Конспект урока образ матери в искусстве

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художников, поэтов и композиторов.

- Продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить всматриваться в лицо, определяя состояние, настроение человека через выражение глаз, рисунок бровей, рта.

- Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание настроению художественного образа героини;

- Формировать воображение, фантазию детей, способствовать их общению, по поводу увиденного, развивать умение высказывать собственное отношение к портрету.

Организация детских видов деятельности:

- коммуникативная деятельность (общение ребёнка с взрослым, сверстниками)

- художественно – эстетическая деятельность

Ход занятия:

Кто вас, дети, больше любит,

Кто вас нежно так голyбит?

И заботится о вас,

Hе смыкая ночью глаз?

Колыбель кто вам качает,

Кто вам песни напевает, (Мама)

Мама - это значит нежность,

Это ласка, доброта,

Мама - это безмятежность,

Это радость, красота!

Мама - это на ночь сказка,

Это утренний рассвет,

Мама - в трудный час подсказка,

Это мудрость и совет!

Мама - это зелень лета,

Это снег, осенний лист,

Мама - это лучик света,

Мама - это значит ЖИЗНЬ! (Александр Сербалюк)

- Ребята, а как вы думаете, в каком жанре выполнена эта картина?

- Скажите, кто изображен на картине? Что можете сказать о ней? Кого заметили первым на портрете?

- Мы видим милую молодую женщину, маму, которая держит на руках своего ребёнка.

- Ребята, внимательно всмотритесь в лицо женщины, какое оно? Куда направлен взгляд? Как она смотрит на своего малыша?

- Мама смотрит на своего ребёнка ласково и с большой любовью. Такое впечатление, что она что – то напевает ему или шепчет какие – то нежные слова.

- А теперь обратите внимание на руки женщины. Как они держат малыша?

Бережно и нежно опускают младенца в кроватку материнские руки.

- Можно ли сказать, что мама счастлива?

- Конечно, она кажется нам самой счастливой на свете.

- Посмотрите, какие цвета использовал художник? Почему? Присутствует ли солнышко на картине?

- А о чём думает мама?

- Нравится ли, художнику мама?

- А как бы вы назвали этот портрет? (У колыбели)

- Ребята, а как вы думаете, а если малыш проснётся и заплачет, как мама его успокоит?

-Может, прошепчет ему стихи? Например, такие:

Спи, младенец мой прекрасный,

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

- Эта мамина песня полна любви и заботы о своём ребёнке. Ребята, а вам ваши мамы пели колыбельные, когда вы были маленькими? А может кому-то и сейчас еще поют? Сможете напеть мамину песню, какие слова были в ней? (Ответы детей)

- Ребята, а эта картина вам понравилась? Какую маму показал в ней художник?

- Правильно, нежную, добрую, ласковую. А ещё он показал, как счастлива мама, когда у неё есть малыш. Вот так же счастливы и ваши мамы, потому что у них есть вы. И всю свою огромную любовь они отдают только вам.

- Молодцы, ребята. Как же много теплых слов вы сказали о своих мамах!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Методическая разработка

урока музыки

для обучающихся 4 класса


Казакова Ирина Александровна

В современном мире мы всё чаще сталкиваемся с проблемой: любовь к маме дети связывают только с материальными, а не духовными ценностями. Детям бывает трудно понять, что мама нуждается в благодарности, помощи и заботе. Воспитывающий потенциал урока музыки должен помочь и дать возможность каждому школьнику средствами музыкального и живописного искусств понять, насколько важен и красив образ матери, сколько в нём доброты, как важно проявлять любовь, уважение к самому близкому человеку на земле – маме.

Актуальность темы - образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности в музыкальном и живописном искусстве.

Цель: развитие художественной культуры личности на основе гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.

Задачи : развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства. Воспитывать чувство уважения к маме, внимательности и заботливости отношений.

Планируемый результат: формирование эстетического отношения к действительности, умение выражать свои чувства к маме, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости); формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока.

Оборудование: фортепьяно, мультимедийный проектор, компьютер.

План урока:

форма урока – урок - беседа

тип урока – урок изучение нового материала

формы работы – фронтальная

Требования к результатам обучения: Личностные результаты: наличие эмоционального отношения к искусству, укрепление нравственной позиции по отношении к образу мамы; Метапредметные результаты: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов; Предметные результаты: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека.

Конспект урока.

1.Организационный момент.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.

Задачи:

  1. Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
  2. Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
  3. Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.

Оборудование:

Ход урока

I. Организационный момент

У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки.

II. Воспроизведение и коррекция опорных знании учащихся

У - Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании?

- Это произведение гениального русского композитора Модеста Мусоргского

- Музыка рисует картину природы. В ней мы узнаём утренний рассвет, восход солнца.

Мелодия тихая, светлая, спокойная.

В своем произведении композитор нарисовал картину пробуждения природы. На предыдущих уроках вы убедились, что природа на протяжении многих веков вдохновлял, а людей на создание произведений искусства. Значит тема природы вечная.

У - Какую еще тему в искусстве можно назвать вечной?

- Темы любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми, материнства.

У - Приведите примеры музыкального произведения о дружбе.

У - Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока.

У - Что мы называем искусством?

- Творческую деятельность человека

У - Назовите виды искусства.

- Литература, живопись, музыка, скульптура, кино

У - Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или живут независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры.

- Эти виды искусств связаны друг с другом. Музыка и литература – это песни, оперы, арии, кантаты, оратории.

- Музыка всегда звучит в кинофильмах. Для кинофильмов пишут сценарии.

Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими.

IV. Изучение новой темы

Образ матери в духовном искусстве

У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.

Что вы видите на экране?

- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.

У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.

Владимирская Богоматерь

Не на троне - на Ее руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует. Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит.
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин

Работа в парах

- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.

Образ матери в светском искусстве

Ave Maria

Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха….
Афанасий Фет

У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку, смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии, а найдём мы их в таблице эмоциональных состояний.

На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, закрытый ранее пейзажами русских художников.

У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению?

У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.

У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье. И сейчас они бы заметили, что их дети немножко устали.

V. Физминутка.

- Тот же жест матери, сжимающей руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.

У - Написанная русским художником К.С. Петровым-Водкиным гораздо позднее, она передает такую же заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей, и эта картина хранится в музее художника на его родине, в г. Хвалынске.

- Атмосфера уюта, любви, счастья. Непринужденные позы детей, матери, даже собаки полны покоя и умиротворения.

Образ матери в песенном творчестве

У - Есть ли в вашем репертуаре песни, созвучные этой картине?

Исполнение песни.

Нас, качая в колыбели,
Мамы песенки нам пели,
А теперь пора и нам
Песню спеть про наших мам.

Припев:
Дети все на свете называют мамою
Милую, хорошую,
Дорогую самую!

Ночь звезды за окошком
Рассыпаются горошком,
Мама наш покой хранит,
Мы заснем - она не спит.

Подрастем и будем сами
Мы заботится о маме,
А пока доставим ей
Радость песенкой своей.

У - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама оберегает нас всю жизнь, учит быть мудрыми.

На сегодняшний урок вы все принесли написанные вами сочинения, стихи, нарисованные портреты ваших мам. И мне хочется зачитать выдержки из сочинений, стихи, которые вы посвятили своим мамам.

VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний

  • Чему был посвящен наш урок?
  • Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери.
  • Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины

VII. Анализ и оценка итогов работы

Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках -
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!

У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Образ Матери в поэзии, музыке,живописи" составлен в соответствии с ФГОС начального общего образования и рабочей программой "Музыка 1-4 кл."(Учебник Е.Д.Крицкая) и может послужить хорошим материалом для проведения Дня Матери.

Тема урока: Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Метапредметные

Познавательные УУД:

Поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа.

Умение строить речевое высказывание в устной форме.

Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.

Регулятивные УУД:

Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил

и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к

волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнѐра в коллективном пении.

Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно- творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

- воспитывать уважение и бережное отношение к матери;
- развивать чувства долга и ответственности за свои поступки;
- способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы;
- поощрять творческие способности учащихся

1. Организационный момент:

-Что же за урок готовится тут? Может почётные гости придут? Может придут генералы? Нет.

- Может придёт президент? Нет.

- Может герой, облетевший весь свет? Нет! Нет! Нет!

- Гадать понапрасну бросьте. Смотрите, вот наши гости. Почётные, важные самые.

- Здравствуйте, мамы! Здравствуйте, бабушки!

-А у нас сегодня день особый,
Самый лучший праздник – праздник мам!
Праздник самый нежный, самый добрый!
Он, конечно, очень дорог нам!

Нынче праздник, праздник,
Праздник наших милых мам!
Этот праздник нежный самый,
В ноябре приходит к нам!

2. Постановка темы и целей урока: (чтение темы с доски, цели: читать стихи, петь песни, рассматривать картины)

- Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означает слово "Мать"?

- МАТЬ - символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви..

Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей - это Матушка Земля, Родина-мать, Природа-матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка - мама

-Сегодня мы будем говорить слова благодарности нашим мамам, которые дарят нам любовь, добро, нежность и ласку

3. Актуализация знаний:

4. Работа по теме урока:

-Самое прекрасное слово на земле- мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно:
по- английски- мазэ
по- немецки- муттер
по- киргизски-апа
по-грузински-дэда
по- украински- ненька
по- русски- мама, матушка
по- белорусски- маци, матуля

1.Волос мамы золотистый,
И у мамы добрый смех.
Мамы есть и у министров,
Но моя ведь лучше всех!

2. Выдвигаю я идею,
Поддержите все меня:
В семидневную неделю
Выходных для мам три дня!

- У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют и везде успевают. Любая боль уходит, когда мама нас ласкает своими руками. Эти руки убаюкивали нас в детстве. Делая первый шаг, мы держались за мамину руку.

1. Руки мамочки моей –
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Сколько в них любви и силы!

2. Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют, Приласкают, обогреют –
Руки мамы всё умеют!

5.Физкультминутка. Слушание песни «Лучшее слово на свете)

Читайте также: