Конспект урока музыки опера волк и семеро козлят

Обновлено: 05.07.2024

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки "Волк и семеро козлят", портрет композитора М. Коваля, понятийные карточки, наглядный материал.

Оборудование: Музыкальный центр, пианино, СД-диски.

Музыкальное оформление:М. Коваль фрагменты из оперы "Волк и семеро козлят": темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор "Целый день поём, играем", заключительный хор "Семеро козлят".

Изучение новой темы урока.

Педагог: Всем нам с раннего детства известна русская народная сказка под названием "Волк и семеро козлят". Кто помнит её содержание?

Воспитанники: (Дети поочерёдно вспоминают сюжет сказки).

Педагог: Правильно, там говорится про то, что в избушке на лесной опушке жила-была коза с козлятами. Коза каждый день уходила пастись в лес, а козлята оставались дома. Мама Коза наказывала своим детям: никому дверь не открывать, а то придёт серый Волк и утащит их в лес. Весело играли козлята дома, но однажды обхитрил их Волк притворилсямамой-козой, запел тонким голоском:

Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся.
Ваша мать пришла,
Молока принесла.

Открыли козлята дверь, впустили Волка. Собрал он всех в мешок и унёс в тёмный лес. Только самый маленький козлёнок спрятался в печку и уцелел. Он рассказал маме-Козе про волка:

Композитор Мариан Викторович Коваль написал на сюжет этой сказки детскую оперу. Но прежде, чем мы познакомимся с ней, узнаем, что такое опера.

Опера - это музыкальный спектакль. В нём все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В опере объединены различные виды искусства: музыка (солисты, хор, оркестр), драматическое действие, т.е. какое-то событие, а также изобразительное искусство (декорации, костюмы, грим) и танцы. Как я уже сказала, в опере все действующие лица не говорят, а поют. Основа оперы - либретто (словесный текст).

Итак, к опере пишутся слова, которые называются либретто.

Композитор Мариан Викторович Коваль на сюжет русской народной сказки "Волк и семеро козлят" написал детскую оперу - такую, чтобы её могли исполнять не взрослые, а сами дети. Сейчас мы познакомимся с некоторыми отрывками из этой оперы.

Педагог: Как мы помним, у козы было семеро козлят.(показ иллюстрации к сказке).

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Бодайка, Болтушка, Мазилка, Дразнилка и самого маленького козлёнка звали Малыш. Они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, которой мы можем подпевать.

Там есть такие слова:

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться. (дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).

3. Физминутка. (Исполнение песни "Семеро козлят" с танцевальными движениями каждого козлёнка)

Педагог: Теперь мы послушаем и разучим песенки каждого козлёнка. Обратите внимание на то, что все песенки весёлые, лёгкие, забавные, задорные. У козлят всегда хорошее настроение, и они не привыкли унывать.

(Идет поочерёдное прослушивание и знакомство с песенками козлят).

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами: Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

(разучивают слова песни с сопровождением)

2. Песенка Топотушки.

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Я на венике верхом
Объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед,
Ну, догонишь или нет?

3. Песенка Бодайки.

Третий козлёнок - Бодайка. Его песенка самая простая, она состоит из одного слова: "Забодаю, забодаю!"

4. Песенка Болтушки.

Запоминайте слова песенки козлёнка по имени Болтушка:

Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю.

5. Песенка Малыша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,
Командиром стал я
По команде сдвойте ряд
Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют. Вот и мы сейчас вместе с малышом исполним его песенку, а потом встанем и промаршируем под звуки военного марша.

(дети разучивают песенку Малыша)

Педагог: Мы познакомились с песенками козлят, теперь настала пора познакомиться с мамой Козой. Мы послушаем песенку, которую она поёт своим козлятам, когда укладывала их спать. А как называются песни, которые поются детям перед сном?

Воспитанники: (ответы детей)

Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не слыша этой песенки, вы можете угадать, какой у неё будет характер? Какими бывают колыбельные песни и как их исполняют?

Воспитанники: (идут ответы детей - тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот такую же песенку-колыбельную написал для мамы Козы в своей опере композитор М. Коваль. Мама Коза укачивает деток спать и каждого из них называет по имени.

Спи, дочурочка, Болтушка,
Спи, забавник, Топотушка,
Не бодайся мой Бодайка,
Баю-баюшки, Всезнайка,
Перестань шалить Дразнилка,
Не мешай уснуть Мазилке,
Крепко спи меньшой Малышка,
Тише, детки, тише, тише.

Педагог: Давайте не только внимательно послушаем этот музыкальный отрывок, но и немного покачаем корпусом в такт музыке, словно помогая маме укладывать детей спать. (прослушивание "Колыбельной мамы Козы).

Педагог: Мы с вами выучили почти все песенки козлят, осталось разучить их общий хор, который называется так - "Целый день поём, играем".

И слов в нём немного: Целый день поём, играем.

Очень весело живём.

(дети разучивают и исполняют хор "Целый день поём, играем")

Педагог: Итак, сегодня вы познакомились с оперой, как она называется?

Кто запомнил композитора, который сочинил эту оперу?

Что такое опера?

Какие виды искусства объединены в опере?

(музыка, драматическое действие, изобразительное искусство, танцы)

Музыка - солисты, хор, оркестр; драматическое действие - событие;

изобразительное искусство - декорации, костюмы, грим; танцы - хореография.

Как называются слова в опере? (либретто).

Домашнее задание: нарисуйте одного из понравившихся вам козлёночков и опишите его характер, что он любит, чем занимается.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Формирование личностного отношения к музыке.

Воспитание музыкальной отзывчивости на музыку.

Познакомить с темами главных героев.

Разобрать определение Опера-сказка

Развивать певческие навыки

1. Организационный момент (5 минут).

Уч.: Ребята, сегодня у нас необычный урок

2. Новая тема. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (7 минут).

Уч.: Мы отправимся с вами в путишествие по сказкам. Ребята, какие сказки вы знаете? ( Дети перечисляют сказки)

Уч.: Молодцы! Много сказок прочитали. А мы сегодня с вами побываем в музыкальной сказке. Музыкальная сказка- это спектакль. Мы с вами уже знаем, где можно увидеть спектакли. Так куда же мы с вами отправимся, чтобы увидеть музыкальную сказку?

Уч.: Скажите, какие музыкальные спектакли можно увидеть в музыкальных театрах?

Уч.: Какой жанр является основным, чтобы попасть в оперу? ( Ответы детей. Песня ).

Уч.: Почему песня? ( Ответы детей. В опере все герои поют ).

Уч.: Сюжетами опер и балетов становятся всем известные с детства народные сказки и былины. Давайте узнаем знакомых героев на рисунках в учебнике на стр 72.

3. Актуализация знаний. (8 - 10 минут).

Уч.: Ребята, пожалуйста, посмотрите на доску, что это такое? (Ответы детей. Афиша )

Уч.: А что такое афиша? ( Ответы детей. Объявление о спектакле, представлении ).

Уч. : Что мы можем из неё узнать? ( Ответы детей. Как называется спектакль, кто автор, время начала, где проходит действие, кто участвует в представлении ).

Уч. : Молодцы , из неё мы можем узнать(показывая на доску) название представления, авторов, героев, время начала, адрес. Куда мы с вами пойдем?

( Ответы детей. В детский музыкальный театр).

Уч.: Скажите, вам знакомо это название? ( Ответы детей. Да, это сказка ).

Уч.: Правильно в основе оперы лежит сказка. А композитор, который сочинил эту оперу зовут Мариан Коваль.

Уч: Ребята, а как вы думаете, кто задействован в опере? (Певцы (солисты и хор), симфонический оркестр, танцоры).

Уч: Правильно, молодцы!

Уч.: Итак, опера - это музыкально- театрализованное представление, в котором все герои (поют).

Уч.: Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Каждое действующее лицо оперы обычно характеризуется яркой и запоминающейся мелодией – темой. Так, у каждого из козлят есть своя тема, которая рисует его музыкальный портрет. Сначала мы познакомимся с мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы.

Уч.: Скажите, какую песню поет коза? Что она вам напоминает?

( Ответы детей. Колыбельную. Ласковый, нежный характер музыки ).

Уч.: Мама - Коза исполняла песню соло, то есть одна. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной? (Ответы детей. Она добрая, нежная, любит своих козлят).

Уч.: Кто услышал имена козлят? (Ответы детей. Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Слайд 6.

Уч.: Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).

Уч.: Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Воинственного марша.

У самого младшего козлёнка по имени Малыш - самая грозная и решительная песенка. Потому что все козлята играют в военный парад, а Малыш назначен в нём командиром. Вот какие слова в его песенке:

Стойте, друзья,

Командиром стал я

По команде сдвойте ряд

Начинаем наш парад.

После этой песенки идёт большой инструментальный отрывок, во время которого козлята маршируют.

Уч.: Что вы можете сказать об этой теме? Какая она? На что похожа? (Ответы детей. Четкая, ритмичная. Напоминает марш).

Уч.: Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Воинственный марш? ( Ответы детей. Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

Уч.: Мальчики, встаньте около парт. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки и побудьте командирами. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром. Помаршируйте под марш

Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Воинственного марша.

6. Организация вокально-хоровой работы. (6 -7 минут)

Уч.: Теперь давайте познакомимся с остальными козлятами.

Тема Всезнайки.

Этот козлёнок всегда всё знает, поэтому его так и зовут - Всезнайка. Вот и своей песенке он сообщает, что знает, где дома спрятана банка с вкусным вареньем. Разучим слова песенки:

А я знаю за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку.

А спустя некоторое время этот козлёнок продолжает петь свою песенку с такими словами:

Пусть танцуют, пусть играют,

В сладком толк Всезнайка знает.

Уч.: Правильно - это тема Всезнайки. А почему вы так решили? (Ответы детей. Потому, что он самый умный, все знает).

Тема Топтушки.

Я на венике верхом

Объезжаю всё кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед,

Ну, догонишь или нет?

Уч.: А сейчас, как вы думаете, как зовут этого козлёнка? Тема Топтушки. ( Ответы детей. Это Топтушка . Она скачет на венике, зовёт Мазилку её догнать).

Козлёнок по имени Топотушка во время игры козлят скачет верхом на венике. Вот какие слова в его песенке:

Уч.: Споём эту тему. (обратить внимание на ритмический рисунок, изображающий прыжок).

Тема Бодайки

Уч.: Чья тема прозвучит сейчас? Тема Бодайки. (Ответы детей. Эта тема Бодайки. Он упрямый, драчливый, забияка).

"Забодаю, забодаю!"

Уч.: Споем с вами вместе эту тему. (Обратить внимание при разучивании на октавные скачки, отрабатываем синкопированный ритмический рисунок)

Тема Болтушки . – послушаем

Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я Болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю.

Уч.: Ребята, какой характер у этого хора? (Ответы детей. Хор жизнерадостный).

Уч.: По жанру это…(песня). А нет ли здесь черт других жанров?

(Обращаем внимание на сочетание в этом фрагменте песни, танцы, марша).

Уч.: Ребята, давайте мы разучим эту песню, но сначала выберем детей, которые исполнят роли козлят. Все остальные - это хор. (Выбрать детей).

Уч.: Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.

Разучивание песни по фразам.

Уч.: Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

7. Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Уч.: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (Ответы детей. В детском музыкальном театре).

Уч.: Что нового и интересного вы там узнали? Что понравилось больше всего?

Уч.: А как называется представление, на котором мы сегодня побывали? (Ответы детей. Опера-сказка).

- воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литерату ре и м у зыке;

- познакомить у чащихся с ус тройством музыкального театра, с компонентами без

которых не может сложиться спектакль: артисты, костюмы, декорации, зрители и др.

- развивать творческие способности и творче ск у ю активность учащихся в процессе

- объяснять отличия музыкального театра от театра драматического

- исполнять темы козлят, используя эмоции, соответству ющие характеру героя

- музыкальные термины: опера, балет, му зыка льный театр, солист, дуэт, трио, хор

- средства художественной выразительности и изобразительности

- фортепиано, мультимедиа, компьютер, фонотека, презентация;

раздаточный материал, задание для са мостоятельной индивидуальной работы

Всезнайки, Бодайки, Топту шки, Болт ушки, Мазилки, Дразнилки.

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, а называется оно …

Театр – это удивительный дом, где показывают спектакли, сказки, где танцу ют и поют,

рассказывают стихи Театр – это целый мир, удивительных приключений.

- Как называют людей, пришедших смотреть спектакль? (ЗРИТЕЛИ)

СЛАЙД №4 - какое настроение должно быть у зрителей? (хорошее, доброе…)

А теперь попробуем разобраться – как оживает сказка на сцене му з ыкального детского

Всем нам с раннего детства известна ру сская народн ая с казка под названием "Волк и

семеро козлят". Кто помнит её содержание? Композитор Мариан Викторович Коваль

написал на сюжет этой сказки детску ю опер у . Как мы помним, у козы было семеро козлят.

Но в сказке не называются их имена. А вот в опере композитор каждо му козлёночку дал

своё имя. Имена у них очень смешные: Всезнайка, Топтушка, Б одайка, Болт у шка,

Мазилка, Дразнилка и самого ма лень кого козлёнка звали Малыш. Они вс е очень весёлые.

И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весё лая. Это их общая

Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болт у шке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну , давайте, братц ы, Прыга ть и бодаться. (дети

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора "Семеро козлят", разучивание текста и мелодии с сопровождением).

- Как мы назовем гру пп у детей, которые исполняют произведение вместе? ( хор)

- Мы познакомились с хором козлят, теперь настала пора познакомиться с м амой Козой.

Мы послушаем песенку, которую она поёт св ои м козлятам, когда у кладывала их спать. А

как называются песни, которые поются детям перед с ном? (ответы д етей)

Педагог: Правильно колыбельные. И, наверное, ещё не с лыша этой п есе нки, вы можете

угадать, какой у неё б удет характер ? Какими б ывают колыбельные песни и как их

исполняют? ( тихими, ласковыми, негромкими, неторопливыми, спокойными).

Педагог: Верно, вот таку ю же пе сенку - колыбельную написал для ма мы Козы в своей

опере композитор М. Коваль. Мама Коза у качи вае т деток спать и к аж дого из них называет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок дает представление об опере.Задача учителя научить учащихся слушать и анализировать музыкальные фрагменты оперы, определять характер герое.

Задачи:

· развивающие: научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

· воспитывающие:, воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

· коммуникативные: воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, декорации, солист, хор,

План урока:

1. Организационный момент. Активизация внимания.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Открытие новых знаний.

4. Проверка усвоения нового материала.

5. Вокальная работа.

6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

7. Подведение итогов урока.

Ход урока:

1. Орг. момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Скажите, какая песня звучала сейчас, о чем в ней поется?

Дети: Маша и Витя спорят о том, есть ли чудеса на свете…

Учитель: А вы как считаете, есть ли в нашей жизни чудеса? Где можно встретиться с чудесами? (ответы детей). Хорошо.

2.Актуализация опорных знаний.

1.Он пишет музыку для нас,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

Нужен тот, кто будет петь. Он. (исполнитель)

3. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, . (слушатель)

4 Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — . (песня)

5.Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)

6 Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот? (Вальс)

7. Пел с душою, молодец!

Будешь знатный ты . (Певец.)

8. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

9. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре - президент! (Дирижёр.)

10. В кинотеатре – широкий экран,

В цирке – манеж иль арена.

Ну, а в театре, существует,

Площадка особая - …(Сцена)

11. Чтоб смотрелось представленье интереснее

В благодарность слышались овации,

Надобно на сцене оформление:

Дом, деревья и другие… (Декорации)

12. Коль спектакль завершился –

А актёрам, в благодарность,

Дарим мы… (Аплодисменты)

Молодцы! Скажите, кто догадался о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный.

3.Открытие новых знаний.Объяснение новой темы сопровождается презентацией.

Слайд 1.

Слайд 2.

Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша. А кто знает, что такое афиша? (ответы детей) Афиша – это красочное объявление о спектакле. А какую информацию мы можем узнать из афиши? (ответы детей).

Слайд 3.

Давайте войдем в театр….

Слайд 4.

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

(мама Коза, козлята и Волк).

Слайд 5.

Правильно. Так как жанр спектакля опера-сказка, все герои будут петь. Сначала мы познакомимся в мамой Козой. Послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы.

Скажите, какую песню поет коза? (колыбельную) Коза исполняла песню соло, то есть одна. Сольные номера в опере – это характеристика героев. Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной (Она добрая, нежная, любит своих козлят). Кто услышал имена козлят?

Слайд 6.

(Бодайка, Всезнайка, Дразнилка, Мазилка, Болтушка, Топотушка, Малыш.) Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят? (О характере козлят).

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Прослушивание темы Малыша и Военного марша.

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш? (Потому, что Малыш представляет себя командиром на параде и он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша).

Я хочу пригласить к доске мальчиков, они, наверняка, тоже хотят стать командирами. Представьте, что вы козлята из оперы-сказки. Помогите Малышу, почувствовать себя настоящим командиром.

Мальчики, а потом девочки маршируют под звуки Военного марша.

Результаты работы: лидер группы представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

5.Вокальная работа

Разучивание песни. Учитель называет детей, которые исполняют роли козлят, все остальные ученики – хор. Начинает и заканчивает пение хор, солисты исполняют фразы, соответствующие их героям.

Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

6.Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Приём “Послушать – сговориться - обсудить”. (работа в парах) Ученики придумывают и записывают 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и огласить их классу. Учитель записывает слова на доске. Затем из записанных слов выбираются 3 слова, с которыми в ходе дискуссии составляются предложения. Например,

Опера, солист, хор.

Опера – музыкальный спектакль, где все действующие лица поют под сопровождение оркестра.

Солист – главный герой оперы, который исполняет свои песни соло, т.е. один.

Хор – коллектив певцов.

Домашнее задание.Нарисовать афишу к музыкальному спектаклю.

7.Подведение итогов урока

Рефлексия.

- Скажите, пожалуйста, бывают ли чудеса на свете?

- Где нас ждут чудеса?

Рефлексия деятельности.
- Что нового вы узнали на уроке?

Читайте также: