Конспект урока 7 класс изложение по упр 116

Обновлено: 05.07.2024

Упражнение № 116 Изложение. Прочитайте фрагмент книги Т. Сухотиной, дочери великого русского писателя

Упражнение № 116 Изложение. Прочитайте фрагмент книги Т. Сухотиной, дочери великого русского писателя Л. Толстого. Найдите в тексте причастия, которые являются ключевыми словами отрывка. Составьте вопросный план фрагмента и перескажите его от третьего лица в письменной форме.

С большой любовью вспоминаю я своё детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня. Трём людям я особенно благодарна за своё детство.

Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны.

И Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твёрдых нравственных основ.

Среди этих трёх людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло моё детство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: уроки развития речи. Цель: осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, ключевых слов, производить исключение и обобщение при информационной переработке текста, воспроизводить прослушанный и прочитанный текст в устной и письменной форме в сжатом виде, редактировать вторичный текст.

Тема: Р/р Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского "Обыкновенная земля"

Тип урока: уроки развития речи.

Цель: осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, ключевых слов, производить исключение и обобщение при информационной переработке текста, воспроизводить прослушанный и прочитанный текст в устной и письменной форме в сжатом виде, редактировать вторичный текст.

Задачи: Обучающая: научить, используя авторские языковые средства, подробно передавать исходный текст; внимательно относиться к слову.

Развивающая: развивать умения определять тему, основную мысль, работать над составлением плана. Воспитательная: способствовать формированию чувства прекрасного; любви к малой Родине

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)

- уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;

- выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения

Метапредметные результаты:

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над сжатым изложением;

- уметь извлекать информацию из текста;

- уметь определять цель своего обучения;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества

- определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения

Личностные результаты:

- формировать интерес к закреплению нового;

- формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;

- формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;

- увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Мобилизующий этап

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Введение в тему урока, формулирование цели.

На доске ключевые слова: текст, пересказ, обобщение, исключение.

Сформулируйте цель урока на основе ключевых слов. (Учиться писать сжатое изложение.)

«Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в Мещерском крае. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда.

К.Г. Паустовский много ездил по нашей стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани, – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.

Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово.

Формулируют тему урока

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему и цель урока, его последующее содержание.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

III. Подготовка к написанию изложения.

1. Актуализация изученного..

• На уроке мы будем готовиться к написанию изложения. Изложения сжатого. Как вы понимаете этот термин? (Да, отдельные фрагменты текста мы будем пересказывать кратко, другие - подробно.)

• Какие же кратко, а какие – подробно? (Верно, сокращать будем те фрагменты, которые не несут особой смысловой нагрузки.)

Ученики выявляют различия подробного и сжатого изложения, анализируют жизненные ситуации, в которых может пригодиться умение подробно и сжато пересказать текст (какое-то событие, явление – фильм, книга, телепередача, встреча друзей, путешествие и т.д.).

Назовите способы сжатия текста.

Что значит исключение? (Изъятие второстепенной, неосновной информации: сокращение рядов однородных членов, определений, вводных слов, причастных оборотов и др. смысловых отрезков, вносящих дополнительное значение в предложение.)

Что значит обобщение? (Объединение, укрупнение языковых единиц: замена нескольких предложений одним, введение обобщающих слов вместо рядов однородных членов и т.д.)

2. Далее подготовка проводится по заданию к упр. 322

Аналитическая беседа по тексту.

– О чём идёт речь в тексте? (о красоте природы Мещёрского края)

– Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст? (передать всю красоту природы этих мест, что на нашей планете есть места зачаровывающие нас)

– -Определите стиль текст? Докажите. (Публицистический, с элементами рассуждения.)

– Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

Эпитеты: обильные урожаи; небогатые места.

Метафоры: клочок земли; природные силы.

Олицетворения: тихая немудрая земля.

Фразеологические обороты: на первый взгляд; до боли в сердце; в глубине сердца.

Риторические восклицания: Неужели мы должны любить свою землю только за то…!

2. Работа над составлением плана.

– С какой целью мы обычно составляем план текста?

– Как нужно составлять план предложенного текста? (Читать по абзацам, формулировать основную мысль)

– Можно ли объединять несколько абзацев в один? (Да, когда они раскрывают одну микротему).

– О чём идёт речь в первом абзаце? Какие можно выделить ключевые слова? Как озаглавить?

В тетрадях записываются пункты плана и выписываются ключевые слова.

1. В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств.

2. Что можно увидеть в Мещёрском крае?

3. Что можно услышать в Мещёрском крае?

4. С каждым днем край делается богаче, разнообразнее и милее сердцу.

Задание: пользуясь планом, перескажите текст

4.Словарно-орфографическая работа.

Мещерский край, картины Левитана, особенная красота, богатство, притягательная сила, скошенные луга, торжественно, можжевельник.

7. Работа над черновиком изложения

Отвечают на вопросы, читают текст, составляют план, выполняют словарно – орфографическую работу, пересказывают, записывают сжатое изложение.

Коммуникативные УУД

1. Владеть приёмами рационального слушания.

2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

3. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

4. Создавать вторичный текст соответствующего стиля и жанра.

5. Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста.

Познавательные УУД

1. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные виды чтения.

2. Владеть технологией и приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы.

IV. Написание изложения.

Учитель читает текст, ученики сначала пишут на черновике, выполняют самопроверку, переписывают на чистовик.

Коммуникативные УУД

1. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

2. Редактировать письменное высказывание.

V. Самопроверка.

Ученики выполняют самопроверку с помощью графических обозначений и переписывают изложение на чистовик.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Изложение по тексту из книги Татьяны Львовны Сухотиной, дочери Л. Н. Толстого.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изложение по тексту из книги Татьяны Львовны Сухотиной, дочери Л. Н. Толстого.

- Сегодня мы будем писать изложение по тексту.

- А какие виды изложений вы знаете?
(подробное, сжатое, выборочное)
- Какой вид изложения написать проще?

- Скажите, а для чего мы учимся писать изложения?
(развивает память, мышление, внимание, речь)

- Где вам пригодится ваше умение писать сжатое изложение? (ГИА)

Что объединяет все эти картинки?Какие ассоциации возникают у вас со словом «д.

– С возрастом восприятие жизни изменяется. Прочитайте высказывания великих лю.

Какая мысль объединяет высказывания? Эти воспоминания объединяет чувство бла.

Какая мысль объединяет высказывания?
Эти воспоминания объединяет чувство благодарности, любви к тем людям, которые в детстве многое дали будущим писателям.
Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу семьи одного из авторов. А о ком именно пойдет речь, вы узнаете, когда посмотрите на портрет.
С какими его произведениями вы уже знакомы?


Толстой считал детство самой счастливой порой жизни, потому что рядом с ним в.

Толстой считал детство самой счастливой порой жизни, потому что рядом с ним всегда были любящие и заботливые люди. Своим детям он тоже подарил счастливое детство. Одна из дочерей, Татьяна, оставила воспоминания о своей семье и о своей жизни.

С четырнадцати и в течение сорока лет старшая дочь Л.Н. Толстого, Татьяна Льв.

С четырнадцати и в течение сорока лет старшая дочь Л.Н. Толстого, Татьяна Львовна, вела дневник. Ее воспоминания и дневники изданы и в России, и за рубежом.
Татьяна была любимицей отца, его помощницей. Она переписывала его рукописи, отвечала на письма, впоследствии стала автором нескольких книг воспоминаний об отце, о жизни семьи.

Софья Андреевна, жена писателя, управляла большим хозяйством, руководила жизн.

Софья Андреевна, жена писателя, управляла большим хозяйством, руководила жизнью усадьбы, помогала Льву Николаевичу в литературном и общественном труде. В семье было восемь детей – пятеро мальчиков и три девочки. Дети получали домашнее образование, много учились.

И сегодня мы с вами познакомимся и более подробно рассмотрим воспоминания Тат.

И сегодня мы с вами познакомимся и более подробно рассмотрим воспоминания Татьяны Львовны Сухотиной – дочери Л.Н. Толстого.

Запишите число, классная работа
Перед вами текст, который и станет основой для написания изложения.
Стр 52, упр 116

С какими чувствами вспоминает дочь Толстого своё детство? .

С какими чувствами вспоминает дочь Толстого своё детство?
с благодарностью
В какой атмосфере выросла она?
Кому особенно она благодарна за своё детство? За что она им благодарна?
Отцу, матери и воспитательнице.

Определите тему текста. Как бы вы озаглавили этот фрагмент?
Воспоминания о детстве.

– Выпишите ключевые слова из текста.
Детство, благодарность, любящих людей, с большой любовью, счастливая пора.

Определите тип речи. Определите стиль речи. – От какого лица ведется п.

Определите тип речи.

Определите стиль речи.

– От какого лица ведется повествование?

– На сколько микротем можно разделить текст? Как составляется сложный план?

– Какую часть можно разделить на подпункты?
Как составляется сложный план?

– Какую часть можно разделить на подпункты?

Давайте составим вопросный план фрагмента.

 1.С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина свое детство? 2.В какой атмо.

1.С каким чувством вспоминает Т.Л.Сухотина
свое детство?

2.В какой атмосфере выросла дочь Л.Н.
Толстого?
1)Кому она особенно благодарна за своё
детство?
2)Какую роль сыграл отец в жизни дочери?
3)За что Т.А. Сухотина благодарна своей
матери?
3. Что дала детям семьи Толстых Ханна,
английская воспи­тательница?

Найдите в тексте и выпишите причастия, которые являются ключевыми словами отр.

Найдите в тексте и выпишите причастия, которые являются ключевыми словами отрывка. Выделяют суффиксы.
Любящих, руководившему, поставившему, украсившей, прожившей, давшей, занимавших.
Мы с вами выписали причастия, которые являются ключевыми словами в этом тексте. Давайте с вами вспомним, когда причастный оборот выделяется запятыми?

От какого лица ведется повествование. Давайте с вами вспомним, от какого лица.

От какого лица ведется повествование. Давайте с вами вспомним, от какого лица должно быть написано изложение?
То есть нам с вами надо поменять в тексте слова, которые указывают на 1-ое лицо. Как мы можем это сделать? С помощью каких слов можно поменять 1-ое лицо на 3-е?
Заменить местоимения: я – он, мне – ему, наш – их, своей – его, мой – его. Окончания глаголов: вспоминаю – вспоминает.

Следует называть рассказчицу Т. Л. Сухотина, дочь Л. Н. Толстого, дочь писателя, она.

Пересказываем текст от 3-го лица

Пересказываем текст от 3-го лица

С большой любовью вспоминает Т.Л. Сухотина своё детство. И с чувством.

С большой любовью вспоминает Т.Л. Сухотина своё детство. И с чувством горячей благодарности думает о тех, кто окружал ее в эту счастливую пору ее жизни. Дочь Л.Н. Толстого выросла среди людей, любящих друг друга и ее.
Трём людям Т.Л. Сухотина особенно благодарна за ее детство.
Отцу, руководившему их жизнью и поставившему их в те условия, в которых они выросли.
Матери, в этих условиях украсившей им жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны.
И Ханне, их английской воспитательнице, прожившей в семье Толстых шесть лет и давшей детям столько любви, заботы и твёрдых нравственных основ.
Среди этих трёх людей, занимавших главное место в памяти Т.Л. Сухотиной, прошло ее детство.

Пишем изложение.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 048 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Действительные причастия прошедшего времени

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.10.2021 1187
  • PPTX 3.2 мбайт
  • 217 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шевчук Анна Петровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Когда-то давным-давно жила на свете красавица по имени Корнелия Грак. И была она очень красива и богата. Многие восхищались ее красотой. Самые знаменитые художники боролись за право рисовать ее портреты. Все уважали и почитали ее, но никто и никогда не видел ее богатств.

Учитель: Как вы понимаете смысл легенды? Почему дети – это богатство матери? Что для матери самое главное?

Прослушивание песни о матери.

3.Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Почему мы у матерей всегда в долгу?

Весь смысл жизни матери составляют ее дети. А как вы

Относитесь к своим матерям? Всегда ли справедливо?

Давайте послушаем стихотворение С. Плотова о матери.

Легче всего - обидеть мать,

Она обидой не ответит.

И только будет повторять:

Легче всего обидеть мать.

Пройдут года, мы станем выше

И кто-то, губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

И, может быть, его услышат

Учитель: В каких строках выражена главная мысль стихотворения?

Вы поняли, что хотел сказать автор?

III.Чтение текста.

Замечательный педагог - Василий Александрович Сухомлинский в одном из писем сыну рассказал ему старинную легенду.

«Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было черное, недоброе.

IV.Анализ текста.

Учитель: Какова тема данного текста? (Сила материнской любви).

Основная мысль?( Никто и никогда не любит так искренне

и бескорыстно, как мать).

О чем рассказывает легенда?

Почему так называется легенда? (Испытание на человеч-

ность). Кто пережил испытание? Удалось сыну пройти это

Как описана жена сына?

Что такое человечность?

К какому стилю относится текст?(художественный)

Определите тип речи.(повествование).

Делаются выводы по тексту.

V.Деление текста на части. Составление плана.

План.

1.Легенда, рассказанная В. А. Сухомлинским.

2.Жена-красавица с черной душой.

4.Нечеловеческий поступок сына.

5.Бескорыстная любовь матери.

VI.Элементы лингвистического анализа текста.

1.Объясните лексическое значение слова легенда?

Легенда – повествование, история с элементами чудесного, фантастического и необычными героями или образами.

В фольклоре – вошедший в традицию народа рассказ о чудесном, воспринимающийся рассказчиком и слушателем как достоверный.

2. Назовите, с помощью каких эпитетов происходит создание образов герое легенды?

Единственный (сын), изумительная, невиданная (красота), черное, недоброе (сердце), горячее, материнское (сердце), огромная, неисчерпаемая, материнская (любовь) и т.д.

Подберите синонимы. (любящее, искреннее, чувственное, эмоциональное).

VII. Пересказ текста по частям с использованием опорных слов и пунктов плана.

VIII. работа над орфограммами и пунктограммами.

На доске: Невзлюбила, рассвирипела, старинная, единственный, черная, околдовала, никто, никогда, жена – сноха – невестка, рассказанная, жена-красавица, нечеловеческий, бескорыстная любовь и др.( в зависимости от класса).

Читайте также: