План конспект по физике на тему решение задач
Обновлено: 06.07.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шаталовская средняя школа
Конспект урока по физике в 8 классе
Решение задач по теме
Актуализирован учителем физики Мамичевой И.С.,
проведен учеником 10 класса Ивановым В.П.
Тип урока : урок – практикум
Формы работы :
Цель урока: научить учащихся решать задачи
на расчет количества теплоты при нагревании, охлаждении и сгорании топлива,
на преобразование формул количества теплоты,
на применение уравнения теплового баланса.
Задачи урока:
1.Формирование умения самостоятельно решать задачи.
2. Развитие навыков самоконтроля и самоанализа.
3. Воспитание коммуникативной культуры, ответственности к порученному делу.
Дидактический материал:
Карточки с задачами для выполнения теста,
карточка для решения задач у доски,
алгоритм+ карточка для решения задач в тетради самостоятельно по подсказкам.
Выполнение тестового задания
Фронтальная работа по таблицам ( Определить ф изический смысл величин)
РЗ в тетради самостоятельно по подсказкам
Домашнее задание оформить решение задачи №2 в тетради, получить ответ.
Выполнение тестового задания
Подпишите свои Ф.И. Выполняем тест самостоятельно, в течение 3 минут.
Взаимопроверка
Передайте работы впереди сидящему однокласснику, ученики, сидящие за 1 партой, отдают работы ученикам за последней партой. Подписываем фамилии проверяющих. Сверяем ответы с верными – на слайде. Оценивает результат – выставляем отметку и подпись.
Начальная температура обозначается…
Конечная температура обозначается буквой…
Изменение температуры обозначается …
Удельная теплоемкость вещества обозначается…
Удельная теплота сгорания топлива обозначается …
Удельную теплоемкость вещества и удельную теплоту сгорания топлива можно определить по …
Количество теплоты, полученное телом при нагревании рассчитывается по формуле…
Количество теплоты, отданное телом при охлаждении рассчитывается по формуле…
Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива рассчитывается по формуле…
Если известно вещество и объем тела, то для расчета его массы необходимо…
Отметки продиктовать учителю:
Работа на уроке
Фронтальная работа по таблицам
(Определить физический смысл величин)
На экран выводим поочередно таблицы, прокручиваем для рассмотрения. Затем ученикам предлагается читать вслух задание и отвечать – какую таблицу необходимо использовать? Каков ответ на вопрос?
5. Почему в пустынях днем очень жарко, а ночью температура падает ниже 0°С?
6. Почему воду часто применяют в качестве охладителя в двигателях внутреннего сгорания и атомных реакторах?
7. Что больше: 2 кДж или 200 Дж теплоты?
8. Опытные садоводы знают, что плодовые плантации выгоднее всего размещать вблизи больших масс воды. Почему?
9.Медной и стальной гирькам одинаковой массы передали равные количества теплоты. У какой гирьки температура изменится сильнее?
Правильные ответы при работе с таблицами:
1. У воды с=4200 Дж/кг·˚С. Это означает, что для нагревания 1 кг воды на 1˚С потребуется 4200 Дж теплоты.
2. У свинца с=120 Дж/кг·˚С. Это означает, что для нагревания 1 кг свинца на 1˚С потребуется 120 Дж теплоты.
3. У водорода q=119,7 МДж/кг. Это означает, что при сгорании 1кг водорода выделяется 119,7 МДж теплоты.
4. У пороха q=3,8 МДж/кг. Это означает, что при сгорании 1кг пороха выделяется 3,8 МДж теплоты.
5. Песок обладает малой удельной теплоемкостью, поэтому быстро нагревается и охлаждается.
6. Вода обладает большой теплоемкостью и поглощает много теплоты при нагревании.
7. 2 кДж=2000Дж › 200 Дж
8. Вода обладает большой теплоемкостью, поэтому отдает много энергии.
9. У медной (у нее меньше удельная теплоемкость, поэтому быстрее будет нагреваться)
Деятельностная: продолжать формировать способы закрепления знаний.
Развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, речь, вычислительные навыки.
Воспитывать ответственное отношение к учебе, взаимоуважение.
Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами.
Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.
Учебник, задачник Лукашика, задачник Рымкевича, задачник Перышкина
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
IV. Первичное закрепление
План решения задач
- Экспериментальная задача с динамометром
- Устная задача.Сравните (устно) массу Земли и Вашу Массу по справочнику
С какой силой Земля притягивает Вас, притягиваете ли вы Землю. Если да, то с какой силой?
- Ученик едет на велосипеде. При этом за любые 2 секунды его скорость изменяется на 2, 5 м/с. Найдите равнодействующую силу
- Лукашик 155, 158 стр 21
- Лукашик стр 20 по рис 32 определить проекцию ускорения по графикам 3 и 5
- Перышкин 1522, 1529 (а)
- Тело бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Найти время подъема и высоту подъема .
- Как и во сколько раз изменится сила притяжения между телами, если расстояние между ними увеличить в 3 раза?
- Санки массой 3кг, движущиеся со скоростью 2 м/с догоняет мальчик массой 40 кг, бегущий со скоростью 2, 5 м/с и прыгает на них. Найдите скорость санок с мальчиком.
V. Информация о домашнем задании
Самостоятельно изучить параграф 22 и письменно ответить на вопросы
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Лист заданий к уроку 9 класса №32
1. Экспериментальная задача с демонстрационным динамометром, к которому подвешены два груза с противоположных сторон. Вопрос: что покажет динамометр?
2. Устная задача.Сравните (устно) массу Земли и Вашу Массу по справочнику
С какой силой Земля притягивает Вас, притягиваете ли вы Землю. Если да, то с какой силой?
3. Ученик едет на велосипеде. При этом за любые 2 секунды его скорость изменяется на 2, 5 м/с. Найдите равнодействующую силу
4. Лукашик 155, 158 стр 21
5. Лукашик стр 20 по рис 32 определить проекцию ускорения по графикам 3 и 5
6. Перышкин 1522, 1529 (а)
7. Тело бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Найти время подъема и высоту подъема .
8. Как и во сколько раз изменится сила притяжения между телами, если расстояние между ними увеличить в 3 раза?
9. Санки массой 3кг, движущиеся со скоростью 2 м/с догоняет мальчик массой 40 кг, бегущий со скоростью 2, 5 м/с и прыгает на них. Найдите скорость санок с мальчиком.
Лист заданий к уроку 9 класса №32
1. Экспериментальная задача с демонстрационным динамометром, к которому подвешены два груза с противоположных сторон. Вопрос: что покажет динамометр?
2. Устная задача.Сравните (устно) массу Земли и Вашу Массу по справочнику
С какой силой Земля притягивает Вас, притягиваете ли вы Землю. Если да, то с какой силой?
3. Ученик едет на велосипеде. При этом за любые 2 секунды его скорость изменяется на 2, 5 м/с. Найдите равнодействующую силу
4. Лукашик 155, 158 стр 21
5. Лукашик стр 20 по рис 32 определить проекцию ускорения по графикам 3 и 5
6. Перышкин 1522, 1529 (а)
7. Тело бросили вертикально вверх со скоростью 20 м/с. Найти время подъема и высоту подъема .
8. Как и во сколько раз изменится сила притяжения между телами, если расстояние между ними увеличить в 3 раза?
9. Санки массой 3кг, движущиеся со скоростью 2 м/с догоняет мальчик массой 40 кг, бегущий со скоростью 2, 5 м/с и прыгает на них. Найдите скорость санок с мальчиком.
Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
Оборудование: Папки с раздаточным материалом, индивидуальные карточки с заданиями, ПК.
Структура урока
Этап: Время:
1_Организация начала занятия 2 мин.
2_Проверка выполнения ДЗ 7 мин.
3_Подготовка к основному этапу урока 3 мин
4_ Усвоение новых знаний и способов действий 20 мин.
5_Первичная проверка понимания 5 мин
6_Закрепление знаний и способов действий 7 мин
7_ Подведение итогов занятия 2 мин
8_Рефлексия 2 мин
9_ДЗ 1 мин.
Задачи этапа Подготовка учащихся к работе
Методы, приемы обучения Беседа
Формы учебного взаимодействия Коллективная.
Деятельность учителя 1-Приветствие;
2-Проверка присутствующих, заполнение классного журнала.
Деятельность учащихся Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Формируемые УУД и предметные действия Личностные: формирование личностного отношения к предмету, к окружающим к самому себе.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
Задачи этапа: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция
Методы, приемы обучения: Самостоятельная работа
Формы учебного взаимодействия: Фронтальная
Деятельность учителя: Организует для учащихся кратковременную самостоятельную работу. Аналитическая: проверка не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности , гибкости и оперативности. Пример проверочной работы:
Деятельность учащихся: Выполняют самостоятельную работу.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные:
•коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
•оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
•волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
•структурирование знаний;
•выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Задачи этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;
Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
Методы, приемы обучения: Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.
Формы учебного взаимодействия: Фронтальная
Деятельность учителя: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Слово учителя:
Каждый человек сталкивается с физикой с самых первых мгновений своей жизни – он видит всевозможные окружающие его световые, механические, звуковые явления и даже не задумывается, что все они подчиняются жестким естественным законам. Большую часть из них понять и осознать самостоятельно практически невозможно. Но все-таки все они вполне объяснимы и происходят по определенным правилам, суть которых и раскрывает такой интересный и многогранный предмет школьного и высшего образования, как физика.
Цель этой науки заключается не только в толковании окружающей всех нас природы с точки зрения правил, но и в обобщении физической информации, поиска объяснения для более широкого круга явлений – таинственных или обыденных, постоянно происходящих в жизни. Именно с помощью физики можно наиболее полно постигнуть тот факт, насколько велика и разнообразна вся наша планета, весь наш мир.
Этап урока:
Задачи этапа: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
Методы, приемы обучения :Словесный, наглядный; индуктивные методы обучения (логика раскрытия содержания изучаемого материала от частного к общему);
Формы учебного взаимодействия: Коллективная, работа в группах.
Деятельность учителя:
Задание №1:
Учащиеся зачитывают подготовленные дома смешные факты об ученых, работавших в области электричества:
Ученик 1:
Майкл Фарадей
Странности Ампера
Ампер был чрезвычайно рассеян, предпочитал одиночество, имел неприятную для других привычку простодушно говорить все, что знал.
Ученик 3:
Нильс Бор
Вторая группа просматривает ролик о том, как можно использовать электростатику во благо человечества. Готовят комментарии к видео. Приводят свои примеры.
Задание №3:
Деятельность учащихся: Выполняют предложенные задания
Формируемые УУД и предметные действия:
Познавательные УУД:
видеть проблему, осознавать возникшие трудности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
Личностные УУД:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Этап урока:
Деятельность учащихся: Выполняют задание по карточкам. После чего меняются карточками с соседом, учитель озвучивает правильные ответы, учащиеся ставят друг другу оценки.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные:
•прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
•волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий.
Познавательные:
• доказательство, установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
• установление аналогий.
Этап урока:
Этап урока:
Задачи этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Методы, приемы обучения: Словесный
Формы учебного взаимодействия: Коллективная беседа
Деятельность учителя:
Слово учителя:
Перед тем, как вы запишите ДЗ, я бы хотела провести рефлексию.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия, в упрощённом определении, - это “разговор с самим собой”.
Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самопознание.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? Что у меня не получилось и почему?– вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Вот и вы попытайтесь осознать свою деятельность и ответить на предложенные вопросы.
Деятельность учащихся: Отвечают на предложенные вопросы.
Формируемые УУД и предметные действия:
Регулятивные УУД:
Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;
Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания;
Источники информации
1) Видео (Электричество из воздуха)
2) Видео (Кот и шарик)
3) Видео (Электричество и собака)
Примечание
Видеоролики, которые я использовала в ходе урока можно найти в сети интернет, вбив в поисковик "электростатика, животные". так же учителя могут заменить видео любыми другими, аналогичными, на свой вкус.
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Организационный момент (Деление на группы)
Подведение итогов, рефлексия
Задание для инклюзивных обучающихся (Приложение 3)
Оценка - как Вы планируете проверить знания учащихся?
Межучебные связи
Проверка соблюдения правил охраны здоровья и безопасности
ИКТ связи
Связи значений
Наблюдение, формативное оценивание
Работа в парах и группах и обсуждение их работы с другими учащимися и преподавателем развивают уважение к мнению окружающих способность общаться надлежащим образом со сверстниками и со взрослыми.
Реалистичны ли задачи урока/учебные задачи? Что Вы выучили сегодня? Какова была учебная атмосфера? Удачна ли подготовленная мной учебная дифференциация? Соблюдал ли я время? Какие изменения я внес в план и почему?
Место, оставленное ниже, используйте для комментариев по проведенному уроку. Ответьте на наиболее важные вопросы по уроку, приведенные в графе слева.
Какие два момента наиболее успешны (рассмотрите преподавание и обучение)?
Какие два момента улучшили урок (рассмотрите преподавание и обучение)?
Что я узнал из урока о классе и отдельных людях, что я расскажу на следующем уроке?
Название вашей команды_____________________________________________________
Молекулярная физика это_______________________________________________
Цель молекулярной физики состоит в _____________________________________
Термодинамика это ____________________________________________________
беспорядочное движение частиц__________________________________________
интенсивность диффузии зависит от _______________________________________
в каких веществах диффузия происходит быстрее всего?_______________________
параметры, которые могут изменяться при теплообмене________________________
прибор для измерения температуры________________________________________
температура таяния снега________________________________________________
температура кипения воды_______________________________________________
единица измерения температуры___________________________________________
виды температурных шкал_________________________________________________
значение абсолютного нуля________________________________________________
какова связь между 0 С и 0 К?________________________________________________
прибор, определяющий температуру звезд____________________________________
внутренняя энергия это____________________________________________________
мера средней кинетической энергии движения молекул это _______________________
как связаны между собой температура и внутренняя энергия_______________________
всегда ли тело обладает внутренней энергией?_________________________________
способы изменения внутренней энергии?_____________________________________
процесс изменения внутренней энергии при теплообмене без совершения работы называется …________________________________________________________________
одинаково ли значение теплопроводности у различных веществ?__________________
происходит ли перенос вещества при теплопроводности?_______________________
происходит ли перенос энергии при теплопроводности?_________________________
количество теплоты это__________________________________________________
от каких параметров зависит количество теплоты?_____________________________
плавление это __________________________________________________________
виды парообразования ___________________________________________________
удельная теплота плавления (формула) ______________________________________
конденсация это ________________________________________________________
факторы, влияющие на скорость испарения____________________________________
сопровождается ли испарения с выделением теплоты?__________________________
Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы 200 г льда, взятого при температуре , превратить в воду при температуре ?
.
.
.
Металлический образец массой 2 кг взят при температуре плавления и полностью расплавлен, при этом было израсходовано 420 кДж теплоты. Определите, что это за вещество и чему равна температура плавления этого металла?
, что по указанной нами выше таблице соответствует меди, а ее температура плавления равна .
Определите удельную теплоёмкость металла, если на нагревание бруска массой 100 г, сделанного из этого металла, от 20°С до 24°С потребовалось 152 Дж теплоты.
На сколько градусов нагреется кусок алюминия массой 2 кг, если ему сообщить такое количество теплоты, какое идет на нагревание воды массой 880 г от 0°С до 100°С?
Дидактическая цель: изучение и сравнение различных видов сил, дать понятие силы как причины изменения скорости тела, объяснить причины возникновения силы упругости, дать понятие веса тела и силы реакции опоры на тело, получить связь между силой тяжести и массой тела, показать роль физических законов в изучении взаимодействия тел, а также многообразие сил в механических явлениях.
Воспитательная цель:воспитывать любовь и интерес к предмету, самостоятельность мышления, сотрудничество, толерантность, любовь к природе
Развивающая:умение решать качественные и количественные задачи, развивать речь, логическое мышление, активность на уроке, извлекать из памяти необходимую информацию, развивать экологическую грамотность.
Основные знания и умения: уметь описывать характеристики сил, решать задачи, производить расчетыфизических величин и графически изображать силы.
Тип урока: комбинированный
Метод урока: иллюстративно-объяснительный, проблемно-поисковый
Оборудование: 2 штатива, груз с нитью, динамометр, брусок, пластиковая линейка, шарик с водой, проволки.
- Ребята! Мы с вами познакомились с одной из физических величин – силой. Узнали о существовании силы тяжести и силы упругости, а также о весе тела. Сегодня продолжим систематизировать наши знания полученные в ходе изучения данных тем. Перед нами стояли следующие вопросы:
Какова природа сил? Когда возникает? К чему приложена? Как направлена? От чего зависит?
II. Проверка домашнего задания:
а) два человека решают у доски задачи из Лукашика №336 и 338 и работа с рисунками №354 и 357
б) выступление учащихся (Биография Ньютона и Гука)
III. Систематизация изученного материала:
в) класс отвечает на вопросы, выведенные на экран с помощью проектора
Напишите обозначение всех физических величин и их единицы измерения, которые вы знаете. (в тетрадях)
В результате чего может меняться скорость тела?
Что такое сила?
Какую называют силой тяжести? Как она направлена? К чему она приложена?
Какую силу называют весом тела? К какому телу приложен вес тела?
В каком случае вес тела по своему числовому значению равен силе тяжести?
Чем объясняется возникновения силы упругости? Каково направление силы упругости?
Как формулируется закон Гука?
Какие величины называют векторными, а какие скалярные? Примеры.
Дайте определение единицы силы 1 Н.
- Начнем с простых экспериментов:
А) представим, что это модель моста (пластиковая линейка закреплена в лапках штативов горизонтально). Насколько безопасно перемещаться по такому мосту? Поставим на мост груз (деревянный брусок, нагруженный 1-2 грузами по 100г). Что мы наблюдаем?
Вопросы: Почему мост прогнулся? Изменил форму только мост или брусок тоже изменил форму?
- Конечно, мы не видим изменения формы бруска (можем об этом только догадываться). Но давайте изменим эксперимент.
- Что мы видим теперь?
В) закрепим воздушный шар на пружине.
Вопросы:-Я поддерживаю шар рукой. Что произойдет, если руку убрать?
-Куда и почему будет двигаться шар?
-Почему шар не падает вниз на Землю?
-Что произошло с пружиной?
-Что можно сказать о формах пружины и шара?
Вывод: при взаимодействии деформируются оба тела.
Поговорим немного о деформации:
-Деформация – это изменение формы и размеров тела под действием силы.
-Найдите силы, которые проявились в последнем опыте (со стороны каких тел и на какие они действовали).
-Какие виды деформации существуют?
-Посмотрите, пружину растягиваю влево, сила упругости заставит ее вернуться в первоначальное положение, значит, сила упругости направлена…
-Изгибаю линейку вверх, сила упругости направлена…
-Попробуйте ответить, а почему эта сила относится к электромагнитному взаимодействию? Подсказка: из чего состоят тела? Что происходит с частицами при деформации тел?
-Как выдумаете, будет ли изменяться сила упругости, если я буду растягивать или сжимать пружину? Как?
-Проведем эксперимент: линейка и пружина с указателем закреплены на штативе. Будем поочередно подвешивать грузы на пружину и фиксировать ее удлинение. Заносим данные в таблицу. Для расчета силы упругости используем равенство сил, действующих на груз: Fупр = Fтяж = mg. По данным таблицы строим график зависимости Fупр(?l).
-Какую линию получили на графике?
-Как называется такая зависимость в математике?
-Что происходит с силой упругости, если длина пружины увеличивается? Уменьшается?
-Как изменится сила упругости, если длина пружины увеличится в 2 раза? Посмотрим на график.
-Найдем отношение силы упругости к удлинению пружины (первый результат считаю я, остальные вы – по вариантам):
-Какой вывод можно сделать об отношении силы упругости к удлинению пружины? Модуль силы упругости при растяжении или сжатии тела прямо пропорционален изменению длины тела.
Коэффициент жесткости зависит от длины образца, его площади поперечного сечения, а также от материала образца.
-Мы с вами получили закон, открытый английским физиком Робертом Гуком в 1660г..
Решение задач по вариантам
Решение задач из Лукашика.
Итог урока. Оценки ученикам.
IV. Домашнее задание: §27,упр 9 Лукашик№341-343 записывать в дневниках.
Читайте также: