В легких артерии ветвятся, становятся тоньше и переходят в капилляры, которые оплетают альвеолы (легочные пузырьки). Здесь углекислый газ из крови уходит в альвеолярный воздух, а кровь насыщается кислородом и становится артериальной. Артериальная кровь по легочным венам возвращается к сердцу , а именно к левому предсердию. Здесь заканчивается МКК. Кровь переходит в левый желудчек, где начинается БКК. Период оборота крови по МКК составляет 7 секунд.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Лимфатическая система" - урок получения новых знаний.

Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем.

Цель: познакомить учащихся со строением и особенностями лимфатической системы, ее значением.

Задачи: Образовательные - изучить строение и особенности лимфатической системы; показать взаимосвязь между лимфатической и кровеносной системами.

Развивающие - продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы по результатам работы, работать с о схемами, таблицами, решать проблемные вопросы. Воспитательные - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: называть структурные компоненты лимфатической системы, их значение; сравнивать состав лимфы и плазмы крови; описывать и объяснять роль лимфатической системы в организме человека, особенности движения лимфы по лимфатическим сосудам, связь лимфатической и кровеносной систем, связь лимфатической системы с формированием иммунитета. Метапредметные

Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

Регулятивные: ставить цель и анализировать условия достижения цели; уметь планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; устанавливать причинно-следственные связи; давать определение понятиям.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Личностные: умение нести ответственность за свое здоровье, формирование здорового образа жизни; формирование ответственного отношения к обучению, интеллектуальных умений; умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Технологии обучения: проблемно-поисковая технология, использование компьютерных технологий, здоровьесберегающие технологии.

1.Организационный момент (Приветствие, проверка присутствия и готовности к уроку).

2.Формулирование темы урока, постановка целей и определения задач урока (слайд№1)

Учитель: по какому принципу органы объединяют в единую систему органов? Какие системы органов вы уже изучили? (Отвечают на поставленный вопрос)

Я не кровь, но в связи с нею,
свои функции имею.

К тканям жидким отношусь
И в сосудах нахожусь. (Лимфа)

Вопрос: назовите тему сегодняшнего урока, укажите задачи и способ изучения нового материала.

Отвечают на вопросы, формируют тему урока, записывают тему урока в тетрадь. Ставят цели урока и определяют задачи, которые нужно достичь на уроке, предлагают способ достижения целей и задач урока.

Тема: Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь кровеносной и лимфатической систем)

-определить строение и функции лимфатической системы;

-отличие лимфатической и кровеносной систем;

-указать связь лимфатической и кровеносной систем.

Способ изучения- объяснение учителя, работа с учебником, с презентацией.

3. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности.

Учитель: что такое лимфа? Какое значение имеет лимфатическая система для нашего организма?

Высказывают свои предположения, формируют определение лимфа

Лимфа – это внутренняя среда организма, прозрачная жидкость, сходная по химическому составу с плазмой крови; образуется из тканевой жидкости, просочившейся в лимфатические капилляры и сосуды.

-Сформулируйте определение лимфатическая система.

Лимфатическая система — совокупность сосудов, собирающих лимфу из тканей и органов и отводящих её в венозную систему.

Проблемный вопрос: Чем отличается лимфатическая система от кровеносной? Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма? (слайд№2 )

4.Изучение нового материала

А) Состав и функции лимфы, работа с учебником, с. 71-72. (слайд № 3)

Учитель: какой химический состав имеет лимфа и какие функции выполняет лимфатическая система? Ответы на этот вопрос мы можем найти в учебнике на стр.71

Состав лимфы, отличие от плазмы крови. Содержит в 3-4 раза меньше белков, чем плазма крови(3-4%), глюкозу(0,1%), минеральные вещества(1%); реакция лимфы щелочная. В ней присутствует фибриноген, поэтому она способна свертываться. В лимфе нет эритроцитов, в небольших количествах содержатся лейкоциты, проникающие из кровеносных капилляров в тканевую жидкость. Количество лимфы -2-4 л.

Функции лимфатической системы: (слайд № 3)

Защитная (в лимфатических сосудах происходит размножение лимфоцитов и фагоцитирование болезнетворных организмов, а также вырабатываются антитела).

Дренажная система в организме-дополнительная система оттока жидкости от органов.

Участвует в обмене веществ (всасывание продуктов расщепления жира).

Гомеостаз (поддержание постоянства состава крови)




лимфатические сосуды лимфоидные органы

лимфокапилляры лимфоузлы лимфососуды (вены) тимус протоки (грудной) селезёнка

Проверка правильности дополнения схемы, коррекция выполненного задания (слайд № 5).

Особенности строения лимфатических сосудов, работа в группах, работа с учебником, с70-71.

1 группа изучает строение и особенности лимфатических капилляров.

2 группа изучает особенности и строение лимфатических сосудов

3группа изучает особенности строение лимфатических протоков

Выступление участников групп, запись главного в тетрадь.

В) Строение и работа лимфоузла, просмотр видео, или объяснение учителя, работа с изображением строения лимфатического узла, учебник рис. 4.13,с 71 (слайд № 6,7).

По ходу лимфатических сосудов располагаются лимфатические узлы. Узлы играют роль фильтров, задерживающих микроорганизмы. В них в большом количестве находятся лимфоциты, активно участвующие в иммунных реакциях организма. Лимфатические узлы представляют собой образования округлой, овальной, бобовидной, реже лентовидной формы размерами от 0,5 до 5 см. Имеет корковый и мозговой слои. К узлу подходят лимфатические капилляры, которые приносят лимфу. Мозговое вещество состоит из щелей - синусов. В просвете синусов имеются сети из тонких соединительнотканных волокон, в петлях которых задерживаются и уничтожаются лимфоцитами чужеродные частицы, микробные тела. Очищенная лимфа вытекает из узла по выносящему сосуду, и поступает в лимфатические вены.

Г) Проблемный вопрос: Какой путь движения осуществляет лимфа внутри нашего организма, работа в парах.(слайд № 8,9)

Учитель: каким образом происходит движение лимфы в сосудах? Попробуйте выстроить последовательность передвижения лимфы.

тканевая жидкость → лимфа → лимфатические капилляры → лимфатические сосуды → лимфатические протоки → верхняя полая вена

Вопрос: Назовите причины кровообращения, будут ли причины лимфообращения и кровообращения одинаковыми.

Причины движения лимфы (слайд № 10)

-наличие клапанов в сосудах, благодаря которым лимфа движется в одном направлении,

-сокращение стенок сосудов,

-сокращение скелетных мышц конечностей,

-присасывающая сила вдоха.

Вывод урока.

Учитель: назовите проблемный вопрос и получили мы ответ на этот вопрос.

Отличие лимфатической и кровеносной систем (запись в тетрадь) (слайд № 11)

-нет эритроцитов, меньше белков;

-лимфа движется медленно;

- нет артерий, возвращает жидкость в кровеносную систему (движение к сердцу).

7.Первичное закрепление.

Тесты (слайд№ 12,13) 1. Лимфатическая система служит для:
а) возврата веществ из тканевой жидкости в кровь +
б) обеспечения иммунного ответа на заражение
в) снабжения органов кислородом 2. В какой кровеносный сосуд поступает лимфа из лимфатической системы:
а) капилляры
б) артерии
в) вены + 3. Укажите функции лимфатических узлов:
а) иммунная, транспортная
б) барьерно-фильтрационная
в) оба варианта верны +
г) оба варианта не верны

4.Лимфатические капилляры отсутствуют в:

а) головной и спинной мозг +

г) глазное яблоко+

8.Домашнее задание: § 27, рисунок лимфоузла (слайд №12).

9. Рефлексия и итоги урока (слайд №12). Учитель предлагает закончить предложения и оценить свою работу на уроке Сегодня я узнал (а)… Было интересно… Затруднения вызвал вопрос о… Меня удивило то, что… Урок дал мне знания о… В жизни мне пригодится…


В уроке рассматривается строение и особенности лимфатической системы. Описывается состав лимфы и строение лимфатических узлов. Рассказывается о движении лимфы. Приводятся причины воспаления лимфоузлов. Описываются процессы, способствующие движению лимфатической жидкости. Объясняется роль лимфатической системы в иммунитете организма В уроке вводятся понятия: лимфа, лимфоциты, лимфатические капилляры


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Лимфатическая система. Движение лимфы"

Кровеносная система – не единственная сосудистая система нашего организма. В большинстве органов в теле человека помимо кровеносных находятся лимфатические сосуды. Они содержат лимфу – прозрачную и практически бесцветную жидкость.


Количество лимфы в организме человека составляет около 2 л. В ней практически отсутствуют эритроциты, содержится гораздо меньше белков по сравнению с плазмой крови. Но она содержит много лимфоцитов.

Лимфоциты – разновидность лейкоцитов, имеющих вид шарика, на поверхности которого находится много ворсинок, похожих на щупальца. С их помощью лимфоцит изучает поверхность других клеток и отыскивает чужеродные соединения – антигены. Именно лимфоциты обеспечивают защиту организма от бактерий и вирусов.

После того как человек поел жирной пищи, лимфа меняет свой цвет на молочно-белый. Это связано с тем, что в неё из кишечника всасывается значительная часть жира.

Лимфатическая система состоит из лимфатических капилляров, лимфатических сосудов и узлов.

Из плазмы крови образуется тканевая жидкость, которая омывает все клетки и ткани, отдавая им питательные вещества и кислород. Затем часть тканевой жидкости всасывается в лимфатические капилляры и образует лимфу.

Лимфатические капилляры начинаются слепо, иногда приобретая вид булавовидных расширений. Их стенки образованы только одним непрерывным слоем эпителиальных клеток, поэтому тканевая жидкость легко проникает внутрь них.

Лимфатические капилляры присутствуют во всех органах и тканях тела, кроме головного и спинного мозга, хрящей и костного мозга. Они имеют больший диаметр, чем кровеносные капилляры, – до 0,2 миллиметра. Лимфатические капилляры соединяются между собой и образуют лимфатические сети.

Из капилляров лимфа поступает в более крупные лимфатические сосуды. Движение лимфы происходит снизу вверх, от кончиков пальцев рук и ног. Поэтому на внутренних стенках лимфатических сосудов располагаются клапаны, которые препятствуют обратному оттоку лимфы. Благодаря клапанам кровь движется в одном направлении. Лимфатические сосуды заканчиваются у человека правым лимфатическим и грудным протоками.

Оба протока изливают лимфу в верхнюю полую вену большого круга кровообращения недалеко от сердца. В сутки в кровь возвращается от 1 до 3 литров лимфы.

По ходу лимфатических сосудов располагаются специальные образования – лимфатические узлы. Некоторые из них в виде округлых уплотнений можно найти под нижней челюстью. Их много также в подмышечной и подколенной впадинах, в паху и среди внутренних органов. У человека насчитывается более 460 лимфатических узлов. Снаружи они покрыты капсулами, от которых внутрь узла отходят перегородки. Между перегородками находятся скопления лимфоцитов, которые обезвреживают микроорганизмы. В лимфатических узлах происходит созревание лимфоцитов.


Здесь лимфатические сосуды распадаются на многочисленные узкие протоки, в которых происходит очистка лимфы, отфильтровываются погибшие клетки и бактерии. Таким образом, лимфатические узлы играют роль фильтров. Они входят в иммунную систему человека, потому что в них формируются лимфоциты.

Если в лимфатических узлах задерживается много бактерий, они увеличиваются в размерах, воспаляются и становятся болезненными.

Причиной воспаления лимфоузлов могут быть инфекционные и бактериальные заболевания.


Движение лимфы по сосудам. Ток лимфы происходит благодаря сокращениям мышечной стенки лимфатических сосудов, сдавливанию лимфатических сосудов сокращающимися мышцами и пульсации кровеносных сосудов. Лимфа движется по сосудам медленно, так как в лимфатической системе нет насоса, аналогичного сердцу.

Лимфатическая система. Она обеспечивает связь между органами и тканями, переносит многие вещества, которые всасываются в органах пищеварения, например жиры. Лимфатическая система дополняет работу кровеносной системы и осуществляет возвращение белков, жиров, воды и минеральных веществ из тканевой жидкости в кровь. Обеспечивает отток жидкости от органов. Находящиеся в лимфе лимфоциты выполняют защитную функцию, обеспечивая постоянство внутренней среды организма.

Итог урока. Лимфатическая система начинается слепо замкнутыми лимфатическими капиллярами, в которые попадает тканевая жидкость и образует лимфу. Далее из капилляров лимфа попадает в лимфатические сосуды, по ходу которых располагаются лимфатические узлы. В них происходит очищение лимфы.

Раздел Биология
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор Волкова Т.В.
Дата 31.10.2014
Формат rar
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

Волкова Татьяна Викторовна,

Тема урока: Лимфа, лимфатические сосуды, их значение.

Цель: познакомить учащихся с лимфатической системой человека.

Образовательные: сформировать знания о составе и значении лимфы, лимфатических сосудах;

Развивающие: развивать умения использовать имеющие знания, рассуждать, систематизировать информацию, делать выводы;

Воспитательные:: воспитывать ответственное отношение к выполнению полученного задания.

I. Организационный момент.

Я рада этой встрече
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием послушаю я.
Мы сегодня снова будем наблюдать
Выводы делать и рассуждать
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно в работу включайся дружок.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Установите, какую группу крови имеет человек, если ему можно перелить кровь любой группы?

2. Почему при переливании крови, даже учитывая группу крови, бывают осложнения?

У мальчика первая группа крови, у девочки четвёртая группа, что можно сказать о группах крови родителей?

III. Изучение нового материала.

1. Лимфатическая система способствует оттоку лишней жидкости из тканей. Рис. 1

Конспект урока по биологии на тему Лимфа, лимфатические сосуды, их значение (8 класс).

2. Меньшая часть тканевой жидкости поступает в лимфатические капилляры, образуя лимфу. Лимфа представляет собой молочно - белую жидкость, сходную по составу с плазмой крови, но с меньшим (в 3 - 4 раза) содержанием белка. Она содержит в небольшом количестве лейкоциты, главным образом лимфоциты.

3. Лимфа движется очень медленно, в крупных лимфатических сосудах скорость её движения 0,25 - 0,3 мм/с.

4. Лимфатические капилляры начинаются слепо между клетками тканей, имеют более проницаемую стенку, чем кровеносные, и переходят в лимфатические сосуды, которые соединяются в более крупные и впадают в полые вены около сердца. Лимфатические сосуды пронизывают все ткани и органы. В стенке сосудов имеется мышечный слой. В крупных лимфатических сосудах имеются клапаны, препятствующие обратному току жидкости. Самые крупные лимфатические сосуды образуют главный грудной и правый лимфатический протоки, которые впадают в верхнюю полую вену, затем в правое предсердие. В сутки в кровь возвращается около 1 - 3 л лимфы. Рис. 2

Конспект урока по биологии на тему Лимфа, лимфатические сосуды, их значение (8 класс).

5. По ходу сосудов располагаются лимфатические узлы, в которых лимфа обогащается лимфоцитами. Лимфатические узлы являются биологическими фильтрами, в которых происходит обезвреживание, не попадая в кровь, микробов и чужеродных веществ путем фагоцитоза и образования антител.

6. Наиболее крупные лимфатические узлы находятся на ноге (подколенные), в паху, локтевые, подмышечные, поясничные, шейные.

7. Большое значение имеют лимфатические узлы и миндалины пищеварительного канала. Семь миндалин в виде кольца расположены в ротовой полости; они представляют собой скопление лимфоидной ткани. При ангине, скарлатине, дифтерите в первую очередь воспаляются миндалины, т.к. в них происходит борьба между микробами и защитными веществами организма.

8. Функции лимфатической системы регулируется гуморальным путем, тимусом и селезенкой. При нарушении функции тимуса тяжелее переносятся воспаление легких, грипп и другие болезни.

9. На функцию лимфатической системы положительно влияют занятия спортом, физической культурой, соблюдение личной гигиены, режима питания, гигиена дыхания и нормальная работа кровеносной системы.

Почему при некоторых заболеваниях возникают воспалительные реакции в лимфатических узлах?

V. Д/З: конспект,

Ответить письменно на вопрос:

Читайте также: