Конспект урока образ матери в искусстве
Обновлено: 05.07.2024
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе ознакомления с творчеством художников, поэтов и композиторов.
- Продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить всматриваться в лицо, определяя состояние, настроение человека через выражение глаз, рисунок бровей, рта.
- Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание настроению художественного образа героини;
- Формировать воображение, фантазию детей, способствовать их общению, по поводу увиденного, развивать умение высказывать собственное отношение к портрету.
Организация детских видов деятельности:
- коммуникативная деятельность (общение ребёнка с взрослым, сверстниками)
- художественно – эстетическая деятельность
Ход занятия:
Кто вас, дети, больше любит,
Кто вас нежно так голyбит?
И заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз?
Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает, (Мама)
Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ! (Александр Сербалюк)
- Ребята, а как вы думаете, в каком жанре выполнена эта картина?
- Скажите, кто изображен на картине? Что можете сказать о ней? Кого заметили первым на портрете?
- Мы видим милую молодую женщину, маму, которая держит на руках своего ребёнка.
- Ребята, внимательно всмотритесь в лицо женщины, какое оно? Куда направлен взгляд? Как она смотрит на своего малыша?
- Мама смотрит на своего ребёнка ласково и с большой любовью. Такое впечатление, что она что – то напевает ему или шепчет какие – то нежные слова.
- А теперь обратите внимание на руки женщины. Как они держат малыша?
Бережно и нежно опускают младенца в кроватку материнские руки.
- Можно ли сказать, что мама счастлива?
- Конечно, она кажется нам самой счастливой на свете.
- Посмотрите, какие цвета использовал художник? Почему? Присутствует ли солнышко на картине?
- А о чём думает мама?
- Нравится ли, художнику мама?
- А как бы вы назвали этот портрет? (У колыбели)
- Ребята, а как вы думаете, а если малыш проснётся и заплачет, как мама его успокоит?
-Может, прошепчет ему стихи? Например, такие:
Спи, младенец мой прекрасный,
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Ты ж дремли, закрывши глазки,
- Эта мамина песня полна любви и заботы о своём ребёнке. Ребята, а вам ваши мамы пели колыбельные, когда вы были маленькими? А может кому-то и сейчас еще поют? Сможете напеть мамину песню, какие слова были в ней? (Ответы детей)
- Ребята, а эта картина вам понравилась? Какую маму показал в ней художник?
- Правильно, нежную, добрую, ласковую. А ещё он показал, как счастлива мама, когда у неё есть малыш. Вот так же счастливы и ваши мамы, потому что у них есть вы. И всю свою огромную любовь они отдают только вам.
- Молодцы, ребята. Как же много теплых слов вы сказали о своих мамах!
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Методическая разработка
урока музыки
для обучающихся 4 класса
Казакова Ирина Александровна
В современном мире мы всё чаще сталкиваемся с проблемой: любовь к маме дети связывают только с материальными, а не духовными ценностями. Детям бывает трудно понять, что мама нуждается в благодарности, помощи и заботе. Воспитывающий потенциал урока музыки должен помочь и дать возможность каждому школьнику средствами музыкального и живописного искусств понять, насколько важен и красив образ матери, сколько в нём доброты, как важно проявлять любовь, уважение к самому близкому человеку на земле – маме.
Актуальность темы - образ женщины-матери является идеалом женской красоты и верности в музыкальном и живописном искусстве.
Цель: развитие художественной культуры личности на основе гуманистических ценностей отношения человечества к материнству средствами искусства и современных технологий.
Задачи : развивать творческий потенциал личности в процессе изучения темы материнства. Воспитывать чувство уважения к маме, внимательности и заботливости отношений.
Планируемый результат: формирование эстетического отношения к действительности, умение выражать свои чувства к маме, формирование лучших качеств у детей (добра, отзывчивости, терпимости); формирование художественного вкуса, активизирующего творческое воображение, основанное на межпредметных связях урока.
Оборудование: фортепьяно, мультимедийный проектор, компьютер.
План урока:
форма урока – урок - беседа
тип урока – урок изучение нового материала
формы работы – фронтальная
Требования к результатам обучения: Личностные результаты: наличие эмоционального отношения к искусству, укрепление нравственной позиции по отношении к образу мамы; Метапредметные результаты: овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов; Предметные результаты: развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека.
Конспект урока.
1.Организационный момент.
Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.
Цель урока: показать, что образ матери - вечная тема и искусстве, объединяющая различные виды искусства.
Задачи:
- Раскрыть взаимосвязь музыки, литературы, живописи на примерах произведении искусства разных эпох, воспевающих образ матери.
- Развивать образное и ассоциативное мышление, музыкальное восприятие и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, умение сравнивать, анализировать произведения художников, композиторов.
- Воспитывать у детей чувства уважения, любви к матери.
Оборудование:
Ход урока
I. Организационный момент
У - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно видеть ваши добрые лица. Давайте начнем наш урок с приветливой, светлой, как звучавшая музыка, улыбки.
II. Воспроизведение и коррекция опорных знании учащихся
У - Знакома ли вам прозвучавшая музыка? Какую картину рисует она в вашем сознании?
- Это произведение гениального русского композитора Модеста Мусоргского
- Музыка рисует картину природы. В ней мы узнаём утренний рассвет, восход солнца.
Мелодия тихая, светлая, спокойная.
В своем произведении композитор нарисовал картину пробуждения природы. На предыдущих уроках вы убедились, что природа на протяжении многих веков вдохновлял, а людей на создание произведений искусства. Значит тема природы вечная.
У - Какую еще тему в искусстве можно назвать вечной?
- Темы любви, Родины, героических подвигов, взаимоотношений между людьми, материнства.
У - Приведите примеры музыкального произведения о дружбе.
У - Тема материнства издавна волновала, вдохновляла на творчество. Образ матери - вечная тема искусства. Она и является темой нашего урока.
У - Что мы называем искусством?
- Творческую деятельность человека
У - Назовите виды искусства.
- Литература, живопись, музыка, скульптура, кино
У - Как вы считаете, эти виды искусства связаны друг с другом или живут независимо, самостоятельной жизнью? Приведите примеры.
- Эти виды искусств связаны друг с другом. Музыка и литература – это песни, оперы, арии, кантаты, оратории.
- Музыка всегда звучит в кинофильмах. Для кинофильмов пишут сценарии.
Сегодня на уроке мы увидим, как разные виды искусства дополняют друг друга и делают произведения, воспевающие образ матери, еще более выразительными и яркими.
IV. Изучение новой темы
Образ матери в духовном искусстве
У - Вот уже 2000 лет воспевается образ Божьей Матери. Богородице посвящают свои творения художники, скульпторы, поэты, композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна - есть и такое обращение: Всепетая. Давайте представим, что мы в соборе. Послушаем музыку, воспевающую Богородицу.
Что вы видите на экране?
- Младенец Иисус склонил голову, нежно прижимаясь к её щеке.
У - Но лик ее печален, она чувствует, какие испытания готовит жизнь ее ребенку. Лики матери и младенца прекрасны, полны добрых чувств.
Владимирская Богоматерь
Не на троне - на Ее руке, Левой
Ручкой, обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует. Немею -
Нет ни сил, ни слов на языке.
А Она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит.
В мире нет слепительнее чуда
Откровенья вечной Красоты!
Максимилиан Волошин
Работа в парах
- Доброта, душевность, любовь к людям, простота. Музыка тихая, печальная, близка к сердцу каждого человека.
Образ матери в светском искусстве
Ave Maria
Ave Maria – лампада тиха,
В сердце готовы четыре стиха:
Чистая дева, скорбящая мать,
Душу проникла твоя благодать.
Неба царила, не в блеске лучей,
В тихом предстань сновидении ей!
Ave Maria – лампада тиха,
Я прошептал все четыре стиха….
Афанасий Фет
У – А сейчас попробуем найти слова, передающие ваши чувства, когда вы слушаете эту музыку, смотрите на картины с изображением Богородицы, Мадонны, Девы Марии, а найдём мы их в таблице эмоциональных состояний.
На доске открываются картины Рафаэля, Петрова-Водкина, Ренуара, закрытый ранее пейзажами русских художников.
У – Как вы считаете, ребята, какая из картин на доске созвучна этому музыкальному произведению?
У - Картина написана более 500 лет назад, но люди до сих нор не могут без волнения смотреть на простой, очень нежный и в то же время возвышенный образ матери с младенцем на руках. Нас поражает взгляд матери - в нем необыкновенная доброта, нежность и вместе с тем страдание и тревога за судьбу сына, с которым она идет к людям.
У - А сейчас закройте глаза и представьте лицо вашей мамы. Сравните его с образом Богоматери, Мадонны. Лица наших мам тоже прекрасны, потому что это - ваши мамы, они вас очень любят, заботятся о вашем здоровье. И сейчас они бы заметили, что их дети немножко устали.
V. Физминутка.
- Тот же жест матери, сжимающей руку ребенка, как желание уберечь сына от невзгод.
У - Написанная русским художником К.С. Петровым-Водкиным гораздо позднее, она передает такую же заботу, вечную тревогу матери за судьбу своих детей, и эта картина хранится в музее художника на его родине, в г. Хвалынске.
- Атмосфера уюта, любви, счастья. Непринужденные позы детей, матери, даже собаки полны покоя и умиротворения.
Образ матери в песенном творчестве
У - Есть ли в вашем репертуаре песни, созвучные этой картине?
Исполнение песни.
Нас, качая в колыбели,
Мамы песенки нам пели,
А теперь пора и нам
Песню спеть про наших мам.Припев:
Дети все на свете называют мамою
Милую, хорошую,
Дорогую самую!Ночь звезды за окошком
Рассыпаются горошком,
Мама наш покой хранит,
Мы заснем - она не спит.Подрастем и будем сами
Мы заботится о маме,
А пока доставим ей
Радость песенкой своей.
У - Мама, мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называем самого близкого, дорогого и единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама оберегает нас всю жизнь, учит быть мудрыми.
На сегодняшний урок вы все принесли написанные вами сочинения, стихи, нарисованные портреты ваших мам. И мне хочется зачитать выдержки из сочинений, стихи, которые вы посвятили своим мамам.
VI. Обобщение, первичное закрепление и систематизация знаний
- Чему был посвящен наш урок?
- Какую тему называют в искусстве вечной – образ матери.
- Что нового вы узнали? Что понравилось? – познакомились с картинами, композиторами, художниками, поэтами, что такое икона. Понравилась – музыка, картины
VII. Анализ и оценка итогов работы
Спасибо вам за урок, дети! Завершить нашу встречу мне хотелось бы словами русского поэта Сергея Островского.
Пусть ей вечно солнце рукоплещет.
Так она и будет жить в веках -
Самая прекрасная из женщин -
Женщина с ребенком на руках!
У - Берегите своих мам, пусть их глаза всегда светятся радостью, счастьем!
Конспект урока музыки в 3 классе по теме "Образ Матери в поэзии, музыке,живописи" составлен в соответствии с ФГОС начального общего образования и рабочей программой "Музыка 1-4 кл."(Учебник Е.Д.Крицкая) и может послужить хорошим материалом для проведения Дня Матери.
Тема урока: Образ матери в музыке, поэзии, живописи.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Метапредметные
Познавательные УУД:
Поиск и выделение необходимой информации (усвоение особенностей музыкального языка как средства создания музыкального образа.
Умение строить речевое высказывание в устной форме.
Извлечение необходимой информации из прослушанного произведения.
Регулятивные УУД:
Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил
и энергии при прослушивании и исполнении музыки, способность к
волевому усилию, преодолению препятствий, трудностей, возникающих в процессе исполнения и слушания музыки.
Коммуникативные УУД:
Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Оценка действий партнѐра в коллективном пении.
Начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно- творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
- воспитывать уважение и бережное отношение к матери;
- развивать чувства долга и ответственности за свои поступки;
- способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы;
- поощрять творческие способности учащихся
1. Организационный момент:
-Что же за урок готовится тут? Может почётные гости придут? Может придут генералы? Нет.
- Может придёт президент? Нет.
- Может герой, облетевший весь свет? Нет! Нет! Нет!
- Гадать понапрасну бросьте. Смотрите, вот наши гости. Почётные, важные самые.
- Здравствуйте, мамы! Здравствуйте, бабушки!
-А у нас сегодня день особый,
Самый лучший праздник – праздник мам!
Праздник самый нежный, самый добрый!
Он, конечно, очень дорог нам!
Нынче праздник, праздник,
Праздник наших милых мам!
Этот праздник нежный самый,
В ноябре приходит к нам!
2. Постановка темы и целей урока: (чтение темы с доски, цели: читать стихи, петь песни, рассматривать картины)
- Сегодня мы с вами поговорим об отношениях человечества к материнству средствами искусства. Проследим, как музыка, литература и живопись создают образ матери. Это великая и вечная тема в искусстве. Почему? Что означает слово "Мать"?
- МАТЬ - символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви..
Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей - это Матушка Земля, Родина-мать, Природа-матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка - мама
-Сегодня мы будем говорить слова благодарности нашим мамам, которые дарят нам любовь, добро, нежность и ласку
3. Актуализация знаний:
4. Работа по теме урока:
-Самое прекрасное слово на земле- мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках мира одинаково нежно:
по- английски- мазэ
по- немецки- муттер
по- киргизски-апа
по-грузински-дэда
по- украински- ненька
по- русски- мама, матушка
по- белорусски- маци, матуля
1.Волос мамы золотистый,
И у мамы добрый смех.
Мамы есть и у министров,
Но моя ведь лучше всех!
2. Выдвигаю я идею,
Поддержите все меня:
В семидневную неделю
Выходных для мам три дня!
- У мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют и везде успевают. Любая боль уходит, когда мама нас ласкает своими руками. Эти руки убаюкивали нас в детстве. Делая первый шаг, мы держались за мамину руку.
1. Руки мамочки моей –
Пара белых лебедей:
Так нежны и так красивы,
Сколько в них любви и силы!
2. Целый день они летают,
Будто устали не знают.
В доме наведут уют,
Платье новое сошьют, Приласкают, обогреют –
Руки мамы всё умеют!
5.Физкультминутка. Слушание песни «Лучшее слово на свете)
Читайте также: