Конспект урока анализ 3 действия комедии ревизор

Обновлено: 07.07.2024

Оценить 3127 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Спасибо за представленный материал, интересный подход к пению. У меня имеется подобная консультация. Подробнее.

Действительно, очень веселый сценарий. Ни кого не оставит равнодушным озорная Кикимора. Понравилась . Подробнее.

Большое спасибо.Цель урока достигнута, подобраны занимательные задания на закрепление изученного мат. Подробнее.

Спасибо за полезные источники интернет ресурсов. Очень увлекательно. Применим в своей практике. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели урока: продолжить работу по анализу III действия комедии; работать над выразительным чтением по ролям.

I. Организационный момент.

III. Тестирование.

1. Жанр этого произведения:

2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

3. Часть композиции из произведения, в которой обрисована картина жизни и нравов уездного городка:

4. Выражение из произведения, ставшее крылатым:

б) разглагольствования Хлестакова;

в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге.

6. Для речи Хлестакова характерна:

б) искрящийся юмор;

7. В основе рассказа Хлестакова:

8. Истинное стремление Хлестакова:

а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением;

б) жениться на Марье Антоновне;

в) набрать как можно больше денег в долг.

9. Глупость, пустота, фанфаронство свойственны:

IV. Беседа по материалу изученного, проверка домашнего задания.

1. Итак, мы выяснили, что изучаемое нами произведение – комедия.

К какому виду литературных произведений относится комедия? ( Комедия – один из основных видов драмы, т. е. литературного произведения, предназначенного для постановки на сцене, комедия изображает такие жизненные явления, положения и характеры, которые вызывают смех.)

2. Комедия как любая драма пишется в форме диалогов и монологов. Вспомните, что называется диалогом, монологом, репликой. Приведите наиболее яркие, смешные, на ваш взгляд, примеры из третьего действия комедии Гоголя.

( Диалог – разговор 2 или более лиц, например разговор Анны Андреевны и Марии Антоновны из III действия, явления 1.

Монолог – развернутое высказывание одного лица, не связанное с репликами других (в III действии – нет монологов, а во II действии – монолог Осипа, например).

3. Узнайте героя комедии по его словам в диалоге. Как в речи проявляются его мысли и чувства? Как автор передает свое отношение к герою?

Артемий Филиппович (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!

Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.

4. Да, в комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.

5. В своей комедии Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?

Попробуем назвать, какие события, происходящие в комедии, можно соотнести с каждым элементом сюжета.

Развитие действия – все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.

Кульминация – вечер у городничего, чтение письма.

V. Работа по новой теме.

1. Слово учителя.

Удивительное мастерство Гоголя проявилось в том, что он придумал такую завязку, которая сразу же привела в движение всех действующих лиц. Каждый из героев, встревоженный известием о приезде ревизора, ведет себя в соответствии со своим характером и своими преступлениями против законности.

2. Чтение по ролям явления 1–3, действия III.

3. Слово учителя.

4. Чтение по ролям (явление 6, действие III).

6. Завершение чтения по ролям (явления 9–11, действие III).

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение по ролям IV действия; индивидуальное задание: инсценировка отдельных сцен IV действия.

Тип урока: комбинированный (урок анализа содержания).

Вид урока: театрализованное действо (театрализованный урок)

формирование навыка выразительного чтения по ролям, исследовательской работы с текстом, развитие коммуникативных умений учащихся;

анализ образов героев комедии через речевую характеристику персонажей, раскрытие внутреннего мира героев через их поступки и речь;

формирование навыка выразительного чтения по ролям, художественного пересказа, развития коммуникативных умений учащихся;

воспитывать интерес к творчеству писателя;

воспитывать бережное отношение к слову, интереса к знаниям, чувства ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

показать безнравственность героя и соотнести его действия, поведение с современной действительностью.

Наглядность и оборудование: учебник Меркина, компьютерная презентация,

листы самоценивания, театральная атрибутика, альбом с картинками Н.В. Гоголя, портреты главных героев, афиши.

Из дальних странствий возвратясь,

Какой-то дворянин (а может быть, и князь),

С приятелем своим пешком гуляя в поле,

Расхвастался о том, где он бывал,

И к былям небылиц без счету прилагал.

Из басни "Лжец" И. А. Крылова

Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут,

делался или делается Хлестаковым.

Тут дело идет об истине, о русском обществе, о России.

Хлестакову принадлежит главнаяроль в действии, около него обращаются все прочие лица, как планеты вокруг солнца.

В кабинете развешены портреты Гоголя, акварельный рисунок «Гоголь за кулисами во время репетиции комедии "Ревизор" в Александринском театре в Петербурге, портреты главных героев.

- Погода сегодня замечательная. Ах, посмотрите – афиша. Любопытно, что за пьеса?

- Что, настолько плоха?

- Да нет, только господин Гоголь вывел прелюбопытные типы на сцену. Вот взять хотя бы этого городничего, он мне начальника департамента, в котором я служу, напоминает.

- Смотрите, а фамилии какие занятные. Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Бобчинский, Добчинский. Так и кажется, что они говорят что-то об их владельцах.

-Да, да. Я с вами согласен. Вот Земляника. Такое слово благозвучное, а вышел господин необъятных размеров. Вот была неожиданность. А Хлопов – чудится, что буковку в фамилии г. Гоголь пропустил, наверное – Холопов должен быть. Прескверный господин доложу я вам.

-Ах, позвольте я угадаю. Ляпкин-Тяпкин. Наверное, и судит он так же - тяп-ляп. Я вас очень прошу, достаньте мне билетик на этот спектакль, а вам буду очень признательна.

-Ну конечно. Пойдёмте, а я вам ещё любопытнейшие вещи расскажу о главном герое - Хлестакове.

Звенит театральный звонок. Учащиеся рассаживаются, распределяясь по группам. (4 группы: исследователи, актеры, критики, стилисты)

II.Актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности.

Учитель. Мы в театре 19 века.

Сегодня мы работаем в 4 группах:

Давайте вспомним правила работы в группе.

Перед Вами на столе лежат: лист самоценки.

4.Какой сон приснился Городничему? (Две огромные черные крысы)

5.Какой чин занимал Хлестаков на службе? (Коллежский регистратор, чиновник XIV)

6.С кем сравнивал городничий больных? (С кузнецами)

7.В каком из присутственных мест сторожа завели гусей? (В суде)

8. Кто первый нам рассказывает о Хлестакове? (Осип, слуга Хлестакова)

9. Какими словами Гоголь подчеркивает несамостоятельность и легкомыслие героя? (Эх, если б узнал старый барин…)

10.Кто, по мнению Хлестакова, виновен в его затруднительном положении? (пехотный капитан)

(Работа в парах. Взаимопроверка тестовых заданий. 1-б – 2 задания. 0,5 балла – в пользу ученика.Баллы выставляются в лист самооценивания)

Учитель. На предыдущих уроках мы рассмотрели 1-2 действия.

Н.В. Гоголь подготовил читателя к появлению главного героя. А что герой думает о себе?

III.Объявление темы и цели урока.

IV.Работа над темой урока.

А кто такой вельможа?

1.Вельможа(от ст.-слав. веле- (великое, знатное) и мог (можение, упование)) —знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек. Слово это всегда имело бытовое значение и никогда не было юридическимтермином.
2.Человек, обладающий особым саном или занимающий высокое положение в государстве. Само слово произошло от наречия “вельми” (“вело”), что значит “очень”. Вторая часть понятия "вельможа" – это глагол “может”. Сложив две половинки, мы получаем того, кто обладает большим могуществом.

События комедии тесно связаны между собой. Это подчеркивает IIIдействие, являющееся непосредственным продолжением I действия. Сходство

обнаруживается не только в месте действия (дом городничего), но и в тождестве мизансцен, которыми кончается одно действие и начинается другое.

Работа в группах на выполнение задания 5 мин. (учащиеся получают задания и готовятся отвечать)

1.Пересказ событий явлений 1-3, действия III (Султанов)

Городничий трепещет от страха и старается всячески перехитрить воображаемого ревизора.

2. Какие чувства испытывают его жена и дочь, поджидая кого – нибудь, кто мог бы им рассказать о приехавшем ревизоре? Как они себя ведут?

3. Что важно для Анны Андреевны?

Возраст Хлестакова и внешний вид.

4. Почему мать и дочь противоречат друг другу, выбирая наряд?

Имеют вздорный характер и видят друг в друге соперниц.

Гоголь создает единый коллективный образ: помещики, чиновники, полицейские, дамы - который можно определить, как единство уездного общества, единство данной социальной среды.

Хлестаков – вне этого единого образа, хотя социально родствен этой среде. Он испытывает ее воздействие, хотя это и не совсем его мир.

В образе Хлестакова автор раскрывает сам механизм воздействия среды на личность, формирование в ней зла. Для Гоголя важен вопрос о том, что является основой и причиной зла.

Выразительное чтение по ролям явлений 5-6, действия III.

Обращение к иллюстрациям.

Исследовательская работа с текстом.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]


Кульминация в сюжете

3 действие является кульминационным для всего повествования. Именно здесь Хлестаков начинает играть в ревизора, придумывает различные небылицы, описывает их трясущимся от страха и благоговения чиновникам. Этот момент во многом является решающим для событийного ряда произведения. Ведь если бы Хлестаков, смекнув, что его принимают за ревизора, честно признался бы в своём положении, сообщил о том, что произошла нелепая ошибка – всего бы можно было избежать. Но именно в этот переломный момент Хлестаков начинает подыгрывать чиновникам, усугубляя ситуацию. Эмоциональное напряжение достигает здесь своего пика, а Хлестаков открывается читателю с новой стороны и показывает себя таким, какой он есть.

Хлестаков

Чиновники

Чиновники благоговейно относятся к Хлестакову. Чем больше небылиц он рассказывает, тем больше чиновники верят в них. Хотя именно в это время они могли бы понять, что перед ними обманщик, который выдаёт себя за другого и пользуется сложившейся ситуацией. Но каждый настолько увлечён умасливанием мнимого ревизора, страхом за свою шкуру, что совсем не видит происходящего, не способен заметить столь очевидный обман.

Получается, что 6 явление 3 действия является кульминацией всего произведения. Происходят странные вещи: фитюлька, пустышка Хлестаков вдруг превращается в значимого и важного сановника, в то время как городничий вместе со своей свитой доходят до самого пика паники и благоговения перед пустым человечишкой.

Читайте также: