Конспект урока стихи про осень

Обновлено: 07.07.2024

— Связная речь: приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух.

— Словарь и грамматика: упражнять в образовании слов по аналогии.

— Звуковая культура речи: упражнять детей в чётком и правильном произношении звуков [м]-[м’], (изолированного, в словосочетаниях, в словах).

- Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я рада всех вас видеть.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, здравствуй дружный круг.

-Мы стоим рука в руке,

Вместе мы – большая лента.

Можем мы большими быть (руки поднимают вверх)

Можем маленькими быть (приседают)

Но ни кто один не будет (исходное положение).

2. Рассказ воспитателя об осени.

- Сейчас на дворе осень, особенно ранняя осень, когда все листья на деревьях становятся желтыми, красными, бордовыми, — красивое время года.

3. Рассматривание картины об осени.

Но это и грустное время года, так как осенью становится холодно, дождливо, грязно.

Про осень очень интересно и красиво рассказывают поэты (поэтами называют тех, кто пишет стихи). Послушайте.

Воспитатель читает стихотворения, затем повторяет некоторые строчки, отражающие приметы осени.

Стали дни холоднее,

И от птичьего крика

В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,

Нет в цветах благовонья.

Скоро Осень проснется

И заплачет спросонья.

Беседа по содержанию произведения:

- Что поспевает осенью? (брусника)

- Почему в сердце стало грустно? (потому что наступила осень, стало холодать)

- Как вы думаете, куда улетают птицы? (в теплые края)

- Какого цвета деревья становятся? (разноцветного)

- Почему солнышко улыбается редко? (ему тоже холодно)

5. Физкультминутка

Вы хотите заглянуть в гости к зверятам, которые живут в лесу? Как им живется этой осенью?

Дети с воспитателем встают в круг и повторяют движения.

Осенним днем лесной тропой (Спокойно идут за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал. (Идут топающим шагом.)

За мамой лисицей крался. (Идут на носочках.)

За мамой ежихой катился. (Идут в приседе.)

За мамой медведицей шел. (Идут на внешней стороне стопы.)

За мамою белкой скакали. (Поскакивают.)

За мамой зайчихой — косые. (Прыгают на обеих ногах.)

Волчица вела за собою. (Идут широким шагом,

Все мамы и дети напиться хотят. Встают на колени с

Мама – мамочка, заяц – зайчик, кот – котик и т. д.

7. Произношение слов со звуками [м]-[м’].

Далее вниманию детей воспитатель предлагает рассказ без наглядного сопровождения :

«Жила-была Мурка. Как звали кошку?

Она очень любила молоко. Что любила Мурка?

Быстро-быстро лакала она молоко язычком. Покажите, как она это делала?

А еще Мурка любила мыться. Что она любила делать?

— Кошка, как тебя зовут?

— Стережешь ты мышку тут?

— Мяу, хочешь молочка?

— А в приятели — щенка?

- О чем вы сегодня узнали на нашем занятии?

- Что больше всего понравилось?

- О чем вы можете рассказать свои папам и мамам из нашего занятия?

- Чем бы вы хотели заняться на следующем занятии по развитию речи?

Список используемой литературы:

  1. Большая книга занятий по развитию речи. Э.М. Курицына, Л.А. Тараева. Издательство: Росмэн. Год выпуска: 2006.
  2. Расскажите детям. Емельянова Э. Л. Издательство: Мозаика-Синтез. Год выпуска: 2012.

Контрольная работа по разделу «Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской…

Структура интегрированного занятия

Картотека по использованию нетрадиционных материалов в ООД по рисованию с…

Картотека по использованию нетрадиционных материалов в ООД по рисованию с детьми 2-3 лет Сентябрь 2-я неделя, с. 6. Тема " Дождик кап-кап-кап" Цель.

Комментарии

В блогах

Цель: Развитие способности детей к наглядному моделированию через ЛЕГО-конструктор, участвуя в постройки домов. Задачи: Образовательные : Формировать умения передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО. Закрепить профессий - строитель и строительством дома. Развивающие: Развивать конструктивные способности и устойчивый интерес к конструированию.

КОНСУЛЬТАЦИИ " Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях."

Как правильно организовать физкультурные занятия для дошкольников в домашних условиях. Нашим детям для правильного развития опорно- двигательного аппарата необходимо хотя бы раз в день выполнять комплекс физических упражнений. Наличие регулярной адаптированной нагрузки позволит ребенку вырасти здоровым и сильным. Родителям.

Конспект занятия по лепке "Ягодки рябины для птичек" в первой младшей группе

Sample Image

Цели: закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать их между ладонями круговыми движениями и прилеплять к плоской основе; совершенствовать умение понимать вопросы и отвечать на них; учить различать и называть красный цвет, закреплять здание о форме предметов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока учащиеся знакомятся со стихами и рассказами об осени А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина,М.Пришвина и других русских поэтов и писателей.

Цели урока: ознакомить со стихами и рассказами об осени А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина,М.Пришвина и других русских поэтов и писателей; раскрыть прелесть и образность художе­ственных описаний природы, давать словесные иллюстрации; раз­вивать речь, воображение, образное мышление; воспитывать лю­бовь к природе, учить видеть ее красоту.

1.Организация класса.

Осень чудная пора,

Погулять зовет она.

Соберу - ка я друзей,

И отправимся скорей.

(Листопад, дожди, лужи, заморозки, урожай, осень.)(слайд 3)

Какое слово здесь ключевое? (Осень.)

-О чем мы сегодня будем читать стихи? (Об осени, осенних изменениях в природе.)(слайд 4)

4.Работа над темой урока

Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось теплое время, закончились каникулы. Но об осени говорят и по-другому: золотая, багряная, корми­лица!

-А вы любите осень? (Ответы детей.)

Великие русские поэты часто обращались в своих стихах к данной теме. Читая эти стихи, можно почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожи­дание чуда.

Давайте послушаем стихи, которые вы читали дома, попытаемся уловить настроение, которое хотел передать поэт.

2). Чтение стихов детьми, анализ.

(Сначала два разных по настроению стихотворения читают два подготовленных ученика).

Осень (слайд 6)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

- Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение? (Красная, желтая, темно-синяя.)

- Какие выражения, сравнения помогли в этом? (Багрец, золо­то, мглой волнистою.)

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, восхищение, радость, тоска.)

— Почему такие разные чувства вызвало стихотворение? Какие слова, образы передают грусть, тоску? (Унылая пора, увяданье, седой зимы у грозы.)

— В стихотворении А.С. Пушкин использует олицетворение. Какому неживому явлению придаются, приписываются че­ловеческие черты? (Седая зима, в золото одетые леса). Как вы понимаете последнюю строчку? (Скоро станет хо­лодно, выпадет снег, будут дуть холодные ветры.)

Нивы сжаты (слайд 8)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость,

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось,

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребенком

Запрягался в наши сани.

— Какую картину представили вы, слушая это стихотворение? (Грустное, тоскливое.)

— Нарисуйте словами, что вы представили. (Словесное рисование картин из стихотворения).

— Какие краски вы использовали бы на уроке рисования, иллюстрируя стихи? (Серая, черная, коричневая, темно-синяя.)

-Какую иллюстрацию вы выбрали бы к этому стихотворению? (слайд 9)

3). Чтение стихов детьми класса.

Работа идет по плану:

Чтение стихов наизусть.

Рассматривание портрета писателя.

( словесное рисование картин.

Нахождение ярких эпитетов, олицетворений, сравнений,

объяснение их смысла, подбор синонимов.)

4).Работа в группах (слайд 10)

Составьте пословицы: (слайд 11)

Осень велика, зима долга

Осень идет, за собою дождь ведет

Осень прикажет, весна свое скажет

Осень - перемен восемь

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется (слайд 12)

- Объясните значение одной из пословиц.

Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать (слайд 13)

Осень добрая пришла, (слайд 14)

Нам подарки принесла.

Очень любим кушать.

-Какие картины навеяла вам эта музыка?

-Кого вы услышали, увидели?

-Какие строчки прочитанных сегодня стихов изображает музыка?

-Как меняется настроение в этом музыкальном произведении? Почему? (Осень бывает разная: золотая, поздняя, дождливая.)

5).Рассказы об осени

-Осень воспевали не только поэты,ей посвящали свои строки и писатели.Давайте прочитаем как описывает осеннее утро М.Пришвин.(чтение цепочкой)

-Какое осеннее утро помог тебе увидеть писатель?

-Как падают с деревьев осенние листья?

-Что объединяет рассказ М.Пришвина со стихами русских поэтов?

Физкультминутка (слайд 15)

Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки - в стороны),
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают),
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо – влево),
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).

Давайте проверим, внимательны вы были на уроке, стихи ка­ких авторов запомнили, каких поэтов, написавших об осени, знаете.

Задание будете выполнять в группах. Каждому ряду-группе присваивается свой цвет осеннего листочка — желтый, зеленый, красный. Команда, выполнившая задание, поднимает листочек. Если даёт правильный, команда получает очко, если нет — слово передается другой ко­манде.

1 вопрос

—Соедините линией название стихотворения и поэта, который его написал.

2 вопрос (слайд 16-17)

— Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках из стихотворении. Откройте их, вспомните пропущенные стро­ки, назовите автора.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но ….. пора. (Дивная. Ф.И. Тютчев)

А ельник зелен и тернист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист. (Румянит. А.Н. Майков)

Осень. Обсыпается высь наш ……. сад.

Листья пожелтелые по ветру летят. (Бедный. А.К. Толстой)

….. солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы. (Редкий. А. С. Пушкин)

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.'

Все деревья блистают….. уборе.(Разноцветном.К.Д.Бальмонт)

С вечера все спится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно. (Сухой.АА. Фет)

Н а листках, которые вам раздадут, выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. Назовите имя автора, которому принадлежат эти строки.

«Ночью ветер злится

Ель надломленная стонет,

4 вопрос (слайд 20 )

О какой осенней поре вы услышали стихи? ( О начале осени, о поздней осени, о золотой осени — поре листопада.) Перед вами названия стихов об осени. Распределите их в 2 группы — стихи о золотой осени и о поздней осени.

5. Подведение итогов

I , Награждение команды-победителя.

2. Награждение лучших чтецов.

— Стихи каких поэтов вы сегодня слушали?

— Какое стихотворение понравилось больше всего, почему?

— Какие приемы используют поэты для передачи настроения, осенних картин? (Сравнение, эпитеты, олицетворения.)

6. Домашнее задание

На уроках чтения вы закончили читать стихи и рассказы об осени.

В следующем разделе вы будете читать сказки и рассказы русских писателей.

К следующему уроку внеклассного чтения прочитайте сказки А.С.Пушкина,нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

Активизировать в речи слова: золотая, ранняя, теплая, холодная, осень, названия осенних месяцев.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на осеннюю тематику, чтение и заучивание стихотворений об осени, наблюдение с детьми за осенними изменениями в природе.

Ход занятия.

Дети заходят в группу здороваются с гостями.

- Молодцы, с гостями вы поздоровались, а теперь давайте поздороваемся друг с другом.

Сюрпризный момент: видео письмо от осени.

Сегодня утром мне на почтовый адрес пришло видео письмо. Помогите мне узнать от кого оно, послушайте загадку:

Пришла девица красная

И листья обсыпает.

А как она зовется,

Кто, дети, угадает? (осень)

Давайте проверим, действительно ли его написала осень. Садитесь на стульчики.

- Молодцы, отгадали. Это красавица осень отправила письмо. А, где корзинка с подсказками от осени. (Дети смотрят по сторонам и находят корзинку в уголке природы)

- Ярик, сходи, пожалуйста, за корзинкой.

- Посмотрите, что лежит в корзинке? (Осенние листья).

- Выбирайте по очереди понравившейся листик. (Дети выбирают листик с заданием)

- Ребята, это не простые листики, а с заданиями. Прежде чем приступить к выполнению заданий, мы должны объединиться в группы.

- Катя, посмотри и скажи, какого цвета у тебя листочек? (Зеленого цвета)

- У кого листочек такого же цвета? (У Кирилла)

- Катя, вставай с Кириллом в пару, и проходите к первому столу.

- Ульяна, какого цвета твой листочек? (Оранжевого цвета)

- У кого, ребята, листочек оранжевого цвета? (У Ксюши)

- Ульяна, вставай с Ксюшей в пару, и проходите ко второму столу.

- Ребята, у кого листик желтого цвета? (У Ариши и Вадика)

- Ариша и Вадик, вставайте к третьему столу.

- Ярик и Матвей, какого цвета ваши листики? (Красного цвета).

- Занимайте место у четвертого стола.

- Ребята, в группы мы объединились, давайте посмотрим, какие задания приготовила для вас красавица осень.

- Катя и Кирилл, на вашем столе лежит конверт с изображением осени. Какой период осени изображен на конверте? (Ранняя осень).

- Правильно, открывайте конверт. В конверте лежат пазлы из которых вы должны собрать картинку ранней осени.

- Ульяна, а какой период осени изображен на вашем конверте? (Золотая осень). Значит, вы должны из пазлов собрать картинку золотой осени.

- Ариша, какой период осени изображен на вашем конверте? (Поздняя осень)

- Правильно, значит, вы с Вадиком собираете картинку поздней осени.

- А для Ярика с Матвеем осень приготовила самое сложное задание. Посмотрите у них на столе лежат четыре конверта, из которых они должны найти конверт, на котором изображена осень, и из пазлов собрать картинку осени.

- Ребята, всем понятно задание? Тогда приступаем к выполнению.

Работа детей в парах. (Дети из пазлов собирают картинки с изображением осени)

- Ребята, все выполнили задание? Давайте проверим.

- Молодцы! Все с заданиями справились. Проходите и садитесь на стульчики в нашей гостиной.

Беседа с детьми на стульчиках.

- Ребята, я хочу у вас спросить, любите ли вы осень? Почему вы ее любите? (Ответы детей).

- Осенняя природа очаровывает и восхищает нас. Мы с вами выучили много стихотворений про осень, давайте их вспомним и расскажем.

Дети читают стихи.

Ксюша. Ходит осень в нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Фартук розовый — осинке,

Бусы красные — рябинке,

Зонтик жёлтый — тополям,

Фрукты осень дарит нам.

Вадик. Падают, падают листья.

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

Кирилл. Наступила осень,

Пожелтел наш сад.

Листья на берёзе

Не слыхать весёлых

Катя. Закружила осень рыжие метели,

Золотые листья с кленов полетели,

Закружился листьев пестрый хоровод,

Заблестел на лужах первый тонкий лед.

- Ребята, мне очень понравились стихи, которые вы прочитали. А вам понравились? Какое чувство они у вас вызвали? К какому периоду осени относятся эти стихи? Почему вы так решили?

Чтение стихов о поздней осени. С показом презентации и портретов поэтов.

- Я хочу сегодня на занятии познакомить вас с новыми стихами об осени. Эти стихи написали замечательные русские поэты.

- Давайте вспомним, кого мы называем поэтами? А каких поэтов вы помните? (Ответы детей)

- Ребята, вам понравились стихи? Какое стихотворение вам понравилось больше? К какому периоду осени относится понравившиеся стихотворение?

- Может кто – то из вас знает еще стихи о поздней осени?

Дети читают стихи.

Егор. Серый день короче ночи,

Холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит,

Свищет ветер в проводах.

Ульяна. Руки мерзнут в ноябре:

Холод, ветер на дворе,

Осень поздняя несет

Первый снег и первый лед

Ярик. У берега несмело

Ложится хрупкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Деревья листья сбросили,

- Молодцы! Очень вы нам хорошие рассказали стихотворения!

Вдруг подул осенний ветерок и листья разлетелись.

Листья осенние тихо кружатся.

Листья нам под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

- Немного отдохнули, а теперь давайте поиграем.

В муравейниках муравьи закрывают все входы и

Осенние листья падают на землю, а

В парке мы собрали опавшие листочки, чтобы

В огороде мамы убирают урожай, потому что

В яркий солнечный день хочется на улицу, чтобы

Если бы на, то была наша воля, мы бы…

Мы не пошли гулять, потому что….

Листья деревьев и кустарников пожелтели, покраснели, потому что

Рефлексия.

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались? Что вам больше всего понравилось делать?

- Посмотрите, в корзинке есть еще один конверт. Давайте, посмотрим, что в нем. (Смайлики)

- Если вам понравилось занятие, возьмите смайлика, который улыбается. Если вы испытывали трудности на занятии и вам, было, не интересно возьмите грустного смайлика. (Дети выбирают смайлика и комментируют, почему они выбрали этого смайлика)

- Воспитывать любовь к литературе, прививать любовь к природе.

Оборудование: выставка детских рисунков об осени, выставка книг с произведениями об осени.

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групповой работы.

Тип урока: комбинированный, тематический. Урок проверки ранее усвоенного материала и усвоение новых знаний.

Форма урока: урок – калейдоскоп.

I.Организационный момент. Психологический настрой.

Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

- Сегодня, ребята, мы проводим с вами урок внеклассного чтения.

У: умными, успешными, усидчивыми, усердными

Р: рассудительными, радостными, решительными

О: организованными, образованными, общительными, обаятельными

К: культурными, красноречивыми, креативными.

Я желаю, чтоб урок
Вам пошёл ребята впрок.
Чтоб Вы новое узнали,

Всем об этом рассказали,

Знания крепко закрепили.

- Проведем наш урок в форме калейдоскопа. Объясните, как вы понимаете значение этого слова. Калейдоскоп это детская игрушка в виде трубки с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать сменяющиеся симметричные цветовые узоры. В переносном смысле – это быстрая смена лиц,событий.

- В течение урока мы,выполняя задания,будем из отдельных фрагментов собирать необычайной красоты картину.

II.Активизация. Мотивация учебной деятельности.

-Какую тему на протяжении нескольких уроков мы с вами изучали? Послушайте загадку и скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке внеклассного чтения?

Солнцу теплому не верьте -

В золотистой круговерти

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

- Назовите осенние приметы.

- Послушайте стихотворение и дополните свои ответы

Осень – это тучи,

Ждёт зимы природа,

И тепла от солнышка

Осень – это листьев

Осень – это птицы

Осень с урожаем

Овощей и фруктов,

С тёплою одеждой,

С крышей из зонтов,

С вянущей травою,

С множеством запасов

Средь густых лесов.

- О каких еще приметах осени говорится в этом стихотворении? (ответы детей)

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с осенью, ее особенностями и красотой через чтение, музыку и изобразительное искусство.

IV.Работа по теме урока

1.Работа в группах

Осень велика, зима долга

Осень идет, за собою дождь ведет

Осень прикажет, весна свое скажет

Осень - перемен восемь

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется

- Объясните значение одной из пословиц.

* Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать

Осень добрая пришла,

Нам подарки принесла.

Очень любим кушать.

- Молодцы! Каждой группе удалось раскрыть картинку в нашем калейдоскопе.

2.Работа с выставкой книг.

- Посмотрите на нашу книжную выставку. Как вы думаете, о каком времени года мы можем в них прочитать? (Об осени.)

- А как вы это поняли?

- Посмотрите внимательно, нет ли на выставке лишних книг?

- Как вы поняли, что лишняя именно эта книга? ( Не соответствует обложка и название книги.)

- Как можно назвать эту выставку? (Осень.)

3.Презентация подготовленных к уроку произведений

Осень вдохновляет поэтов, писателей на творчество. Давайте послушаем произведения русских поэтов об осени, которые вы подготовили к уроку и устроим листопад, прикрепив к доске осенние листочки, где указаны произведение и автор.

Дети по группам выходят к доске, прикрепляют листочки. Читает стихотворение один представитель от группы.

- Понравилось вам стихотворение?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

- Какие картины вы себе представляли?

- С каким чувством автор описывает осень?

- Похоже это стихотворение на предыдущие? Чем?

- Какие картины вы представляли, слушая это стихотворение?

- Благодаря вашим выступлениям, мы раскрыли еще несколько фрагментов в нашем калейдоскопе.

4.Соотнесение репродукций картин с прочитанными стихотворениями

- Какими красками художник изобразил осень? (тусклыми, хмурыми)

- Какая пора осени здесь изображена? (Поздняя осень, так как небо хмурое, деревья голые)

-Какие стихотворные строки можно отнести к этой репродукции? (Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. С.Есенин)

-Какими красками художник изобразил осень? (Яркими, светлыми)

-Какую пору осени изобразил художник? Почему? (Ранняя осень, так как трава ещё зелёная, мало пожелтевших листьев)

- Зачитайте строки, которые это подтверждают. (Дети зачитывают строки из стихов)

- Какие краски использовал художник, работая над картиной?

- Какие строки из стихов, вам вспоминаются, глядя на эту картину?

- Какие краски взял художник для изображения осени? (Светлые, яркие)

- Какая пора осени здесь изображена? Почему? (переход от ранней поры в среднюю, так как трава ещё зелёная, небо светлое, но деревья жёлтые)

- Какая пора осень изображена на этой картине?

- О чем мы говорили на уроке?

- Какое произведение вам понравилось больше всего?

- Сегодня мы увидели осень глазами людей искусства. Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только суметь увидеть это неведомое

- Предлагаю и вам увидеть в буквах слова и рассказать о своих впечатлениях от нашего урока

Интересно, скучно, красиво, познавательно, радостно, здорово.

Похожие документы:

Урок внеклассного чтения. Встреча с прекрасным

Пояснительная записка рабочая является скорректированной (с включением регионального компонента через уроки внеклассного чтения) программа по литературе для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов

. уроку внеклассного чтения? - Что вы можете рассказать о жизни и творчестве автора? - Что узнали об . и куда-то исчезает. - Наступает осень. Ураган, ливень. Придворные , покинув . один из лучших переводчиков зарубежной поэзии того времени. Еще будучи .

. Внеклассное чтение. Стихи об осени. Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина, В .Брюсова, И. Токмаковой. Комби-нированный урок . к миру поэзии. Теку-щий. Характеризовать текст.Сравнивать тексты. 126 Внеклассное чтение. Детский .

Внеклассная работа по литературе

. классики. Золотой век русской поэзии. Классика. Классическое произведение. . днем; 2) чтение ранее известных стихотворений Пушкина об осени и стихотворения Тютчева . Поэтому уроки внеклассного чтения, на которых ребята узнают об отношениях Пушкина .

Цели: познакомить учащихся с произведениями разных поэтов об осени; учить их понимать, сравнивать и выразительно читать стихи разных поэтов на одну тему; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картины осенней природы.

Оборудование: портреты писателей, сборники их стихов; картины на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, кроссворд).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение, записанное на доске.

Под ногами в листопад

Листья желтые летят,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

Папа, мама и ребенок.

— Какие слова выдумал поэт?

— Как надо произносить эти слова?

— Что мы представляем, когда выделяем звук [ш]?

(Чтение стихотворения хором с разной интонацией.)

III. Проверка домашнего задания

— Кто из вас нашел окончание этого стихотворения? (Учитель или дети читают.)

Тяжело, хоть плачь!

Смотришь — через поле

Прыгает, как мяч.

IV. Работа по теме урока

1. Стихотворение А. Толстого

— Сожалеет ли поэт о том, что пришла осень?

— Где поэт наблюдает осеннюю картину? Нарисуйте в своем воображении то, что он увидел.

— Какое слово помогает представить осенние листья?

— Прочитайте стихотворение выразительно. Какое настроение нужно передать?

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Алексей Константинович Толстой (1817-1875) - русский писатель, граф. Он родился в Санкт-Петербурге, был сыном графа К.П. Толстого и А.А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, доводился ему троюродным братом.

2. Стихотворение С. Есенина

— Почему поэт сравнивает золотую листву с легкой стаей бабочек?

— Как выглядит пруд, окруженный осенними деревьями? Почему вода в пруду розовая?

— Какое настроение создает это стихотворение? Передайте его при чтении.

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Сергей Александрович Есенин (1895—1925) — выдающийся русский поэт. Родился в крестьянской семье, в селе Константиново Рязанской губернии (теперь — области). Мальчик очень скоро лишился родительского крова. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь — мать Сергея — послали в Рязань на заработки.

Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи.

V. Физкультминутка

Рыбки

У реки росла рябина,

А река текла, рябила.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Стихотворение В. Брюсова

— Подумайте, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев.

— Какие сочетания слов повторяются?

— Прочитайте стихотворение, прислушайтесь к его звучанию.

(Дети читают стихотворение выразительно.)

Материал для учителя

Валерий Яковлевич Брюсов (1873—1924) — русский поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик, литературовед и историк. Он родился в зажиточной купеческой семье. Дед со стороны матери, Александр Яковлевич Бакулин, был писателем-самоучкой, писал сказки, басни, повести, пьесы, очерки. Дед по отцу, Кузьма Андреевич, откупился от крепостной зависимости, затем разбогател на пробочной торговле.

Отец В.Я. Брюсова, Яков Кузьмич, интересовался математикой, медициной, сельскохозяйственными и другими науками, владел французским языком, хорошо знал русскую литературу, писал стихи.

2. Стихотворение И. Токмаковой

— Понравилось вам стихотворение?

— Грустное оно или нет?

— Прочитайте стихотворение вполголоса.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

(Дети читают стихотворение — сначала тихо, затем громко и выразительно.)

Материал для учителя

Ирина Петровна Токмакова родилась в 1929 г. в Москве. Ее отец был инженером-электриком, а мать — детским врачом и заведующей Домом ребенка.

Писать стихи Ирина Петровна начала рано. В одном классе с ней училась дочь известного поэта В. И. Лебедева-Кумача.

— Проверим, внимательны ли вы были на уроке. Для этого разгадайте кроссворд.


2. . (Туча) небо кроет,

Солнце не блестит.

3. Ох и хитрые. (грибочки)!

Где же спрятались они?

4. . (Стаи) птиц улетают

Прочь, за синее море.

5. Опустел. (скворечник) —

6. Я заглядывал под кочки,

Под березовые. (пни).

7. Под тусклым ветром

Кружась, что шепчут,

1. Словно как с испугу

Раскричавшись, к югу

(Ключевое слово: осень.)

VII. Рефлексия

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.

Читайте также: