План конспект по физике на тему решение задач

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Шаталовская средняя школа

Конспект урока по физике в 8 классе
Решение задач по теме

Актуализирован учителем физики Мамичевой И.С.,

проведен учеником 10 класса Ивановым В.П.

Тип урока : урок – практикум

Формы работы :

Цель урока: научить учащихся решать задачи

на расчет количества теплоты при нагревании, охлаждении и сгорании топлива,

на преобразование формул количества теплоты,

на применение уравнения теплового баланса.

Задачи урока:

1.Формирование умения самостоятельно решать задачи.

2. Развитие навыков самоконтроля и самоанализа.

3. Воспитание коммуникативной культуры, ответственности к порученному делу.

Дидактический материал:

Карточки с задачами для выполнения теста,

карточка для решения задач у доски,

алгоритм+ карточка для решения задач в тетради самостоятельно по подсказкам.

Выполнение тестового задания

Фронтальная работа по таблицам ( Определить ф изический смысл величин)

РЗ в тетради самостоятельно по подсказкам

Домашнее задание оформить решение задачи №2 в тетради, получить ответ.

Выполнение тестового задания

Подпишите свои Ф.И. Выполняем тест самостоятельно, в течение 3 минут.

Взаимопроверка

Передайте работы впереди сидящему однокласснику, ученики, сидящие за 1 партой, отдают работы ученикам за последней партой. Подписываем фамилии проверяющих. Сверяем ответы с верными – на слайде. Оценивает результат – выставляем отметку и подпись.

Начальная температура обозначается…

Конечная температура обозначается буквой…

Изменение температуры обозначается …

Удельная теплоемкость вещества обозначается…

Удельная теплота сгорания топлива обозначается …

Удельную теплоемкость вещества и удельную теплоту сгорания топлива можно определить по …

Количество теплоты, полученное телом при нагревании рассчитывается по формуле…

Количество теплоты, отданное телом при охлаждении рассчитывается по формуле…

Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива рассчитывается по формуле…

Если известно вещество и объем тела, то для расчета его массы необходимо…

Отметки продиктовать учителю:

Работа на уроке

Фронтальная работа по таблицам

(Определить физический смысл величин)

На экран выводим поочередно таблицы, прокручиваем для рассмотрения. Затем ученикам предлагается читать вслух задание и отвечать – какую таблицу необходимо использовать? Каков ответ на вопрос?

5. Почему в пустынях днем очень жарко, а ночью температура падает ниже 0°С?

6. Почему воду часто применяют в качестве охладителя в двигателях внутреннего сгорания и атомных реакторах?

7. Что больше: 2 кДж или 200 Дж теплоты?

8. Опытные садоводы знают, что плодовые плантации выгоднее всего размещать вблизи больших масс воды. Почему?

9.Медной и стальной гирькам одинаковой массы передали равные количества теплоты. У какой гирьки температура изменится сильнее?

Правильные ответы при работе с таблицами:

1. У воды с=4200 Дж/кг·˚С. Это означает, что для нагревания 1 кг воды на 1˚С потребуется 4200 Дж теплоты.

2. У свинца с=120 Дж/кг·˚С. Это означает, что для нагревания 1 кг свинца на 1˚С потребуется 120 Дж теплоты.

3. У водорода q=119,7 МДж/кг. Это означает, что при сгорании 1кг водорода выделяется 119,7 МДж теплоты.

4. У пороха q=3,8 МДж/кг. Это означает, что при сгорании 1кг пороха выделяется 3,8 МДж теплоты.

5. Песок обладает малой удельной теплоемкостью, поэтому быстро нагревается и охлаждается.

6. Вода обладает большой теплоемкостью и поглощает много теплоты при нагревании.

7. 2 кДж=2000Дж › 200 Дж

8. Вода обладает большой теплоемкостью, поэтому отдает много энергии.

9. У медной (у нее меньше удельная теплоемкость, поэтому быстрее будет нагреваться)

Деятельностная: продолжать формировать способы закрепления знаний.

Развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, речь, вычислительные навыки.

Воспитывать ответственное отношение к учебе, взаимоуважение.

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Учебник, задачник Лукашика, задачник Рымкевича, задачник Перышкина

I. Организационный этап.

II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

IV. Первичное закрепление

План решения задач

  1. Экспериментальная задача с динамометром
  2. Устная задача.Сравните (устно) массу Земли и Вашу Массу по справочнику

С какой силой Земля притягивает Вас, притягиваете ли вы Землю. Если да, то с какой силой?

  1. Ученик едет на велосипеде. При этом за любые 2 секунды его скорость изменяется на 2, 5 м/с. Найдите равнодействующую силу
  2. Лукашик 155, 158 стр 21
  3. Лукашик стр 20 по рис 32 определить проекцию ускорения по графикам 3 и 5
  4. Перышкин 1522, 1529 (а)
  5. Тело бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Найти время подъема и высоту подъема .
  6. Как и во сколько раз изменится сила притяжения между телами, если расстояние между ними увеличить в 3 раза?
  7. Санки массой 3кг, движущиеся со скоростью 2 м/с догоняет мальчик массой 40 кг, бегущий со скоростью 2, 5 м/с и прыгает на них. Найдите скорость санок с мальчиком.

V. Информация о домашнем задании

Самостоятельно изучить параграф 22 и письменно ответить на вопросы

VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Лист заданий к уроку 9 класса №32

1. Экспериментальная задача с демонстрационным динамометром, к которому подвешены два груза с противоположных сторон. Вопрос: что покажет динамометр?

2. Устная задача.Сравните (устно) массу Земли и Вашу Массу по справочнику

С какой силой Земля притягивает Вас, притягиваете ли вы Землю. Если да, то с какой силой?

3. Ученик едет на велосипеде. При этом за любые 2 секунды его скорость изменяется на 2, 5 м/с. Найдите равнодействующую силу

4. Лукашик 155, 158 стр 21

5. Лукашик стр 20 по рис 32 определить проекцию ускорения по графикам 3 и 5

6. Перышкин 1522, 1529 (а)

7. Тело бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Найти время подъема и высоту подъема .

8. Как и во сколько раз изменится сила притяжения между телами, если расстояние между ними увеличить в 3 раза?

9. Санки массой 3кг, движущиеся со скоростью 2 м/с догоняет мальчик массой 40 кг, бегущий со скоростью 2, 5 м/с и прыгает на них. Найдите скорость санок с мальчиком.

Лист заданий к уроку 9 класса №32

1. Экспериментальная задача с демонстрационным динамометром, к которому подвешены два груза с противоположных сторон. Вопрос: что покажет динамометр?

2. Устная задача.Сравните (устно) массу Земли и Вашу Массу по справочнику

С какой силой Земля притягивает Вас, притягиваете ли вы Землю. Если да, то с какой силой?

3. Ученик едет на велосипеде. При этом за любые 2 секунды его скорость изменяется на 2, 5 м/с. Найдите равнодействующую силу

4. Лукашик 155, 158 стр 21

5. Лукашик стр 20 по рис 32 определить проекцию ускорения по графикам 3 и 5

6. Перышкин 1522, 1529 (а)

7. Тело бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Найти время подъема и высоту подъема .

8. Как и во сколько раз изменится сила притяжения между телами, если расстояние между ними увеличить в 3 раза?

9. Санки массой 3кг, движущиеся со скоростью 2 м/с догоняет мальчик массой 40 кг, бегущий со скоростью 2, 5 м/с и прыгает на них. Найдите скорость санок с мальчиком.

Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
Оборудование: Папки с раздаточным материалом, индивидуальные карточки с заданиями, ПК.

Структура урока
Этап: Время:
1_Организация начала занятия 2 мин.
2_Проверка выполнения ДЗ 7 мин.
3_Подготовка к основному этапу урока 3 мин
4_ Усвоение новых знаний и способов действий 20 мин.
5_Первичная проверка понимания 5 мин
6_Закрепление знаний и способов действий 7 мин
7_ Подведение итогов занятия 2 мин
8_Рефлексия 2 мин
9_ДЗ 1 мин.

Задачи этапа Подготовка учащихся к работе
Методы, приемы обучения Беседа
Формы учебного взаимодействия Коллективная.
Деятельность учителя 1-Приветствие;
2-Проверка присутствующих, заполнение классного журнала.
Деятельность учащихся Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Формируемые УУД и предметные действия Личностные: формирование личностного отношения к предмету, к окружающим к самому себе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Задачи этапа: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция
Методы, приемы обучения: Самостоятельная работа
Формы учебного взаимодействия: Фронтальная
Деятельность учителя: Организует для учащихся кратковременную самостоятельную работу. Аналитическая: проверка не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности , гибкости и оперативности. Пример проверочной работы:



Деятельность учащихся: Выполняют самостоятельную работу.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные:
•коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
•волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
•структурирование знаний;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Задачи этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;
Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
Методы, приемы обучения: Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.
Формы учебного взаимодействия: Фронтальная

Деятельность учителя: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Слово учителя:
Каждый человек сталкивается с физикой с самых первых мгновений своей жизни – он видит всевозможные окружающие его световые, механические, звуковые явления и даже не задумывается, что все они подчиняются жестким естественным законам. Большую часть из них понять и осознать самостоятельно практически невозможно. Но все-таки все они вполне объяснимы и происходят по определенным правилам, суть которых и раскрывает такой интересный и многогранный предмет школьного и высшего образования, как физика.
Цель этой науки заключается не только в толковании окружающей всех нас природы с точки зрения правил, но и в обобщении физической информации, поиска объяснения для более широкого круга явлений – таинственных или обыденных, постоянно происходящих в жизни. Именно с помощью физики можно наиболее полно постигнуть тот факт, насколько велика и разнообразна вся наша планета, весь наш мир.

Этап урока:

Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Методы, приемы обучения :Словесный, наглядный; индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему);

Формы учебного взаимодействия: Коллективная, работа в группах.
Деятельность учителя:
Задание №1:
Учащиеся зачитывают подготовленные дома смешные факты об ученых, работавших в области электричества:
Ученик 1:
Майкл Фарадей




Странности Ампера
Ампер был чрезвычайно рассеян, предпочитал одиночество, имел неприятную для других привычку простодушно говорить все, что знал.
Ученик 3:
Нильс Бор


Вторая группа просматривает ролик о том, как можно использовать электростатику во благо человечества. Готовят комментарии к видео. Приводят свои примеры.

Задание №3:





Деятельность учащихся: Выполняют предложенные задания
Формируемые УУД и предметные действия:
Познавательные УУД:
видеть проблему, осознавать возникшие трудности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Этап урока:




Деятельность учащихся: Выполняют задание по карточкам. После чего меняются карточками с соседом, учитель озвучивает правильные ответы, учащиеся ставят друг другу оценки.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные:
•прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
• доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
• установление аналогий.
Этап урока:

Этап урока:

Задачи этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Методы, приемы обучения: Словесный
Формы учебного взаимодействия: Коллективная беседа
Деятельность учителя:
Слово учителя:
Перед тем, как вы запишите ДЗ, я бы хотела провести рефлексию.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Что у меня не получилось и почему?– вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот и вы попытайтесь осознать свою деятельность и ответить на предложенные вопросы.
Деятельность учащихся: Отвечают на предложенные вопросы.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные УУД:
Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;
Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания;
Источники информации
1) Видео (Электричество из воздуха)
2) Видео (Кот и шарик)
3) Видео (Электричество и собака)



Примечание
Видеоролики, которые я использовала в ходе урока можно найти в сети интернет, вбив в поисковик "электростатика, животные". так же учителя могут заменить видео любыми другими, аналогичными, на свой вкус.

Нажмите, чтобы узнать подробности

перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

Организационный момент (Деление на группы)

Подведение итогов, рефлексия

Задание для инклюзивных обучающихся (Приложение 3)

Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся?

Межучебные связи
Проверка соблюдения правил охраны здоровья и безопасности
ИКТ связи
Связи значений

Наблюдение, формативное оценивание

Работа в парах и группах и обсуждение их работы с другими учащимися и преподавателем развивают уважение к мнению окружающих способность общаться надлежащим образом со сверстниками и со взрослыми.

Реалистичны ли задачи урока/учебные задачи? Что Вы выучили сегодня? Какова была учебная атмосфера? Удачна ли подготовленная мной учебная дифференциация? Соблюдал ли я время? Какие изменения я внес в план и почему?

Место, оставленное ниже, используйте для комментариев по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева.

Какие два момента наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение)?

Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение)?

Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?

Название вашей команды_____________________________________________________

Молекулярная физика это_______________________________________________

Цель молекулярной физики состоит в _____________________________________

Термодинамика это ____________________________________________________

беспорядочное движение частиц__________________________________________

интенсивность диффузии зависит от _______________________________________

в каких веществах диффузия происходит быстрее всего?_______________________

параметры, которые могут изменяться при теплообмене________________________

прибор для измерения температуры________________________________________

температура таяния снега________________________________________________

температура кипения воды_______________________________________________

единица измерения температуры___________________________________________

виды температурных шкал_________________________________________________

значение абсолютного нуля________________________________________________

какова связь между 0 С и 0 К?________________________________________________

прибор, определяющий температуру звезд____________________________________

внутренняя энергия это____________________________________________________

мера средней кинетической энергии движения молекул это _______________________

как связаны между собой температура и внутренняя энергия_______________________

всегда ли тело обладает внутренней энергией?_________________________________

способы изменения внутренней энергии?_____________________________________

процесс изменения внутренней энергии при теплообмене без совершения работы называется …________________________________________________________________

одинаково ли значение теплопроводности у различных веществ?__________________

происходит ли перенос вещества при теплопроводности?_______________________

происходит ли перенос энергии при теплопроводности?_________________________

количество теплоты это__________________________________________________

от каких параметров зависит количество теплоты?_____________________________

плавление это __________________________________________________________

виды парообразования ___________________________________________________

удельная теплота плавления (формула) ______________________________________

конденсация это ________________________________________________________

факторы, влияющие на скорость испарения____________________________________

сопровождается ли испарения с выделением теплоты?__________________________

Какое ко­ли­че­ство теп­ло­ты необ­хо­ди­мо за­тра­тить, чтобы 200 г льда, взя­то­го при тем­пе­ра­ту­ре , пре­вра­тить в воду при тем­пе­ра­ту­ре ?


.


.


.

Ме­тал­ли­че­ский об­ра­зец мас­сой 2 кг взят при тем­пе­ра­ту­ре плав­ле­ния и пол­но­стью рас­плав­лен, при этом было из­рас­хо­до­ва­но 420 кДж теп­ло­ты. Опре­де­ли­те, что это за ве­ще­ство и чему равна тем­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния этого ме­тал­ла?

, что по ука­зан­ной нами выше таб­ли­це со­от­вет­ству­ет меди, а ее тем­пе­ра­ту­ра плав­ле­ния равна .


Определите удельную теплоёмкость металла, если на нагревание бруска массой 100 г, сделанного из этого металла, от 20°С до 24°С потребовалось 152 Дж теплоты.


На сколько градусов нагреется кусок алюминия массой 2 кг, если ему сообщить такое количество теплоты, какое идет на нагревание воды массой 880 г от 0°С до 100°С?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: изучение и сравнение различных видов сил, дать понятие силы как причины изменения скорости тела, объяснить причины возникновения силы упругости, дать понятие веса тела и силы реакции опоры на тело, получить связь между силой тяжести и массой тела, показать роль физических законов в изучении взаимодействия тел, а также многообразие сил в механических явлениях.

Воспитательная цель:воспитывать любовь и интерес к предмету, самостоятельность мышления, сотрудничество, толерантность, любовь к природе

Развивающая:умение решать качественные и количественные задачи, развивать речь, логическое мышление, активность на уроке, извлекать из памяти необходимую информацию, развивать экологическую грамотность.

Основные знания и умения: уметь описывать характеристики сил, решать задачи, производить расчетыфизических величин и графически изображать силы.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: иллюстративно-объяснительный, проблемно-поисковый

Оборудование: 2 штатива, груз с нитью, динамометр, брусок, пластиковая линейка, шарик с водой, проволки.

- Ребята! Мы с вами познакомились с одной из физических величин – силой. Узнали о существовании силы тяжести и силы упругости, а также о весе тела. Сегодня продолжим систематизировать наши знания полученные в ходе изучения данных тем. Перед нами стояли следующие вопросы:

Какова природа сил? Когда возникает? К чему приложена? Как направлена? От чего зависит?

II. Проверка домашнего задания:

а) два человека решают у доски задачи из Лукашика №336 и 338 и работа с рисунками №354 и 357

б) выступление учащихся (Биография Ньютона и Гука)

III. Систематизация изученного материала:

в) класс отвечает на вопросы, выведенные на экран с помощью проектора

Напишите обозначение всех физических величин и их единицы измерения, которые вы знаете. (в тетрадях)

В результате чего может меняться скорость тела?

Что такое сила?

Какую называют силой тяжести? Как она направлена? К чему она приложена?

Какую силу называют весом тела? К какому телу приложен вес тела?

В каком случае вес тела по своему числовому значению равен силе тяжести?

Чем объясняется возникновения силы упругости? Каково направление силы упругости?

Как формулируется закон Гука?

Какие величины называют векторными, а какие скалярные? Примеры.

Дайте определение единицы силы 1 Н.

- Начнем с простых экспериментов:

А) представим, что это модель моста (пластиковая линейка закреплена в лапках штативов горизонтально). Насколько безопасно перемещаться по такому мосту? Поставим на мост груз (деревянный брусок, нагруженный 1-2 грузами по 100г). Что мы наблюдаем?

Вопросы: Почему мост прогнулся? Изменил форму только мост или брусок тоже изменил форму?

- Конечно, мы не видим изменения формы бруска (можем об этом только догадываться). Но давайте изменим эксперимент.

- Что мы видим теперь?

В) закрепим воздушный шар на пружине.

Вопросы:-Я поддерживаю шар рукой. Что произойдет, если руку убрать?

-Куда и почему будет двигаться шар?

-Почему шар не падает вниз на Землю?

-Что произошло с пружиной?

-Что можно сказать о формах пружины и шара?

Вывод: при взаимодействии деформируются оба тела.

Поговорим немного о деформации:

-Деформация – это изменение формы и размеров тела под действием силы.

-Найдите силы, которые проявились в последнем опыте (со стороны каких тел и на какие они действовали).

-Какие виды деформации существуют?

-Посмотрите, пружину растягиваю влево, сила упругости заставит ее вернуться в первоначальное положение, значит, сила упругости направлена…

-Изгибаю линейку вверх, сила упругости направлена…

-Попробуйте ответить, а почему эта сила относится к электромагнитному взаимодействию? Подсказка: из чего состоят тела? Что происходит с частицами при деформации тел?

-Как выдумаете, будет ли изменяться сила упругости, если я буду растягивать или сжимать пружину? Как?

-Проведем эксперимент: линейка и пружина с указателем закреплены на штативе. Будем поочередно подвешивать грузы на пружину и фиксировать ее удлинение. Заносим данные в таблицу. Для расчета силы упругости используем равенство сил, действующих на груз: Fупр = Fтяж = mg. По данным таблицы строим график зависимости Fупр(?l).

-Какую линию получили на графике?

-Как называется такая зависимость в математике?

-Что происходит с силой упругости, если длина пружины увеличивается? Уменьшается?

-Как изменится сила упругости, если длина пружины увеличится в 2 раза? Посмотрим на график.

-Найдем отношение силы упругости к удлинению пружины (первый результат считаю я, остальные вы – по вариантам):

-Какой вывод можно сделать об отношении силы упругости к удлинению пружины? Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела.

Коэффициент жесткости зависит от длины образца, его площади поперечного сечения, а также от материала образца.

-Мы с вами получили закон, открытый английским физиком Робертом Гуком в 1660г..

Решение задач по вариантам

Решение задач из Лукашика.

Итог урока. Оценки ученикам.

IV. Домашнее задание: §27,упр 9 Лукашик№341-343 записывать в дневниках.

Читайте также: