Конспект фронтального занятия звук

Обновлено: 05.07.2024

На странице представлены ссылки на авторские материалы логопедов по теме конспект групповых логопедических занятий. Использование материалов поможет логопедам облегчить титанический труд по работе с детьми в образовательных школах и детских дошкольных учреждениях.

В разделе представлены конспекты с логопедическими заключениями детей: задержка речевого развития, ОНР, ФФН, нарушение чтения и письма, дизартирия. Все материалы найдёте на данном сайте.

Конспекты занятий по грамоте для детей средней группы с тяжелыми нарушениями речи, знакомство:

Автоматизация звуков

Артикуляционная гимнастика

Видео

Дисграфия

Дифференциация звуков

Доска объявлений

Графомоторика

Игры

Конспекты групповые

Конспекты индивидуальн.

Литература

Логопед

Логопедические тетради

Логопедический массаж

Мелкая моторика

Нарушение письма

Развитие речи

Работа с родителями

Сказки

Советы родителям

Словарь

Статьи логопедов

Сценарии праздников

* Консультации специалистов на форуме
* Профессиональные логопеды, дефектологи и др. специалисты ответят на ваши вопросы.

* Возможность создания личных страниц
* Публикация материалов с получением электронного свидетельства

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект фронтального занятия по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей логопедической группе для детей с ОНР.

Цель: Знакомство со звуком и буквой И.

Задачи: уточнить артикуляцию звука [И]; познакомить детей с буквой И; учить соотносить звук и букву; учить выделять звук [И] в начале слова в ударной позиции; учить анализировать звуковой ряд из двух и трёх элементов, развивать дыхание и голос, артикуляционную моторику.

Лексический материал: иголки; иголка; ряд гласных звуков: у и о п а и м к а п о а, и; ряд обратных слогов: он, ин, Ул, ик, ул, ос, ут; слова: иволга, игры, ивушка, Ира, имя; звукокомплексы: АУИ, ОИУ, ОИ; предложения: Игорь взял лейку и полил цветы.

Игорь сорвал цветы и поставил в вазу.

- Сегодня мы будем будить только голосок. Голосок просыпается (дети произносят звук [И]), поднимаем руки вверх, произносим звук высоко, на уровне груди – пониже, опускаем руки вниз – низко).

Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: И_______.

Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ______.

Логопед играет на каком-либо знакомом детям музыкальном инструменте (дудочке, колокольчике, барабане и т.д.), а дети с закрытыми глазами узнают по звуку и называют звучащий музыкальный инструмент.

Знакомство со звуком [И].

Всех на свете обшивает

Что сошьёт – не надевает. (Иголка)

Что у ёлки вместо листьев? (Иголки)

- Какой первый звук я произношу в этих словах? (Звук [И])

Дети произносят звук [И] перед зеркалом, затем воспроизводят артикуляцию звука без голоса.

Анализ артикуляции звука [И].

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язычок лежит на дне ротика, его края касаются коренных зубов;

- Когда вы произносите звук [и], мешает ему что-нибудь в ротике? (Нет)

- Значит звук [и], какой? (Гласный)

- Каким значком мы обозначаем звук? (Квадратиком)

- А какого цвета будет квадратик, если звук гласный? (Красного цвета)

- Давайте вспомним наше правило про звуки - звуки мы слышим и произносим.

Развитие фонематического слуха.

У детей в руках звуковые сигнальные фонарики красного цвета. Услышав звук [и], дети поднимают фонарики.

- Выделение звука из ряда гласных: у и о п а и м к а п о а, и.

- Выделение звука из ряда слогов: он, ин, Ул, ик, ул, ос, ут.

Произносим протяжно звук [И], сначала громко, потом, постепенно ослабляя голос, будем произносить всё тише и тише.

Дети выполняют названные движения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

Звуковой анализ слов: иволга, игры, ивушка, Ира, имя. (Место звука [и], в слове).

Логопед называет слова, голосом выделяя звук [И]. Дети называет первый звук каждого из этих слов, обозначают место звука [И] на индивидуальных схемах.

Анализ звукового ряда гласных.

Логопед произносит звуковой ряд гласных: ОИ.

- Сколько звуков я произнесла?

- Какой первый звук я произнесла?

- Какой второй звук я произнесла?

Далее по аналогии: АУИ, ОИУ.

Развитие ассоциативного мышления. Работа по пособию (стр. 29).

Дети называют пары слов и соединяют пары картинок дорожками.

Работа над предложением (работа по пособию стр. 31).

Дети рассматривают картинки, отвечают на вопрос Кто это?,составляют предложения.

Дети составляют предложения по каждой паре картинок, логопед обращает внимание на маленькое слово И, которое помогает соединить в предложении слова, называющие действия.

Логопед приветствует детей, раздает зеркала.

Ну-ка вот проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, зеркало, тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Дети приветствуют логопеда.

Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения для губ:

“Улыбочка”, “Трубочка”, “Окошко”, “Улыбочка – трубочка – окошко” (5 раз).

Упражнения для язычка:

“Блинчик”, “иголочка”, “Парус”, “Назойливая муха”.

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

Основная часть (16 мин).

А) Повторительная беседа. Объявление темы занятия.

- А теперь отложим зеркала.

Дети убирают зеркала на край парты.

- Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

- Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

- Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

- Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

- Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

- Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

- Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

- Из чего состоят слова? /Слова делятся на слоги/.

- А сегодня мы узнаем, из чего состоят слоги.

Б) Беседа о звуках (речевых и неречевых) и органах, участвующих в речи.

- Ребята, какие звуки мы можем услышать на улице? /Мы можем услышать скрип, мяуканье, стук, грохот/.

- Да. Эти звуки называются неречевые. А теперь послушайте. [М, п, ш]. С помощью чего я говорила эти звуки? /Вы их говорили с помощью органов речи/.

- Чем отличаются речевые и неречевые звуки? Кто говорит речевые звуки? /Речевые звуки говорит человек/.

- А неречевые звуки – что это за звуки? /Это звуки, которые говорит не человек/.

- Правильно. Это звуки окружающего нас мира.

- Хорошо. А что нам помогает произносить речевые звуки? /Нам помогают губы, зубы, язык/.

- А ещё что? Скажите [с], подставьте ладошку. Что чувствуете? /Мы чувствуем ветерок/.

- Да. Воздух выходит из наших легких. Легкие нам помогают говорить. А теперь скажите [з], ручку на горлышко положите. Что чувствуете? /Горлышко вибрирует/.

- Правильно. Это наши голосовые связки так работают. Без них мы не сможем говорить. А что ещё нам помогает говорить? Перед тем, как что-то сказать, что нужно сделать? /Нужно подумать/.

-Хорошо. Значит, нам ещё помогает мозг. Всё назвали? А мы слышим, что нам говорят? /Да/.

- С помощью чего мы слышим? /С помощью слуха/.

- Да. Теперь давайте повторим всё, что мы сказали. Что нам помогает говорить? /Нам помогают говорить губы, зубы, язык, мозг, слух, легкие/.

В) Фонематический анализ.

- Ребята, я говорю слово, а вы называйте первый звук в этом слове.

Осы, собака, машина, шапка, астра, утка, самолет.

Логопед спрашивает всех детей по очереди.

Г) Сказка про звуки и буквы.

- А теперь послушайте маленькую сказку про звуки и буквы. Давным-давно жили-были звуки. Ходили звуки по свету, но никто их не видел. Однажды их записали на доске, и стали они видимыми. С тех пор называют их буквами.

- Запомните, звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем. Повторите за мной. /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

- Посмотрите на плакат, там возле слова звук нарисован ротик и ушко, а возле слова буква глазик и ручка. Этот плакат поможет вам запомнить.

Д) Дидактическая игра “Буквы спрятались”.

Логопед вешает на доску картинку с заштрихованными буквами.

- Ребята, к нам сегодня прибегал Буратино и спрятал буквы. Давайте их найдем.

Дети называют буквы.

- Хорошо. А теперь давайте придумаем слово, начинающееся с каждой из этих букв.

Логопед спрашивает каждого ребенка.

- Что мы с вами называли? /Мы называли звуки/.

- А искали что? /Искали буквы/.

- Чем отличаются звуки и буквы? /Звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем/.

Физминутка (2 мин).

- А сейчас немножко отдохнем. Встаньте в кружок. Повторяем за мной слова и движения.

Дети встают в кружок.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел

И тихонечко пошел.

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок.

Вот и целый кузовок.

Логопед проговаривает стих и показывает детям движения.

Основная часть (продолжение) (16 мин).

Е) Дидактическая игра “Чудесный мешочек”.

Логопед показывает детям мешочек.

- Ребята, у меня есть чудесный мешочек. В нем буквы. Вам нужно вытащить букву и придумать с ней слово.

Логопед подходит к каждому ребенку. Дети придумывают слова.

Ж) Беседа о гласных и согласных звуках.

- А сейчас подумаем, чем отличаются гласные звуки от согласных. Давайте произнесем а-а-а! Свободно голос выходит? /Да, голос свободно выходит/.

- А так? П-п-п! Что-то мешает? /Да, мешает/.

- А что? /Мешают губы, зубы и язык/.

- Правильно. Это значит, что когда мы произносим согласный звук, у нас есть преграда. Если нет преграды, какой это звук? /Это гласный/.

- А если есть преграда? /Тогда это согласный/.

- Молодцы. Повторим все вместе. Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык. /Гласные звуки произносятся без преграды, согласные – с преградой. Преграду образуют губы, зубы и язык/.

З) Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям красные и синие кружки.

- Ребята, я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, поднимите красный кружок, а если согласный – синий.

А, п, м, л, а, о, у, м, ф, ы, б.

Дети выполняют задание.

И) Работа в тетрадях. Дифференциация гласных и согласных звуков.

- Я буду произносить звуки, а вы писать букву. В одной строчке у нас будут гласные звуки. Какого цвета мы кружочек нарисуем? /Мы нарисуем красный кружок/.

- А в другой – согласные. А здесь какой кружок нарисуем? /Нарисуем синий кружок/.

Логопед показывает образец на доске.

Далее – коллективная проверка.

- Какие две группы звуков существуют в русском языке? /Звуки бывают гласные и согласные/.

- Как произносятся гласные звуки? /Гласные звуки произносятся без преграды/.

- А согласные? /Согласные произносятся с преградой/.

- Что образует преграду? /Преграду образуют губы, зубы и язык/.

К) Работа с карточками. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед раздает детям карточки с буквами и фишки красного и синего цвета.

- Ребята, вам нужно под буквами обозначить цветными фишками гласные и согласные.

- Каким цветом обозначим гласные? /Гласные обозначим красной фишкой/.

- А согласные? /Согласные обозначим синей фишкой/.

Дети выкладывают фишки под буквами.

Далее – индивидуальная проверка.

Итог занятия (2 мин).

- О чем мы сегодня говорили?

- Что мы делали на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект фронтального занятия на тему “Звук и буква К”.

Епешкина В.П., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 89. г. Уфа.

1.Четкое произнесение, различение звука [К].

2.Знакомство с буквой [К].

Оборудование: Игрушки “Буквознайка”, “Звукознайка”, снежинки с буквами, звуковые символы, картинки на звук К, счетные палочки, контуры букв, синие карандаши.

Конспект фронтального занятия на тему “Звук и буква К”.

Епешкина В.П., учитель-логопед МБДОУ детский сад № 89. г. Уфа.

1.Четкое произнесение, различение звука [К].

2.Знакомство с буквой [К].

Оборудование: Игрушки “Буквознайка”, “Звукознайка”, снежинки с буквами, звуковые символы, картинки на звук К, счетные палочки, контуры букв, синие карандаши.

Сядет тот, кто назовет мне один звук или одну букву, которую мы с вами прошли.

К нам сегодня в гости пришли Буквознайка и Звукознайка, из сказочной страны Звукобуквие.

В этой сказочной стране постоянно ругаются Звукознайка с Буквознайкой. Один из них говорит, что нужны только звуки, а другой говорит, что нужны только буквы. А нам ребята нужно доказать им, что нам нужны и звуки и буквы, что без них не бывает ни слогов, ни слов, ни предложений.

1. Перед вами лежат снежинки, на которых написаны буквы. Вам нужно будет посмотреть на эти буквы и ответить на вопросы.

-Какая буква написана?

-Какой звук обозначает эта буква?

-Этот звук гласный или согласный?

-Почему гласный или почему согласный?

-Твердый или мягкий звук?

-Каким цветом обозначаем этот звук?

2. Повторение звука [К].

А) Выделение на слух из слов: кот, каша, кролик, кнопка.

Б) Характеристика звука [К].

3. Игра: “Поймай звук”.

А) В звуковом ряду: У, О, К, П, И, К, Т, К, А, К.

Б) В слогах: ТА, КА, АИ, АК, КУ, ПО, ТУ, КО, ИК.

В) В словах: кот, торт, сироп, кубик, окно, корабль, корка, банан, яблоко, конфета, кролик.

III. Физ. минутка.

Ходит по двору индюк

Полетел над полем жук

По цветку ползет паук

Обломился старый сук.

4. Отбор картинок на звук [К].

5. Звуковой анализ и синтез слогов КА, КО, ИК, ОК, КУ, АК.

6. Воспроизведение слоговых рядов:

АК-ОК-УК-ИК; ОК-УК-ИК-АК; УК-ИК-АК-ОК; ИК-АК-ОК-УК; КА-КО-КУ-КА; КО-КУ-КА-КО;

Читайте также: