Общество 2 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Итак, начинаем наш урок. Обратите внимания на данные понятия, которые даны на уроке.

Что вы о них можете сказать?

1) Что такое эмоции?
2) Что такое чувства?

Эмоции – это внутренний мир человека. Это ответ нашего внутреннего мира на события окружающею мира. И ответ часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица.

3) Где человек может проявить свои эмоции и чувства?

Проявить свой характер?

Проявить свой внутренний мир?

(Учитель открывает слово Общество.)

Если мы говорим о человеке и обществе, назовите тему нашего урока.

(Дети называют тему урока “Человек и общество” – учитель открывает тему урока.)

Да у нас ceгодня обобщающий урок по теме “Человек и общество”. Итак, вернемся к началу нашего урока.

Какие бывают эмоции? (Отрицательные и положительные.)

Чем эмоции отличаются от чувств? (Эмоции бывают кратковременными, а чувства – долговременными.)

3. Работа с учебником.

(Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4-го класса: книга 2. Человек и общество. Часть 3. Стр. 20– 21. № 4, 5, 6, 7.)

Что такое общество?

(Это труппа людей, которая объединяется для общения, для совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Это всё население Земли – совокупность всех народов).

Учитель обращает внимание на понятие ОБЩЕСТВО.

Что можно выделить в этом понятие?

а) круг общения
б) мое общество
в) общественная группа

(Учитель показывает плакат, на котором нарисованы два круга.)

Что показывают эти два круга?

(Круг общения человека. За свою жизнь человек вступает в общение с разными людьми. Это могут быть очень близкие люди, родственники, лучшие друзья и хорошие знакомые, случайные встречные и просто незнакомые люди. Чем больше человек общается , тем шире его круг общения. Так можно назвать всех людей, с которыми мы встречаемся, разговариваем на протяжении всей своей жизни. Мы общаемся с помощью телефонов, интернета, писем, газет, радио, телевидения мы общаемся со всеми людьми на нашей планете. Круг общения человека может быть узким и широким. Малый круг – это узкий круг общения, большой круг – это широкий круг общения. Круг общения – это моё общество.)

Задание: Нарисовать в тетради свой круг общения. Проверка. Что представляет собой общественная группа?

(Это объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, которые отличаются от интересов других людей.) Дети приводят примеры. Общество шахматистов, общество учителей, общество спортсменов и т. д.

С чего начинается общество для каждого человека?

(Общество для каждого человека начинается с семьи. Когда мы только родились, с нами мама и папа, дедушка и бабушка, наши близкие родственники. Семья – это главная общественная группа, очень важная в большом обществе. От того, как мы ведём себя в кругу семьи, как относятся друг другу наши родители, мы дети – зависит очень многое в жизни.)

Чем заинтересованы люди, живущие в обществе?

(Чтобы был порядок, чтобы можно было найти интересную и хорошую работу, получить прекрасное образование, бороться против преступного мира.)

Что создаёт человек в обществе?

(Дома, книги, одежду, музыку, стихи, произведения искусства. Все люди заинтересованы в сохранении и увеличении достижений человеческого общества.)

4. Работа в парах.

На партах у детей на листочках записаны конфликтные ситуации. Дети должны найти способ разрешения.

1-я конфликтная ситуация.

“Несколько человек играют на спортивной площадке, к ним подходит другая компания ребят и настаивают на том, что здесь должны играть они, потому что они играли утром. Обе стороны начинают спорить. Что произошло?”

2-я конфликтная ситуация.

“В классе сидят несколько учеников. Но одному ученику жарко, и он открывает окно, а другой, сидящий у окна не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Они начинают спорить, должно окно быть закрытым или открытым. Что произошло?”

Что же произошло в обществе, когда интересы людей не совпали, противоречили друг другу?

(Произошёл конфликт – столкновение интересов людей, из-за которого возник серьёзный спор, соперничество. Данное слово учитель вывешивает или пишет на доске.)

Но если конфликт произошёл , что же делать?

(Найти способ его разрешения. Нужно подумать не только о своих интересах, но и о чужих и сделать уступки друг другу, договориться. Это самый мудрый и самый сложный способ прекратить конфликт.)

Как же вы разрешили конфликтные ситуации?

(Нашли компромисс. Высказывания детей. Данное слово учитель вывешивает или пишет на доске.)

Дети, представьте себе такую ситуацию. Человек поскользнулся на оледенелой дороге, а ты чтобы не мешать ему подняться, отвернулся и прошёл мимо.

Что тебе подскажет, что ты совершил нехороший поступок? Что так поступать нельзя? Что поможет тебе отличить хорошее от плохого?

Ответы детей. (Это совесть человека. Его внутренний голос. Совесть управляет твоими поступками.)

Да, дети, совесть родник интуиции ,наш внутренний колокольчик, ободряющий поступок человека или осуждающий его. Поэт Осип Мандельштам писал:

Узел жизни, в котором мы узнаны и развязаны для бытия.

Данное слово учитель вывешивает или пишет на доске.

Положите друг другу руки на плечи,
Опустите голову и мысленно пожелайте
Своим друзьям того, чтобы вы хотели
Пожелать себе.

5. Продолжение работы.

Задания по вариантам: Каждая группа должна написать в тетрадь по 5 самых важных правил.

Проверка. (При проверке отмечаются совпадение многих правил.)

Что создало общество в помощь совести?

(В помощь совести общество создало мораль. Это такие устные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. Слово мораль вывешивается или пишется учителем на доске.)

Совесть, мораль помогают управлять поступками людей в обществе.

А что ещё помогает управлять обществом?

Давайте разберём несколько ситуаций.

Работа по учебнику, стр. 43.

Вывод: Дети с помощью учителя установили, что все эти нормы поведения – часть общественной морали, часть из этих правил защищена только общественным осуждением, часть только силой закона. И помогает управлять обществом право. Слово право на доске.

А что такое право?

(Право – часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. Права человека записаны в Конституции Российской Федерации – показать конституцию.)

  1. Право на жизнь.
  2. Право на свободу и личную неприкосновенность.
  3. Право на защиту чести и достоинства.
  4. Право на достойную жизнь.
  5. Право на любовь и заботу – это право имеет ребёнок.

Где бы человек не жил, в какие бы общественные группы не включался, какую бы работу не исполнял – ты человек, личность!

Значит у человека есть права, они принадлежат ему с самого рождения и их отнять нельзя.

  1. Разговаривать грубо с родителями – М.
  2. Человек не получил заработанную плату за свой труд – П на достойную жизнь.
  3. Дразнить больного человека – М.
  4. Ударить собаку или кошку – М.
  5. Обидеть, оклеветать доброе имя человека – П на защиту чести и достоинства.
  6. Врач отказал больному в медицинском обслуживании – П на достойную жизнь.
  7. Человека задержали на улице, избили, ограбили – П на слободу и личную неприкосновенность.

Дети, не стоит забывать, что кроме прав у каждого человека есть обязанности перед обществом. Попробуйте объяснить могут ли права существовать без обязанностей. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.

Учитель. В современном обществе у человека с самого рождения очень много прав. Только общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности. Согласно “ золотому праву нравственности “ нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Спасибо, дети, за урок. Урок проводился по Образовательной системе “ Школа-2100”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для формирования у учащихся начального представление о взаимосвязях человека и общества.

1. Образовательная: учить доказывать, что человек — часть общества и часть природы, показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней.

3. Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-нравственное отношение к миру, потребность участвовать в жизни общества.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: осознанно строить высказывания в устной и письменной речи; устанавливать причинно-следственные связи;

Регулятивные: самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; выполнять учебные задачи в устной и письменной речи; высказывать свое предположение на основе работы в устной и письменной речи.

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками, аргументировать свою собственную позицию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Человек в обществе.

I. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: создать условия для формирования представления о взаимосвязях человека и общества.

Задачи: учить доказывать, что человек — часть общества и часть природы, показать, как развивалось общество от первобытных времен до наших дней; развивать речь учащихся, самоконтроль, мышление; воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению; внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.

Каждый день – всегда, везде, На уроках и в игре

Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.

2. Актуализация знаний.

Откройте маршрутный лист на стр.60-61., как называется раздел, по которому мы начинаем путешествие? ( Люди вокруг нас).

Как вы думаете, о каких людях идет речь? О людях, которые нас окружают.

Что это за люди? Родственники, друзья…… Верно, а еще это даже незнакомые люди, с которыми мы можем встретиться раз или два в жизни.

3. Выявление места и причины затруднения.

К1. Посмотрите на картинки. Кого мы на них видим? Людей. Врача, учителя и учеников, семью, продавца, прохожих на улице…(фото).

Это люди, которых мы видим каждый день, которые нас окружают. Люди из одной страны или одного города.

Каждый день, где бы мы не были – в школе, в поликлинике, в магазине, в автобусе – нас везде окружают люди – одноклассники, соседи, пассажиры, прохожие.

У людей, которые живут в одной стране или городе много общего: законы, обычаи, правила поведения. Все вместе люди составляют общество.

Можем ли мы сказать, что ваш класс – общество? Да, так наш класс состоит из людей, в нем есть свои порядки, правила, обычаи.

- Приведите примеры обществ. Общество автолюбителей, общество жителей города…

Ребята, как вы понимаете, что такое общество? (О́бщество — группа людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.) Ребята, как вы думаете, какая тема урока?

Тема урока – Человек в обществе.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

К2. Сегодня мы узнаем, что такое общество, и какое отношение к нему имеет человек. Цель: узнать, что такое общество.

Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Они стали жить все вместе, соблюдая обычаи, законы, правила поведения. Все вместе люди составляют общество. Одновременно с людьми появились главные вопросы:

- Что люди могут делать, а чего нет? - Что они обязаны делать и чего не обязаны? - На что имеют право и на что не имеют? И т.д.

И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, путём различных переговоров, к сожалению, в битвах и войнах.

А какие же права были в старину?

А у дворян в это время, наоборот, были широкие права. Они владели землёй, передавали её по наследству. Императрица дарила им крепостных крестьян, которые своим трудом обеспечивали своих хозяев.

Только в 19 веке крепостное право было отменено, и крестьяне стали свободными. Они могли уйти в город или остаться жить в деревне, заниматься торговлей или ремеслом.

5. Физкультминутка.

6. Реализация построенного проекта.

У человека есть права и обязанности. Человек неотъемлемая часть природы, он дышит, пьет. Он живое существо.

У животных нет разума, а только инстинкты. Ребенок развивается и становится человеком, только когда общается с другими людьми.

А сейчас откроем учебники на странице 62. Прочитаем данный текст. Читать будем по абзацам. А теперь ответим на вопросы учебника. К3.

Прочитайте 1 вопрос. Докажи, что человек – часть общества, докажи, что человек – часть природы.

Человек - часть живой природы. Потому что он, как и другие живые существа, растёт, развивается, дышит, питается, размножается. Для жизни человеку нужны воздух, вода, пища, тепло, свет.

У людей, которые живут в одном городе, в одной стране много общего: обычаи, законы, правила поведения. Все вместе люди составляют общество. Каждый человек — часть общества. В то же время он часть природы. Как и всем живым существам, ему необходимы воздух, вода, пища, тепло, дом.

У него есть права и обязанности. Человек неотъемлемая часть природы, он дышит, пьет. Он живое существо.

2 вопрос. Почему дети, которые воспитывались животными, не развивались как люди?

У животных нет разума, а только инстинкты. Ребенок развивается и становится человеком, только когда общается с другими людьми.

3 вопрос. Сравни поведение маленького ребенка и детеныша какого-нибудь животного. Чем похожи, чем отличаются?

Они питаются молоком матери, много спят, реагируют на яркие и звонкие игрушки. Но чем старше они становятся, тем отличий больше. Ребенок человека издает членораздельные звуки, пытается ходить на двух ногах, он более сообразительный, понимает речь.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Что такое общество? (Все люди вместе.)

– Как связаны человек и общество? (Человек является частью общества.)

– Что связывает людей, живущих в обществе? (Общие обычаи, законы, правила поведения.)

Все люди в обществе рождаются равными и свободными. Как вы это понимаете? Равные не значит одинаковые.

А что значит равные и свободные с рождения? Все люди в обществе при рождении имеют право на отдых, образование, медицину, труд и защиту.

А есть ли у человека обязанности в обществе? Да. Он должен работать на благо общества, быть полезным, соблюдать правила поведения, законы.

Посмотрите на иллюстрации. Что вы видите? Кто тут изображен? Первобытные люди.

Как вы догадались? они живут в пещерах, у них нет одежды, у них оружие – палки, нестриженые волосы, они сидят вокруг костра.

Что значит первобытные люди? Это люди, которые жили в древние времена. Да, они жили более 2 миллионов лет назад. Тогда началась история человечества.

Кто может рассказать, как жили первобытные люди, что ели, как спали, одевались? Первобытные люди жили в пещерах. Вместо двери в пещеру вела дыра. На земле, вдоль стен, лежали листья и мох. Спали обитатели пещер на обрывках звериных шкур.

Скажите, а какая-нибудь мебель в пещере была? Нет.

А зачем в пещере костер? Чтобы было тепло и на чем готовить еду.

Можем мы назвать первобытных людей обществом? Да. У них был дом, распределение обязанностей.

Каждый человек – часть природы и часть общества.

Мы все живые существа, а значит, как и всем живым существам, для жизни нам необходимы дом, воздух, вода, пища, тепло.

Но человек отличается от других живых существ, так как обладает разумом, умеет говорить, делать открытия, создавать технику и произведения искусства, строить города и заводы.

8. Включение в систему знаний и повторение.

Маугли – мальчик, который вырос в стае волков. Он научился бегать на двух ногах и быстро научился говорить, когда познакомился с людьми.

Известны случаи, когда человеческие малыши попадали к диким животным. Они выживали. Как вы думаете, такой ребенок мог развиваться как человек?

Нет, ребенок должен расти среди людей, ему нужно общение.

Как вел себя маленький мальчик? (Ходил на четвереньках, выл на луну, играл вместе с волчатами в их игры.)

Мальчик умел делать только то, чему его научили животные. Но он не умел говорить, пользоваться столовыми приборами, не носил одежду.

Общественные желания в человеке закладываются еще в детстве. После рождения маленький ребенок начинает постигать мир, изучать принципы его устройства, раскрывает для себя свет, пространство и время. Весь процесс воспитания человека зависит от окружающих его людей, от общества. Саму человечность в него закладывает окружение, общество.

В обществе у всех равные права. Какие права имеет каждый человек, а значит и вы? (Право на жизнь, на образование, на получение медицинской помощи и т. д.)

– Итак, любой человек является частью общества, значит, ему нужно жить по правилам этого общества, соблюдать его законы.

4 вопрос. Нет, ребенок должен расти среди людей, ему нужно общение.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение. лицей № 155 Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан. Конспект открытого.

Обществознание

Мир профессий

Обществознание

Мимика и жесты. Второй урок знакомства с данной темой

Обществознание

Поговорим о дружбе

Классный час в 2 классе "Поговорим о дружбе". Цели:. выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;.

Обществознание

Моя семья

Обществознание

Образ Пресвятой Богородицы - прообраз женщины – матери

Обществознание

УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ или ЦВЕТНОЙ ЛУГ ДРУЖБЫ

Обществознание

Бытовые приборы

Обществознание

Все профессии нужны, все профессии важны

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Детский сад № 9 комбинированного вида. Московской области. Конспект урока для.

Обществознание

Матрёшка - талисман России

Обществознание

О чём рассказывают наши вещи

О чем рассказывают наши вещи. технология. 2 класс. Сметанникова Л.П. учитель технологии, черчения, ИЗО. МБОУ СОШ №119. г. Новосибирск.

Обществознание

Усовершенствование нового продукта

Обществознание

Урок добра и толерантности

Обществознание

Права и обязанности

Обществознание

Я и мои эмоции

Обществознание

Правила вежливости

Обществознание

Дружбой дорожить

Обществознание

Учимся дружить

Обществознание

Правила вежливости

Обществознание

Учимся прощать

Обществознание

Красив тот, кто красиво поступает

Обществознание

Права ребёнка. Что такое право. Право ребёнка на защиту от жестокости и насилия

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА. урока “Человек и мир” во 2 классе. Учитель УО ОГОСШ № 12 г.Орши. : Романенко Жанна Михайловна. Изучаемая тема. : “Человек.

Обществознание

Быть честным и искренним

Обществознание

Быть честными

Обществознание

Красив тот, кто красиво поступает

Урок самопознания во 2 классе. Красив тот, кто красиво поступает. Цели:. 1.Учить различать положительные и отрицательные поступки и давать им.

Обществознание

Знания осветят тебе путь

Обществознание

Описание каталога конспектов уроков по обществознанию для 2 класса

Наш каталог конспектов уроков по обществознанию для 2 класса вмещает в себя большой ассортимент учебных материалов на множество тем и отлично подходит для подготовки к уроку как для учителей, так и для учеников 2 класса. Кроме того, все конспекты Вы можете абсолютно бесплатно скачать. Благодаря возможности просмотреть содержимое каждой работы онлайн, Вы можете легко выбрать действительно подходящий вариант, который поможет с подготовкой к уроку по обществознанию. Если найти подходящую работу не удается, то Вы можете воспользоваться удобным поиском по всей базе материалов.

Читайте также: