Деление клетки митоз 9 класс презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Похожие презентации

1 к уроку по биологии в 9,10 кл. Автор – учитель высшей категории МБОУО гимназии 36 МОРОЗОВА О.А.

3 КЛЕТОЧНЫЙ ЦИКЛ – промежуток времени от момента возникновения клетки в результате деления и до её следующего деления или гибели. Состоит из двух этапов: интерфазы и деления клетки – митоза.

4 ПРОЦЕССЫ, ПРОИСХОДЯЩИЕ В ИНТЕРФАЗЕ Интерфаза состоит из трех периодов Период до удвоения хромосом Длительный – от 10 ч. до нескольких суток) Период удвоения хромосом (S) Продолжается от 6 до 10 ч. Период после удвоения хромосом (G 2) Самый короткий – от 3 до 6 ч. Пресинтетический период (G1) Клетка интенсивно Растет, идет синтез РНК, белка, ферментов, увеличивается число митохондрий и рибосом. Клетка готовится к удвоению хромосом. 2n2c Синтетический период (S) Происходит удвоение хромосом, в основе которого репликация ДНК. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, синтез белков-гистонов. 2n4c Постсинтетический период (G2) Клетка готовится к делению: синтез АТФ, синтез белков, из которых будет сформировано веретено деления, увеличение объема ядра, удвоение массы цитоплазмы. 2n4c

5 СТРОЕНИЕ ХРОМОСОМЫ В КОНЦЕ ИНТЕРФАЗЫ Одна хромосома (ДНК + белок) Хроматида Одна молекула ДНК Две полинуклеотидные цепочки Две полинуклеотидные цепочки Одна ? ? ? хромосома = хроматиды = молекулы ДНК = полинуклеотидные цепочки Закончите схему.

7 Митоз – непрямое деление клетки, при котором каждая из двух дочерних клеток получает генетический материал, идентичный материнской клетке. МИТОЗ ПРОФАЗАМЕТАФАЗААНАФАЗАТЕЛОФАЗА

8 ПРОФАЗА - Увеличивается объем ядра. - Исчезает ядрышко, растворяется ядерная оболочка, и хромосомы оказываются в цитоплазме клетки. - Центриоли расходятся к полюсам. Формируется веретено деления, нити которого идут от полюса к полюсу. 2n4c

9 МЕТАФАЗА - Удвоенные хромосомы упорядоченно располагаются на экваторе клетки, образуя метафазную пластинку. - Нити веретена деления прикрепляются к центромерам хромосом. - Отчетливо видно, что хромосомы состоят из двух хроматид. 2n4c

10 АНАФАЗА - Центромера каждой из хромосом разделяется, и хроматиды становятся самостоятельными хромосомами. - Нити веретена деления сокращаются и тянут дочерние хромосомы к полюсам клетки. 2n2c

11 ТЕЛОФАЗА - Хромосомы, собравшиеся у полюсов, деспирализуются и становятся плохо видимыми. - Вокруг них образуется ядерная оболочка, восстанавливаются ядрышки. - Идет деление цитоплазмы. Хромосомы состоят из одной хроматиды. 2n2c

12 ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА. Рассмотрение микропрепаратов с делящимися клетками растения. ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучение делящихся клеток. ОБОРУДОВАНИЕ: микроскоп, микропрепараты. ХОД РАБОТЫ: рассмотреть микропрепарат, найти делящиеся клетки, определить фазы деления, заполнить таблицу. Фаза деления клетки Вид клетки во время деления Содержание генетического материала Профаза Метафаза Анафаза Телофаза

13 ПРАВИЛЬНОЕ ТЕЧЕНИЕ МИТОЗА МОЖЕТ БЫТЬ НАРУШЕНО РАЗЛИЧНЫМИ ВНЕШНИМИ ВОЗДЕЙСТВИЯМИ. НАРУШЕНИЯ МИТОЗА Повреждение митотического аппарата: -многополюсный митоз -асимметричный митоз -колхицин новый митоз (нарушается расхождение центриолей, не разъединяются хроматиды) Повреждение хромосом: - Набухание - Склеивание - Повреждение центромеры - Отставание хромосом при движении - Нарушение спирализации хромосом - Раннее разъединение хроматид Нарушение цитотомии: после воздействия ядов, токсинов, экстремальных факторов, при вирусной инфекции и в опухоли.

14 БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МИТОЗА. В результате митоза образуются две дочерние клетки с тем же набором хромосом, что и исходная клетка. Митоз имеет универсальный характер, он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро. Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала между клетками. Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.

15 ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ I вариант 1. Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток, б) соматических клеток, в) а + б. 2. Репликация молекул ДНК происходит в период: а) интерфазы, б) профазы, в) анафазы, г) метафазы, д) телофазы. 3. Исчезновение ядерной оболочки происходит в: а) интерфазу, б) профазу, в) метафазу. 4. Сестринские хроматиды расходятся к полюсам клетки в: а) профазу, б) метафазу, в) анафазу. 5. Биологическое значение митоза заключается в: а) строго одинаковом распределении между дочерними клетками генетического материала, б) увеличении числа клеток, в) а+б. II вариант 1. Что такое клеточный цикл: а) жизнь клетки в период деления, б) жизнь клетки в период интерфазы, в) жизнь клетки от деления до следующего деления или смерти. 2. Какой период интерфазы самый длительный: а) пресинтетический, б) синтетический, в) постсинтетический. 3. В какой фазе митоза удвоенные хромосомы выстраиваются по экватору клетки: а) профаза, б) метафаза, в) анафаза. 4. Разделение цитоплазмы происходит в: а) метафазе, б) анафазе, в) телофазе. 5. Для метафазы характерно содержание генетического материала: а) 2n2c, б) 2n4c, в) 2n6c/

16 ПРОВЕРЬ СВОЮ РАБОТУ И ПОСТАВЬ СЕБЕ ОЦЕНКУ. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ. I ВАРИАНТ 1. Б 2. А 3. Б 4. В 5. А II ВАРИАНТ 1. В 2. А 3. Б 4. В 5. Б

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ деление клетки моя.pptx

Деление клетки. Митоз. Биология 9 класс Презентацию подготовила учитель биоло.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Деление клетки. Митоз. Биология 9 класс Презентацию подготовила учитель биоло.

Деление клетки. Митоз. Биология 9 класс Презентацию подготовила учитель биологии, химии и географии I КК МОБУ ООШ № 19 п. Заводской Пыжук Светлана Борисовна


1. Какие органоиды обозначены цифрами? 2. Какой органоид вырабатывает энерги.

1. Какие органоиды обозначены цифрами? 2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? 3. Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? 4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? Выполните задания

5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и.

5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных? 1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом 3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра Ответы: 1. 1 – ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии; 2. 5; 3. 3; 4. 4; 5. 4


Размножение – одно из важнейших свойств живых организмов – воспроизведение се.

Размножение – одно из важнейших свойств живых организмов – воспроизведение себе подобных В основе размножения любого вида лежит деление клеток

Деление клетки. Митоз. Митоз – деление неполовых (соматических) клеток

Деление клетки. Митоз. Митоз – деление неполовых (соматических) клеток



Заполните таблицу Фаза митоза Процессы Рисунок Профаза Метафаза Анафаза Телоф.

Заполните таблицу Фаза митоза Процессы Рисунок Профаза Метафаза Анафаза Телофаза






Биологическое значение митоза эмбрион человека в возрасте шести недель Митоз.

Биологическое значение митоза эмбрион человека в возрасте шести недель Митоз обеспечивает такие важные процессы жизнедеятельности как: - эмбриональное развитие - рост - восстановление органов и тканей В случае нарушения нормального хода митоза, а также при неравномерном распределении хромосом, происходит гибель клетки или возникают мутации.

Проверим свои знания Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сы.

Проверим свои знания Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом? а) 0 б) 23 в) 46 г) 92 2. Что такое клеточный, или жизненный цикл клетки: а) жизнь клетки в период ее деления б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти в) жизнь клетки в период интерфазы. 3. Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток б) соматических клеток в) оба ответа верны. 4. Единицей размножения организмов является: а) ядро б) клетка в) цитоплазма г) ткань. 5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток: а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке б) увеличенным вдвое набором хромосом в) различающимся между собой набором хромосом г) уменьшенным вдвое набором хромосом

Проверим свои знания Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сы.

Проверим свои знания Сколько хромосом будет содержаться в клетках печени у сына, если у его папы в этих клетках содержится 46 хромосом? а) 0 б) 23 в) 46 г) 92 2. Что такое клеточный, или жизненный цикл клетки: а) жизнь клетки в период ее деления б) жизнь клетки от деления до следующего деления или до смерти в) жизнь клетки в период интерфазы. 3. Митоз – это основной способ деления: а) половых клеток б) соматических клеток в) оба ответа верны. 4. Единицей размножения организмов является: а) ядро б) клетка в) цитоплазма г) ткань. 5. Сущность митоза состоит в образовании двух дочерних клеток: а) одинаковым набором хромосом, равным материнской клетке б) увеличенным вдвое набором хромосом в) различающимся между собой набором хромосом г) уменьшенным вдвое набором хромосом

Использованные ресурсы: http://image.shutterstock.com/z/stock-photo-science-.

Выбранный для просмотра документ деление клетки.docx

Биология 9 класс

Тип урок а : комплексное применение знаний и способов деятельности.

Цели :
- сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития и размножения клетки и организма в целом;
- рассмотреть механизм митоза;
- охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла;
- выявить биологическое значение митоза.

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы теоретического мышления), умение находить достоверную информацию в учебнике, анализировать, определять понятия, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде схемы при изучении темы;

- осуществлять самооценку собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Обеспечение урока: учебник, компьютер, интерактивная доска, тестовые задания.

1.Организационный момент (1 мин.).

2. Актуализация знаний. Слайд 1 с темой урока не открывать, открыть слайд 2.

Для выяснения степени усвоения учащимися пройденного учебного материала и определения пробелов в знаниях проводит тест с последующей проверкой (вопросы выводятся на экран – слайд 3 ):

hello_html_4025305b.jpg

Какие органоиды обозначены цифрами?

Ответ: 1- ЭПС, 2 – комплекс Гольджи, 3 – рибосомы, 4 – ядро, 5 – митохондрии.

2. Какой органоид вырабатывает энергию, используемую клетками? (5)

3 . Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках? (3)

4. Какой органоид контролирует жизнедеятельность клетки? (4)

5. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и

животных? (слайд 4)

hello_html_32029bb1.jpg

1) наличием клеточной стенки 2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы 4) отсутствием оформленного ядра

3. Актуализация субъектного опыта учащихся (слайд 5)

Постановка цели урока, определение проблемы и темы урока. Беседа с учащимися.

В момент рождения ребенок весит в среднем 3 – 3,5 кг и имеет рост около50 см, детеныш бурого медведя, чьи родители достигают веса 200 кг и более, весит не более 500 г, а крошечный кенгуренок – менее 1 грамма. Из серого невзрачного птенца вырастает прекрасный лебедь, юркий головастик превращается в степенную жабу, а из посаженного возле дома желудя вырастает громадный дуб, который спустя сотню лет радует своей красотой новые поколения людей.

Проанализируйте эти факты и ответьте на вопросы:


1. Благодаря каким процессам возможны все эти изменения?

Все эти изменения возможны благодаря способности организмов к росту и развитию. Эти два свойства живой материи неразрывно связаны друг с другом, и в их основе лежит способность клетки к делению и специализации.

2. Какое свойство, присущее всему живому, обеспечивает сохранение видов в ряду поколений? (размножение – воспроизведение себе подобных) (слайд 6)

- Какие типы размножения вы знаете? (половое и бесполое)

- Ребята, сформулируйте тему сегодняшнего урока?

Деление клетки. Митоз (слайд 7)

Деление соматических, т.е. неполовых, клеток называется митозом.

Жизнь клетки, как и жизнь любого организма, можно разделить на периоды: (слайд 7)

– Жизненный цикл клетки, интерфаза, митотический цикл. Запишите эти определения в тетрадь, используя материал учебника. Вам нужно их выучить.

Работа с текстом учебника . Найти определение жизненного цикла клетки и

Жизненный цикл любой клетки представляет собой совокупность событий, протекающих в клетке с момента её возникновения в результате деления и до гибели или последующего митоза. Жизненный цикл клетки включает в себя стадию подготовки к митозу – интерфазу , во время которой клетка выполняет свои специфические функции.

Процессы, происходящие в клетке в стадию интерфазы (слайд 8) – подготовка клетки к построению второй хроматиды каждой хромосомы; повышается активность ферментов, клетка приступает к синтезу ДНК (новая молекула ДНК идентична старой, т.к. нарушение структуры ДНК приводит к искажению генетического кода, что делает невозможным сохранение и передачу наследственной информации). Кроме того:

- синтез белков ферментов,

- синтез рРНК, иРНК и тРНК,

- рост клетки и другие немаловажные процессы.

Продолжительность интерфазы всегда больше, чем само деление (у бактерий – несколько минут, у млекопитающих – 6 – 12 часов).

Митоз, фазы митоза – слайд 9

Работа с текстом учебника. Заполнить таблицу (слайд 10): (проверка по слайдам 11 -15 презентации )

Цель урока: изучить митотический цикл и митоз, как один из видов деления клетки.

Задачи:
Познакомиться с особенностями митоза и его биологической ролью в природе.
Раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза.
Рассмотреть механизмы, обеспечивающие генетическую идентичность дочерних клеток.




Разработка позволяет познакомить учащихся с делением клетки - митозом; рассмотреть особенности протекания каждой фазы митоза; выявить биологическое значение митоза, используя технологию Ж.А.Караева.

Описание разработки

Цели урока:

- сформировать знания о механизмах клеточного деления (митоза);

- рассмотреть особенности протекания каждой фазы митоза;

- выявить биологическое значение митоза.

продолжить формирование интеллектуальных умений и навыков находить информацию, анализировать, выделять главное.

развивать интерес к предмету, творческие способности и коммуникативные качества учащихся.

Тип урока: комбинированный, поисковый.

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная и в группах.

Методы урока: словесные, наглядные.

Технология обучения: ПТУДО (педагогическая технология уровневой дифференциации обучения).

Читайте также: