Музыка сестра живописи 5 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Музыкальная живопись и живописная музыка

Шалойникова Екатерина Владимировна Учитель музыки

Урок музыки в 5-м классе

Тип урока: формирование новых знаний, изучение нового материала

Активизация творческой и познавательной деятельности воспитанников, посредством использования современных педагогических технологий, через интеграцию различных видов искусства и информационных технологий.

На примере музыкальных и живописных произведений показать учащимся роль музыкального начала в жизни и произведениях изобразительного искусства, взаимосвязь музыки и других видов искусства.

Через рабочую наглядность раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.

познавательные:

показать учащимся на примере произведений А. Вивальди, Ю. Антонова взаимосвязь музыки и изобразительного искусства;

дать детям представление о том, что композитор может изобразить разное состояние природы и передать определенные настроения и чувства человека, созвучные этим картинам;

развивающие:

развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

Развить образное восприятие, самостоятельность мышления, вокально-хоровые навыки выразительного исполнения

воспитательные :

воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и изобразительного искусства;

помочь учащимся почувствовать неповторимую красоту природы в художественных образах

познакомиться с композиторами, сочинявшими музыку о природе

организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

сравнение, анализ, обобщение

приём сопоставления со смежными видами искусств

по источнику информации и характеру деятельности:

словесно-индуктивный (беседа), наглядно-дедуктивный (сравнение, анализ услышанного музыкального произведения, побуждения к сопереживанию).

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Дидактическое и методическое оснащение урока: портреты композиторов

Программное обеспечение: презентация P ower Point.

Межпредметные связи данного урока: музыка, история, литература, изобразительное искусство.

Материалы к уроку:

Зрительный ряд: (оформление доски)

Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев
;

Портрет И. Левитана, И. Шишкина, А. Вивальди;

Репродукции картин художников;

Видеоряд к музыкальным номерам;

Карточки-подсказки (словарь), текст песни;

Мультимедийная презентация в Power Point.

Музыкальный ряд:

Урок построен на двух видах музыкально-практической деятельности учащихся – это слушание (активное восприятие) музыки и интонирование, которое выражается в исполнительской деятельности. Выбор данных видов деятельности обусловлен темой урока, его целью и задачами.

Структура урока:

Беседа после слушания

Диагностика обученности: викторина .

Обобщение темы урока.

Учитель: Спасибо, молодцы, можете садиться. Итак, мы отправимся с вами в путешествие в сказочный мир прекрасного искусства.

Эпиграфом нашего урока станут слова

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.


Так писал замечательный русский поэт Ф.Тютчев. Умение видеть скрытое, глубинное – одно из необходимых условий подлинного творчества.

Учитель: На предыдущих уроках мы уже говорили, что музыка очень тесно связана с другими видами искусств. Какими?

Ученики: Литературой, театром, изобразительным искусством.

Ну и конечно, искусство рождается не на пустом месте, его источником его является сама жизнь, все, что нас окружает, все, чем мы живём, все, что нам дорого. А что нам дороже всего на свете?

Ученики: Родина

Учитель: В музыкальном фрагменте, что вы услышали – какими выразительными средствами передал композитор красоту, любовь к родной земле? Для определения характера можете обратиться к подсказкам, которые лежат у вас на партах.

Ученики: Плавная, напевная, широкая мелодия; спокойный, размеренный темп, не громкая, лирическая песня.

Учитель: Зрительные образы, которые сопровождали музыку, имеют какое либо значение? Созвучны ли они с музыкой?

Учитель: Вы правы, они дополняют, обогащают картину, которую хотел донести до нас композитор, используя звуки струнных музыкальных инструментов.

Какое настроение передает музыка? (нежность, спокойствие, безмятежность, лиризм)

Какие картины возникают в вашем воображении под впечатлением от этой музыки? (весенней природы, восхода солнца, спокойной реки)

Какие изобразительные приемы развития музыки помогают слушателям представить эту музыку? (плавная мелодия, звучание мелодии в высоком регистре, музыка звучит довольно тихо)

Учитель: А теперь немного отдохнём, попрошу вас встать – небольшая динамическая пауза. (Слайд 7)

Учитель: Спасибо, думаю, вы зарядились энергией и готовы к продолжению. Итак, продолжим наше путешествие в мир природы. Но сначала выясним, как называется в изобразительном искусстве жанр изображающий картины природы? Найти ответ на этот вопрос вам поможет фрагмент стихотворения Александра Кушнера:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ. (Слайд8,9)

Пейзаж – это жанр живописи изображающий картины природы.

Что видите в картинах

Какие краски использовал художник

Характер, настроение картин

Какую музыку вы слышите в них

Учитель: Каждый творец по-своему отражает мир, композитор – звуками, художник – красками, поэт – в стихах или прозе. Какие выразительные средства используют художники?

Ученики: В изобразительном искусстве средством художественной выразительности являются изобразительные краски.

Учитель: (Слайд 15) Цвет, цветовые сочетания, контур, тон

Учитель: А в музыке?

Ученики: В музыке средством художественной выразительности являются музыкальные краски .

Учитель: (Слайд 16) Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а помогают ему в этом – выразительные средства: лад, тембр, динамические оттенки, мелодия, гармония.

Учитель: Назовите, пожалуйста, великого художника-пейзажиста, который является нашим земляком.

Ученики: Иван Иванович Шишкин (Слайд 17)

(Разучивание и исполнение песни)

– Какая по характеру мелодия песни, что она напоминает ?

– Дома постарайтесь, используя выразительные средства изобразительного искусства, нарисовать картину к этой песне.

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы небольшой викторины – выполнить проверочную работу.

Мы слушали часть под названием … (“Весна”);

Исаак Левитан – художник-… (пейзажист);

Иван Шишкин – великий русский художник родился и жил в городе … (Елабуга)

Учитель: Ребята, на нашем уроке прозвучало много слов, которые можно применить для характеристики, как картин, так и музыки: линия, тон, оттенки, картина, выразительные средства, пространство. Эти термины используются и в музыке и в живописи, о чем это нам говорит?

Ученики: Это свидетельствует о том, что есть много общего между видами искусств.

Учитель: Верно, между различными искусствами много общего. Картины природы в музыке и живописи могут жить как самостоятельной жизнью, так и обогащать, дополнять друг друга, быть взаимосвязаны.

– Дорогие ребята! Мир искусства прекрасен и удивителен! Дорога туда начинается в вашей душе, в вашем сердце. Учитесь раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное и тогда, большой мир искусства откроет вам свои тайны. Наш урок подошёл к концу. (Слайд 27) Спасибо за работу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал может использоваться во время дистанционного обучения для самостоятельного изучения данной темы.

Тема урока: Музыка - сестра живописи

узнать, как влияют друг на друга живопись и музыка;

закрепить тему взаимопроникновения и различных видов искусства.

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- знакомство с понятиями музыкальной живописи и живописной музыки;

- анализ живописной музыки разных эпох;

- формирование представления о взаимовлиянии различных видов искусства.

Мотив – 1) Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2) Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для изучения

Любое синтетическое искусство, будь то кинофильм, театральная постановка или симфонический концерт, требует участия целого коллектива: писателей и художников, композиторов и актёров.

Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски. Я импровизирую. Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы – краски, мои краски – напевы. "

Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

"Весна"


"За вышиванием"


"Водоём"


Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

Слушание: Рахманинов. "Островок"

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Слушание: Рахманинов. "Весенние воды"

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

На фоне Прелюдии

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Слушание: "Форель"

Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.

Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.

Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.

Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен творчеству М. Чюрлениса.Разработан по ФГОС.

Конспект урока.

Авторы урока: Дмитрякова Елена Павловна (учитель изобразительного искусства, МХК),

Блинова Елена Владимировна (учитель музыки).

Предмет: изобразительное искусство, музыка.

Класс: 7 класс, обучение в группах(5-6 человек)

Рекомендовано проводить урок по ФГОС.

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: интегрированный, изобразительное искусство с музыкой. Изучение нового материала.

Форма: Комбинированный

Цель урока: Расширить знания учащихся взаимодействием двух видов искусства музыки и живописи; анализировать и выявлять внутреннее многообразие связей музыки и изобразительного искусства, соотнести средства художественной выразительности музыки и живописи.

Задачи: Воспитательная: - воспитывать чуткого взаимопонимания произведений великих художников и композиторов; - воспитывает эстетические чувства, художественный вкус, интерес к изучению музыки, литературы, искусства. Образовательная: - формировать умение анализировать музыкальное произведение, пользоваться музыкальной и художественной терминологией; - знакомство с творчеством музыканта и художника М.К.Чюрлёниса, закрепление рисования по воображению, создание творческих работ. Развивающая: - расширять кругозор, развивать ассоциативное мышление, цветового восприятия музыки и живописи, умение ассоциировать музыку с цветом на бумаге; - развитие пространственного мышления и творческого воображения.

Оборудование:

Художественные материалы и инструменты: Формат А3, кисти, гуашь, губка, колпачки от фломастеров, баночки для воды.

План урока:

1. Организационный момент

2.Приветствие

Учитель музыки: - Мы рады видеть вас на открытом интегрированном уроке музыки и изобразительного искусства.

Учитель ИЗО: - Сегодня мы поговорим с вами о рисовании по воображению.

(Предполагаемые ответы учащихся: быть любознательным, читать сказки, любить природу, увлекаться литературой и т.д.)

Учитель музыки: - Говорят, что музыка - лучший источник вдохновения. В ней есть все - настроение, эмоции и безграничная фантазия, то есть все, что нужно творчеству.

Учитель ИЗО: - Слушая музыку, перед глазами встают образы, и звуки музыки можно переложить на красочные мазки и линии. - Сегодня мы познакомимся с творчеством необычного композитора и художника Микалюса Константиноса Чюрлениса, который соединил музыку с живописью. Учитель музыки: - М. К. Чюрленис создал множество музыкальных произведений. Из них "Соната солнца", "Соната моря", "Соната весны". - Музыка их как бы наплывает на слушателя, захватывает своим движением и создает особое настроение. А самое главное его музыка великолепно живо пишет, рисует фантастические образы. Учитель ИЗО: - Если музыкой М. К. Чюрленис увлекался с детства, то рисованием он стал заниматься поздно- с 27 лет. - Он очень любил родную природу, легенды, сказки, песни. Занимался историей, философией, астрономией. - Но огромное влияние на него, как на художника оказала музыка, ведь он был глубоко образованным и талантливым музыкантом. (Показ видео о творчестве М.К.Чюрлениса) Учитель музыки: - Давайте послушаем музыку с закрытыми глазами и попробуем увидеть что в ней нарисовано (3 минуты звучит музыка). - Какие образы вы увидели? Какие краски увидели? (Ответы учащихся) Учитель ИЗО: - И в его картинах- цвет тоже главное, в цвете- смысл. Цветом разговаривает художник со своим зрителем. - Какие цвета красок любил художник? (Ответы учащихся) - Синий цвет - обладает сильной энергетикой, невозможно оторвать взгляд. Желтый цвет - свет бога, сияние, вечность, добро. Учитель музыки:- Мы говорили о красках и цвете в музыке и картинах. Давайте обобщим наше видение о Чюрлёнисе, как о творческом человеке. Составление кластера (презентация-напоминание о кластере) Кла́стер ( англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. Пример кластера и составление кластера по теме урока.



Учитель ИЗО: - Я предлагаю вам ребята окунуться в мир Чюрлёниса. Изобразить его любимые стихии (Солнце, Море, Огонь, Землю), нетрадиционными способами живописи.

Демонстрация презентации о нетрадиционных способах (смятой бумагой, отпечатками – колпачками от фломастеров, широкими кистями, губкой). Проведение:
Определяю количество нетрадиционных способов живописи (оптимально 4-5). Участники разбиты на группы (5-7 человек в каждой). Группа – это автобусная остановка, на которой учащиеся будут находиться ограниченное время. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме (стихии Солнце, Море, Огонь, Землю). Ставлю задачу группам – обсудить основные нетрадиционные способы в живописи. После обсуждения учащимся предоставляются необходимые материалы для создания картины нетрадиционными способами живописи: 1 группа – изображает смятой бумагой стихию Земли, 2 группа – губкой стихию Солнца, 3 группа - колпачками от фломастеров стихию Море, 4 группа - широкими жёсткими кистями стихию Огня. Затем по моей команде группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. (3 минуты) Знакомятся с уже начатыми живописными композициями и добавляют нетрадиционными способами живописи свои мысли по заданной теме. (3 минуты) Исправлять написанные живописные композиции предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке - знакомство, обсуждение и добавление своих мыслей. (3 минуты) Когда группа возвращается к своей первоначальной остановке, она в течении 3 минут знакомится со своей новой изменённой живописной композицией, определяет участника группы, который будет представлять работу. После этого каждая группа презентует результаты своих работ. В завершении резюмирую сказанное всеми группами, при необходимости вношу коррективы.

Итог работы – совмещение четырёх работ в единую живописную композицию.

Музыка и изобразительное искусство. Музыка - сестра живописи

Тема: Музыка и изобразительное искусство. Музыка - сестра живописи.

Цели урока: Анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; воспринимать и выявлять внутренние связи между музыкой и изобразительным искусством; рассуждать об общности и различии «планов содержания и выражения музыки и изобразительного искусства; понимать специфику деятельности композитора и художника на основе соотнесения средств художественной выразительности музыки и живописи.

Материалы к уроку: портреты композиторов, репродукции картин, музыкальный материал.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

Работа по теме урока:

1. Повторение изученного материала.

- Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные либо более или менее ясные картины когда-то увиденного. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как будто звучит музыка.

Аналогию между красками в живописи и тембрами в музыке Римский-Корсаков считал несомненной. Много общего между музыкой и живописью мы найдем даже в терминах, употребляемых музыкантами и художниками. И те, и другие, говорят о тональности, о колорите и красочности полотен и музыкальных сочинений.

На прошлом уроке мы с вами начали разговор о том, что общего есть у живописи и музыки. Какие общие черты вы можете назвать? (Динамика - распределение в произведении уровней громкости, которые называются оттенками и нюансами, точно такие же понятия есть и в музыке.)

Конечно, в музыке своя шкала, а в живописи своя. Давайте представим себя переводчиками итальянского языка и попробуем перевести некоторые итальянские слова. (Учитель показывает карточки с оттенками музыкальной динамики, а дети отвечают).

Сочетание на картине приближённых и отдалённых предметов составляют рельеф (передний план) и фон (задний план) произведения.

А не вспомните ли вы направление художников, к которым принадлежит Клод Моне, нарисовавший эту картину? (Это направление называется импрессионизм, изображение передаётся в движении.)

В музыке, помимо простого эффекта эха, они находят воплощение в сочетании солирующего голоса и инструментального или хорового сопровождения, в организации оперной драматургии, где на фоне сквозных сцен порой возникает крупный план - арии, ариозо, ансамбли, в последовательности главной и побочной тем в сонатной форме.

Послушайте фрагмент из II части Первого фортепианного концерта П. И. Чайковского.

Слушание: П. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II часть.

Партию солирующего голоса в начале этой части исполняет флейта, которая звучит на фоне лёгкого оркестрового сопровождения. Нежная мелодия начальной темы, звучащая на переднем плане и проходящей затем у других инструментов, определяет характер этой музыки. А роль оркестра от начала до конца остаётся фоновой.

В литературе сочетание рельефа и фона проявляет себя в отношениях центральных и второстепенных персонажей, действий, картин.

3. Понятие контраста.

- Сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним универсальным понятием, а называется оно - контраст, в литературе - антоним (темно - светло, высоко - низко, далеко - близко. ).

В живописи контраст - это сопоставление цветов или масштабов. В музыке - сопоставление мажора и минора, быстрого и медленного темпов, громкого или тихого звучания (динамики), высоких или низких звуков.

Контраст светлого и тёмного на этой картине подобен контрасту света и тени: светлая фигура Жизни обладает и подробно выраженными чертами лица - мягкого, женственного, и детальностью в изображении одежды и даже причёски.

Тёмная фигура Смерти представляет только силуэт - без лица, без деталей, но этот силуэт точно соответствует силуэту светлой фигуры. Единственная подробность сосредоточена в руках темной фигуры - предметы, которые здесь изображены, символизируют возможный итог жизни: богатство, множество исписанных страниц. Светлая же фигура таит только возможности - в её руках лишь зародыш жизни - со всеми будущими делами и свершениями.

Контраст присутствует почти в каждом музыкальном произведении. Даже в тех фрагментах, которые вы слушали в этом году, можно найти смены настроения, темпа или громкости, например, в мазурках М. Глинки и Ф. Шопена.

Музыка этой пьесы рисует характеры двух очень разных людей. Образ первого – богатого – отличает уверенное, громкое, важное звучание. Второй – бедный – изображён жалкой, просящей, суетливой интонацией.

Неравенство образов выражается и в том, что богатый оказывается сильнее. Его музыкальная тема поглощает тему бедного и завершает пьесу не просто уверенно, а победоносно. Эта сценка производит столь зримое впечатление, что становится понятной яркая выразительность музыкального контраста.

Французский композитор Клод Ашиль Дебюсси был одним из самых значительных французских композиторов, повлиявших на развитие музыки ХХ века, основоположником музыкального импрессионизма. Дебюсси, как и художники-импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего мира.

Известно, что музыка строится всего на семи нотах: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты различаются между собой по высоте – каждая последующая нота гаммы выше предыдущей. Но ведь это означает, что в основе звукового различия также лежит пространственное понятие. Высокое и низкое звучание голоса, хора, оркестра - это основа выразительности музыки, и наряду с движением во времени (ритмом) существует движение музыки в пространстве: вниз - к сумрачному рокоту басов, вверх - к сияющей звонкости высоких голосов. Не случайно первые образцы музыки, сочетающей эти голоса в одновременности, возникли в пространстве соборов, в своей архитектуре отражающих стремление ввысь.

Может быть, поэтому великий мыслитель Гёте говорил о том, что архитектура - это застывшая музыка, так настаивал на родстве архитектуры и музыки: собор как символ умолкнувшей музыки, музыка как устремление линий собора.

Музыкальное пространство дышит и пульсирует, расширяется и сужается, поражает красочностью звуковых сочетаний и истончается до одного-единственного звука. Искусство звучащего пространства - такое определение вполне подходит для музыки, давно уже отданной во власть хоровых и оркестровых исполнений. Но даже помимо сложных многоголосных произведений: разве одинокий поющий голос - это не звучащее пространство?

Пространственные возможности музыки, присущее ей свойство звуковой изобразительности,- в этом состоит причина того, что музыке подвластно воплощение идей изобразительного искусства. Смотрим ли мы портрет, любуемся пейзажем или натюрмортом - во всех этих образах есть своя музыкальность, и все это по-своему может быть передано в звуках.

Вопросы и задания:

Презентация

Читайте также: